Поиск авторов по алфавиту

Богослужебный устав с появления полных списков его. С IX века (ч.4)

Иерусалимский месяцеслов
Месяцеслов в представителях Иерусалимского устава — Типиконах и Минеях — однообразнее Студийского. Древнейшие греческие Типиконы Моск. Румянц. Муз. Сев. собр. № 35/491 XIII в. и Моск. Синод.библ. №№ 456 XIII в. и 381 XIII-XIV в. имеют впервые 8 января Георгия Хозевита, 14 октября (не 12, как ныне) Космы Маюмского, 3 ноября освящение церкви вмч. Георгия в Лидде; лишние против нынешнего устава памяти: 1 сентября великого пожара (в Константинополе 468 г.), 4 сентября еще мч. Ва­вилы Никомидийского и 84 детей (IV в.), Ермионии и Евтихии — сестер (в друг. — дочерей) диак. Филиппа, 4 июля — Михаила Хониата, архиеп. Афинского (XIII в.); недостает нынешних: 6 сентября ап. Архиппа, 22 сентября Ионы прор. и Ионы пресв., 15 октября Евфимия Нового, 29 ноября Акакия в Лествице, 13 декабря мц. Лукии, 31 мая ап. Ермия, 12 июня Петра Афонского; 5 июля Афанасия Афонского добавлено позднейшею рукою. Славянские Иерусалимские уставы почти во всем повторяют месяцеслов греческих, иногда обнаруживая следы и большей древности; например, уст. Моск. Синод, библ. № 328/383 XIV в. имеет 6 сентября прп. Евдоксия, 23 декабря прп. Нифонта, 28 февраля патр. Протерия. В разном количестве разные списки устава вносят специально русские и славянские памяти; так, в № 328/383 XIV в. есть Покров, Николая 9 мая, прп. Феодосия, Владимира, Бориса и Глеба 2 раза, Игнатия Ростовского, Кирилла 14 февраля; в № 329/384 XIV в. еще отмечены дни преставления Петра и Алексия, митр. Московских (позднейшею рукой), но в № 678/386 XV в. уже меньше русских памятей: прп. Феодосия, св. Владимира, Бориса и Глеба, прп. Сергия, митр. Петра и еп. Ростовского Игнатия (три последние приписаны позднее); напротив, № 336/388 XVI в. не только имеет славянских и русскихсвятых более нынешнего Типикона, но и греческих памятей более, чем греч. Тип., например, 3 и 14 ноября Григория Паламы, 28 января Исаака Сирина. Рукописные славянские Минеи иерусалимского типа представляют еще более Типиконов однообразия в месяцеслове; замечены только следующие разности: в большинстве мч. Конона 4 марта, а прп. Герасима 5 марта; в одной Ипатий Гангрский 16 ноября, а не 31 марта; в Минеях XVI в. появляются службы Стефану Сурожскому 15 декабря, прп. Параскеве 14 октября (из южнославянских Миней XIV в.), вмч. Параскеве 28 октября, прп. Андрею 2 октября. Впервые появляются из афонских свв. кроме Афанасия и Петра — в Минеях XIV—XV в. Михаил Малеин 12 июля и Евфимий Новый 15 октября. Славянскими и русскими святыми Минеи беднее Типиконов; службы им обычно писались в конце книги и до XV в. их почти нет; первы­ми появляются памяти прп. Саввы 14 января и Арсения 28 октября Сербских, позднее — болгарских: Иоанна Рыльского 19 октября и Илариона Мглинского 21 октября; Кирилла и Мефодия нет. Из русских в Минеях XIV—XV вв. иногда службы Покрову, св. Владимиру, Знамению 27 ноября и Варлааму Новгородскому 6 ноября.

Римско-католический церковный год
Нынешний римско-католический календарь явился результатом вышеописанного (см. с. 321—323) постепенного сокращения и переделки псевдо-Иеронимова календаря. Нынешний свой вид он получил при папе Григории XIII, который поручил исправить его кардиналу Вильгельму Сирлету, что тот и сделал к 1584 г. при участии знаменитого историка Барония и астронома Лилия, положив и основание Узуардов календарь. Хотя календарь имеет памяти на все дни, но ок. 70 дней года не имеют своих служб, почему Missale и Breviarium на эти дни не показывают в календаре памятей. Общее с нашим в календаре — все двунадесятые праздники и подобные им: Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение, апп. Петра и Павла — в те же числа (Зачатие 8 декабря). Из памятей свв. общие с нашими и в те же числа: Павла Фивейского, Антония Великого, Агнии, Агафии, Григория Великого, Кирилла Иерусалимского, вмч. Георгия, еванг. Марка, Афанасия Великого, ап. Варнавы, Маккавеев, Лаврентия, Евстафия (Плакиды), евангелиста Луки, Григория Неокесарийского, ап. Андрея, Саввы, Николая, Амвросия; в другие числа: Тимофея 24 января, Поликарпа 26 января, Игнатия Богоносца 1 февраля, Кирилла Александрийского 9 февраля, 40 мучеников 10 марта, Иосифа Обручника 19 марта, Иоанна Дамаскина 27 марта, Льва Великого 11 апреля, Иустина мч. 14 апреля, ап. Филиппа и Иакова брата Господня 1 мая, Григория Богослова 9 мая, Василия Великого 14 июня, ап. Иакова Зе-ведеева 25 июля, Анны 26 июля, Назария и Цельсия 28 июля, вериг ап. Петра 1 августа, обретение мощей св. Стефана 3 августа, Елены 18 августа,ап. Варфоломея 24 августа, Киприана и Иустины 26 сентября, евангелиста Матфея 21 сентября, Космы и Дамиана 27 сентября, Хрисанфа и Дарии 25 октября, папы Мартина 12 ноября, Екатерины 25 ноября, ап. Фомы 21 декабря, Стефана 26 декабря, евангелиста Иоанна 27 декабря, младенцев 28 декабря, папы Сильвестра 31 декабря. Специально римско-католические памяти, кроме западных святых, — а) в честь Спасителя: 1) праздник Тела Христова в четверг (как день установления евхаристии) отдания (в 8-й день) Пятидесятницы, установленный в XIII в. в отражение сомнений относительно пресуществления; 2) праздн. имени Иисусова во 2 воскресенье по Богоявлении, выделившийся из праздника Обрезания и узаконенный папою только в XVIII в.; 3) ряд воспоминаний отдельных событий и орудий страданий Христовых в некоторые дни Четыредесятницы и подготовительные к ней, как-то: молитвы Гефсиманской, тернового венца, копья и гвоздей, плащаницы, 5 язв, крови Иисусовой или сердца Иисусова (последний в 1 воскресенье июля); б) в честь Богоматери: 1) «Имени Ее» в 1 воскресенье по Рождестве Богородицы (с XVI в.); 2) «Обручения ее с Иосифом» 23 января (с XVI в.); 3) «Посещения (Visitatio) Ею прав. Елисаветы» 2 июля (с XIII в., ср. у нас 2 июля); 4) «Розариев», т. е. четок, в честь молитвенного правила у римо-католиков (получившего особое распространение в XII— XIII в.), состоящего в многократном произнесении Ave Maria (Богородице Дево радуйся) в соединении с Отче наш со счетом на четках; узаконен после победы над турками 7 октября 1571 г. (ср. у нас 1 октября); 5) «7 скорбей Блж. Марии Девы» (эти скорби: обрезание Христово, бегство в Египет, ос­тавление Иисуса во храме, крестоношение, распятие, снятие со Креста, погребение) в пятницу 6 нед. Великого поста (повсеместно с XV в., но гимн для него Stabat mater в XIII в.); 6) «7 радостей Блж. Марии Девы» (эти радости: благовещение, посещение, рождение Иисуса, поклонение волхвов, воскресение, сошествие Св. Духа, увенчание Богом Отцом и Сыном) в 3 воскресенье сентября, установлен в XVIII в. в параллель предыдущему и приурочен ко дню, в который рыцарский орден св. Марии, основанный для выкупа пленных, праздновал освобождение пленных от сарацин в 1198 г.; 7) «Марии на снегах» 5 августа, т. е. освящения церкви на Эсквилинском холме в Риме, построенной в IV в. по указанию особого видения на месте, где чудесно выпал снег; 8) «Марии с горы Кармила» 16 июля — праздник кармелитов, ордена, основанного на этой горе, с XIII в.; 9) «Перенесение дома Марии в Лоретто» 10 декабря, — Ангелами из Назарета, где он подвергался опасностям от неверных; есть еще 13 менее важных праздников Богоматери, не вносимых в богослужебные календари. Из праздников святых, не одинаковых с Восточною Церковью, важнейшие — «Всех святых» 1 ноября (уст. ранее VIII в.), поминальный день 2 ноября (после VIII в.), явление Арх. Михаила на Гарганской горе (в Апулии) 8 мая, освящение храма в замке св. Ангела к честь такого же явления здесь Арх. Михаила 29 сентября (cV в.), «Ангелов-хранителей» в 1 воскресенье сентября (с XVII в.), «кафедры (т. е. в честь епископства) ап. Петра в Антиохии» 22 февраля,«кафедры его в Риме» 18 января (с V в.), «обращение Павла» 25 января (с XIII в.), освящение известнейших храмов, например Петра и Павла в Риме 18 ноября.

Деление праздников
Только в настоящий период установилось и нынешнее деление праздников по степени торжественности. Еще в предшествующий период праздники в честь Спасителя и Богоматери заняли самое почетное положение среди других, и даже наметилось приблизительно и нынешнее количество этих праздников — 12. Но можно сказать, что до XI в. количество важнейших праздников не измеряется с такою точностью и символичностью, как теперь, т. е. не подводится под число 12. Криптоферратский Типикон (XI — XII в.) насчитывает 14 «Владычних праздников (δεσποτικών εορτών)»: Благовещение, Рождество Христово, Обрезание, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Неделя ваий, Преображение, Тайная Вечеря, Распятие, Воскресение, Неделя новая, Вознесение и Пятидесятница. Феодор Про-дром XII в. из этого перечня опускает Тайную Вечерю и новую Неделю, и получается таким образом 12 праздников; Никифор Каллист XIV в. заменяет Обрезание Успением, и таким образом получается то же число 12. Следовательно, Богородичные праздники, к которым не причисляли Благовещения (= Зачатие Христово), не вносились в разряд двунадесятых. В Типиконе Великой Константинопольской церкви Введение только названо под 21 ноября, но относительно службы ему не сделано никаких замечаний, даже не указано Апостола и Евангелия, что здесь делается для многих святых. Но все другие Типиконы, начиная с древнейших Студийских, дают для всех Богородичных праздников службу такой же торжественности, как для Господних праздников, при тех исключениях, которые в этом отношении делаются и нынешним уставом (отсутствие антифонов на литургии, что древние уставы допускали и для некоторых Господних праздников, — и более короткое попразднство). С такою же почти торжественностью, как двунадесятые праздники, древние Студийские уставы указывали праздновать только два Предтечевы праздника, 24 июня и 29 августа, и из-за высокого достоинства этого святого, и, должно быть, из-за близкого отношения его к Студийскому монастырю: эти праздники имели попразднство, для них отменялся Октоих (впрочем, не безусловно: в среду и пятницу 1-я на стиховне Октоиха); они имели степенны (которые в Студ.-Ал. уставе служили вместо нынешнего полиелея) и т. п.; все же другие праздники (исключая, конечно, память Феодора Студита, бывшую великим праздником), даже 29 июня, поэтим уставам праздновались со значительно меньшею торжественностью: с праздничною службою пелся Октоих (на стиховне 1-я стихира Октоиха), не было степени. Иерусалимский (и Евергетидский) устав пошел в этом отношении далее: сообщил одинаковый праздничный строй службы с безусловным исключением Октоиха еще целому ряду праздников в честь свв.: не только 29 июня, но 26 сентября, 6 декабря, причем с каждой дальнейшей редакцией этого устава круг таких праздников, получивших название полиелейных, рос: постепенно сюда включались памяти всех апостолов в порядке их чтимости (ранее всего 30 ноября; все же памяти апостолов сделаны полиелейными уже только в печатных изданиях Типикона, но на основании некоторых древних редакций Иерусалимского устава, например у Никона Черногорца), некоторых мучеников, преподобных. Из остальных святых более чтимые отмечались в обоих типах уставов, — Студийском и Иерусалимском, — присоединением к стиховным стихирам стихиры святому, большим количеством стихов на каноне (в Студийском стихи канона по дважды, в Иерусалимском канон на 6), иногда особыми хвалитными стихирами на утрене и апостольско-евангельскими чтениями на литургии, в Студийских же уставах, сверх того, освобождением от часов и работ до полудня (иногда Блажен муж на вечерне, например, 26 сентября, 8 ноября по Студ.-Ал.). Такого типа службу Студийские уставы указывают для всех апостолов (исключая евангелиста Иоанна) и для большинства нынешних полиелейных и некоторых шестеричных святых; для тех же — и Иерусалимский устав за вышеуказанными исключениями (полиел. свв.). Иерусалимский устав, благодаря своей практике великого славословия, мог выделить из этого круга средних праздников несколько памятей в разряд «славословных», т. е. с великим славословием без полиелея: в древнейших списках Иерусалимского устава таким праздником является 23 сентября, 30 ноября. Что касается остальных святых, то в обоих типах уставов (и в Евергетидском) одни из них (тоже более чтимые) имели тропарь; таким пелось на утрене Бог Господь; а другие не имели, и тогда пелось на утрене аллилуиа с Троичными; количество последнего рода святых в каждой позднейшей редакции Иерусалимского устава сокращалось (в Студийских оставалось почти неизмененным), пока (в печатных уже изданиях Типикона) аллилуиа не осталось только для многодневных постов. Таким образом, в обоих типах уставов издавна существовало три главных степени пра­здников: великие, средние и малые; состав и ритуал их колебался, но главное различие между ними осталось и теперь таким, как его указывал Никон Черногорец: великие праздники «имут собрания людей по чину (обязательное для всех богослужение) и пророчества на вечерни, и чтения (праздничные слова) на утрени, и Всяко дыхание и Евангелие... в малыя праздники в церкви поклон не бывает убо ни посреде поста (публичного поста?), особно же (в келиях) бывает обое (поклоны и пост); в средняя же праздники в церкви (поклоны) никакоже бывают, особно же якоже кто произволит; в великия же праздники поклоны не бывают ни поста ни в церкви, ни в келиях». Никон дает и таблицу этих трех разрядов праздников из разных уставов (Студийского, Иерусалимского и Святогорского), отмечая великие крестом в круге, средние крестом и малые тремя точками. Но так как полного согласия между уставами в распределении по этим разрядам праздников не было, то Никон дает и другую таблицу их с некоторыми разностями от первой; кроме того, разные рукописи соч. Никона не всегда сходятся в отнесении того и другого праздника к известному разряду. Во всяком случае, это древнейший известный ныне опыт полной классификации праздников, и сравнение его с нынешним уставом показывает, какое развитие получил в этом отношении церковный год с X—XI в. Великие праздники у Никона кроме двунадесятых из подвижных: 1 января или все 12-дневие, 24 и 29 июня, 29 августа, в нек. ркп. Никона еще 13 ноября, 23 апреля и 8 мая. Средние праздники: 26 сентября, 6,9,18,23,26 октября, 8,13, 14,16 и 30 ноября, 20 декабря, 7,20 и 25 января, 25 и 30 апреля, 8 и 10 мая, 11 и 19 июня, 8, 20 и 27 июля, 9 августа, в нек. ркп. еще 1, 6, 9, 13, 16, 20, 23 сентября, 6,12, 25 ноября, 4, 5, 9, 21 декабря, 16,17,18 и 27 января, 3 и 24 февраля, 9 марта, 21 мая, 8 и 30 июня, 2,13 и 25 июля, 1 и 31 августа; по другой таблице еще 26 декабря (в некот. рукоп. даже великий праздник), 27 декабря, 25 мая. Малые праздники: кроме исчисленных только что, которые в одних ркп. средние, а в других малые, — во всех ркп. еще: 2, 3, 5, 7, 15, 24, 28 и 30 сентября; 1, 2, 3, 21 и 24 октября; 1,11 и 22 ноября; 13 и 17 декабря; 14, 22, 23, 28, 29, 31 января; 1 февраля; 2,15 и 24 мая; 14 июня; 1, 11,15 и 22 июля; 2, 5, 7,14 и 24 августа; по другой таблице еще 4 и 29 сентября; 11 и 12 октября; 2,3,9,17,24,27 и 28 ноября; 31 декабря; 19 и 21 января; 1 и 12 мая; 28 августа.

Римско-католический табель праздников
В Римско-католической Церкви праздники по степени торжественности делятся на 6 разрядов. Праздники первых 4 разрядов, так как обнимают собою каждый около двух дней (некоторые имеют канун или вигилию, другие продолжаются на некоторых службах следующего дня), называются двойными, duplicia. К duplicia primae classis, 1-го разряда, относятся праздники, имеющие восьмидневное попразднство, octava, которое бывает особо торжественным не в последний его день — отдание, как у нас, а в падающее на этот 8-дневный период воскресенье. К числу праздников с 8-дневным попразднством относятся Рождество Христово, Богоявление, Пасха, Вознесение, Пятидесятница, Тела Господня, Успение, Непорочное Зачатие, Рождество Иоанна Предтечи, апп. Петра и Павла, Всех святых 1 ноября и Освящение церкви; к тому же 1-му классу причисляются и следующие праздники, не имеющие «октавы»: Иосифа Обручника 19 марта, храмового святого и покровителя (patronus) страны или местности (местно-чтимого святого); второстепенный (secundaria в отличие от исчисленных — главных, primaria): Сердца Иисусова. Ко 2 разряду (duplicia II classis) принадлежат: Обрезание, Пресв. Троицы (в 1-ю Неделю по Пятидесятнице), Сретение, Посещение (2 июля), Освящение церкви Арх. Михаила (29 сентября), памяти апостолов, евангелистов, Стефана, младенцев и Лаврентия (три последние имеют «октаву»), Анны, Иоакима (20 марта); второстепенные: Имени и Крови Иисусовых, Обретения Креста, Розариев и Покровительство (patrocinium) Иосифа. К 3 классу duplicia majora (большие двойные) принадлежат: Преображение, Воздвижение, Введение, Усек­новение и прочие, кроме вышеисчисленных, праздники Богородицы, Предтечи, апостолов и важнейших свв.: Венедикта, Доминика, Франциска. К 4 разряду (alia duplicia, прочие двойные) принадлежат праздники других важнейших святых. К 5 и 6 разряду semiduplicia (полудвойные) и simplicia (простые) принадлежат остальные дни. Недели (воскресенья) делятся на три класса, I:1-ая Адвента, 1-ая Четыредесятницы, Неделя Страсти — 5-я Четыредесятницы, ваий, Пасхи, Новая (in Albis), Пятидесятницы, Троицы; II: 2, 3 и 4-я Адвента, недели 70-цы, 60-цы и 50-цы (блудного, мясопустная и сыропустная), 2, 3 и 4-я Четыредесятницы; III — остальные. Деление это важно для определения, какую службу совершать при стечении неподвижных праздников с подвижными; так, при совпадении праздников первых трех классов с неделей 1-го класса праздник переносится (translatio), при совпадении других праздников с воскресеньями большей частью делается только упоминание первых на молитвах (commemoratio) или маленькое чтение (capitulum) для них.

Рождественский пост
В настоящий период получил на Востоке всеобщее признание Рождественский пост, появившийся и распространившийся, как мы видели, на Западе ранее, в VI в. (см. выше, с. 327). В сочинении «О трех четыредесятницах», приписываемом Анастасию Синаиту, патр. Антиохийскому (561—600 г.), но появившемся едва ли ранее IX в. (как видно из того, что здесь упоминается о посте Успенском, не известном раннее IX в.), говорится, что обязательность Рождественского поста еще оспаривалась, что его считали установлением не апостольским, а монашеским, что продолжительность его сокращали до 18, 12, 6 или 4 дней, что в течение его считали позволительным вкушать все, кроме мяса, исключая один день; автор защищает апостольское происхождение и общеобязательность поста ссылкою на предание об ап. Филиппе, по каковому преданию апостолу за то, что он пред смертью просил небесной кары своим мучителям, было открыто, что он в течение 40 дней не будет допущен в рай, почему Филипп просил апостолов поститься за него эти дни. В Ипотипосисе и Диатипосисе (IX в.) дается уже подробное наставление о пище в четыредесятницу св. Филиппа. Константинопольский Собор при патр. Луке Хрисоверге и императоре Мануиле Комнене (1143—1180 г.) требует начинать этот пост с 14 ноября; Вальсамон (XII в.) в толковании на правила этого Собора считает пост во всем объеме обязательным для иноков, для мирян же считает позволительным сокращение его до 7 дней. По свидетельству Кодина (XIV в.) при Константинопольском дворе Рождественский пост соблюдался 40 дней, и в день Рождества Христова, по случаю разрешения поста, протопала (первый протоиерей) приходил во дворец благословлять трапезу императора.

Успенский пост
В IX в. находим первые упоминания и о посте Успенском. Ипотипосис и Диатипосис не говорят еще о нем, и это в рукописях даже XIV века. Только в рукописи второго из этих уставов от XVI века на полях против главы о постах есть приписка: «замечательно (σημείωσαι), что ничего не говорится о посте Успения». Нет о нем упоминания и в уставах Евергетидском (XI в.), Константинопольского Пантократорского монастыря 1136 г. Из Типиконов впервые указание на Успенский пост встречаем в Типиконе Николо-Касулянского монастыря (XII в.). Здесь под 1-м августа есть такое замечание: «Николая святейшего патриарха Константинополя, нового Рима (Николай I: 895—925 с перерывом, II: 983—996 г.) о четыредесятнице Успения Пресвятой Богородицы. Есть у нас другой пост, называемый Пресвятой Богородицы, начинающийся с 1 дня августа месяца, который упоминается святым Собором о соединении (ενώσεως, — в другой рукописи: «и Седьмым Собором в Никее»). Но первый день августа месяца не постимся из-за праздника святых Маккавеев, а от 2-го дня августа (начинаем) учиненный пост, и последование Преображения, т. е. 8 дней, все вполне поем» (т. е. несмотря на пост, служба Преображению в церкви поется с предпразднством 8 дней). Но тот же Типикон в «каноне» о пище не называет Успенского поста. Этот Типикон дает нам руководящую нить к отысканию начала для Успенского поста. По нему, древнейшего упоминания о посте нужно искать в деяниях так называемого «Собора соединения», бывшего в 920 году. Собор этот по поводу вопроса о дозволительности четвертого брака постановил, что даже и троеженцы подлежат особому церковному покаянию: они должны «приобщаться три раза в год: в Пасху, в праздник Успения Богородицы и на Рождество Господа нашего Иисуса Христа, так как сим праздникам предшествуют посты».Сомнительно более раннее упоминание об Успенском посте в письме папы Николая I (858—867 г.) болгарам: «следующие посты св. Римская Церковь приняла от древности и содержит: по 40 дней пред Пасхой, после Пятидесятницы, пред Успением Марии Богородицы, а также пред праздником Рождества Господня». Римская Церковь никогда не знала Успенского поста, и никогда он не продолжался 40 дней. В упомянутом сочинении «О трех четыредесятницах», приписываемом Анастасию Синаиту, Успенский пост представляется выделившимся из поста св. апостолов: последний первоначально продолжался от 1-й Недели по Пятидесятнице до Успения, а потом, по немощи человеческой, из него исключен месяц июль. Афонские иноки ок. 1085 г. спрашивали Константинопольского патриарха Николая Грамматика о постах, между которыми их особенно смущал Успенский. О нем они писали патриарху: «О посте, иже августа месяца до пятагонадесять дне, обретаем в соединения в Соборе, бывшем в Константине граде о брацех, и в том памятовати недоумевающе молимся разрешити ны от стязания». Патриарх, по совещании с Собором, ответил: «бяше пост в то время преложен (т. е. пост с этого времени был перенесен на другое) сего ради, да не впадают в языческия посты, бывающия в то время; обаче и еще мнози от человек очищения ради от болезни постятся». Нарождающийся пост до того заинтересовывает общество, что о нем около того же времени — в XI—XII в. появляется и специальное исследование некоего Анастасия Кесарийского. Древность поста здесь доказывается ссылками на свидетельства о нем Антиохийских патриархов и Собора соединения, и автор приходит к выводу, что пост соблюдался еще до императора Льва Мудрого (886—911 г.). Наконец, около того же времени вопрос об Успенском, как и Рождественском, посте вновь рассматривается на Константинопольском Соборе — при патриархе Луке и императоре Еммануиле Комнине (XII в.). По рассказу Вальсамона, некоторые на этом Соборе говорили, что в постановлении предыдущего (вышеупомянутого) Собора при патриархе Николае было упомянуто о перенесении Успенского поста на другое время, и потому пост в первую половину августа не может иметь места; но так как тот Собор не указал, на какое время пост перенесен, между тем как из упоминания Собора ясно, что пост соблюдался издревле в августе, то этот Собор утвердил соблюдение поста в этом месяце. В свое патриаршество Вальсамон писал окружные и частные послания с увещанием соблюдать этот пост. Никон Черногорец (XI века) говорит об Успенском посте, что те, которые не соблюдают его, не имеют для себя основания в древности, однако и соблюдающие его утверждаются не на апостольском предании, а на обычае последующих времен, впрочем, весьма древнем.

Песнописцы
Как и в VI—VIII в., параллельно с развитием церковного года шла деятельность церковных песнописцев. Она имела три стороны, направляясь на обогащение а) Октоиха, б) Триоди и в) Минеи. Во главе песнописцев этого периода должен быть поставлен по значению и даровитости прп. Феодор Студит ( 826 г.). В Октоихе ему принадлежат степенны; в Триоди — трипеснцы на все рядовые дни (понедельник—пятницу) Четыредесятницы и четверопеснцы на обыкновенные (2—5-ю) субботы Четыредесятницы, всего 39 канонов, занимающих ныне второе место на службах (первое — трипеснцы его брата Иосифа), затем по одной стихире на Господи воззвах и по одному седальну на все рядовые дни Четыредесятницы, — тоже занимающих ныне второе место в службе после Иосифовых стихир и седальнов; каноны в Неделю мясопустную, субботу сырную и Неделю Крестопоклонную, в Минее — должно быть, только стихиры. Брату его прп. Иосифу Студиту, соисповеднику за иконы, архиеп. Солунскому ( ранее Феодора), в Триоди принадлежат первые трипеснцы, стихиры на Господи воззвах и седальны на те же дни Четыредесятницы, трипеснцы на сырную Неделю и канон в Неделю блудного. Писали песни и другие иноки Студийского монастыря, часто скрывая свои имена (отсюда надписание «Студитово»); по акростихам известны из них два непосредственных преемника св. Феодора по игуменству: прп. Николай — каноном св. Феодору Стратилату 8 февраля и Климент Студит — канонами прор. Моисею 4 сентября, Арханг. 8 ноября, Неделе пред Рождеством Христовым и мчч. Ефесским 4 августа (замечательно, что его каноны акростихованы Κήμεντος с пропуском λ — признак позднейшего удаления из канонов 2-й песни); современник Климента Киприан Студит написал только несколько стихир — на 8 ноября, 17 и 27 декабря, предпразднство Рождества Христова, 28 января, 1 февраля, 9 марта. Меньше в настоящую эпоху, что и естественно, сделала для гимнографии лавра св. Саввы. Она дала одного лишь плодовитого песнописца прп. Феофана Начертанного ( 843 г.), исповедника за иконы, умершего еп. Никейским. Он написал для Октоиха каноны 8 гласов Ангелам, апостолам и усопшим, должно быть, некоторые Богородичные каноны на повечериях; для Триоди каноны на 1-ю Нед. поста — пророкам (ныне на повечерии, прежде, должно быть, на утрене) и Православию, на среду Средокрестную, на субботу ваий, пополнив четверопеснцы Космы и Дамаскина, первые тропари пасхального Богородичного канона (вторые тропари Иосифа песнописца), каноны Преполовения и Духу Святому на повечерии Пятидесятницы; для Минеи — канон Благовещению, Иоанну Предтече 7 января, брату своему Феодору Начертанному 27 декабря и на большую часть дней года, более 180 канонов, из которых не все употребляются ныне; вместе с Иосифом Песнописцем (см. ниже) это самый плодовитый творец канонов. Георгий, сначала хартофилакс св. Софии, потом митр. Никомидийский, друг патр. Фотия, проповедник (IX в.), написал для Триоди канон на Неделю мытаря, для Минеи каноны Введению, Зачатию, предпразднству Сретения и Благовещения, Положению пояса Богоматери 31 августа, Кресту 31 июля и нескольким святым. Митрофан, еп. Смирнский, сторонник патр. Игнатия в его споре с Фотием, написал для Октоиха Троичные каноны и, должно быть, некоторые Богородичные. Иосиф Песнописец ( 883 г.), сицилиец, много потерпевший в течение долгой жизни за иконы, пополнил Октоих до настоящего его вида (после Иоанна Дамаскина, Феофана и Митрофана) покаянными канонами в понедельник и вторник, канонами Предтече, Кресту, свт. Николаю и всем святым, пополнил и Триодь до нынешнего вида каноном самаряныне и, должно быть, другими и трипеснцами на все дни Пятидесятницы, то же сделал и для Минеи, составляя каноны главным образом на дни, опущенные Феофаном, около 180 канонов, в том числе на большинство предпразднеств. Менее плодовитые, но большей частью столь же талантливые песнописцы: Феостерикт (нач. IX в.), вифинский инок, ученик прп. Никиты Мидикийского, автор Богородичного канона: «Многими содержим напастьми». Сергий, иерусалимский инок, называемый посему Агиополитом, или Святоградцем, исповедник за иконы при императоре Феофиле (829—842 г.), историк, автор стихир на 8 сентября, 21 ноября. Кассия, или Икасия, едва не ставшая женою того же императора, основательница Константинопольского монастыря, пополнившая четверопеснец Космы на Великую субботу, автор и других канонов, ныне не употребляющихся, и стихир на Рождество Христово, 24 июня, 15 ноября, 13 декабря, может быть, и на Великую среду и др. Игнатий, сначала иеродиакон и скевофилакс св. Софии, затем митр. Никейский (IX в.), автор канона Одигитрии (ныне 22 октября, 8 и 28 июля), 42 мчч. 6 марта, мц. Татиане 12 января, мц. Ксении 24 января, прп. Никифору 12 марта. Арсений, архиеп. Корфу, современник Фотия, который вел с ним переписку, автор канона на елеосвящение и нескольких стихир на 6 сентября, 8 ноября, 29 июня, 20 июля. Ефрем, еп. Карийский, тоже современник Фотия и автор нескольких стихир на 3,9,20 сентября; 1,8 ноября; 29 июня, 8 августа. Анатолий, еп. Солунский (IX в.), автор стихир вмч. Димитрию Солунскому и, должно быть, многих двунадесятых праздников, их предпразднств и важнейшим святым разных ликов. Марк, инок лавры св. Саввы, потом эконом св. Софии и еп. Отрантский (= Идрунтский) в Калабрии, подвижник и прозорливец (IX—X в.), дополнил четверопеснец Космы на Великую субботу (в нынешнем каноне остались его тропари до 6 песни, а ирмосы, думают, Кассии), написал, может быть, молитву Св. Троице на воскресной полунощнице; ему приписывают уставные указания на случаи стечения подвижных праздников с неподвижными, «Марковы главы», которые в древних уставах не надписываются его именем и вообще, видимо, слагались постепенно. Имп. Лев VI Мудрый ( 916 г.) — автор евангельских стихир, стихир прав. Лазарю (и канона ему же, не употребляющегося), Пресв. Троице, на 16 августа; ему же приписывают стихиры с надписанием «Византиево», т. е. византийца: 1,2,16,23,25 сентября, 8,11,14 ноября, 4,6, 17 декабря, 1 января, 25 марта, 11, 24, 29 июня, 20, 27 июля, 6 августа. Имп. Константин VII или VIII Багрянородный, сын Льва VI,  959 г., автор воскресных ексапостилариев. Симеон Метафраст (т. е. перелагатель житий святых), по чину логофет Византийского двора, тайный подвижник (f 940 г.), автор канона на плач Богородицы на повечерии Великого пятка, стихир Великого канона, может быть, трипеснцев на предпразднства Рождества Христова и Богоявления, канона Марии Египетской 1 апреля и разных молитв. Василий, родом Пагариот, архиеп. Кесарийский (X в.), автор стихир 1 января и, должно быть, канона Введению и Николаю — вторых из нынешних. Георгий Скилитца (XI в.), автор канонов вмч. Георгию 23 апреля и Димитрию 26 октября. Иоанн, митр. Евхаитский (XI в.), ранее наставник Константинопольского училища, проповедник (по прозванию Μαυρόπους), автор многих покаянных канонов Господу Иисусу (25 канонов), из коих один ныне при акафисте, Пресв. Богородице (60—70 кан.), из коих некоторые (не менее 4-х) на повечериях, а также в службах 1 субботы поста, 27 и 30 января, канонов Иоанну Предтече (11 канонов), из коих один 29 августа, канона Ангелу хранителю — нынешнего («Неусыпаемаго храни­теля...»); написал новоустановленные при нем службы трем святителям 30 августа и прп. Феодору Тирону в 1 суб. Великого поста. Павел Аморрейский, основатель Евергетидского монастыря (XI в.), автор стихир Богородице на Господи воззвах воскресной вечерни (идеже несть Минеи) и литийных стихир на освящение храма. Христофор, патриций и проконсул Митиленский (XII в.), автор Стишного пролога (см. выше, с. 401) и канона сырной Недели. Никифор Влеммид, ученый экзегет (XIII в.), которому приписывается составление «избранных псалмов» (к величаниям). Григорий Синаит (XIII— XIV в.), т. е. инок синайский сначала, потом афонский, основатель своего монастыря в Македонии, автор Троичных величаний на воскресной полунощнице, канона Кресту, св. отцам и Господу Иисусу, не употребляющихся ныне. Герман, патр. Константинопольский, «Новый» (1226—1239 г.), автор стихир и второго канона на Неделю св. отец, ближайшую к 16 июля, и службы отцам в ближайшую неделю к 11 октября. Никифор Каллист Ксанфопул, историк XIV в., автор синаксарей Триоди и службы Живоносному Источнику. Филофей, патр. Константинопольский (1354—1376 г. с перерывом), ранее игумен Афонский и архиеп. Гераклийский, должно быть, автор известного Διάταξις'3 (см. выше, с. 374), автор нескольких канонов святым, покаянных канонов, литийных молитв (ныне не употребляемых), а также припевов к избранным псалмам, похожих на наши величания и послуживших, должно быть, образцами для них (см. ниже). Николай Малакс, священник Навплийский (XV в.), дополнял своими песнями и службами богослужебные книги, например, составил «последование великих часов накануне Пятидесятницы», трипеснцы на каждый день Успенского поста, службы на некоторые числа месяцев; эти дополнения вошли и в некоторые печатные издания (например, упомянутые часы в Пентикостарий Венецианск. изд. 1579 г.), но впоследствии были исключены; осталось только несколько стихир его в Минее: 30 ноября, 17 декабря, на малой вечерне Недели Православия. Не всех указанных песнописцев можно с одинаковою уверенностью признать авторами тех песней, которые им приписываются; приходится верить свидетельству об этом древнейших рукописей, которые все же позже авторов на века два-три. Кроме того, для значительного количества песнопений, особенно стихир, тропарей и седальнов, совершенно неизвестны их авторы, и можно только гадать приблизительно о месте и времени их происхождения. И так иногда с важнейшими песнопениями. Так, ничего не известно об авторе кондаков воскресных; судя по тому, что уставы до XV в. не знают их, они появились около этого века. Не известно ничего об авторе нынешних величаний и аналогичных им «похвал» в Великую субботу: о величаниях совершенно не упоминают Типиконы ни греческие, ни славянские, они помещались и помещаются только в Псалтирях следованных и нынешний свой вид имеют в ркп. XV в.

В древнейших же Псалтирях (например, одной из библ. Ксиропотамского монастыря на Афоне) «припевы» к избранным псалмам, надписанные здесь «творение кир Филофея» и заменяющие нынешние величания, имеют такой вид: на Рождество Пресв. Богородицы, Введение и Благовещение: «Радуйся обрадованная Марие, Господь с Тобою, аллилуиа»; на Воздвижение: «Дал еси знамение боящимся Тебе еже убежати от лица лука Крест Твой Христе Боже»; ап. Иоанну Богослову: «При-идите вси сына Громова восхвалим Иоанна, девственника, Христова наперсника»; вмч. Димитрию: «Приидите мучениколюбцы, восхвалим мироточиваго Димитрия, ревнителя Спасова»; св. Иоанну Златоусту: «Приидите вси согласно восхвалим Иоанна Златоуста, общаго учителя»; ап. Андрею: «Приидите вси согласно восхвалим Андрея Первозваннаго, Петрова сродника»; прп. Савве: «Приидите вси согласно восхвалим Савву всеосвященнаго, каппадоком похвалу»; св. Николаю: «Приидите вси земнороднии восхвалим иерарха Николая, миряном наставника»; мч. Евстратию и дружине его: «Приидите Евстратия, Авксентия восхвалим, Евгения и Мардария и Ореста славнаго»; на Рождество Христово: «Приидите с ангельскими лики возгласим: слава в вышних Богу, рожденному в вертепе»; Василию Великому: «Приидите вси земленороднии восхвалим Василия Великаго, кесареом похвалу»; на Богоявление: «Крещается Иисус мой от раба в Иорданстей реце просвещая всю тварь»; прп. Феодосию (также прп. Евфимию и Савве Сербскому): «Приидите вси согласно восхвалим Феодосия общежителя, иноком наставника»; Афанасию Александрийскому: «Придите вси согласно восхвалим великаго Афанасия, александром славу»; Григорию Богослову «Приидите, премудрости глубину восхвалим, втораго наперсника»; трем святителям: «Приидите Василия, Григория восхвалим и Иоанна Златоустаго, Троицы поборники»; в Неделю мясопустную: «Возврати, Господи, пленение душ наших и страх Твой всади в сердца наша, Насадителю благих, аллилуиа»; в Неделю Крестопоклонную: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...»; на Цветоносие: «Приидите и мы яко отроцы принесем веру яко ваиа Богу, любовь же яко ветви»; св. Георгию: «Приидите мучениколюбцы, восхвалим Победоносца Георгия, кападоком похвалу»; на Вознесение: «Взыде Бог в вос­кликновении, Господь во гласе трубне, еже спасти образ Адамов»; на Рождество Иоанна Предтечи: «Вси согласно восхвалим Иоанна Крестителя, друга Женихова»;апп. Петру и Павлу: «Вышняго Иерусалима гражданы восхвалим Петра и Павла, ученики Христовы»; прп. Афанасию Афонскому: «Приидите вси согласно восхвалим Афонскаго Афанасия, инокующим славу»; на Преображение: «Преобразуется Иисус мой и Господь на горе Фаворстей, показав славу Свою»; на Успение: «Песнь Ти ис­ходную приношаем Марие, преставибося от земленых к вечным обителем»; на Усекновение: «Придите вси Женихова друга восхвалим, Иродова обличителя, Предтечу Иоанна»; после величаний: «Слава Отцу... Слава Ти, Троице Святая, слава Ти, Отче и Сыне со Святым Духом, Троице Святая, слава Тебе». «И ныне и присно... Радуйся, обрадованная Марие, Господь, Господь с Тобою, и Тебе ради с нами. Аллилуиа 3, слава Тебе Боже». Эти припевы важны и тем, что показывают, какие праздники считались важнейшими. В печатной сербской Минее 1536 г. к этим припевам прибавлены припевы на Пятидесятницу: «Слава Ти Троице, Отче и Слове и Душе Святый, слава Тебе Боже», 6 припевов Богородице на полиелее, присоединяемых поочередно к стихам 134 пс, и припевы на 9 песни (архим. Антонин. Заметки поклонника св. Горы. Киев, 1864,252). В Часослове Краковского изд. 1491 г. приводятся в одном месте по два величания на каждый праздник — одно отличное от нынешнего, другое нынешнее (л. 270 об. и д.); в другом месте (л. 163 об.) - только нынешние.

О «похвалах» же в Великую субботу не упоминают еще греч. Типиконы и XIV в. (например, Моск. Синод. библ. № 381), но славянские этого века (например, Моск. Синод, библ. № 328/383) говорят уже о «похвале»; Псалтири следованные и в XV в. имеют по одной похвале на каждую статью (первую из нынешних); и только в Триодях XVI в. и первопечатных греческих появляются они в целом нынешнем виде.

Произведения исчисленных церковных песнописцев, употребляющиеся до сих пор на богослужении, конечно, не скоро получили общее распространение и признание и не дошли до нас в неизменном виде и составе. Как и ранее, теперь тоже появлялись подле них и другие песнописцы, в некоторых Церквах (например, Грузинской) свои национальные, песни которых принимались в состав богослужения и только с течением времени были вытеснены греческими. Так, в грузинской Праздничной Минее с триодными вставками и Октоихом по ркп. Тифлисского «Общества распростр. грамотности» № 425 X в. на Рождество Христово и Богоявление каноны грузинского песнописца, каноны же на эти праздники Иоанна Дамаскина и Космы положены: первого — в недели пред праздниками, а второго — в на-вечерия. В славянской Триоди Цветной Моск. Синод. библ. № 896/428 — 1311 г. на Антипасху не тот канон, что ныне (следовательно, не Иоанна Дамаскина), так же как и на Вознесение второй канон не нынешний. Не говорим о менее важных службах и праздниках, как и о менее значительных песнопениях — стихирах и седальнах: в рядовые дни Триоди, так же как в менее знаменательные недели ее, как например 2-ю, 4-ю, в седмичные дни Октоиха каноны в рукописных Триодях и Октоихах часто не те, что ныне, или если те, то имеют лишние или другие тропари, или же меньше тропарей; стихиры же и седальны отличаются еще меньшею устойчивостью, даже и для 12 праздников.

Русские песнописцы
Когда в календарь внесены были памяти славянских и русских святых, написаны были и службы им. Имена сербско-болгарских песнописцев неизвестны. Из русских же известны: Григорий инок Печерский (XI в.), называемый современниками «творцом канонов», автор, должно быть, службы Владимиру св. и Феодосию Печерскому (автором последней службы считают также Иакова Черноризца, инока Печерского XI в.); какой-то Кирилл монах, автор канона св. Ольге (служба ей еще приписывается «Пахомию Св. Горы», может быть, автору службы и св. Михаилу Черниговскому); Пахомий Логофет, сербский ученый, вызванный кн. Василием III ( 1462 г.), автор канонов свт. Алексию, прп. Сергию, прп. Никону, свт. Ионе, Стефану Пермскому, службы на перенесение мощей свт. Петра; Михаил, в мон. Илия, Тучков и инок Макарий по поручению митр. Макария (1542—1564 г.) написали службы, первый — св. Александру Невскому, второй прп. Макарию Калязинскому (f 1483 г.) 17 марта; Иродион, ученик прп. Александра Свирского (f 1553 г.) и игумен его обители, написал службу ему на 30 августа; царевич Иоанн, сын царя Иоанна IV, написал службу прп. Антонию Сийскому ( 1557 г.) 7 декабря; Киприан, м. Крутицкий ( 1635 г.), написал службу на перенесение ризы Господней 10 июля; Епифаний Славинецкий ( 1675 г.), вызванный из Киевской академии в Москву при патр. Никоне для исправления и перевода книг, написал канон свт. Алексию 12 февраля; свт. Димитрий, митр. Ростовский ( 1709 г.), написал службу свт. Гурию 4 октября; Феофан Прокопович, архиеп. Новгородский ( 1736 г.), должно быть, написал, по поручению императора Петра I, службу на память Полтавской победы 27 июня и на перенесение мощей св. Александра и заключение мира со шведами — 30 августа (первую — может быть, Феофилакт Лопатинский,(f 1741 г.).

Латинская гимнография

IX—XIV в. дали много и для латинской гимнографии, ожившей после неблагоприятных для нее течений в VI—VIII в. (см. выше, с. 304,334) в лице Беды Достопочтенного ( 735 г.; его Liber hymnorum утеряна) и вслед за греческой заменившей теперь древне-классический метрический размер тонико-силлабическим (см. выше, с. 333). Важнейшие песнописцы: Павел Варнефрид, по прозв. Диакон, монах Монтекассинский (в Италии,  ок. 790 г.), написал 3 гимна на праздники Предтечи; Алкуин, аббат Турский, придворный ученый Карла Великого,  807 г., написал sequentia (гимн между чтением Апостола и Евангелия на миссе, припев к аллилуиа) Арх. Михаилу; Павлин Аквилейский ( 802 г.) — автор нескольких гимнов апп. Петру и Павлу; Рабан Мавр, аббат Фульдский, затем архиеп. Майнцский ( 856 г.), написал гимны Арх. Михаилу и Рафаилу, Всем святым и, должно быть, на Пятидесятницу(приписываемый императору Карлу Великому): папа Иннокентий III ( 1216 г.) — гимн на Пятидесятницу; знаменитый богослов Фома Аквинат (f 1274 г.) — гимны на Пасху и на праздник Тела Христова; Джакопоне да Тоди (f 1306 г.) — автор Stabat mater. Вошло в богослужение и несколько гимнов XV и даже XIV в.

Дисциплинарная часть уставов
С самого появления отшельничества и монашества, богослужение стало рассматриваться только как одна из составных частей подвига вообще. Весь день инока, да и каждого христианина, должен быть богослужением, и церковная молитва служит лишь высшим моментом этого последнего. Поэтому в первоначальных монашеских правилах, например, прп. Пахомия и Саввы, богослужению уделяется очень мало внимания. Не то с IX в. Устав прп. Феодора Студита, насколько его можно восстановить по его сочинениям, а равно древнейшая запись этого устава в так называемом Ипотипосисе, так же как Диатипосис прп. Афанасия Афонского, около 1/4 своего содержания отводят богослужению. Но и здесь оно — лишь небольшая составная часть общего подвига. Ктиторские Студийские Типиконы XI и следующих веков — уже по преимуществу памятники богослужебного характера, и дисциплинарная часть в них занимает немного места. Еще меньше места занимает она в Иерусалимских Типиконах, иногда почти исчезая совсем. Все же, по самой идее православного богослужения и по историческим обстоятельствам его развития, в котором такое большое значение имело иночество, богослужебный устав до сих пор по справедливости не обходится без дисциплинарного элемента, как ни мал он в нынешнем Типиконе по сравнению с его родоначальниками IV—VI веков. Этот элемент в нем, дисциплинарная часть его, в настоящий период истории устава продолжала свое развитие. Развитие это направлялось как в сторону сокращения дисциплинарной части в Типиконе, так и к смягчению ее требований.

Монастырская дисциплина у прп. Феодора, в Ипотипосисе и Диатипосисе
Упадок монашества и строгости жизни в нем, чем иногда оправдывали свое гонение на него императоры-иконоборцы, заставил прп. Феодора позаботиться о прочной организации своего монастыря, насчитывавшего до 100 монахов. В своих увещаниях инокам он нередко настаивает на неуклонном соблюдении заведенных им порядков, придавая вообще большое значение воле настоятеля и повиновению ей: «каждый из вас пусть со вниманием смотрит, как и куда направлять шаги, согласны ли они с моей смиренной заповедью, с киновиальным правилом, с требованием отсечения своей воли». От игумена он требует: «без крайней нужды не изменяй начертания и правила, какие ты получил от нашего смирения во всем». Верность монашескому уставу у прп. Феодора поддерживается, с одной стороны, системой монастырской иерархии, с другой, кодексом наказаний за нарушение его — епитимиями. В монастырском управлении после игумена вторую ступень занимал вторствующий (ср. в Пахомиевых монастырях, выше, с. 211), ό τά δεύτερα φέρων, ό δευτερεύων2, его ближайший помощник и заместитель, — почти то же, что екклисиарх позднейших уставов. Третью ступень занимал эконом. Затем следуют епистимонархи — разбиравшие проступки и назначавшие епитимии; по Ипотипосису, «им доносится о погрешениях меньших братий, и они принимают меры исправления»; таксиархи указывали места всем на собраниях, по Ипотипосису — напоминали братиям стоять в хорах чинно; при св. Феодоре их было 4, Ипотипосис их назначает два на двух хорах; надзиратели (έπιτηρήται) — наблюдали за исполнением монастырского устава; по Ипотипосису их назначается два каждый вечер; они «после клепания в било побуждают ленивых идти на вечерню и на повечерие, а по окончании последнего осматривают тайные места в монастыре и собирающихся на безвременные сходбища разлучают с подобающею строгостью; будилъщик, άφυπνιστής, по св. Феодору, будит братию к утрене, по Ипотипосису во время чтений на утрене, тихо обходя братию, будит заснувших. Упоминаются также у св. Феодора κελαρίτης — заведующий провизией, и άριστητάριος, букв. заведующий завтраками, трапезарь. Диатипосис из этих должностных лиц (начиная с епистимонарха) не указывает таксиархов, но определяет обязанности епистимонархов, как Ипотипосис таксиархов; им же он поручает первую половину обязанностей надзирателей — отправлять в церковь после благовеста запоздавших, прибавляя, что у оставшихся (в келии на время службы) они требуют отчета в этом, и если те остались не по приказанию и по нужде, то умеренными епитимиями побуждают их к исправности; кроме того, Диатипосис говорит об одном лишь надзирателе, который «денно и нощно обходя келии, службы и другие места лавры, с подо­бающею строгостью и должною епитимиею разводит предающихся беседам и безвременным прогулкам», наконец, Диатипосис указывает и должность дверника (θυρωρός), который, заведуя входом в церковь, требует от не поспевших к началу службы ответа в запоздании, а выходящих безвременно после одного или двух раз не выпускает. О епитимиях хотя Ипотипосис и Диатипосис упоминают неоднократно, но не указывают их видов и степеней, безмолвно отсылая таким образом к специальным наставлениям о них прп. Феодора в «Монастырских епитимиях» и «Большом катихизисе» (§ 60, 69). В епитимиях прп. Феодор очень близок к патр. Константинопольскому Никифору ( 828 г.) в его «Епитимийных канонах»; от Василия Великого прп. Феодор отличается предоставлением меньшего усмотрения начальст­вующим в назначении епитимии. Степени епитимии у прп. Феодора: 1) отлучение, αφορισμός — т. е. удаление на некоторое время от общения с братией в трапезе, молитве и работе; оно назначается у прп. Феодора в 23 случаях, например, за кражу, возбуждение братии против настоятеля, уклонение от исповеди и причастия, нерадение по службе, праздношатание по монастырю, утайку чужих проступков (между прочим и за чтение на память братиям из списывавшейся книги); 2) сухоядение (ξηροφαγία) — питание хлебом и водою, должно быть, один лишь день каждый раз, за менее важные упущения по службе, за опоздание к богослужению; 3) поклоны (μετά-νοιαι) в равном количестве в церкви или келии; 4) стояние (παράστασις) за трапезой или в церкви при выходе братии (последнее — в согбенном положении — за незначительное опоздание к службе); если первое назначалось за разбитие посуды, то виновный стоял с черепками. Не говоря определенно ни об одном из этих видов епитимий, Ипотипосис и Диатипосис указывают один лишь, но более суровый вид ее — заключение в особое помещение (άφοριστφία) на сухоядение для непокорных и упрямых, причем первый замечает, что «исправление посредством бичей (δια μαστιγών, ср. выше, с. 195, о Нитрийском монастыре IV—V в.), идущее мирянам, справедливо отверг­нуто нашими св. отцами» (Ипотипосис, § 25). При недейственности епитимий прибегали к удалению из монастыря (по Диатипосису). Из проступков с особым негодованием говорит Диатипосис о краже: «производящие какую бы то ни было покражу вещей обители заслуживают смерть Анании и Сапфиры; но те телесно, а эти душевно наследуют смерть с проклятием» (§ 33). Из внутренней жизни монастыря оба памятника касаются следующих сторон. Ищущий поступления в монастырь 2—3 недели должен жить в монастырской странноприимнице, знакомясь с порядками и поучаясь игуменом; после этого «оглашения» принимаемый вводился в собрание братий, делал им поклон, а они молились за него (Ипотипосис, § 24; Диатипосис, § 11). От монахов требуется полная нестяжательность  нельзя иметь и собственной мебели (Диатипосис, § 30). Наиболее внимания уделяется богослужению. Из служб в Ипотипосисе указываются часы только для литургии в пост: когда трапеза в 9 ч. (= 3 ч. дня), литургия в 6 (12) ч., в непостные дни в 3 (9) ч. (§ 27); по Диатипосису, утреня будничная в 7 ч. (1 ч. ночи), воскресная в 6 (12 ч. ночи), праздничная в начале 5 (10 ч. вечера, § 7). В Четыредесятницу 1-ый час указывается совершать отдельно от утрени на рассвете (Ипотипо-сис, § 14). Запрещается стоять в церкви с жезлами и даже входить туда с ними, пользоваться при коленопреклонениях скамейками (σκαμνίοις, Диатипосис, § 13). По Ипотипосису, ежедневно в начале 4 песни канона игумен выходит из хора и, садясь, принимает братию на исповедь; по Диатипосису, он делает это, когда захочет, и может исповедь поручить другому (Ипотипосис, § 22; Диатипосис, § 29). Под Неделю ваий на Господи воззвах переменялись хоры, очевидно на весь год: правый становился левым и наоборот, — конечно, ввиду большей трудности и большего количества пения на правом хоре (почему об этом сказано в статье «О соразмерности в службах», Ипотипосис, § 34). В Четыредесятницу назначается престарелый (по Диатипосису — «разумный») брат, который с 3 ч. (9 ч. утра) обходит все службы и в каждой, сотворив метание, говорит: «братие и отцы, да внимаем себе, ибо умираем, умираем, умираем»; по друг. ркп. еще: «припомним и о Небесном Царствии»; по Диатипосису: «о вечном мучении»; по Диатипосису, в ответ на это братия «оставляют работу, встают, говорят Трисвятое и опять садятся» (Ипотипосис, § 23; Диатипосис, § 9). В особой статье «О соразмерности в службах» оба памятника регулируют физические работы и дают программу монастырского дня. По Ипотипосису, телесными трудами братия занимаются все с восхода солнца или по отпетии 1-го часа, когда часы полагаются, до 6 ч. (12 ч. дня); от 6 до 8 (12—2) полагается отдых братии, есть ли обед, или нет; с 8 (2 ч.) до вечерни опять работы; после вечерни «каждый уединяется, как желает» (§ 33). Диатипосис указывает дни, когда нет работ: это 1-я и Великая неделя Четыредесятницы и неделя Пасхи, особенно до среды; подразумеваются и др. великие праздники. Диатипосис не говорит об обеденном отдыхе, а подробно занимается столом для несущих тяжелые работы — кузнецов, погонщиков, корабельников, плотников, виноградарей и пекарей; этим работникам до общей трапезы дается в 3 ч. (9 ч. утра) в большие посты хлеб, в малые и обычные дни и вино, и на трапезе им прибавляется лишний красоволь вина; в дни, свободные от работ, они довольствуются общим положением (Диатипосис, § 25,26). В праздник, когда нет работ, рекомендуется братии чтение книг из монастырской библиотеки; Диатипосис дает общий совет относительно этого, а Ипотипосис определяет и порядок выдачи книг: библиотекарь ударяет однажды в дерево (било), братия идут в библиотеку, там каждый получает книгу, а пред вечерней, опять по удару била, сдает ее (Ипотипосис, § 26; Диатипосис, § 28). Не выучившие Псалтири являлись на утреню только к канону по троекратному удару в било канонарха, употребляя начало ее (кафизмы) на изучение Псалтири (Ипотипосис, § 36). Оба памятника подробно определяют качество и количество одежды (см. гл. 39 Тип.) и пищи на весь год, пре­имущественно же в посты (см. гл. 32 и 33 Тип.). Здесь особенностью настоящих памятников, по сравнению с Иерусалимскими уставами, является разрешение для всей Пятидесятницы, для великих праздников, случающихся в среду, пятницу и в малые четыредесятницы, а также для вечера Великой субботы, сыра и яиц; для Великой субботы этого разрешения не дается позднейшими рукописями Ипотипосиса (Ипотипосис, § 28,29; Диатипосис, § 14—18). Эта статья Ипотипосиса, хотя вошла в Студийско-Алексиевский устав в смягченном виде, вызвала большие споры в России XII—XIII в. ввиду разноречия ее с древними канонами и Иерусалимским уставом (см. ниже). В обоих памятниках согласно определяется поведение за трапезою. Когда братия сходятся обедать (Диатипосис: «по звуку колокольчика», κώδονος), в устах у них должен быть стих (молитвенный, по поздн. памяти. — «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас»), по Диатипо-сису — так же «и когда встанут из-за стола, до тех пор, пока отошедши в притвор, не принесут благодарение за то, что покушали»; садятся за столы по 9 человек (Диатипосис), по указанию надзирателя, наблюдающего, чтобы не было пустых мест; сидят за трапезою в кукулях (Ипотипосис); бывает и чтение, которым (Диатипосис) распоряжается екклисиарх, заботящийся «о том, чтобы, чего не успели прочитать в церкви, то было прочтено за трапезою и ничего не было опущено»; «знаком окончания чтения бывает стук ложек, бросаемых одновременно в тарелки при последнем кушанье; равным образом и к наливанию вина и к подаче кушаний дается знак посредством ударения» (Диатипосис — звонком. Ипотипосис, § 28; Диатипосис, § 14). — Наконец, Диатипосис предусматривает и оставление братом монастыря, «если он не имеет душевного покоя в нашей лавре»; оно должно быть не тайным бегством, а происходить с предупреждения об этом «духовного вождя», «чтобы и удаление из монастыря было с молитвою и благословением, а не с запрещением, не с проклятием, не с отлучением от св. отцев» (§ 31).

Дисциплинарная часть Святогорского устава
Великий синаксарь Афоно-Иверской лавры XI в. (см. выше, с. 372, прим. 4), образец Святогорских уставов, в дисциплинарной части представляет сокращение и небольшое изменение Диатипосиса; из него здесь оставлены отделы о часе служб, о пище, о соразмерности в службах, о нестяжательности, о порядке оставления монастыря, о заключении, об одежде и нерабочих днях. Часы службы указываются для утрени: во весь год утреня будничная в 8 ч. (2 ч. ночи) (часом позже, чем в Диатипосисе), в воскресенья в начале 7-го и праздничная в начале 5-го (немного позднее, чем в Диатипосисе), в двенадцатидневие, сырную неделю и вторые дни великих Господских праздников к нач. 9 ч. (ок. 2 ч. ночи); в Великий пост к началу 6 ч. (ок. 11 ч. ночи). Относительно постов отменяется разрешение Диатипосиса на сыр для Пятидесятницы и для праздников в многодневные посты и сохраняется это разрешение для праздников в обыкновенные среду и пятницу. Занятым тяжелыми работами в пост дается пища в 6 ч. (не в 3). Приобретать монахам запрещается деньги (о мебели умолчано). Из епитимий сохраняется заключение с замечанием: «наказание же побоями или другими, уместными в миру, средствами, нашими отцами осуждено, хотя в случае крайней нужды позволительно прибегать и к ним». При желании оставить монастырь «игумен вручит уходящего другому игумену, или предпримет другие какие-либо меры». Праздничные дни делятся на нерабочие для всех, и работников, и нерабочие только для братии; к первым кроме 12 праздников относятся: 13, 26 сентября; 8,14 ноября; 6,9 и 26 декабря; 1 января; 23 апреля; 8 и 24 (Симеона чудотворца) мая; 24,29 июня; 29 августа; ко вторым: 20 сентября; 18, 23 и 26 октября; 1,13 ноября; 4,13,27 декабря; 17,20,25 января; 17,24 февраля; 9 марта; 8 июня; 1,8,20,27 июля; 31 августа; малое количество «мирских» праздников (для рабочих) Синаксарь объясняет малочисленностью рабочих в монастыре (4 только) и большим жалованьем им.

Стр. 1     Стр. 2     Стр. 3      Стр. 4     Стр. 5     


Страница сгенерирована за 0.05 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.