13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Богослужебный устав с появления полных списков его. С IX века (ч.1)
Теперь богослужебному уставу нужно было определиться только в самых мелких частностях и подробностях. И история его с этого времени должна принять характер толкового Типикона. Наш Типикон к IX в. идейно уже сложился. Теперь могли появиться полные списки его, которые, благодаря основной прежней работе, могли разниться друг от друга в несущественном. Но скоро и такая разница между ними исчезла, и появился единый богослужебный устав почти для всей Восточной Церкви.
Устав Великой Константинопольской церкви и песненное последование
Впрочем, и теперь такому объединению долго препятствовало существование в сфере действия этого более и более объединяющегося устава — существование совершенно отличного от него богослужебного чина, соперничавшего, если не превосходившего его своею древностью, — чина, долго державшегося в главном храме мировой столицы — св. Софии Константинопольской — и в храмах других значительных городов. Мы имеем в виду так называемый устав Великой церкви Константинопольской и близкий к нему, если не тождественный с ним, чин песненного последования.
Суточное богослужение св. Софии Константинопольской до сих пор составляет загадку, несмотря на то, что до нас дошел, и не в одной редакции, полный Типикон этой церкви от IX в.1 и несколько других памятников этого богослужения. В этом Типиконе указываются только особенности богослужения на каждый день, и то более обрядовые, нигде не дано полного чина его и очень мало намеков на какие-либо составные части его.
Чтобы понять эти немногочисленные намеки, нужно иметь в виду, что Типикон Великой церкви, т. е. Софии Константинопольской, имеет в виду службы так названного впоследствии «песненного последования» (φσματική ακολουθία). Чин его подробно изложен св. Симеоном, архиеп. Солунским ( 1430 г.), который называет его «последованием устава Великой церкви», принятым во всех соборных церквах, но прибавляет, что со времени взятия Константинополя латинянами (с 1204 г.) этот чин не соблюдается даже в самом «царственном граде», тем более в других церквах, и что в его время этот чин соблюдался только в Солунском соборе. Название «пес-ненный» св. Симеон объясняет тем, что в этом последовании «не произносили ничего без пения (χωρίς μέλους), кроме молитв священника и прошений (ектений) диакона». Такой чин богослужения естественно мог образоваться в великолепном храме св. Софии, построенном в 532—538 г. императором Юстинианом, бывшем главным дворцовым храмом и снабженном многочисленным штатом священнослужителей и певцов. Богослужение здесь не могло не отличаться особою торжественностью и не получить некоторых особенностей по сравнению не только с монастырями, но и приходскими церквами. Присутствие императора за богослужением требовало не только торжественных встреч его, но и некоторого приспособления к нему богослужения, в котором он иногда принимал и деятельное участие (совершал каждение, участвовал во входах). В таком богослужении одни части могли получить особое развитие и разработку, другие ставиться на второй план и даже исчезнуть. Нелегко богослужение в такой обстановке могло получать (так как не допускало особой продолжительности) и какие-либо добавления, особенно монашеского (подвижнического) характера, вроде обязательного выпевания всей Псалтири в течение известного пери-ода (кафизмы и библейские песни, т. е. канон). Все это мы и наблюдаем в уставе св. Софии и песненном последовании, изложенном у св. Симеона Солунского. Но надо помнить, что чин песненного последования, даваемый у св. Симеона, отстоит от дошедших до нас Типиконов Великой церкви на 5 веков, в течение которых Константинополь и св. София пережили такое потрясение, как разрушение крестоносцами. По удалении последних св. София перестала быть дворцовым храмом, так как императоры поселились в другом дворце и за богослужением присутствовали во Влахернском храме, а в св. Софию выезжали только в торжественных случаях. Это не могло не отразиться на уставе ее в сторону уменьшения торжественности и приближения к обычному монастырско-приходскому богослужению. Во всяком случае, песненный чин служб, даваемый Симеоном Солунским, нельзя во всем объеме переносить в практику св. Софии IX—X в. и договаривать по нему частые недомолвки ее тогдашнего Типикона. То же нужно сказать и о других дошедших до нас памятниках песненного последования и чинах Великой церкви, которые большей частью не старее XV в., каковы, например: «Чин (τάξις), бываемый на вечерни, утрени, Божественной литургии и хиротонии епископа» в каноническом рукописном сборнике XV в. русского Андреевского скита на Афоне2, имеющий в виду св. Софию, но позднейшего, чем сохранившиеся полные Типиконы, времени (он, впрочем, описывает исключительно патриаршие и царские выходы и почти не заключает литургических указаний); «последование песненной вечерни» в Типик. Иерус. библ. XVI в. и т. п. (Эти памятники важны только тем, что могут восполнять Симеона Солунского). Нельзя того же сказать и о соч. De officiis aulae Byzantinae, приписываемом императору Константину VII Багрянородному (912—959 г.), но окончательно редактированном, должно быть, в XI в.: даваемые им иногда литургические указания близки по времени к практике сохранившихся полных Типиконов Великой церкви и могут быть привлекаемы для объяснения и дополнения их. Все же часть отрывочных указаний этих Типиконов у Симеона Солунского и в указанных памятниках находит себе объяснение и, во всяком случае, эти Типиконы подтверждают сообщение св. Симеона, что Великая церковь имела своеобразный чин службы, справедливо называемый «песненным», отличный от тогдашней практики монастырей, а может быть, и других церквей, и отчасти совпадавший с «песненным последованием» эпохи Солунского святителя.
Вечерня и утреня по Типиконам Великой Константинопольской церкви IX—XI в.
Кроме литургии, Великая церковь IX—XI в. имела, по-видимому, из служб только еще вечерню и утреню, иногда (под праздники) после вечерни — παννυχίς (всенощную — помимо утрени), и в Великий пост службу тритекти. Часы не упоминаются. Из состава вечерни указывается, по крайней мере иногда, в качестве начала ее «Приклони Господи ухо Твое», т. е. пс. 85, которым начиналась вечерня песненного последования по Симеону Солунскому, — за ним какое-то «το τελευταΐον» (должно быть, последний антифон из начальных антифонов вечерни — см. ниже) и «Господи воззвах» (всегда); после «Господи воззвах» указывается тропарь или «3 антифона малые» (иногда они после прокимна) или сразу «ευχή συναπτή μετά αιτήσεως», т. е. ектении, должно быть, великая или сугубая с просительною (иногда это после прокимна и антифонов), затем вход (иногда), прокимен и чтения (паремии), в заключение всегда — тропарь, иногда трижды со стихами псалма και τήν περισσήν (т. е. тропарь в заключение; так накануне Пятидесятницы, и затем диакон «Премудрость», и начинается чтение Апостола до паннихиды). — Еще менее указаний на состав утрени. На ней обычно называется «άμωμος» (Непорочный), т. е., несомненно, 118 псалом, указываемый в 1-й части утрени песненного последования и Симеоном Солунским; Непорочны делились на 3 антифона, и на третьем иногда полагался тропарь и бывал вход. По-видимому, в более торжественные воскресенья (Неделю сыропустную, ваий, Антипасхи, мироносиц) и сродные с ними дни (Лазареву и Великую субботу, в Пасху до среды включительно, субботу 2 по Пасхе ради памяти Иакова брата Господня, на Вознесение и Пятидесятницу)3 по Непорочных полагалось какое-то «εύλογητός» («Благословен» — может быть, стих 118 пс. «Благословен еси Господи» в особо торжественном исполнении или с какими-либо припевами, вроде нынешних тропарей к нему). На неподвижные великие праздники нет упоминания на утрене ни о Непорочных, ни об εύλογητός, но на месте того и другого в Рождество Христово стоит 18 антифонов συν του μεγάλου (с «Великого» — должно быть, начало какой-либо песни), один из 2 тропарей, затем другой тропарь на «Бог Господь»; следовательно, во все неподвижные праздники (а может быть, и в некоторые воскресенья, так как утреня некоторых из них тоже начинается с указания тропаря на 50-м псалме) «Непорочны» не пелись и, должно быть, заменялись другим псалмом. В ркп. уставе Моск. Синод, библ. № 333/381 XIV в. (л. 150 об.) есть статья под заглавием: «а се кафизмы праздником по уставу соборныя церкви», указывающая по одной кафизме на важнейшие праздники и ликам свв. (такие кафизмы знают и древнейшие Студийские уставы): на Рождество Христово — 10-я кафизма, Крещение — 16, Преображение — 12, Воздвижение — 13, Вознесение — 7, Сошествие Святого Духа — 19, Успение — 17, Введение — 6, святителям и безмездникам — 5, мученикам — 9. Может быть, эти кафизмы заменяли в праздники Непорочны. Все это можно назвать 1-й частью утрени по древнему Софийскому уставу. От такого типа этой утрени, даваемой Патмосским списком устава (самым ранним из дошедших списков), значительно отступает первая часть утрени по Дрезденскому списку (самому позднему, но не позднее X—XI в.); на Воздвижение здесь об утрене сказано: «поется το πρώτον (первое, 1-й антифон?) дня и антифонов 12 с каноном же (μετά και του κανώνος), поется же и полиелей и Благословите». Что разумеется здесь под каноном, полиелеем и Благословите (песнь 3 отроков?), трудно сказать, но едва ли первые два термина имеют нынешний свой смысл. Дальнейшую постоянную, если не самую центральную, часть Софийской утрени составлял 50 псалом; для всех праздничных и многих воскресных утрень неизменно указывается тропарь «εις τον Ν», т. е. на 50 пс, иногда по 2 тропаря; тропарь пелся если не с каждым стихом псалма, то по крайней мере с несколькими; в Дрезденском списке на вышеназванной утрене для каждого из пяти первых стихов 50 пс. и Славы указан особый тропарь. Кроме 50 пс. упоминается на этой части утрени «Слава в вышних Богу» (славословие великое). — По этим отрывочным и неполным указаниям, конечно, нельзя составить цельного представления о чине вечерни и утрени в св. Софии IX в.; тем не менее едва ли случайно неупоминание таких молитвословий, как Сподоби Господи и Ныне отпущаеши на вечерне, как начальные утренние псалмы (шестопсалмие), библейские песни и Евангелие на утрене, тем более, что некоторые из этих частей не упоминаются и Симеоном Солунским. Отсутствие их тем страннее, что они входили в состав служб, по крайней мере по местам, уже с IV в., и некоторые не только на Востоке, но и на Западе. Если умолчание о них не случайно, то не сокращение ли это службы для дворцовой церкви? Тем не менее чин вообще носит печать самой глубокой древности: подобная западным уставам ограниченность гимнов (тропарей) и преобладающее положение антифонов и прокимнов (= респонсориев).
Песненная вечерня
Даваемый св. Симеоном чин вечерни и утрени уже заключает в себе ряд наслоений из других уставов (монастырских и, должно быть, приходских церквей). Мы изложим его, восполняя и поясняя св. Симеона данными двух вышеназванных памятников («Чина» по Афонской рукописи и песненной вечерни по Иерусалимской рукописи). Пред началом вечерни храм наполнялся благовонием (не каждением, а, должно быть, как ныне у нас пред пасхальной утреней). «Иерей, став пред св. трапезою», возглашал: «Благословено Царство...»; "не «Благословен Бог наш...», — замечает св. Симеон, — ибо это необычно в чине песненном, так как таковое (последний возглас) имеет отношение только к ветхозаветному Писанию...". Таким образом, одно только последование литургии осталось (в отношении начального возгласа) верным древнему чину. Но в чине Афонской рукописи XV в. возглас — Благословен Бог наш или Благословенно Царство. После прошений великой ектении, которая в «Последовании песненной вечерни» Иерусалимской рукописи имеет вполне нынешний состав, начинается пение 3 антифонов; именно, после «Заступи и спаси» пред «Пресвятую, Пречистую» на великой ектении, по Симеону Солунскому, певцы (οί ψάλται) поют «Услыши мя. Слава Тебе, Боже», а по Иерус. ркп. доместик возглашает «И услыши мя»; это вторая половина 1 стиха 85 пс, который составляет 1-й антифон вечерни; она возглашалась ранее пения всего псалма или как тема его, или как образец для пения по ней всего псалма; характерно введение этого припева внутрь ектении до окончания ее, должно быть, в знак тесной связи псаломской хвалы с христианской молитвою; у Симеона Солунского к этому припеву прибавлено несколько других: Приклони Господи ухо Твое и услыши мя. Слава в вышних Богу. Исполнь небо и земля славы Твоея. Благословена слава Господня (все ангельские песни). После возгласа великой ектении поется весь псалом 85-й «Приклони Господи ухо Твое» по стихам на оба лика с припевом к каждому стиху «Слава Тебе Боже». По Иерус. ркп., поет 1 стих псалма и последний раз припев к нему после Слава и ныне — доместик. После 85 пс, по Симеону, иерей говорит малую ектению и певец (ψάλτης) после «Заступи спаси» поет «Вселенную (την οικουμένην), аллилуиа». Симеон Солунский ставит «вселенную» в грамматическую связь с «Заступи, спаси»; но аналогия с первым антифоном заставляет видеть в этом слове отрывок псалма, составлявшего 2-й антифон. Иерусалимская рукопись не говорит об этом остатке 2-го антифона и указывает после 1-го антифона не всю малую ектению, а с «Пресвятую, Пречистую». После малой ектении, по Симеону, «певец поет сообразно дню прокимен, который называется и последним (τελευταΐον) антифоном ради других антифонов, читавшихся прежде, ныне же оставленных; в субботу на вечерне (в качестве такого прокимна) говорится «Да воскреснет Бог» (άναστήτω ό Θεός)». В Иерусалимской рукописи взамен этого «прокимна» указывается «Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь (т. е. Пс. 15,3), аллилуиа, Славаи ныне», может быть, это «прокимен» не воскресный (хотя взят из псалма, содержащего пророчество о воскресении Христовом, а псалом мог петься весь с этим припевом), а для обычной вечерни, и приспособлен к памятям разных святых. Все эти антифоны составляют вступительную часть вечерни, за которою следует главная ее часть: пс. 140 «Господи воззвах» с припевом (ύπόψαλμον) в одно воскресенье: «Живоносное Твое востание, Господи, славим», в другое «Спасительное Твое востание, Господи, славим»; в Иерусалимской рукописи указан припев «Вечернюю жертву приносим Ти, Господи, юже приими святыми Твоими и спаси ны», — припев, очевидно, приспособленный (как и предыдущий прокимен) не к воскресенью, а к памяти святых. На стихе 140 псалма «Яко к Тебе Господи» происходил вход «со светильниками и кадилами» (по св. Симеону), почему этот стих, по Симеону, произносил псалт (по Иерус. рукоп. — доместик), обратясь на запад, кланяясь иерею и «как бы призывая его, как носящего образ Господа». По входе, сопровождавшемся молитвою, как и ныне: «Вечер и заутра и полудне» и возгласом «Премудрость прости», по св. Симеону, на амвоне поются «гимны воскресения», а по Иерус. рукописи со стиха: «Аще беззакония...» поются стихиры одни, а затем другие. При этих гимнах или стихирах совершается каждение, по Симеону — иереем или диаконом, по Иерус. ркп. — диаконом. Псалом заканчивается Слава и ныне. По «Чину» Афонской рукописи вход совершается на «Слава», и возглас «Премудрость, прости» делается по окончании стихир (как ныне). Следует прокимен дня, по Симеону, «Господь воцарися», ектения «Рцем вси...» (по Иер. ркп.; по Симеону — «о всех верных, царях и иереях») и малая с возгласом, по Симеону: «Твое бо есть еже миловати...», по Иер. ркп.: «Яко Благ...». Затем антифоны малые, названные так потому, что состоят не из целых псалмов, а из 4 стихов. 1-й антифон с припевом «Молитвами Богородицы...», стихи пс. 114: Возлюбих, яко... (в Иер. ркп.: Яко приклони ухо...) Милостив и щедр... Благоугожду пред Господем... Слава и ныне. Малая ектения с возгласом «Яко Ты еси Бог наш...». 2-й антифон с припевом «Спаси ны Сыне Божий воскресый из мертвых...», в будни «...во святых дивен сый», стихи пс. 115: Веровах, темже возглаголах. Аз же смирихся зело. Что воздам Господеви... Чашу спасения прииму... Слава. Единородный Сыне. И ныне. Преславную Божию Матерь. Малая ектения с возгласом «Яко Свят еси...». 3-й антифон с припевом «Святый Боже...», стихи пс. 116: Хвалите Господа вси языцы... Истина Господня пребывает... Яко утвердися милость Его на нас... Слава. И ныне. При пении Трисвятого все стоят непокровены. Архиерей трижды благословляет народ со своего места. Затем, по Симеону Солунскому, ектения «великая» (сугубая?) и «прошения, т. е. Исполним молитву» (просительная ектения). После нее по Иерусалимской рукописи «отпустительный (т. е. тропарь) дня и отпуст». У Симеона Солунского окончание вечерни сложнее. В воскресенье после просительной ектении «бывает заамвонная (не в притворе!) лития в умилостивление Бога ко всем верным; по пении воскресных (стихир) пости-ховно (των άποστίχου) и Слава и ныне от иерея бывает протяжное моление(εκτενής δέησις) и Господи помилуй по обычаю как бы пред гробом Христа и после Услыши ны Боже отпустительный (тропарь) и отпуст. Если же день обыкновенный, литии не бывает, а отпустительный произносится, когда иерей выходит как бы на литию и становится позади амвона, при пении Богородице Дево. После этого иерей возглашает: Господу помолимся. Яко Ты еси просвещение наше, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем... Последняя из всех молитв — молитва главопреклонения и отпуста, так и на утрене и на всякой службе». Иерусалимская рукопись не говорит о молитвах священника в чине вечерни, очевидно, потому, что это не входило в ее задачу. Симеон Солунский указывает на продолжении вечерни три молитвы на определенных местах: на 1-м псалме, на входе и молитву главопреклонения и отпуста, а четвертую «Господи Милосерде и Милостиве» приводит в качестве примера того, что и «прочие молитвы вечерни имеют мысли применительно к псалмам антифонов и выражения заимствуют из них». Следовательно, и Симеон Солунский не ставил себе целью указывать всех молитв священника на вечерне. Восполнением его здесь могут быть древние Евхо-логии, которые, не давая чина вечерни, как и утрени, приводят только молитвы священника на той и другой службе, причем во многих из этих Евхологиев имеется в виду именно песненная вечерня и утреня, как показывают надписания молитв. Хотя большинство из этих молитв тождественны с нынешними светильничными, тайно читаемыми священником на предначина-тельном псалме, но надписываются они в некоторых Евхологиях IX— XIII вв. очень характерно: «молитва 1-го антифона» (нынешняя 1-я светильничная), «молитва 2 антифона» (нынешняя 2-я), и т. д.; нынешняя молитва входа надписывается большей частью «молитва 8 антифона пред Господи воззвах». Вслед за этими 8 молитвами некоторые Евхологии имеют еще второй ряд молитв, иногда с новым счетом антифонов, причем определенно указывается на так называемые у св. Симеона Солунского (как и в списках Типикона Великой церкви IX—X в.) «малые антифоны». Так, Евхологии Барбериновой библиотеки в Риме № 77 VIII—IX в., Криптоферратский так называемый Виссарионов IX в., Синайской библ. № 958 X в., Парижской Национ. библ. № 213 XI в., Барбериновой № 88 XIII в. и Требник Моск. Синод, библ. № 675/371 XIV—XV вв. имеют «после прокимна и Господи помилуй» следующие молитвы: 1) «молитва (1-го) антифона, на котором поется «Молитвами Богородицы»: «Благословен еси Господи Боже наш, просветивый день светом солнечным...» (тождественная с одной из нынешних молитв Пятидесятницы) с возгласом «Твое бо есть еже миловати...»; 2) молитва антифона (2-го), на котором поется Единородный Сыне: «Господи избавлей нас» (тождественная с молитвою Пятидесятницы и вел. повечерия) с возгласом «Благоволением и благостию...»; 3) молитва антифона (3-го) Трисвятого: «Боже Великий, Вечный...» (заключающая и прошение о достойном воспевании Трисвятого), с возгласом: «Яко Свят еси...»;4) молитва оглашенных по Трисвятом: «Боже тайная сведый...» с возгласом «Да и тии с нами...»; 5) молитва верных 1-я «Господи Боже наш и ныне...» с центральным прошением о облечении нас во всеоружие Духа Святаго на духов злобы и с возгласом: «Яко Тебе подобает...»; 6) молитва верных 2-я «Господи Боже в неприступнем обитаяй свете...» с прошением о просвещении очей душ наших и с возгласом «Яко Твоя держава»; 7) молитва или отпуст «Боже Великий и Вышний...», тождественная с нынешней 7-й светильничной, с возгласом «Яко Благ и Человеколюбец...»; 8) молитва главопреклонения нынешняя с возгласом «Буди держава...». К этому ряду молитв некоторые памятники (Илитарий или Кондакион Синайск. библ. № 956 X в., упомянутые Евхологий Париж. Национ. библ. № 213 XI в. и Требник Моск. Синод, библ. № 371/675 XIV—XV вв.) присоединяют еще три: а) «молитва, глаголемая в скевофилакии склада (καταγύρων — в ризнице)», которую указано произносить после возгласа «С миром изыдем», заключающая прошение соделать нас сосудами священными, с возгласом «Яко Свят еси...»; б) «молитва, глаголемая в великом баптистерии (крещальне) по конце вечерни», заключающая благодарение Богу, сподобившему нас жребия святых, избавившему от власти тьмы и поставившему в царство любви своей; после «Мир всем», «Главы ваша...» еще в) молитва, заключающая благодарение за возрождение водою и Духом и прошение охранить в нас благодать крещения с возгласом «Яко Ты еси Бог наш, Бог еже миловати...». Таким образом, верующие сопровождались молитвами при выходе их из церкви до самой паперти; замечательно, что и по Амвросианскому чину есть на вечерне и утрене особые молитвы и респонсории in baptisterio (см. выше, с. 317). О молитве за оглашенных Криптоферратский Евхологий замечает: «должно знать, что оглашенные (т. е. молитвы за них) на вечерне не всегда бывают, но только в четверг и вторник, и в эти дни не безусловно, но когда в церкви нет литургии или литии». Следовательно, в IX в., хотя молитвы за оглашенных и особые за верных существовали еще на вечерне (и утрени, как увидим), но уже близки были к исчезновению. Молчание о них Симеона Солунского говорит о том, что к его времени они были отменены. — По «Чину» Афонско-Андреевской рукописи, пред отпустом вечерни «поют все вместе: «Утверди Боже царей наших, ей (ναί), Господи, на многия лета сохрани святое царство их», а также: Τον δεσπότην και αρχιερέα ημών Κύριε φύλαττε»; по исполнении этого славит (должно быть, произносит «Слава Отцу...», «Слава Тебе, Христе Боже») патриарх и бывает отпуст от иерея, затем по обычаю клирики опять поют велегласно «Долговременным (πολυχρόνιον)2 соделай Боже св. царство их на многая лета», и«Τον δεσπότην»; патриарх благословляет народ при пении Είς πολλά ετη; его провожают со светильниками до келии, где он опять благословляет при пении Исполла.
Песненная утреня
Утреню в Софии Константинопольской XII в., по свидетельству русского путешественника, «прежде поют пред царскими дверьми в притворе, и вышед поют посреди церкви, и двери отворят райския и третьяя поют у олтаря». По описанию Симеона Солунского, песненная утреня начиналась возгласом «Благословено Царство...», за которым следовали τά ειρηνικά («мирные» прошения), т. е. великая ектения; на ней певец (ψάλτης) начинает так же, как на вечерне, пение 1-го из трех начальных псалмов утрени — пс. 3 «Господи что ся умножиша», — именно, после «Заступи, спаси...» певец поет отрывок из ст. 6 этого псалма, выражающий его тему, с припевом псалма: «И спах. Слава Тебе Боже». После ектении поется псалом по стихам, начиная с 6 ст. «аз уснух и спах», с названным припевом; к пс. 3 присоединяются пс. 62 «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю...» и пс. 133 «Се ныне благословите Господа...» с тем же припевом, который в праздники и в недели праотцев и отцев заменяется «Троичными» (τά τριαδικά): «Слава Тебе, Отче, Слава Тебе, Сыне, Слава Тебе, Душе Святый» и «подобными» (και τά δμοια). Припев повторяется на Слава, на И ныне и в заключение (περισσήν) высшим голосом. При пении этого трехпеалмия, заменяющего нынешнее шестопсалмие, священник читает утренние молитвы. Трехпсалмие заключается малой ектенией, после которой начинается пение 118 пс, начинается таким же образом, как и других псалмов, т. е. с возглашения певцом его темы и припева: «Непорочнии в путь. Аллилуиа» (замечательно, что это возглашение не вставляется в предшествующую малую ектению). Аллилуиа служит припевом только к 1 и 3 статьям псалма, ко 2-й же статье припев «Вразуми мя Господи», который возглашается на малой ектении между 1 и 2 статьей; на следующей малой ектении пред 3 статьей возглашается «Вселенную. Аллилуиа». 2-я статья начинается с «Руце Твои», 3-я с «Призри на мя» (как и у нас). При пении 118 пс. священник кадит сначала притвор, делая круг по стенам его (при каждении которых народ от них отступает) от места, на котором стоит, в праздники — в предшествии светильника и при небольшом освещении притвора; при окончании каждения в притворе певец возглашает: «Благословен еси Господи», а иерей тихо: «Премудрость прости». После притвора кадится и затворенный еще храм, в который священник входит боковыми дверьми, а затем кадится алтарь. Оставив в последнем кадило, священник берет оттуда запрестольный крест и, войдя с ним в притвор другими боковыми дверями, ставит крест пред главными дверями из притвора в храм. На стихе (170-м) 118 пс: «Да внидет прошение мое пред Тя, Господи» делается торжественный вход из притвора в храм: священник отверзает врата, велегласно поет «входное» (τό είσοδικόν, — должно быть, как ныне, подходящий к празднику стих псалма) с аллилуиа и, держа вышеназванный крест, на котором утверждены три зажженные свечи (зародыш нынешних пасхальных обрядов), при чтении молитвы входа и с благословением его словами «Благословен вход святых Твоих, Господи», вступает с диаконом и архиереем, если они есть, в храм чрез главные двери, народ же идет чрез боковые (зародыш обычая не входить мирянам в царские двери); иерей проходит к (προς) алтарю, пред которым ставит крест, и (конечно) становится пред ним сам, а архиерей проходит к своей стасидии. Доканчивается пение 118 пс, после которого произносится с мелодическим пением (ψάλλεται μετά φσματος εμμελούς) песнь 3 отроков: «Благословите вся дела Господня Господа» с припевом «Благословите» и нынешним заключением, т. е. вместо Слава: «Благословим...», И ныне — заключение (περισσή) «Хвалим благословим...», и с присоединением Богородична: «Тебе необоримую стену и спасения утверждение». (Таким образом, из библейских песней пелась, как в западных чинах на Laudes, только одна; ср. о прп. Авксентии на с. 329; этот «однопеснец» развился в дву-, три-, четверопеснец и полный канон). За песнью 3 отроков было чтение синаксаря или другое и следовала древнейшая и центральная часть утрени — 50-й пс, певшийся на оба лика по стихам с «отпустительным» (тропарем) дня, праздника или святого; на стих «Не отвержи...», в простые дни только, по-видимому, пелось «Предстательство христиан...», на Слава «Единородный...», на И ныне... «Преславную...»; в праздники на Слава и ныне — праздника. За 50 пс. при Симеоне Солунском пелись каноны на 8, если их два, на 6 великим свв., и на 4 в будни; это св. Симеон называет полезным нововведением на песненной утрене, получившим, по-видимому, начало только в его время. За каноном и ексапостиларием следовали «Хвалите». Припевы к этим псалмам, поемым на два лика, были следующие: для первых 6 стихов «Тебе подобает песнь Богу» («из этого явствует, — замечает св. Симеон, — что песненная утреня подала повод и монастырям говорить в начале», т. е. хвалитных псалмов, «Тебе подобает песнь Богу»), к следующим 6 стихам «Дадите славу Богу», на следующие 4 стиха: «Тому подобает хвала», на следующие 2 стиха: «Слава Тебе, Святый Отче», на следующие 2: «Сыне Божий, помилуй нас», на следующие 2: «Пощади ны, Господи, Духа Твоего Святаго ради», на следующие 4: «Сыне Божий, помилуй нас», на последние 2: «Слава Тебе показавшему нам свет». Затем поется песнь Захарии (намеренно — после всего ветхозаветного материала утрени) с припевом к каждому стиху 1-го стиха, на Слава велегласно «Благословен Господь Иисус, яко посети...», на И ныне — то же и заключение (περισσήν) «Божию Матерь вос-поим вси, Еюже прияхом падений прощение и заступление душ наших».Чтец, взяв в руки крест и стоя на амвоне, начинает «великое славословие», которое певцы продолжают. «В воскресенье Хвалите произносится на глас с припевами (ύποψάλμων, т. е. вышеназванными?) и по окончании (εις το τέλος) стихиры воскресные, праздника или великого святого, Слава утренняя (стихира), на которой вход иереев с крестом и Божеств. Евангелием»; последнее возвышается со словами «Премудрость прости», затем «И ныне. Преблагословенна», чтец с крестом начинает великое славословие, певцы поют его песненно, а со слов «в человецех благоволение» подхватывают и иереи в алтаре. Далее поется тропарь «Днесь спасение» или «Воскрес» поочередно «трижды сладкогласно, как певцами вне (алтаря), так и иереями внутри». Затем «Воскресни Господи» (прокимен), чтение пресвитером Евангелия на амвоне, «протяжное моление (ή εκτενής δέησις — сугубая ектения), великие прошения (просительная ектения), главопреклонение и отпуст»1.
Симеон Солунский. О бож. мол., гл. 349—351 (314—316). «Чин» Афоно-Андреевской рукописи XV в. и нотная рукопись Παπαδική τέχνη XIV в. библ. Ватопедского мон. № 297 (931) подробнее изображают вход, пение славословия и чтение Евангелия. Певцы поют «Преблагословенна» только до слов «Благословен Христос Бог». При входе доместик произносит высшим голосом эти слова Богородична (нотная ру-коп.); на входе между предшествующими светильниками идет чтец в фелони (короткой) с большим крестом (вышеупоминавшимся); по входе иереев в алтарь, он поднимается на две ступени амвона и здесь произносит песненно начало славословия «Слава в вышних Богу» («Чин»). "И начинает доместик сладкогласную песнь (φσματικόν ΰμνον), т. е. славословие, иереи же произносят остальное. (После славословия) доместик: «Воскрес из гроба и узы растерзав...» и говорят иереи остальное. Затем доместик: «Слава Отцу и Сыну...», и опять иереи: «Воскрес из гроба»; доместик высоким голосом: «Воскрес. Псалом Давиду», и тотчас говорит чтец: «Воскресни Господи»" (нотная ркп.). По «Чину», чтец по славословии великом «поет мелодически: «Псалом Давидов» и прочие стихи. Исходит чтец и восходит доместик или лаосинакт на 3-ю ступень амвона и поет с остальными чтецами прокимен; поет же и доместик на концах запев (ήχισμα)». Стихи к прокимну указываются нотной ркп.: «Исповемся Тебе Господи...», «Возвеселюся...» и далее замечание: "Θεσσαλονικαΐον (по Фессалоник. чину?): «Господи Боже мой да вознесется рука Твоя»; ή μεγάλη δοχή (праздник, вечеря любви): «Воскресни Господи (Боже мой, да вознесется) рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца»". Далее, по «Чину», священник во всей священнической одежде несет Евангелие в предшествии чтецов с двумя подсвечниками и 2 диаконов, восходит на амвон и садится с диаконами до окончания проким-на, после которого поется «Долговременным соделай св. царство их» и «Τον δεσπότην»; на эти песнопения священнослужители встают; по прочтении Евангелия на амвоне иереем оно подносится диаконом для целования архиерею и им же вносится в алтарь в предшествии чтеца с крестом и в сопровождении иерея (Дмитриевский Α. Τυπικά, 164).
Как и для вечерни, Симеон Солунский для утрени почти не указывает священнических молитв (настолько они уже отступили на второй план), и его здесь нужно восполнить Евхологиями IX—XIV в. Но замечательно, что тогда как некоторые древнейшие из Евхологиев вечерние молитвы обозначают числом антифонов («молитва антифона 1-го», «2-го» и т. д.), эти же Евхологии, например, Криптоферратский Виссарионов IX в., Синайской библ. № 958 X в. и др., позднейшие, утренние молитвы просто нумеруют — 1-я, 2-я (последний одну 4-ю молитву называет «молитвою 4-го антифона»); из доселе исследованных Евхологиев, по-видимому, только № 962 Синайск. библ. XII в. одинаково вечерние и утренние молитвы обозначает числом антифонов. Вследствие этого первые 5—6 молитв, тождественных большей частью в древних Евхологиях с нынешними молитвами на утрене, трудно приурочить к определенным моментам песненной утрени. Но вторая половина утренних молитв самыми надписаниями приурочивается к таким моментам. Так, нынешняя 9-я молитва надписывается «молитва Евангелия», или «молитва 9-я перед Евангелием», или «молитва 50-го (т. е. псалма) 9-я»; нынешняя 10-я молитва надписывается в большинстве Евхологиев «молитва 50-го», т. е. псалма; затем есть молитвы: «на хвалитех» (εις τους αίνους) по большей части нынешняя 11-я, на «Слава в вышних Богу», иначе называемая «молитва отпуста», или прямо «отпуст» — по большей части нынешняя 12-я; последняя молитва большей частью нынешняя «главопре-клонения». Евхологии Криптоферратский Виссарионов IX в., Париж. Наци-он. библ. XI в. № 213 и славянский Требник Моск. Синод, библ. № 371/675 XIV в. имеют, кроме этих молитв, на утрене, подобно вечерне, еще 1 молитву оглашенных и 2 верных (пред молитвами отпуста и главопреклонения), причем первый Евхологии и Требник делают об этих молитвах замечание, что они читаются, «когда бывает вход, произносится Слава в вышних Богу, Трисвятое и прокимен», — частнее: «когда поются (какие-то) 12 прокимнов, именно во вторник и четверг двух недель пред мясопустом (следовательно, с Недели мытаря), в мясопуст и сыропуст, если в эти дни нет литургии или праздника»; молитва об оглашенных с ектенией (λιτανεύοντος) диакона и молитвы за верных произносятся после сугубой ектении; после же этих молитв просительная ектения. Без сомнения, ранее эти молитвы произносились за каждой утреней и вечерней, к XI же веку они остались принадлежностью утрени по крайней мере лишь недель подготовительных к посту (в посту не произносились, должно быть, потому, что там утреня была не торжественная и ежедневно служилась литургия Преждеосвященных). Это был последний шаг к совершенному удалению их с этих служб.
Паннихида по уставу Великой церкви
Кроме вечерни и утрени, Константинопольский Софийский устав иногда имел еще службу «паннихиду». Неизвестно, отвечала ли она когда-либо вполне своему имени («всенощной») по продолжительности. Патмосская рукопись устава Великой церкви назначает паннихиду только на 4 или 5 неделе поста и о составе ее замечает: «бывает паннихида во Влахернах так: вечером идут во Влахерны два недельных чтеца (из Софии); и один недельный исполняет (ποιεί) там вечерню и кондак; Троичен же и полунощницу исполняют местные (чтецы); а утреню исполняет другой недельный». Таким образом, составными частями паннихид здесь являются кондак, Троичен (его приводит Симеон Солунский) и какая-то полунощница. — Дрезденская рукопись устава Великой церкви указывает паннихиду на великие праздники (так под Пасху, на 29 июня, 1 сентября), упоминая на ней тропарь, 50-й псалом и кондак. Подробнее состав ее неизвестен. — От этой паннихиды, по-видимому, значительно разнилась паннихида 1-й седмицы Великого поста и первых трех дней Страстной недели. Чин ее дает Дрезденская рукопись Типикона Великой церкви, Святогробский Типикон 1122 года по ркп. Иерусалимской патриаршей библ. № 43, рукопись Александрийской патриаршей библ. XIV в. № 144 и св. Симеон Солунский, все с небольшими вариантами. Молитвы ее даются Евхологиями Синайск. библ. №№ 956,958 X в., 962 XI—XII в. и упомянутым Требником. Паннихида начиналась по заамвонной молитве Преждеосвященной литургии возгласом: «Благословенно Царство» (Дрезд. ркп.) и пением от певца (Симеон) 90 пс. с заключением: «Вышняго положи» трижды, Слава и ныне (Дрезд. ркп.). При пении псалма иерей, произнося молитву, относит в скевофилакию священные сосуды. После псалма ектения συναπτή (Симеон) первой паннихидной молитвы: «Иже во время» (Дрезд. ркп.), выражающей словами «Яко возве-личишася дела Твоя...» удивление благости и мудрости Божией в установлении дня и ночи и просящей благодатного просвещения против ярости греховной; возглас: «Яко подобает Тебе...» (Этой начальной части паннихиды не указывают Алекс. ркп. и Святогр. Тип.). Затем пелись три антифона, состоящие из псалмов 119 «Ко Господу внегда скорбети...» с припевом (ύπόψαλμος — Симеон), т. е. тропарем (ркп.) «Яко щедр» ('Ως οικτίρμων), пс. 24 «К Тебе Господи воздвигох душу мою...» (по Святогр. тип. пс. 120: «Возведох очи мои...») с тропарем «Милосердия двери...» и пс. 121: «Возвеселихся о рекших мне...» с тропарем «Помилуй нас Господи» (по Святогр. тип. ко 2 ант. троп. «Помилуй нас...», к 3-му «Множества содеянных...»). Псалмы поются (по св. Симеону) обоими ликами по стихам, но Александр. и Дрезд. ркп. из каждого псалма указывают для пения только по 4 стиха со Слава и ныне в заключение (περισσήν — Симеон); начинается псалом певцом (Симеон) или доместиком (ркп.) чередного хора. На антифонах читались 3 молитвы; кроме вышеприведенной, перенесенной ко времени Симеону Солунского на начало паннихиды, но указываемой рукописями на 1 антиф., на 2 антифоне молитва «Тебе невидимый и невечерний Свете...», просящая бодрости, наряду с телесными очами, и мыслям нашим в созерцании славы Божией и в ночном пении; возглас «Яко святися и прославися»; на 3 антифоне молитва «Иже неусыпное и непрестанное славословие...», просящая у Бога принять наше ночное пение, возносимое по подобию небесных умов; возглас: «Яко Твоя держава...». При св. Симеоне две последние молитвы с молитвою отпуста «Владыко Вседержителю непостижиме...», просящей у Бога помощи провести всю ночь жития нашего в бодрости и достигнуть в добродетели дня Христа, Бога и Судии нашего, и радости Его, в которойнесть печали и воздыхания, с возгласом «Яко Благ...» — все эти 3 молитвы читались на втором антифоне. Антифоны разделялись малыми ектениями, возгласами которых служили, конечно, возгласы молитв, пока они читались на своих местах; но при Симеоне возгласом 1-й малой ектении был возглас 2 молитвы, а возгласом 2-й ектении — возглас 4-й молитвы (отпуста). По 3 антифоне ектении не было, но непосредственно 50 пс. на оба лика по стихам с припевом (по Симеону): «Милостиве Господи, помилуй нас...». На 1-м антифоне (по Дрезд. рук.), или 3-м (по Симеону), или 50 пс. (по Свя-тогр. Тип.) патриарх или иерей со свечою в руке или в предшествии свечи кадит алтарь и храм, произнося (по Дрезд. ркп.) «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвала...». По 50 пс. прокимен «Господь крепость людем Своим даст...», стих: «Принесите Господеви...» (по Дрезд. ркп.) или гл. 4: «Услыши ны Боже Спасителю наш...», ст. «Тебе подобает песнь Боже в Сионе» (по Святогр. Тип.), «Господу помолимся...», «Яко Свят еси», «Всякое дыхание» и Евангелие (по Дрезд. ркп. на 1-й Неделе поста — Лк.: «Блюдите да не прелыцени будете...», по Святогр. — дневное утреннее). Поется песнь «Безплотное естество...» (ныне на вел. повечерии), по Святогр. — тропарь дня и Богородичен, «Господи помилуй» 12 раз по Святогр. Тип., 40 раз по Дрезд. рук., трижды певцом и 100 раз всеми по Симеону. При этом иерей (по Симеону, тайно) — молитву главопреклонения: «Господи Боже наш, приклони сердца наша в послушание Божественных Твоих повелений и отврати очи разумения нашего еже не кланятися мирстей суете, но взирати на красоту славы Твоея», возглас: «Яко Ты еси Бог наш, еже миловати...», «Господи помилуй» 3, иерей: «Услыши ны...». — Сложнее и позднее (хотя представлен и рукописями X в.) другой чин паннихиды, даваемый ркп., принадлежавшей Саввиной лавре, ныне Иерус. патр. библ. № 24 X в., Триодями Вато-педск. библ. № 316 XI в. и Синайской 1206 г.: шестопсалмие (ркп. X в.) или пс. 142 (Триодь XIII в.), аллилуиа со стихами, Троичен или тропари «Помилуй нас...», канон; по 3-й песни иногда ектения малая (от «Заступи...» — Триодь XIII в.) и седален, по 6 песни — такая же ектения и кондак (там же), прокимен, Всякое дыхание и Евангелие; после канона или только Трисвятое и отпуст (ркп. X в.), или 6 Богородичных тропарей, Трисвятое, тропари «Помилуй нас...», ектения «Помилуй нас Боже...» с прошением о царях и других лицах по желанию, молитва: «Благоутробный и Милостивый...» и отпуст.
Тритекти
В сырные среду и пятницу, во все рядовые дни (понедельник—пятницу) Великого поста, в Страстной понедельник, вторник, среду и пятницу Великая Константинопольская церковь и следовавшие ее уставу храмы имели, кроме вечерни и утрени (и иногда — паннихиды), еще особую службу тритекти (τριτοέκτη или τριτέκτη), совершавшуюся в 6 ч. (= 12 ч.) дня. Эта служба заменяла собою все часы, которых не имела Великая церковь, и полную литургию (Преждеосвященная совершалась в те же дни после вечерни) и, по замечанию Симеона Солунского, «следовала чину великой св. литургии до великого входа», или, точнее, «имела и образ часов, откуда и название ее, и образ св. литургии». Содержание службы показывает, что она предназначалась первоначально для оглашенных, а потом и для верных, рассматривавшихся в Великий пост на положении кающихся и как бы только еще оглашенных (см. выше, с. 248). В противоположность трем другим службам Великой церкви, тритекти во всех памятниках Софийского устава (списках Типикона Патмосском и Дрезденском, у св. Симеона, в Синайском Евхоло-гии № 958 X в. и др., дающих его молитвы) имеет очень сходный чин. После «Благословено Царство...» великая ектения (τά ειρηνικά), 3 антифона на гл. 7,3 и 6 (Дрезд.) из пс. 24 «К Тебе Господи воздвигох душу мою...» с припевом «Молитвами Богородицы...», пс. 26 «Господь просвещение мое...» с «аллилуиа двойным» (Дрезд.) или со «Спаси ны Сыне Божий, поющия Ти аллилуиа», пс. 100 «Милость и суд...» с «Единородный Сыне...» (Дрезд.) или аллилуиа (Симеон). По 1 и 2 антиф. малая ектения; на каждом антифоне молитва (по Симеону — тайно); 1-я «Боже на Херувимех седяй...» просит, чтобы Бог призрел на нас, возбудил наш ум к славословию благости Его, избавил нас от козней лукавого и сподобил Царствия Небесного со всеми избранными; возглас «Яко Ты еси Бог наш (Симеон: Бог еже миловати) и Тебе...». 2-я молитва «Молим Тя, Господи Боже наш...» просит Бога долготерпеть к нам и щадить нас из-за немощи нашей, избавить от искушений и власти тьмы и водворить в Царство Единородного; — возглас «Яко прославися пречестное...». 3-я молитва «Господи Боже наш, Егоже слава неизреченна...» просит Бога Милосердого призреть на нас и всех людей Своих, не предать нас грехам, но путеводить нас к воле Его и показать делателями заповедей, чтобы не постыдились в день суда; заключение: «Яко Благ...». На стихе последнего псалма: «Ходяй по пути непорочну...» был вход, «без светильника и кадила» (по Симеону — «знаменующий ведение Господа на смерть, что было в 6 ч., посему и багряные ризы»); диакон опять τά ειρηνικά (Симеон) или «Рцем вси...» (Евх.; Дрезд.: «ектения», Патм.: «ευχή συναπτή χωρίς των αιτήσεως», ектения не просительная; в начале службы здесь ектения не указывается), при которой молитва «Господи Боже отец наших, подаяй молитву молящемуся...», просящая об услышании молитвы, снисхождении ко грехам и руководстве в добродетели; возглас «Яко Благ...» (по Евх.; по Симеону: «Яко подобает Тебе...»). Певцы на амвоне начинают тропарь пророчества (положенный ныне на 6 часе), который чтецы на солее подхватывают, и поют трижды на оба лика, певцы — Слава, конец, прокимен(по Дрезд. с 2 стихами), паремия из Исаии (в сырн. нед. — Иоиля, в Страстную — Иезекииля) и другой прокимен (положенные ныне на 6 часе). Ектения об оглашенных и молитва о них: «Господи Вседержителю» обычного содержания с нынешним возгласом; по удалении оглашенных, «от среды 4 нед. поста (Евх., Симеон) до св. пятницы» (Евх.) ектения и молитва о готовящихся ко св. просвещению» — нынешняя и 2 молитвы верных «Господи Боже наш...», первая из которых просит Бога, призвавшего нас от многобожия, соблюсти нас в имени Его, освятить во истине и ниспослать щедроты (возглас «Яко Ты еси Бог наш, Бог еже миловати...»), а вторая просит утвердить нас в страхе и укрепить в служении своем (возглас: «Яко благословися...»). Ектения просительная и длинная («великая» — Симеон), «3-я молитва или отпуст» «Господи Боже наш, един Благий...» с коленопреклонением (Евх.), в которой, по словам св. Симеона, «упоминается и о распятии Спасителя, и о восстании Его, и о вознесении, и воссылается прошение, да приидет на нас благодать Божия, да укрепит и освятит нас, и вообще испрашивается у Бога все необходимое и полезное», возглас: «Яко Твоя держава...» (по Евх. пред возгласом: «Заступи, спаси... День весь совершен...», т. е. просительная ектения), «Мир всем», главопреклонение и молитва его: «Господи Боже наш, седяй на престоле славы и видяй бездны, оком благоутробным на служение наше призираяй, благослови всех нас подклонших Тебе своя главы и вознеси рог наш во благоволении Твоем», возглас: «Буди всесвятое имя человеколюбия Твоего благословенно...», «С миром изыдем», «Господу помолимся» и «заамвонная молитва» (Дрезд.): «Благословенна слава Господня от места Святаго Его всегда ныне и присно и во веки веков». (О последней молитве св. Симеон замечает, что ею также «начинается литания»; может быть, она здесь заменяла литанию). В Великую пятницу на тритекти на ектении о готовящихся ко просвещению после возгласа «Иже ко просвещению главы ваша...» диакон возглашал «Елицы ко просвещению приступите к руковозложению и благословитеся...», и восприемники подводили готовящихся ко крещению детей к патриарху, который, стоя на ковре, пред алтарем, благословлял их каждого отдельно и дул на него2. — Должно быть, во всю Четыредесятницу, как то было и в древнерусской Церкви3, крещение не совершалось и откладывалось до Великой субботы, благодаря чему тритекти Великой пятницы, последнее в посту, было торжественным богослужением для готовившихся ко крещению детей (напоминало западную конфирмацию).
Литании
Видную особенность соборного Константинопольского богослужения составляли литии, или литании (αί λιταί, у св. Симеону Солунского αί λιτανεΐαι). Ранее Константинополя они получили широкое развитие в Иерусалимской Церкви, где вызывались желанием посетить за каждым праздничным богослужением все места, связанные как-либо с воспоминаемым событием. Так было там, как мы видели, уже в IV—V в. (см. выше, с. 142, 251—257); такие же литии знает и Святогробский Типикон IX в. по ркп. XII в. Иерус. патр. библ. № 43, где, например, на утрене Вербного воскресенья положено 6 литий (на Голгофу, Вифанию, Елеон, Гефсиманию, к Овчей купели и опять на Голгофу), на каждой из которых пелась стихира, были прокимен, Евангелие, ектения «Помилуй нас Боже» или «Рцем вси» (не нынешнего, конечно, состава) и священническая молитва; на службе Страстей были такие же литии на каждом Евангелии, но уже без ектении и молитвы. В Константинополе литии, по-видимому, носят другой характер: они были не столько праздничного характера, сколько умилостивительного по случаю разных общественных бедствий (как уже в IV в., см. выше, с. 151). Но древнейший устав Великой церкви знает и первого характера литии (праздничные). Так, по Дрезд. ркп. этого устава в четверг после Недели Всех свв. совершался «Собор Богородицы в честном доме, сущем в древней Петре», и из Великой церкви направлялась лития в 7 кварталов города, на пути в каждый из которых пелся тропарь один или два и три раза были ектении2. Полный и общий (на разные случаи) чин литии в Великой церкви дает Евхологий Парижской Национальной библ. № 213, писанный в 1027 г., и Требник Московской Синод, библ. № 371/675. Молитвы, указываемые здесь, тождественны с даваемыми Криптоферратским Виссарионовым Евхологием IX в. Архиерей входил для литии в алтарь боковыми дверьми (в знак покаянного смирения); служба начиналась без обычного торжественного возгласа в начале прямо мирной ектенией, после которой иподиакон с предпрестольным крестом становится слева архиерея, и тот (как бы под защитою этого креста) читает молитву: «Господи Боже наш, помяни нас, грешных и непотребных рабов Твоих...», скорбно-покаянного содержания с возгласом «Яко Благ и Человеколюбец...». По преподании мира и главопреклонении иерей читал другую молитву «Господи Святый, в вышних живый...» подобного же содержания, приноровленную к главопреклонению, с возгласом «Твое бо есть еже миловати...». Певцы начинают тропарь литии, архиерей берет с престола Евангелие, диакон кадит св. трапезу и архиерея с Евангелием, которое тот, целуя его и крест, передает архидиакону. Начинается шествие: впереди диакон с кадилом, затем крест, архидиакон с Евангелием и архиерей, никем не поддерживаемый. По вступлении на третий потамион (полоса на храмовом полу) архиерей останавливается, имея справа от себя Евангелие, а слева крест; и по произнесении диаконом «Господу помолимся» говорит: «Благословена слава Господня от места Святаго своего всегда ныне...». Архиерей целует крест и Евангелие, на несущего крест иподиакона набрасывается фелонь, и шествие идет далее. В царских дверях притвора оно опять останавливается; архиерей обращается к востоку и молится, затем, покрывши голову, продолжает путь. По приходе литии на форум или другое место, куда положено, певцы славят (δοξάζουσι, поют тропарь, может быть, со Слава и ныне), бывает сугубая ектения (εκτενούς δεήσεως) с ее молитвою (нынешней), при возгласе которой архиерей знаменует (σφραγίζει) впереди себя; после преподания мира и главопреклонения молитва последнего такая же, как в конце тритекти (предпоследняя там), с возгласом «Буди всечестное имя человеколюбия Твоего...». Певцы начинают тропарь, и лития движется далее. Несколько другого состава была лития (по ркп. XI в. и позд.) в новолетие 1-го сентября: в начале ее и на пути пелось Трисвятое, по приходе на форум — три антифона из пс. 1,2 и 64 («Тебе подобает песнь Боже...») с припевами: 1) «Заступи мя Господи», 2) Аллилуиа; 3) тропарь, гл. 3: «Прибежище и сила» с Богородичным гл. 4: «Яже вресноту и истинно Богородица»; архиерей произносил три ектенийные прошения: «О свышнем мире...», о царях и о городе и стране с троекратным «Господи помилуй» и возгласом «Яко Свят еси...»; прокимен, Апостол и Евангелие нынешние индикта; диакон литийную ектению (λιτανεύοντος) с «великим Господи помилуй» и возгласом: «Яко Милостив...»; на возгласах архиерей благословляет; молитва главопреклонения и тропарь «Всея твари...» при возвращении. (В общем — строй песненной вечерни).
Евх. Париж. Национ. б. 1027 г. № 213, л. 81 об. Дмитриевский Α. Ευχολόγια, 1110. Τυπικά, 152. — Подобные литии были и есть и в Западной Церкви. Таковы litania major 25 апреля в день ап. Марка и litania minor, или rogationes (прошения), в 3 дня пред Вознесением. Наименования «большая» и «меньшая» не соответствуют сравнительной торжественности этих литаний, но объясняются исторически: первая установлена ранее (должно быть, папою Либерием в IV в.) взамен очень торжественной языческой процессии ambarvale (от arva, поле - процессия на поле, в отличие от amburbale — процессии городской) в умилостивление богини Robigo, от которой зависела ржавчина (robigo) на хлебах (посему и 25 апреля называлось Robigalia); папа Григорий Великий упорядочил христианскую литанию, заменившую эту языческую процессию, назначив 7 различным корпорациям Рима (клирикам, мужчинам, монахам, служанкам, женщинам, вдовам и нищим с детьми) выходить с литанией из разных церквей (отсюда название litania septiformis. Письмо 2, 2). Litania minor установлена впервые ок. 470 г. еп. Вьенским Мамертом по поводу землетрясения и других бедствий, узаконена для Галлии Орлеанским Собором 511г. (пр. 27), в VI в. получила широкое распространение, но в Риме принята только при папе Льве III (795— 816 г.). В дни этих литаний, особенно второй, были особенно продолжительные службы; в IX в. в некоторых церквах посыпали головы благословенным пеплом, кропили св. водой (и ныне по Медиоланскому чину), шли все босыми (по 33 пр. Собора Moguntini 813 г.). Сохранился ряд чинов для меньшей литании: по ним после ряда антифонов и псалмов было моление, очень похожее нанашу ектению Рцем вси (так и начинается: Dicamus omnes, Domine miserere); после ряда других антифонов, по общему содержанию напоминающих наши покаянные тропари, была литания в собственном смысле, называвшаяся statio (остановка, так как совершалась в местах остановок литии) или oratio (по частому пению ога — «молись») и состоявшая из длинного ряда прошений (иногда более 100), обращенных большей частью по порядку ко всем известнейшим святым и исполнявшихся каждый антифонно (клиром и хором), например: sancta Maria — ога pro nobis, sancte Michael — ora, s. Gabriel — ога или intercede (заступись); для более чтимых и близких святых «молись за нас», для остальных просто: «молись» (Martene. De ant. eccl. ritib. II, 514 sq. Kellner. Heortol., 127).
Другой тип богослужения. Святогробский Типикон
Наряду с описанным типом богослужения, который справедливо называется песненным, с самого начала настоящего периода существовал и имел не меньшее, если не большее, распространение другой тип, — тот, описание которого сохранилось до нас еще в рассказе о посещении Софронием и Иоанном Мосхом аввы Нила Синайского и который, следовательно, еще в VI в. достиг и довольно законченного развития, и немалого применения. Отличаясь по строю и составу, хотя в точности не известно чем, от тогдашних соборных служб, этот тип богослужения продолжал свою самостоятельную жизнь подле второго, и в самом начале IX в. мы застаем его в ряде церквей, притом не только монастырских, но и соборных, причем разница между тем и другим типом с течением времени не уменьшилась, а скорее увеличилась. Так, в IX в. мы застаем его из соборных церквей у старшей сестры Великой Константинопольской церкви — в Святогробской Иерусалимской церкви. Дошедший от IX—X в. отрывок Святогробского Типикона, содержащий устав только страстного и пасхального богослужения, дает для суточных служб вполне нынешний строй: на вечерне 103 пс, кафизма, Господи воззвах со стихирами, прокимен, Евангелие (иногда; чаще, чем ныне у нас), Сподоби Господи, стихиры, Ныне отпущаеши и отпустительный «седален» (тропарь), иногда лития; упоминаются и ектении, но место их указывается неясно; на утрене: шестопсалмие, Бог Господь или аллилуиа, кафизмы и седальны, в воскресенье Непорочны с воскресными тропарями, седален, 50 пс. всегда с тропарями, канон, по 3-й песни седален, ипакои или кондак, по 6-й песни кондак и икос, иногда Евангелие с предшествующими Всякое дыхание и прокимном, по 9-й песни — ексапостиларий, хвалитные псалмы и славословие великое. После славословия порядок, как и ныне, различный для праздничной и будничной утрени. Для первой, например, в Неделюваий, после славословия Евангелие, не считая ряда литий (чисто местная особенность), ектении и отпуст; в будни, например в Великий понедельник, «Слава в вышних Богу» до «ведущим Тя», прокимен, паремии и Евангелие (это, конечно, только в Страстную седмицу), Сподоби Господи, ектения, стихиры и Благо есть. Часы трипсалмые нынешнего состава, но после Трисвятого сразу указывается отпуст (например, в Великий понедельник). Следовательно, строй суточных служб по Святогробскому Типикону совершенно не похож на песненное последование. С последним здесь общий только чин паннихиды (в Великий понедельник, вторник и среду) и, кроме того, на 9-м часе (в те же дни) положен «песненно» только один его псалом и ектения при обыкновенном остальном составе.
Монастырское богослужение IX и следующих веков
Что касается восточных монастырей IX и следующих веков, то мы не преувеличим, если скажем, что в большинстве их суточное богослужение было одного и того же типа, одинакового с описанным богослужением Иерусалимской Церкви IX—X в. и нашим нынешним и отличного от песенного последования. Это видно из сохранившихся известий об этом богослужении, главным же образом из дошедших до нас древних богослужебных уставов разных монастырей.
Во главе монастырей IX и следующих ближайших веков стал теперь, по крайней мере для западной части Византийской империи, Студийский Константинопольский монастырь. Ряд уставов XI—XII веков постоянно или ссылаются на Студийский устав, или даже именуют себя Студийскими; с XII же века все чаще уставы именуют себя Иерусалимскими и ссылаются на порядки Саввиной лавры. Но суточное богослужение тех и других уставов, можно сказать, совершенно тождественно по строю, исключая две -три не особенно значительные особенности, притом зависевшие не столько от характера уставов, сколько от их сравнительной древности (списки Студийских уставов большей частью старее Иерусалимских). Различие той и другой группы уставов касается более церковного года, месяцеслова. Чтобы показать объем распространения рассматриваемого типа суточного богослужения и ознакомить с теми особенностями, какие имели относительно последнего разные уставы, нужно дать здесь же исторический перечень этих уставов.
Студийский устав
Студийский монастырь, основанный, может быть, еще в V в. (см. выше, с. 233—234), в богослужебном отношении получил в IX в. от игумена его прп. Феодора Студита ( 826 г.) столь прочное и определенное устройство, что сразу стал образцом для монастырей всей Византии. Это обстоятельство говорит за то, что и суточному богослужению, которое составляет главный нерв всякой монастырской жизни, прп. Феодор должен был сообщить, так сказать, особый колорит, отличный от практики других тогдашних монастырей и чем-то превосходивший ее. В этой же практике на тогдашнем Востоке, может быть, было такое же разнообразие, какое было на Западе, где, как мы видели, целый ряд аббатов VI—VIII в. давали иногда очень различные чины для суточного богослужения. В IX в. главных чинов суточного богослужения, как мы видели, на Востоке было два: первый можно было назвать иерусалимским, второй константинопольским. Возможно, и очень вероятно, что константинопольские и другие монастыри, следуя в монастырских порядках тем или другим монашеским правилам (например, Пахомия Великого, Василия Великого), богослужение имели мало отличное от соборного и приходского. Только при таком предположении можно объяснить, почему богослужебная реформа св. Феодора в Студийском монастыре так сразу выдвинула последний и поставила его на целые столетия законодателем богослужебной практики всей западной половины Греко-византийской Церкви. Если, теперь, богослужебный чин прп. Феодора представляет буквальное совпадение со Святогробским той же эпохи, то самое естественное, если даже не необходимое предположение, что прп. Феодор Студит заимствовал оттуда этот чин (не создал же он его, что и вообще не делается единичными личностями — и что особенно невероятно при таком совпадении с другим чином). За это же говорит и раннее, еще, должно быть, при св. Феодоре, принятие в Студийский устав творений палестино-саввинских песнописцев: Андрея Критского, Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина. Если бы богослужебный чин Студийского монастыря был общим в эпоху прп. Феодора с соседними монастырями, то он не получил бы имени Студийского. Но заимствуя в храме Воскресения и у палестинских монастырей чин суточного богослужения, прп. Феодор должен был произвести в нем некоторые изменения, давшие ему право на особенное наименование. И понятно, в какую сторону могли клониться эти изменения. Палестинский чин богослужения в Константинополе естественно было приспособить к уставу св. Софии и соборных церквей. Такое приспособление мы и наблюдаем в Студийских уставах. Следы его в суточном богослужении — отмена часов для многих дней и кафизм для некоторых; в церковном году, например, Преждеосвященная литургия ежедневно в Великом посту. Эти особенности, правда, принадлежат памятникам Студийского устава, происшедшим позднее прп. Феодора, но то значение, которое они имеют в них, а равно общность их всем этим уставам, ручаются за то, что они восходят к прп. Феодору.
Суточное богослужение в Студийском монастыре при св. Феодоре
За отсутствием списка церковного устава, который можно было бы приписать самому св. Феодору, по вопросу о составе и виде суточных служб в Студийском монастыре его времени приходится обращаться исключительно к творениям св. отца. Последние позволяют сказать, что богослужение совершалось в монастыре 7 раз в сутки, начиная с полуночи. На службы созывались братия звуком била. На часах упоминаются следующие псалмы: на 1-м — 5, на 6 — 90, на 9 — 85, на вечерне 103. На утрени упоминается чтение жития празднуемого святого, за повечерием — оглашение братии настоятелем или кем-либо из старейших иноков — три раза в неделю. Литургия, по-видимому, не всегда совершалась в будни; за воскресной литургией, по-видимому, не вся братия приобщалась; но иные приобщались и за каждой литургией.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.