Поиск авторов по алфавиту

Автор:Поспеловский, Дмитрий Владимирович

Примечания [1-7 глава]

Введение

КОНСТАНТИНОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ И КРИЗИС ПРАВОСЛАВИЯ В XX ВЕКЕ

1 Протоиерей Шмеман А. Исторический путь Православия. Париж: ИМКА-пресс, 1985. С. 102—104.

2 Тамже. С. 102—118.

3 Every George. The Byzantine Patriarchate. L., 1962. P. 3—30; Шмеман A. Указ. соч.

4 Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви: В 2 т. Париж, 1959. Т. I. С. 139—141.

5 Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. Спб., 1913. Гл. 3. С. 117 и др. См. толкование у В. Зеньковского в "Русском старообрядчестве" (Мюнхен: Wilhelm Fink Verlag, 1970. S. 34—35).

6 Зеньковский В. Указ. соч. С. 177—178, 300—304.

7 Obolensky Dimitri. The Byzantine Commonwealth. Crestwood: St. Wladimir's Seminary Press, 1989. P. 292.

8 Sabine George. A History of Political Theory. N. Y.: Henry Holt & Co., 1951. P. 405—411.

9 Зеньковский В. Указ. соч. С. 59—184.

10 Иероманах Экономцев И. Национально-религиозный идеал и идея империи в Петровскую эпоху // Вестник русского студенческого христианского движения. Париж, 1990. № 158. С. 5—13; Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 82—114.

11 Франк С. Л. Этика нигилизма // Вехи. М., 1909; Франкфурт-на-Майне, 1967. С. 209.

12 Eikman David. The Role of Atheism in the Marxist — Tradition: Докторская диссертация. Seattle, Wash.: University of Washington, 1979. P. 7, 183—184.

13 См. примеч. 7. Само название произведения автора переводится как "Византийское содружество".

Глава 1 ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО НАКАНУНЕ РЕВОЛЮЦИИ

1 Флоровский Г. Указ. соч. С. 203—216.

2 Там же. С. 339—341, 344—349; Священник Беллюстин И. Списание сельского духовенства в России // Русский заграничный сборник за 1858 г. Берлин: Изд-во. М. И. Погодина, 1859.

3 Флоровский Г. Указ. соч. С. 344.

4 Вся эта проблема ставится и обсуждается у Флоровского (с. 82—331); сжато — у Шмемана (указ. соч.), см. с. 373—383.

5 Флоровский Г. Указ. соч. С. 342—343, 357—358.

6 Митрополит Евлогий. Путь моей жизни. Париж: ИМКА-пресс, 1947. С. 84.

7 Curtiss John. Church and Stati in Russia, 1900—1917. N. Y.: Oktagon Books, 1940. P. 310—317. Если даже допустить, что за счет более позднего принятия сана семинаристами и за счет принятия сана людьми без специального формального богословского образования или через краткосрочные пастырские курсы число иерейских рукоположений удваивалось, то все равно, исходя из среднего возраста рукоположения примерно в 28 лет и средней продолжительности служения до выхода на покой в 35 лет, общее число священников за это количество лет сократилось бы с примерно 48 тыс. в 1914 г. до 35 тыс. к 1950 г.

8 Евлогий. Указ. соч. С. 14—16.

9 Флоровский Г. Указ. соч. С. 342—344.

444

10 Поспеловский Д. В. Некоторые вопросы отношений Церкви, государства и общества в дореволюционной России // Грани, Франкфурт-на-Майне, 1983. № 128. С. 192.

11 Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Спб.: Священный Синод, 1906. Ч. 3. С. 171—175.

12 Бердяев Н. А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. 1931. С. 5, 6 и др.

13 Флоровский Г. Указ. соч. С. 453—454.

14 Там же. С. 410—418.

15 "К церковному собору". — Группа 32 петербургских священников. Спб., 1906. С. 61, 149—181.

16 См.: Cunningham James. A Vanguished Hope. N.Y. St. Vladimir's Press, 1981, особенно Р. 297—298.

17 Ibid. P. 277.

18 Ibid. Обр. пер. Р. 274—276.

19 Ibid. P. 277—326.

20 Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты: В 3 т. Kuesnacht Switrevland. T. 2. С. 32—33; Левитин-Краснов А. Воспоминания. Т. 1. Лихие годы, 1925—1941. Париж: ИМКА-пресс, 1977. С. 73—74.

21 Евлогий. Указ. соч. С. 231—232. Данные о деятельности духовенства в Думе см. также у: Treadgold Donald. Russian Orthodoxy and Society; Sheftel Marc. Church and State in Imperial Russia // Russian Orthodoxy under the old Regime/ Red. R. L. Nochols и Т. G. Stavrou. Minneapolis, 1977. P. (соотв.) 36—37 и 133—137.

22 "Докладная записка священника Екатеринбургской епархии Е. Ландышева", 21.1 1906 (ЦГИА (Ленинград), ф. 796, оп. 205, д. 794).

23 Емельяк Л. Атеизм и антиклерикализм народных масс в 1917 г. // Вопросы истории религии и атеизма. 1958. Вып. 5. С. 64—67.

Глава 2

ЦЕРКОВЬ И РЕВОЛЮЦИЯ

1 Simon. Church, State. P. 28; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. Париж: ИМКА-пресс, 1977. С. 26—27, 202—207.

2 Curtiss J. The Russian Church and the Soviet State, 1917—1950. Boston: Little Bvown, 1953. P. 15—17.

3 См.: Введенский А. И. Церковь и государство. М., 1923. С. 39—36. Православная идея соборности — духовной ответственности Церкви за всю национальную паству, а не только за отдельных людей — была сформулирована одним из 1 наиболее интеллигентных епископов РПЦ, Андреем (Ухтомским), в разговоре с Керенским в 1917 г.: "Отделить российское государство от церкви — значит отделить народ от его совести, лишить его нравственной опоры" (см.: Поповский М. Протопоп Аввакум XX века // Русская мысль. 1981. 27 августа. С. 12).

4 Карташев А. В. Революция и собор 1917—1918 гг. // Богословская мысль. Париж: Св. Сергиевский богословский ин-т, 1942. С. 77—78; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. С. 203.

5 Там же. С. 203—207.

6 Карташев А.В. Указ. соч. С. 87.

7 О соборности, митрополичьих округах и патриаршестве // Вестник Священного Синода православной российской церкви. 1925. № 2. С. 15. Архимандрит Илларион (Троицкий) также подтверждает, что Предсоборный совет принял отрицательное решение в отношении патриаршества (см.: Деяния... 2:382).

8 Выступление Б. В. Титлинова на Соборе. Деяния... 2А:339.

9 См.: Устав собора. — Деяния... 1:38—51.

10 Речь идет, в частности, о заседании от 18(31) октября 1918 г., на котором некто Д. И. Волков, именно так говоря о Временном правительстве, встретил поддержку со стороны многих делегатов. (См. Деяния (заседания от 18(31) октября 1918 г. и далее).)

11 См. соответствующие тома Деяний.

12Волков С. А. Архиепископ Илларион (Троицкий) // Вестник русского студенческого христианского движения. 1981. № 134. С. 227—233.

445

13 Там же. G. 377—383, а также приложение 1 в Деяниях... 2:17—21.

14 Трубецкой Г. Н. Красная Россия и Святая Русь. Париж, 193 V. С. 42.

15 См.: Bogolepov. Church Reforms in Russia, 1905—1918. Bridgeport, 1966. P. 50.

16 ЦГИА (Ленинград); ф. 833, оп. 1, д. 24 — Деяния Собора, машинопись: Деяние 163, л. 350. 30. VIII. 1918 г.

17 См.: Приходской устав православной церкви. Варшава, 1922. С. 1—28.

18 Священный Собор Православной Российской Церкви: Собрание определений и постановлений: Приложения к Деяниям. М., 1918. 1:7—16; 4:3—12.

19 Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о мероприятиях к прекращению нестроений в церковной жизни. 6(19)IV 1918 г.— ЦГИА, ф. 833, оп. 1, д. 35, л. 310, с. 3.

20 См.: Прения на заседаниях Собора 28.II(13.III) и 5(18)IV 1918 г. в Деяниях (там же, д. 7, 8, 9, 33).

21 Там же — 2:9—12; 4:31—43.

22 Деяния 133 и 170, 11(24)VII и 7(20)IХ 1918 г. ЦГИА(Л.), ф. 833, оп. 1, д. 17, 26, л. 2—55, 145—146, соотв. текст "Определения" в "Собрании определений и постановлений" (Изд. Соборного совета, 1918. Вып. 4. С. 47).

23 Собрание определений... Вып. 4. Определения 5(18) и 7(20) IХ 1918. С. 9, 10 соотв.

24 Регельсон Л. Указ. соч. С. 228—229; Митрополит Елевферий Литовский. Мой ответ митрополиту Антонию. Париж, 1935, С. 15 и пр. У Регельсона даты принятия этого решения — 25. I (7. II) и, на закрытом заседании Собора, 3(16) II 1918 г.

25 ЦГИА. Предисловие к ф. 833, оп. 1; Деяние 170 — там же, д. 26, л. 196.

26 Доклад архиепископа Митрофана Астраханского по украинскому вопросу и епископа Чигиринского Николая, присланного на Собор митрополитом Антонием. — Деяние 16, 31.VIII(13.IX) 1918 г., ЦГИА, ф. 833, оп. 1, д. 25, л. 18—70.

27 Донесение членов Киевского Церковно-епархиального совета Обер-прокурору Священного Синода В. Львову, 7 июля 1917 г. (ЦГИА, ф. 797, оп. 96, д. 294).

28 Деяние 145, 3(16)VHI 1918 г. — ЦГИА, ф. 833, оп. 1, д. 21, л. 60—69.

29 Доклады архиепископа Митрофана и епископа Николая см. примеч. 15. Деяния 137 и 167 — ЦГИА, там же, д. 18 и 25, 19.VII(1.VIII) и 4(17) IX. 1918 г., л. 147—154 и 170—228; Положение о временном высшем управлении Православной Церкви на Украине (Принято Собором Украинской Церкви 9.VII 1918 г.) // Собрание определений... Вып. 4. С. 17—19.

30 Определение Священного Собора Православной Российской Церкви по проекту положения о Временном Высшем Управлении Православной Церкви на Украине, 7(20) IХ 1918 г. // Собрание определений. Вып. 4. С. 15—16.

31 Shulch G. Begann fur die Russische orthodoxe Kirche das dritte Jahrhundert im Jahre 1917: Конференция в Лютеранской Академии Баварии. Тутцинг, 1990.

32 Карташев А.В. Указ. соч. С. 99.

33 Там же. С. 99—100; Мергужан Ф. — статья в сборнике "ХХ-летие отделения церкви от государства" (М., 1938. С. 45).

34 Заявление Святейшего Патриарха и Собора 25.VHI(7.IX)1918т. Деяние 159— ЦГИА, там же, д. 24, л. 124—129. См. Циркуляр Наркомпроса от 22.VIII 1918 г. об освобождении помещений из-под домовых церквей при учебных заведениях и о ликвидации имуществ этих церквей и Постановление Наркомата юстиции о порядке проведения в жизнь декрета "Об отделении церкви от государства..." (Гидулянов П. В. Отделение церкви от государства. М.: НКЮ РСФСР, 1926. С. 180—181,622—629).

35 Напр.: Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка "обновленческого" раскола Русской православной церкви. Казань: Университетское изд-во, 1970. С. 14—26; Гордиенко Н. С. Современное русское православие. Л., 1988. С. 27—37.

36 Карташев А. В. Указ. соч. С. 93.

37 Регельсон Л. Указ. соч. С. 215—218.

38 Там же. С. 225—226.

39 Карташев А. В. Указ. соч. С. 100.

40 Там же. С. 100; см. также Деяние 67. Кн. 6. Вып. 1. С. 38—49.

41 Регельсон Л. Указ. соч. С. 233.

42 Деяние 6(19)VII 1918 г. — ЦГИА, там же, д. 16, л. 156—174.

43 Регельсон Л. Указ. соч. С. 54—57, 244—245; ЦГИА, ф. 8-31, оп. 1.8.69. 25.VIII (7.IX) 1918, С. 4—10.

44 Регельсон Л. Указ. соч. С. 262—264.

446

45 Булгаков С. Об отношении Церкви к Государству. — Деяния 41. Деяния. Кн. 4. С. 13—15; Определение Свящ. Собора... о правовом положении Православной Российской Церкви 2.XII 1917 г. — Собрание определений... Вып. 2. С. 6—8.

46 См.: Митрополит Елевферий Литовский. Мой ответ митрополиту Антонию. Париж, 1935. С. 15 и далее.

47 Карташев А. В. Указ. соч. С. 76—84. Эти факты опровергают общепринятую схему присяжных советских "религиоведов" о "классовом" разделении на Соборе между епископатом и приходским духовенством.

48 Деяния 153, 159 и 161, 18(31)VIII, 24.VIII(6.IX) и 27.VIII(9.IX) — ЦГИА, ф. 833, оп. 1, д. 23, 24, л. 61—85, 124—129 и 199—200.

49 Там же. Деяние 153, л. 61—85, 137—139.

50 Об этом см.: Zatko James. Descent into the Hell: The Destruction of the Roman Catholic Church in Russia, 1917—1923. Notre Dame, Ind.: University Press, 1965. P. 72—73.

Глава 3 РАСКОЛ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

1 Флоровский Г. Пути русского богословия. С. 340—341.

2 Там же.

3 К церковному собору. С. 61, 149—181. Со временем эти же идеи будет развивать центральный журнал обновленчества "Вестник Священного Синода Православной российской церкви" и в особенности проф. Б. В. Титлинов; см. его "Приходские задачи обновленческого церковного движения" (Вестник Священного Синода... 1926. № 12—13. С. 16—20).

4 Об этом см.: Морозов М. Перед лицом смерти. Спб., 1907. С. 5—7.

5 См.: Айвазов И. Г. Обновленцы и староцерковники. М., 1909. С. 3— 4, 56 — 62.

6 Подробно о петроградском Союзе пишет А.И. Введенский, бывший среди его основателей (см.: Церковь и государство. С. 32—35).

7 Цит. по: Русская православная церковь, 988—1988: Очерки истории 1917—1988 годов. М.: Изд. Московской патриархии, 1988. С. 24.

8 См.: Поспеловский Д. В. Митрополит Сергий и расколы справа // Вест. рус. студ. христ. движ. 1990. № 158. С. 59.

9 Титлинов Б. В. Новая церковь. М., 1923. Указ. соч. С. 20 и др.

10 Там же. С. 119—133.

11 См.: Fletcher W. The Russian Orthodox 1917—1970. L.: Oxford University Press, 1971. Church Underground. P. 26; Левитин-Краснов А., Шавров В. Указ. соч. Т. 2. С. 86—87.

12 См.: Как восстановить единство церкви? // Христианин. 1924. № 1. С. 5—8.

13 См.: Fletcher W. A. Study in Survival. N. Y., 1965. P. 19—20. Известно, что Введенский обещал Тучкову, что восточные патриархии пришлют свои делегации на Собор; об этом см.: Левитин-Краснов А., Шавров В. Указ. соч. Т. 2. С. 91—92.

14 Стратонов И. Русская церковная смута, 1921—1931. Берлин, 1932. С. 84—86, 162—164.

15 См. текст этой резолюции: "Благочинные настоятели приходских церквей о покаянии" (Вестник Священного Синода... 1923. № 1) и там же еще более злобствующее заявление митрополита Евдокима "Митрополит Евдоким о Тихоне".

16 См.: Левитин-Краснов А., Шавров В. Указ. соч. Т. 2. С. 255—274.

17 См.: Обзор современного положения РПЦ // Вестник Священного Синода... 1925. № 1. С. 15—16; Состояние епархии // Вестник Священного Синода... 1927. №2. С. 17.

18 Интервью Сергия иностранному корреспонденту, 18.11 1930 г. (см.: Регельсон Л. Указ. соч. С. 477).

19 Дополнительные директивы... О состоянии религиозных организаций в Западной области и борьбе с ними: Протоколы Западного обкома ВКП(б), прил. 2. 1929. С. 10—12 // Смоленский архив. XT (460).

20 Виноградов В. П. О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности св. патриарха Тихона (1923—1925). По личным воспоминаниям. Мюнхен, 1959. С. 10—11.

447

21 Виноградов В. П. Указ. соч. С. 34—40.

22 Там же. С. 56.

23 Там же. С. 8—16, 30—31, 124—166, а также: Вестник Священного Синода... 1925. № 5; 1926. № 8—9 и 1925 к Всеправославному Совету.

24 См.: Троицкий С. В. Что такое Живая церковь. Варшава, 1928. С. 36—38.

25 См.: Левитин-Краснов А., Шавров В. Указ. соч. Т 3. С. 151—153.

26 Там же. С. 151—159, а также: Вестник Священного Синода. 1925. № 6. С. 10. Расстрелян 2.Х 1937. См.: Иеромонах Дамаскин (Орловский). Я теперь не умру... Последние годы жизни митрополита Петра // Журнал Московской патриархии. 1993. № 1. С. 31.

27 См.: Агурский М. Русский национализм и еврейский вопрос. 1/Сион. 1976. № 13. С. 86.

28 См.: Левитин-Краснов А., Шавров В. Указ. соч. Т. 3. С. 399—400.

29 См.: Alexeev W. and Stavrou Th. The Great Revival. Minneapolis: Burges Publishing Co., 1976.

30 См.: Шишкин А.А. Сущность и критическая оценка "обновленческого" раскола Русской православной церкви. Казань, 1970. С. 288 и далее.

31 Талантов Б. Сергиевщина или приспособление к атеизму. As 745. Киров: Самиздат, 1967—1968.

32 Левитин-Краснов А., Шавров В. Указ. соч. Т. 3. С. 30; Spinka M. The Church in the Soviet Russia. N. Y., 1956. P. 54.

33 См.: Американский православный вестник. 1925. № 3—5. С. 34—35. О проблеме в целом см.: Регельсон Л. Указ. соч. С. 104—106, 309—414, а также: Стратонов И. Указ. соч. С. 150—171.

34 Польский М. Новые мученики российские. Jordanville: H. Transfiguration Monastery. N. Y., 1949 & 1967. Vol. 1. P. 130—139. По свидетельству В. Виноградова, утверждение Польского, будто епископ Илларион уговаривал патриарха Тихона уйти в отставку, не соответствует истине.

35 Curtiss John S. The Russian Church and the Soviet State, 1917—1950. Boston: Little, Brown, 1953. P. 54.

36 Fletcher W. The Russian Orthodox. Church Underground, 1917—1970. L., 1971. P. 165—166.

37 См.: Митрополит Василь Липкивский. Вшюджения церкви в Украип. Торонто, 1959. С. 15.

38 См.: Bociurkiv Bohdan R. The Renovationist Church in the Soviet Ukraine, 1922—1939. Annals of the Ukrainian Academy of Arts and Sciencies in the US. 9:1—2 (1961) 41—2 and nn.

39 Фотиев К. В. Попытки украинской церковной автокефалии в XX веке. Мюнхен (б. д.). С. 29.

40 Fletcher. Op. cit. P. 166—170.

41 Фотиев К. В. Указ. соч. С. 47—49; Curtiss. Op. cit. P. 235; Fletcher. Op. cit. P. 168—170.

42 Фотиев К. В. Указ. соч. С. 60—62.

43 Bociurkiv Bohdan R. Op. cit. P. 55. Более подробный обзор этого и ряда других церковных расколов на Украине см. в Указ. соч., а также в докладе Боцюркива "Ukrainization Movements within the Russian Orthodox Church and the Ukrainian Autocephalous Orthodox Church", прочитанном на симпозиуме "Украинский религиозный опыт" (Гарвард, 2—4 июня 1977 г.). Более сжатый обзор см.: Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки... Т. 3. С. 173—174.

44 Боцюркив Б. Указ. соч. С. 58.

45 Там же. С. 70—72.

46 Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки... Т. 3. С. 48. См. также: Вестник .Священного Синода. 1926. № 10. С. 25—26; № 11. С. 20—22.

47 Церковные ведомости. Карловци, 1924. № 1—2.

48 Simon G. Church, State and Opposition in the USSR. London: С Hurst & Co., 1974. P. 25.

49 См.: Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки... Т. 3. С. 205.

50 Регельсон Л. Указ. соч. С. 275.

51 Послание патриарха Тихона патриарху Вселенскому, 21.1 1919 г. (ЦГАОР, ф. 6343, оп. 1, ед. хр. 14, л. 135—140).

52 Виноградов В. П. Указ. соч. С. 22—32.

448

53 См. об этом: Левитин-Краснов А. Воспоминания. Т 1 Лихие голы 1925—1941. С. 256—257. ' Д '

54 Цит. по: Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки... Т 1. С. 118__120.

55 О негативном влиянии ницшеанства на российскую интеллигенцию см.: Мандельштам Надежда. Вторая книга. Париж, 1972.

56 См.: Епископ Георгий Добронравов. Московская богословская академия // Христианин. 1924. № 1. С. 25—27.

57 Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки... Т. 1. С. 138.

58 См. там же. Т. 2. С. 93. — Послание обновленческого собора 1923 года к советскому правительству.

59 Из речи А. И. Введенского на Соборе, где он упоминает и Ницше как великого "пророка" (см.: Введенский А. И. Церковь и государство. С. 102).

60 См.: Польский М. Положение церкви в Советской России. Иерусалим, 1931 (дано по: Деяния второго всезарубежного собора Русской православной церкви за границей. Белград, 1939. С. 68).

61 Положение о митрополичьих округах... — ЦГАОР, ф. 1235, оп. 62, ед. хр. 298, с. 32; Постановления и Воззвание... — ЦГАОР, ф. 9559, оп. 15, ед. хр. 2, л. 1 и 2.

62 Машинопись в ЦГАОРе без даты и подписи, но от имени "Всероссийского съезда духовенства и мирян". Это, по-видимому, — Предсоборное совещание обновленцев в июне 1924 г., ибо патриарх Тихон называется как еще живой, а в тексте упоминается 1923 год в прошедшем времени (ЦГАОР, ф. 1235, оп. 62, ед. хр. 298, л. 52—54).

63 Обращение... — ЦГАОР, ф. 1235, оп. 62, ед. хр. 298, л. 40—43.

Глава 4 СТРАШНЫЕ СУДЬБЫ ПОДВИЖНИКОВ

1 Документы из ЦГАОР, не включенные в описи: 1. Председателю ВЦИК М. И. Калинину с собственноручной подписью "Патриарх Тихон". Приемная председателя ВЦИК, вход. 1319/2, февраля 27.1922 г., л. 38—39. 2. Постановление Российского Центрального Исполнительного Комитета, без даты, но предшествует текст под названием "Выписка протокола № 1 заседания Президиума ВЦИК от 16 февраля 1922 г." — Об изъятии церковных ценностей... л. 65, 80 и 81. 3. Следователю по важнейшим делам Верховного суда тов. Агранову. Показание Зам. Пред. ЦК Последгола ВЦИК А. Н. Винокурова по делу бывшего патриарха Тихона. Без даты, л. 139—141.

2 Ленин В. И. Письмо В. М. Молотову для членов Политбюро 19.111 1922 г. // Известия ЦК КПСС. 1990. Апрель. № 4. С. 190—193.

3 Там же. С. 194.

4 Поспеловский Д. В. Русская церковь. С. 97—99.

5 Белов Е. И. Судьба церковных ценностей, изъятых властью в 1922 г.; Примечание редакции — Вестник русского студенческого христианского движения (Париж). 1972. № 104—105. С. 325—327.

6 Рукопись, собственной рукой митрополита — ЦГИА, ф. 831, оп. 1, ед. хр. 299.

7 Польский М. Новые мученики российские.

8 Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917—1945. Париж, 1977. С. 300.

9 Там же. С. 336—338.

10 Виноградов В. П. О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности св. патриарха Тихона (1923—1925). Мюнхен, 1959. С. 14—15.

11 Регельсон Л. Указ. соч. С. 341; Виноградов В. П. Указ. соч. С. 18—21.

12 Председателю Совета Народных Комиссаров А. И. Рыкову. Патриарх Тихон Московский и всея Руси. № 208. Мая 8-го дня. 1924 г. Москва, Донской монастырь. ЦГАОР, без № описи, л. 51—55.

13 Е. Л. Епископы-исповедники. Сан-Франциско, 1971. С. 68—70.

14 Артемьев М. Жива ли Россия? // Путь. 1930. Декабрь. № 25; Доклад, прочитанный (в Москве?) в 1927 г. на праздник Преображения // Путь. 1933. Июль. № 39. С. 41—42; Кобецкий В. Д. Исследование динамики религиозности

449

населения в СССР // Атеизм, религия, современность. Л., 1973. С. 116—127; Вещиков А. Вехи большого пути // Наука и религия. 1962. №11.

15 Мариинский А. П. Против попов и сектантов. М.; Л., 1929: С. 75. Автор также сообщает, что, "по некоторым данным, общее число религиозных объединений удвоилось с 1922—1923 гг." по всей стране. Другой автор — Ф. Н. Олещук — обеспокоен количеством церквей, построенных на средства, собранные рабочими и крестьянами; в одной Владимирской области в 1928 г. было построено семь церквей (см.: Олещук Ф. Н. Кто строит церкви в СССР. М.; Л., 1929 — 1930. С. 76).

16 Массовые закрытия церквей начались по крайней мере с 1929 г. Только в РСФСР было закрыто 500 храмов всех конфессий в 1928 г. и 1100 — в 1929 г. (см.: Троицкий С. Почему закрываются церкви в России? // Путь. 1930. № 23).

17 Профессор, протоиерей Сорокин В., Бовкало А., Галкин А. Духовное образование в РПЦ при Святейшем патриархе Тихоне (1917—1925): Доклад, прочитанный на конференции, посвященной 400-летию патриаршества в России. Москва, сентябрь 1989. Рукопись.

18 ЦГАОР, ф. 1235, оп. 69, ед. хр. 29.

19 Регельсон Л. Указ. соч. С. 89—91, 412—413 и послед.; Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки... Т. 3. С. 41.

20 Рар Г. Плененная церковь. Франкфурт-на-Майне, 1954. С. 22—23.

21 Spinka M. The Church in the Soviet Russia. N. Y., 1956. P. 62—63.

22 Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки... Т. 3. С. 30; Spinka M. Op. cit. P. 64.

23 Митрополит Елевферий. Неделя в патриархии. Париж, 1933. С. 55—56.

24 Регельсон Л. Указ. соч. С. 430—434.

25 Там же. С. 187—193; также: Левитин-Краснов А. Воспоминания. Т. 1. Лихие годы. Париж, 1977. С. 97—98.

26 Доклад германскому командованию от 12.XI 1941 г.

Глава 5 РАСКОЛЫ "СПРАВА"

1 Стратонов И. Русская церковная смута. 1921—1931. Берлин, 1932. С. 16—20; Левитин-Краснов А., Шавров В. Указ. соч. Т. 2. С. 153.

2 Карловацкий источник — прот. Владимир Востоков: рукопись "На северном Кавказе и на Кубани с Доном", с. 5—6 и "Незабываемые Крымские вечера летом 1920 г." — оба в Бахметьевском архиве, дело св. Востокова. О судьбах — у митрополитов Антония и Евлогия: Митрополит Евлогий. Путь моей жизни. Париж, 1947. С. 31, 346—353.

3 Св. Ломако Г. Церковно-каноническое положение русского рассеяния. С. 3—16; карловацкая версия — см.: Польский М. Положение церкви в Советской России. Иерусалим, 1931. С. 15 и др.

4 Деяния русского всезаграничного церковного собора. С. 3—20.

5 Аничков Е. В. На грани //Сборник под ред. Зеньковского В. В.: Православие и культура. Берлин, 1923. С. 131—132.

6 Стратонов И. Исходный момент русской церковной смуты последнего времени // Путь. 1928. № 12. С. 89—99; Он же. Русская церковная смута, 1921—1931. Берлин, 1932. С. 23—32; Евлогий. Путь моей жизни. Париж, 1947. С. 395—397; Деяния (1922), 46—53.

7 Троицкий С. В. О неправде Карловацкого раскола. Париж, 1932. С. 99; текст Обращения: Церковный вестник. 1922. Апрель. № 3. С. 2—4.

8 Новое воззвание Тихона // Известия. 1923. 4 июня.

9 Стратонов И. Русская церковная смута, 1921—1931. Берлин, 1932. С. 46—49, 60 (Указ № 348); d'Herbigny. Les eveques russesen exil. Paris, 1931. С 53.

10 Польский М. Указ. соч. С. 21; Левитин-Краснов А., Шавров В. Указ. соч. Т. 2. С 258 и др.; Т. 3. С. 7—16, 123—127; д' Эрбини М. Церковная жизнь в Москве. Париж, 1922. С. 53; Вестник Священного Синода. 1926. № 8—9. С. 13; № 10. С. 3; Левитин-Краснов А., Шавров В. Указ. соч. Т. 3. С. 7—16, 123—127.

11 Церковный вестник. 1926. Август. № 10—11. С. 12.

12 Регельсон Л. Указ. соч. С. 284, 337—338.

13 Евлогий Указ соч. С 402—405, 605—612; Елевферий. Мои ответ... С. 29—30; Церковный вестник. 1923. Февраль. № 3—4. С. 8. Поразительно, что тот же

450

Антоний, который в 1922 г. настаивал на передаче всей власти Евлогию, и признавал его единственно каноническим епископом, в декабре 1924 г., т. е. за два года до раскола, пишет архиепископу Кентерберийскому (как видим, нынешний карловацкий антиэкуменизм был чужд митрополиту Антонию!), что Евлогий совсем не представитель Московского патриарха, а всего лишь епископ, подчиненный Карловацкому синоду. Об указе патриарха 5. V 1922 г. пишет, что он был плодом большевистского насилия над патриархом, но что якобы в том же указе патриарх признает необходимость в общеэмигрантском управлении. Письмо умалчивает о том, что патриарх поручал это управление именно Евлогию. Свою легитимность Антоний основывает на том, что якобы к патриарху в Москву ездил (неназванный) представитель православных приходов в Чехословакии, где шел спор между митрополитом Евлогием и епископом Савватием, по поводу которого якобы Тихон сказал: передать вопрос на решение митрополиту Антонию. В письме ни слова о повторных запретах уже на Карловацкий синод в патриарших указах 1923 г. ЦГИА, ф. 6343, оп. 1, ед. хр. 252, л. 55—56.

14 Олсуфьев Д. Мысли соборянина о нашей церковной смуте. Париж, 1928. С. 17—20; Евлогий. Указ. соч. С. 115—117.

15 Стратонов И. Русская церковная смута. С. 60—ПО.

16 Польский М. Указ. соч. С. 11—12.

17 Левитин-Краснов А., Шавров В. Указ. соч. Т. 3. С. 8—9; Польский М. Указ. соч. С. 24.

18 Письмо князю Г. Р. Трубецкому // Вестник русского студенческого христианского движения. 1987. № 151. С. 229—230.

19 Виноградов В. П.: а) Письма // Вестник русского студенческого христианского движения. 1987. № 150. С. 253—254; б) О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности св. патриарха Тихона (1923 — 1925). Мюнхен, 1959. С. 40—53.

20 Доклад о. Дамаскина на конференции "Церковь и советская власть в 20—30-х гг.". Спб., 1992. Май.

21 Левитин-Краснов А., Шавров В. Указ. соч. Т. 3. С. 11—12.

22 Церковные ведомости. 1925. Август. № 15—16. С. 3—4; Раскол русской Церкви // Возрождение. 1925. № 41; Махароблидзе Е. Открытое письмо Карташеву // Церковные ведомости. 1925. № 15—16. С. 8—11; Стратонов И. Русская церковная смута. С. 126; Регельсон Л. Указ. соч. С. 97.

23 Рар Г. Плененная церковь. Франкфурт-на-Майне, 1954. С. 22—23.

24 Елевферий. Неделя в патриархии. Париж, 1933. С. 103.

25 Евлогий. Путь моей жизни. Париж, 1947. С. 37—46; Петров Григорий. У пустого колодца. М., 1911. С. 227—263; Шавельский Г.И. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью-Йорк, 1974. Т. 1. С. 167; Т. 2. С. 161—168.

26 Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Спб., 1906. Т. 1. С. 111—148; Т. 3. С. 186—194; архимандрит Попович Юстин. Тайна личности митрополита Антония // Русско-американский православный вестник. 1941. №8. С. 115—117.

27 Какое ироническое противоречие между первой и второй цитатой: Родзянко М. Правда о Зарубежной Церкви. Мюнхен, 1954. С. 5; Вселенский патриарх о церковной смуте // Возрождение. 1927. 11 марта. № 647.

28 Церковный вестник. 1922. Апрель. № 2. С. 8—9.

29 Каноническое положение Русской православной церкви за границей. Париж, 1927. С. 24—41, 50—61.

30 Евлогий. Указ. соч. С. 396—397, 604—695; Записки Зернова Н., сделанные на Соборе 1921 // Вестник русского студенческого христианского движения. 1974. № 114. С. 119 — 146; Ответ протоиерея Граббе Г. // Там же. 1975. № 116. С. 146—152; Комментарии Зернова // Там же. С. 152—153.

31 Церковный вестник. 1927. Январь. № 1—2. С. 2; Тальберг Н.Д. (бывш. ред. "Двуглавого орла"). Церковный раскол. Париж, 1927. С. 3—9; К сорокалетию пагубного евлогиевского раскола. С. 27 и др.; Федотов Г. Зарубежная церковная смута // Путь. 1927. Апрель. № 7. С. 119—120; Шульгин В.В. Три столицы; Войцеховский С. Л. Трест.

32 Евлогий. Указ. соч. С. 622—623.

33 ЦГАОР, ф. 6343, оп. 1, д. 239.

451

34 Там же, д. 232, л. 66; д. 234, л. 47—50.

35 Возрождение. 1977. 19 июля. № 777; Fletcher W. A Study in Survival. N. Y., 1965. P. 40.

36 Церковные ведомости. 1922. Март. № 1. С. 2; 1923. Сентябрь. № 17—18. С. 1; Каноническое положение Русской православной церкви за границей. Париж, 1927. С. 50—62.

37 Родзянко М. Указ. соч. С. 6.

38 См., напр., указ. выше работы М.Польского и М.Родзянко.

39 Каноническое положение Русской православной церкви за границей. С. 14—22 (цитаты в обратном переводе).

40 Там же. С. 45, 61—63 и др.; карловацкая т. зр.: Русская православная Церковь в Северной Америке. С. 6—9.

41 Возрождение. 1927. № 836. С. 1, 3; 1927. № 869. С. 1; 1928. № 1123. Официальное заявление Парижской епархии от 27.VIII 1928 в "Бахметьевских архивах", собр. Вышеславцева, коробка 7, папка 9. Также: Церковный вестник. 1927. Сентябрь. № 3. С. 1—11; 1927. Октябрь. № 3 — 4. С. 1.

42 Евлогий. Указ. соч. С. 418—422, 610—648; Каноническое положение Русской православной церкви за границей. С. 65—79.

43 Евлогий. Указ. соч. С. 622—623.

44 Каноническое положение Русской православной церкви за границей. С. 26—31; Евлогий. Указ. соч. С. 625—629; Князев А. Открытое письмо редактору // Вестник русского студенческого христианского движения. 1974. № 114. С. 114—118.

45 Регельсон Л. Указ. соч. С. 117—118.

46 Там же. С. 417—428. По словам Волкова С. А. (Архиепископ Иларион // Вестник русского студенческого христианского движения. 1981. № 134. С. 227), инициатором послания был епископ Иларион (Троицкий).

47 Струве Н. Соловецкие епископы и декларация митрополита Сергия, 1927 // Вестник русского студенческого христианского движения. 1988. № 152. С. 297—298.

48 Регельсон Л. Указ. соч. С. 187, 121—122.

49 Боголепов А. А. Церковь под властью коммунизма. Мюнхен, 1958. С. 30; Регельсон Л. Указ. соч. С. 187—188.

50 Левитин-Краснов А., Шавров В. Указ. соч. Т. 2. С. 215.

51 Боголепов А. А. Указ. соч. С. 12—13; Spinka M. Op. cit.P. 70—76; Шафаревич И. Законодательство о религии в СССР. Париж, 1973. С. 10—60.

52 Евлогий. Указ. соч. С. 194—195, 568—574. Из-за разногласий о пределах власти Сергия от него откололись митрополит Кирилл Казанский в 1929 г. и епископ Афанасий в 1933 г. См. переписку митрополитов Кирилла и Сергия в 1929—1930 гг. (Пражский архив, ф. 5919, оп. 1, д. 13). Откол епископа Афанасия см.: Регельсон Л. Указ. соч. С. 492.

53 Chrysostomus J. Kirchengeschichte Russlands der neusten Zeit. Munich — Salzburg, 1965 — 1968. T. 2. S. 125—130.

54 Регельсон Л. Указ. соч. С. 109—113, 152—160.

55 ЦГАОР, ф. 5919, оп. 1, д. 13 (май 1929—январь 1930).

56 Там же.

57 Регельсон Л. Указ. соч. С. 116.

58 Там же. С. 134—136, 451, 456-157.

59 Там же. С. 136-151.

60 Там же. С. 434.

61 Fletcher W. A Study in Survival. N. Y. 1965. P. 37.

62 Текст второго соловецкого послания — из диссертации игумена Иоанна (Снычева, ныне митрополит Санкт-Петербургский). — "Оппозиция митрополиту Сергию". Балашов. Указ. соч. С. 194—197.

63 В текстах, приведенных Струве, опечатка: с 1921 по 1927. Исправления указаны Балашовым (Указ. соч. С. 199).

64 Струве Н. Соловецкие епископы и декларация митрополита Сергия // Вестник русского студенческого христианского движения. 1988. № 152. С. 209—210; Регельсон Л. Указ. соч. С. 462-64.

65 Там же. С. 136—137; митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычев). Расколы // Христианское чтение: Журнал православной духовной академии. Спб., 1991. №6. С. 20—28.

452

66 Регельсон Л. Указ. соч. С. 490—491 (он полагает, что это письмо не дошло по назначению при жизни митрополита Сергия); Доклад митрополита Елевферия митрополиту Евлогию, 12 декабря 1928 г. // Вестник русского студенческого христианского движения. 1990. № 158. С. 290. См. также: Балашов. Струве. Указ. соч.; митрополит Иоанн (Снычев). Указ. соч. С. 8—49.

67 Регельсон Л. Указ. соч. С. 406—413, 465, 599.

68 Там же. С. 187—193.

69 Там же. С. 568—574; Крестный путь преосвященного Афанасия // Вестник русского студенческого христианского движения. 1973. № 107. С. 170—211.

70 Василевская В. Я. — свидетельство тетки зверски убитого несколько лет назад протоиерея Александра Меня, доктора психологии, педагога. Обратилась в православие формально из иудаизма в 30-х гг. в катакомбной общине в Загорске, руководимой о. Серафимом Батюговым, который был духовником епископа Афанасия. Пребывала в Катакомбной церкви до упомянутого обращения епископа Афанасия — "Катакомбы XX века", под ред. Дубининой А. С, погибшей в ГУЛАГе в 1977 г. Рукопись в архиве самиздата Кестонского колледжа. Вышеупомянутый анонимный "катакомбный" епископ в письме (1962 г.) тоже говорит, что времена меняются и "наших храмов теперь в СССР нет" (с. 192).

71 Там же. С. 193.

Глава 6 МАССОВЫЕ ГОНЕНИЯ НА ЦЕРКОВЬ В 30-е ГОДЫ

1 Письмо неназванного "катакомбного" епископа, 1962 г., см.: Регельсон Л. Указ. соч. С. 119.

2 См., напр.: Регельсон Л. Указ. соч. С. 344.

3 Timasheff N. S. Religion in Soviet Russia. London, 1943. P. 62.

4 Законодательство о религиозных культах. М., 1971. С. 10—24; Орлеанский Н. Закон о религиозных объединениях РСФСР. М., 1930. С. 6—25, 170—171 и др.

5 ЦГАОР, ф. 5263, оп. 1, ед. хр. 7, л. 75, 82. Естественно, прокурорское письмо под грифом "секретно" и "секретная часть".

6 ЦГАОР, ф. 5263, оп. 1, ед. хр. 7, л. 72 74. Без даты.

7 Церковь в СССР перед войной, рукопись. Рига (1944?). Подпись: Патриарший экзарх (митрополит Сергий); с подлинным верно, нач. канц. (подп. неразборчива).

8 Текст в "Вестнике русского студенческого христианского движения" № 161 (1991 г.).

9 Регельсон Л. Указ. соч. С. 475—476; Боголепов А. А. Указ. соч. С. 32; Струве Н. Указ. соч. С. 48—52.

10 Регельсон Л. Указ. соч. С. 475; Евлогий. Указ. соч. С. 619—621.

11 Центральным исполкомам автономных республик, краевым и областным исполкомам. "Секретно". Подписи: Калинин М., секретарь ВЦИК — Киселев В., ответ, секр. Культовой комиссии при Президиуме ВЦИК — Воробьев С. — ЦГАОР, ф. 5263, оп. 1, ед. хр. 6, л. 6, 7.

12 Председатель ВЦИК — Калинин М. 30.VIII 1930 г. — ЦГАОР, ф. 5263, оп 1,ед. хр. 19, л. 199,200.

13 За подписью зам. наркомфина СССР Генкина. — ЦГАОР, ф. 5263, оп. 1, ед. хр. 6, л. 5.

14 См., напр.: Выписка из обновленческого благочиннического собрания г. Ржева под председательством епископа Никона, одобрившего (это было в практике обновленцев) изъятие ценностей на нужды пятилетки, 5.III 1931 г.; жалоба председателя райисполкома Воронкова (Горьковский край) на сопротивление верующих отнятию колоколов, от 20.V 1935 г.; Наркомпрос, Сектор науки в Постоянную комиссию по делам культов при Президиуме ВЦИК, 21.VI 1932 г — ЦГАОР, ф. 5263, оп. 1, ед. хр. 2, л. 1; ед. хр. 39, л. 75; ед. хр. 19, л. 244.

15 Журнал Московской патриархии. 1931. Апрель. № 4. С. 2.

16 Регельсон Л. Указ. соч. С. 443—444, 445—446, 456, 458.

17 Левитин-Краснов А., Шавров В. Указ. соч. Т. 2. С. 165; Регельсон Л. Указ. соч. С. 92—95.

18 Левитин-Краснов А. Воспоминания. Т. 1. Лихие годы. С. 72—79.

453

19 Шейнман М. Обновленческое течение. С. 63; Епфимов В. Ф. О причинах и условиях существования религиозных пережитков в СССР. Вологда, 1971. С. 376; Смоленский архив, библиотека Уайденер, XT 47/460, протокол 14, дополн. 3: "Постановление о целях антирелигиозной работы в Западной обл.".

20 Там же и в других документах Смоленского архива.

21 Curtiss J. The Russian Church and the Soviet State, 1917—1950. Boston, 1953. P. 219—224.

22 У Ярославского — 80 млн (1937 г.), у Никольского — 90 млн (1940 г.). Fletcher W. A Study in Survival. N. Y., 1965. P. 74; Коновалов Б. Н. К массовому атеизму. М., 1974. С. 62.

23 Одинцов М. Хождение по мукам // Наука и религия. 1990. № 5. С. 10.

24 Curtiss J. Op. cit. P. 230—237.

25 Напр.: Журнал Московской патриархии. 1932. № 7—8. С. 11—16.

26 Шафаревич И. Законодательство о религии в СССР. Париж, 1973. С. 14, 21; см. также: Curtiss J. Op. cit. P. 230—273.

27 Одинцов М. Указ. соч. // Наука и религия. № 7, 8. С. 56, 19.

28 Священник Гордун С. Русская православная церковь при святейших патриархах Сергии и Алексии // Вестник русского студенческого христианского движения. 1990. № 158. С. 98.

29 Curtiss J. Op. cit. P. 230—273.

30 Hut ten Kurt. Iron Curtain Christians. Minneapolis: Augsburg Publishing House, 1967. P. 11.

31 Китер говорит о существовании иосифлянского прихода в Ленинграде в храме Спаса на Крови еще в конце 30-х гг.

В приложении к письму, адресованному митрополиту Анастасию, возглавлявшему в то время Карловацкий синод, приводятся примеры неверного и клеветнического освещения положения Церкви в СССР в "Православной Руси" и других карловацких изданиях. Лагерь "Фишбек"(под Гамбургом). Германия, 1938. С. 8. Из фондов Николаевского Б., Архив Гуверовского института, ящик 144, папка 2, № карточки 9. Любопытно, что одно из названий "сергиевского" церковного направления в 30-х гг. было "тихоновцы", название, которым теперь обозначают противников митрополита Сергия и официальной РПЦ.

32 Hutten Kurt. Op. cit. S. 7—10.

33 Устное свидетельство священника К. Тивецкого, одессита, эмигрировавшего в США в 1980 г.

34 Журнал Московской патриархии. 1971. № 6. С. 23, а также гл. 4 этой книги. В противоречивом документе, в котором приводятся биографические сведения о покойном патриархе, говорится, что он отбывал воинскую повинность с 1932 по 1934 г., служил офицером с 1941 по 1943 г. и находился в заключении с 1939 по 1941 г. В этом документе не приводятся данные за 1934—1936 гг. и за 1939—1941 гг.

35 Fletcher W. A Study in Survival. N. Y., 1965. С. 86—91. О рукоположении монахов см.: Левитин-Краснов А. Воспоминания. Т. 1. Лихие годы. С. 222—223.

36 Атеист А. И. Клибанов говорит об особо повышенной активизации "истинно православных" к концу 30-х гг. (Из мира религиозного сектантства. М., 1974). Есть сведения, что они пытались влиять на выборы 1939 г. (Fletcher W. Op. cit. P. 92—94). M. Поповский утверждает, что только в Москве и области действовало к 1941 г. не меньше 10 "катакомбных" священников (с. 355—360). Поскольку в Москве оставалось только 15 действующих церквей и еще меньше в области, то доля "катакомбных" священников, если информация Поповского верна, могла быть где-то в пределах 15% по отношению к официальному духовенству. Кроме того, было немало бродячих священников, которые посещали дома верующих, служили, отпевали, крестили и даже венчали, а затем уходили в другой город или село (см.: Fletcher W. Op. cit. P. 86—91; Регельсон Л. Указ. соч. С. 506).

37 Левитин-Краснов А. Воспоминания. Т. 1. Лихие годы. С. 321—322.

38 Василевская В. Я. Катакомбы XX века (самиздат); Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. Париж: ИМКА-пресс. 1979. С. 357.

39 Шафаревич И. Указ. соч. С. 64.

40 Напр.: Прокурору СССР Вышинскому А. Я., 1.Х 1935 г. Подпись: Председатель Комиссии... Красиков. ЦГАОР, ф. 5263, оп. 1, ед. хр. 39, л. 61 и об.

454

41 Агеев, ответ, секретарь Комиссии по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР. "Отчетные сведения о работе Комиссии по вопросам культов за 1934 г." (ЦГАОР, ф. 5263, оп. 1, ед. хр. 43, л. 26—28); "Состояние религиозных организаций СССР" — Из докладной записки Комиссии по культовым вопросам... в ЦК ВКП(б), ноябрь 1936 г. (см.: Одинцов М. Указ. соч. // Наука и религия. 1990. № 7. С. 57).

42 Одинцов М. Указ. соч. С. 56—57.

43 См.: Pospielovsky D. A history of Soviet Atheism in Theory and Practice, and the Believev. V. 2. P. 61 90.

44 См.: Fletcher W. Op. cit. P. 38. Зыбковец в своей книге "Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917—1921)" (М., 1975. С. 111—112) пишет о десятках тайных скитов "молчальников" в сибирской тайге.

45 Alexeev W. The Russian Orthodox Church. P. 29—30.

46 Fletcher W. Op. cit. P. 86—91.

47 Устное свидетельство автору архимандрита Мисаила, бывшего келейника епископа Петра. Пантелеймоновский монастырь Святой горы Афон, июль 1978.

48 Китер Н. И свет во тьме светит. Ч. 1. С. 22—23, рукопись, приложение к письму митрополиту Анастасию, 1948. Гуверовский архив.

49 Fletcher W. Op. cit. P. 86—88.

50 Олещук Ф. Н. О задачах антирелигиозной пропаганды. М., 1937. С. 12—17; Коган Ю., Мергужан Ф. О свободе совести. М., 1938. С. 64—65.

51 Левитин-Краснов А. Воспоминания. Т. 1. Лихие годы. С. 299—300.

52 Олещук Ф. Н. Указ. соч. С. 15—17.

53 Поповский М. Указ. соч. С. 353.

54 Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 99—102.

55 Там же. С. 102—103; цитата из "Записок религиозно-философских собраний" (Спб., 1906. С. 245).

56 Spinka M. Op. cit. P. 54.

57 Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 72—76.

58 Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Спб., 1906. Т. 3. С. 259—290.

59 Spinka M. Op. cit. P. 55—59.

60 "Григорьевцы" использовали этот факт в своих нападках на митрополита Сергия (Регелъсон Л. Указ. соч. С. 407).

61 Поспеловский Д. В. Митрополит Сергий и расколы справа // Вестник русского студенческого христианского движения. 1990. № 158. С. 59.

62 Регельсон Л. Указ. соч. С. 480—481.

63 Вестник русского студенческого христианского движения. 1987. № 150. С. 253—254.

64 Регельсон Л. Указ. соч. С. 137—138.

65 Там же. С. 477—481.

66 Польский М. Указ. соч. С. 100, 65.

67 Fletcher W. Op. cit. P. 101—102.

68 Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 253; Поповский М. Указ. соч. С. 356 и др.

69 Польский М. Указ. соч. С. 88.

70 Поповский М. Указ. соч. С. 353—354.

71 Послание митрополита Сергия сербскому патриарху, № 311, 23.III 1933 г. // Журнал Московской патриархии. 1933. № 14—15. С. 1—8. Его постановление относительно Карловацкой церковной группировки, № 50, 22.VI 1934 г. // Журнал Московской патриархии. 1934. № 22. С. 1—2.

72 Регельсон Л. Указ. соч. С. 185—186. Текст о возведении митрополита Сергия в патриаршего местоблюстителя в журнале "Путь" (1937. № 53. С. 66—67). См. также статью его заместителя (Журнал Московской патриархии. 1931. № 1. С. 3—5).

73 Епископ Леонтий. Указ. соч. С. 127, 134—136. Об отношении мирян к духовенству в эти годы см.: Федосеев. С. 58—59.

74 Слова Виноградова процитированы у Хризостома (Chrusostomus J. Kirchengeschichte Russlands der neusten Zeit. Salzburg, 1965—1968. T.2. S. 311). Удушение дошло до того, что митрополит Ленинградский Алексий, будущий патриарх Алексий I, был вынужден сделать в 1936 г. указание не допускать детей к причастию Левитин-Краснов А. Слушая радио // Посев, 23.IX 1966. С. 3).

455

Глава 7

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

1 Fletcher W. A Study in Survival. N. Y., 1965. P. 98.

2 Правда о религии в России. М., 1942. С. 83—94; цит. по: Струве Н. Указ. соч., обр. пер.

3 Alexeev W. Russsian Orthodox Bishops. Research Program on the USSR. Mimeographed Series. № 61. P. 88—92.

4 Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. Париж, 1979. С. 361.

5 Fletcher W. Nikolai. L., 1968. P. 43^44.

6 Часть тиража издания по оплошности имела гриф антирелигиозного издательства (Fletcher W. A Study in Survival. N. Y., 1965. P. 111—112).

7 Русская православная церковь и Великая Отечественная война. М., 1943. С. 32—36.

8 Правда о религии в России. М., 1942. С. 42—56, 84 и др.

9 Патриарх Алексий. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1948, 1954, 1958. Т. 1—3.

10 Там же. С. 40—46; митрополит Серафим Крутицкий. Их подвиг бессмертен // Голос родины. 1975. Март. № 25.

11 Проповедь 10.VIII 1941 г. (Патриарх Алексий. Указ. соч. Т. 1. С. 46).

12 Письмо митрополита Алексия И. В. Сталину // Журнал Московской патриархии. 1944. Октябрь. № 10. С. 3.

13 Поповский М. Указ. соч. С. 339—341.

14 Агитатор. 1989. № 6. С. 41—44. Тут и дальше цитируется по переложению в уже упоминавшемся докладе священника С. Гордуна (см.: Вестник русского студенческого христианского движения. 1990. № 158. С. 82—96). На эти слова Сталина стоит обратить особое внимание: во-первых, они свидетельствуют о подчинении Церкви государству, а не о отделении, как провозглашалось в 1918 г.; во-вторых, полномочия Совета решительно здесь отличаются от Положения Совета по делам религий, принятого в 1966 г., по которому Совет принимает решения "О регистрации и снятии с регистрации религиозных объединений, об открытии и закрытии молитвенных зданий..." (см.: Законодательство о религиозных культах. М., 1971 (репринт: New York: Chalidze Publications, 1981. P. 5). Опять же, согласно утверждению Э. И. Лисавцева (его доклад, упомянутый выше), на этой встрече на даче присутствовал и митрополит Сергий.

15 Напр., епископ Афанасий (Сахаров) — один из духовных вождей "катакомбников" — не признавал законность избрания Сергия, но признал избрание Алексия в 1946 г. (Василевская В. Я. Катакомбы XX века (самиздат). С. 2—8; Регельсон Указ. соч. С. 194—195.

16 Alexseev W. Op. cit. P. 42 — по цитате у С. Гордуна.

17 Регельсон Л. Указ. соч. С. 192, 514; Струве Н. Указ. соч. С. 149—170; Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 94.

18 Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 92—98, 163—181.

19 Журнал Московской патриархии. 1943. № 2. С. 8 — по цитате у С. Гордуна (Вестник русского студенческого христианского движения. 1990. № 158).

20 Регельсон Л. Указ. соч. С. 187—188.

21 Гордун С. Русская православная церковь при святейших патриархах Сергии и Алексии // Вестник русского студенческого христианского движения. 1990. № 158. С. 91, 97—98, по материалам Архива Совета по делам РПЦ.

22 Гордун С. Указ. соч. С. 98 — по архиву СДРПЦ в ЦГАОРе.

23 Fletcher W. Op. cit. P. 114 и сн. 123; Соколов П. Путь Русской Православной Церкви в России и СССР // Русская Православная Церковь в СССР. Мюнхен, 1962. С. 67—69; Поповский М. Указ. соч. С. 340—341. О г. Горьком см., напр., самиздатский документ АС 197. Также: Нежный А. Закон или мнение: на что жалуются верующие // Московские новости. 1988. 24 апреля- С. 13.

24 Журнал Московской патриархии. 1943. Сентябрь. № 1. С. 7—8.

25 Журнал Московской патриархии. 1943. Декабрь. № 4. С. 13—15.

26 Ср., напр., рождественские послания патриарха Сергия и митрополита Алексия: Журнал Московской патриархии. 1943. Декабрь. № 4.

456

27 Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 45—46; Поповский М. Указ. соч. С. 401—405.

28 См.: Журнал Московской патриархии. 1944. № 2. С. 26—28; 1943. №4. С. 25.

29 См., напр., сообщения из Калуги, Тулы и Пензы: Журнал Московской патриархии. 1943. № 4. С. 30—31; Богословский Т. М. Патриарх Гермоген — великий патриот земли Русской; Без автора. Св. священномученик Исидор; Архангельский М. Патриотизм православного духовенства // Журнал Московской патриархии. 1944. № 1.

30 Поповский М. Указ. соч. С. 397—398.

31 Гордун С. Указ. соч. С. 91. 32Там же. С. 93.

33 Изложение работ выдающегося канониста, покойного А. Боголепова, см.: Церковь под властью коммунизма. С. 32—46; Правовое положение Русской православной церкви в СССР // Русская Православная Церковь в СССР. Мюнхен, 1962. С. 113—146.

34 Напр.: Герасимов Н. Вхождение в церковь и исповедание Церкви в церкви // Вестник русского студенческого христианского движения. 1979. № 128. С. 70—78.

35 Боголепов А. А. Церковь под властью коммунизма. Мюнхен, 1958. С. 41—42, 64.

36 Там же. С. 48 и др.

37 Fletcher W. Op. cit. P. 46—47.

38 Ibid. P. 114 и примеч. 122 и 123; Боголепов А. А. Указ. соч. С. 49.

39 Василевская В. Указ. соч. С. 147—148 и устная информация священника Константина Тивецкого (Сан-Франциско, июнь 1980 г.), покинувшего СССР в конце 1979 г., где он был священником в Москве и провинции.

40 Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 341—357.

Глава 8

ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ОККУПИРОВАННОЙ ФАШИСТСКИМИ ВОЙСКАМИ ТЕРРИТОРИИ СССР

1 Самые лучшие книги, известные автору, о судьбах Церкви в годы войны на оккупированных территориях СССР — это: Alexeev Wassting, Stavrou Theolamis. The Great Reveval. Minneapolis, 1976; Heyer Fridrich. Die orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945. Cologne, 1953; Fireside H. Icon and Swastika. Cambridge, 1971. Последняя книга наиболее полно документирует гитлеровскую политику по церковному вопросу, но автор не разбирается в канонике и истории православия и в этой области кое-что путает и неправильно оценивает. Эта глава, в основном, опирается на указанные выше три книги, как и на ряд других работ по истории оккупированных областей СССР в годы войны, сопоставляя их и в некоторых случаях дополняя немецкими документами, хранящимися в Национальном архиве США (Вашингтон) и в Институте еврейской культуры в Нью-Йорке, а также материалами самиздата.

2 Dallin A. German Rule in Russia 1941—1945, 1957. P. 24—25; Fireside H. Op. cit. P. 59, 77; Alen Bullock. Hitler: A Study in Tyranny. L., 1975. P. 79; Евлогий. Путь моей жизни. Париж, 1947. С. 384—385, 396—397. Об участии Монархического Совета в Карловацком соборе 1921 г. см. выше.

3 Bullock A. Op. cit. Р. 646—648; Буллок указывает на ген. Бискупского, как одного из тех, с кем Гитлер вел переговоры в 1923 г. См. допрос отца Иоанна (Шаховского) в гестапо в 1938 г. относительно Бискупского и "карловчан".

4 Fireside H. Op. cit. P. 77; архиепископ Алексий Уфимский указывает, что Серафим был лишен права служения за переход к обновленцам (Правда о религии в России. М., 1942. С. 180—181).

5 Fireside H. Op. cit. P. 78. См. письмо митрополита Анастасия Гитлеру с благодарностью за постройку собора в Берлине.

6 Подробности о Власове см.: Штрик-Штрикфельд В. Против Сталина и Гитлера, особенно с. 40—52; Fireside H. Op. cit. P. 76—80; Dallin A. Op. cit. P. 44—58.

7 Fireside H. Op. cit. P. 73.

457

8 Ibid. P. 83—87, 120; Штрик-Штрикфельд. Указ. соч. С. 25; Dallin A. Op. cit. P. 476—482.

9 Там же. С. 476—478.

10 Alexeev W., Stavrou T. The Great Revival. Minneapolis, 1976. P. 82.

11 Ibid. P. 83—89. См. одну из дополн. записок Сергия.

12 Ibid. P. 100—101 (обр. пер.).

13 Ibid. P. 79 и выше — глава 6.

14 Текст Венского совещания см. машинопись: "Сообщения и. распоряжения Высокопреосвященнейшего Митрополита Берлинского и Германского Серафима". Берлин — Уляндштрассе 194а, 27.IX 1943, в Национальном архиве США (Вашингтон) — микрофильмы документов германских вооруженных сил.

15 Там же. 93—98; Балевиц 3. Православная церковь в Латвии под сенью свастики. Рига, 1967. С. 78—87; Шеметов Н. Единственная встреча // Вестник русского студенческого христианского движения. 1979. № 128. С. 249—250.

16 Письмо Бачманова в Бахметьевском архиве, фонд Е. Миллера, папка: "Манускрипты".

17 Alexeev W., Stavrou Т. Op. cit. P. 107—120.

18 Ibid. P. 122—132; Dallin A. Op. cit. P. 488 — цит. рапорты СА, в которых говорится об отсутствии белорусского национализма у белорусского православного духовенства, о его русофильстве.

Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.