Поиск авторов по алфавиту

Автор:Поспеловский, Дмитрий Владимирович

Примечания [8-12 глава]

Глава 8

ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ОККУПИРОВАННОЙ ФАШИСТСКИМИ ВОЙСКАМИ ТЕРРИТОРИИ СССР

1 Самые лучшие книги, известные автору, о судьбах Церкви в годы войны на оккупированных территориях СССР — это: Alexeev Wassting, Stavrou Theolamis. The Great Reveval. Minneapolis, 1976; Heyer Fridrich. Die orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945. Cologne, 1953; Fireside H. Icon and Swastika. Cambridge, 1971. Последняя книга наиболее полно документирует гитлеровскую политику по церковному вопросу, но автор не разбирается в канонике и истории православия и в этой области кое-что путает и неправильно оценивает. Эта глава, в основном, опирается на указанные выше три книги, как и на ряд других работ по истории оккупированных областей СССР в годы войны, сопоставляя их и в некоторых случаях дополняя немецкими документами, хранящимися в Национальном архиве США (Вашингтон) и в Институте еврейской культуры в Нью-Йорке, а также материалами самиздата.

2 Dallin A. German Rule in Russia 1941—1945, 1957. P. 24—25; Fireside H. Op. cit. P. 59, 77; Alen Bullock. Hitler: A Study in Tyranny. L., 1975. P. 79; Евлогий. Путь моей жизни. Париж, 1947. С. 384—385, 396—397. Об участии Монархического Совета в Карловацком соборе 1921 г. см. выше.

3 Bullock A. Op. cit. Р. 646—648; Буллок указывает на ген. Бискупского, как одного из тех, с кем Гитлер вел переговоры в 1923 г. См. допрос отца Иоанна (Шаховского) в гестапо в 1938 г. относительно Бискупского и "карловчан".

4 Fireside H. Op. cit. P. 77; архиепископ Алексий Уфимский указывает, что Серафим был лишен права служения за переход к обновленцам (Правда о религии в России. М., 1942. С. 180—181).

5 Fireside H. Op. cit. P. 78. См. письмо митрополита Анастасия Гитлеру с благодарностью за постройку собора в Берлине.

6 Подробности о Власове см.: Штрик-Штрикфельд В. Против Сталина и Гитлера, особенно с. 40—52; Fireside H. Op. cit. P. 76—80; Dallin A. Op. cit. P. 44—58.

7 Fireside H. Op. cit. P. 73.

457

8 Ibid. P. 83—87, 120; Штрик-Штрикфельд. Указ. соч. С. 25; Dallin A. Op. cit. P. 476—482.

9 Там же. С. 476—478.

10 Alexeev W., Stavrou T. The Great Revival. Minneapolis, 1976. P. 82.

11 Ibid. P. 83—89. См. одну из дополн. записок Сергия.

12 Ibid. P. 100—101 (обр. пер.).

13 Ibid. P. 79 и выше — глава 6.

14 Текст Венского совещания см. машинопись: "Сообщения и. распоряжения Высокопреосвященнейшего Митрополита Берлинского и Германского Серафима". Берлин — Уляндштрассе 194а, 27.IX 1943, в Национальном архиве США (Вашингтон) — микрофильмы документов германских вооруженных сил.

15 Там же. 93—98; Балевиц 3. Православная церковь в Латвии под сенью свастики. Рига, 1967. С. 78—87; Шеметов Н. Единственная встреча // Вестник русского студенческого христианского движения. 1979. № 128. С. 249—250.

16 Письмо Бачманова в Бахметьевском архиве, фонд Е. Миллера, папка: "Манускрипты".

17 Alexeev W., Stavrou Т. Op. cit. P. 107—120.

18 Ibid. P. 122—132; Dallin A. Op. cit. P. 488 — цит. рапорты СА, в которых говорится об отсутствии белорусского национализма у белорусского православного духовенства, о его русофильстве.

19 Dallin A. Op. cit. P. 474-^77.

20 Свитич А. Православная церковь в Польше и ее автокефалия. Буэнос-Айрес, 1959.

21 Дублянский. Тернистым шляхом. С. 26—29; Alexeev W., Stavrou Т. Op. cit. P. 153—159; Свитич А. Указ. соч. С. 196.

22 Священный Собор РПЦ. Собрание определений и постановлений: приложения к Деяниям. М., 1918. Т. 4, дополн. 2. С. 15—19; Alexeev W., Stavrou T. Op. cit. P. 15—17; Свитич А. Указ. соч. С. 184—191.

23 Heyer F. Op. cit. P. 187—189, 201—203, 217—221; Дублянский. Указ. соч. С. 46—47.

24 Heyer F. Op. cit. P. 181—183.

25 Ibid. P. 240; о Любенском расколе см. гл. 2. А вот как описывает церковный конфликт в Харькове немецкий внутренний секретный отчет от 25. VIII 1942 г. Сначала цитируется германское заявление о невмешательстве и признании обеих церковных юрисдикции. Затем говорится, что автокефальную Церковь в Харькове возглавляет митрополит Феофил (Булдовский), которого поддерживает местная "Просвита", предлагая ему руководить в просветительской деятельности и программах. Как только стало известно о терпимости немцев к "автономистам", к ним от Феофила перешел протоиерей Стилецкий. За ним, по мнению автора отчета, к "автономистам" перейдут многие священники. Автор не понимает суть спора, но сообщает, что между обеими сторонами была какая-то конференция в Ровно 4. V 1942 г. (РЦХИДНИ, д. 174, л. 86—87). В другом документе говорится об аресте бургомистра Харькова, который обвинялся в связи с НКВД и считался советским агентом. Между ним и "Просвитой" была якобы тесная организационная связь, а последняя столь сильна, что заставила Бундовского рукоположить в священники ее ставленника. В состав "Просветы" входило и Правление Харьковской епархии (Булдовского). (Там же, л. 83—85.)

26 Heyer F. Op. cit. P. 182, 190; John Arins Trony (Ukrainian Nationalism. P. 195—196) ошибочно пишет, что подавляющее большинство священников Автономной Церкви были великороссами.

27 Heyer F Op cit. P. 188—209; Дублянский. Указ. соч. С. 44—45.

28 Alexeev W., Stavrou Т. Op. cit. P. 167—168, 171.

29 Heyer F. Op. cit. P. 189, 194, 218—223.

30 Ibid. P. 201—204.

31 Ibid. P. 196—190; Дублянский. Указ. соч. С. 40—41, 44-^5.

32 Там же; Heyer F. Op. cit. P. 188; две попытки возрождения Обновленчества на Северном Кавказе были подавлены оккупантами (Alexeev W.. Stavrou T. Op. cit. P. 197—188).

33 Ibid. P. 167.

34 Архиепископ Вениямин Чебоксарский и Чувашский // Журнал Московской патриархии. 1977. № 1. С. 18—20.

458

35 Alexeev W., Stavrou Т. Op. cit. P. 193—199.

36 Heyer F. Op. cit. P. 209—212; Alexeev W., Stavrou T. Op. cit. P. 187—192. 37 Речь идет о священнике Н. Трубецком: Шеметов Н. Единственная встреча // Вестник русского студенческого христианского движения. № 128. С. 247.

Глава 9 РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ

1 Иоанн (Шаховской). Утверждение Поместной церкви. New York: Waldon Press, 1972. P. 16.

2 См. брошюру неколебимого "карловчанина" епископа Иеронима (США) "Современное положение русской церкви за границей", опубликованную в США где-то в конце 1945 — начале 1946 г. Целый карловацкий Лесненский монастырь просил о возвращении в СССР (см.: Парийский Л. Н. Из пребывания московской делегации в Белграде // Журнал Московской патриархии. 1946. № 5. С. 42—43). Возможно, по этой причине И.-Б. Тито после разрыва с Москвой выслал всех монахинь в Италию. В настоящее время Лесненский монастырь находится в 60 милях от Парижа и подчиняется посткарловацкому синоду.

3 Текст этой телеграммы и ответ И. В. Сталина имеются в Архиве православной церкви в Америке в Нью-Йорке. Из-за большой ветхости настоящего документа не представляется возможным прочитать дату и название печатного органа, откуда он взят. Впрочем, петиция с просьбой принять под юрисдикцию Московской патриархии помещена в Журнале Московской патриархии (1945. № 40. С. 5—6).

4 "Церковная летопись", изданная митрополитом Анастасием (Lausanne, декабрь 1945 г.), с его предисловием (с. 16—17). Причем митрополит Анастасий утверждает, что к Синоду Анастасия намеревался присоединиться и митрополит Александр (Иноземцев), который придерживался (во время войны) украинской автокефальной ориентации. Если это верно, то убийство его в Западной Германии (Heyer F. Op. cit. P. 224) следует считать актом терроризма. Об Евлогии см. гл. 4, а также ниже.

5 Евлогий. Путь моей жизни. Париж, 1947. С. 606—616. Противоположное мнение находим в "Деяниях второго Всезарубежного собора Русской православной церкви за границей" (Белград, 1939. С. 562—565). См. также гл. 5. Все заявления Евлогия по поводу разрыва с "карловчанами" и митрополитом Сергием были опубликованы в двух парижских русских изданиях: "Возрождение" (народно-демократическое) и "Последние новости" (либерально-республиканское), проверено в архивах.

6 Евлогий. Указ. соч. С. 617; Троицкий С. Размежевание или раскол? Париж: ИМКА-пресс, 1932. С. 102—103.

7 Деяния второго Всезарубежного собора. С. 566—567.

8 См. ответ Сергия от 30.IX 1931 г. (№ 7464), а также резолюцию Сергия и Синода "О просиноде" от 29.VII 1932 г. (№ 113) в Журнале Московской патриархии (1932. № 7—8. С. 20—22; 1932. № 11—12. С. 2—3).

9 См. выше, гл. 4 и далее.

10 И. Стратонов пишет об этом в 1934 г. в двух статьях, доступных нам в виде репринтов с неизвестных изданий.

11 Евлогий. Указ. соч. С. 621—632; Деяния второго Всезарубежного собора. С. 568—575.

12 Евлогий. Указ. соч. С. 633—634; Деяния второго Всезарубежного собора. С. 568—585.

13 Евлогий. Указ. соч. С. 646—648.

14 См. также: Троицкий Г. Патриарх Сергий и русский зарубежный церковный раскол // Журнал Московской патриархии. 1968. № 6. С. 19—20.

15 Тексты писем приведены в Журнале Московской патриархии (1933. № 14—15. С. 1—8; 1934. № 22. С. 1—2). Проэмигрантская точка зрения изложена в: Троицкий С. Митрополит Сергий и примирение русской диаспоры // Русско-американский православный вестник. 1936. Ноябрь. № 9. С. 133—135; промосковская точка зрения — см.: Троицкий Г. Патриарх Сергий. С. 20—23.

16 Евлогий. Указ. соч. С. 646—647. Неформальная церемония с клобуком — лишнее свидетельство намерений Варнавы действительно урегулировать положение Синода, превратив его в русскую ветвь Сербской церкви.

459

17 Там же. С. 621—632; Деяния второго Всезарубежного собора.С. 568—575.

18 Деяния второго Всезарубежного собора. С. 641—677.

19 Там же. С. 581—583.

20 Там же. С. 492—556.

21 См.: Тальберг Н. Д. Церковный раскол. Париж, 1927.

22 Деяния второго Всезарубежного собора. С. 681—695.

23 Журнал Московской патриархии. 1945. Сентябрь. № 9. С. 9—12.

24 Пастырское послание православному русскому народу в ответ на обращение патриарха Алексия (брошюра на восьми страницах, напечатанная по-английски и без даты).

25 Из официальной публикации Синода (Русская православная церковь за границей: 1918—1968. N. Y., 1968. Т. 1. С. 306—315).

26 Относительно количества клириков и мирян см.: Церковная летопись. С. 15—20. О Всемирном совете церквей см. послание Совета епископов-"посткарловчан" от 1962 г. (Русская православная церковь за границей. Т. 1. С. 306—315) и "Скорбные послания" Синода (Православная Русь. 1969. Август. № 15. С. 1—5; 1972. Февраль. № 4. С. 3—8).

27 Protopresbyter Grabbe George. The Canonical and Legal Position of the Moscow Patriarchate. Jerusalem: The Russian Ecclesiastical Mission, 1971. Passim.

28 Дневник Рощина — ЦГАОР, ф. 6991с, on. 2, д. 155, л. 22—32.

29 Запись пастырского собрания 29 августа 1945 г. — Архив Гуверовского института, Дело Николаевского, ящ. 144, папка 3, № карт. 5, с. 1—23.

30 Осведомление Епархиального управления // Церковный вестник. 1946. Октябрь. № 1. С. 12—14; Чрезвычайное Епархиальное собрание Православных Церквей экзархата Вселенского Патриарха в Западной Европе // Церковный вестник. 1946. Ноябрь. № 2. С. 16—19.

31 Евлогий. Указ. соч. С. 671—676; По церковному зарубежью // Православная Русь. 1947. Апрель. № 9. С. 14, 72—76, «1—82. Также устное свидетельство (автору) о. Александра Шмемана, ректора Святовладимирской семинарии, принимавшего участие в описанных событиях. См. также: Указ Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Св. Синода РПЦ, 1 января 1947 г. — ЦГАОР, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 59а, л. 10—16. Опубликован он был 16.V 1947 (см.: По церковному зарубежью // Православная Русь. 1947. № 9. С. 14).

32 Открытое письмо Никите Струве // Вестник русского студенческого христианского движения. 1974. № 114. С. 114—118.

33 У автора сохранились собственные впечатления об обстановке в лагерях в 1945—1949 гг. См. также брошюру "Разъяснение для приезжающих в Америку" (N. Y., 1950); "Лжеправославие на подъеме" —сборник статей из "Православной Руси" (Jordanville, N. Y.: H. Transfiguration Monastery, 1954).

34 В своем письме к Анастасию митрополит Леонтий (Туркевич), возглавивший митрополию после смерти Феофила в 1949 г., предостерегает относительно неканоничности эмиграции Синода в США без присоединения к поместной церкви Америки. Он, однако, приветствует братьев-епископов в духе любви и надежды за то, что они послужат духовным нуждам новых эмигрантов из Европы (письмо от 8 февраля 1950 г. — Архивы Orthodox Church in America). Даже в целом недоброжелательная статья в "Православной Руси" (Соборная заграничная церковь и американская митрополия. 1951. Март. № 6) тем не менее признает, что митрополия встретила Синод братской любовью и призвала своих прихожан посещать приходы Синода. Напротив, неприязненное отношение к митрополии можно видеть в редакционной статье в "Православной Руси" (1954. Январь. № 1), где митрополия обвиняется в том, что она теряет свое православие и со временем может стать всего лишь протестантской сектой "восточного обряда". Даже свое заявление 1947 г., порицающее карловацких епископов за раскольнические действия после Кливлендского собора, архиепископ Леонтий заканчивает на мирной ноте: "В свободной Америке... есть место для людей с разными взглядами. Одного лишь следует желать: давайте не терять своего православного... сознания" (Русско-американский православный вестник. 1947. № 9. С. 138).

35 См. богословские обоснования в "Обращении Архиерейского собора русской православной церкви в Америке" (Вестник русского студенческого христианского движения. 1964. № 74. С. 67—68) и постановление митрополии от 25 октября 1965 г. в "Orthodox Church" (1965. № 5. С. 3).

460

36 Важнейшие определения архиепископского собора Русской православной церкви за границей // Православная Русь. 1971. Октябрь. № 20. С. 9—13.

37 Послание патриарха Пимена // Новое русское слово. 1974. 18 октября. С. 3. Это было, возможно, связано и с прочувственным выступлением митрополита Антония (Блюма) на Московском соборе 1971 г., в котором он высказался против грубых действий в отношении "карловчан".

38 Они не возражали, что патриархия канонически незаконна, поскольку берет начало из Декларации митрополита Сергия как местоблюстителя по смерти митрополита Петра, хотя еще оставался в живых митрополит Кирилл — второй местоблюститель, назначенный законным патриархом. Однако сама практика назначения местоблюстителя патриархом в его завещании — неканонична (см. гл. 4). Такие соображения икономии могут быть выставлены в пользу Сергия, а не заключенного в тюрьму Кирилла в разгар сталинского террора тридцатых годов. В семидесятых годах следовало пересмотреть и другой, выдвинутый "карлов-чанами" в 1962 г. аргумент, будто патриархия представляет православное меньшинство клириков и мирян в СССР. Один из идеологов "карловчан" профессор Джорданвилльской семинарии заявлял даже, что Московская патриархия безблагодатна, поскольку она лояльна советскому режиму — этому мистическому телу Антихриста как Церковь — это мистическое тело Христа (Андреев Иван. Благодатна ли советская церковь? Нью-Йорк, 1948).

39 Разъяснение недоумения // Журнал Московской патриархии. 1956. № 9. с 22- 23.

40 Заявление первоиерарха русской зарубежной церкви по поводу послания патриарха Пимена // Православная Русь. 1974. Сентябрь. № 17. С. 1.

41 Некоторые видные представители русской патриаршей Церкви указывали автору, что притязание "карловчан" быть свободной ветвью Русской православной церкви было бы законным, если бы они признали духовное главенство и авторитет патриарха Московского, пусть даже и отвергая административное ему подчинение на том основании, что он находился под контролем Коммунистической партии. Если бы эмигрантский Синод занял такую позицию, то его критика советской политики в отношении Церкви в России была бы гораздо более плодотворной и укрепила бы положение Церкви в СССР, поскольку в этом случае "карловчане" выражали бы свободно мнение неконтролируемой части той же самой Русской церкви.

42 Православная Русь. 1974. 28 сентября. № 18.

43 Сравни текст устного выступления Граббе на Карловацком соборе (Православная Русь. № 18) и текст митрополита Филарета (Православная Русь. № 19).

44 На эту же еретическую сущность указывает статья управделами ПЦА протоиерея Кондратюка в "The Orthodox Church" (сентябрь—октябрь 1990 г., с. 3) о постановлении Зарубежного Синода от 15—16.V 1989 г. о принятии духовенства Московской патриархии в карловацкую юрисдикцию через покаяние, отрицающее благодатность Церкви, но признающее благодатность таинств, совершаемых ее достойными священниками.

45 Из деяний Архиерейского Собора Русской православной церкви за границей, 5(18) октября — 1(14) ноября 1959 г. Джорданвилль, 1960. С. 136.

46 Православная Русь. 1974. Октябрь. № 20. С. 3—4.

47 См. некоторые из его писем по этому вопросу в сборнике Д. Дудко "Враг внутри", перепечатанном в "Вольном слове" (1979. № 33. С. 12—30). Письмо по поводу лондонского происшествия приведено в приходском бюллетене Дудко "В свете преображения", перепечатано в "Вестнике русского студенческого христианского движения" (1979. № 129. С. 271—272). См. также: Дудко Д. Запад ищет сенсации // Известия. 1980. 21 июня. С. 6.

48 См.: Вестник русского студенческого христианского движения. 1974. № 114. С. 89—104; 1975. № 115. С. 108—111.

49 Вестник русского студенческого христианского движения. № 114. С. 105—118.

50 Новое русское слово. Нью-Йорк, 1983. 8 октября.

51 См.: Федорова С. Г. Русское население на Аляске и в Калифорнии. М. 1971 С. 190—194, 218—222.

52 Устное сообщение князя С. Трубецкого, архивариуса в Сиоссете, 19.IV 1980.

53 Польский М. Указ. соч. С. 156—157; Михаил Священник (ранний псевдоним Польского). Положение церкви в советской России. Иерусалим, 1931. С. 61. Даже

461

воинственный "карловчавин" граф Олсуфьев писал, что в ГПУ имеются материалы на главных противников большевиков на Соборе 1917—1918 гг. и Платон значится среди таковых. Олсуфьев Д. Мысли соборянина о нашей церковной смуте. Париж, 1928. С. 37—38. Отец Шавельский заявлял, что враждебность между Антонием и Платоном восходит к дореволюционному времени, причем из них двоих автор более расположен к Платону (Шавельский Г. И. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью-Йорк, 1974. Т. 1. С. 203—296).

54 Статья И. Никанорова в "Возрождении" (Париж, 1.IX 1926); также послание Платона, см. выше примеч. 50—54. Редактор Журнала Московской патриархии приводит ту же формулировку указа и подтверждает, что он так и не был отослан Платону (см.: Ведерников А. Грех против матери-церкви // Журнал Московской патриархии. 1950. № 7).

55 Отчет Платона от 3 октября 1923 г. епископскому совету о поездке в JCap-ловцы, № 1, январь 1924 г.; протокол № 9 Синода Русской церкви за границей (22. X 1924) // Русско-американский православный вестник. 1924. № 4. С. 28—29. Послание архиепископского собора Русской православной церкви за границей ко всем чадам... в Америке, октябрь 1924, архив в Сиоссете.

56 Архиерейский собор русских заграничных архиереев // Русско-американский православный вестник. 1924. № 1. С. 1—2.

57 См.: Возрождение. 1927. 17 июня. Газета считает происшедшее ударом в спину Платону в разгар его борьбы с Кедровским. См. об американской реакции в Русско-американском православном вестнике (1927. № 9—10, 11—12. С. 116—121, 138).

58 См. послание Сергия и его указ о назначении архиепископа Вениамина патриаршим экзархом Северной Америки (Журнал Московской патриархии. 1933. № 16—17. С. 1—9).

59 Там же. С. 5—7.

60 О каноническом устройстве церковного управления русской церкви в Америке // Русско-американский православный вестник. 1930. № 3. С. 65—69.

61 Orthodox Church. P. 199.

62 Там же. С. 199.

63 Русско-американский православный вестник. 1942. № 10. С. 145.

64 Там же. 1943. № 10. С. 154—155.

65 Там же. 1944. № 6. С. 82, 89—92.

66 См. первый отчет об этой поездке епископа Алексия Аляскинского и преос-вященнейшего Иосифа Дзвончика в "Русско-американском православном вестнике" (1945. № 1. С. 34—36); и отчет Дзвончика на Седьмом всеамериканском соборе в Кливленде (Протоколы 7-го всеамериканского церковного собора. Ноябрь 1946. С. 12—13).

67 Этого Алексия епископ Леонтий (Чилийский) описывает как человека, выдавшего ГПУ архиепископа Варфоломея (о. Ремова) и всю его тайную монашескую богословскую академию, которой он подпольно руководил в Москве в тридцатые годы. По его словам, Алексий был доверенным учеником и духовным сыном Варфоломея. Варфоломея расстреляли в 1936 г., а все ученое братство было осуждено на лагеря и ссылку. Алексий же под нажимом властей был рукоположен в епископы и послан правящим епископом в Молдавию. Позднее он стал архиепископом Ярославским (Leonty. Political Controls over the Orthodox Church in the Soviet Union. Manuscript. P. 42).

68 Неполный текст указа в "Русско-американском православном вестнике" (1945. № 2. С. 34). Неприятие Советом епископов указа подробно рассмотрено в: Grigoriev D. F. The Russian Orthodox Church in America (дипломная работа в Св. Владимирской академии). См. негативное отношение к тому же в статье архиепископа Виталия "Современное положение русской православной церкви в Америке" (Православная Русь. 1947. Май. № 7. С. 1—3). Виталий управлял карловацкими приходами в Америке после кливлендского раскола.

69 За кем пойдете? //Русско-американский православный вестник. 1946. № 1. С. 9—12.

70 Русско-американский православный вестник. 1946. № 8. С. 125.

71 Grigoriev D. F. Op. cit. P. 75.

72 Протоколы 7-го всеамериканского церковного собора, 12—17 и 21—63. Даже карловацкий епископ Виталий признавал, что желание американцев иметь

462

автономию совершенно законно. См. его "Мотивы моей жизни" (2-е изд. Джорданвилль. N. Y.: Монастырь Св. Троицы, 1955. С. 33).

73 Там же. С. 29; Совещание архиереев юрисдикции архиерейского синода // Православная Русь. 1947. Июнь. № 8. С. 1; Польский М. Положение церкви в советской России. Иерусалим, 1931. С. 170—173.

74 Grigoriev D. F. Op. cit. P. 74—77. См. также "Резолюция по поводу действий в Америке группы епископов зарубежной русской церкви" (Русско-американский православный вестник. 1947. № 11. С. 163—164).

75 См. частное письмо епископа Серафима из Джорданвилля, очевидно, к архиепископу Леонтию (22.1 1947) в бумагах Леонтия в архиве Сиоссета; Польский М. Указ. соч. С. 168—173.

76 См. полную документацию, включая патриарший указ, письма Григория Феофилу, проект принципов автономии, представленный Григорию епископами митрополии, ответ Григория и прощальное послание православной Америке в Журнале Московской патриархии (1948. № 1. С. 13—24). Текст телеграммы Феофила патриарху Алексию и ответ последнего в Журнале Московской патриархии (1947. № 4. С. 7).

77 "Резолюция" (Русско-американский православный вестник. 1947. № 11. С. 163); "Послание патриарха Алексия" (Журнал Московской патриархии. 1947. № 3. С. 9—11); высокопреосв. Коханик П. Документальное освящение последнего патриаршего послания и указа // Русско-американский православный вестник. 1948. № 3. С. 36-42.

78 Orthodox America. С. 262—263. Афинагор дословно сказал следующее отцу Александру Шмеману, посетившему его в 1965 г.: "Вы, русские, идите к вашей матери-Церкви... никто не решит ваших проблем, кроме Русской церкви".

79 См. все документы об автокефалии, включая "Томос" Московского патриархата, устанавливающий Православную церковь Америки как поместную церковь Америки, в "Orthodox America" (с. 265—280); и "Autocephaly" (Crestwood, N. Y., 1971). Причем из всех восточных патриархов, возражавших против предоставления автокефалии Московским патриархатом, самым горячим противником стал тот же патриарх Афинагор, побуждавший церковь Америки обратиться под власть Москвы.

80 Православная Русь. 1971. № 20. Определение 16.IX 1971.

Глава 10

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ПОСЛЕ ВОЙНЫ

1 Powell David. Antireligions Propaganda in the Soviet Union: a Study in Mass Persuasion. Cambridge, Mass: MIT Press, 1975. P. 38.

2 На приеме у Сталина // Журнал Московской патриархии. 1945. № 5. С. 25—26.

3 Stroyen W. Communist Russia and the Russian Orthodox Church, 1943—1962. Wachington, D. C: Catholic University Press, 1967.

Информация предоставлена автору покойным митрополитом Никодимом Ленинградским во время его пребывания в Лондоне. См. также: Spinka. Op. cit. P. 118—120.

4 См.: архиепископ Василий (Кривошеий). Последние встречи с митрополитом Николаем // Вестник русского студенческого христианского движения. 1976. № 117. С. 209—219.

5 См., напр., речь патриарха во время службы в соборе по случаю семидесятилетия И. В. Сталина (21.XII 1949 г.), в которой патриарх сказал, что "Сталин — первый борец за мир между всеми народами... наш вождь, чье личное обаяние обезоруживает всякого, кого бы он ни встречал, добротой и вниманием к нуждам других... силой и мудростью речей" (Патриарх Алексий. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1954. Т. 2. С. 173).

6 Рар Г. Плененная церковь. Франкфурт-на-Майне, 1954. С. 89—91; Струве Н. Из глубины. Париж, 1967. С. 107; Fletcher W. Religion and Soviet Foreign Policy, 1945—1970. London: Oxford U. Press, 1973. P. 19 and 25; Статья Г. Троицкого в Журнале Московской патриархии (1967. № 11).

463

7 Там же; Fletcher W. Op. cit. P. 16—21.

8 Свитич А. Православная церковь в Польше и ее автокефалия. Буэнос-Айрес, 1959. С. 203—213, 86—88.

9 Отец Николай Гетман. Митрополит Краснодарский и Кубанский Виктор // Журнал Московской патриархии. № 11. 1966. С. 16—19.

10 См., напр.: Armstrong John. Ukrainian Nationalism. N. Y., 1963. P. 36—37.

11 Pap Г. Указ. соч. С. 61. К тому времени около тысячи униатских священнослужителей уже были под арестом за отказ присоединиться к православию.

12 Православная церковь в Галиции и на Лелековщине // Американский православный вестник. 1963. Март. № 3. С. 40. См. также: Рар Г. Указ. соч. С. 86; Свитич А. Указ. соч. С. 1—7, 75—95, 115—183.

13 Среди украинских униатов бытует мнение, что Костельник был убит чекистами, чтобы сделать его мучеником за дело православия, жертвой униатов-бендеровцев, разжечь ненависть и посеять рознь между униатами и православными. Существует и письмо-завещание Костельника, обращенное к украинскому сопротивлению, в котором говорится, что переход в православие — единственная возможность сохранения Церкви в Западной Украине. Подлинность письма, однако, не доказана, и украинские зарубежные ученые допускают, что это фальшивка. (Беседы с профессором Карлтонского университета в Оттаве Богданом Боцюркивым и доклады некоторых украинских ученых на международных конференциях в Америке и Западной Европе.)

14 Рар Г. Указ. соч. С. 62—64.

15 А. Левитин-Краснов убежден, что патриарх не ведал о насилиях, которые сопровождали воссоединение. См. т. 3 его воспоминаний "В поисках нового града" (Тель-Авив. 1980. С. 39).

16 Пастырям и верующим греко-католической церкви, проживающим в западных областях Украинской ССР // Патриарх Алексий. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1948. Т. 1. С. 121—123.

17 Hvat Ivan. The Moscow Patriarchate and the Liquidation of the Eastern-Rite Catholic Church in Ukraine" // Religion in Communist Lands. Keston, год изд. 13 (1985. № 2. С. 187). Кстати, в переиздании Деяний Львовского собора Московской патриархией в 1982 г. этот, как и некоторые другие тексты, опущен, что не говорит в пользу издательского отдела Московской патриархии.

18 К вопросу о положении православной церкви в западных и Закарпатской областях УССР — ЦГАОР, ф. 6991с, д. 256/2, февр. 1959. Интересно, что вопрос об открытии Львовской семинарии поднимался, когда за пределами Западной Украины начиналась хрущевская кампания гонений и массового закрытия церквей и семинарий.

19 См., напр.: Bociurkiw В. Religious Situation in Soviet Ukraine, 1922—1939. Ukraine in a Changing World Dushnyk W. ed. New York: Ukr. Congress Committee of America, 1977. P. 173—190.

20 Деяния совещания глав и представителей автокефальных православных церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии русской православной церкви: 8—18 VII 1948 г. М., 1948. Т. 1. С. 88—382. Также: Fletcher W. Religion and Soviet Forein Policy. 1945—1970. L., 1973. P. 25—28. См. отклик Сергия в Журнале Московской патриархии (1932. № 7—8. С. 20—21).

21 Fletcher W. Op. cit. P. 29.

22 Fletcher W. Nikolai. L., 1968. P. 110, 106—107.

23 Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. Париж, 1979. С. 414-422.

24 См. соотв.: "Справка к Председателю Совмина РСФСР тов. Родионову" — ЦГАОР, ф. 6991 с, оп. 2, ед. хр. 58, л. 2, 48 (без даты, но, по-видимому, соотв. 1947 и 1948 гг.); Инструктивное письмо № 3, 1944 г., "О дисциплине уполномоченных" — ф. 6991 с, оп. 2, д. 8.

25 Напр., Журнал Московской патриархии (1947. № И. С. 4—5; 1950. № 1. С. 11—13).

26 Патриарх Алексий. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1948. Т. 1. С. 80—81; Речь на рукоположении Романа, епископа Таллиннского и Эстонского // Там же. М., 1954. Т. 2. С. 50—51.

27 Там же, М., 1948. Т. 1. С. 172, 237—243. В другом послании настоятелям московских приходов в 1953 г. патриарх Алексий подчеркивает

464

необходимость способствовать росту молитвенного духа в прихожанах, придавая службе больше строгости и торжественности пением, чтением, освещением и т. д. (Чудаков С. Н. О преодолении религиозных пережитков в СССР. М., 1958. С. 41).

28 Левитин-Краснов А. Слово об умершем. С. 7; Он же. Больная церковь. С. 886, 27.VIII 1956. С. 23—24.

29 ЦГАОР, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 128, л. 4—8.

30 Журнал Московской патриархии. 1946. № 12. С. 46—48; 1947. № 8. С. 40; 1948. № 9. С. 68—69.

31 Съезд настоятелей церквей Тульской епархии // Журнал Московской патриархии. 1947. № 1. С. 45—47; Съезд духовенства и мирян Чкаловской епархии // Там же. 1947. № 3. С. 52—54.

32 Отчет Карпову с грифом "секретно" — ЦГАОР, ф. 6991с, оп. 2, д. 177.

33 В частности: ЦГАОР, ф. 6991с, оп. 2, д. 93, л. 93—99; д. 127а, л. 18—19; д. 128, л. 58, 59, 107—119; также: Гордун С. Русская православная церковь при святейших патриархах Сергии и Алексии. // Вестник русского студенческого христианского движения. Париж. 1990. № 158. С. 102—105.

34 Оценки автора книги.

35 Гордун С. Указ. соч. С. 123—124, а также: ЦГАОР, ф. 6991с, оп. 2, д. 94, л. 60—81; д. 203, л. 161—164, 152—158; д. 231, 259, 260.

36 Журнал Московской патриархии. 1956. № 6. С. 8; 1947. № 3. С. 56—57; 1948. № 3. С. 55—56; 1948. № 6. С. 49—50.

37 Журнал Московской патриархии. 1946. № 1. С. 18—22. Показателен в этом отношении Владимирский Успенский собор, в котором были "горы льда и мусора" во время передачи его верующим (см.: Ратмиров И. Реставрация или дискриминация Земли (самиздат) // 1974. Август. № 1; перепечатано в "Вольном слове" (1975. № 20. С. 16—20).

38 Гордун С. Указ. соч. С. 97—103 и др., плюс некоторые прикидки и обобщения, в рамках цифровых общих данных, сделанные мною.

39 Гордун С. Указ. соч. С. 98; ЦГАОР, ф. 6991с, оп. 2, д. 70, л. 1—8; д. 57, л. 2—34.

40 Гордун С. Указ. соч. С. 109; ЦГАОР, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 207. 1. I 1958 г.

41 Conquest Robert. Religion in the USSR. New York: Praeger, 1968. P. 38

(Конквест ошибочно ссылается на книгу Ф. Н. Олещука, напечатанную в 1937 г.!).

42 ЦГАОР, ф. 6991с, оп. 2, д. 89а, л. 1—2.

43 Там же, д. 125, л. 12; д. 201, л. 1—2; д. 125, л. 84—87.

44 Там же, д. 191, л. 15—16 — рапорт Трушина Карпову в таком "благополучном" для Церкви 1956 г. (д. 99, л. 14, 29—30); заверение о невмешательстве Совета во внутренние дела Церкви относится к 1953 г. С начала 60-х гг. Совет уже вмешивается во все дела.

45 ЦГАОР, там же, д. 79, л. 22, 25—26 и др.

46 Там же, д. 65, л. 1—14 и др.

47 Там же, л. 21-45.

48 Там же, д. 85, л. 24..

49 Там же, д. 79, л. 12 (1950 г.).

50 Там же, д. 201, л. 29, 30; д. 127, л. 34 и др.

Глава 11

КОНЕЦ 50 — НАЧАЛО 60-х гг. НОВЫЕ ПРОЦЕССЫ: ХРУЩЕВСКИЕ ГОНЕНИЯ НА ЦЕРКОВЬ

1 См. отчеты в Журнале Московской патриархии о постройке церкви в Ашхабаде на месте разрушенной землетрясением в 1948 г. (1958, № 2); другая церковь была построена епископом Ермогеном в Киргизии (1958, № 7); новая церковь была построена в Ровенской обл. Украины (1958, № 11. С. 8).

2 Почти в каждом номере Журнала Московской патриархии за 1954—1958 гг. имеются отчеты о возвращении государством одного-двух храмов, они восстанавливаются верующими и освящаются вновь. Архиепископ Ташкентский и Центральной Азии Ермоген сумел полностью перестроить Успенский собор в Ташкенте в 1958 г. (Журнал Московской патриархии. № 1. 1958. С. 13—15).

3 Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. Париж, 1979. С. 466-467.

465

4 Там же. С. 89—94; Струве Н. Указ. соч. С. 269.

5 По крайней мере, таков был тираж Журнала Московской патриархии в 1974 г. {Фуров В., зам. председателя Совета по делам Русской православной церкви — Секретный отчет ЦК КПСС о положении Русской православной церкви. Опубликован в "Вестнике русского студенческого христианского движения". 1979. № 130. С. 328.) Баптистский журнал и "Журнал православной Украины" выходили 6 раз в год и имели тираж примерно 10 тыс. экз. или меньше.

6 Шафаревич И. Законодательство о религии в СССР. Париж, 1973. С. 50—52. Он отмечает также у студентов наличие морального разлада: все они должны были сдавать экзамены по "научному атеизму", заучивая без всякой критики марксистские нападки на религию, независимо от собственных взглядов.

7 Marshall Richard. Jr., ed. Aspects of Religion in the Soviet Union, 1917—1967. Chicago: University Press, 1971. P. 140—143.

8 Например, Дулуман, Дарманский, Чертков, Геродник. См. также книги и брошюры священников-ренегатов, например: Мы порвали с религией. М., 1963 (тираж 28 тыс. экз.); Янушкевич А. Б. Раздумье о вере. М., 1961. Цифра "200" взята из книги Н. Струве (Указ. соч. С. 320).

9 Послание № 23 (Журнал Московской патриархии. 1960. № 2. С. 27).

10 Русская православная церковь. Мюнхен, 1962. С. 132—134; Гордун С. Русская православная церковь при святейших патриархах Сергии и Алексии // Вестник русского студенческого христианского движения. Париж, 1990. № 158. С. 126—127.

11 В отчетах СДРПЦ указано, что за 1961 г. снято с регистрации 430 священнослужителей. Сокращение за 1960 г. — 1002 священнослужителя.

12 Сведения о ходатайствах... за 1961 г. — ЦГАОР, оп. 2, ед. хр. 288, л. 27—45; Запись беседы с патриархом — там же, ед. хр. 227, л. 71—79.

13 Докладная записка ст. инспектора СДРПЦ Пашкина А. М. — там же, ед. хр. 229, л. 1—5; О запрещении религиозной пропаганды (подписано М. Лашко и Р. Сероплековой — там же, ед. хр. 229, л. 40.

14 Инспектор Иванов К. Запись беседы // ЦГАОР, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 227, л. 109—111, 18.IX 1958.

15 Свящ. Выговский В. — Карпову — там же, ед. хр. 309, л. 58—60.

16 ЦГАОР, там же, ед. хр. 308, л. 30а, 31. Любопытно и показательно, что в приписке работника Совета (подпись неразборчива) от 31.VII 1961 г. говорится, что получено было одновременно два таких документа и оба направлены в КГБ (!).

17 Любопытно, как комментирует Карпов слова митрополита Николая, что он поднимает этот вопрос по просьбе патриарха: "категорически могу утверждать, что этого не было". Значит ли это, что все разговоры патриарха прослушивались? (ЦГАОР, ук. фонд, ед. хр. 227, л. 4—7).

18 ЦГАОР, там же, ед. хр. 254, л. 1.

19 ЦГАОР, там же, ед. хр. 227, л. 71—79. Кстати, в упрек Церкви ставится, что материалы для строительно-ремонтных работ и мастерских Церкви приобретаются подкупом, взяточничеством и т. д. Карпов упоминает, что для покрытия крыш жестью скупались оцинкованные корыта (23.V 1959 г.). СДРПЦ посвящает целое заседание критике Хозяйственного управления Церкви (без участия его представителей), где указывается, что хотя отпуск материалов Церкви все время сокращается, производство ее мастерских растет. (ЦГАОР, ед. хр. 253, л. 67—69). Как будто Церковь была виновата, что ее лишили всего необходимого.

20 Козин В. Н. Запись беседы с епископом Ермогеном // ЦГАОР, там же, ед. хр. 227, л. 24; Запись беседы члена СДРПЦ Репина с протопресвитером Колчиц-ким и епископом Пименом 28.Х 1958 г. // ЦГАОР, там же, ед. хр. 227, л. 53—55; Чередняк П. Запись беседы Г. Карпова с митрополитом Николаем 18.11 1959 г. // ЦГАОР, там же, ед. хр. 255, л. 3—6; Справка по этому материалу библиотекаря Совета по делам Русской православной церкви Чирковой, которая говорит: "Жалоба митрополита Николая не обоснована. Разоблачение аморальных церковников в прессе приводит к замене их в Патриархии более здоровыми и стойкими элементами, что только повышает престиж и дело Церкви. Поэтому нежелательно для антирелигиозного дела выводить на чистую воду, разоблачать аморальное духовенство. Надо поставить на вид газетам, что это не в интересах антирелигиозной пропаганды — разоблачать аморальное духовенство, так как

466

оно приводит к улучшению кадров духовенства руководством Церкви" ЩГАОР, там же, ед. хр. 254, д.12—13. Это напоминает известное письмо Ленина Горькому, где он говорит, что большевикам выгоднее священники-развратники, которые растлевают малолетних, чем хорошее порядочное духовенство, которое своим поведением только укрепляет религию и ее престиж.

21 Запись беседы Карпова с митрополитом Николаем и патриархом Алексием 2.IV 1959 г. // ЦГАОР, там же, ед. хр. 255, л. 31—36; Запись беседы Карпова с патриархом Алексием 4.VI 1959 г. // ЦГАОР, там же, ед. хр. 255, л. 47—49; Запись беседы Карпова с патриархом Алексием 6 июля 1959 г. // ЦГАОР, там же, ед. хр. 255, л. 56—58.

22 Запись беседы Карпова с патриархом Алексием 13.VII 1959 г., ед. хр. 255, л. 59—60 // ЦГАОР, там же, ед. хр. 255, л. 84—92.

23 ЦГАОР, там же, ед. хр. 255, л. 84—92. "Там же, л. 100—103.

25 Журнал Московской патриархии. 1960. № 3. С. 33—35 (обр. пер.).

26 Анонимно. Описание Архиерейского собора 1961 г. (самиздат, середина 60-х гг.) 701, с. 1—4.

27 Levitin V. Patriarch and Prophets. P. 300—302; Idem. A Drop under the Microscope. Ibid. P. 307—315.

28 BBC, Central Research Unit, Note № 4/67 (24 февраля 1967 г.). См. Законодательство, с. 88—108.

29 Описание Архиерейского собора 1961; Деяния Архиерейского собора Русской православной церкви // Журнал Московской патриархии. 1961. № 8. С. 5—29.

30 В 1960 г. архиепископ Казанский Иов (Кресович) был приговорен к трем годам принудительных работ по сфабрикованному обвинению в присвоении церковных средств и неуплате налогов, а архиепископ Черниговский Андрей (Сухенко), ранее осужденный как священник, получил новый срок в 8 лет (см.: Струве Н. Указ. соч. С. 312). Николай сказал, что обвинения в этом и других подобных случаях были совершенно безосновательные (см.: Василий. Последние встречи. С. 214—215). В 1960 г. в одной Оренбургской епархии под следствием находилось 26 священников. Количество арестованных и приговоренных священников можно было исчислять сотнями. Некоторых обвиняли в сотрудничестве с оккупантами во время войны, хотя по этим делам в 1956 г. прошла амнистия (см.: Струве Н. Указ. соч. С. 317—318).

31 Никодим в частной беседе с автором уверял, что решения 1961 г. были облегчением.

32 Описание Архиерейского собора 1961. С. 31—32.

33 Отец Боровой в своей проповеди в Русском православном соборе в Лондоне в июле 1978 г. характеризовал эти годы как время, "когда, казалось, струна может лопнуть в любой час". Если таково было всеобщее ощущение, тогда понятны и апатия, и бездействие.

34 "Его высокопреосвященству митрополиту... Никодиму". Самиздат, перепечатано в брюссельской римско-католической газете "Россия и вселенская церковь" (1966. № 4; 1967. № 1. С. 57—72). Письмо в очень сокращенном виде приведено также в "Patriarch and Prophets" (с. 321—329).

35 См., напр.: Талантов Б. В. Сергиевщина или приспособление к атеизму. Киров. Август 1967 — март 1968. АС 745; Talantov В. V. Patriarch and Prophets. P. 140 152; анонимно "Россия и церковь сегодня" и "Церковь и власть", без даты, но, возможно, 1970 1971. АС 892 и 893.

36 Lapenna ho. State and Law: Soviet and Yugoslav Theory. London: Athlone Press, 1964. P. 19.

37 Струве Н. Указ. соч. С. 295—296; Aspects of Religion. С 133—134, где приводится речь Хрущева на XXII съезде КПСС; Ильичев (секретарь ЦК КПСС по идеологии) — Партийная жизнь. 1964. Февраль.

38 Совет Министров СССР, постановление от 16.III 1961 г. № 263 — ЦГАОР, там же, ед. хр. 302, л. 2—3. Справка о беседах с патриархом 9—10.VI 1961 г. — ЦГАОР, там же, ед. хр. 85, л. 12.

39 Talantov В. V. Patriarch and Prophets. С. 125—134.

40 Несколько священников в беседах с автором указывали на сокращение сельского населения как на причину дальнейшего сокращения сельских приходов

467

в послехрущевскую эпоху. Однако они же говорили, что в растущих городах и поселках также было невозможно открыть храм, о чем см.: Шафаревич И. Законодательство о религии в СССР. Париж, 1973. С. 13—18.

41 Talantov В. V. Patriarch and Prophets. С. 150; Письмо ВСЦ из Одессы // Там же. С. 160—161; Струве Н. Указ. соч. С. 317; Петиция Варнавы Феодосийского // Patriarch and Prophets. С. 164—177.

42 Шафаревич И. Указ. соч. С. 48.

43 Там же. С. 53—56.

44 Эшлиман Николай, Якунин Глеб. Письма советскому правительству и патриарху о преследованиях, 13. 15. XII 1965 г. (Patriarch and Prophets. С. 193, 195).

45 Справка о беседах с патриархом Алексием 9, 10 июня 1961 г. — ЦГАОР, ед. хр. 309, л. 10—17; Запись беседы Куроедова с патриархом Алексием 4.V 1960 г. ЦГАОР, ед. хр. 284, л. 15 - 17.

46 ЦГАОР, там же, ед. хр. 100, л. 106—114.

47 Там же, л. 51—53.

48 Там же, ед. хр. 153, л. 162—164; ед. хр. 178, л. 179—183.

49 Там же, ед. хр. 257, л. 1; ед. хр. 260, л. 11—19.

50 Там же, ед. хр. 285, л. 52, 46—74; ед. хр. 258, л. 180.

51 Гордун С. Указ. соч. С. 129—131.

52 ЦГАОР, там же, ед. хр. 202, л. 1—15.

53 Там же, л. 14—47; Список учащихся Ленинградских духовных академий и семинарий, отобранных для участия во встрече молодых христиан — участников 6-го Всемирного фестиваля молодежи, — ЦГАОР, там же, ед. хр. 202, л. 192—197; Список церквей, предназначенных для встреч, допуска иностранцев, ЦГАОР, там же, ед. хр. 202, л. 69—70; Письмо-отчет священника Павла Соколовского митрополиту Николаю Крутицкому от 4.VII 1957 г. — ЦГАОР, там же, ед. хр. 202, л. 163—171.

54 ЦГАОР, там же, ед. хр. 202, л. 132—134.

55 Постановление Совета Министров от 6.XI 1958 г. (№ 1251) см. в "Законодательстве о религиозных культах" (М., 1971. С. 35). Статистику по монастырям см. там же, с. 80; цифры по 70-м годам приводятся у Г. Якунина в "Вольном слове" (1979. № 33—36. С. 45—50).

56 Patriarch and Prophets. P. 76—116, 170—177, а также другие документы самиздата.

57 Струве Н. Указ. соч. С. 299—300; Patriarch and Prophets. P. 123.

58 Ковальский Ф. Давление на Православную Церковь в Белоруссии; в самиз-датском архиве "Keston College", SU Ort. 12/1.

59 Talantov В. V. Patriarch and Prophets. P. 139 и др.

60 Случаи лишения регистрационного разрешения приводятся во многих документах самиздата, включая Talantov В. V. (Op. cit. P. 145). Каждый год в одном из весенних номеров Журнал Московской патриархии помещает список и адреса семинарий и условия приема. Из восьми, действовавших ранее, в мае 1961 г. упоминаются только пять; в марте 1964 г. — только четыре; а в 1965 г. — уже только три.

61 Струве Н. Указ. соч. С. 296—297.

62 Законодательство о религиозных культах". М., 1971. С. 33—34; Сборник по финансовому законодательству. М., 1980. С. 235—240. Талантов в ответ на обвинения священников в роскоши пишет, что типичная зарплата городского священника составляет 400 (новых) руб., и половину из них он платит в виде налога — то есть в то время не было никаких послаблений (АС, с. 703, 706). Тиветский подтверждает приведенную сумму налога на 400 руб., но на доход в 750 руб. налог составлял 500 руб., а на 600 — 364.

63 Струве Н. Указ. соч. С. 297; Талантов Б. АС 703. С. 1—4.

64 Струве Н. Указ. соч. С. 297.

65 Patriarch and Prophets. P. 129 и другие документы самиздата.

66 Фуров приводит цифру — 6694 священника на 1967. "Справочник атеиста" за 1966 г. указывает 7,5 тыс. действующих церквей (с. 48).

67 Струве Н. Указ. соч. С. 318; Talantov В. V., Levitin V. Patriarch and Prophets. P. 126—140, 298—302. Ст. 227 Уголовного кодекса РСФСР (и аналогичные статьи в кодексах других республик) предусматривала до пяти лет заключения за религиозную деятельность, причинившую вред здоровью, и толковалась весьма рас-

468

ширительно, так что священник, крестивший младенца, становился ответственным за его здоровье.

68 Крывелев И. А. Преодоление религиозно-бытовых пережитков у народов СССР // Советская этнография. 1961. № 4. С. 37—43. Искусствовед Игорь Голомшток отмечал схожие процессы возрождения язычества среди крестьян русского Севера, подолгу живших без священников (Устное сообщение. Лондон, 1974).

69 Чудаков С. Н. О преодолении религиозных пережитков в СССР. М., 1958. С. 46-47.

70 Отец Борис Сартак, настоятель собора в Херсоне, в "Хронике жизни русской православной церкви в Западной Европе" (1956. Январь — март. № 27. С. 6—7).

71 Валентинов А. Религия и церковь в СССР. М., 1960. С. 30—31.

72 Билинец С. Тьма и ее слуги. Киев, 1960. С. 65. Не приводятся конкретные даты пострижений, но достаточно взглянуть на монастырские фотографии в Журнале Московской патриархии, чтобы увидеть среди монахов значительное количество молодых лиц.

73 Постановление № 1159 в "Законодательстве о религиозных культах" (М., 1971. С. 36).

74 Журнал Московской патриархии. 1960. № 8, 9. С. 52—58, 45—51 соотв.

75 Валентинов А. Указ. соч. С. 40—43. Запрещение в 1961 г. благотворительности и паломничества явилось реакцией властей именно на такого рода деятельность. Валентинов, вполне в духе своего времени, постоянно обвиняет Церковь и ее служителей в нарушении закона. См. также: Билинец С. Указ. соч. С. 65.

76 Павлюк В. В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание. Львов, 1976. С. 135, 116. Талантов жалуется, что, опасаясь преследований за религиозную пропаганду, многие священники с 1960 г. ограничиваются абстрактным морализаторством, далеким от проблем верующих (Patriarch and Prophets. P. 147).

77 Андрианов Н. П. и др. Особенности современного религиозного сознания. М., 1966. С. 208—215; Янкова. Современное православие. С. 73—80.

78 Кобецкий В. Д. Исследование динамики религиозности населения в СССР // Атеизм, религия, современность. Л., 1973. С. 170—171. Автор базируется на данных о детях в одном из самых престижных пионерлагерей, где находились дети руководящих работников и партийных функционеров: здесь свыше 52% детей оказались крещеными. Так что средняя цифра по стране могла быть даже выше.

79 Василий. Последние встречи с митрополитом Николаем // Вестник русского студенческого христианского движения. 1976. № 117. С. 216.

80 Там же. С. 216—217.

81 Устное сообщение преподобного о. Иоанна Мейендорфа.

82 См.: Поспеловский Д. Митрополит Никодим и его время // Посев. 1979. № 2. С. 21—26.

Глава 12

КАТАКОМБНАЯ ЦЕРКОВЬ: "ИСТИННО ПРАВОСЛАВНЫЕ" И ДРУГИЕ ТЕЧЕНИЯ

1 Иную точку зрения можно найти у Клибанова А. И. в "Современном сектантстве в Тамбовской области" (Вопросы истории религии и атеизма. 1961. № 12. С. 96) и Fletcher W. Church Underground. P. 180—229. Эти авторы, а также Янкова, Никольская и другие считают ИПЦ и ИПХ отдельными движениями. Среди авторов, считающих ИПХ продолжением ИПЦ, но без священства, см.: Демьянов А. И., Зыбковец Н. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России. М., 1975.

2 Демьянов А. Я. Истинно православное христианство. Воронеж, 1977. Указ. соч. С. 92—94 и др.

3 Там же. С. 18-19.

4 Среди икон были также портреты еще не канонизированных мучеников XX века, то есть христианских жертв советского режима (Там же. С. 14, 113—115).

469

5 Там же. С. 16—17; Клибанов А. И. Современное сектантство. С. 60--69.

6 Демьянов А. И. Указ. соч. С. 18—30. Он не дает никакой информации о количестве арестованных, приговоренных и о приговорах, приведенных в исполнение.

7 Демьянов А, И. Указ. соч. С. 46—49. Следует также заметить, что исключение верующих из средних и высших учебных заведений было делом обычным, и были времена в советской истории, когда открыто верующие христиане исключались из школы, по крайней мере после начальной школы. Так что необразованность верующих — не обязательно их вина.

8 Демьянов А. И. Указ. соч. С. 40-45, 92—141.

9 Там же. С. 50—51.

10 Пзыбковец Н. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917—1921). М., 1975. С. 111—112, 226—227.

11 Важное постановление катакомбной церкви", перепечатано в "Православной Руси" (1949. № 18) из статьи Б. Захарова в парижской русской газете "Русская мысль", 7 сентября 1949 г.

12 Демьянов А. И. Указ. соч. С. 33—40; Fletcher W. Church underground. P. 224—229.

13 Демьянов А. И. Указ. соч. С. 35—38; Клибанов А. И. Конкретные исследования современных религиозных верований. М., 1967. С. 19—20. То, что молодые люди настроены более антисоветски, чем их родители, и размах движения, основанного на эсхатологических ожиданиях, с одновременным выходом из колхозов — просто невероятно.

14 Демьянов А. И. Указ. соч. С. 42—45.

15 Интервью с Александром Черновым, представителем русской эмигрантской организации НТС, похищенным в Болгарии в 1944 г. и получившим в 1978 г. разрешение на выезд из СССР после двух сроков в лагерях и пятнадцатилетней деятельности в катакомбной церкви, опубликовано в "Посеве" (1979. № 10. С. 40—46). В действительности он надеялся, что Зарубежная церковь тайно направит священников в катакомбы.

16 Хроника // Посев. 1981. № 12. С. 4—5.

17 Демьянов А. И. Указ. соч. С. 40—46.

18 Там же. С. 42—43; Клибанов А. И. По тому же маршруту, 1959—1971 // Наука и религия. 1972. Март. № 3. С. 55.

19 Конкретные исследования Клибанова А. И. и Янкова 3. А. Демьянов А. И. сам себе противоречит, когда заявляет, что, опросив 1360 членов ИПЦ, он обследовал "около 90% членов ИПХ" в Центральном черноземном районе (с. 125—130). Если ИПХ избегает контактов с советскими представителями, как он узнал, сколько человек составляет 90%?

20 Докладчиком был Е. Н. Климов, работник ЦК КПСС. Интервью Чернова, с. 45.

21 Интервью Чернова, с. 44. Это совпадает и с утверждениями некоторых советских "религиоведов". Напр.: Демьянов А. И. Указ. соч. С. 63—67.

22 См. "Сведения о ходатайствах по открытию церквей..." за 1961 г. ЦГАОР, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 288. По этим данным, численность православного духовенства уменьшилась в 1957 г. на 119 человек, в 1958 — на 189, в 1959 — на 676, в 1960 — на 1000, в 1961 г. — только по РСФСР, где находилось лишь примерно 25% действующих храмов, на 430, т. е. по всему СССР не меньше чем на 1500. Если учесть, что в "либеральные" 1954—1956 гг. наблюдался прирост духовенства, несмотря на естественную убыль, можно считать все сокращение по численности начиная с 1957-го — насильственным. Поскольку 1962—1964 гг. были не менее интенсивными по гонениям, чем 1961 г., простое арифметическое сложение вышеуказанных цифр плюс экстраполяция на 1962—1964 гг. даст сумму в 6—7 тысяч человек.

23 Горичева подтверждает, что многие ее друзья-женщины, молодые ленинградские интеллектуалки, принесли обеты правящему епископу патриаршей Церкви жить по-монашески в миру в тайных монашеских общинах.

24 Свидетельство о. Тивецкого (Вестник русского студенческого христианского движения. 1980. № 132. С. 211) содержит рассказ об аресте странствующего священника о. Саввы (Кольчугина).

25 Там же.

470

26 Гагарин Ю. В. Религиозные пережитки в Коми АССР. Сыктывкар, 1971. С. 73—76.

27 ЦГАОР, там же, л. 41-43.

28 Fletcher W. Op. cit. P. 186—187.

29 Ibid. P. 82.

30 "Россия и церковь сегодня"; написано, очевидно, в 1970 г., поскольку патриарх Алексий упоминается как почивший (он умер в 1970 г.), а Пимен — как митрополит (он был избран патриархом весной 1971 г.), АС 892.

31 "Россия и церковь сегодня", с. 8, 10—11.

32 Регельсон Л. Трагедия русской церкви, 1917—1945. Париж. 1977. С. 192—193. Письмо датировано 1962 г.

33 Письмо датировано 1966 г. и адресовано "Архипастырям Русской Церкви за границей". См. АС 726.

34 Аутентичность этого письма подозрительна, поскольку оно распространялось Отделом внешних сношений эмигрантского Синода и никогда не упоминалось в документах самиздата. Опубликовано в "Русской мысли" (1977. 17 марта. № 3143).

35 Это соответствует нашим выводам, но противоречит официальным заявлениям эмигрантского Синода.

36 Среди них Горичева, которая жила в "политическом подполье" и много путешествовала по монастырям и местам массовых паломничеств в стране в 1975—1980 гг. Она никогда не слышала о катакомбной церкви и узнала о ней лишь на Западе.

37 Сборный материал по следующим источникам: а) Челноков А. Осень Московского Патриархата? // Русская мысль. 1990. 14 декабря. С. 9; б) Православная Русь. 1990. 28 июня. № 12. С. 1—2; 1990. 28 мая. № 10. С. 1—2; в) Keston New Service. 1991. 10 января. С. 14; 1991. 7 февраля. С. 4; 1991. 21 февраля. С. 15; Белавенец Г. С. И снова самосвяты; Юров С. Фарс вместо драмы // Московский церковный вестник. 1991. Январь. № 2. С. 6.


Страница сгенерирована за 0.03 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.