13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Игорь Выдрин. Митрополит Никодим.
тридцать лет спустя
(ВМЕСТО ЭПИЛОГА)
Поминайте наставников Ваших,
которые проповедовали слово Божие и,
взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
Евр. 13.7)
По истечении менее трех недель после похорон владыки случилось событие, немало взбудоражившее мировое общественное мнение. В ночь на 29 сентября скончался папа Иоанн Павел I. Он, как и митрополит Никодим, умер от обширного инфаркта. Его понтификат продлился всего 33 дня и вошел в историю Ватикана, по чьему-то точному замечанию, как «сентябрьское папство» - словосочетание, ставшее синонимом скоротечного и потому объективно маловыразительного первосвятительского правления. Неожиданная, и оттого необъяснимая на первых порах смерть Иоанна Павла I, сразу же обросла таинственностью. Внешне папа до конца дней оставался жизнерадостным человеком, и было непохоже, чтобы он страдал какими-то заболеваниями, серьезно угрожавшими его здоровью. Оказалось потом, что понтифик все-таки болел. У него были проблемы с кровообращением - недуг, о котором не упоминалось на выборном конклаве. Кардинал Лучани лечился, но, став папой, позабыл о медиках. Понтифику непросто давались новые обязанности, а потому он, ссылаясь на занятость, махнул на медицину рукой. Расплата за беспечность наступила так скоро, что внезапная кончина Иоанна Павла I выглядела более чем подозрительной. Ходили упорные слухи, что папу отравили. Эта версия, нашедшая отражение в книгах и кинематографе (в частности, в третьей серии фильма «Крестный отец»), живет и поныне. Как бы там ни было, смерть папы обрекла Католическую Церковь на новые выборы (в результате которых на престол был избран польский кардинал Кароль Войтыла, нареченный Иоанном Павлом И). 1978 год в Ватикане стали называть «годом трех пап».
Смерть понтифика вновь вызвала интерес зарубежных средств массовой информации к драматическим обстоятельствам кончины митрополита Никодима. Первоначально ведь она рисовалась некоторыми изданиями ни больше ни меньше, как политическое убийство, месть КГБ излишне самостоятельному иерарху, в действительности очень умному и тем опасному. Когда смерть настигла во сне Иоанна Павла I, гибель владыки Никодима представлялась многими на Западе скорее трагической случайностью. Его, оказывается, отравили по ошибке. Чашечка кофе с ядом, предназначенная для понтифика, попала русскому митрополиту по недосмотру прислуги. Получается, что загадочные убийцы (то ли из мафии, то ли из террористических организаций, кто знает) метили в одного, а попали в другого. Папа служил мишенью изначально, что подтверждает вторая, удавшаяся попытка его устранения. Разговоров вокруг этих, последовавших друг за другом смертей было тогда пруд пруди. Свидетели встречи папы с митрополитом Никодимом (кардинал Виллебрандс, переводчик отец Михаил Арранц, архимандрит Лев) единодушно утверждали, что никакого кофе не было вообще - он не был предусмотрен протоколом. Даже если обе кончины лишь совпадение, в этом все равно было много непонятного.
Таинственности «добавил» и сам Иоанн Павел I. 7 сентября, выступая на собрании римского духовенства, он неожиданно для всех прервал чтение и сказал следующее: «Два дня назад на наших руках умер митрополит Ленинградский Никодим. Заверяю вас, что никогда в своей жизни я не слышал таких прекрасных слов о Церкви, как те, что он произнес». Что это были за слова, Иоанн Павел I так и не поведал.
Хранили молчание и кардинал Виллебрандс, и отец Михаил Арранц. Тот вообще поклялся не раскрывать тайну и до конца своих дней держал обещание. Архимандрит Лев, как известно, присутствовал только в конце аудиенции, поэтому не знал о содержании разговора митрополита Никодима с папой. После кончины Иоанна Павла I его слова вспомнились, и в Ватикане стали полушутя-полусерьезно говорить, якобы беседа с русским иерархом была настолько интересна понтифику, что ему не терпелось продолжить разговор и он поспешил за православным владыкой.
Митрополит Ювеналий оказался тысячу раз прав, когда на отпевании владыки Никодима сказал о нем: «И при жизни твоей, и до сих пор о тебе говорят, как о спорной личности». Умерев «по неосторожности» в папском дворце, владыка Никодим на многие годы вперед вооружил своих недоброжелателей «доказательством» собственной вины. Дескать, водился с католиками, вот и нашел смерть в Ватикане. Любая критическая публикация о митрополите, начинающаяся с анализа его деятельности (всегда весьма поверхностного), заканчивается «сенсационным» финалом - описанием обстоятельств его кончины в Ватикане. В глазах недругов она все равно что кара небесная за митрополичьи «прегрешения», за его «прозападный», «католический» курс. Один именитый архиерей так и написал в своих мемуарах: «Смерть митрополита Никодима, наверное, не случайна: куда всю жизнь стремился, там ее и кончил». Другой иерарх, частенько комментировавший обстоятельства кончины владыки, все укорял: «Владыка Никодим умер у ног папы римского!» Ну, а самито? Первый ушел из жизни неудовлетворенным, оттого что так и не стал Патриархом, хотя крепко рассчитывал на это при поддержке сильных мира сего. Второй, по иронии судьбы, умер при обстоятельствах, в какой-то мере сходных со смертью владыки Никодима. Упал под ноги губернаторской чете, да и не поднялся больше. Обстоятельства смерти, как и обстоятельства рождения, не зависят от воли людей. Ставить их в упрек, делать предметом осмеяния или ерничанья по меньшей мере бестактно. Да и не по-христиански это.
В сентябре-октябре 1979 года Русская Церковь стараниями группы соратников почившего владыки отметила годовщину смерти митрополита и его золотой, пятидесятилетний юбилей. Чествования в Москве возглавили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и ректор Московских духовных школ архиепископ Дмитровский Владимир (Сабодан - ныне Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви); в Ленинграде - ректор Ленинградских духовных школ архиепископ Выборгский Кирилл. В стенах обеих академий прошли посвященные владыке вечера воспоминаний. Дух этих собраний точно передают слова митрополита Ювеналия: «Мы собрались здесь не ради приличия, чтобы отдать дань блистательному и сильному духом человеку. Нас влекла сюда глубокая и сердечная любовь к владыке Никодиму, которая не престает и после его смерти». К памятным датам Отдел внешних церковных сношений выпустил специальные информационные бюллетени. В храмах в те дни служились Литургии, заупокойные богослужения, на могиле святителя в Ленинграде иерархи совершили литию. Их участником был отец владыки - Георгий Иванович Ротов, опекаемый заботами митрополита Ювеналия. Владыка, желая смягчить боль отцовской утраты, нашел тогда чуткие слова: «Трогательно и радостно видеть среди нас родителя владыки митрополита - Георгия Ивановича, который, потеряв сына, нашел сотни, а может быть и больше сыновей, пытающихся, хотя это трудно сделать, облегчить ему сердечные раны». Друзья владыки Никодима до последних дней жизни Георгия Ивановича, а он умер в 1986 году в весьма преклонном возрасте, поддерживали его и других членов семьи Ротовых.
Прошедший год явственно показал, что смерть митрополита Никодима, который в течение почти двух десятилетий был и сердцем и мозгом сложноустроенного церковного организма, стала невосполнимой потерей. С его уходом Русская Православная Церковь лишилась действительно великого иерарха, какие вообще-то редко встречаются. Об этом «по горячим следам« эмоционально говорили многие люди, потрясенные преждевременной кончиной святителя. Говорили, что называется, сердцем, подчиняясь в большей степени обстоятельствам трагического момента. По прошествии года говорили об этом же, но руководствуясь теперь в первую очередь рассудком, отбросив все лишнее, наносное и не относящееся к существу разносторонней личности владыки. Суждения эти сохраняются и поныне, по истечении тридцати лет со времени упокоения святителя.
Образ митрополита Никодима - это образ великого Пастыря, окруженного неподдельной любовью народа. Будь иначе, не утопала бы могила владыки в цветах, не молились бы люди в храмах на заупокойных службах по митрополиту, не вспоминали бы его в научных публикациях, мемуарной литературе, учебниках по церковной истории и даже в музыкальных произведениях, написанных в его честь, стихах, посвященных памяти владыки. Святейший Патриарх Кирилл, будучи еще архиепископом Выборгским, рассказывал, как после ночного пасхального богослужения в Троицком соборе, он, утомленный, спустился к Никольскому кладбищу, хотел в одиночестве постоять у могилы учителя. Приблизившись к кладбищенской ограде, владыка оторопел. Окруженная людьми, могила митрополита Никодима ярко освещалась от множества зажженных пасхальных свечей. «И содрогнулось мое сердце, - вспоминал владыка, - я увидел не величе- ственный памятник, сделанный человеческими руками, но великий и священный нерукотворный памятник человеческой любви, хранящийся в сердцах благодарной паствы».
Образ митрополита - это образ Учителя, привлекшего к церковному делу множество последователей. По замечанию Патриарха Кирилла, служение владыки не являлось деятельностью «талантливого одиночки», замкнутого, отстраненного, погруженного в абстракцию собственного, малопонятного верующим богословия. Нет, митрополит Никодим никогда не был таким. Он окружил себя учениками, воспитал из них когорту выдающихся церковных деятелей, считающих за честь называть себя «никодимовцами». Они - прекрасно образованные богословы, свободно говорящие на иностранных языках. Они опытные хозяйственники, успешно справившиеся с гигантской работой по восстановлению Церкви в 90-х годах минувшего столетия. Они эффективные и строгие администраторы, постигавшие науку управления не в учебных аудиториях, а на дежурстве в приемных митрополита Никодима, штате его иподиаконов, в Отделе внешних церковных сношений, епархиальных управлениях и международных церковных структурах, к которым были прикомандированы владыкой. Питомцы митрополита давно находятся у руля Церкви. Они умеют работать, потому что научились этому у своего учителя. «Дерзай и не ослабевай в трудах» - это жизненное кредо святителя Никодима стало их правилом. Когда-то обстоятельства не позволили владыке Никодиму стать Патриархом, зато спустя тридцать лет на Патриарший престол был возведен его лучший ученик - митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Что не сбылось в жизни самого владыки, воплотилось в судьбе его верного последователя. В преддверии Поместного Собора, назвавшего владыку Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, Высокопреосвященный Кирилл совершил молниеносный визит в Петербург, преисполненный в решающий для него момент одной цели - поклониться дорогим ему могилам родителей и митрополита Никодима. Будучи уже в патриаршем сане, Святейший Кирилл при посещении Санкт-Петербургской епархии в апреле 2009 года совершил на могиле учителя заупокойную литию. Еще один знак верности и преданности ученика учителю, в полном соответствии с заповедью: «Поминайте наставников ваших...»
Образ владыки - это наглядное представление об облике духовного Вождя - мудрого и прозорливого руководителя, открытого и простого в общении. Митрополит Никодим на самом деле бывал разным: радостным или расстроенным, взволнованным или сентиментально задумчивым, рассерженным или гневным. Но он никогда не был испуганным или растерянным. Если перед ним было настоящее, большое дело, владыка был спокоен и деловит, собран и хладнокровен. У него этому учились, ему в этом подражали, так же как и он следовал примеру своего любимого святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (329-379). То, что писали современники о Василии Великом, с высокой точностью переносится на владыку Никодима: «Твердостью, тактом, личным обаянием и благоразумной уступчивостью святитель восторжествовал над своими противниками»; «Святитель Василий очистил клир от недостойных служителей, допущенных в его ряды при слабых предшественниках, добившись того, что клир его сделался образцовым»; «Пользуясь своими связями в столице и местной администрации, святитель не упускал случаев ходатайствовать за всех обиженных и несчастных»; «Деятельность Василия Великого не ограничивалась пределами его епархии, но простиралась на всю Церковь»; «Он сгорел в пожаре раздоров и церковных нестроений, который пылал на Востоке и с которыми святитель самоотверженно боролся». Поразительные совпа- дения касаются и того, что оба архиерея были людьми церковно-творческими, прожили одинаковое количество лет, ушли из жизни молодыми. Служение святого Василия высоко оценили его ближайшие потомки, назвавшие архиепископа Великим. Признает ли православный народ России в полной мере святительский подвиг митрополита Никодима?
Образ митрополита - это образ настоящего Подвижника, самоотверженно свидетельствовавшего на самых высоких международных форумах о красоте и мудрости православия. «Владыка первым открыл иносдавному миру наш русский молитвенный дух, русскую церковную православную традицию, наши духовные сокровища, сознавая важность и полезность этого дела не только для Русской Церкви, но и для всего христианского мира» - говорил Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины. На одной из ассамблей ВСЦ глава русской делегации владыка Никодим подарил Всемирному Совету копию с иконы Святой Троицы кисти преподобного Андрея Рублева, который писал ее по благословлению преподобного Сергия Радонежского. Икона, по замыслу художника, отражала стремление русских княжеств к объединению. Подарок был сделан со смыслом: Троица должна была стать символом христианского единства. С той поры она находится в главном здании ВСЦ в Женеве, и всякий входящий в помещение, поклоняется русской иконе. Сам владыка всей мощью своего блистающего облика, всем своим талантом являл личный пример яркого и весьма убедительного проповедника православия. «Владыка не только познакомил нас со своей Церковью, признал кардинал Виллебрандс на отпевании митрополита, - но поскольку он глубоко любил свою Родину, он познакомил нас еще больше с русским народом и его душой».
Образ митрополита Никодима - это образ подлинного и страстного Патриота своего Отечества. Его служение хотя и пришлось на чрезвычайно трудное для Русской Церкви время, но жестокие гонения православных верующих не сделали из владыки озлобленного врага или мятежного диссидента. Митрополит Никодим особо чтил память святого благоверного князя Александра Невского. Мастерством проповедника и талантом оратора владыка буквально воспел его в своих проповедях, называя человеком, сочетающим святость христианина и мужество воина, подвиг военачальника и мудрость правителя, образцом христианской жизни в вере и благочестии. Слова митрополита: «Люди не всегда понимали трудность и невыразимость подвига своего великого князя, мудро знавшего, где нужно действовать силой меча, а где побеждать склонением главы своей пред неверными» в известной мере можно отнести и к нему самому. Человек невероятной пробивной мощи, владыка в необходимых случаях, ради церковной пользы, умел обходить острые углы. Примечательно, что спустя тридцать лет после смерти святителя, россияне, участвовавшие в известном телевизионном проекте, назвали князя Александра Невского именем России. Представлявший его владыка Смоленский и Калининградский Кирилл был настолько убедителен в своем рассказе об этом великом государственном муже, что имя князя затмило имена других претендентов на это гордое звание. Верится, что митрополит Никодим радовался бы этой посмертной княжеской победе.
Образ владыки Никодима - это воплощенный образ Человека Церкви. Покинув в семнадцатилетнем возрасте родительский дом, рано отрекшись от мирских благ, так в сущности и не познав их, владыка нашел себя среди тех, кто жизнью своей устремился к Богу. Он ведь и свое монашеское имя выбрал по убеждению. Никодим - тайный ученик Иисуса, он как бы сконцентрировал в себе основные христианские ценности. Никодим - хоть и начальник иудейский, но вера во Христа для него выше всего. Иисус открывает Никодиму истины о рождении человека свыше, о царствии Божием, жизни вечной. В отношении к Богу Никодим - его служитель, он на руках носит тело Господа, в отношении к людям Никодим - добрый пастырь, руководствующийся правилом «не суди человека, пока не выслушаешь его». Митрополит Никодим, избравший себе идеалом евангельского Никодима, по словам почившего Патриарха Алексия II, положил все свои силы, способности и дарования, да и саму жизнь на алтарь церковного служения.
Доказательством влияния владыки на христианский мир служит череда публикаций о его святительском пути. О нем довольно много писали при жизни, а смерть митрополита только подогрела интерес к его личности. В юбилейный 1979 год в Италии вышла книга, пасхальное название которой «Крест и Воскресение« святителю наверняка понравилось бы. Оно очень точно соответствует его мировосприятию. Похоже, что составители книги, а она объединила наиболее значимые речи и проповеди митрополита разных лет, чутко уловили это. В 1984 году венское издательство «Pro oriente» выпустило на русском языке книгу «Иоанн XXIII, Папа Римский», представляющую собой тщательно отредактированный текст магистерской диссертации владыки, с блеском защищенной им в Московской духовной академии почти пятнадцатью годами ранее. В 1995 году польский священник Тадеуш Калужный, занимавшийся научной работой под руководством профессора Михаила Арранца, подготовил и защитил в Папском Восточном институте в Риме докторскую диссертацию «Nicodim. Una ecclesiologia vissuta». Написанная на итальянском языке, объемная, она четыре года спустя с некоторыми сокращениями вышла уже в Польше под названием «Секрет Никодима. Неизвестный облик Русской Православной Церкви ».
В 1998 году, к двадцатой годовщине кончины владыки Никодима и к семидесятилетию со дня его рождения, в свет вышла замечательная книга «Человек Церкви», изданная по инициативе митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Книга очень скоро стала библиографической редкостью. Она получила восторженные отзывы, а потому в следующем году была издана повторно, в существенно дополненном виде. В предисловии к первому изданию владыка Ювеналий так прокомментировал свой замысел: «За минувшее время после кончины митрополита Никодима вне нашей Церкви вышли книги о нем, и я посчитал, что настало время сделать это и у него на Родине, для народа и Церкви, которым он принадлежал и беззаветно служил». Книга, объединившая воспоминания иерархов Русской и греческих Православных Церквей, представляет собой удивительно трогательное свидетельство тех, кто, по выражению владыки Ювеналия, имеет на это право: друзей, духовных чад, братьев-епископов. Несомненным достоинством издания является фотографический ряд, позволяющий зримо представить митрополита Никодима - настоящего Владыку, духовная и физическая сила которого видны и во внешнем его облике. Даже не зная ничего о нем, можно понять, какая мощь таилась в этом человеке. По скромности, митрополит Ювеналий называет себя всего лишь собирателем этих очерков-воспоминаний, на самом же деле книга приобрела значение куда более серьезное, чем просто рассказы добрых друзей. Она стала книгой-документом, книгой-источником, содержащим интереснейшие сведения по церковной и гражданской истории страны, она стала свидетельством подвига церковного служения легендарного митрополита Никодима.
К памятным датам митрополит Ювеналий приурочил также выпуск книги «История Русской духовной миссии в Иерусалиме» - раннюю научную работу владыки Никодима, за которую он получил степень кандидата богословия. В рамках проводимых научно-практических конференций, посвя- щенных памяти святителя, обе книги презентовались семинаристам и студентам Ленинградской и Московской духовных академий в целях их ознакомления со сложнейшим периодом в истории Русской Церкви, с деяниями и творениями выдающегося церковного деятеля того времени митрополита Никодима. Но не только. Очевидно, что владыка Ювеналий стремился познакомить будущих священнослужителей с личностью архипастыря, его разносторонними дарованиями, с тем, каким должен быть православный иерарх. Ведь со страниц «Человека Церкви« буквально веет мощью митрополичьего духа, его огромной внутренней силой и жизнелюбием. Те, кому посчастливилось прочитать эту книгу, без сомнения, заразились обаянием великого иерарха, прониклись величием его облика.
В это же время митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в телевизионной программе «Слово пастыря» привлек внимание общественности к владыке Никодиму циклом интереснейших передач. «С именем этого замечательного человека связано столь многое в новейшей истории нашей Церкви, а заслуги его перед народом Божиим столь велики, что покойному владыке Никодиму уготовано особое место в соборе видных церковных деятелей, оказавших ощутимое влияние на судьбы Православия в России», - такими словами предварил свое повествование владыка Кирилл. В Московской, Смоленской и Калининградской, Минской и Слуцкой епархиях прошли научнобогословские семинары памяти владыки Никодима.
Воздала должное своему земляку и Рязань. В изданной к 900-летию города Рязанской энциклопедии разместилась страничка с биографическими данными владыки Никодима. На фасаде здания Рязанского педагогического института появилась мемориальная доска, указывающая на годы учебы здесь студента Бориса Ротова.
Владыка Никодим, похоже, послужил прототипом главного героя романа «Гость папы» французского писателя русского происхождения В. Волкова. Не называя прямо имени владыки, автор выводит его в книге в сане архиепископа, делает бывшим фронтовиком, наделяет биографическими данными, совершенно отличными от прообраза. Все, однако, выдает фабула романа. 1978 год, Ватикан, встреча папы и православного архиерея, таинственный разговор, смерть русского, в последующем подозрительная кончина папы. Не понять, о ком идет речь, невозможно, да и сам автор особо не секретничает на этот счет. В книге много рассуждений о возможности сближения католицизма и православия перед угрозой ползущего по миру безбожия, которое опасно для всех Церквей сразу и для каждой в отдельности. Волкову не дают покоя таинственные слова русского архиерея, так впечатлившие папу и унесенные обоими собеседниками в могилу. Романист, пытающийся разгадать их тайну, выдвигает собственную версию, которая, как водится, густо замешана на вымысле и достоверных фактах. Все в точности с законами художественного жанра, где правда соседствует с выдумкой, писательская фантазия легко уживается с реальными событиями. Таким образом, интрига жизни и смерти митрополита Никодима получила отражение в беллетристике. Сильные характеры всегда вызывают повышенный интерес.
Время неумолимо. В суете бесконечных дел, азартной спешке жизни настал 2008 год, в котором Русская Церковь отметила тридцатую годовщину со дня смерти святителя Никодима. Центром главных событий, посвященных памяти владыки, по традиции стал Петербург - место служения и упокоения великого митрополита. 4 сентября в переполненном студентами, духовенством и церковной общественностью актовом зале Санкт-Петербургской духовной академии в формате научно-практической конференции прошли «ни- кодимовские чтения», содержательные и насыщенные острыми выступлениями священноначалия и ученых-историков. Вечером в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры служился парастас. В день смерти владыки - 5 сентября иерархи в сослужении питерского духовенства совершили Божественную литургию и заупокойную литию на Никольском кладбище. Почтить святителя собрались почти три десятка епископов, в том числе пять митрополитов, трое из которых - постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви.
На годовщину кончины владыки откликнулась церковная публицистика. Сентябрьский выпуск вестника «Вода живая» Санкт-Петербургской епархии, целиком отданный под воспоминания о митрополите Никодиме, открывался словами Святейшего Патриарха Алексия И: «Приснопамятному владыке не довелось дожить до благодатных времен религиозной свободы в нашем Отечестве, но вся его архипастырская воля, все его усилия были направлены на приближение этих времен и на то, чтобы Церковь вступила в них достойно». Это публичное обращение, конечно, было дорого и самому Патриарху, ведь в его жизни покойный владыка сыграл большую роль. В декабре 2008 года ровесник митрополита Никодима Святейший Патриарх Алексий ушел в жизнь вечную.
К юбилейной дате изданы две новые книги. Одна из них, составленная профессором протоиереем Владимиром Сорокиным «Митрополит Никодим и Всеправославное единство», представляет собой текст итоговых документов Родосских совещаний поместных Православных Церквей. В книгу включены также обширные материалы, подготовленные комиссией Священного Синода Русской Православной Церкви в период работы над каталогом тем планировавшегося Всеправославного собора. Комиссию эту, как известно, возглавлял митрополит Никодим. Документы, составляющие основу данной книги, были переданы автору-составителю митрополитом Ювеналием из личного архива. Архимандрит Августин, не единожды публиковавший воспоминания о владыке, издал в свет объемистую книгу «Церковь Плененная. Митрополит Никодим (1929-1978) и его эпоха (в воспоминаниях современников)».
Так уж вышло, что владыка Никодим никогда не был обделен вниманием, но в те сентябрьские дни 2008 года о нем говорили и писали особенно много. Его называли «мудрым, могучим и стойким воителем за дело Христовой Церкви»; лидером, который «находил в себе силы достигать святой цели, нередко идя против течения»; дипломатом, «обладавшим величайшим искусством ведения диалога»; церковным деятелем, служившим «примером отречения от самого себя до пределов пренебрежения собственным здоровьем и жизнью ради служения Богу и Церкви»; талантливым человеком, «бравшимся за решение дел, которые никто, кроме него, не мог разрешить и устроить». Отмечали органичное сочетание в митрополите консервативного и творческого начала. Первое помогало ему хранить в неприкосновенности духовные сокровища православия, второе - разрешать новые и непредвиденные проблемы в церковно-общественных отношениях.
В дружный хор слов-признаний, слов, полных преданного уважения и любви к владыке, вплелись, однако, кликушествующие причитания о предательстве, измене православной вере, непременно, об ошибочности «ротовского» экуменизма. Все равно, что в бочку с медом вылили ложку зловонного дегтя. «Умер у ног папы», «серый кардинал Русской Церкви» - эти и другие, заезженные на сто раз нападки, повторились снова. Одному из священнослужителей СанктПетербургской епархии, письменно обронившему о митрополите Никодиме фразу, как об увлекающемся человеке, видимо, настолько понравилось это туманное определение, что он несколько раз повторил его на конференции. «Как, по Вашему мнению, - обратился он в актовом зале академии к митрополиту Ювеналию, - был ли владыка Никодим увлекающимся человеком?» - «Да, был. Русская Церковь являлась его единственным увлечением», - коротко ответил его Высокопреосвященство.
Митрополит Кирилл, комментируя слухи, сопровождающие имя святителя, поведал, в частности, о предмете разговора владыки Никодима с папой Иоанном Павлом I в трагический день 5 сентября 1978 года. Собственно, сам понтифик вольно или невольно (кто знает?) придал словам православного иерарха ореол таинственности. «Мы, близкое окружение митрополита, были посвящены в то, о чем он хотел говорить с папой, - сказал владыка Кирилл, - речь шла об униатстве, недопустимости расширения его духовных и территориальных границ». Еще одно свидетельство прозорливости святителя, который поднимал тему унии, когда она, казалось бы, никаких видимых опасностей православию не несла.
Вот и раскрылась последняя «тайна» митрополита Никодима. Последняя ли? Осталась ведь неразгаданной тайна его редкого, удивительного феномена. Митрополит Гедеон в своих заметках о владыке Никодиме взволнованно писал: «Сын нецерковных родителей, он стал монахом, священником, богословом. Владыка Никодим, поставляя иереев, рекомендуя кандидатов на епископскую хиротонию, выбирал кадры из имеющихся людей. А его кто выбрал, кто рекомендовал? Кто его воспитывал, кто научил истории Церкви, у кого он научился так богословствовать? Это Господь даровал его своей Церкви! Богоизбранничество митрополита Никодима неоспоримый факт!»
Страница сгенерирована за 0.06 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.