Поиск авторов по алфавиту

Протоиерей Василий СТОЙКОВ: «Митрополит Никодим полагал во главу угла всей своей деятельности именно пастырское служение». Продолжение

Здесь уместно упомянуть о его речах с академической кафедры, в которых он высказывал глубокие мысли о цели богословского образования, о задачах семинарии и Академии, об обязанностях наставников и учащихся. В одной из таких речей в день годичного акта 9 октября 1965 года он, в частности, так определил задачи Духовной школы: «Наша Духовная школа, посвященная имени великого апостола Богослова, вверившая себя его небесному покровительству, имеет высокое призвание и ответственную задачу. Она должна воспитывать добрых делателей на ниве Христовой, преданных Церкви, образованных и благочестивых пастырей и православных богословов, способных содействовать развитию богословской науки и принимать живое участие в многосторонней жизни духовно породившей нас Матери-Церкви. И пастыри, и богословы, выходящие из стен нашей Духовной Академии и семинарии, должны быть и ясно сознавать себя верными сынами своего Отечества, быть плотью от плоти и костью от кости своего народа, должны всесторонне развивать себя и духовно обогащаться, чтобы, поняв стремления современного человечества, его нужды и запросы, с достоинством и пользой проходить свое служение, в котором высокие идеалы христианского экуменизма и миротворчества должны вдохновлять их мысль, работу над собой и повседневное служение» 88). Подобными наставлениями владыка напутствовал также в своих речах при вручении жезла тех своих викарных епископов, которые в должности ректора должны были непосредственно окормлять Духовные школы 89).

Неоднократно владыка в своих речах подчеркивал необходимость связи богословия с жизнью, «которая удерживает умозрение от удаления в бесполезную для дела спасения область отвлеченных рассуждений» 90). Пример истинного богословствования он видел в святоотеческом богословии, величайшее достоинство которого в том, что оно «развивалось, не отрываясь от Апостольского Предания, основывалось на Божественном Откровении и соответствовало запросам жизни» 91). При этом митрополит Никодим обращал внимание на то, что богословие не может быть результатом внешнего лишь научения. Для усвоения и спасительного изъяснения Откровенной истины недостаточны обычные способы познания. Вечная истина только тогда становится близкой человеку, когда она проникает в глубины его духа. А для этого необходимо, чтобы человек духовно приобщился к благодатному действию Божественного Откровения и был способен отражать его незримый свет для просвещения других 92). Такое глубокое и осмысленное знание истин веры оказывает неоценимую помощь в проповедании Христова учения 93). Поэтому владыка призывал учащихся уже с первого момента пребывания их в семинарии начинать интенсивную подготовку к предстоящей деятельности 94). В связи с этим он рекомендовал постоянно углубляться в изучение слова Божия, воспринимать его умом и сердцем для духовного созидания и роста 95), основательно знакомиться со святоотеческими творениями, которые помогают лучше понять Священное Писание и обогащают духовным опытом и практическими духовными советами 96). Чтобы развить и поддержать постоянный интерес учащихся к святоотеческому наследию, он дал указание, дабы в студенческой столовой во время обеда читались не только жития святых, как это было прежде, до него, но и творения святых отцов.

Большое внимание владыка уделял богослужебной практике учащихся, развитию в них любви к богослужению, приобретению ими проповеднических навыков. В связи с этим он давал рекомендации преподавателям Устава и гомилетики, интересовался, как учащиеся читают и поют в храме, как проводятся спевки хора. Он придавал большое значение постановке церковного пения и приложил много усилий к организации регентского класса, который выпускает квалифицированных руководителей церковных хоров. По его благословению в жизнь Духовной школы вошла очень важная для развития духовной жизни практика частой исповеди и причащения Святых Таин. Он также ввел в практику совершение пассий и чина воздвижения Креста, чтобы учащиеся в своем храме усваивали эти богослужебные последования.

По его распоряжению учащиеся стали чаще проповедовать в храме Академии, что содействовало развитию их умения «совершать священнодействие благовествования Божия» (Рим. 15, 16), столь необходимое в практической пастырской деятельности. Наряду с этим, владыка давал наставления будущим проповедникам. Напоминая им об обязанностях благовестника, он часто говорил, что в проповеди за словами должна быть горячая вера проповедника в реальные духовные ценности 97), что благовестие должно не только звучать с церковного амвона, но и провозглашаться самой жизнью свидетеля Христовой истины 98). Кроме того, перед проповедниками настоящего времени стоит особая задача. Ныне, по словам владыки, каждый священник призван духовно осмысливать жизнь, которая совершается вокруг нас, в разных ее проявлениях, с ее устремлениями, достижениями и надеждами. Мы живем в век великих свершений, качественных и коренных изменений, и это вызывает необходимость не только осмыслить на основе Евангелия происходящие явления, но и изъяснять вечную неизменную истину в новых убедительных категориях, которые были бы доступны пониманию современного человека 99).

Посещая уроки в семинарии и лекции в Академии, а также экзамены, владыка стремился уяснить и объем усвоенного материала, и способность учащихся самостоятельно мыслить и ориентироваться в богословских вопросах. По его инициативе и с его участием проходили вечера вопросов-ответов, которые предоставляли возможность свободного и полезного обмена мыслями по разнообразным предметам, касающимся церковной жизни, а также экуменическим и миротворческим проблемам. На этих вечерах учащиеся получали от владыки исчерпывающие ответы на интересующие их вопросы. Заботясь об общем развитии учащихся, владыка рекомендовал Совету Академии и семинарии при рассмотрении планов культурно-просветительных мероприятий включать в них темы из разных областей науки и культуры. При этом он обращал внимание и на патриотическое воспитание, побуждая организовывать экскурсии и проводить лекции, которые способствовали бы этой цели.

Сам владыка, как справедливо отмечено в одной из речей над его гробом, «был русским человеком… в самом широком и сильном смысле этого слова. Он был плоть от плоти и кровь от крови своего великого народа и свидетельствовал о величии своего народа и словом, и делом, и всем своим могучим и блистающим обликом» 100). Он любил и знал русскую историю, ценил историческое прошлое и богатое культурное наследие страны, с уважением относился к созидательному труду нашего народа в новых социальных условиях его бытия. Поэтому задушевно звучал призыв владыки, с которым он не раз обращался к будущим пастырям: «Любите Родину вашу, любите ваш народ, вашу родную землю, землю ваших отцов и дедов. Имейте тот патриотизм, который свойствен был всегда всей Полноте нашей Русской Православной Церкви» 101). В связи с этим следует отметить, что в последние два года владыка преподавал студентам Академии русскую церковную историю, освещая в своих лекциях послесинодальный период, который начинается деятельностью Собора 1917/1918 годов и восстановлением патриаршества. Только любовь к истории отечественной Церкви могла его подвигнуть взять на себя нелегкий при его большой занятости профессорский труд, который усугублялся еще тем, что нужно было много времени тратить на собирание разрозненного материала, заниматься разработкой малоизученного периода, рассматривать явления и события, по-разному освещаемые исследователями.

Митрополит Никодим считал непременным долгом направлять жизнь и деятельность Академии и семинарии так, чтобы они наилучшим образом достигали осуществления их задач. Руководителей школы он призывал проникнуться духом ответственности за тех, кто по окончании школы будет назидать Церковь Божию 102). Руководитель и воспитатель учащихся должен быть мудрым наставником и любвеобильным отцом, чтобы успешно управлять их разумом и сердцем на пути постижения духовного ведения 103), дабы они не только получили богословские знания, но и обрели убежденность и глубокое призвание осуществить жизнью то, что Христос сегодня ожидает от Своих служителей 104). Часто принимая участие в заседаниях Совета школ, он направлял мысль учащих на улучшение качества преподавания, обеспечение учащихся учебными пособиями, на более вдумчивое отношение к воспитанию будущих пастырей и деятелей на церковном поприще, на организацию досуга учащихся. Рассматривая результаты и перспективы учебной и воспитательной деятельности, отображенные в журналах и протоколах, он не просто утверждал их, но выражал свое одобрение, делал замечания, вносил предложения, просил разъяснений, словом, входил во все детали работы преподавательского коллектива.

В жизни каждого высшего учебного заведения важное значение имеет научная деятельность. И Ленинградская Духовная Академия, наряду с учебно-воспитательной работой, занимается научной разработкой богословских вопросов. Эта научно-богословская работа также направлялась владыкой. Неоднократно выступая с речами в дни академического праздника, посвященного памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, он вносил существенный вклад в развитие богословия указанием существенных аспектов и актуальных направлений богословской мысли. Таково, в частности, его Слово «О задачах современного богословия» (9 октября 1968 года), отличающееся глубиной и четкостью постановки богословских проблем, имеющих важное значение для решения насущных вопросов современной жизни 105). В Слове, произнесенном 9 октября 1976 года, акцентируется внимание на таких кардинальных богословских вопросах, как значение Священного Писания и Священного Предания, авторитет святоотеческого богословия, соотношение веры и знания, богословские аспекты экуменизма, а также на актуальности современного богословия и постановке преподавания гомилетики, нравственного богословия, канонического права, церковной истории и других дисциплин 106). Важные руководящие указания делал владыка и во многих других своих речах 107), которые становились программой научно-богословской деятельности Академии. Он умел организовать и направить научный труд профессоров, вдохновляя их на служение богословской науке в соответствии с запросами современной действительности. Видный экуменический деятель и православный богослов, он хорошо понимал актуальные проблемы и открывал перед академической корпорацией перспективы научно-богословской работы, указывая наиболее важные направления и конкретные темы дальнейшей разработки. Оживлению и развитию богословской мысли содействовали также научные встречи профессоров, доцентов и преподавателей, которые собирал владыка в своих покоях. На этих встречах обычно кто-либо из преподавателей делал краткий вступительный доклад на заранее намеченную малоразработанную тему. Другие участники также изучали соответствующие материалы. Поэтому дискуссии всегда были оживленными, интересными и полезными. По окончании обсуждения темы богословской встречи согласовывалась тема следующего собеседования. На этих своего рода семинарах-симпозиумах рассматривались некоторые темы, помещенные в каталоге Всеправославного совещания на Родосе, богословские проблемы из области исагогики и экзегетики Священного Писания Ветхого и Нового Завета, догматики, патрологии и других предметов. Академическая корпорация в приветственном адресе митрополиту Никодиму по случаю десятилетия (1963—1973 гг.) его управления Ленинградской митрополией справедливо отмечала: «Во всей многообразной деятельности Ленинградской Духовной Академии — в ее научно-богословской работе, в практическом применении богословия к жизни Церкви, в служении Святому Православию, в экуменическом свидетельстве, в усилиях на поприще борьбы за мир — Вы, Ваше Высокопреосвященство, участвуете как мудрый руководитель и талантливый организатор» 108). Опытный и неутомимый руководитель, он и в течение следующих пяти лет отдавал все силы и знания подготовке эрудированных богословов, ревностных пастырей и всесторонне образованных церковных деятелей. Мысли его, чувства и стремления в течение всех лет его церковного управления в Ленинграде всегда были направлены к Духовной школе, в которой он сам получил богословское образование. И в конце своей жизни, в августе 1978 года, он намеревался, как это делал и раньше, принять участие в приемных испытаниях, чтобы непосредственно ознакомиться с поступающими и вместе с другими членами экзаменационной комиссии отобрать лучших для подготовки к пастырскому служению. Только из-за неожиданного отъезда в Рим он не смог осуществить этого намерения.

Митрополит Никодим отошел ко Господу во время исполнения им своего церковного послушания, порученного ему Священноначалием нашей Церкви. И он навсегда останется в памяти знавших его деятельным иерархом, который трудился, не жалея сил, всецело отдавая себя великому служению церковному во имя Христово. Таким же деятельным архипастырем, несомненно, будет помнить владыку и его многочисленная паства, которую он воодушевлял на пламенную молитву истовым совершением богослужений, назидал вдохновенным словом и примером жизни, отданной без остатка Церкви, управлял ею, как пастырь добрый, который неусыпно и с радостью заботится о вверенных его попечению душах.

Дорожки, ведущие к могиле митрополита Никодима, утоптаны множеством людей приходящих на братское кладбище Александро-Невской Лавры, чтобы вознести молитвы о упокоении его души. У надгробного креста на месте его вечного покоя теплится лампада, возжигаемая заботливыми руками верующих. Живые цветы, которые возлагаются его почитателями на могильный холм, напоминают, как еще свежа рана от безвременной разлуки с почившим. Все это говорит о доброй памяти, которую он оставил по себе в сердцах пасомых. И этот «памятник нерукотворный» он воздвиг ревностным служением Господу, жертвенным подвигом на благо Церкви.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Архимандрит Никодим (Ротов). Речь при наречении во епископа. «ЖМП», 1960, № 8, с. 16.

2. «ЖМП», 1961, № 10, с. 12.

3. Там же.

4. См.: Митрополит Никодим. Собрание сочинений, т. 1. Ленинград, 1974 (машинопись Д-509), с. 257, 260; «ЖМП», 1963, № 10, с. 19; «ЖМП», 1965, № 4, с. 14.

5. Собрание сочинений, т. 1, с. 293, 294; «ЖМП», 1967, № 2, с. 14.

6. «ЖМП», 1965, № 4, с. 15; Собрание сочинений, т. 1, с. 262.

7. См.: Слово архиепископа Кирилла на отпевании митрополита Никодима.

8. «ЖМП», 1970, № 8, с. 13; см. также: «ЖМП», 1965, № 8, с. 10.

9. «ЖМП», 1974, № 8, с. 26.

10. Там же.

11. «ЖМП», 1967, № 2, с. 14; ср.: «ЖМП», 1965, № 8, с. 10; «ЖМП», 1970, № 8, с. 12.

12. Собрание сочинений, т. 1, с. 108; «ЖМП», 1965, № 3. с. 44.

13. «ЖМП», 1965, № 8, с. 10.

14. «ЖМП», 1975, № 10, с. 58—59.

15. Там же, с. 58.

16. Там же, с. 59.

17. Митрополит Филарет. Собрание мнений и отзывов, т. 4. М., 1886, с. 259.

18. Е. Ловягин. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. СПб., 1861.

19. Протоиерей Л. Воронов. К вопросу о так называемом «тайном» чтении священнослужителем евхаристических молитв во время Божественной литургии // «Богословские труды», 1968, № 4, с. 174.

20. Остров Закинф находится у юго-западных берегов Греции в Ионическом море.

21. См.: Митрополит Никодим. Христианские храмы и богослужение во времена св. Иоанна Златоуста // Собрание сочинений, т. IV. Ленинград, 1974 (машинопись), с. 38—40.

22. Собрание сочинений, т. 1, с. 320 («ЖМП», 1968, № 12, с. 13).

23. Там же, с. 303, 319, 334.

24. Там же, с. 342 («ЖМП», 1970, № 8. с. 12).

25. Там же, с. 248 («ЖМП», 1961, № 10, с. 13).

26. Там же, с. 270 («ЖМП», 1965, № 12, с. 12).

27. Там же, с. 325 («ЖМП», 1969, № 2, с. 11).

28. Там же, с. 325—326, ср. с. 280—281 («ЖМП», 1966, № 2, с. 17).

29. Там же, с. 346 («ЖМП», 1970, № 8, с. 14).

30. Там же, с. 248 («ЖМП», 1961, № 10, с. 13).

31. По точным данным владыка только за два года совершил 205 служб, а именно: в 1964 — 79 богослужений, а в 1965 — 126 богослужений. См.: Годовой отчет Ленинградской митрополии за 1964 г. (машинопись), с. 11; Годовой отчет Ленинградской митрополии за 1965 г. (машинопись), с. 7.

32. В «ЖМП» за 1962—1976 гг. имеются 22 проповеди, из них Пасхальных — 4, Рождественских — 5, на воскресные дни — 2, Великопостных — 2, по одной на праздники Святой Троицы, Преображения, Благовещения и Сретения, две проповеди на дни святых и 3 на разные случаи. В «Собрании сочинений» помещены 14 Рождественских и 14 Пасхальных посланий, а также 9 посланий по разным поводам. Некоторые из них напечатаны в «ЖМП». Ср.: Собр. соч., т. 1, с. 119—129 и «ЖМП», 1969, № 2, с. 34—38; с. 161—170 и «ЖМП», 1971, № 4, с. 36—39; с. 204—212 и «ЖМП», 1973, № 3, с. 33—36. Ср. также: Собр. соч., т. 1, с. 10—14 и «ЖМП», 1962, № 5, с. 6—7; с. 130—137 и «ЖМП», 1969, № 6, с. 22—25; с. 171—180 и «ЖМП», 1971, № 5, с. 26—30. Пасхальное послание 1976 года также является проповедью, произнесенной на третий день Пасхи (см.: «ЖМП», 1976, № 7, с. 35—37).

33. Собрание сочинений, т. 1, с. 280 («ЖМП», 1966, № 2, с. 17).

34. Там же, с. 325 («ЖМП», 1969, № 2, с. 11).

35. Там же, с. 24, 25 («ЖМП», 1971, № 4, с. 38); Собрание сочинений, т. 1, с. 50—51, 62, 73; «ЖМП», 1976, № 4, с. 41—42.

36. О Боговоплощении митрополит Никодим говорит также в проповеди на Благовещение («ЖМП», 1966, № 5, с. 27—30).

37. См.: Собрание сочинений, т. 1, с. 61, 88, 161—162 («ЖМП», 1971, № 4, с. 36), 206—207 («ЖМП», 1973. № 3, с. 34).

38. Там же, с. 146—148; см. также: «ЖМП», 1966, № 5, с. 29.

39. Там же, с. 274, 277, 302—303, 308—312, 320—321 («ЖМП», 1965, № 12, с. 14; 1966, № 2, с. 16; 1967, № 12, с. 14; 1968, № 2. с. 8—11; № 12, с. 13—14).

40. Там же, с. 73—74, 126—127 («ЖМП», 1969, № 2, с. 37); см. также с. 195.

41. Собрание сочинений, т. 4, с. 293 («ЖМП», 1974, № 8, с. 27—28).

42. «ЖМП», 1971, № 4, с. 38; Собрание сочинений, т. 1, с. 167—168.

43. Там же, с. 219—220 и др.

44. См.: «ЖМП», 1969, № 11, с. 35—36; Собрание сочинений, т. 1, с. 120—124, 173.

45. «ЖМП», 1964, № 9, с. 18—20.

46. «ЖМП», 1976, № 7, с. 35; Собрание сочинений, т. 1, с. 55.

47. Собрание сочинений, т. 1, с. 29, 55—56, 65, 78—79, 97, 99, 100, 113—116, 158, 179, 192—194, 215 и др.

48. Слово 27 // Творения, изд. 3, ч. 3. М., 1889, с. 5.

49. См., например: «ЖМП», 1962, № 2, с. 18—19; 1966, № 4, с. 23—25; 1965, № 3, с. 43—45; 1962, № 5, с. 6—7.

50. «ЖМП», 1969, № 2, с. 38, см. также: «ЖМП», 1962, № 2, с. 19; «ЖМП», 1969, № 3, с. 45.

51. Собрание сочинений, т. 1, с. 327 («ЖМП», 1969, № 2, с. 12).

52. Там же, с. 255 («ЖМП», 1963, № 7, с. 19).

53. «ЖМП», 1966, № 4, с. 23—25.

54. «ЖМП», 1965, № 1, с. 42—43.

55. «ЖМП», 1965, № 10, с. 25.

56. Собрание сочинений, т. 1, с. 294 («ЖМП», 1967, № 2, с. 16).

57. «ЖМП», 1966, № 2, с. 36.

58. Там же, с. 37.

59. Там же, с. 38.

60. В проповеднических произведениях митрополита Никодима цитируются святые Игнатий Богоносец, Ириней Лионский, Григорий Чудотворец, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский, Ефрем Сирин, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама, Димитрий Ростовский, Тихон Задонский и др. В проповедях также часто приводятся богослужебные тексты (см., например: «ЖМП», 1962, № 5, с. 7; 1964, № 9, с. 17, 19, 20; 1965, № 3, с. 43; № 10, с. 23, 24; Собрание сочинений, т. 1, с. 51—52, 75, 90, 123, 184, 227, 233, 235, 237 и др.).

61. См.: Митрополит Никодим. О задачах современного богословия // «ЖМП», 1968, № 12, с. 68; Собрание сочинений, т. 2, Ленинград, 1974 (Машинопись Д-510), с. 266, 293—294; «ЖМП», 1977, № 3, с. 13; Собрание сочинений, т. 2, с. 289.

62. Собрание сочинений, т. 1, с. 319 («ЖМП», 1968, № 12, с. 13).

63. Там же, с. 345 («ЖМП», 1970, № 8, с. 13).

64. Там же, с. 346.

65. Там же, с. 304 («ЖМП», 1967, № 12, с. 15).

66. Там же, с. 259.

67. Там же, с. 305.

68. Там же, с. 306.

69. Там же, с. 283, 288 («ЖМП», 1966, № 2, с. 18; 1967, № 1, с. 25).

70. Там же, с. 330.

71. См.: Годовой отчет Ленинградской митрополии за 1964 год, с. 11.

72. Там же, с. 10.

73. Там же, с. 14—15.

74. Там же, с. 12. Подобные сведения содержатся также в годовых отчетах за последующие годы.

75. См.: Годовые отчеты за 1964, 1965, 1966 годы (с. 11, 6 и 5 соответственно).

76. Годовые отчеты за 1975, 1976, 1977 годы (с. 9, 10 и 11 соответственно).

77. На собрании, в частности, были высказаны рекомендации проповедникам в соответствии с теми мыслями митрополита Никодима, которые отражены в его Слове на праздновании 30-летия ЛДА. См.: «ЖМП», 1977, № 3, с. 14.

78. См.: «ЖМП», 1977, № 3, с. 14—15; Собрание сочинений, т. 2, с. 294—297.

79. Творения, изд. 3, ч. 1. М., 1889, с. 20.

80. Собрание сочинений, т. 1, с. 319 («ЖМП», 1968, № 12, с. 13).

81. Там же, с. 247 («ЖМП», 1961, № 10, с. 12).

82. Там же, с. 83—85, 199—203, 222—223.

83. Там же, с. 83, ср. с. 222.

84. Там же, с. 84.

85. Там же, с. 200.

86. Там же, с. 223.

87. См., например: Годовой отчет Ленинградской митрополии за 1975 год, с. 9—10.

88. Собрание сочинений, т. 2, с. 225.

89. Собрание сочинений, т. 1, с. 288, 325, 327, 355.

90. Собрание сочинений, т. 2, с. 255, ср. с. 259, 312.

91. Там же, с. 293.

92. Там же, с. 268—269.

93. Там же, с. 290.

94. Там же, с. 298.

95. Там же, с. 299—300.

96. Там же, с. 291.

97. «ЖМП», 1977, № 3, с. 14.

98. Собрание сочинений, т. 2, с. 236.

99. Там же, с. 293, 296—297; ср. «ЖМП», 1968, № 12, с. 68.

100. См.: Слово архиепископа Кирилла на отпевании митрополита Никодима.

101. Собрание сочинений, т. 2, с. 247; ср. с. 237, 305.

102. Собрание сочинений, т. 1, с. 325.

103. Там же, с. 327.

104. Там же, с. 355.

105. См.: «ЖМП», 1968, № 12, с. 63—69.

106. См.: «ЖМП», 1977, № 3, с. 10—15.

107. См.: Собрание сочинений, т. 2, с. 223—226, 227—233, 241—249, 254—270, 285—307, 308—315.

108. См.: Журнал заседаний Совета ЛДАиС № 5 (637) от 1 ноября 1973 г., приложение № 2, с. 4.

Протоиерей Василий СТОЙКОВ,
профессор Ленинградской Духовной Академии
(«ЖМП», 1979, № 4, с. 36—48)


Страница сгенерирована за 0.04 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.