Поиск авторов по алфавиту

Священник Владимир Голубцов. Русская православная диаспора во второй половине XX века

Болгария

В начале Русского бульвара в Софии, переходящего за городом в Цареградское шоссе, возвышается, сияя золотыми куполами, одно из самых красивых архитектурных сооружений болгарской столицы – храм во имя святителя Николая Чудотворца, более известный под именем Русской церкви.[252]

Свято-Никольская церковь была построена по проекту архитектора М.Т.Преображенского, построившего храмы в Таллинне, Флоренции и других городах. Он был освящен митрополитом Доростоло-Червенским Василием 14 (27) ноября 1914 года.[253]

Церковь построена в московском стиле XVII века. Роспись сделана в московско-ярославской манере этого же века. Особую ценность представляет собой майоликовый иконостас. Его иконы – это копии икон Владимирского Собора в Киеве. Под храмом находится крипт с усыпальницей, где покоятся мощи архиепископа Серафима (Соболева).[254]

Вплоть до окончания Второй Мировой войны община Свято-Никольской церкви, как и вся вообще русская диаспора в Болгарии, не подчинялась Русской Православной Церкви. Лишь в 1946 году она, возглавляемая вышеупомянутым архиепископом Серафимом, перешла в лоно Московского Патриархата.

Во время войны храм сильно пострадал от бомбежек. Но к маю 1946 года, ко дню приезда в Болгарию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, церковь была отреставрирована. 22 мая Святейший Патриарх, совместно с митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) и архиепископом Серафимом, отслужил Божественную литургию в Свято-Никольском Соборе.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия при церкви было устроено сестричество. Главной заботой этого церковного объединения стала организация в храме духовных бесед и паломничество по святым местам Болгарии, в частности в знаменитый Рыльский монастырь.

26 февраля 1950 года преставился архиепископ Серафим, многие годы управлявший русскими православными общинами в Болгарии. О нем остались самые теплые воспоминания как у русских, так и у болгар. Его могила в крипте Свято-Никольского храма стала излюбленным местом паломничества всех православных христиан этой балканской страны.

По кончине святителя община церкви во имя святителя Николая оказалась в трудном положении. Она не только осталась без опытного духовного руководителя, но и без средств к существованию.

После назначения в 1952 году настоятелем храма отца Сергия Казанского приход немного ожил. Этому так же способствовали регулярное богослужение и пение хорошего хора. Но имелись и негативные моменты. Храм остался без церковного совета. Вдобавок к этому были распущены ревизионная комиссия и сестричество.[255]

В 1953 году храм во имя святителя Николая Чудотворца стал подворьем Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Болгарии.[256] Вместо отца Сергия Казанского настоятелем был назначен игумен Сергий (Конобеев).

Все остальные русские церковные общины в Болгарии с этого времени перешли непосредственно в ведение Болгарской Православной Церкви.

С 1955 года количество русских в Болгарии значительно уменьшилось. Большая их часть вернулась на свою историческую родину. Среди прихожан русской церкви в Софии стали преобладать болгары.

С 1957 года по 1973 год настоятелем Свято-Никольского подворья являлся архимандрит Мефодий (Жерев). При нем была заменена старая отопительная система, храм подключили к городской теплосети. В 1970 году купола церкви покрыли позолотой. К сожалению, внутреннее устройство церковной общины осталось без изменений. Не были восстановлены церковный совет, ревизионная комиссия, должности старосты и счетовода-кассира. Не было воссоздано и сестричество.

С 1966 года прекратили звонить в колокола. После перехода Болгарской Церкви на новый стиль в храме стали проводиться различные эксперименты. Например, за богослужением стали употреблять магнитофонную запись. Слава Богу, вскоре из-за протестов многих прихожан все это безобразие прекратилось.

С 1973 года Московская Патриархия возобновила практику назначения на Свято-Никольский приход настоятеля из СССР. Первым после долгого перерыва стал протоиерей Аркадий Тыщук. Он всеми своими силами старался возродить жизнь подворья. При нем были восстановлены церковный совет и ревизионная комиссия, утвержденные Священным Синодом Болгарской Православной Церкви. Вновь появляется сестричество, а с 1974 года ожил колокольный звон.

Во время настоятельства архимандрита Никиты (Якеровича) (1975-1984) в Никольской церкви подворья были отреставрированы стенные росписи. В 1982 году обновлена позолота иконостаса. Сестричество возобновило беседы на нравственно-религиозные темы. Богослужение вновь стало совершаться регулярно.[257] В 1987 году была обновлена и украшена цветным мрамором усыпальница архиепископа Серафима (Соболева). Сюда за утешением и помощью владыки и сегодня приходят многие православные.[258] Благодаря средствам посольства Российской Федерации в Болгарии, в 1994 году началась новая реставрация стенной росписи софийского Свято-Никольского подворья Русской Православной Церкви. В этом же году Болгарию и подворье Московского Патриархата в Софии посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Пока в Болгарском государстве не происходит того духовного движения, которое, вот уже второе десятилетие наблюдается в России. Это отражается и на русской церкви в Софии. Будем надеяться, что процесс обновления церковной жизни все же захватит и Свято-Никольский храм в Болгарии, а с ним и всех коренных жителей этой страны.[259]

Югославия

После революции 1917 года и следующей за ней гражданской войны в России десятки тысяч русских эмигрантов оказались на единоверной Сербской земле. Сербская Церковь даже позволила Русской Православной Церкви на своей канонической территории иметь самостоятельную, хорошо разветвленную церковную структуру. Город Сремские Карловцы стал духовным центром всей русской эмиграции. Когда православная русская диаспора разделилась на два непримиримых лагеря – сторонников митрополита Антония (Храповицкого), возглавлявшего Архиерейский Синод РПЦЗ, и сторонников митрополита Евлогия, сербский Патриарх Варнава играл роль арбитра, стремясь примирить эти русские церковные группы.[260]

Забегая вперед, скажем, что благодаря русским монахиням из Леснинского монастыря, волею судьбы оказавшимся на чужбине, было возрождено сербское женское монашество.[261]

В 1924 году по проекту В. Сташевского в столице Сербии – Белграде возведена русская церковь во имя Пресвятой Троицы.[262] Она находится почти в самом центре города, рядом с сербским собором во имя святого апостола Марка.[263] В ней до сих пор хранятся 200 русских военных знамен времен русско-турецкой и наполеоновской войн. Их захватили с собой офицеры генерала Врангеля, когда эмигрировали из России. В этой же церкви и был похоронен в 1929 году генерал Врангель.

Интерьер храма интересен своим дубовым иконостасом, иконы для которого были написаны князем М.С.Путятиным. В церкви находится чудотворный список с Курской-Коренной иконы Пресвятой Богородицы.[264]

После Второй Мировой войны и установления в Югославии коммунистического режима русские эмигранты стали покидать страну. К 1946 году из 11-ти тысяч русских в ней осталась одна треть.

В 1945 году Свято-Троицкая церковь в Белграде стала подворьем Московского Патриархата. На протяжении всей послевоенной истории этого храма его настоятелями были священники из рода Тарасьевых. Что интересно, они носили одно и тоже имя – Виталий. Сегодня настоятелем подворья является внук первого настоятеля – отец Виталий Тарасьев.

В 1964 году городская администрация Белграда разрешила первому настоятелю Свято-Троицкого храма, отцу Виталию, построить небольшой церковный домик, в котором разместился церковный совет храма. В 1974 году он скончался, и на место настоятеля назначили его сына – священника Виталия Тарасьева. При новом священнике еще больше укрепились связи между сербским и русским народами.[265]

В 1994 году, во время своей поездки на Балканы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил и Свято-Троицкую церковь в Белграде. Второй раз он побывал здесь весной 1999 года во время натовских бомбардировок Югославии.

В декабре 1998 года новым настоятелем русской церкви стал сын о. Виталия Витальевича Тарасьева – священник Виталий Тарасьев.

В ночь с 22-го на 23 апреля 1999 года во время нанесения американской авиацией ракетно-бомбового удара по Белграду пострадало и подворье Московского Патриархата, находящееся всего лишь в 80-ти метрах от здания телецентра. Временно богослужение пришлось совершать в приписанной к подворью Иверской часовне.[266]

Боль и страдания сербского народа отдаются и в русских сердцах, все больше и больше укрепляя дружбу. Подворье Московского Патриархата является как бы мостом, соединяющим два берега одной реки, несущей свои воды к одному – единению в истинной вере.

 

* * *

В этой главе мы не перечислили буквально несколько европейских стран, но это не значит, что там нет православной русской диаспоры. Например, в Греции есть храмы Элладской Православной Церкви, где для русскоязычного населения, преимущественно выехавших из СССР понтийских греков, богослужение совершается на церковно-славянском языке.

В столице Португалии - Лиссабоне -  находится русская православная община во имя Покрова Пресвятой Богородицы, подчиняющаяся Русской Зарубежной Церкви,[267] а в соседней Испании русская православная община, находящаяся под юрисдикцией Московского Патриархата, планирует строительство русской церкви.[268]

За последние полвека Русское Православие в Западной Европе укрепило свои позиции. С новым наплывом эмигрантов в конце 80-х – 90-х годов оживилась деятельность приходов русской диаспоры. Просветительская и миссионерская деятельность продолжают играть немаловажную роль в деле апостольской проповеди среди местного населения. Существенных же результатов в этом деле можно достичь лишь при условии объединения православных русских общин, входящих в юрисдикции РПЦ МП, РПЦЗ и РЭКП – в одну Русскую Православную Церковь Московского Патриархата. К счастью, сегодня на этом пути наметились некоторые сдвиги.


[1] Народы мира. Историко-этнографический справочник. М.: Советская Энциклопедия, 1988. С.547.

[2] Александров И. О значении Русского Экзархата Вселенского Патриархата в Западной Европе.//Вестник РСХД №56. 1960. Сс.17-20.

[3] Поспеловский Д.В. Из истории русского церковного Зарубежья.//Церковь и время №1 1991. Сс.63-64.

[4] Кассиан (Безобразов), еп. Что дал русской православной эмиграции Экзархат Вселенского Престола?//Вестник РСХД № 56. 1960. Сс.10-11.

[5] Поспеловский Д.В. Указ. Соч. Сс.63-64.

[6] Кассиан (Безобразов), еп. Указ. Соч. Сс.10-11.

[7] Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. С.232.

[8] Б.а. Митрополит Владимир: Святитель – молитвенник (1873-1959). Париж, 1965. С.115.

[9] Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь… С.232.

[10] Поспеловский Д.В. Из истории русского церковного Зарубежья.//Церковь и время № 2 1991. С.53.

[11] Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь… С.232.

[12] Notes et materiaux sur l’histoire de l’Eglise Russe en Europe Occidentale. P. Ed. de l’Exarchat. 1972. P.85.

[13] Дело Успенской церкви (при кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа).//Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата. №9 1952. Сс.27-28.

[14] Хроника жизни Русской Православной в Западной Европе (Экзархат Московского Патриархата).

№ 6. Март. Париж, 1952. С.7.

[15] Notes et materiaux sur l’histoire de l’Eglise Russe en Europe Occidentale. P. Ed. de l’Exarchat. 1972. Рр.89-90.

[16] Там же. Рр.92-93.

[17] Ветошников К. История Константинопольского Патриархата в XX веке. Канд. дис. Сергиев Посад, 1996. Сс.98-99.

[18] SOP, juillet – aout 1999. №240 P.211.

[19] Скурат К.Е. Заграничные учреждения Русской Православной Церкви. Загорск, 1968. С.3.

[20] Киприан, архим. Дореволюционное русское духовенство за границей.//Православная мысль 1957. №11. С.114.

[21] Александро-Невский кафедральный Собор в Париже: Памятка к 100-летию Собора./Сост. по матер. ключаря Собора прот. А. Чекана. Париж, 1961. Сс.8-43.

[22] Забелин С. Путевые заметки.//Наше наследие 1997. №41. Сс.99-111.

[23] Александро-Невский кафедральный Собор в Париже: Памятка к 100-летию Собора./Сост. по матер. ключаря Собора прот. А. Чекана. Париж, 1961. Сс.8-43.

[24] Кавтарадзе С. Французская Россия: Храм Александра Невского в Париже.//Архитектура и строительство Москвы. 1990. №5. С.32.

[25] Паламарчук П. Русские кресты над Лазурным берегом.//Новая Россия. 1996. №4. Сс.188-192.

[26] Русская Церковь во Франции.//Россияне. 1992. № 5-6. С.83-85.

[27] Казем – Бек. А. Прошлое и настоящее парижского раскола.//ЖМП 1969. №4. Сс.10-23.

[28] Пимен (Извеков), Патриарх Московский и всея Руси. Послание… по случаю 50-летия основания Трехсвятительского подворья в Париже.//Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата. 1980-1981. №105-108. Сс.128-131.

[29] К пятидесятилетию основания Трехсвятительского подворья в Париже.//Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата. 1980-1981. №105-108. Сс.139-146.

[30] Хроника жизни Русской Православной Церкви в Западной Европе (Экзархат Московского Патриархата). Париж, 1958. №VI. С.3.

[31] К пятидесятилетию основания Трехсвятительского подворья в Париже.//Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата. 1980-1981. №105-108. Сс.139-146.

[32] Зарубежные церковные учреждения  Московского Патриархата на январь 1998 года. М.: ОВЦС, 1998.

[33] Хроника жизни Русской Православной Церкви в Западной Европе (Экзархат Московского Патриархата). Париж, 1959. №VII. С.11-12.

[34] Хроника жизни Русской Православной Церкви в Западной Европе (Экзархат Московского Патриархата). Париж, 1956. №28. С.7.

[35] Освящение закладки храма в Они.//Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата. 1955. №23. С.191.

[36] Обновление храма святых Сергия и Германа (Вильмуассон).//Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата. 1955. №23. С.191.

[37] Хроника жизни Русской Православной Церкви в Западной Европе (Экзархат Московского Патриархата). Париж, 1952. №7. С.8.

[38] Хроника жизни Русской Православной Церкви в Западной Европе (Экзархат Московского Патриархата). Париж, 1952. №6. С.7

[39] Хроника жизни Русской Православной Церкви в Западной Европе (Экзархат Московского Патриархата). Париж, 1956. №29. С.8

[40] Хроника жизни Русской Православной Церкви в Западной Европе (Экзархат Московского Патриархата). Париж, 1956. №28. С.7

[41] О кончине монаха о. Григория (Круг)//Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата. 1969. №67. С.136.

[42] Париж. 1967.

[43] Сергий, архим. Свято–Духовский скит близ Парижа.//ЖМП. 1985. №9. Сс.15-16.

[44] Хроника жизни Русской Православной Церкви в Западной Европе (Экзархат Московского Патриархата). Париж, 1955. №26. С.9.

[45] Ведерников А. Архимандрит Дионисий (Шамбо): Некролог.//ЖМП 1965. №8. Сс.26-31.

[46] Carrasco Hubert, pretre catholice – romain (hieromoine Cyrille).// Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата. 1969. №65. С.3.

[47] Pierre (L’Huillier): Notice biographique.// Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата. 1968. №4. С.177-178.

[48] Пимен (Извеков), Патриарх Московский и всея Руси. Указ №1613 от 16 ноября 1979 года:/ О временном управлении Корсунской епархией митрополиту Минскому и Белорусскому Филарету.// Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата. 1979. №101-104 С.95.

[49] Василий (Кривошеин), архиеп. Высокопреосвященнейший митрополит Николай, бывший Корсунский, Патриарший Экзарх Западной Европы (Некролог).//ЖМП. 1985. № 12. С.20.

[50] ЖМП 1960. №3. С.25.

[51] Зарубежные церковные учреждения Московского Патриархата на январь 1998 года. М.: ОВЦС, 1998.

[52] Блаженный Иоанн Чудотворец: Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна (Максимовича). М.: Правило веры; Русский паломник, 1993. Сс.36-165.

[53] Kovalevsky M. Orthodoxie et Occident: Rennaissance d’une Eglise locale. Ed. Carbonnel, 1990. P.193-194.

[54] Notes et materiaux sur l’histoire de l’Eglise Russe en Europe Occidentale. P. Ed. de l’Exarchat. 1972. P.89.

[55] Блаженный Иоанн Чудотворец: Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна (Максимовича). М.: Правило веры; Русский паломник, 1993. С.284.

[56] Русская Православная Церковь за границей (1918-1968)./Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим: Русская Духовная Миссия, 1968. Т.2. Лл.1088 1125.

[57] Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами на 1999 год. Джорданвилль, Нью-Йорк, 1998.

[58] Хроника жизни Русской Православной Церкви в Западной Европе (Экзархат Московского Патриархата). Париж, 1955. №26. С.8.

[59] Православные Богословско-Пастырские Курсы в Париже.//Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата. Париж, 1955. №23. С.192.

[60] Зернов Н. Русский религиозный Ренессанс XX века. М., 1967. С.328.

[61] Спасский Ф. Летопись академической жизни в 1946-1947 учебном году.//Православная мысль. 1948. №6. Сс.184-186.

[62] Спасский Ф. Указ. Соч. 1949. №7. Сс.154-157.

[63] Спасский Ф. Указ. Соч. 1953. №9. С.163.

[64] Спасский Ф. Указ. Соч. 1955. №10. Сс170-176.

[65] Зеньковский В., прот. Наша радость, наша слава: Православный Богословский Институт в Париже.//Вестник РСХД. 1960. №56. С.24.

[66] Куломзин Н.А. Богословский Институт в настоящее время.//Вестник РСХД. 1964. №75-76. С.21.

[67] Ветошников К. История Константинопольского Патриархата в XX веке. Канд. дисс. Сергиев посад, 1996. Сс.98-99.

[68] L’Institut de Theologie Orthodoxie Saint – Serge: 70 ans de theologie orthodoxe a Paris. Paris., 1997. P.20-21.

[69] Русский Париж. М., 1998. С.374.

[70] Зернов Н. Указ. Соч. С.328.

[71] Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. Paris, Librairie des cinq continents, 1973. P.54-85.

[72] SOP. Novembre, 1994. №192. P.6.

[73] Thon N. Der Gebrauch des Deutschen als orthodoxer Liturgiesprache. Kirchen im Kontext unterschiedeicher Kulturen. Gottingen, 1991. Pp.823-838.

[74] Бураков Б., прот. Русская Православная Церковь на немецкой земле: Краткий исторический очерк.//ЖМП. 1966. №3. Сс.75-76.

[75] Скурат К. Заграничные учреждения Русской Православной Церкви. Загорск, 1968. С. 3.

[76] Thon N. Der Gebrauch des Deutschen als orthodoxer Liturgiesprache. Kirchen im Kontext unterschiedeicher Kulturen. Gottingen, 1991. Pp.823-838.

[77] Цыпин В., прот. История Русской Церкви 1917-1997. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1997. С.596.

[78] Thon N. Der Gebrauch des Deutschen als orthodoxer Liturgiesprache. Kirchen im Kontext unterschiedeicher Kulturen. Gottingen, 1991. Pp.823-838.

[79] Рар Г. Храм-памятник Тысячелетия Крещения Руси в Мюнхене.//Русское Возрождение. 1979. №7-8. Сс.295-297.

[80] Русская Православная Церковь за границей: 1918-1968./Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим: Русская Духовная Миссия, 1968. Т.2. Лл.931-932.

[81] Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами на 1999 год. Джорданвилл, Нью-Йорк, 1998.

[82] Русская Православная Церковь за границей: 1918-1968./Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим: Русская Духовная Миссия, 1968. Т.2. Лл.984-985.

[83] Рар Г. Храм-памятник Тысячелетия Крещения Руси в Мюнхене.//Русское Возрождение. 1979. №7-8. Сс.295-297.

[84] Русская Православная Церковь за границей: 1918-1968./Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим: Русская Духовная Миссия, 1968. Т.2. Лл.954-957.

[85] Забелин С. Цит. Соч. Сс.99-111.

[86] Русская Православная Церковь за границей: 1918-1968./Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим: Русская Духовная Миссия, 1968. Т.2. Лл.966.

[87] Забелин С. Цит. Соч. Сс.99-111.

[88] Русская Православная Церковь за границей: 1918-1968./Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим: Русская Духовная Миссия, 1968. Т.2. Лл.915-923.

[89] Рар Г. Цит. Соч. Сс.295-297.

[90] Русская Православная Церковь за границей: 1918-1968./Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим: Русская Духовная Миссия, 1968. Т.2. Лл.994.

[91] Забелин С. Цит. Соч. Сс.99-111.

[92] Хроника жизни Русской Православной Церкви в Западной Европе (Экзархат Московского Патриархата). Париж, 1956. №28. С.10.

[93] Русская Православная Церковь за границей: 1918-1968./Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим: Русская Духовная Миссия, 1968. Т.2. Лл.954.

[94] Рар Г. Цит. Соч. Сс.295-297.

[95] Зарубежные церковные учреждения Московского Патриархата на январь 1998 года. М.: ОВЦС, 1998.

[96] Tnon, N. Per Gebrauch des Deutschen… P.823-838.

[97] Определение Священного Синода от 16 июля 1982 года. О границах епархий Среднеевропейского Экзархата.//ЖМП., 1982. №8. С.9.

[98] Хроника жизни Русской Православной Церкви в Западной Европе (Экзархат Московского Патриархата). Париж, №15. 1960. С.5.

[99] Восстановление храма (Тегельский храм в Западном Берлине).//ЖМП., 1954. №2. С.13.

[100] ЖМП.,1954. №2. Сс.13-14.

[101] Лебедев В. В Потсдам – к потомкам русских гренадеров.//Вокруг света. 1998. №6. С.57.

[102] Престольный праздник в городе Потсдаме.//ЖМП., 1957. №9. С.11.

[103] Die Russishen Kirchen in Potsdam, Weimur, Dresden, Leipzig, Berlin, 1983. P.1.

[104] Лебедев В. Цит. Соч. С.59.

[105] Die Russishen Kirchen in Potsdam, Weimur, Dresden, Leipzig, Berlin, 1983. P.8.

[106] Милютенко В. Под небом Германии русские купола.//Россия. 1996. №5. С.59.

[107] Лебедев В. Цит. Соч. Сс.59-60.

[108] Милютенко В. Цит. Соч. С.59.

[109] Die Russishen Kirchen in Potsdam, Weimur, Dresden, Leipzig, Berlin, 1983. P.21

[110] ЖМП., 1975. №2. Сс.22-23.

[111] Чудов В. Сродни подвижничеству.//Эхо Планеты. 1996. №38. Сентябрь. С.32.

[112] Обновление русского православного храма в Дрездене.//Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата. 1950. №6. С.36.

[113] 120-летие русского православного храма в Веймаре.//ЖМП. 1983. №4. С.16.

[114] Чудов В. Цит. Соч. С.32.

[115] Макарий, архим. История одного храма.//Отчизна. 1991. №7. С.23.

[116] Забелин С. Цит. Соч. Сс.99-111.

[117] 120-летие русского православного храма в Веймаре.//ЖМП. 1983. №4. С.16.

[118] Забелин С. Цит. Соч. Сс.99-111.

[119] Макарий, архим. Цит. Соч. С.23.

[120] Авенир, архим. 100-летие прихода в Баден-Бадене.//ЖМП. 1983. №1. Сс.20-21.

[121] Хроника жизни Русской Православной Церкви в Западной Европе (Экзархат Московского Патриархата). Париж, 1955. №26. С.10.

[122] ЖМП. 1987. №8. С.37.

[123] ЖМП. 1986. №4. С.38.

[124] ЖМП. 1987. №6. С.13.

[125] Милютенко В. Цит. Соч. С.61.

[126] Кориненко А. Козлятьево в Гифхорне.//Эхо Планеты. №38. 1996. Сентябрь. С.33.

[127] Tnon, N. Per Gebrauch des Deutschen… P.823-838.

[128] Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. Paris, Librairie des cinq continents, 1973. P.66-67.

[129] Новый Институт Православного Богословия в ФРГ.//ЖМП. 1985. №12. С.49.

[130] Скурат К.Е. Заграничные учреждения Русской Православной Церкви. Загорск, 1968. С. 3.

[131] Русская Православная Церковь за границей: 1918-1968./Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим: Русская Духовная Миссия, 1968. Т.2. Л.1038.

[132] Каллист (Уэйр), еп. Диоклийский. На берегах Темзы и Трента: Православие на Британской земле.//ЖМП. 1993. №10. Сс.88-90.

[133] Там же.

[134] Каллист (Уэйр), еп. Цит. Соч. Сс.88-90.

[135] Казнина О.А. Русские в Англии. М.: Наследие, 1997. С.387.

[136] Жизнь православных русских приходов в Лондоне.//Вестник Западно-Европейского Экзархата. 1950. №6. С.36.

[137] Антоний (Блум), игумен. Из жизни нашего прихода в Лондоне.//Приходской Вестник. 1955. №1. С.34.

[138] Хроника жизни Русской Православной Церкви в Западной Европе (Экзархат Московского Патриархата). Париж, 1956. №30. С.5.

[139] Удовенко Б. Серебряный юбилей в Экзархате Западной Европы: 25-летие Дома Экзархата.//ЖМП. 1973. №5. С.27.

[140] Каллист (Уэйр), еп. Цит. Соч. Сс.88-90.

[141] А. «Эффингам V» - ежегодный съезд Сурожской епархии.//ЖМП. 1979. №11. С.24.

[142] Фортунато М., прот. Гаррет А. К 70-летию митрополита Антония.//Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата. 1985. №114. Сс.94-96.

[143] Русская Православная Церковь за границей: 1918-1968./Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим: Русская Духовная Миссия, 1968. Т.2. Лл.1074-1075.

[144] Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами на 1999 год. Джорданвилл., 1998. №4.

[145] Русская Православная Церковь за границей: 1918-1968./Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим: Русская Духовная Миссия, 1968. Т.2. Л.1066.

[146] Зандер А.А. Западное Православие.//Вестник РСХД. 1958. №48. Сс.12-25.

[147] Карлежев А. Кончается ли Европа там, где начинается Православие: О Православном Институте в Кембридже рассказывает епископ Сергиевский Василий (Осборн).//Русская мысль. 1999. №4294. С.21.

[148] SOP. №204. Jannier. 1996. P.5.

[149] Народы мира: Историко-этнографический сборник. М.: Советская Энциклопедия, 1988. С.547.

[150] Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами на 1999 год. Джорданвилл., 1998. №4.

[151] Скурат К.Е. Цит. Соч. С.4.

[152] Русская Православная Церковь за границей: 1918-1968./Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим: Русская Духовная Миссия, 1968. Т.2. Лл.1079-1082.

[153] Хроника жизни Русской Православной Церкви в Западной Европе (Экзархат Московского Патриархата). Париж, 1954. №20. С.9.

[154] Хроника жизни Русской Православной Церкви в Западной Европе (Экзархат Московского Патриархата). Париж, 1953. №15. С.13.

[155] Представительство Московского Патриархата при ВСЦ в Женеве.//ЖМП. 1986. №3. С.28.

[156] Информационный бюллетень Отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата. 1998. №4. С.4.

[157] Хроника жизни Русской Православной Церкви в Западной Европе (Экзархат Московского Патриархата). Париж, 1954. №20. С.9.

[158] Информационный бюллетень Отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата. 1999. №1. С.15.

[159] Русская Православная Церковь за границей: 1918-1968./Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим: Русская Духовная Миссия, 1968. Т.2. Л.1087.

[160] SOP. №193. Deсembre 1994. P.4.

[161] Столетие русского храма в Брюсселе.//ЖМП. 1963. №32. С.47.

[162] К 80-летию Преосвященного Василия, архиепископа Брюссельского и Бельгийского: Биографические заметки.//Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата. 1980-1981гг. №105-108. Сс.123-127.

[163] Столетие русского храма в Брюсселе.//ЖМП. 1963. №32. С.47.

[164] Reorganisation de la mission Orthodoxe Belge.//Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата. 1969. №68. С.203.

[165] Зарубежные церковные учреждения Московского Патриархата на январь 1998 года. ОВЦС, 1998.

[166] Паламарчук П. Храм памяти в Брюсселе.//Родина. 1997. №6. С.24.

[167] Русская Православная Церковь за границей: 1918-1968./Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим: Русская Духовная Миссия, 1968. Т.2. Лл.1132-1141.

[168] Б.а. Митрополит Владимир: Святитель-молитвенник (1873-1959). Париж, 1965. С.142.

[169] SOP. №184. Janvier. 1994. Р.

[170] SOP. №193. Deсembre 1994. P.4.

[171] Скурат К.Е. Цит. Соч. С.4.

[172] Ефимов И. Очаг Православия в Голландии.//ЖМП. 1954. №1. С.30.

[173] Буевский А. Русская Православная Церковь за границей: Миссия в Голландии.//ЖМП. 1950. №10 Сс.33-34.

[174] И.Ш. Вестник Русской Православной Церкви в Голландии за 1951 и 1952 года.//ЖМП. 1953. №8. Сс.26-27.

[175] Ефимов И. Цит. Соч. С.30.

[176] И.Ш. Вестник Русской Православной Церкви в Голландии за 1951 и 1952 года.//ЖМП. 1953. №8. Сс.26-27.

[177] Ефимов И. Цит. Соч. С.30.

[178] Освящение храма в Роттердаме.//ЖМП. 1959. №6. С.33.

[179] Хроника жизни Русской Православной Церкви в Западной Европе (Экзархат Московского Патриархата). Париж, 1958. №VI. С.5.

[180] Jacque (Akkersdijk), eveque, et ses parvisses des Pays – Bas se trouvant dans le schisme dit karlovisien.//Вестник Западно-Европейского Экзархата. 1972. №78-79. С.99.

[181] Т.В. Приход Московской Патриархии в Амстердаме.//ЖМП. 1981. №10. С.29.

[182] Дионисий (Лукин), архим. Радость общения: К посещению Голландии членом Священного Синода Русской Православной Церкви митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом.//ЖМП. 1964. №7. Сс.57-61.

[183] Блаженный Иоанн Чудотворец: Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна (Максимовича). М.: Правило веры; Русский паломник, 1993. Сс.103-106.

[184] Русская Православная Церковь за границей: 1918-1968./Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим: Русская Духовная Миссия, 1968. Т.2. Лл.1146-1151.

[185] Блаженный Иоанн Чудотворец: Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна (Максимовича). М.: Правило веры; Русский паломник, 1993. Сс.103-106.

[186] Русская Православная Церковь за границей: 1918-1968./Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим: Русская Духовная Миссия, 1968. Т.2. Лл.1128-1133.

[187] Скурат К.Е. Цит. Соч. С.4.

[188] Православная русская церковь в Риме во имя святителя Николая Чудотворца./Под ред. М. Талалай. Рим, 1994. Сс.3-21.

[189] Ширяев Б. (А. Алымов). Ди – Пи в Италии: Записки продавца кукол. Буэнос-Айрес, 1952. С.66.

[190] Православная русская церковь в Риме во имя святителя Николая Чудотворца./Под ред. М. Талалай. Рим, 1994. Сс.3-21.

[191] Талалай М. La Chiesa Ortodossa Russa di San Remo (Русская церковь в Сан-Ремо). 1994. Сс.15-24.

[192] Митрополит Владимир: святитель-молитвенник (1873-1959). Париж, 1965. С.137.

[193] Талалай М.Г. Русская церковь во Флоренции как Петербургский памятник.//В кн.: Невский архив. М. - СПб., 1995. Сс.447-452.

[194] ЖМП. 1987. №6. Сс.13-14.

[195] Кужлева Н. Православный приход святого Марка Эфесского в Палермо.//ЖМП. 1992. №6. С.61.

[196] Paroisse orthodoxe de Montaldo Dora (Italie), (pretre Ambroise Melzi).//Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата. 1969. №68. С.203.

[197] ЖМП. 1970. №4. С.11.

[198] Калганова Г. Сокровища русской церкви в Бари.//Православные беседы. 1992. №4-5. Сс.34-36.

[199] Русский храм в Бари передан Московской Патриархии.//Официальный бюллетень ОВЦС Московской Патриархии. 1998. №11. С.7.

[200] Радонеж. №1-2 (98). 2000. С.13.

[201] Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами на 1999 год. Джорданвилл, №4. 1998.

[202] Скурат К.Е. Цит. Соч. С.3.

[203] Свято-Николаевский кафедральный Собор в Вене.//ЖМП. 1969. №12. Сс.8-14.

[204] Арсений (Шиловский), архим. Венский храм святителя Николая.//ЖМП. 1953. №8. Сс.23-25.

[205] Свято-Николаевский кафедральный Собор в Вене.//ЖМП. 1969. №12. Сс.8-14.

[206] Die Russische Orthodoxe Kathedrale zum Heiligen Nicolaus in Wien. Wien, 1966 C.6-7.

[207] Свято-Николаевский кафедральный Собор в Вене.//ЖМП. 1969. №12. Сс.8-14.

[208] А.С. 50-летие Свято-Никольского собора в городе Вене.//ЖМП, 1949. №7. Сс.61-64.

[209] Арсений (Шиловский), архим. Венский храм святителя Николая.//ЖМП, 1953. №8. Сс.23-25.

[210] Разумовская М. Церковная жизнь в Вене.//ЖМП, 1966. №5. С.23.

[211] А.С. 50-летие Свято-Никольского собора в городе Вене.//ЖМП, 1949. №7. Сс.61-64.

[212] ЖМП. 1975. №1. С.30.

[213] Русская Православная Церковь за границей: 1918-1968./Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим: Русская Духовная Миссия, 1968. Т.2. Л.1031.

[214] Информационный бюллетень Отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата. №2. 1999. С.29.

[215] Информационный бюллетень Отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата. №7. Июль 1999. С.31.

[216] Русская Православная Церковь за границей: 1918-1968./Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим: Русская Духовная Миссия, 1968. Т.2. Лл.1000-1034.

[217] Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами на 1999 год. Джорданвилл, №4. 1998.

[218] Подворье Русской Православной Церкви в Карловых Варах. Прага, 1987.

[219] Забелин С. Цит. Соч. Сс.99-111.

[220] Освящение храма-подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах.//ЖМП, 1982. №7. С.12.

[221] Докашева Е.С. Русский культурно-исторический музей в Праге. М., 1993. Сс.5-6.

[222] Информационный бюллетень Отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата. №7. Июль 1999. С.18.

[223] Народы мира: Историко-этнографический сборник. М.: Советская Энциклопедия, 1988. С.547.

[224] 40-летие патриаршей общины в Финляндии.//ЖМП. 1967. №5. С.15.

[225] Скурат К.Е. Цит. Соч. С.95.

[226] Патриаршая Покровская община в Финляндии.//ЖМП. 1954. №11. Сс.46-47.

[227] 40-летие патриаршей общины в Финляндии.//ЖМП. 1967. №5. С.15.

[228] Михаил (Чуб), еп. Никольский храм и приход в Хельсинки.//ЖМП. 1957. №3. Сс.34-36.

[229] Юбилей Патриарших общин в Финляндии: 50-летие образования.//ЖМП. 1977. №5. Сс.9-10.

[230] Кобак А.В., Андреев А.И. Из истории русского храма и некрополя в Стокгольме. М. – СПб, 1995. Сс.429-442.

[231] Информационный бюллетень Отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата. №16-17. 1996. С.4.

[232] Информационный бюллетень Отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата. №10-11. 1997. Сс.48-49.

[233] Пшеничников И. Православные в Норвегии.//Эхо Планеты. 1995. №28. Июль. Сс.22-23.

[234] Информационный бюллетень Отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата. №6. 1997. С.4.

[235] Информационный бюллетень Отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата. №4. 1999. С.10.

[236] Информационный бюллетень Отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата. №3. 1999. С.44.

[237] Информационный бюллетень Отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата. №6. 1999. С.37.

[238] Информационный бюллетень Отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата. №12. 1997. С.5

[239] Тысячелетие Крещения Руси: Выставка при храме святого Александра Невского в городе Копенгаген./Ред. А. Назарова. – 1988. С.5.

[240] Берки Ф., прот. Православная Церковь в Венгрии.//ЖМП. 1968. №10. С.36.

[241] Скурат К.Е. Цит. Соч. С.3.

[242] Берки Ф., прот. Православная Церковь в Венгрии.//ЖМП. 1968. №9. С.45.

[243] Берки Ф., прот. Православная Церковь в Венгрии.//ЖМП. 1969. №4. Сс.53-56.

[244] Ф., прот. Десять лет в юрисдикции Московской Патриархии.//ЖМП. 1960. №2. С.44.

[245] Из жизни православных приходов в Венгрии.//ЖМП. 1960 №3. Сс.26-28.

[246] Clement Olivier. L’ Eglise Orthodoxe. Paris, Presses Universitaires de Franse, 1965. Pp.31-32.

[247] Впоследствии архиепископ Кишиневско - Молдавский Ионафан.

[248] Фурик М. Венгерское православное благочиние Московского Патриархата. М., 1987. Сс.108-112.

[249] Торжество в Ирэм.//ЖМП. 1984. №3. С.18.

[250] Народы мира: Историко-этнографический сборник. М.: «Советская Энциклопедия», 1988. С.547.

[251] Свято-Никольская русская православная церковь в Бухаресте.//ЖМП, 1949. №5. Сс.72-74.

[252] Зарубежные церковные организации Московского Патриархата на январь 1998 год.//Отдел Внешних Церковных Сношений. 1998.

[253] Игнатьев А. Русский храм святителя Николая Чудотворца: К 50-летию со дня освящения.//ЖМП, 1964. №9. С.44.

[254] Никита (Якерович), архим. Юбилей подворья Русской Православной Церкви в Софии: К 25-летию со дня открытия.//ЖМП, 1978. №10. Сс.36-39.

[255] Говорухин В. Руската църква св. Николай Чудотворец в София. София, 1995. Сс.20-33.

[256] Игнатьев А. Цит. соч. С.49.

[257] Говорухин В. Цит. соч. Сс.20-33.

[258] Святитель Серафим (Соболев): Жизнеописание и чудеса. St. Herman of Alaska brotherhood press, 1992. P.29

[259] Говорухин В. Руската църква св. Николай Чудотворец в София. София, 1995. Сс.20-33.

[260] Руска емиграција у Српској култури XX века. Београд, 1994. Т.I. Сс.58-59.

[261] Арсеньев А. Русская диаспора в Югославии.//В кн.: Русская эмиграция в Югославии. М.: Индрих, 1996. С.77.

[262] Русские эмигранты в Белграде. Белград, 1996.

[263] Бондарева Е. Русские святыни на Балканах.//Образ, 1995. №4. Сс.113-117.

[264] Русские эмигранты в Белграде. Белград, 1996.

[265] Помогите святыне: Интервью с о. Виталием Тарасьевым – настоятелем русского Свято-Троицкого храма в Белграде.//«Народная газета» от 23. 07. 1999 года.

[266] Там же.

[267] Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами на 1999 год. Джорданвилль, Нью-Йорк, 1998. №4.

[268] Зарубежные церковные организации Московского Патриархата на январь 1998 год.//Отдел Внешних Церковных Сношений. 1998.


Страница сгенерирована за 0.05 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.