13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Богослужебный устав с появления полных списков его. С IX века (ч.5)
Дисциплинарная часть Студийско-Алексиевского устава
На основе Ипотипосиса выработана дисциплинарная часть в Студийско-Алексиевском уставе (XI—XII в.), который был так долго регулятором монашеской жизни в России. Но первоисточник здесь подвергся и большим изменениям, чем, например, в Иверском «Синаксаре», и значительно расширен: из 281 листа древнейшей рукописи этого устава дисциплинарная часть занимает около трети: 85 листов. Позднейшие рукописи оставляют без изменения эту часть устава. Из должностных лиц Ипотипосиса не упоминаются таксиархи и надзиратели; их обязанности, по-видимому, передаются епистимонархам, наименование которых переведено по-слав. «хитрьцяначальника»; их было двое (л. 215). Первым лицом после игумена был эконом («иконом»); но в церкви, если эконом не имел священного сана, первым после игумена считался старейший из священников (л. 266 об.). Затем такие «служьбьници» (служебницы): «кутьник» — главный начальник над трапезою (то, что у св. Феодора — келарь и трапезарь); «иже стареи на обою сторону церкви», т. е. два хитрецяначальника, хотя они (по другому месту устава) в церкви ставятся непосредственно после игумена и эконома (л. 266); «пономарь — съсудохранильник; житници ключарь; иже о больных стоить (больничный); иже въспоминае (будильщик?); деместик церковный (= канонарх); книжный хранитель; келарь (заведующий одеждой?) и старейший странноприимец». Игумен увольняет (а следовательно, и назначает) всех должностных лиц (л. 225 об., 226). Повиновение игумену должно быть такое же, как военачальнику. Пред разговором с ним и после кланяются ему до земли; а при встрече с ним или завидев его, кланяются «вельми» («Мнишескеи заповеди живущих в киновии рекъше вкупе жити», л. 216 об.). Одна из главных обязанностей игумена — почаще наставлять монахов и всех вместе, и каждого отдельно («О том, еже чясто оглашати мнихы», л. 223). Денежные дела монастыря игумену рекомендуется вести с ведома и при посредстве других должностных лиц: деньги хранить в ящике запечатанном им, экономом и кутником (л. 226 об.). Указывается порядок избрания игумена: после смерти игумена братия «по три дни общую молитву и пост сотворивше, тепле Божество да умолят, яко достойнаго поставити»; «посем предлежащу св. Евангелию, да изберут егоже ведят»; избранный должен быть не моложе 33 лет, из постриженников монастыря, а не поступивших из другого монастыря, чтобы не опечалить местную братию необходимостью «от чужаго пасеным быти» и чтобы игумен не «погубил устава божеств. отца нашего Ильи и Феодора»; нужно избирать также «брачныя отнюдь беседы не причастнаго» (не вдового и не оставившего жену), чтобы не отвлекала от монастыря «любовь к роду»; рекомендуется избирать из «священных» или «великых скимнык»; если избрание не единогласное, избирают трех кандидатов и представляют патриарху («О игуменех», л. 238 об. — 241). Что касается духа самого управления монастырем, то ктитор хочет, как мы видели, чтобы здесь соблюдались начала прп. Феодора, почему в конце устава прилагается перевод (неоконченный) епитимийника прп. Феодора под заглавием «О останцех церковных правил» (л. 280). Устав много отводит места приему в монастырь. Штат монастыря определяется в 40—50 и более иноков, «кроме сущим по селом» («О числе мних», л. 231 об.). Неизвестных лиц нужно пред приемом год испытывать, из других монастырей принимать только с хорошими отзывами; священников и диаконов из других монастырей допускать к служению только чрез 3 месяца, по изучении всех порядков монастыря. Нельзя требовать от поступающих взноса на монастырь («О попех и диаконех», л. 232—234 об.). Делающие большие взносы не смеют претендовать ни на какие удобства в монастыре («О приношениих», л. 234); принимать на таких условиях в монастырь хуже, чем делать заем. В случае недостатка средств в монастыре лучше что-нибудь заложить или позаимствовать у патриархии или ее монастыря («О отрицянии», л. 235 об. — 237). В связи с этим устав запрещает и погребать кого-либо в монастыре, «аще и что того ради подаст»; при этом ктитор-патриарх замечает, что и для себя он устроил гроб в монастыре не по своей воле, а по просьбе монахов; сам же он имел желание быть погребенным в Студийском монастыре, где молодым принял пострижение и подвизался до самого патриаршества («О том яко не погребати никогоже в манастыри», л. 237 об.). Ктитор хочет сделать монастырь, по образцу великих древних, возможно более изолированным от мира: выходить из монастыря можно только с позволения игумена; посетители принимаются первоначально только в странноприимницу, и о них докладывается игумену для дальнейших распоряжений. Для наблюдения за этим у внешних «странноприимных» врат монастыря находится один монах, а у внутренних три «от мужей старых и целомудренных и послушествованных от всех»; им можно чередоваться в посещении богослужения, а на своем посту рекомендуется читать Псалтирь и другие душеполезные книги. Женщинам безусловно запрещается вход в монастырь; дозволяется только царице с одной служанкой; придворным же ее, «женам елико их по ней», можно войти в монастырь только «мъвьными» (банными, или помойными) воротами в малую церковь; и царицу запрещается встречать всем, а только игумену, эконому, протопопу, пономарю и другим старшим («О странъноприимницех», л. 229—231). На Великий же пост от вечерни сырной Недели до пятницы 6-й недели монастырь затворялся безусловно, исключая случай привоза или же посылки кого-либо, для чего открывают задние ворота («Како подабает затваряти монастырь в се. Великий пост», л. 215 об.). С целью большей изолированности от мира монастырь должен был иметь у себя (как то практиковалось и древними высоко-нодвижническими монастырями) и такие необходимые учреждения, как больницу со врачом и аптекою, особый приют для престарелых иноков, находящийся в заведовании 8 старцев, причем подробно определяются средства содержания его от монастыря пищею, дровами, маслом, свечами; в этот приют принимались на свое содержание и христолюбивые миряне, причем тоже определяется подробно, за что берется с них плата, — не забыта плата за мыло в бане и «пьрание риз их от единыя ближних жен» («О недужных и старых», л. 241—244). Средства содержания монастырь должен был снискивать себе главным образом трудами иноков; поэтому от физических работ не освобождается никто в монастыре, даже игумен. В частности, и мерить тесто должны все по очереди, для чего братия делятся на три «чины»: первый называется («наричется») чином игумена, второй эконома и третий кутника; каждый из этих заведующих имел себе помощников: игумен кутника, эконом подэконома, а кутник подкутника; рядом с ними и один из братий (специалист?) ставился во главе каждого чина; на его обязанности лежал и призыв к мешению. После шестопсалмия при начале кафизм этот последний, конечно, приготовив все в пекарне, входил в церковь и, сделав поклон на середине, подходил сначала на правой стороне храма, потом на левой к каждому брату своего чина и с поклоном говорил: «Господи благослови в пекльницю»; вызванные таким образом собирались пред царские двери и вместе с тем братом по окончании первого антифона подходили к игумену, кланялись ему до земли; вызывавший говорил: «Благослови, помолися за ны св. отче»; тот отвечал: «Бог спаси»; в пекарне часть месила тесто, а часть пела «шестопсалмие, канон один и прочее утрени»; по окончании работы возвращаются в церковь и поют с прочими, «а первый рядить по доспению теста»; просфоры месил один пекарь («О метении», л. 227 об.—228). «Как месить тесто установлено самой братии, так и извне привозимые в монастырь тяжести, как-то дрова или вино и прочее, им самим повелеваем вносить с берега в монастырь, и никто не должен из гордости стыдиться такого дела, но прежде всех преподобный отец игумен да работает с усердием и радостью, подавая пример своим духовных детям» («О приношении тяжце», л. 229). Устав увещевает иноков все даваемые им поручения, особенно надзор за работами вне монастыря (где работы, должно быть, исполнялись преимущественно наемными руками под присмотром монахов), исполнять с постоянною мыслью о недремлющем оке и бояться, как греха Анании и Сапфиры или как святотатства, какой-либо недобросовестности («О посылаемых на службы», л. 219). В свободное время нельзя собираться для разговоров, нельзя ходить в келию другого и под предлогом учения. Желающие учиться собираются для этого в «трапезьницю» после утрени. Игумен заботится о том, чтобы каждый инок знал Псалтирь наизусть и пел ее в церкви по «живой книге душевной», а не искал книги там и здесь («Яко не подобает мнихом совокуплятися друг с другом», л. 220—221). В связи с внешней жизнью монастыря устав говорит «О одении мнишестемъ» (л. 223 об.—224) подробнее, чем нынешний Типикон (см. гл. 39 Тип.), и о бане: в нее ходят по билетам («печатям») от игумена, по-видимому, раз в месяц (место вытерто в рукописи), больные — по указанию врача (л. 225). — Обширные отделы устава под заглавиями: «Глава(ы) церковьнаго правила, подобны перьвому уставнику (т. е. уставу о пище) различьных глав в церковьней простирающихся службе» (л. 245 об. — 249), «О томь, яко с колицемъ въниманием стояти мнихом на божественных славословлениих» (л. 249—250), «О стоянии в церкви мних» (л. 253), перемежающиеся чисто богослужебными параграфами (о том, как петь Троичны, о количестве кафизм на утрене, о пении кафизм в субботу, о пении «Бог богом», т. е. 2-го антифона 7-ой кафизмы, и «Хвалите Господа», т. е. 3-го антифона 20-й кафизмы, с особыми аллилуиариями, о припевах к хвалитным псалмам и Господи воззвах), — эти отделы посвящены поведению в церкви монахов. Здесь, прежде всего, определяется время для утрени: она начинается в Пятидесятницу в начале 9 ч. (3 ч. ночи); от Пятидесятницы до Великого поста, а также в воскресенья и Господские праздники всего года в 7 ч. (1 ч. ночи); в понедельник—четверг Великого поста в пол. 4 ч. (полов. 10 ч. вечера), в пят. и суб. Великого поста в нач. 7 ч. (1 ч. ночи). С наступлением часа будилыцик («убужаяй») встает и идет прежде всего к келии игумена, кланяется до земли и говорит у дверей совне: «Благослови и помолися за мя, св. отче»; тот отвечает изнутри: «Бог спаси тя»; тогда будильщик у келии же игумена возглашает очень громко: «Благословите святии», и повторяет это так же громко, проходя мимо всех келий. Между тем начинается клепание сначала на «горничьним гостиньника биле» (в верхнее било у заведующего гостиницей), затем в большое било и наконец в малое (л. 246 об.—247). При входе в церковь делают земной поклон пред царскими дверьми, но не подходя для этого к алтарной преграде; чье место близ игумена, тот делает земной поклон и ему; братии поклона не делается (л. 253 об.—254). Утреня начинается в притворе, а зимою (с Воздвижения)в церкви. В церкви братия стоят у стен, впереди священники в порядке их посвящения, затем диаконы и т. д.; впереди всех на правой стороне — игумен, на левой — эконом. Стоять требуется не нагнувшись, бодро, ноги вместе, руки соединив под мантиею, не чесаться («еже бо блъсе, съмуши, въши или иному чему спадшю, абие на то помысл превращати и чесати, сему убо главу, сему же нозе, овомуже и ино нечто от телесе чясть, или влагати руце внутрь одеяния, не становита мужа будет, нъ зело нероды и нетерпелива», — л. 245 об.—249). Начинать пение, оканчивать его и творить поклонение после него нужно одновременно со старшим (л. 254). Указывается, какого характера должно быть пение шестопсалмия, Троичных и Бог Господь (см. ниже, 2 гл. Типикона). Чтец во время чтения должен быть непокровен, так и при трапезном чтении (л. 213). От епистимонархов («стареи обою страну») требуется тщательное обережение от порчи богослужебных книг (держать их под замком, не позволять касаться нагими перстами, не капать воском, не окропить слюною, — л. 261). В частности, из дисциплинарно-богослужебных сторон монастырской жизни устав подробно определяет чин целования после повечерия (л. 265), чин воздвижения Креста (л. 261), чин погребения монашеского (л. 273 об.); указывает, когда братии стоять в церкви со свечами: на «священие (храмовый праздник) церкви или притвора», на богоявленское освящение воды, в Неделю ваий, в Великий вторник при пении стихир Св. Страстей и в Великую неделю («Колижды хотят мниси взимати свеще», л. 271 об.—273). Назначается в Великий четверг чистить, а в Великую пятницу мыть церковь и указывается при этом, как освещать ее в Великую субботу и Пасху («О посеете церковнем», л. 278—279). — В тесную связь с богослужением восточные уставы всегда ставили пост, почему Студийско-Ал. устав и начинает свою дисциплинарную часть отделом о постах («Уставник расматряяй о брашне же и питии мнихом...», л. 196—212) и монастырский стол определяет на весь год еще с большею подробностью, чем нынешний Типикон. В этом отношении Студийско-Алексиевский устав, прежде всего, указывает порядок за трапезою, давая так названный впоследствии «чин о панагии» с не менее сложным ритуалом, чем нынешний, но только вместо панагии (Богородичной просфоры) возвышается блюдо с укрухами (л. 196 об.—201); делается замечание о порядке трапезы для не обедавших вместе со всеми — келаря и прислуживавших («О вътореи тряпезе», л. 201), о вечерней трапезе («О вечернии», л. 202), о чтении за трапезою и внимании к нему, запрещение быть недовольным кушаньями (л. 203—204), и наконец, подробное распределение кушаний на все посты (л. 205—211. См. гл. 32 и 33 Тип.). Эта статья заключается особым чином «коляды», т. е. исполнения певцами за трапезою пасхальною, успенскою, рождественскою и богоявленскою тропаря, кондака, икоса и ипакои, после чего певцам вручалось от игумена вознаграждение —«благословение по предании от кута» («Коляда», л. 211 об.)· Запрещается держать в келье пищу или посуду для приготовления ее; если иноку нужно предложить пищу посетителю или гостю своему, то это можно сделать только за общею трапезою с разрешения игумена (л. 213—214). Отдел о трапезе заключается указанием, «како подобает возжягати огнь, идеже пекутъ и в по-варници» (л. 216): повар входит в храм, трижды кланяется до земли «пред чистыми преградами» (иконостасом) и просит огня от церковника; тот омакает рогоз в светильник и зажигает от св. света. В другом месте устава определяется в цифрах праздничное довольство монастыря (включая, конечно, и посетителей): 8 сентября, 21 ноября, 6 января, 2 февраля, 25 марта — «хлеба спуды (неизвестная мера сыпучих тел) 3, вина меры 3»; 29 июня, 6 августа, 29 августа, Вознесение, Пятидесятница и Нед. всех свв. — хлеба спуды 3, вина меры 2; 14 сентября и 6 декабря — хлеба сп. 2 и вина 1 м.; 23 апреля хлеба сп. 1 и вина 1 м.; в храмовые же праздники монастыря это довольство значительно увеличивалось: 15 августа хлеба сп. 10, вина мер 10, кутии и пшеницы сп. 4, сочива сп. 4, воды 2; 11 ноября на св. Феодора Студита — хл. сп. 6, вина м. 8, кутии еп. 6, сочива сп. 6; 17 марта на св. Алексия — 4+6+3+2; 24 июня 4+4+4 кутии; 27 июля — 3+3+3+2 («О издаянии», л. 244 об.).
Дисциплинарная часть других ктиторских Типиконов
Немало отводят места дисциплинарной стороне монастырской жизни и все другие сохранившиеся ктиторские Типиконы. Большинство их имеет даже исключительно такое содержание, отсылая за литургическою практикою к другим Типиконам (см. выше, с. 362—363). Но эти Типиконы не оказали влияния на нынешний наш устав: ни один из них не старше Студийско-Алексиевского устава, который сохранялся в неизмененном виде в России до введения Иерусалимского устава. Тем не менее сопоставление этих Типиконов со Студийско-Алексиевским уставом может показать отличительный характер последнего и объяснить, почему именно этому уставу выпал такой широкий и продолжительный район действия. Ни в одном из известных ныне ктиторских уставов административный отдел не касается в такой степени всех сторон монастырской жизни, как в Студийско-Алексиевском уставе. Они занимаются более вспомогательными учреждениями монастыря — больницами, странноприимницами, чем внутреннею жизнью монастыря. Иногда делаются и заметные отступления от заветов подвижничества. Так, например, организация Константинопольского Пантократорского монастыря напоминает скорее штат св. Софии Константинопольской, чем великие лавры древности; здесь те же церковные чины, включая и четырех женщин, убирающих храм и соответствующих «мироносицам» св. Софии и храма Воскресения; черные работы лежат на четырех постоянных лицах, а не на всей братии по очереди. Замечательна особенность в выборе игумена, представляемая некоторыми из этих Типиконов: избирали трех кандидатов и окончательное избрание решали жребием, причем хартии с именами избранных полагались на престоле и возносилась молитва, чтобы Бог явил достойного; хартию брал с престола священник, неграмотный монах или мальчик.
Дмитриевский Α. Τυπικά, 671, 678. В уставе императрицы Ирины этот порядок избрания развивается в очень сложный обряд. На трех одинаковых хартиях писалась молитва: «Владыко Господи наш Иисусе Христе, молитвами Всенепорочной Владычицы нашей Богородицы Благодатной яви нам грешницам, считаешь ли ты достойною настоятельства над нами сестру нашу такую-то»; запечатанные попечительницею монастыря хартии клались на время бдения и литургии на престол; сряду после литургии поется Трисвятое и тропари Помилуй нас Господи... Слава: Господи призри с небесе и виждь... И ныне: Единородне, Единосущие... Священник (в полном облачении) говорит сугубую ектению, к которой присоединяет и прошение: «Еще молимся, да покажет нам Господь достойную настоятельства у нас»; сестры — «Господи помилуй» 30 раз и 15 коленопреклонений с воздеванием рук и молитвою: «Боже Сердцеведче, яви нам грешницам достойную настоятельства у нас». Священник, сделав 3 земных поклона пред престолом, с тою же молитвою берет одну из хартий, и по проверке печати запечатавшая вскрывает ее; избранная после 3 коленопреклонений берет с особого места пред алтарем Типик и жезл, становится на игуменское место, ей приносят приветствие, воссылается слава Богу, и бывает обычный отпуст от иерея (Тип. имп. Ирины, гл. 11 // Migne. Patrol, s. gr. 1.127).
Замечательно также требование некоторых из этих Типиконов, например, Евергетидского, чтобы Типикон прочитывался в начале каждого месяца за трапезою.
Типикон императрицы Ирины в дисциплинарном отношении
Из этих Типиконов заслуживает внимания Типикон имп. Ирины как первый (и почти единственный) опыт женского монашеского устава. Разница от мужских уставов: легче постный режим — в среду и пятницу обычно елей, ежедневно не два, а два или три блюда, но вина не по 2 или 3 чаши, а по 1, с дозволением и прибавки по воле игумении; спят все в одной или двух комнатах, чтобы «все были явны всем»; видеться с родственниками-мужчинами дозволяется только в воротах монастыря в присутствии игумении или честнейшей монахини; исключения не делается и для больных монахинь, которые приносятся к воротам в носилках. Священники должны быть монахи и евнухи. Они же являются экономами монастыря ввиду неудобства для монахинь внешних сношений за монастырем. Должностные лица те же, что у прп. Феодора, с небольшими дополнениями и изменениями: есть «житничная», «виночерпия», две «дохиарии» (одна для денежной отчетности, другая заведует одеждою), две «ергодотрии» — работодательницы, т. е. заведующие рукоделием.
Дисциплинарная часть в Иерусалимском Типиконе по грузинской и древнейшей греческой рукописям
В противоположность Студийским уставам, древние Иерусалимские имеют очень малую дисциплинарную часть. В древнейших списках Иерусалимского устава, например грузинском Шиомгвимском XIII в. и греческом Моск. Рум. Муз. Сев. собр. № 35/491 XIII в., дисциплинарные отделы вставлены там и здесь между литургическим материалом в первую общую часть Типикона, предшествующую месяцеслову и Триоди и излагающую чин воскресного и будничного суточного богослужения, так что эти отделы не только не образуют самостоятельной части устава, но едва заметны в нем; правила же поведения в церкви, составляющие в Студийских уставах наиболее видный дисциплинарный отдел, здесь большей частью размещены в чине самой службы, например, замечание о тишине во время шестопсалмия, о схождении ликов. Таким образом, собственно дисциплинарная часть в упомянутых двух списках Иерусалимского устава имеет следующий немногосложный состав. При конце изложения будничной службы делаются такие замечания. «Нужно знать, что монах, назначенный петь прокимен, после произнесения его кланяется святым дверям, потом обращается на запад и стоит со скрещенными на груди руками, пока братия не скажут последнего стиха: после он кланяется и идет на свое место. Если положены паремии, он же читает и их, а также и Деяния апостолов на бдении, и «Бог Господь». Он же говорит «Всякое дыхание» и кондак после 6-ой песни канона. После 9 песни священник говорит: «Свят Господь Бог» и начало «Слава в вышних Богу» на великом славословии. Упомянутый раньше монах говорит прокимны на литургии, он же читает и Апостол с «аллилуиа», если окажется знающим это. Если же нет, екклисиарх приглашает другого, умеющего; после прокимна они вместе вдвоем делают поклон. Нужно знать, что на утрене «Бог Господь...» и «аллилуиа», на литургии прокимны и Апостол поем и читаем стоя; во время чтения Евангелия, на Херувимской песни, на «Отче наш...» и на «Да исполнятся уста наша...» открываем голову». При пении нельзя разговаривать на службе, а также выходить из церкви, но нужно ждать, когда предложится чтение; нельзя и входить при пении того хора, в котором кто-либо стоит, но ждать, когда начнет петь другой хор; войдя в стасидию свою, нужно поклониться братии. По греч. ркп. наблюдение за этим возлагается на екклисиарха; грузинский же список требует здесь от екклисиарха наблюдения за тем, чтобы никто не стоял без пары, один. Екклисиарх должен распорядиться, чтобы стоящие в притворе братия не впускали в храм никого, ни монаха, ни мирянина, «когда церковь поет, что есть признак беспорядка» (поздн. ркп.: «но пусть ожидают отпуста», т. е. опоздавшие стоят в притворе до конца службы). Затем указывается порядок для чередования хоров при пении. «Хор, начинавший стихословие (кафизмы) на вечерне, должен начинать его и на утрене; он же начинает и песни (канон); из него же должен быть певец для прокимна, Бог Господь и ексапостилария; на литургии(тот же хор начинает) изобразительные, на повечерии — С нами Бог, Пресвятая Владычице Богородице, и Господи сил; во св. и Великую Четыредесятницу часы стихословятся так: хор, начинавший на утрене Хвалите Господа, начинает и стихословие 1-го часа (т. е.) аллилуиа на глас 6 (глас тропаря 1-го часа); на 3 часе начинает другой хор аллилуиа 2-й кафизмы на глас 6; на 6 часе другой хор — 1-ое аллилуиа 2 гл.; творящий же начало монах поет прокимен пророчества, читает и пророчество; творит же чтение и из Лествицы; на 9 часе начинает другой хор 1-е аллилуиа гл. 8; тот же хор творит начало Блажен; с вечерни же опять бывает перемена (хоров)». Снова Типикон возвращается к дисциплине по изложении службы часов и междочасий: после 1-го часа и его междочасия «желающие спастись не выходят из келии до времени церковного благовеста (κρούσματος), но одни занимаются рукоделием, другие чтением, иные псалмопением с ведома настоятеля; прислуживающие же (διακονηταί) занимаются (σχολάζουσι) служением своим. Должно знать, что когда мы находимся на церковных (чино) последованиях, правым хором управляет (τάσσει) екклисиарх, на левом же епистимонарх». Далее приводится статья о будильщике в редакции нынешнего Типикона (ср. Ипотипосис и Диатипосис). Наконец, и это уже в третий раз, древнейшие списки Иерусалимского Типикона касаются монастырской дисциплины в конце своей первой, общей, части, пред месяцесловом; здесь делается замечание, что на повечерии «на пс. 50-м кандиловжигатель (по груз. ркп. — канонарх) дает братии воды», — это ввиду того, что после повечерия, как последней молитвы дня, уже запрещается вкушение всякой пищи из-за завтрашней литургии (во дни бдений воду запрещается пить после вкушения благословенных хлеба и вина на вечерне); затем здесь же требуется повечерие оканчивать засветло (έπιούσης ημέρας, «еще сущу дню»); после повечерия «монахам нельзя творить бесед (συντυχίας) друг с другом, но отходить в свои келии, заняться немного Трисвятым, которое мы приняли (очевидно, правилом келейным, как и сказано в груз. ркп.) и чтением, чтобы со вниманием встать на полунощницу и прочее последование и службу (συνάξει) церковную».
Дисциплинарная часть по позднейшим греческим и славянским Иерусалимским Типиконам
Этот слишком уж скудный дисциплинарный материал последующие греческие списки Иерусалимского Типикона расширяют, главным образом вставками из Ипотипосиса. После изложения суточной службы с упомянутыми дисциплинарными вставками (иные из которых иногда опускаются, например в ркп. Моск. Син. библ. греч. № 381 XIII—XIV вв. опущено замечание о будильщике), нек. греч. имеют следующие отделы: 1) увещание предстоятелю не презирать заключающегося в Типиконе и не проводить много времени вне монастыря, не радея о вверенных ему душах; особенно же не оставлять монастыря в три св. четыредесятницы, и не позволять другим выходить в это время из монастыря; 2) увещание братиям заботиться только о небесном, усиленно искать Царства Небесного, стараться, чтобы все было у них по чину, особенно же в церкви, соблюдать ум неувлекаемым со стороны чего-либо мирского, идти по первому благовесту в церковь, стоять там внимательно с самого начала; с особенным благоговением и вниманием нужно стоять на шестопсалмии; входить тогда в церковь безусловно запрещается; кто не может так выстоять — старые, больные, — пусть стоят в притворе; требуется пение внимательное, медленное, кротким, ровным и ясным голосом; запрещаются разговоры на клиросах, а также на трапезе; на последней также запрещается глядеть по сторонам и куда не нужно, например, как другие едят; запрещается и роптать на качество предложенных снедей. Затем с особым заглавием: «Монастыря Студийского» дается ряд дисциплинарных выдержек из Ипотипосиса: о должностных лицах, об исповеди игумену на 4-й песни канона, о старце-брате, назначаемом в Четыредесятницу для напоминания о смерти, о 2—3 недельном испытании пред приемом в монастырь, о чтении книг из библиотеки в праздничные дни, о времени литургии в пост, о соразмерности в службах, о епитимии разбившему посуду на трапезе, о количестве одежды. После изложения чина литургии вышеупомянутые ркп. Типикона имеют еще две дисциплинарных статьи: о трех разрядах праздников — из Никона Черногорца (см. выше, с. 408) и следующие «Правила» (κανόνες) Никифора, патр. Константинопольского: разрешение болящему монаху в Четыредесятницу на варение, елей и вино; запрещение путешествовать в воскресенье, кроме нужды и насилия; запрещение причащаться от иерея, не постящегося в среду и пятницу; не должно принимать книг: Апокалипсисов Павла, Ездры, Зосимы, «двух мучений» св. Георгия, Кирика и Иулиты, книг Макария и Диадоха; позволение трудящимся монахам в Четыредесятницу в 9-й час вкушать хлеб, а вечером ужинать, с запрещением под предлогом работы разрешать на елей и вино; дозволение работникам вкушать пищу в непост с 3 ч., а в пост в 6 ч. (по Святогорск. уст., см. выше, с. 422). В славянских списках Иерусалимского устава почти все эти дисциплинарные указания исчезают, по крайней мере специальные отделы их; но взамен этого, как мы видели, в этих уставах появляются нынешние дисциплинарные выдержки из Никона Черногорца (в ркп. Моск. Синод, библ. № 329/384 XIV в. еще в особой тетради, пришитой спереди; в позднейших, например № 678/386 XV в., уже в самомтексте); по-видимому, эти выдержки внесены в устав Афанасием Высотским (см. выше, с. 375).
Марковы главы
Так постепенно наметились к XIII—XIV в. для Типикона все его важнейшие части: кроме основной месяцесловно-триодной части, еще общая богослужебная (суточные службы) и дисциплинарная. Позднее этих частей вошла в Типикон, в качестве самостоятельной и отдельной, еще одна часть: литургические указания на случай совпадения неподвижных праздников с воскресеньями или подвижными праздниками. В древнейших уставах эти указания очень кратки и неопределенны и даются в месяцеслове под соответствующими числами месяца. Так, уже в Студийско-Алексиевском уставе под 8 сентября сделано замечание, что если оно случится в воскресенье, «поется прежде недельная служба», и что так же надо поступать, если в воскресенье случится память апостола или евангелиста; из подробностей службы дается только указание относительно тропарей в конце вечерни и на литургии. Под 25 марта такое же замечание (в Студийско-Алексиевском уставе) очень обширно; оно предусматривает совпадение Благовещения с субботой и неделей обыкновенными, с Лазаревой субботой, Цветной неделей, всеми днями Страстной недели, с Неделей и понедельником св. Пасхи и дает указания относительно всех стихир, тропарей и канонов. Этим и исчерпывается в Студийско-Алексиевском уставе материал, соответствующий содержанию нынешних Марковых глав. Замечания эти здесь не надписываются именем Марка. Такой же вид и объем имеют эти замечания в западных Студийских Типиконах, и в Евергетидском Типиконе; и здесь над ними не появляется имени Марка, что для западных Студийских Типиконов особенно характерно ввиду близости их к месту деятельности Марка, еп. Отрантского. Такой же объем и вид имеют замечания о совпадении неподвижных праздников с подвижными в древнейших списках Иерусалимского устава, греч. Моск. Рум. Муз. Сев. № 35/491 и грузинском Шиомгвимском; здесь эти замечания очень близки к Студийским, за исключением, конечно, особенностей иерусалимской практики, и также не носят имени Марка. В позднейших греческих списках Иерус. устава, так уже и в ркп. Моск. Синод, библ. № 381 XIII—XIV в., эти замечания дополняются приписками на полях, так что кругом Благовещения поля нескольких страниц испещрены ими. Но в таком древнем списке Иерусалимского устава, как греч. ркп. Моск. Синод, библ. № 456, должно быть XIII в., все замечания такого рода собраны в одно место, разделены на 95 глав и надписываются: «Марка грешного иеромонаха свод (σύνταγμα), составленный на недостающее (άπορρούμενα) Типикона» (л. 165). Затем, и в древнейших славянских уставах, ркп. Моск. Синод. библ. № 328/383 и 329/384 XIV в., есть такой же свод этих замечаний с заглавием (в первом): «Марка грешнаго священномниха о останцех устава» (л. 189). Затем и во многих последующих ркп. славянских и греческих находится такой свод с различным количеством глав ис таким же именем в надписании, например: «священнейшего Марка Идрунтского», «Марка святейшаго эконома» и т. п. Не связанные, как ранее, с числами месяцев, эти сводки, принадлежность которых Марку, еп. Отрантскому IX—X в. (см. выше, с. 413), основывается только на свидетельстве этих ркп. Типикона, здесь получили возможность значительно расшириться и обобщить свое содержание — дать указания на случай совпадения с воскресеньями и подвижными праздниками не только отдельных праздников, но и целых родов их, как-то: Христова праздника вообще или Богородичного с воскресеньем, пред-, попразднства или отдания великого праздника с воскресеньем, великого (бденного), полиелейного или шестеричного святого с воскресеньем, с субботой и т. п. Это мы и видим уже в самых древних редакциях Марковых глав, носящих его имя (например, греч. Тип. Моск. Синод. б. № 456 XIII в., в слав. уставе Моск. Синод. библ. № 328/383 XIV в.). В позднейших славянских рукописях, так уже и в № 678/386 XV в., эти сводки разбиваются на две части: первая, содержащая общие указания о Господских и Богородичных праздниках и их пред- и попразднствах в неделю, о святых в неделю и субботу, ставится отдельно в 1-ой общей части устава, излагающей суточные службы, и имя Марка большей частью не надписывается над ней, а вторая с именем Марка распределяется по числам месяцев (т. е. принимает свой первоначальный вид). Так и в нынешнем Типиконе, но общая часть сокращена: только о святых в неделю и субботу. В еще позднейших слав. рукописях, с XVI в., например Музея Киевск. Акад. Аа 194 и 196, прибавляются указания о совпадении храмовых праздников с подвижными («Главы о храмах» нынешнего Тип.). В греч. же ркп., вплоть до печатного издания греч. Типикона, и в этом печатном издании Марковы главы помещены в одном отделе, хотя повторяются потом и под числами месяцев (в более короткой, древнейшей редакции), а храмовых нет.
Сводки кратких песнопений в Типиконе и т. п. материал
Но и это еще не все, что входило в состав древних Типиконов и входит в нынешний. Уже древнейший Студийско-Алексиевский Типикон в ркп. Моск. Типогр. библ. № 285/142/1206 XI—XII в. помещает рядом с уставными замечаниями на своих страницах и важнейшие, чаще других употребляемые, краткие песнопения, как-то: прокимны, аллилуиарии, кондаки и тропари. Такой материал в большем или меньшем объеме входит и во все последующие списки Типикона. Попадают в него и другие отделы, в той или иной степени сродного с ним содержания, например, сведения о жизни празднуемых святых (в Типиконе Великой Константинопольской церкви IX— X в.), чин литургии (ркп. Моск. Синод. библ. № 381), изложение важнейших догматов, Пасхалия (поздн. греч. списки).
План Типикона в исторической выработке
С такою же постепенностью, с какою слагалось содержание и рос объем Типикона, вырабатывался и план его. Простейший план — это в Типиконе Великой Константинопольской церкви IX—X в., имеющем только уставные замечания на разные дни года (месяцеслова и Триоди). Но прототипом плана нынешнего Типикона послужили Ипотипосис, приписываемый прп. Феодору Студиту, и его переработка — Диатипосис прп. Афанасия. Начинаясь изложением пасхальной службы (особый отдел с заглавием: «Как поступаем в собраниях св. и славного тридневного Воскресения»), эти памятники на первом месте дают ряд чисто литургических отрывочных замечаний — о богослужении в Пятидесятницу, в пост св. апостолов и далее на важнейшие неподвижные праздники и периоды церковного года, затем на Четыредесятницу (особый отдел «О св. Четыредесятнице»); в следующей затем дисциплинарной части речь сначала о должностных лицах, о поведении за богослужением, и после нескольких мелких замечаний дисциплинарного характера памятники переходят к монастырскому столу (в отделах «О количестве и качестве пищи и питья и о благочинии на трапезах», «О св. Великой Четыредесятнице» и «О Благовещении», последний § более литургического содержания), к работам монахов («О соразмерности в службах») и одежде их («О количестве одежды и об обуви и о устроении постели и о подобном» только в Ипотипосисе). Тот же план выдерживает в общем Студийско-Алексиевский устав, давая сначала триодный устав (с Недели мытаря), затем месяцеслов (в ркп. Моск. Синод. библ. № 333/381 XIV в. и 905/382 XV в. месяцеслов ранее — перестановка позднейшая, как показывает предисловие к месяцеслову во второй ркп.); следующая затем дисциплинарная часть вначале тоже, по-видимому, намерена следовать Ипотипосису, говорит сначала о столе; но затем оставляет выдержанный план, стараясь лишь располагать предметы по какому-либо сходству: как например, §§ о должностных лицах стоят почти все рядом, то же §§ о поведении за богослужением. Типикон Великой Константинопольской церкви IX—X в. положил начало другому плану Типиконов, поставив месяцеслов ранее Триоди. Такого порядка держатся все западные Студийские Типиконы и Евергетидский. Типикон Великой церкви и западные Студийские не имеют дисциплинарной части, но Типиконы Калабрийской редакции (Николо-Касулянского монастыря) начинаются общелитургической частью, заключающей (в 28 главе) наставления о тех или иных пунктах суточного богослужения, например о пении Бог Господь и аллилуиа, о благовесте, о каждении, о кафизмах на утрене и вечерне в простые дни и в праздники, об отмене поклонов в некоторые дни, о кафизмах в посты и попутно о трапезе в обыкновенные дни и посты, о стихирах на службах — воскресных, будничных, праздничных, о канонах на разных службах, о чтениях, о повечерии. Похожие главы были и в Типиконах Сицилийской редакции, но между месяцесловом и Триодью. Евергетидский Типикон после месяцесловной и триодной части дает чин воскресного бдения и литургии, делает общие замечания о будничных службах, приводит прокимны литургийные, воскресные и будничные, аллилуйные стихи вечерни, говорит о субботней вечерне и панихиде по усопшим, о поведении канонарха, о каждении, о входе и выходе из церкви в течение службы, а затем в особом «Прологе» дает дисциплинарную часть устава («Изложение и изображение жизни в монастыре»). Как бы третью эпоху в выработке плана для Типикона создали Иерусалимские Типиконы, которые, удержав порядок Константинопольского и западных Студийских в следовании Триоди за месяцесловом, этой «синаксарной» и главной части Типикона предпослали общелитургическую и дисциплинарную часть, при этом, сообразно главной особенности своей — воскресным бдениям, они стали начинать Типикон именно чином этого бдения и вообще воскресной службы, продолжая его чином будничной и субботней служб, иногда и праздничной службы, и переходя затем к общим уставным замечаниям, к постам, и вообще к порядку монастырской жизни; после же синаксарной части следовали, так сказать, «приложения» — тропари, прокимны, храмовые главы, Пасхалия. Но этот состав рос и осложнялся постепенно. Древнейшая редакция Иерусалимского Типикона, представленная грузинским Шиомгвимским и старейшими греческими ркп. Моск. Рум. Муз. Сев. собр. № 491/35, Моск. Синод, библ. № 456 и 381 (XIII-XIV в.), имеет следующие отделы: чин малой вечерни (только греч.), чин всенощного бдения, о количестве бдений в году (= гл. 1 и 2 нынешнего Типикона), о числе кафизм на утрене и вечерне всего года (= гл. 17 нынешнего Типикона), чин будничной вечерни и утрени (при пении аллилуиа, — гл. 9 нынешнего Типикона), 1-й час (при аллилуиа), ряд мелких замечаний богослужебно-дисциплинарного характера: о непении аллилуиа на вечерне воскресенья и пятницы; что произносит на службах канонарх и какие стихи иерей; что поем стоя и на что открываем голову (см. выше, с. 431); о количестве и составе стихир на Господи воззвах, т. е. будничной вечерни (всегда 6, и только из Минеи; если там 3, удвояются) и на стиховне (всегда Октоиха по гласу) и о соединении ликов для пения последних; — когда кадит иерей («на Господи воззвах, на шестопсалмии, на 9-й песни, на которой делаем и поклоны до земли всегда, и на Непорочны во все субботы и воскресенья»), о составе стихир на Господи воззвах и стиховне в период Пятидесятницы, об образе пения «полиелея» (т. е. 1-ой славы 19 кафизмы), «Бог богов» (2-й славы 7 каф.) и «Хвалите Господа» (3-й славы 20 каф.) при Бог Господь и аллилуиа (видоизменение известной статьи Студ. устава — см. выше, с. 365 и 376); запрещение разговаривать, входить и выходить при пении, о чередовании хоров (см. выше, с. 431) (в груз. ркп. здесь о канонах утрени всей седмицы); общее замечание о часах и междочасиях в малые четыредесятницы и отличии их от часов Великой Четыредесятницы; чин междочасий 3,6 и 9 часа и способ соединения их с часами; чин изобразительных; замечание о количестве аллилуйных дней в Рождественский пост; замечание о количестве поклонов при Бог Господь (только при входе в церковь 3: один пред алтарем и два на лики, и на отпусте три великих, в келии по желанию); когда не поются междочасия(только в дни бдений и святых со славословием); междочасие 1 часа (в келии); ряд дисциплинарных замечаний о поведении после 1 часа, об управлении на правом хоре екклисиарха, а на левом епистимонарха, о будильщике (см. выше, с. 432); о канонах на утрене во всю седмицу (в греч. ркп., = гл. 11 нынешнего Типикона); о службе субботней с памятью святого (т. е. с Бог Господь, = гл. 12 нынешнего Типикона), — причем делается замечание, что если в субботу не случится память апостольская или великого святого, поется аллилуиа; о службе субботней с аллилуиа (= гл. 13 нынешнего Типикона; в груз. ркп. статьи о субботней службе после месяцеслова и Триоди); как читаются Евангелия и толкования на них (= гл. 10 нынешнего Типикона); когда совершается литургия Василия Великого, Иоанна Златоуста и Преждеосвященных (ныне примеч. «зри» к 10 гл. Типикона); о порядке чтения утренних воскресных Евангелий; о пении Богородичного канона на повечерии и дисциплинарные замечания о воде на повечерии и о поведении после него (см. выше, с. 432). Позднейшие греч. рукописи несколько перерабатывают и дополняют древнейшие, но не в плане. Этим груз. и древнейшие греческие ркп. заканчивают первую общую часть Типикона и переходят к месяцеслову и Триоди; но позднейшие греч. ркп., и даже Моск. Синод. библ. № 381 XIII—XIV в., имеют до месяцеслова еще вышеприведенные (на с. 433) дисциплинарные увещания предстоятелю соблюдать Типикон, не оставлять монастыря, особенно в четыредесятницы, увещание инокам искать Царства Небесного, правила о внимании в церкви, о пении шестопсалмия, о тишине при этом, выдержки из Диатипосиса, чин литургии для диакона и певчих, возгласы священника на вечерне и утрени, «как должно кадить священнику» (= 22 гл. нынешнего Типикона), табель праздников, столп утренних Евангелий, указание, когда начинается и заканчивается чтение каждого евангелиста в церковном году (и об отступках), правила патр. Никифора. После месяцеслова и Триоди древнейшие рукописи Иерус. Тип. представляют большое колебание. Груз. ркп. имеет здесь вышеупомянутые статьи о службе субботней с Бог Господь и с аллилуиа, чин Православия, светильны праздников, важнейших святых и Триоди, Пасхалию, кондаки праздников и важнейших свв., тропари Ангельский собор3. Из греч. ркп. древнейшая Моск. Рум. Сев. 491/35 здесь имеет устав каждения, прокимны литургийные с аллилуиариями воскресные и будничные, прокимны утренние воскресные, светильны Октоиха, увещание соблюдать устав, отпустительные тропари общие свв. (л. 172—175 об., без конца). Ркп. Моск. Синод. библ. № 456 XIII в. здесь же имеет устав каждения, такие же прокимны, извлечение из Ипотипосиса, «О круге луны» (сведения о Пасхалии), стихиры, поемые на Господские праздники и на дни великих святых в конце утрени, Богородичны с Крестобогородичными и седальнами, Херувимские песни, тропари после Евангелия на 50 пс. вместо «Молитвами апостолов», Марковы главы — 63, воскресные тропари и ипакои 8 гласов, кондаки Триоди и важнейшие из месяцеслова; другим почерком: часы в навечерие Рождества Христова, Богоявления и Великой пятницы (последние — только начало псалмов), — другие, чем в уставе на ряду (именно, нынешнего типа) (л. 134— 240). В начале этой ркп. прибавочная тетрадь другого письма, где между прочим помещены оглавления (πίναξ) нескольких сборников с праздничными словами и чтениями (л. 7—12); оглавления эти, должно быть, служили для подыскания в соответствующих книгах требовавшихся уставом чтений. Ркп. Моск. Син. библ. № 381 XIII-XIV в. после месяцеслова и Триоди имеет: тропари на 50 пс. вместо «Молитвами апостолов», часы в навечерия, Богородичны на Бог Господь и в конце утрени, кондаки Богородичны по гласам и дням седмицы, кондаки праздникам, важнейшим свв. и Триоди, прокимны воскресные литургийные и утренние, и будничные, «мудрейша-го... (нечетко) переложение икосов Пресв. Богородицы (т. е. акафиста Ее)», чин пред литургией для священника и диакона (облачальные молитвы, проскомидия, каждение храма) (л. 177—199). Позднейшие греческие рукописи имеют между дополнительными статьями следующие лишние по сравнению с рассмотренными рукописями: «последование закваски», ζύμης, «о возвышении артоса в Новую (Светлую) неделю» (№ 380, л. 260), «молитва на освящение плодов» (№ 379, л. 242).
Последование это, заменившее собою чин мешения теста Студ.-Ал. устава (см. выше, с. 426) и удержанное некот. слав. ркп., состояло в следующем. После утрени и 1 часа, если в пекарне бывает закваска хлеба, чередной иерей идет туда в епитрахили с кадилом и в преднесении свечи, как на литию, при пении литийной стихиры храма с Богородичным, в сопровождении братии; в пекарне бывает малая ектения и молитва на благословение хлеба, как на бдении (только вместо «хлеби сия» — «мешение тесто сие»); в закваску вливается агиасма и бывает отпуст «Христос истинный Бог наш молитвами Пречистыя Своея Матере и всех свв. труждающимся во обители сей отцам и братиям нашим подаст мзду небесную и нас помилует...» (Ркп. Моск. Синод. б. XVI в. № 379, л. 290; № 380, л. 22; слав. № 678/386, л. 233 и др. ркп.).
План греческого печатного издания Иерусалимского Типикона
Далее этих дополнительных статей развитие Иерусалимского Типикона в греческих списках его не пошло, как показывают печатные издания его XVI в., не только не имеющие каких-либо других статей, кроме даваемых описанными рукописями, но и сокращающие число этих статей, вообще тяготеющие более к древним ркп. Печатные издания греч. Иерусалимск. Типикона сделаны в Венеции, первое в 1545 г., второе с небольшими дополнениями (две новых дисциплинарных статьи) в 1577 и следующие 1603, 1643 г. без перемен с 1577 г. Печатное издание греч. Иерусалимского Типикона распадается на 5 частей: общая литургико-дисциплинарная, месяцеслов, Триодь, Марковы главы и дополнительные статьи; но издатели делят Типикон на две части, давая для первых трех общий счет глав — 100, Марковых глав тоже 100, а дополнительные статьи, не нумерованные главами, считают просто приложением. Первая, общая литургико-дисциплинарная часть, разделенная на 10 глав, представляет из себя почти буквальное воспроизведение такой же части древнейших греческих рукописей, например ркп. Моск. Рум. Муз. Сев. собр., л. 1—19, в сравнении с которой и другими известными греч. ркп. здесь только одна лишняя статья — гл. 7: «о том, какие каноны предпочитать»: «нужно знать, что если Минея имеет на память какого-либо святого каноны различных творцов, то если есть канон кир-Космы, он предпочитается; если есть каноны кир-Иоанна и других, Иоанна предпочитается; если кир-Феофана и других, кир-Феофана предпочитается, ибо он преимуществует пред другими; если кир-Иосифа, то он предпочитается остальным творцам. Если таких (Иосифовых канонов) нет, то кир-Иоанна; если их не встречается, то кир-Феофана. Из всех же их, каноны кир-Иосифа предпочитаются всем остальным». (Таким образом, каноны позднейших творцов предпочитаются древнейшим). Марковы главы имеют тоже такой же состав, как в древнейших греч. ркп., например Моск. Синод. библ. № 456, но к ним присоединены, очевидно, для получения 100 глав, в качестве 94—100 главы: о службе субботней с аллилуиа, о седмичных канонах, устав каждения, прокимны и устав их пения чтецом. Дополнительные статьи: «вопросы из законных установлений» — о пище в вел. праздники, приходящиеся в посты (на осн. Правил св. апостолов, Феофила Александрийского и др.); «Послание Николая патр. Константинопольского к Синайскому игумену Анастасию в стихах» о том же и вообще о поведении монахов; «Анастасия еп. Кесарии Палестинской об арцывуриевом посте»; «св. отцов в Антиохии о Великой неделе» — о том же; из «Апостольских Постановлений», V, 13 о праздниках и постах; «Постановление Петра и Павла» (апокрифическое) о нерабочих днях; «о церквах», — что при невозможности богослужения в них надо совершать его в домах; о благочинном пении в церкви по 75 пр. Трулльского Собора; дни разрешения постов и степени его; две других статьи о том же; жития 4 евангелистов (из Синопсиса св. Дорофея Тирского); порядок чтения евангелистов в году; как должно верить; «главы увещательные в изречениях» (нравственные наставления); Пасхалия.
Состав и план славянских рукописей Иерусалимского Типикона
Славянские списки Иерусалимского устава значительно разнятся по плану и составу от известных ныне греч. ркп., увеличивая содержание их новыми статьями, число которых обыкновенно растет с возрастом рукописей. Древнейшая из таких ркп. русского происхождения, Моск. Синод. библ. № 328/383 XIV в., имеет следующие новые статьи по сравнению с известными греческими: чин трех родов повечерия и полунощницы, чин трапезы (позднейший «о панагии»); с другой стороны, почти все мелкие замечания общей литургико-дисциплинарной части греч. ркп. здесь опускаются, и из этой части здесь оставляется только чин всенощной с замечанием, сколько всенощных в году, и чин будничных — вечерни, утрени и часов с междочасиями; нет даже глав о субботней службе. Ближе к греч. ркп. слав. ркп. Моск. Синод. б. № 329/384 XIV в.: она имеет многие из дополнительных статей греч. ркп., но не более первой ркп. имеет из вступительной литургико-дисциплинарной части греч. ркп. Имеет и новые статьи: не говоря о пришитой впереди ее тетради другого, должно быть позднейшего, почерка и разнородного содержания (прокимны, Ап. и Еванг. на разные потребы, молитвы, отпусты, чин мешения хлеба), где даны дисциплинарные выдержки из Никона Черногорца, составляющие гл. 32—47 нынешнего Типикона, в основной ркп., в числе Марковых глав, помещенных здесь после месяцеслова, встречаются и такие: о святем, ему же выход (лития) (из сербск. устава), о стихословии 1 песни («Господеви поем...» = гл. 18 нынешнего Типикона), о стихословии Честнейшую (= гл. 31 нынешнего Типикона). Еще ближе к греч. ркп. слав. ркп. Моск. Синод, б. № 332/385 конца XIV в. Здесь дана в переводе вся почти вступительная часть греч. ркп., а после нее, до месяцеслова, дается часть Марковых глав общего содержания (о праздниках Богородицы в неделю и т. д.) с теми новыми по сравнению с греч. ркп. главами, что и в № 329, и еще с главой «о еже како вжигати свещи» (= гл. 25 нынешнего Типикона); затем дисциплинарные выдержки из Никона Черногорца; после месяцеслова и Триоди — Апостолы и Евангелия общие святым, на разные потребы, воскресные, отпусты, молитва на мешение хлеба, припевы на 9 песни. Здесь уже вполне план, даже состав и объем, нынешнего Типикона; недостает храмовых глав. К нему близок Уст. Моск. Синод. библ. № 678/386 XV в. Он между прочим дает чин панихиды за усопших и в связи с ним чин «за приливок» на трапезе (т. е. молитвы с пением при наливании вина в честь усопших, — л. 22 об.). Дальнейшие рукописи вводят еще новые статьи, немногие из которых приняты в нынешнего Типикона, например Моск. Син. б. № 336/388 нач. XVI в. «о запоне св. алтаря, когда отверзается», № 337/389 - 1553 г. «О храмах на весь год» (то же № 335/391 нач. XVII в.: «Указ храмный»). Не все такие статьи имели одинаково близкое отношение к уставу. Так, иногда помещался в Типиконе весь Часослов (ркп. Моск. Син. библ. № 331/387 — 1438 г.), скитский устав (см. выше, с. 393), наставление, как служить, «аще где несть месячных Миней» (№ 335/391, нач. XVII в., л. 312), «молитва над ужасающимся во сне», молитва «храму, в немже начнет бес жити» (там же, л. 562), «молитва о избавлении блуда» (№ 953/395 XVII в., л. 279 об.), аскетические наставления св. отцов: Афанасия Великого, Макария, Максима Исповедника (там же, л. 267, 277), сказания такого же характера («сказание еже во сне соблажненнем», — там же, л. 379 об.)
Печатные издания славянского Иерусалимского Типикона
Печатные издания славянского Типикона в России должны были брать основой своей употребительные славянские списки; посему на первых порах, пока не сознавались недостатки последних, они были такого же плана и состава. Первое издание слав. Типикона в России сделано в 1610 г., с благословения патр. Гермогена, с совета тогдашних архиереев, головщиком и уставщиком Троице-Сергиевой лавры Лонгином (Шишелевым) на основании нескольких рукописей, но, должно быть, только русско-славянских. Оно заключает общую литургико-дисциплинарную часть — 57 гл., Марковы главы — 173, устав о службе славяно-русским святым, особенно при совпадении их с Пятидесятницей — 25 гл., храмовые главы — 46, месяцеслов и Триодь. Дисциплинарная часть здесь очень обширна, но не везде систематична; много выдержек из Студ. устава, из Святогорского по Никону; можно сказать, не опущена ни одна дисциплинарная статья из славянских списков; но совершенно постороннего Типикону материала (молитв из Требника) нет. За некоторые неисправности в тексте, главным образом за несоответствие возгласов молитв их содержанию (молитвы одному Лицу Св. Троицы оканчивались возгласом с обращением ко всей Св. Троице) и прибавку в водосвятной молитве к слову «Духом Святым» «и огнем» это издание Типикона патр. Филаретом было осуждено на сожжение (несколько экземпляров уцелело в Моск. Типогр. библ. и др.) как еретическое, и сделано новое издание в 1633 г., несколько систематичнее и короче: исключены некоторые статьи русского происхождения, между прочим и из Марковых глав. Издание это сделано тоже на основании славянских рукописей. Оно перепечатано в 1634 г. без изменений (исправлена только ошибка в нумерации страниц). (С этого издания печатается ныне старообрядческий устав). Следующее издание при патр. Иоасафе 1641 г. восстанавливает многое исключенное в 1633 г. и делает некоторые поправки в тексте. К нему близко издание 1651 г. при патр. Иосифе. Патр. Никон не успел заняться исправлением Типикона. Оно было сделано при патр. Иоакиме, и результатом его явилось издание 1682 г., в котором Типикон получил уже нынешний свой состав и объем. Справщики теперь впервые обратились к греческим рукописям, а также и к древнеславянским; на одном экземпляре устава 1641 г. (в Моск. Типогр. библ. № 1373) сохранились пометы справщиков для печатания — приписки, зачеркивания, наклейки, и между прочим указаны (в приписке над месяцесловом) источники для исправления: «по указу святейшаго патриарха со архиереи велено последовать во всем греческим уставом и Минеом, и славянским правленным Часословом и Трефолою (Празднич. Минее) Львовскому изд. (во Львове 1632 г. и одобренному 4 восточными патриархами) и словенским уставом и Филаретову» (т. е. Типикону 1633 г., как наиболее приближающемуся по своей краткости к греческим). Сохранились следы работы справщиков и на некоторых рукописях устава, например на ркп. Моск. Синод, библ. № 321/393, где на выходном листе прямо сказано: «начата печататися.... совершися же и в типографии издадеся... в лето... 1682» (есть пометы справщиков, но неизвестного времени, и на ркп. той же библ. № 337/389, например против заупокойного икоса: «о аллилуе доложить одиножды или трижды», против Усекновения: «о рыбе доложити, на ряду не указано ясти»). Устав 1682 г. в сравнении с непосредственно предшествующими значительно сокращен, исключены все статьи русского происхождения (например, чин целования плащаницы) и до 50 памятей русских святых по неимению их в греческих книгах; затем этот устав согласован с текстом других богослужебных книг, недавно исправленных, в тех местах, где он соприкасается с ними в тексте тропарей, кондаков, начальных слов стихир. В дисциплинарной части, кроме сокращения, устранены противоречия между отдельными статьями, особенно о постах; исключена статья «от правил св. отец», противоречившая Иерусалимскому уставу. В литургических отделах устранены выражения, благоприятствующие двукратной аллилуие, устав о каждении согласован с современным устройством храма, яснее изложен устав о великопостных поклонах, уничтожено «Да исправится» на литургии Благовещения, отменено воскресное Евангелие на Рождество Богородицы, случающееся в воскресенье, по великом славословии. Следующее издание Типикона последовало в 1695 г. при патр. Адриане: изменения коснулись месяцеслова, который был согласован с исправленными при этом патриархе Минеями; из числа исключенных изданием 1682 г. русско-славянских святых в изд. 1695 г. возвращено около 12 памятей (например, прп. Андрея 2 октября, вмч. Георгия 26 ноября, св. Арсения Тверского 2 марта, Тихвинской иконы 26 июня, свт. Филиппа Московского 3 июля); но исключены помещенные в уставе 1682 г. памяти Евфросина Псковского 14 мая — из-за соединения с его именем сугубой аллилуии, и Николая Ка-чанова 27 июля. С1695 г. Типикон печатается почти без изменений; вносятся только памяти вновь канонизуемых святых.
Нынешний греческий Типикон
Греческая Церковь ныне пользуется для соборных и приходских церквей не Иерусалимским Типиконом, а особым, представляющим приноровление Иерусалимского устава к практике студийской и даже св. Софии (уставу Великой церкви). Практика эта, живя века неписаным преданием, нашла себе выражение в печатном издании греческого Типикона, сделанном в Константинополе в 1838 г. протопсалтом Великой церкви Константином под заглавием Τυπικόν έκκλησιαστικόν κατά την τάξιν της του Χριστού Μεγάλης εκκλησίας, повторявшемся несколько раз (1851, 1868,1884 г.) и переведенном на слав. язык для болгар иером. Неофитом Рыльским. Как предназначенный не для монастырей, за которыми в предисловии признается право руководиться прежними уставами, отличаясь от Иерусалимского устава главным образом отсутствием бдений, Типикон этот не имеет и монастырско-дисциплинарной части. Общая часть его (в 6 стр. 8-го) состоит из устава службы воскресной, особенностью которой является чтение Евангелия по 8 песни канона и отмена часов (в уставе не упомянуто, и на практике не читаются), из замечаний об отличии от нее праздничной службы, о времени совершения 3 разных литургий; к этому присоединяется 75 пр. Трулльского Собора о благочинии в пении, 15 пр. Лаодикийского Собора о дозволении петь в церкви только клирикам и запрещение Иерусалимского устава разговаривать в церкви. Особенности месяцеслова: служба Рождества Христова и Богоявления не имеет великого повечерия, а состоит лишь, из утрени с литией в начале; если Благовещение случается в Великую пятницу или субботу, то переносится на Пасху, за исключением монастырей (это введено патр. Григорием VI в 1835—1840 г. ввиду уставных затруднений при таком совпадении, с которыми не могли справиться приходские священники); 29 сентября местная греч. память — чуда Богоматери на о-ве Корфу; вмч. Екатерины 25 ноября; мч. Харалампию 10 февраля и мц. Евфимии 11 ноября — праздничные службы (первому Преждеосвященная и на 1 седмице Великого поста, исключая понедельник). Особенности в Триоди: на 1 седмице Великий канон читается на повечерии после славословия, в конце повечерия — Евангелие (остаток песненной паннихиды); в 1 пятницу Великого поста нет чина над коливом св. Феодору; на 5 седмице Великого поста Великий канон поется или на малом повечерии по Достойно, или на утрене, как у нас; акафист поется на малом повечерии пред 1, по 3, 6 и 9 песни канона; раздаяние ваий бывает на хвалитных; плащаница в Великую субботу уносится в алтарь навсегда после вел. славословия на утрене; на пасхальной утрене после «Воскресение Твое Христе Спасе» Еванг. Мф. 28 гл.; слово Златоуста — по заамвонной молитве; Евангелие на пасхальной литургии обычно, а на разных языках за вечерней. После Триоди в Типиконе добавочные статьи: чин освящения храма, чин вступления патриарха в патриархию, объяснения названий для разных церковных песней и между ними названия сребренников («О 30 сребренни-ках»), время благовеста к различным службам и дни служения патриарха, правила бракосочетания, чин погребения.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.