13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Божественная Евхаристия как основа духовной жизни и залог спасения
Вместо предисловия |
Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь Божественная Евхаристия является средоточием всей церковной жизни и основой духовной жизни каждого православного человека. Цель настоящей статьи - показать, насколько важное значение в духовной жизни члена Церкви Христовой Православной имеет Святое Причащение. Моя основная задача - выявить наиболее актуальные вопросы современной евхаристической практики в Русской Православной Церкви и через свидетельства, заимствованные из источников церковного богословия, наметить возможные пути к решению этих вопросов. |
1. Евхаристическое богословие |
Евхаристия - не проблема (в современном, светском употреблении слова), а таинство, или по святоотеческому наименованию - "Таинство Таинств" церковных. Потому богословское исследование Евхаристии должно соответствовать литургическому и святоотеческому Преданию Церкви Христовой Православной. |
2. Евхаристическая практика |
Евхаристии нет без Причащения Святых Христовых Таин. Для того и совершается святая литургия, чтобы верные Христу люди могли принять Его превеличайший и спасительный дар - Святую Евхаристию.
Благодаря примеру преподобного Серафима и возрожденному в России через учеников преподобного Паисия Величковского старчеству отношение к Евхаристии постепенно стало изменяться в лучшую сторону. Не только насельники монастырей, но вслед за ними и благочестивые миряне стали чаще приступать ко Святому Причащению. Самые пламенные призывы ко Причащению мы находим в творениях праведного Иоанна Кронштадтского, который на иконах чаще всего и изображается с Евхаристической чашей. Для страшного по причине гонений XX века евхаристическое возрождение стало залогом сохранения самого Православия в России. Именно во времена гонений Евхаристия как таинство страдания и Воскресения Христова становится как никогда желанной Священной трапезой для православного человека. Кто не знает примеров, как ценилось Причащение Святых Христовых Таин в тюрьмах, лагерях и ссылках?! |
3. Благодатные действия Евхаристии |
О благодатном действии Евхаристии прекрасно сказал в одном из поучений богомудрый святитель Филарет, митрополит Московский (†1867 г.): |
4. Практические рекомендации |
1. Выражая надежду, что настоящая Конференция будет иметь продолжение в дальнейшей богословской работе ее участников, хочется надеяться, что Русская Православная Церковь будет проводить и богословские собрания, посвященные Евхаристии. Их, наверное, не стоит громко именовать "Евхаристическими конгрессами" или "Евхаристическими конференциями", потому что слово "Евхаристия" - священнотаинственное, и пользоваться им следует осмотрительно. Но по благословению священноначалия хорошо бы устроить, например, братский богословский семинар по литургическому богословию. На нем, ежедневно совершая Божественную литургию, можно было бы рассмотреть наиболее актуальные вопросы современной литургической практики, касающиеся Причащения, поста, исповеди вообще, исповеди перед Причащением и связи Евхаристии с другими церковными таинствами. Такие литургические семинары со временем могли бы способствовать изменению современной приходской практики исповеди и Причащения в лучшую сторону. |
Заключение |
Укрепление Православия не только в России, но и во всем христианском мире неотделимо от евхаристического возрождения. Евхаристическое возрождение в Русской Православной Церкви, слава Богу, началось, но оно требует содействия и священноначалия, и богословов. |
Приложение |
Краткий список литературы по теме "Евхаристия"
1. Собрание древних литургий, восточных и западных, в переводе на русский язык. Вып. 1-5. М.: Изд. Свято-Владимирского братства. Вып. 1-й, 1997; Вып. 2-й, 1998; Вып. 3-й, 1998; Вып. 4-й и 5-й (в одной книге), 1999 (Репринт с издания, составленного редакцией журнала "Христианское чтение". СПб, 1875-1877). |
Примечание |
[1] Св. Ириней Лионский. Творения. М., 1996. Репринт с изд.: "Сочинения Святого Иринея, епископа Лионского". Спб., 1900. [2] Митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас). "Богословие - это служение Церкви". - Церковь и время, №3, 1998. С. 92-93. [3] Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий. "Спасительное дело Христа на Кресте и в Воскресении". - ЖМП, №2, 1973. С. 69. [4] Н. Арсеньев. "Душа Православия". - Сборник "Из жизни духа". Без м. и г. С. 63. (Статья написана в Париже в 1928 г.). [5] Письмо к Кесарии, жене патриция, о Приобщении. - Творения иже во Святых Отца нашего Василия, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Изд. 3-е. Ч. 6. С. Посад, 1892. С. 201. [6] Новые грозные слова отца Иоанна (Кронштадтского), произнесенные в 1906 и 1907 годах. СПб.: Изд. Синодальной типографии, 1908. Слово 10. С. 28 и 27. [7] Сказания о подвигах и событиях жизни Старца Серафима, иеромонаха, пустынни-ка и затворника Саровской Пустыни. Изд. 3-е. СПб., 1877. С. 153. [8] Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Репринт. Т. 1. М., 1994. С. 67-68. [9] Чаша жизни. - Святые Отцы о таинстве Причащения. М., 1999. С. 58-59. [10] См.: О Евхаристии. Из Отеческого предания. - Богосл. труды, №21, 1980. С. 151-156. [11] Письмо к Кесарии, жене патриция, о Приобщении. - Творения иже во Святых Отца нашего Василия, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Изд. 3-е, Ч 6. С. Посад, 1892. С. 201-202. |
|
Церковь и время, №2(11) 2000 |
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.