13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Богослужебный устав с появления полных списков его. С IX века (ч.3)
Повечерие
Не меньшим видоизменениям, чем часы, подвергался и чин повечерия, и точно так же особенности разных уставов не влияли на развитие этой службы: в Студийских и Иерусалимских уставах она имела общую историю. Самые ранние указания на эту службу дают понять, что она имела в той и другой отрасли уставов очень сходный, если не тождественный, состав. Так, Ипотипосис и Диатипосис, различая два вида повечерия (τα απόδειπνα): полное (ολόκληρα) и сокращенное для дней праздничных, второе указывает начинать от «С нами Бог» (Ипотипосис) или от «Живый в помощи», т. е. 90-го пс. (Диатипосис). Если сопоставить с этими указаниями чин повечерия в древнейшем Часослове по уставу Саввиной лавры Синайск. библ.№ 863 VIII—IX в., то нельзя не заметить, что там и здесь имеется в виду эта служба приблизительно одного и того же состава. А в этом Часослове повечерие, как мы видели (см. выше, с. 298), не имеющее еще и этого имени, а называющееся «молитвою в 1-й час ночи», имеет состав, очень близкий к нынешнему великому повечерию в 1-ой его части, именно: псалмы 4,12,26, Слава — 30, 90, 6 (ныне 4, 6,12, 24, 30, 90), С нами Бог, аллилуиа со стихами «Призри и услыши мя Господи...», «В мире вкупе...» (нынешних к тропарям «Невидимых враг»), затем тропари «Невидимых враг...» или другие сообразно дню, «Господи помилуй» 3, «Не предаждь зверем душу исповедающуюся Тебе...» (стих или молитва?), — далее рукопись обрывается. Такой же состав, но немного сложнее и ближе к нынешнему, имеет повечерие в Студийско-Алексиевском уставе: «6 псалм отпевше, тажь С нами Бог и Без-плотное и Верую и Пресвятая Владычице и Отче наш и Господи помилуй 30, таже покланяются трижды ... и паки такожь и на 3-мь поклонении рещи: Приидите поклонимсь, таже псалм 6 Господи да не яростию, и Святый Боже и Отче наш и Господи помилуй 12 и молитве от попа бывши идут в келия своя». Такая «павечерница» называется «исполнь» (полно, полная) и между прочим поется от понедельника Антипасхи до Вознесения. Но замечательно, что даже для Петрова поста указывается повечерие короче: «6 псалм и С нами Бог и Безплотное и Верую и Пресвятая Владычице и Святый Боже и Отче наш и Господи помилуй 12 и кончают»2. В первом повечерии явно две части, второе не делится на части. Так как невероятно, чтобы в пост повечерие было короче, чем в полупраздничный период Пятидесятницы, особенно ввиду того, что Студийско-Алексиевский устав требует сокращенного повечерия не только для воскресных и праздничных дней, но и, например, для попразднства Вознесения, то, должно быть, там и здесь имеется в виду один чин повечерия и второй вид его — представитель его древнейшего типа, случайно оставшегося на страницах устава не поправленным после осложнения его новыми вставками. Этот буднично-постный чин повечерия по Студ.-Алекс, уставу сокращался для праздников и других льготных дней путем урезок начальных псалмов его; именно: «в субботу вечером и в Господский праздник павечерница от С нами Бог и прочая и Господи помилуй 15, а от Вознесения Господня до Всех святых от Живый в помощи и прочее». В первом случае, следовательно, опускались все начальные псалмы, и место их занимала песнь Исаии, во втором опускался ряд псалмов до 90 пс, который неизвестно какое занимал место в их числе, последнее ли, как ныне, или предпоследнее, как в Синайском Часослове VIII—IX в. Первого рода, т. е. более сокращенное, повечерие полагалось, кроме воскресений и праздников, в Великую пятницу, на Вознесение вечером и, должно быть, в других аналогичных случаях; второе, кроме попразднства Вознесения, под 1-ю субботу поста «праздника ради св. Феодора», под субботу ваий, в первые три дня Преполовения и, должно быть, в подобные полупраздничныедни. Неизвестно, существовал ли, кроме этих трех видов повечерия, еще особый вид его для Великого поста; данные для решения этого вопроса заключаются только в следующем замечании о службе Великого понедельника: «мефимон же поется великый якоже и в пост»; судя по тому, что «великая павечерница» полагалась в Великий пост и под субботы, когда «пост не бывает», надо полагать, что великопостное повечерие не отличалось от будничного («исполнь»), как и ныне не отличается повечерие малых постов от великопостного.
Ночные часы и чин 12 псалмов
Дальнейшее развитие повечерия, в котором оно получило, кроме наметившихся уже здесь двух частей, и третью, и обогатило заключительную свою часть, обусловливалось, с одной стороны, слиянием его с песненным чином великой панихиды, но особенно включением в него последования так называемых «ночных часов», чина, стоявшего в свою очередь в связи с древним, упоминаемым еще у прп. Иоанна Кассиана, «Чином 12 псалмов» (см. выше, с. 216), помещавшимся в Часословах и Псалтирях следованных в качестве самостоятельной службы. Указание на тот и другой (ночные часы и 12 псалмов) чины находится и в Диатипосисе: «надобно же знать, что после праздника Антипасхи сейчас по повечерии начинаем паннихиду; и до Всех святых творим только канон (такой состав имел один из видов песненной паннихиды) и после него Непорочны; с этого же времени до Воздвижения присоединяем 6 псалмов, на которых поклонов и стояний (στάσεις) 3; по Воздвижении же псалмов 12 и прочие творим последования до Великой Четыредесятницы; ибо тогда на каждом Трисвятом творим метания со стояниями». Древнейший полный чин 12-псалмия и ночных часов дается в Синайском Часослове № 864IX в. Сохранившаяся в отрывке рукопись начинается псалмами 9 часа, причем ряд псалмов прерывался особым знаком деления, после которого следует 12 псалмов, тремя «Славами» разделенных на 4 части, по три псалма в каждой. Далее следуют два Богородичных тропаря, два «канона полунощных», с особыми покаянными припевами и тропарями, по содержанию своему приуроченными к полночному времени; а затем излагается особое «последование полунощницы». Псалмы здесь следующие: 83,84,85,68,112,110,120, знак разделения, 74,29,54+5,7,40+31, 80,81+93,104,56. Все эти псалмы с незначительными изменениями в составе входят в «κανόνες νυκτερινών ψαλμών» Псалтири X в. библ. Афонского унив. № 7/67, где дается такой чин псалмопения. «Κανόνες ήμερινώνψαλμών». Утренних три: 60,141, 61. Часы: 1,8; II, 29; III, 30; IV, 41; V, 50; VI, 6; VII, 65, 69; VIII, 84, 81; IX, 114, 111; X, 150; XI, 110; XII, 120. Κανόνες νυκτερινών ψαλμών. Вечерних («светильничных») три: 120,140,112. Часы: I, 74, 14; Π, 29; III, 54; IV, 5; V, 7; VI, 40; VII, 31; VIII, 8; IX, 97; Χ, 95; XI, 104; XII, 55 (л. 11). Отмеченные курсивом псалмы общи с предыдущим памятником. Даже порядок псалмов остается неизменным. Таким образом, здесь однородные последования ночных часов. Часослов Синайской библ. № 868 XIII—XIV в. заключает ту же систему 12 однопсалмых ночных часов (под именем ακολουθία της νυκτός), после которых имеет полунощницу; каждый из первых 6 часов состоит из псалма, тропаря с Богородичным и молитвы, а последние шесть часов только из псалма и молитвы (12-й две молитвы). Псалмы: 74,26,55,101, 7,40,31,80,91,6, 95,56 с 69. Тропари все - нынешние седальны Октоиха на утрене, а Богородичны — ныне отпустительные. Из молитв замечательна 1-я: «Господи Боже наш, Отче Истиннаго света, день просветивый небесным светом и ночь уяснивый зарями огненными» (ныне на вечерне Пятидесятницы) и 6-я «Иже на всякое время». Другие памятники делают попытки к концентрации этого слишком уже богатого богослужебного материала. Афоно-Иверский Синаксарь в ркп. Тифлис. Церк.-археол. Муз. № 222 XII в. назначает ночные часы в Великий пост, причем они вставляются в повечерие, которое, в свою очередь, вставляется между 2 частями полунощницы. Состоят эти часы из 12 не названных псалмов с Трисвятым и Господи помилуй после каждых двух. Здесь, следовательно, 6 ночных часов. Афоно-Ватопедский Часослов № 350/984 XII в. между повечерием (уже трехчастным) и полунощницей имеет только две двухчастные молитвы ночи (αί λιται της εύφρόνης), т. е. собственно четыре ночных часа, но количество псалмов для них сохраняет то же — 12. Каждый час здесь с тремя псалмами (в последнем — два), тремя тропарями и молитвой. Псалмы: 55,139,140, - 40,101,138, - 6, 31, 76, - 86, 41. Тропари все покаянные, — большая часть ныне служит седальнами Октоиха на утрене. Из тропарей на второй службе два Богородичных: «Всесвятая Богородице, во время живота моего» и «Многая множества моих, Богородице, прегрешений» — тропари в последней части нынешнего повечерия. Часословы Имп. Публ. библ. QI 57 XII—XIII в., Софийской библ. при СПб. Дух. Академии № 1052 XIII—XIV в. (с которым сходен славянский же Синайский № 12 XII—XIII в.) в своем «Чине како подобает пети нощныя часы», тоже дают только 4 часа, по три псалма, по три тропаря и одной молитве в каждом. Псалмы: 26, 31, 56, - 37,38, 40, - 69,70,76, - 101, мол. Манассии и 50 пс. На четвертом часе после молитвы следует «Слава в вышних Богу, — таж Господи прибежище был еси, — и Сподоби Господи сию нощь без греха, —таж пока(я)ньна наставшаго гласа» со стихами: «Се ныне благословите Господа» и «В нощех въздежите руки ваша» (в первом памятнике еще заупокойные стих и тропарь) и со Слава и ныне. После «покаянных» в первом памятнике молитва св. Евстратия «Величая величаю Тя» (ныне на субботней полунощнице), троекратное молитвенное обращение «Господи помилуй оскверншуюся страстьми жития душу мою», Слава и ныне, Трисвятое и 20 тропарей: (Спаси Господи, Преобразился, Вознеслся (храмовые?), Архистратигу, Предтече, апостолам, пророкам и т. д. общие по ликам и отдельным свв. (прп. Феодору, Николаю, Василию, Клименту, Илариону), Слава: заупокойный, И ныне: Богородичен; молитва о умилении души («Душе моя, почто жалуеши на Господа»), молитва отпуста «спати хотяще»: «Даждь нам Владыко» (ныне на повечерии), мол. Ангелу-хранителю и запрещение диаволу. Во втором и третьем памятниках после покаянных тропарей Трисвятое, тропари Спасителю, Богородице, Архистратигу, Иоанну Крестителю и всем святым; всего 15 тропарей, — после тропарей молитвы: «И даждь нам, Владыко», «Величая величаю Тя», троекратное молитвенное обращение — «Господи, помилуй оскверншуюся страстьми жития сего душу мою» и «молитва за вся крестьяны». Псалмы указываются во всех трех памятниках одинаковые, за исключением одного на шестом месте, вместо 40 первый памят. 31, и совпадают с «Чином 12 псалмов», исключая пс. 37 (в «Чине» 33) и пс. 50 (в «Чине» нет, а вместо него в качестве 12-го псалма Славословие великое).
Трехмастное повечерие
Таким образом, «чин 12 ночных псалмов» увеличил число псалмов повечерия от первоначальных 6 до 12 и внес в него утренний гимн «Слава в вышних Богу», так как, благодаря слиянию этого чина с повечерием, последнее, по идее, должно было продолжаться до утра; влияние же паннихиды вставило в повечерие его среднюю часть с 50 пс. и каноном. В таком осложненном, трехчастном — и уже совсем почти нынешнем — виде находим мы повечерие в западных Студийских уставах. При этом в Калабрийской редакции этих уставов оно проще по составу. В полном своем составе (для постов) оно, по отрывочному описанию его в Типиконе Николо-Касулянского монастыря (гл. 25), в первой части своей заключало шестопсалмие и С нами Бог, во 2-й — канон или трипеснец, в 3-й Непорочны, Слава в вышних Богу и Господи Вседержителю (молитва); в непостные дни это повечерие совершалось только до Слава в вышних, в Пятидесятницу до Непорочных, в воскресенья, праздники и 12-дневие совершались первые две части, Слава в вышних Богу и Трисвятое. В западных Студийских Типиконах Сицилийской редакции повечерие длиннее. По Милийскому Типикону, в Четыредесятницу оно имеет такой, трехчастный же, состав: 1-я часть вполне совпадает с 1-ю частью нашего повечерия (нет только заключительной молитвы: «Господи, Господи, избавлен»); 2-я часть состоит из Приидите поклонимся 2, пс. 50, канона дневного святого, по 6 песни которого седален его с Богородичным и синаксарь, по 9 песни «обычные ирмосы Богородицы на глас канона» (?), Трисвятое, отпустительный дня, Господи помилуй по 12 раз от певцов и народа, иерей молитву «Вседержителю Господи...», всем ниц лежащим; на 3-й части после Приидите поклонимся 2 «начинают говорить 12 псалмов»: 26,30,31,34,39,40,43,60, 69,70, 76,139 (курсивом псалмы, общие с «Чином 12»). Это 12-псалмие делится на два шестопсалмия вставочным Трисвятым и Приидите поклонимся 2, а каждое шестопсалмие опять делится на трехпсалмия вставочным Слава и ныне и аллилуиа 3; после 12 псалма следует Слава в вышних Богу, Трисвятое, тропарь «Боже отец наших», с Богородичным «Не умолчим», Господи помилуй по 12 раз певцами и народом, молитва «Господи Вседержителю...» певцами и Сый благословен. — Близко к этим Евергетидское повечерие; оно имеет три вида: непостное, для малых постов и великопостное. Состав первого, называемого «малым», не указывается в Типиконе. В малые посты повечерие отличалось тем, что на нем пелась особая служба ή παννυχις или канон, которая в непостные дни отделялась от повечерия и присоединялась к вечерне, имея тогда такой состав: «по отпусте вечерни Приидите поклонимся трижды, и при исхождении в притвор пс. 50, канон панихиды; по 3 песни ектения и седален; по 6 песни кондак Богородицы; по окончании канона Слава в вышних Богу, Трисвятое, поклона 3 быстрых, молитва вечерни и отпуст». Чин же великопостного повечерия по Еверг. уставу: Трисвятое, шестопсалмие, «со гласом» (с пением) С нами Бог, тропари: Невидимых враг, Слава — Яко страшен суд, И ныне — Непостыдную Богородице надежду (тоже с пением), Господи помилуй 45, Иже на всякое время, обычные 15 поклонов, молитва «Господи, Господи избавлей»; пс. 50, обычный канон паннихиды гласа, по 3 песни седален, умилительный глас, по 6 песни кондак Богородицы из обычных, по конце канона Слава в вышних Богу «помедленнее и повнимательнее», Трисвятое и ектения, Господи Вседержителю, и вместе молитва за сродников (ομογενών), «Трисвятое за усопших св. отец и братий наших», молитва за них и отпуст, «и бывает обычный поклон и прощение; остальное же последование поем в келиях наших».
Малое повечерие
Теперь повечерию оставалось развить до нынешнего вида вторую свою часть и на основе ее образовать особый вид малого повечерия. Это наблюдается в Часословах Синайской библиотеки № 868 ΧΙΙΙ-XIV в. и Афоно-Ватопедской библ. № 350 XII в. В первом повечерие, в составе 1-ой части нынешнего великого, имеет такую добавочную часть: пс. 50, 66 и 69, тропари «Помилуй нас Господи...» и «Милосердия двери...»; молитвы: «Боже отец наших...» (ныне тропарь на малом повечерии), «Величая, величаю Тя...» (ныне на полунощнице) и «Господи, Господи избавлей...» (ныне в первой части вел. повечерия). Второй Часослов, не употребляя названия «повечерие», соответствующее последование озаглавливает «Обычныя молитвы преднощных пений» (των προνυκτίων ΰμνων). Оно состоит из трех частей. Первая часть соответствует первой части нынешнего повечерия в несколько сокращенном виде. Недостающие в ней тропари: «Просвети очи мои», «Заступник души моея» и — вместо «Яко не имамы» — «Преславная Приснодево», а также молитва «Господи, Господи, избавлей нас», выделившись из состава первой части, в соединении с псалмами предыдущего (Син. 868) «почасия повечерия» (50, 66, 69), образуют вторую часть. Третья часть составляется из великого славословия, молитв царей Езекии (книга Исаии 38, 9—20) и Манассии, трех особых тропарей (гл. 2, «Архистратизи Божии», «Память праведнаго» и «Апостоли, мученицы и пророцы») с Богородичным («Милосердия сущи источник») и трех молитв — двух нынешних («Иже на всякое время» и «И даждь нам») и одной особенной «Господи Боже небесе и земли, прости ми вся елика согреших». В Синайском Часослове № 806 XIII в. впервые является малое повечерие в нынешнем его составе, но не как самостоятельная служба с теперешним названием, а как третья часть повечерия, причем во время Четыредесятницы эта часть заменяется другою, вполне соответствующею третьей части нынешнего великого повечерия с молитвою «Владыко Многомилостиве». В качестве самостоятельной службы малое повечерие выступает впервые в слав. Иерусалимских уставах XIV в.
Великое и будничное повечерия
Типикон Шио-Мгвимского монастыря XIII в. дает чин для великого повечерия (малое не упоминается), почти буквально тождественный с нынешним; разница в 1-й части: «Господи помилуй» 40 раз; священник говорит: «Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас». Пред тропарями «Невидимых враг» замечено: «есть, впрочем, еще и иные тропари повечерия»; пред второй частью замечено: «и начинаем ночную службу великого повечерия». Рядом с теперешними двумя видами повечерия славянские Иерусалимские уставы XIV—XVI в. и первые печатные Часословы (Краковский1491 г., Московский 1652 г.) имели еще 3-й вид, средний между великим и малым, под именем «обычной павечерницы». Состав его: первая часть нынешнего великого повечерия от пс. 90 и все нынешнее малое повечерие без Символа веры; на первом тропарь из Минеи с Богородичным, на втором седмичные тропари и нынешние «Боже отец наших», вместо «Иже на всякое время» во 2-й части молитва «Нескверная, неблазная». При этом великое повечерие назначалось для всех постов, когда поется аллилуиа, обычное для будней, а малое для суббот, недель и полиелеев.
Полунощница
Полунощницы древнейшие чисто Студийские уставы не признавали, судя по тому, что ее не упоминает Ипотипосис и Студийско-Алексиевский устав. Последний имеет соответствующую полунощнице службу только для Великого поста. Студийско-Алексиевский устав в Великий пост присоединял к великому повечерию безымянную службу, по составу напоминающую отчасти нынешнюю полунощницу, отчасти 3-ю часть великого повечерия: «О павечерници в Великий пост. Ведети есть, яко весь пост, егда великая па-вечерниця поеться, по скончянии ея и по 6 (?) псалм и по Св. Боже абие начинають Блажени непорочни не в глас ни в стихи разделяють, но всем единогласно глаголющем; посем поеться Св. Боже, тажь Слава в вышних и тропарь Оком милосердым и др. тр. Век мой коньч. и Богор. Рожейся нас ради; посем глаголет молитву Манасии, ейже нач. Господи Вседержителю и другую молитву сию Дажь нам Владыко, мол. св. Евстратия Величая величаю Тя, посем 3 Господи помилуй и Оскверншююся страс. и Господи помилуй 50 и молитве от попа бывши, бывает отпуст». В представителе западных ктиторских Типиконов Сицилийской редакции, в Милийском Типиконе, полунощница и получает уже свое имя, и освобождается от элементов повечерия. Этот Типикон тоже говорит только о великопостной полунощнице и дает для нее сходный со Студийско-Алексиевским чин: по обычном начале (с Трисвятого) «Непорочны с 2 Славами, Трисвятое и тропари «Помилуй нас...», «Господи помилуй...», «Милосердия двери», «Многая множества...» и более ничего, Господи помилуй 50, молитва от иерея «Иже на всякое время» и отпуст». Там и здесь самый простой тип полунощницы. Святогорские уставы значительно осложняют ее, притом начиная с древнейшего своего представителя — Диатипосиса, который хотя подобно Студийско-Алексиевскому уставу и сливает полунощницу с повечерием и не усвояет ей этого наименования, но имеет ее ежедневно и дает важнейшие из позднейших элементов ее, назначая для своей «паннихиды», как мы видели (см. выше,с. 383), в Пятидесятницу только канон и Непорочны, летом еще 6 псалмов, а зимою и в Четыредесятницу 12 псалмов и еще какие-то «последования» с несколькими Трисвятыми. Афоно-Иверский Синаксарь в ркп. Тифлисского музея № 222 XII в., давая только чин великопостной полунощницы, также сливает ее с повечерием и ночными часами, именно так, что те и другие вставляются между первою и второй частью полунощницы, которая имеет строй, очень близкий к теперешнему. «В начале 10 часов звонят к повечерию и служат прежде полунощницу без Непорочных; после Святый Боже, Отче наш, «Незримое неусыпное...», Слава: «Коль страшен...», И ныне: «Непостыдная надежда», Господи помилуй 40, священник «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», народ Аминь (полунощница). Приидите поклонимся, Помилуй мя Боже... и канон Богородицы и святого из Минеи, Святый Боже, Отче наш, Господи помилуй 40 (паннихида или повечерие). Приидите поклонимся и прочитывают 12 псалмов, причем после каждых 2 псалмов Святый Боже, Отче наш, Господи помилуй 40 (ночные часы). Блаженны, Слава в вышних Богу, Святый Боже, Господи сил с нами буди, Господи помилуй 40, Господи Вседержителю Святый, Господи помилуй 40 (повечерие). Приидите поклонимся... Возведох очи мои... Се ныне благословите, Святый Боже, Господи помилуй 12» (вторая часть полунощницы). Это последование называется «ночными часами». — Еще большее развитие получает полунощница в Иерусалимских уставах. И такой древний Часослов иерусалимского типа, как Синайской библ. № 864 IX в. (в Синайск. № 863 VIII—IX в. нет полунощницы, может быть, оторвана) имеет 2 полунощницы. После вышеупомянутых 12 ночных псалмов, присоединенных здесь к 9-му часу, и 2 Богородичных к ним — здесь идут два полунощных канона с соответствующими тропарями и припевами, а после них такие же стихиры, заключающие моление о безмятежном сне. Затем следует особая полунощница; начинается она молитвами царей Езекии и Манас-сии и псалмом 90-м (ныне в чине повечерия); затем — Аллилуиа с нынешними утренними стихами из Исаии (29: 9, 11, 15), — и «Троичный гимн» «Се Жених грядет»; потом пс. 118 (17-я кафизма), а после него — особые седальны и Богородичны, с тропарями покаянного содержания. Синайский Часослов № 865 XII в. имеет уже две полунощницы: повседневную с 17-й кафизмой и субботне-воскресную с 9-й. Обе одинакового строя и распадаются на четыре части, по три тропаря и по две молитвы в каждой части для повседневной, по столько же тропарей и по одной молитве для субботне-воскресной; кроме того, в начале службы три вступительных тропаря. Большая часть этих тропарей служат ныне покаянными седальными и Богородичными отпустительными на будничных службах. Молитвы тоже все покаянного характера, причем среди них встречаются все 4 молитвы нынешних повседневной и субботней полунощницы. Таким образом, полунощница по этому памятнику не меняет для субботы и воскресенья своего покаянного характера, а получает только прибавочные заупокойные тропари (еще усиливающие ее грустный характер). Кроме полунощницы, памятник имеет еще «почасие ночи, поемое в 3 часе ночи» и состоящее из пс. 74, 26 и 55 с покаянными тропарями «Помилуй мя Боже» и молитвою. Наконец, Часослов Новгор.-Софийской библ. при С.-Петерб. Дух. Академии № 1052 XIII—XIV в. (к которому очень близок Синайский № 12) дает уже полунощницу совершенно нынешнего типа, отличающуюся только тропарями и молитвами. Часослов имеет, как нынешний, три вида полунощницы: повседневную, субботнюю и воскресную; но последняя одинакового типа с первыми двумя. В повседневной 1-я часть имеет нынешние тропари, 2-я часть иной первый тропарь: «Ослаблен есмь сном уныния...», «Глубиною мудрости...» и «Блажим Тя вси роди...» (нет «Со святыми упокой»). Субботняя — тропари, I: «Бодрым смыслом к Богу воззрим», «Леностный сон отрясем, Жених приближается», «Наша молитвы Богородительнице принеси»; II: «Яко Судии пришедшу попецыся душе моя», «Глубиною мудрости», «Тя град и станище» (= стену и пристанище). Воскресная — I: «Вос-кресе от мертвых Живот всех», «День он страшный», «Тебе неразоримаго града» (= неразоримую стену); II: «Гробу отверзту, аду плачущуся», «Мудрых дев бдение даждь ми», «Наша молитвы Божия Родительнице». Молитвы, общие для всех трех полунощниц: 1) «молитва св. Иоанна Златоустаго к Святей Госпожи Богородици» — «Многых и великих даров насладивъся от создавшаго мя Бога», 2) «Иже на всякое время» и 3) заключительная — «Помяни Господи всего мира, помилуй всех, заступи вся, с плавающими по морю плавай». Кроме того, на каждой из трех полунощниц, после «Иже на всякое время», положено по одной особой молитве: на повседневной — «Владыко Господи Иисусе Христе, Отче щедрот и Боже всего утешения, и мене недостойнаго раба Твоего ущедри», на субботней — «Вседержителю Боже, вышнии и нижнии твари Сдетелю, поставлий солнце на просвещение дни, и луну же и звезды на просвещение нощи, рекий Господи ис тьмы свету восияти», на воскресной — «Господи Боже наш, истиньное сиянье Отчее». В сравнении с предыдущим памятником здесь значительная дифференциация, особенно в отношении к воскресному чину полунощницы. Но по сравнению с нынешними чинами — во 2-ой части полунощницы не так строго выдержан ее заупокойный характер, а воскресная имеет много покаянных мотивов. Во всяком случае, отсюда, от последнего памятника, остался один шаг к нынешнему уставу. В древнейших славянских списках Иерусалимского устава (греческие не дают чина) появляется уже нынешний чин повседневной и субботней полунощницы с тою только разницей, что на второй части вместо заключительной заупокойной молитвы «Помяни Господи в надежди воскресения» и молитвенных обращений «Преславная Приснодево...», «Упование мое Отец...» положена молитва-ектения «Помолимся о всех и за вся...» из 12 прошений, начинающихся «Помяни Господи...», похожая на нынешнюю «Помолимся о благочестивейшем», при чтении которой иереем «братия глаголют «Господи помилуй», дондеже иерей поминает», и в заключение которой краткая молитва «Собранныя Тобою во св. сию ограду» о прощении грехов и неосуждении на Страшном Суде (ср. «Се Жених...») с заключением: «Тебе (= Твое) бо есть еже миловати»; после молитвы отпуст и ектения «Помолимся». Что касается воскресной полунощницы, то греческие Иерусалимские уставы совершенно молчат о ней, так как предполагают под воскресенье бдение; только древнейшие славянские в Моск. Синод. библ. после изложения вечерни на бдении замечают, что ввиду «скудоты и неумения хитрогласнаго пения», благодаря чему бдение нельзя протянуть на всю ночь, в осень и зиму после вечерни «поем павечерницю меншюю еже есть от Помилуй мя Боже, посем поем канон молебен за творящих нам милостыню или за негоже хощем, тажь поем полунощницю неделную и аще есть не поздо чтем чтение, посем поем заутреню»; но состав воскресной полунощницы в этих уставах не указывается. В «Псалтири с возследовани-ем» XV в. Моск. Синод, б. № 350/406, л. 166, после полунощницы вседневной и субботней помещен «Канон Св. и Живонач. Троице, певаемь в неделю пред заутренею вместо полунощници», и после него «припевы за Достойно есть» и молитва — нынешние (канон 1-го гл.); в Псалтири той же библ. XVI в. № 709/409, л. 233 об. такое же последование озаглавлено уже: «Полунощница по вся воскресения».
Чин изобразительных
Чин изобразительных, в сравнении с тем видом, какой получил он к IX в., т. е. какой он имеет в палестино-саввинском Часослове Синайской библ. № 863 VIII—IX в. (см. выше, с. 298), подвергся незначительному развитию. До нынешнего вида ему в этом памятнике недостает пс. 102 и 145, Единородный Сыне, Ослаби, остави и почти всего следующего последования (исключая Господи помилуй 3, начальные слова 33 пс. и «Буди имя Господие»); взамен нынешнего конца он имел молитвословия, приспособленные к принятию Св. Таин (так как и самый чин предназначался для этой цели, как видно из его надписания: εις τήν μετάληψιν), именно: «Един Свят...», «Вкусите и видите, яко Христос Господь» и молитвы причащения. Теперь он, прежде всего, теряет постепенно этот последний свой элемент — приспособление к причащению, очевидно, потому, что прежний обычай самоприобщения иноков (анахоретов) исчезает (хотя его защищает еще неизвестный автор жития прп. Луки Стирийского, давая и чин самопричащения, констатирует Евфимий, патр. Тырновский (1375—1393 г.), и оправдывает св. Симеон Солунский, XV в.). Так, Часословы с IX в. не надписывают уже чин изобразительных «на причащение» и не имеют в нем молитв причащенияи стиха «Вкусите и видите». Стих «Един Свят» — в качестве самостоятельного, без предшествующей ему молитвы «Всесвятая Троице», имеется еще в Часословах Синайск. библ. № 868 и № 12, Софийском № 1052 (XIII— XIV в.) и даже в нынешнем пасхальном чине изобразительных. Псалмы в начале и Единородный Сыне имеют уже Часословы Синайск. библ. № 866 и 867 (XIII в.) и все позднейшие; Син. 868 пред Отче наш имеет Трисвятое. Молитва «Ослаби, остави» после «Отче наш» появляется с такого же приблизительно времени: ее имеют поименованные два последние и позднейшие Часословы, но Студийско-Алексиевский устав не указывает, а Синайск. 12 и Соф. 1052 имеют вместо нее другую: «Господи Боже наш, Иже преслав-ную Матерь Свою яви честнейшю Небесных Сил...». «Господи помилуй» имеет еще 3 раза, подобно Син. 863, — Син. 866 и 868. Другие Часословы, например Синайский же 12 и Соф. 1052, имеют «Господи помилуй» 12, 30 или 50 раз. Позже других составных частей получает чин изобразительных свои кондаки: их он не имеет совсем в Студ. уст., Соф. 1052, Син. 868 и др.; в Син. 876 в числе кондаков есть св. Иоанна Златоуста или Василия Великого (близкое соотношение к причащению); в Син. 866 кондаки «Яко начатки... (мученикам и всем свв.), Со святыми упокой... Предстательство христиан...»; по Шиомгвимскому Типикону кондак Златоуста, Слава: «Со святыми...», И ныне: «Упование христиан...»; по древнейшим греч. спискам Иерусалимского устава: кондак храмового святого, «Со святыми...» и «Предстательство страшное...» или «Предстательство христиан»; по позднейшим греч. спискам Иерус. уст. еще (после храмового) кондак «дневного» (седмичного?) святого и о 1-м Богородичне не упоминается; по древнейшим славянским спискам Иерус. уст. еще кондак Минеи, если есть (пред седмичным и храмовым), а в субботу вместо «Предстательство...» — «Яко начатки»; по позднейшим прежде всех кондак Преображения. Более мелкие варианты чина: пред вторым псалмом Слава и ныне; пред «Единородный» опять (Соф. 1052), или только пред Единородный (слав. ркп. Иерус. уст.); «Господи помилуй 3» еще пред Блаженными (Син. 12 и др.); пред 33 пс. и пред отпустом: «Благословите святии, благослови отче» (Соф. 1052). Если изобразительные заменяют положенную на тот день литургию (по Типикону императрицы Ирины, например, они пелись вместо литургии в понедельник, вторник и четверг), то по Иерус. уст. на них читались дневные Апостол и Евангелие (с прокимном и аллил.); по греч. спискам Иерус. уст. они читались вслед за изобразительными псалмами и Единородный Сыне, по славянским после Блажен пред «Помяни Господи...» (приспособление к чину литургии); некоторые Часословы и на каждых изобразительных указывают Апостол и Евангелие постоянные, именно: 3 Кор. 6, 16—7, 1 и Мф. 25: 31—46, а в субботы — заупокойные. Характерно место, на какое ставились изобразительные в ряду суточных служб; древнейшие Часословы их ставят после 9 часа (ср. у армян — и литургия всегда после 9-го часа); Ипотипосис указывает совершать их сряду после литургии; древнейшие списки Студийско-Алексиевского устава — тоже, и сряду после них 9 час (так по крайней мере в Петров пост); позднейшие его списки (тоже в Петров пост) после 9-го часа; так и Иерусалимские в посты; в непостные же дни вместо литургии (но не после нее) после 6-го часа.
Скитские уставы
Кроме тех типов богослужения, которые давались разными уставами и имели место в храмах, всегда, с самого зарождения подвижничества, с IV в., в монашеской практике существовал особый вид частного, отшельнического, скитского богослужения, имевший свое развитие и в рассматриваемый период получивший очень сложный вид, не оставаясь, конечно, без влияния на общецерковный чин. Представленный у Никона Черногорца (XI в.) и рядом греческих и славянских уставов и Часословов, этот тип богослужения возводит свое происхождение к прп. Пахомию, именно к «Правилу, данному ему Ангелом», т. е. к вышеизложенному (см. выше, с. 207—209) первоначальному уставу Пахомиевых монастырей. Устав этот позднейшими подвижниками несколько был видоизменен и осложнен. Так, авва Исаия (отшельник Скитский V в.), по Никону, передает его в таком виде: «днем 12 молитв, и в 9 час 3 молитвы, пред каждой же молитвою псалом»; остальное времяпрепровождение у прп. Исаии: «ночью 4 часа сплю, 4 стою на пении и 4 работаю; днем работаю до 6 ч., читаю до 9-го, от 9 — забочусь о пище и о всем нужном для келии». По правилу прп. Варсонофия (сначала еп. Дамасского, а потом — отшельника Нитрийского, V1/2 в.): «скитяне ни часов имут, ни песней глаголют», но проводят время в рукоделии, поучении и молитве; за рукоделием нужно поучаться («изучати») или говорить псалмы, на конце каждого псалма нужно говорить «Боже помилуй мя окаянна-го», или другую молитву «об освобождении от ветхого человека»; если сту-жают помыслы, — «Господи, Ты видиши мою скорбь, помози ми»; сделав три ряда на плетении, нужно вставать и, преклонив колена, сотворить эту молитву; рукоделие можно перемежать чтением житий святых по 5—8 листов; на вечернем пении скитяне, по Варсонофию, говорят 12 псалмов иночью 12, и в конце каждого псалма вместо славословия — аллилуиа и одну молитву: «Отче наш» или «Господи Иисусе Христе помилуй мя». В качестве одного из скитских правил Никон Черногорец приводит и известный (см. выше, с. 294 и д.) рассказ о богослужении Нила Синайского.
Чин 12 псалмов и пения Псалтири
На основе этих правил появляется в памятниках IX и следующих веков особый «Чин 12 псалмов», а также приспособление Псалтири к келейному употреблению чрез прибавление к кафизмам особых последований из покаянных тропарей и молитв. Надписывается первый чин: «Чин, како подобает пети дванадесять псалмов особь, ихже пояху преподобнии отцы пус-тыннии во дни и в нощи, о нихже воспоминается в книгах отеческих и в житиях и мучениих святых многих»; принесение этого чина в Россию усвояется архим. Печерскому Досифею (XIII в.). Претерпев, как мы видели, ряд изменений в своем составе (см. выше, с. 383 и д.) и дав начало нынешним междочасиям и прежним ночным часам, чин этот ныне имеет такой состав: по обычном начале пс. 26, 31, 56, 33, 38, 40, 69, 70, 76,101, молитва Манассии и (вместо 12-го пс.) славословие великое (в будничном виде) и молитва св. Евстратия; после каждых трех псалмов Трисвятое, 3 покаянных тропаря с Богородичным в том числе и с соединительным Слава и ныне (после первой третицы псалмов 1-го гл., после 2-ой — 4 гл., по 3 — 6 гл., по 4 — 8 гл.) и Господи помилуй 30. — К числу древнейших скитских уставов должен быть отнесен и «устав св. отец, Богом предан, всем хотящим пети Псалтирь, в молчании живущим монахом и всем богобоязненым Христианом», т. е. устав пения Псалтири вне церковных служб. Для такого пения Псалтирь снабжена таким последованием по каждой кафизме. Трисвятое, по Отче наш 3 покаянные тропаря (иногда 4) на один из 8 гласов (не по порядку), с Богородичным в том числе, и с соединительным Слава и ныне, Господи помилуй 40 раз и молитва покаянного содержания. В старых редакциях этого устава указывалось, когда и по сколько кафизм петь вне служб: после повечерия и молебного канона Пресв. Богородице «почни Псалтирь, поелико ти мощно и, почив мало, почни полунощницу, и по полунощници отпой 6 кафисм с поклонением, с молитвами, створив отпуст, благодарив Бога; покоя вкусив законно, паки встав пред заутренею отпой 6 кафисм с поклонением, с молитвами; таже начни утренюю по обы-чаю; что тись будет в Псалтири остало, то испой в день; аще ли работу кую имаши, а в нощи хочеши опочити, и ты испой 10 кафисм в нощи, 11 днем (21-я кафисма песни библейския), а не мози оставити правила сего, но на нощь и на день испоеши Псалтирь; аще ли и успеваеши изглаголати Псалтирь весь прежде пришествия свету или прежде кончания дне, то паки зачни сначала, Псалтирь бо не кончается николиже».
Карейский устав и Часослов Фикары
Особенно много сделал для развития скитского устава Афон. Из возникших здесь скитских правил древнейший — устав Карейской келии на Афоне, написанный св. Саввою Сербским (XIII в.) для брата-отшельника; по нему Псалтирь прочитывается ежедневно вся, причем между службами читаются не положенные на службах кафизмы; на утрене кафизм читается не менее трех; воскресное бдение вместо вечерни начинается службой, похожей на Евергетидскую паннихиду: Трисвятое, пс. 50, канон, а затем по чтении из Евангелия утреня1. — На Афоне же появилось в XIV в. составленное монахом Феодулом, в миру Фомою Фикарою (греком, бывавшим и в России), 'Ασκητική (или σκητική) ακολουθία, «Постническое или скитское последование», небезызвестное и в древней России и переведенное на славянский язык2. В этом Часослове церковные службы до того переделываются или дополняются, что от обычного последования их иногда ничего почти не остается (часто, впрочем, не ясен состав службы). Там на утрене не указаны царские псалмы; пред шестопсалмием после «Господи устне...» особая молитва; после каждой из 3 кафизм Трисвятое по Отче наш, 3 покаянных седальна (с Богородичн. в том числе), 7 поклонов и 2 молитвы; по 50 пс. пред каноном молитва «предисловие песнем»; после каждой из библейских песней «предисловие с молитвою» (т. е. молитва с прошением о принятии нашего пения, ср. praefatio на римско-католической литургии) и 3 «статии», в каждую из которых входит особое «пение» (из 3 песней), краткие стихи под названием «диадохи» и заключение («Боже очисти мя грешнаго и спаси мя» — трижды, Господи помилуй 3, Слава и ныне); по 3 песни седальны дневные и чтение; с 4-ой песни добавки к библейским песням получают благодарственный характер; по 6 песни «кондак дню и аще есть дружина (собрание), чтет канонарх канон дню или от Октоиха, уединенный же (читает его) по совершении песней и пений их»; по 9 песни ранее других добавок молитва Манассии и после нее особая молитва; далее на утрене «обычное последование» и опять молитва. На вечерне по обычном начале указывается молитва и 3 статьи с предисловием, пением и диадохами (как на утрене на каноне), в конце 3-й статьи еще «апостроф» (хвалебное обращение к Богу), затем молитва, в праздники особое «пение», 2 апострофа, после чередной кафизмы (именно 7-ой, так как на часах и обеднице поются 6 первых кафизм, а на утрене д. быть 8—10, остальные кафизмы, может быть, между службами или все в 2 суток) Трисвятое и 3 стихиры покаянного характера с Богородичным в том числе. На часах 3, 6 и 9 указывается начальная молитва (на 3-м часе две и после них возглас Слава Святей... Слава в вышних 3 и Господи устне 2), 3 статьи такого же состава, как на утрене (на 6 часе с апострофом), чередная кафизма (на 3-м — 3-я, на 6-м — 4-я, на 9 — 5-я), после каждой Славы которой Трисвятое по Отче наш, 3 покаянные тропаря, Господи помилуй 20 и молитва; в заключение каждого часа молитва «Владыко Боже Отче Вседержителю...», отпуст и чтение. 1-й час особого состава (ср. Синайск. часосл. № 863, римско-католич. и эфиоп. часы): по обычном начале особое «пение» в честь Св. Троицы из 9 стихов, начинающихся словом «слава», молитва, «предисловие» и кафизмы 1 и 2 с добавками, как на остальных часах. На обеднице (по 9 часе) подобные же 9 стихов Св. Троице и 6-я кафизма с такими же добавками. Повечерие обычного состава; но по Слава в вышних Богу, Трисвятом и тропарях молитва, «предисловие» и 3 статьи, как на утрене. Полунощница тоже обычного состава, но в начале 9 стихов Св. Троице, как на 1 ч. и обеднице, с молитвою, и по 50 пс. вместо Непорочных молитва-предисловие, во вторник заупокойная.
Русский скитский устав
Перенесенный, главным образом с Афона, в Россию, скитский устав здесь получил, должно быть, дальнейшее развитие и осложнения, о степени которых нельзя судить за несуществованием греческих оригиналов для славянорусских списков скитского устава. Древнейший из таких списков — «Правило св. горы» Печерского игумена Досифея XIII в.1; по этому правилу ежедневно полагается половина Псалтири, 600 молитв Иисусовых с 300 или 500 поклонами; неграмотные же (взамен Псалтири) 7000 молитв. Сложнее и позднее скитский устав с заглавием «Предание по уставу пребывающим иноком скитскаго жития, правило о келейном трезвении и катадневном («дневной» с греч. предл. κατά) пении, еже и мы прияхом от отец наших», — помещаемый в ркп. с XV в.2 Под воскресенье и четверг (если нет праздника) по этому уставу совершается сначала вечерня, по-видимому обычная, за которой следует трапеза, беседа и чтение (после них дозволяется и сон); бдение с 1—2 ч. ночи вместо вечерни имеет особую часть в начале, состоящую из 3 статей; в 1-й статье 3 кафизмы, канон Пресв. Богородице или другой с каждением на 8 песни; затем чтение с беседой и исповедью настоятелю в течение 2—3 часов; во 2-й статье 3 кафизмы и канон Иисусу; 3-я статья состоит из 3 же кафизм и канона Троичного в воскресенье, а в праздники из литийных стихир; затем утреня обычного состава, но кафизма уже только одна — Непорочны. Если братий на службу собирается 2—3, то вместо этого бдения — 10 или все 20 кафизм Псалтири с разделением на статьи по 5 кафизм в каждой. В будни утреня начинается на рассвете прямо с 50 пс. (ср. утреню по Василию Великому, выше, с. 147). Часы, обедница, вечерня и повечерие совершаются по общему уставу. Кроме того, ежедневно полагается в зимнюю половину года, от сентября до апреля (ср. западные монаш. уст., выше, с. 309 и д.), 10 кафизм, 600—1000 молитв Иисусовых и 300—600 поклонов, а летом 7 кафизм и молитв по желанию.
Влияние скитского устава
Скитский устав оказывал большое влияние и на общецерковный, по крайней мере монастырский, устав. Под влиянием его общепринятый чин служб получал добавки, особенно в начале и конце служб. Так, должно быть, под этим влиянием Студийско-Алексиевская утреня в позднейших редакциях этого устава получила в начале псалом 6-й. В славянских Часословах XIII—XIV в. эти прибавки очень сложны. Так, в Соф. 1052 вечерня и утреня получают следующие наслоения: по обычном начале пс. 6, Трисвятое, молитва о благословении службы, Господи помилуй 12, а на утрене сверх того в самом начале краткая «молитва, начинающая всякое пение», и пред нею сложный чин утренних молитв с покаянными тропарями и псалмами (107,126,127 и 121)3. Келейно-скитскому правилу ночных и дневных часов, как мы видели, обязаны своим возникновением междочасия, полунощница и осложнение повечерия. Из этого же устава, должно быть, проникло добавление на постных службах Трисвятого и 12-кратного Господи помилуй пред заключительной молитвою, благодаря чему конец службы превращается как бы в отдельное краткое последование («почасие»).
Месяцесловы: константинопольский
К IX в. месяцеслов, как мы видели (см. выше, с. 320 и д.), получил меньшее развитие на православном Востоке, чем на Западе: там календари VI— VII в. имеют уже памяти на все дни года, восточные же месяцесловы, например константинопольский, и в VIII в. имеют их не более, чем на половину всех дней в году. Кроме того, Восток оставил и гораздо меньше памятников, позволяющих судить о его древнейшем календаре. Наиболее таких памятников от IX в. и ближайших к нему сохранилось от Константинопольской Церкви, откуда можно заключать, что тамошний календарь получил широкое распространение по Востоку, вытесняя везде местные календари, если они были где-либо. Так, месяцеслов при Евангелии X в., писанном в Иерусалиме, и при Сирском Евангелии XI в. из Антиохии именно того типа, который наметился уже в константинопольском месяцеслове VIII в. (описанном выше, с. 322—323) и представлен множеством греческих списков и редакций IX—XI в.
Поместные месяцесловы: грузинский, антиохийский, неапольский, сицилийский
Постепенно месяцеслов получает памяти на все дни года, первоначально по одной памяти, а затем все более. Но не скоро этот, почти однообразный (разности в различных редакциях касаются большей частью чисел для 5—6 памятей в году), константинопольский тип месяцеслова получает общее признание на православном Востоке: подле него кое-где существуют особенного, местного типа месяцесловы, иногда обнаруживающие родство и как бы преемство с Сирским месяцесловом IV в. (см. выше, с. 277), иногда пытающиеся сообщить себе более вселенский характер через привлечение западных и др. памятей. Первого рода месяцеслов, даваемый грузинской Праздничной Минеей с триодными вставками в ркп. СПб. Имп. Публ. библ. № 11 (из собр. еп. Порфирия) IX в., имеющий 28 декабря апп. Петра и Павла, 29 декабря еванг. Иоанна, 1 января святителей (всех), 28 января отцов преподобных, 29 января явление Креста царю Константину, 25 июня «рождение Иоанна», 27 сентября «онемение Захарии». Таков же древнейшийантиохийский месяцеслов, насколько его можно восстановить с помощью творений св. Иоанна Златоуста и патр. Антиохийского Севира и по двум сирофиникийским Праздничным Минеям IX и X в. в ркп. Британского музея (№№ 338, 339), — имеющий 1 января Василия Великого и Григория Богослова, 1 февраля Ефрема Сирина (как в древн. западных), 14 февраля Сретение, 24 марта Благовещение, 15 мая «Богородицы над колосьями» (т. е. покровительницы хлебов), 16 мая ап. Андрея, 28 июня ап. Петра, 29 июня ап. Павла, 3 июля ап. Фомы, 27 июля Симеона Столпника, 14 сентября Обновление Креста (т. е. Иерусалимской церкви св. Креста, а 13 сентября Обновление храма Воскресения) и землетрясения (должно быть, в Антиохии 457 г.), 18 сентября «Св. Богородицы», 17 (?) октября Игнатия Богоносца. Из месяцесловов, сближающихся с западными, наиболее замечателен так наз. «Неаполитанский мраморный», должно быть IX в., с самыми поздними памятями VII в., открытый на обратной стороне мраморных дверных рам в Неапольской церкви Иоанна Предтечи (VI в.). Имеет памяти на все дни, кроме 3; все по одной памяти и ок. 25 дней по 2; 30 памятей только западных; 25 — неапольских епископов и неизвестных; остальные общи с Константинопольскими месяцесловами, а кроме 20, и со славянскими, но часто в западные числа; немало ветхозаветных свв. (Авраам, Исаак и др.), но нет, например, Исаии; мало Константинопольских епископов, император Константин без Елены, Феодосий Великий (10 октября); есть удвоения памятей (встречаются и в Константинопольских древних), например еванг. Марка, ап. Филиппа, папы Сильвестра. Таков же месяцеслов вышеописанных (с. 359) Синайских канонарей IX—X в., следующий в общем уставу Великой Константинопольской церкви (см. ниже), но имеющий ему одному и неапольскому отчасти свойственные памяти сицилийских и калабрийских свв., а также, например, чисто западные: 3 мая обретение Креста, 8 мая Арх. Михаила и Гавриила (в память явления Михаила на горе Гарганской в Италии 493 г.).
Редакции константинопольского месяцеслова. Месяцеслов Великой церкви
Тем не менее константинопольский тип месяцеслова получает всюду преобладающее значение, и это потому главным образом, что он с дальнейшим развитием своим все более стремится сгладить свой местный колорит и стать общецерковным. Мало наблюдается это еще в таком древнем представителе константинопольского месяцеслова, как Типикон Великой церкви (см. выше, с. 336—337). Основой его служит какой-то древний месяцеслов одних мучеников, вроде Сирского IV в.; ветхозаветные святые, апостолы, святители и преподобные ставятся иногда после мучеников, но чаще между мучениками известного дня; последнее признак того, что эти памяти — мученические после немученических — внесены позднее. Вообще месяцеслов, видимо, слагался с большою постепенностью и не проредактирован тщательно кем-либо одним: повторения памятей случаются даже в один день с легким вариантом имени. По 5—7 памятей в день, многие с историческими сведениями. Из ветхозаветных свв. нет Иезекииля и Аггея, служба только Елисею; из апостолов нет памяти Иакова Алфеева и служб Симону, Иуде и Матфею; нет собора 70 апостолов, но есть памяти некоторым из них; нет Сирских преподобных. Из 130 памятей со службами — 18 константинопольских.
Месяцеслов императора Василия
Следующим по времени и важности памятником константинопольского месяцеслова является «Месяцеслов императора Василия» (не I, Македонянина ( 889 г.), а II, Болгаробойцы ( 1025 г.), потому что есть памяти от конца X в.), сохранившийся за сентябрь—февраль на пергаментой рукописи, должно быть подлинной, украшенной золотом и драгоценными камнями, в Ватик. библ., половину которой занимают высокохудожественные миниатюры подвигов и кончины святых, часто заменяющие самые сказания о свв.; месяцеслов написан по поручению указанного императора (в прологе говорится, что император сам «составил» его). Восполнение недостающих месяцев находят в месяцеслове, даваемом «Еклогадием» в ркп. XI в. и Минеями в ркп. XI—XIII в. Криптоферратской библиотеки, где сказания первой половины года буквально совпадают с Ватик. ркп. (только нет изображений), а во второй половине года все приемы описания, слог и объем жизнеописаний (обычный объем в 70 слов, не считая частиц) те же. Всех памятей в месяцеслове около 800; из нынешних памятей здесь нет еще до 350; нет многих преподобных (из Сирских только 5), свв. VIII—X в., западных (например, Кассиана, Илария), сицилийских и критских; нет Убруса 16 августа, Креста 1 августа, собора 70 ап.; ок. 50 памятей, избыточествующих против нынешнего календаря (например, царицы Ирины 7 августа). Составитель явно имел в виду Типикон Великой церкви, на многие дни повторяя его памяти даже в том же порядке (мученики часто впереди даже апостолов), но он, видимо, хотел сгладить местный колорит месяцеслова: из Константинопольских патриархов нет бывших и в прежних святцах, например, Нектария, Геннадия (V в.), Павла II (VII в.), вновь внесены только патриархи Герман, Тарасий и Антоний II ( 896 г.); 4 первых Собора имеют каждый особый день, а Константинопольские общий день; старается избегать повторения памятей, опережая иногда в этом отношении и нынешний: мц. Евфимии только 11 июля, нет 16 сентября; прп. Максима только 17 августа, нет 21 января.
Прологи
Из дальнейших редакций греческого месяцеслова нужно отметить очень близкий к студийско-иерусалимскому месяцеслову стишной (в стихах) Пролог Христофора Митиленского XI в., затем Пролог некоего Петра с самыми поздними памятями X в., в ркп., должно быть, XIII в. (СПб. Публ. б. из собр. еп. Порфирия). Последний имеет памятей более Василиева на 70, 70 недостает и 140 новых; некоторые переставлены на другие дни согласно с Иерусалимским уставом; внесены все Сирские подвижники из «Истории боголюбцев» блж. Феодорита и в том же порядке; нет многих из 70 апп. (по сравнению с месяцесловом Василия) и собора их. Близок к нему Сирмундов (по имени владетеля патера) или Кларомонтанский (по имени коллегии Парижской) Синаксарь, или Пролог, составленный в XI —XII в. По месяцеслову Василия или последним двум Прологам составлен Стишной Пролог в ркп. 1295 г. Моск. Синод, библ. № 390 и др.; он ближе их к Иерус. уставу, но нет еще 3 святителей, Георгия Хозевита и Емилиана 8 января, Феоктиста 4 января, Льва Катанского 20 февраля, Василия Декаполита 28 февраля, вмч. Георгия 3 ноября; в другие числа Космы Маюмского, Андрея Критского, Павла Фивейского, прор. Малахии, ап. Архиппа; в другом порядке свв. 21 сентября, 4 января, 27 февраля. Переработку Василиева месяцеслова представляют и древнейшие славянские Прологи в ркп. XII—XIV в.; здесь уже распорядок свв. дня по важности ликов — пророки и апостолы впереди.
Евергетидский месяцеслов
Из дальнейших редакций греческого месяцеслова нужно отметить даваемую Евергетидским уставом (см. выше, с. 363). Она колеблется между студийскою и иерусалимскою (см. ниже), нередко отступая от той и другой; из нынешних памятей нет специально иерусалимских: 13 сентября Обновления,11 октября Феофана исповедника, 28 октября Стефана Савваита, 3 ноября вмч. Георгия, 8 января Георгия Хозевита, 7 мая Креста; нет следующих свв. и праздников константинопольских: 30 августа 3 патриархов, 14 июня патр. Мефодия, 19 июля прп. Дия, 30 декабря прп. Зотика, 17 октября Андрея Критского, 29 декабря Маркелла, 9 ноября Матроны, 4 апреля Иосифа, 1 августа Креста, 26 октября труса; нет ни одного афонского святого; нет собора 70 ап., Кассиана 29 февраля, 14 марта Венедикта, 21 июля Иезекииля; в другие числа: Иоанна Дамаскина 2 декабря, Ионы прор. и Ионы пресв. 21 сентября, ап. Филимона 23 ноября.
Студийский месяцеслов
Студийский месяцеслов был предпоследним шагом к установлению нынешнего. Но он представляет немалое разнообразие в разных представителях своих — в Минеях и Уставах. Древнейшие из греческих Студийских Миней — криптоферратские XI—XII в. имеют, например, 16 ноября кроме ап. Матфея мч. Варлаама, нет Павла Фивейского 15 января; 30 января, а не 26, Ксенофонта; нет прп. Венедикта 14 марта; вопреки Студ. уст. имеют 13 сентября службу Обновления. Еще ближе к Иерус. уставу греч. Студ. Минеи из собр. еп. Порфирия в СПб. Имп. Публ. библ. XII в.; важнейшие разности с последним только: 4 января мч. Фостирия, а не 70 ап., 5 января Павла Фивейского, нет Обновления, Кассиана и Венедикта; есть три итало-сицилийских свв. С месяцесловом греческих Студийских Миней не сходится часто месяцеслов западных Студийских уставов, который, исключая Криптоферратский, ближе их к Иерусалимскому уставу. В месяцеслове Николо-Касулянского Тип. (см. выше, с. 402), указывающем памяти не на все дни, есть Обновление 13 сентября; есть западные памяти; местные особенности: 7 декабря отдание св. Николаю; 8 декабря предпразднство св. Анны. Милийский месяцеслов колеблется между студийским, евергетидским и иерусалимским типами; имеет памяти, ни в каких других месяцесловах не находящиеся, несколько западных древних. Месяцеслов в Студийско-Алексиевском уставе еще ближе к Иерусалимскому. Он не одинаков в разных списках устава (см. выше, с. 361). В древнейшем списке Студийско-Алексиевского устава Моск. Типогр. библ. № 285/142/1206 XI—XII в. нет месяцесловной части, но она заменяется Кондакарем, где, очевидно, приведены только святые, имеющие кондаки; всего 105 дней; все памяти в нынешние числа; но из русских и славянских свв. нет ни одного. Месяцеслов в Студ.-Ал. уст. Моск. Синод, библ. № 330/380 XII в. тоже неполный: ок. 160 дней; все памяти нынешние, с добавлением нескольких студийских отцов, но нет 12 памятей Кондакаря и таких обычных, как свв. 21—24 декабря (должно быть, из-за предпразднства), 8 февраля Феодора Стратилата, 1 апреля Марии Египетской, 9 мая Исаии, 2 июня Никифора Константинопольского, 18 августа Флора и Лавра, 25 августа ап. Варфоломея; из слав. и русских свв. только 24 июля Бориса и Глеба. Более этих редакций носит печать константинопольского происхождения уст. Моск. Синод, библ. № 333/381,1398 г.: так, 20 октября святые, имеющиеся только в Тип. Великой церкви; 5 июня и 7 августа памяти избавления от врагов; 14 августа Обновление храма вполне по чину Великой церкви; памяти на все дни; есть 3—4 памяти, не известные никаким другим месяцесловам; из русских святых Владимира, Ольги, Бориса, Глеба, прп. Феодосия, Леонтия Ростовского; есть также Мефодия, еп. Моравского, 20 июня, мч. Вячеслава 28 октября. Близок к нему устав Моск. Синод. библ. № 383/905 XV в.; большей частью по одной памяти в день; 15 июня прор. Исаии; 23 июня поновление притвора Предтечи Иоанна, как 14 августа церкви Богородицы; 5—6 памятей не в обычные числа. Богаче его памятями устав Моск. Типогр. б. № 144/1236 XIV в.; тоже несколько памятей в необычные числа; есть повторения памятей рядом в два дня, и даже в один. Месяцеслов славянских Студийских Миней в Моск. Типогр. и Синод. библ. XII—XIV в. совпадает с древнейшими списками устава; все памяти № 330/380 под теми же числами и в Минеях, исключая прп. Иоанникия — 3 ноября; есть Кирилл и Мефодий 14 февраля и 6 апреля, и других 4 моравских свв. (происхождение из Моравии?); из русских — перенесение мощей св. Николая, вмч. Георгия 26 ноября, Бориса и Глеба 24 июля, Леонтия и Игнатия Ростовских.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.