13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Священник Владимир Голубцов. Русская православная диаспора во второй половине XX века
Великобритания и Ирландия
Начало Русского Православия в Англии можно отнести к 1721 году, когда в Лондоне появляется первый русский православный храм, настоятелем которого поначалу является греческий священник.[130] В столице храм располагался на территории российского посольства. Чуть раньше русских в Англии появляются греческие храмы. Затем, они стали строиться для общего пользования всех православных христиан, проживающих в стране. Таким примером служит храм, построенный в 1877 году в византийском стиле на углу Московской и Петербургской улиц Лондона.[131]
После октябрьского переворота в России русское посольство в Лондоне было закрыто. Закрыла свои врата и посольская церковь. По просьбе русских эмигрантов англичане передали им здание храма во имя святого апостола Филиппа на Букингем Пэлас Роуд. В дальнейшем эмиграция здесь разделилась на сторонников митрополита Евлогия (Гергиевского) и сторонников Карловацкого Синода. Тем не менее, это не мешало и тем, и другим служить поочередно в церкви святого Филиппа. После Второй Мировой войны, в 1956 году, этот храм был снесен.[132]
В Великобритании существует несколько Православных Церквей. Согласно статистическим данным за 1989 год, на Британских островах находилось 143 православных храма и молитвенных дома, 12 епископов, 116 священников и 22 диакона. Самой многочисленной оказалась греческая диаспора, насчитывающая около 100 тысяч греков, преимущественно из Кипра, и 103 храма.
Диаспора Русской Православной Церкви опять оказалась разделенной на общины, подчиняющиеся Московскому Патриархату и Русской Православной Церкви за границей.
К юрисдикции Московского Патриархата относится более 20-ти храмов, 3 епископа и около 15-ти тысяч православных русских прихожан, проживающих в этой стране. Нужно сказать, что именно эта часть разделенной Русской Церкви растет наиболее высокими темпами.[133] В 1962 году, за пределами Лондона существовал только один приход юрисдикции Московского Патриархата. За короткий срок были открыты новые приходы во многих городах Великобритании.[134]
После Второй Мировой войны далеко не в красочных тонах современники оценивали состояние русской диаспоры в Англии. Особенно это касалось молодежи, которая легко отказывалась от своих русских корней, в чем немаловажную роль сыграла жизнь в английской среде, и в частности, английская школа. О патриотизме молодежи говорить не приходилось.[135]
Все же жизнь шла, и в стороне от нее не стояла отвергнутая многими Русская Православная Церковь. В 1950 году настоятелем Лондонского Патриаршего подворья назначается молодой иеромонах Антоний (Блум), которому в последствии Господь судил стать митрополитом и управляющим Сурожской епархией Московского Патриархата вплоть до его смерти ,последовавшей в 2003г. В границы этой епархии входит все Соединенное Королевство и Ирландия. Будучи настоятелем, иеромонах Антоний при храме организовал библиотеку, ежемесячные беседы о богослужении, лекции и т.д. Два раза в месяц он стал совершать богослужение на английском языке и ежемесячно богослужение для молодежи, у которой этот язык стал родным.[136] Все это делалось для того, чтобы русская молодежь, находясь в чужой среде, не забывала о своей культуре, а самое главное о своей Православной Церкви.
В 50-х годах нашего столетия Лондонский приход Московской Патриархии объединял три храма: преподобного Сергия Радонежского, святого апостола Филиппа и Успения Пресвятой Богородицы. В 1954 году в них было совершено 250 служб. Русская Православная Церковь не забывала окормлять и тех русских, которые сидели в местах лишения свободы. Для них, в одной из тюрем Лондона, тоже было совершено богослужение.[137]
В 1956 году Русская Православная Церковь обзавелась новым храмом в Эннисмор Гардене, который был освящен 16 декабря этого же года, во имя Всех святых. Во время торжеств игумен Антоний был удостоен сана архимандрита.[138]
В крупнейшем интеллектуальном центре Англии – Оксфорде, православный русский приход, находящийся в юрисдикции Московского Патриархата, был образован в 1959 году. Приходской храм общины был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Помещение для храма было предоставлено ассоциацией «Дом святого Григория Нисского и святой Макрины», но это не означало, что община попадает в зависимость к этой организации. В том же году Православная Церковь в Англии обогатилась новой монашеской обителью Святого Иоанна Предтечи в графстве Эссекс. Ее основателем стал переехавший из Франции афонский подвижник о. Софроний (Сахаров).
В Лондоне есть место, где русские православные люди могут собраться вместе, обсудить какие-то проблемы. Им является дом Экзархата, называвшийся так до упразднения этой церковной области в 1990 году. В Лондоне его еще называют «малым храмом», так как в нем существует небольшой храм во имя преподобного Сергия Радонежского, освященный в июне 1974 года.[139]
Что касается епархиальных съездов Сурожской епархии, то нужно сказать, что они проводятся еще с 1974 года.[140] Местом их проведения было выбрано местечко Эфффингам, расположенное в часе езды от столицы. Здесь находится женский римо-католический монастырь, который предоставляет помещение делегатам съездов. Эти съезды рассматривают самые разные актуальные вопросы повседневной жизни православных христиан, включая вопросы духовной жизни, духовного руководства, значения Таинств и т.д. Примечательно, что во все время их работы совершается ежедневное богослужение.[141]
Средоточием же церковной жизни епархии является Успенский кафедральный Собор в Лондоне, который носит еще одно название - Всех святых, память которых ежегодно отмечается как престольный праздник храма. Однажды подобное торжество совпало важным юбилеем - 70-летием митрополита Антония. Чествование любимого архипастыря состоялось 19 июня 1984 года.[142]
Независимо от Русской Православной Церкви Московского Патриархата, в Великобритании существует Британская епархия РПЦЗ, насчитывающая 6 приходов и 6 священников.
В Лондоне, в 1958 году, прихожанам Зарубежной Церкви удалось найти здание для совершения в нем богослужений, отдельно от сторонников Московского Патриархата. Им стал бывший молитвенный дом Шотландских пресвитериан, находящийся во владении Англиканской Церкви. Англикане сдали помещение в аренду одной фирме, которая превратила его в мебельный склад. В скором времени бывший пресвитерианский молитвенный дом был превращен в настоящую русскую православную церковь, в начале января 1959 года состоялось его освящение двумя иерархами РПЦЗ: архиепископом Иоанном (Максимовичем) и епископом Ричмондским Никодимом.
Свято-Никольский храм в Бредфорде был основан после Второй Мировой войны. Первоначально он состоял из находившихся в германских лагерях военнопленных Красной Армии, прибывших на работу в Англию. Бредфордский приход по числу прихожан считается вторым после Лондонского. В прошлом многие из его прихожан покинули Англию в поисках нового счастья в США.[143]
Помимо Лондона и Бредфорда приходы РПЦЗ в Англии существуют в таких городах, как: Бруквуд, Ноттингем, Окстон, Феликстон.[144]
В Ирландии русский православный приход, состоящий в лоне Зарубежной Церкви, есть в городе Страдбалли. Он носит имя местночтимого подвижника – святого Колмана. В столице Ирландии – Дублине, после войны был приход во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Он состоял из обитателей двух старческих домов и насчитывал двадцать человек. Служба в нем совершалась только 3-4 раза в год в помещениях самих этих домов.[145]
В столице Британии существует и русский православный монастырь, о котором речь пойдет ниже.
Интерес англичан к Православию появился уже давно. Несмотря на неудачи в диалоге между Англиканской и Православной Церквами, все же среди англикан остается довольно много тех, кто симпатизируют Православию, делясь даже на русских, сербских, греческих, румынских друзей.[146] В последнее время это движение привело к созданию в Кембридже Православного Института. Причем инициатива создания подобного учебного заведения, первого в своем роде в Англии, исходила не от самих православных, которых в этом городе очень мало, но от самого Кембриджского Университета. Институт создан в 1999 году. К глубокому сожалению, в нем нет православных преподавателей. В будущем, возможно, ситуация изменится к лучшему. Инициаторы создания хотят, чтобы православное богословие в нем преподавали именно православные. Создание Института было согласовано с иерархами шести православных юрисдикций Англии.[147]
Итак, создание Православного Института в Соединенном Королевстве станет новым свидетельством о Православии в этой интеллектуальной стране и, возможно, на этом поприще соединит усилия тех британских православных подданных, которые себя считают русскими.
Швейцария
В Швейцарской Конфедерации насчитывается от 80-ти до 100 тысяч православных христиан.[148] Из них 70 тысяч составляют югославы и 9 тысяч греки.[149] Незначительное число жителей этой Альпийской Республики составляют русские. Все же в Швейцарии насчитывается более десятка православных храмов, входящих в юрисдикцию Русской Православной Церкви Московского Патриархата, Русской Зарубежной Церкви и Русского Экзархата Константинопольского Патриархата. Из них больше всего храмов (7 церквей с семью священниками), находится в ведении Русской Зарубежной Церкви.[150]
Первый русский православный храм в Швейцарии появляется в столице Конфедерации – Берне, в 1817 году. Позже он был перенесен в Женеву,[151] где в 1862 году городской Муниципалитет подарил ему участок земли на месте бывшего католического монастыря святого Виктора. После сбора средств на постройку церкви, началось ее строительство, закончившееся в конце 1865 года.
Крестовоздвиженский Собор Женевы расположен в одной из наиболее возвышенных частей города. Рядом с ним находится главный городской Реформатский Собор во имя святого Петра. В нем находится кресло одного из основателей Реформации – Жана Кальвина. Золотые купола православного храма, особенно в ясные дни, сверкают и видны издалека. Сам храм сооружен из камня в старинном московском стиле. По своей форме он напоминает крест. Снаружи стены церкви инкрустированы мраморными крестами. Внутри храм расписан швейцарским художником И. Бензони. Иконостас, изготовленный из каррарского мрамора - творение известного скульптора Хеннеберга. Церковь являлась кафедральным Собором РПЦЗ в Швейцарии. При нем существовали Союз Православных Жен, состоящий из 15-ти сестер; благотворительное Общество помощи неимущим; Четверговая школа; хор и библиотека.
Между Лозанной и знаменитым Шильонским замком находится небольшой курортный город Вевэ, еще известный тем, что там находится центральное бюро известного шоколадного концерна «Nestle». В этом городе у самого вокзала стоит русский православный храм во имя святой великомученицы Варвары. Он был построен графом П.А. Шуваловым в 1876 году, в память о его покойной дочери Варваре Петровне.[152]
Именно в Вевэ состоялась встреча Экзарха Константинопольского Патриархата митрополита Владимира (Тихоницкого) с митрополитом Анастасием (Грибановским), по поводу соединения двух ветвей Русской Церкви. К сожалению, эта встреча была безрезультатной. В настоящее время в Вевэ проживает возглавляющий приходы Русской Зарубежной Церкви в Швейцарии епископ Амвросий.
В столице Конфедерации – Берне, по адресу Postgasse 62, находится русская православная Свято-Троицкая Церковь. Интересна история этого храма. Он был основан 24 декабря 1945 года выходцами из Советского Союза, потомками тех швейцарцев-протестантов, которые некогда покинули родину и приехали в Российскую Империю. Живя в России, они здесь занимались производством сыра. После окончания Второй Мировой войны советские власти потребовали от швейцарцев или принять советское гражданство, или уехать на родину. Те выбрали второе и вместе с русскими женами и детьми отправились туда. Вот эти православные женщины и основали Бернский приход Живоначальной Троицы. Они же стали и его первыми прихожанами.
Приходы Русской Зарубежной Церкви есть и в других городах Швейцарии: Цюрих, Лозанна, Базель, Лейзен.
Общин, входящих сегодня в юрисдикцию Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Швейцарии только три.
В Женевском кантоне находится храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Как и многие другие русские храмы, он несколько раз менял свое месторасположение. Сначала он находился на улице Шампель, в частном доме, вокруг которого был сад.[153] В 50-е годы настоятелем этого храма был иеромонах Августин (Роберте).[154] Одно время храм находился на улице рю де Бомон.[155] Но совсем недавно он был перенесен на новое более тихое место за черту города, ближе к границе с Францией, на рю Жак-Мартен, 11. Эта церковь находится рядом с представительством Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей. Прихожанами храма являются работники дипломатической миссии при ООН, работники российского консульства и просто русские туристы.
До 1998 года представителем Русской Православной Церкви при ВСЦ был бывший настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы - архимандрит Нестор (Жиляев).[156] Сегодня функции настоятеля храма и представителя Патриархии при ВСЦ исполняет протоиерей Михаил Гундяев.
В самом крупном швейцарском городе Цюрихе тоже есть церковь, входящая в Патриаршею юрисдикцию. Освящена она в честь Светлого Воскресения Христова.[157]
В прошлом году в швейцарском городе Пайерне был образован еще один приход Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Церковь общины была освящена во имя очень почитаемого здесь святого – мученика Маврикия. К нему приписана Свято-Троицкая церковь в селе Дампьер.[158]
Самой малочисленной в Швейцарии является паства Русского Экзархата Константинопольского Патриархата. В городе Базеле существует только один приход во имя Воскресения Христова. Он был основан в 1935 году.[159]
Бельгия
Согласно статистическим данным, в Бельгии проживает около 50-ти тысяч православных.[160] Из них русских только несколько тысяч человек. В этом государстве, как и в большинстве других европейских стран, представлены все три ветви Русского Православия.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата насчитывает здесь пять храмов с пятью священниками. Церкви расположены как в Брюсселе, столице Королевства, так и в некоторых других провинциях страны.
Первая русская православная церковь в Бельгийском Королевстве появилась в 1862 году. Она была построена на средства русского посла в Бельгии, графа А. Орлова, и освящена во имя святителя Николая. В 1929 году ее настоятелем был назначен Преосвященный Александр (Немоловский). Он в течение тридцати лет управлял Брюссельской паствой. В 1960 году он умер, и на его место был избран бывший афонский монах, епископ Василий (Кривошеин).[161] Аскет и богослов, он был удален со Святой Горы в 1951 году и вплоть до самой своей архиерейской хиротонии, состоявшейся в 1959 году, служил в Оксфорде в Свято-Никольском храме, занимаясь научными изысканиями в области патристического богословия.[162]
При владыке Александре Брюссельская епархия получила признание Бельгийского правительства. В 1946 году вместе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) преосвященный Александр вернулся в лоно Русской Православной Церкви Московского Патриархата.[163]
До 60-х годов Бельгийская миссия Московского Патриархата ограничивалась паствой франкоязычной части Королевства. Как известно, сама столица тоже разделена на две части. Одна часть городских жителей разговаривает на французском языке, а другая на фламандском.
В 1969 году, согласно распоряжению архиепископа Василия, для улучшения организации, пастырского и миссионерского служения, в Брюсселе, в составе «Бельгийской Православной Миссии» было открыто еще два православных храма. Богослужение в одном из них совершалось на французском языке, а в другом на голландском (близком к фламандскому). Помимо новооткрытых храмов Миссия включала в себя еще и несколько других: храм во имя святого Апостола Андрея Первозванного, храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы и храм во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.[164]
Из них два последних вместе с кафедральным Свято-Никольским Собором существуют и поныне. Кроме этого, существует церковь во имя Всех святых в земле Российской просиявших в Саможемоне и часовня при Лювенском Университете.[165]
У Русской Зарубежной Церкви в Бельгии существуют два православных храма. Первый во имя святого праведного Иова Многострадального, второй в честь Воскресения Христа Спасителя.
В 1929 году личный секретарь барона Врангеля, Н.М. Котляревский, с целью увековечения памяти Императора Николая II и его семьи, решил в столице Королевства построить православный храм во имя святого праведного Иова Многострадального, ибо в день памяти святого родился последний русский Государь. Был образован особый комитет с участием представителей русской диаспоры, сербского Патриарха и сестры Николая II, Великой Княгини Ксении Александровны. В качестве образца художественная комиссия выбрала памятник древнерусской архитектуры – храм в Острове. Проект подготовил архитектор Н.И.Исцеленов. Торжество закладки храма состоялось 20 января 1936 года. Наступившая война перечеркнула все планы по постройке храма. Только в 1950 году было закончено строительство, и церковь была освящена. Первым настоятелем этого храма стал архимандрит Иоанн (Максимович). Высота храма 25 метров, а вмещает он до 400 человек. Колокола этого храма были вылиты на бельгийском заводе в городе Малин. Отсюда и пошло выражение «малиновый звон».
Интерьер храма-памятника примечателен тем, что здесь находятся памятные доски с именами 144-х архиереев-мучеников, вождей Белой Армии, названиями полков, кадетских корпусов и учебных заведений.[166] Среди русской диаспоры бытует мнение, что именно в этом храме находятся подлинные останки Царственных страстотерпцев.
Для всей русской православной диаспоры храм стал символом страждущей России, которая стремится объединить всех своих чад, рассеянных по всему миру.
В столице Бельгии есть еще один храм Русской Зарубежной Церкви, освященный во имя Воскресения Христова. Он появился после Второй Мировой войны, когда в стране появилось несколько юрисдикций Русской Православной Церкви, общины которых до этого существовали как единое целое.
Как и во многих других приходах Зарубежной Церкви, деятельность прихода не ограничивается чисто богослужебной деятельностью. При храме созданы Четверговая школа и сестричество. В церковном доме располагается школа во имя святого равноапостольного князя Владимира. Сюда приходят для сборов и игр дети из Национальной Организации Витязей. С середины 50-х годов приход стал издавать журнал «Голос нашей Церкви».[167]
Небольшая паства в Бельгийском Королевстве принадлежит и Русскому Экзархату Константинопольского Патриархата. В Льеже находится, построенный еще в 1924 году,[168] русский храм во имя Святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Серафима Саровского.[169] В первое время после окончания Второй Мировой войны в Бельгии было много приходов Русского Экзархата. Располагались они в рабочих поселках русских эмигрантов, но после их отъезда все они закрылись.
Нидерланды
По сравнению с Бельгией, в Королевстве Нидерланды проживает значительно меньше русских эмигрантов. Всего их около 7 тысяч человек.[170] Но по количеству приходов и важности местной православной миссии, русская диаспора почти не уступает Бельгийской, а по количеству духовенства даже превосходит ее.
Первая русская церковь появилась в Голландии 1816 году, в городе Гааге.[171] Ее прихожанами были русский дипломатический корпус и представители российских торговых компаний.
После II Мировой войны русская православная диаспора, а вместе с ней и русская православная миссия, разделились на две части. Одна вошла под юрисдикцию Русской Православной Церкви Московской Патриархии, другая стала подчиняться Русской Зарубежной Церкви.
Согласно распоряжению Святейшего патриарха Алексия I и Священного Синода Русской Православной Церкви от 18 ноября 1952 года, Русская Православная Миссия в Голландии была преобразована в ставропигиальное благочиние. В него вошли три храма: во имя святой Марии Магдалины в Гааге, во имя святого великомученика Пантелеимона в Амстердаме и походный храм во имя иконы Пресвятой Богородицы Скоропослушницы в Роттердаме. Обязанности благочинного были возложены на бывшего начальника Миссии архимандрита Дионисия (Лукина).[172]
Храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Гааге был освящен в декабре 1937 года. Фрески сделаны в лучших традициях древнерусского письма. Община храма подчинялась митрополиту Евлогию.
В столице Королевства – городе Амстердаме община образовалась в 1938 году, арендуя под храм небольшое помещение. Созданная в том же году в городе Гарлеме часовня была названа, так же как и Амстердамский храм, во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона.[173]
Возглавляемое архимандритом Дионисием благочиние Московского Патриархата в Голландии с 1951 года, то есть еще со времени существования Миссии, на правах рукописи стало издавать небольшой бюллетень - «Вестник Православия».[174] Впоследствии, из-за финансовых трудностей, он стал печататься в типографии.[175]
Этнический состав ставропигии, с самого начала своего существования, был разнообразным. Половину его составляли русские эмигранты. Другую половину составляли коренные голландцы, греки и другие народности, населявшие страну.[176]
Основу духовной жизни православных, благочиния, представляло посещение, хотя и не регулярного, богослужения в храмах. Для детей всегда устраивалось отдельное торжество, а на праздник Рождества Христова всегда была новогодняя елка.[177]
Для походного храма в Роттердаме, церковное здание построили лишь в 1959 году.[178] Освящение состоялось 25 января этого же года. А через два дня, в день святой равноапостольной Нины, просветительницы Иверии, в городе Бейдхорн (Гронинген), был освящен новый домовой храм. Он устроился трудами семьи профессора местного Университета, господина М. Хаверманса и их друзей.[179]
В Голландии появляются и первые православные епископы. Одним из них был преосвященный Иаков (Аккерсдийк), вернувшийся в 1972 году вместе с клиром и верными ему прихожанами в лоно Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Священный Синод своим решением от 18-25 августа 1972 года назначил его правящим архиереем Нидерландской епархии, входящей в состав Западно-Европейского Экзархата. Он имел титул – епископ Гаагский и Нидерландский.[180]
В настоящее время в столице Нидерландов существует только один Свято-Никольский храм юрисдикции Московского Патриархата. Он был освящен в мае 1974 года. Первоначально церковь располагалась в правом, южном крыле римо-католического Собора и попасть в него из-за большого количества коридоров, лестниц и переходов было очень трудно. В начале 1979 года пришлось искать новое помещение для церкви. В другом католическом храме, «Де Дойф» (Голубь), приходу удалось снять часть здания. Быстрыми темпами сделали ремонт этого помещения, и уже в воскресенье 18 марта 1979 года состоялось первое богослужение. Как и церковь, располагавшаяся в помещении предыдущего католического Собора, храм был освящен в честь святителя Николая Чудотворца. Несмотря на немногочисленность прихода, церковный хор состоял из 17-ти человек. Служба совершалась попеременно на церковно-славянском и голландском языках.[181]
Учитывая миссионерские цели, православно-голландские приходы Московской Патриархии, за исключением Гаагского храма, перешли на новый стиль и западную Пасхалию.[182]
Знаменательное событие в жизни Русской Православной Церкви произошло в 1985 году. Тогда, 3 мая, на голландской земле из итальянского мрамора был воздвигнут православный Крест в память о русских воинах, погибших здесь в 1799 году, под Бергеном. Русские солдаты храбро сражались против французской армии в составе Второй Коалиции (Россия, Англия, Австрия, Турция др.), наполовину состоявшей из русских, но геройски погибли в бою с врагом. Крест-памятник не только служит символом памяти о героях, но и напоминает русской диаспоре в Голландии о России.
Еще одна ветвь Русского Православия в Нидерландах – Русская Православная Церковь за границей. Здесь она представлена той частью русской эмиграции, которая после Второй Мировой войны осталась верной Архиерейскому Синоду Зарубежной Церкви. «Церковь в изгнании», как ее часто называют, основала в Амстердаме храм во имя преподобной Марии Египетской. В 1955 году появился приход во имя Покрова Пресвятой Богородицы в городе Арнеме.[183] В Гааге так же отдельно от Московского Патриархата был основан приход во имя Воскресения Христова.
Храм в Арнеме возник благодаря переселенцам из германских лагерей, появившихся здесь в 1950 году. В основном это были престарелые люди. Около трех лет богослужение для прихожан совершалось в старокатолическом храме, позже в комнате.[184] Наконец, было построено современное здание Покровского храма.
В 1953 году Голландская Православная Миссия была принята под омофор епископа Иоанна (Максимовича), возглавлявшего в то время Западно-Европейскую епархию РПЦЗ.
Архиерейская хиротония епископа Иакова (Аккерсдийк), перешедшего, как уже упоминалось выше, в 1972 году в лоно Московской Патриархии, состоялась в 1965 году в Брюссельском храме во имя святого Иова Многострадального. Тем самым он стал первым православным епископом в Голландии.
Смерть святителя Иоанна (Максимовича), и последовавшие за ней критические оценки миссии Зарубежной Церкви в Нидерландах и Франции, привели к тому, что часть прихожан перешла в юрисдикцию Московской Патриархии.
Русский Экзархат Константинопольского Патриархата представлен в Голландии двумя приходами в Маастрихте и Девенкере и небольшим монастырем в Сент-Хюберт-Моолен.[185]
Люксембург
В столице этого небольшого, но одного из самых богатых европейских государств, существует один храм, входящий в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви. Освящен он во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла.
Первая русская церковь в Герцогстве возникла в 1927 году в городе Вильц, прибывшими из Болгарии высшими чинами РОВС. Позднее, после «великой депрессии» 1933 года, приход здесь был закрыт, но вместо него открыли Петропавловскую церковь.[186]
Италия
Первая русская православная церковь в Италии появилась в 1823 году.[187] Она была устроена в столице страны – Риме. Вплоть до 1932 года этот домовой храм кочевал из одного помещения в другое, пока не оказался в современном здании.
С 1927 по 1985 год Свято-Никольский храм в Риме находился в непосредственном подчинении Председателя Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. После Второй Мировой войны в Италию попало много «перемещенных лиц». Немало было православных и в союзных войсках. Благодаря им, церковная жизнь в Риме оживилась. Деятельность общины не ограничивалась только стенами этого храма. Под его стеной находился лагерь Латина, в котором жили «перемещенные лица», и дом Вилла Оланда (под Турином), в котором проживали беженцы с Дальнего Востока. В 50-х – 60-х годах приход окормлял всех этих обездоленных, лишившихся крова и духовной поддержки.
Клир храма состоял из трех священников. Настоятелем до середины 50-х годов был архимандрит Симеон. Другими священниками были архимандриты Зосима и Каллист. Каллист впоследствии сменил архимандрита Симеона на посту настоятеля храма. В 1965 году его сменил протоиерей Виктор Ильенко.
В 1984 году в Свято - Никольском храме произошел конфликт. Он был связан с назначением настоятелем прихода русского американца – священника Михаила Маклакова, занявшего жесткую позицию по отношению к экуменизму. Кроме этого, был еще ряд причин, в силу которых отцу Михаилу пришлось оставить Рим. В результате треволнений приход Святителя Николая перешел из Зарубежной Церкви под юрисдикцию Русского Экзархата Константинопольского Патриархата. В ноябре 1985 года архиепископ Георгий (Вагнер) назначил настоятелем этого храма сербского священника, профессора Свято-Сергиевского Института, протоиерея Николая Чернокрака. Через два года ему на смену пришел протоиерей Михаил Осоргин, исполнявший в то же время обязанности настоятеля Парижской церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы.[188]
Русская колония в Риме всегда отличалась своим особым составом. В начале 50-х годов она была самой аристократической во всем рассеянии. Из ста семейств не менее половины составляли титулованные особы. Остальные представляли собой высшие круги Петербургского чиновничества, гвардии, старых дворянских родов.[189]
Во время «перестройки» в СССР, в столице Италии появляется много новых эмигрантов, искавших новые возможности на Западе. Община интенсивно росла. Многие бывшие советские граждане принимали Таинство Крещения, венчались, крестили своих детей, становились прихожанами Свято-Никольского храма.
Помимо русской диаспоры, община объединяет сербов, болгар, румын и православных итальянцев. До постройки на Via Sardegna, 53 греческого православного храма, в общину входили и греки.
Свято-Никольская церковь размещается на первом этаже трехэтажного особняка княжны М.А. Чернышевой. Подлинным украшением храма является, выкрашенный под белый мрамор и местами вызолоченный, иконостас. Его автором является архитектор К.А. Тон.
В Риме есть еще кладбище «Тестаччо» или, как его еще называют, «некатолическое» или «протестантское». Здесь похоронены видные представители русского дворянства: Гагарины, Голицыны, Шереметевы, Волконские, барон Н.А. Врангель, художник К.П. Брюллов, поэт Вячеслав Иванов и другие. На Радоницу у их могил совершаются панихиды.[190]
В Северной Италии, на Лазурном Берегу, вблизи французской границы находится небольшой, но очень известный курортный город – Сан-Ремо. В нем, как и в Риме, существует православный храм, так же принадлежащий Русскому Экзархату Константинопольского Патриархата.
Церковь в Сан-Ремо была освящена в 1913 году во имя Христа Спасителя, с приделами во имя великомученицы Екатерины и преподобного Серафима Саровского.
Храм построен в годы Второй Мировой войны. В 1940 году в него попала авиабомба, пробив пол. Пришлось проводить богослужение в крипте. После войны настоятель храма отец Каллист покинул город, переехав в Рим. Община нашла другого священника – отца Евгения Аракина, проживавшего под Генуей. Бывший полковник царской армии, отец Евгений проявил себя и на поприще добродетелей. Он не только совершал богослужение в храме Сан-Ремо, но и посещал лагеря беженцев и «перемещенных лиц» в Генуе, Турине и других городах. К сожалению, он не нашел понимания в своей общине и в 1948 году принял решение перейти под юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви. Прихожане его не поддержали и остались верны Русскому Экзархату. Это, в свою очередь, привело к тому, что они несколько лет не имели постоянного священника. Из Флоренции в Сан-Ремо приезжал отец Иоанн Куракин и совершал здесь богослужение.[191] Он был приглашен сюда митрополитом Владимиром (Тихоницким) и под его руководством община храма Христа Спасителя привела в порядок сильно запущенную церковь.[192]
Жизнь русской православной общины в Сан-Ремо в 1953 году была омрачена судебным процессом. Его инициатором был граф Таллевич, требовавший от Комитета Русских Церквей вернуть ему аккредитованные им на церковь деньги. Длившийся в течение 13 лет процесс окончился в пользу общины храма. Ей удалось доказать, что Таллевич, получая доходы от церкви, участка и церковного дома, давно уже вернул себе одолженную сумму.
При приходе действовал очаг русской культуры или, как его называли по-другому, «русский уголок». Он находился на вилле М. Ефремовой, которая с 1952 года по 1973 год была старостой общины.
С 1952 года у прихода в Сан-Ремо появился постоянный священник. Им стал отец Аполлон Смаржевский.
Было время, когда городской муниципалитет захотел у общины отобрать храм. Это произошло в 1961 году, когда храм, отремонтированный на средства городских властей, был объявлен памятником архитектуры и достоянием города. Но прихожане отстояли свою церковь. Более того, в 1966 году указом президента Италии приход получил статус юридического лица.
В 1963 году настоятелем храма стал отец Иоанн Янкин, положивший много сил на благо общины. Недаром в 1988 году он получил почетное звание «Amico di San Remo».
К несчастью, сегодня продолжается угасание русской колонии в городе на Итальянской Ривьере. К 1994 из первоначальных членов колонии в живых осталась только дочь последнего русского консула в Сан-Ремо Карен Тилло.
Церковь во имя Христа Спасителя в Сан-Ремо представляет собой построенную по проекту известного русского архитектора А. Щусева в московско-новгородском стиле XVI-XVII веков пятиглавую церковь. Общая высота постройки (с крестом) – около 50 метров.
Коммунальное кладбище «Форе» находится у самого берега Лагурийского залива. Здесь похоронены настоятели и прихожане русского храма в Сан-Ремо: град И. Таллевич (†1917), графини Е. и А. Алсуфьевы, многолетняя староста храма М. Третьякова-Боткина (†1952) и другие. На кладбище от храма Христа Спасителя стоит часовня. В ней в период с 1945 по 1948 год, вследствие повреждения выше упомянутого храма, даже совершалась Литургия.
К Русскому Экзархату Константинопольского Патриархата относятся еще две общины – в городах Мерано и Флоренции.
Флорентийский русский храм во имя Рождества Христова был заложен в 1899 году, а освящен в 1903. Внешне, имея «московский» облик, церковь все же является историко-культурным продуктом Петербурга. Его мраморный резной иконостас изготовлен генуэзцем Джованни Нови. До сих пор в храме хранятся дары последнего русского императора Николая Второго: икона святителя Николая Чудотворца в окладе, вышитый серебром Спас Нерукотворный с российским гербом и императорской эмблемой-щитом с вензелем и короной.[193]
Несколько русских православных общин в Италии подчиняются Московскому Патриархату. Правда, их трудно вполне назвать русскими, ибо в настоящее время их состав довольно полиэтничен. В некоторых общинах зачастую число прихожан нерусской национальности значительно преобладает над русскими.
В 1982 году в городе Модене (Северная Италия) была образована община православных христиан. В нее вошли русские, болгары, сербы, греки и другие. Возглавил общину клирик Западно-Европейского Экзархата Московского Патриархата, священник Георгий Арлетти. Городские власти отдали общине пустующую католическую часовню. В конце июня, 24-го числа, состоялось ее торжественное освящение в качестве нового храма во имя Всех святых.[194]
На самом юге Италии находится остров Сицилия. Его административным центром является миллионный город Палермо. В нем проживает довольно много православных христиан, но до недавних пор у них не было собственного храма. В связи с этим, на богослужение верующим приходилось ездить довольно далеко – в Неаполь или Бриндизи. Но в 1984 году группа православных христиан отправила письмо епископу Цюрихскому Серафиму, подчиняющемуся Московской Патриархии, с просьбой прислать в Палермо священника для открытия в городе православного храма. Просьба была удовлетворена. Вскоре в сан священника был хиротонисан Григорий (Григорио) Конетти. Он организовал приход во имя святого Марка Эфесского сначала в гостиной собственного дома, а через год в квартире, которую он безвозмездно передал общине. 1 февраля 1986 года владыка Серафим освятил храм. Интересно, что подавляющее большинство прихожан храма – это перешедшие в Православие молодые итальянцы. Представителей же русской и греческой диаспоры совсем мало.
Неотъемлемой частью духовной жизни общины являются регулярное богослужение и четверговые собрания в доме отца настоятеля. Богослужение в основном совершается на итальянском языке, но некоторые молитвословия исполняются на церковно-славянском и греческом языках.[195]
В недавнем прошлом к Московскому Патриархату относились приходы в Монтальдо Дора[196] и домовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского в Риме.[197] В настоящее время существует храм во имя преподобного Сергия в Милане и приход святителя Максима Туринского в Турине.
Жизнь православных христиан в Италии тесно связана с почитанием великого Угодника Божия, святителя Николая Чудотворца. Его мощи пребывают в итальянском городе Бари, расположенном на юго-востоке страны. Именно здесь уже в 1913 году был заложен русский православный храм по проекту архитектора А.В. Щусева. К 1914 году был закончен и освящен нижний храм и странноприимный дом. Первая мировая война и переворот в России замедлили дальнейшее строительство. К тому же, город Бари лежал вне основных путей русской эмиграции. Несмотря на это, к сегодняшнему дню храм закончен. Внешняя форма церкви напоминает вписанный в квадрат крест. Храмы такого стиля были характерны для новгородской архитектуры XII-XIII веков. Свято-Никольская церковь находится рядом с вокзалом и утопает в тени апельсиновых деревьев.[198]
Совсем недавно был поставлен вопрос о передаче русского храма в Бари Московской Патриархии. В конце ноября 1998 года в Отделе Внешних Церковных Сношений состоялась церемония подписания соглашения об использовании Московской Патриархией церковных зданий в Бари – Свято-Никольского храма и прилегающего к нему Дома паломника, построенных на средства России.[199]
Недавно появилась информация о намерении Ватикана передать Московской Патриархии католический храм во имя святителя Василия Великого в Риме. Состоится ли эта передача – покажет время.[200]
Что касается Русской Зарубежной Церкви, то, по сравнению с прошлым, сегодня в Италии осталось значительно меньше общин, чем раньше. Их всего лишь две. Одна находится в Бари, а другая в Болоньи.[201] Возможно, что последняя в скором времени перейдет под юрисдикцию Московской Патриархии.
Австрия
На территории современной Австрии православные живут с древних пор. Это было вызвано тем, что некогда могущественная Австрийская империя включала в себя регионы, населенные людьми, традиционно исповедующими Православие. В них входили земли, населенные православными русинами, сербами и румынами. С распространением унии в Закарпатье и Трансильвании, православными в пределах империи остаются только сербы и небольшая часть румын и русин.
К 1762 году относится основание первой русской православной церкви в Австрии. Она была построена в столице империи – Вене.[202] Впоследствии, в саду на территории, приобретенной для российского посольства, был сооружен новый храм. 4(16) апреля 1899 года. Он был освящен архиепископом Холмским и Варшавским Иеронимом во имя святителя Николая Чудотворца.[203]
В начале I Мировой войны церковь была закрыта. Это продолжалось до 1945 года, когда Вена была освобождена советскими войсками. На всех видевших его храм производил удручающее впечатление. Он не только был лишен своей богатой утвари, но и во время ожесточенных боев на подступах к Вене храм получил существенные повреждения.[204]
В октябре 1945 года в Вену для устроения местных церковных дел прибыл представитель Московской Патриархии – архимандрит Фотий (Тапиро),[205] а в 1946 году церковь открыла свои двери.[206] В этом же году с титулом Патриаршего Экзарха в Западной Европе прибыл архиепископ Сергий (Королев). Он сделал много полезного для ликвидации того урона, который нанесла храму война. В 1949 году его перевели в Берлин.[207]
В результате первого ремонта осенью 1946 года состоялось торжественное обновление храма, сначала верхнего, а затем нижнего.[208]
В 1949 году православная община Свято-Никольского храма праздновала свое 50-летие.
В 1951 году в Вене было учреждено благочиние Московского Патриархата. В 1962 году его преобразовали в епархию. Для большего ознакомления жителей столицы Австрии с православным богослужением 21 июня 1953 года началась трансляция по радио богослужения, совершавшегося в Свято-Никольском Соборе.[209]
В 60-х годах нашего столетия церковная община собора была небольшой. Она включала в себя и представителей сербской диаспоры, проживавших в Вене. Сербские прихожане всегда праздновали память своего великого святого – святителя Саввы Сербского. Хор, певший в соборе, состоял из 15 человек.[210]
Венский Свято-Никольский Собор величествен и светел. Он построен в русско-византийском стиле. Полностью позолоченный иконостас сделан из кипариса. Иконы написаны на бронзовых досках художниками Бруни и Харламовым. Как и раньше, храм для всех жителей австрийской столицы является верным свидетелем о Православии.[211]
К Свято-Никольскому Собору приписана церковь святого Лазаря, которая находится на центральном кладбище Вены.[212]
Второй приход Московского Патриархата в Австрии находится в городе Грац (Штирия). В 60-х годах он был самым большим русским православным храмом в государстве и насчитывал до 300 человек.[213] Подчинялся он Русской Зарубежной Церкви.[214] Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 июня 1993 года, приход был принят в лоно Московского Патриархата и включен в состав Венско-Австрийской епархии. С этого времени он стал окормляться клиром Венского Свято-Никольского Собора.
К жизни Австрийской епархии Московского Патриархата относится и следующее событие. Совсем недавно, 26 июля 1999 года, в Мюнхене скончался митрополит Венский и Австрийский Ириней (Зуземиль). Проходя свое служение в качестве епархиального архиерея всей Австрии, он много потрудился для развития православной жизни своей епархии.[215]
У Русской Зарубежной Церкви здесь, на Австрийской земле, тоже есть несколько храмов.
После Второй Мировой войны многие беженцы оказались в западной части Австрии. Здесь сформировался центр русской православной диаспоры, не признавшей юрисдикцию Московской Патриархии. Указом зарубежного митрополита Берлинского и Германского Серафима, в городе Зальцбурге было организовано епархиальное управление Австрийской епархии Русской Зарубежной Церкви. В это время в этом городе находилось несколько десятков тысяч русских беженцев, не желающих возвращаться в Советский Союз. Они все стали объединяться вокруг церкви в Зальцбурге. Был создан приход во имя Архистратига Божия Михаила. Богослужение совершалось как в городском католическом храме, так и в лагерях для перемещенных лиц. В них устраивались временные небольшие церквушки. В некоторых лагерях они даже были довольно вместительными.
В январе 1947 года в новоучрежденную Австрийскую епархию Русской Зарубежной Церкви прибыл архиепископ Стефан (Севбо). Здесь он стал окормлять до 100 тысяч верующих, 32-х священнослужителей и десятки видных ученых и общественно-политических деятелей. Но к 1953 году – 90% беженцев и 30 священнослужителей эмигрировало в США и Австралию. Почти все лагеря для «перемещенных лиц» прекратили свое существование. В 1965 году в стране осталось только 2085 беженцев. Все они подчинялись архиепископу Стефану. Многие после трагедии в Лиенце жили в горах, боясь себя обнаружить.
Не добившись юридического статуса, Австрийская епархия Русской Православной Церкви за границей в 1953 году прибегла к другой форме оформления легитимности своего существования. В Министерстве юстиции страны она была зарегистрирована как «Грековосточный Православный Союз помощи». Он имеет юридические права и признан всеми австрийскими правительственными органами. Его председателем становится старший по сану православный иерарх в Австрии. Одним из них был в свое время и архиепископ Стефан. Благодаря ему, в Зальцбурге, в 1964 году был построен и освящен кафедральный собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В Лиенце существует церковь во имя Архангела Михаила. В прошлом она была последним лагерным храмом в Австрии. Еще в 1956 году была закрыта церковь в Риде. В 1963 году в Астене и других местах.
В городе Лиенце находится община во имя святого апостола Андрея Первозванного. Здесь же находится кладбище - памятник трагедии 1 июня 1945 года. В этот день произошла насильственная выдача советским властям русских офицеров и казаков во главе с генералом П.Н. Красновым.[216]
В настоящее время в Австрии у Русской Зарубежной Церкви вместо епархии существует благочиние с шестью приходами. Они окормляются двумя священниками.[217]
Чехия
Первый русский православный храм в Чехии появляется в конце XIX века. Он был освящен 28 мая 1897 года во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Церковь находится в западной части Чехии, в курортном городке Карловы Вары (Карлсбад).
После Второй Мировой войны началось возрождение храма. В 1946 году его настоятелем был назначен протоиерей Алексий Витвицкий. Он прослужил здесь до 1973 года. В 1948 году здесь открылась православная Семинария. Ее первым ректором стал отец Алексий. Через два года семинария была переименована в Православный Богословский факультет и переведена в Восточную Словакию, в город Прешов.
Сначала храм подчинялся Московской Патриархии. В 1951 году, после дарования Автокефалии Чехословацкой Православной Церкви, перешел под ее юрисдикцию. В 1973 году настоятелем был назначен протоиерей Иоанн Кржинка. При нем был произведен капитальный ремонт храма.
В 1978 году настоятелем стал игумен Владимир (Иким) (ныне митрополит Ташкентский и Среднеазиатский).
В 1979 году по просьбе Предстоятеля Чехословацкой Церкви, митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея (†1999), Святейший Патриарх Пимен и Священный Синод Русской Православной Церкви, постановили открыть в Чехословакии подворье Московского Патриархата. Подворьем стал храм Первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах. Его открытие произошло 1 апреля того же года. Настоятелем подворья стал отец Владимир, возведенный Священноначалием Русской Церкви в сан архимандрита.[218]
С 1980 по 1986 год в храме проводились большие ремонтные работы.[219] Он был впервые расписан карловарским художником Миланом Краузом. 13 марта 1982 года Экзарх Белоруссии, митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), совершил освящение престола во вновь отремонтированном храме.[220]
Уже в 20-е годы столица Чехии Прага стала третьим по величине, после Берлина и Парижа, центром русской эмиграции. К 1925 году в Чехословакии проживало более пяти тысяч русских эмигрантов. Среди них было более ста пятидесяти ученых из Московского, Киевского, Петроградского и других российских университетов.[221] Умирая, представители русской диаспоры завещали похоронить себя на Ольшанском кладбище, которому суждено было стать некрополем русской эмиграции в Праге. На нем был воздвигнут храм. Русский приход в Ольшанах действует и поныне.
В последнее время возрождается традиция посольских храмов. Один из них был открыт и освящен во имя святого великомученика Георгия Победоносца 6 мая 1999 года при посольстве Российской Федерации в Праге.[222]
Новая волна эмигрантов из России и стран СНГ может значительно пополнить паству русских приходов в Чехии, что приведет к оживлению церковной жизни среди представителей русской диаспоры в этой славянской стране.
Финляндия
Первые русские православные проповедники появляются в стране Суоми еще в эпоху Киевской Руси. Современные же православные храмы в Финляндии возникли уже в XIX – XX веках. И многим, в том числе и своим возникновением, Финская Автономная Православная Церковь обязана Русской Православной Церкви.
В настоящее время на территории страны находятся два прихода юрисдикции Московской Патриархии. Оба они расположены в столице страны – Хельсинки. Их паства не многочисленна. Ее число около двух тысяч человек.[223] Свято-Покровская и Свято-Никольская патриаршие общины возникли как самостоятельные приходы в 1926-1927 годах. С 1931 по 1945 год общины находились под управлением митрополита Евлогия. В начале октября 1945 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) они были воссоединены с Русской Православной Церковью.
После Второй Мировой войны количество прихожан Покровской общины составляло всего несколько десятков человек, а уже через двадцать лет их было уже более четырехсот. Этот приход начинал свою деятельность в деревянном храме города Выборга. Во время советско-финской войны город перешел в ведение СССР. Приходу пришлось срочно покинуть его и переехать в Хельсинки, где он и находится до сих пор. До 1948 года настоятелем храма был отец Григорий Светловский, которого сменил протоиерей Владимир Волков. При отце Владимире в 1952-1953 годах на окраине столицы, в Мункиниеме, силами прихожан храма был построен каменная церковь.[224] 1 февраля 1953 года состоялось освящение храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Здание церкви находилось между двухэтажным церковным домом и жилым корпусом. Наружу выходят только алтарь и западная стена храма.[225]
Наибольшая часть представителей русской диаспоры, посещающих этот храм, проживает в столице и ее ближайших окрестностях.[226]
В 1927 году в Хельсинки была основана Свято-Никольская община. Вначале число ее прихожан составляло 31 человека. Но к концу 60-х годов оно возросло до 1200. Лишь в 1938 году приход получил свой храм, построенный рядом с центром города, в районе Хиетаниеми (Песчаный мыс), на территории большого русского военного кладбища.[227] Среди известных его настоятелей были протоиерей Виктор Крохин (†1949) и протоиерей Георгий Павловский, кандидат богословия СПбДА. При нем в 1950-м году произошло увеличение размеров здания церкви.
Как и прихожане Покровской общины, члены Свято-Никольского прихода проживают и в столице государства, и в ее пригородах.[228]
В 1977 году приходы в Финляндии отмечали 50 лет со дня своего создания.[229]
Сотрудничая с братской Финской Православной Церковью, Патриаршие храмы столицы продолжают хранить старые духовные традиции родной Русской Православной Церкви. Они используют в богослужении церковно-славянский язык и юлианский календарь.
Швеция
Первоначально первый русский православный храм в столице Швеции, Стокгольме, располагался в пятиэтажном здании, спроектированном архитектором Г.Фристедом. Освящение храма состоялось 26 ноября 1892 года, в день тезоименитства императрицы Марии Феодоровны. В нынешнем храме до сих пор находится оставшийся от первого русского храма резной иконостас, выполненный в русском стиле.
Впоследствии храм во имя Преображения Господня был перемещен в другое здание на улицу Birgen Jaresgatan, 98, в котором находится и сейчас.
Освящение нового помещения для русской церкви состоялось 27 апреля (ст. ст.) 1907 года.
С 1931 года храм находится в юрисдикции Русского Экзархата Константинопольского Патриархата. С 1936 года его настоятелем являлся священник Стефан Тимченко, выпускник Свято-Сергиевского Института в Париже. В 1972 году он был возведен во епископа и возглавлял приход до своей смерти в 1979 году.
Нынешняя Преображенская церковь находится в северной части Стокгольма, в конце улицы Birgen Jaresgatan. Он занимеет часть жилого шестиэтажного дома. В него вмещается не более ста человек. В храме имеется старинная церковная утварь, иконы и облачения. Как реликвия в нем хранятся часть камня преподобногоСерафима Саровского и часть мощей новопрослав-ленной святой великомученицы княгини Елизаветы Феодоровны.
Нужно сказать, что русский храм в Стокгольме является самой старой русской церковью в Европе. Она была основана еще 1617 году. Естественно, от первого храма ничего не осталось, но факт остается фактом. В 1967 году в присутствии духовенства разных стран приход торжественно праздновал свое 350-летие. В честь этого события планировалось построить новый храм, но средств не хватило. В настоящее время Преображенский приход состоит из 1500 человек.
Русская Церковь в Швеции окормляет и усопших представителей русской православной диаспоры. На Лесном кладбище (Skogskyrkogarden) существуют православные участки, где погребены почившие в этой северной стране русские аристократы, офицеры русской армии, ученые и предприниматели, эмигрировавшие из России.[230]
В недавнее время появился приход Московской Патриархии в Швеции. Он так же находится в Стокгольме и носит имя преподобного Сергия Радонежского. Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви он был принят в ее юрисдикцию в 1996 году.[231]
Для устройства собственного храма членам общины преподобного Сергия удалось получить в бесплатное пользование часовню лютеранской кирхи святой Марии Магдалины. Благодаря им, она была переделена в православный храм. Из России были присланы небольшой иконостас и облачения. Старинные иконы были пожертвованы местной русской диаспорой.
Среди прихожан общины есть как представители старой эмиграции, так и новоприбывшие переселенцы из России. Часть прихожан составляют православные шведы. При новом русском храме уже действует библиотека. В ней собраны русские книги.[232]
Норвегия
В соседней со Швецией скандинавской стране, Норвегии, тоже проживает русская диаспора. Она небольшая, всего около трех тысяч православных христиан. Немалую долю этого числа представляют потомки русских эмигрантов.[233] Но, несмотря на это, наши соотечественники не обходятся без родной Православной Церкви.
В столице государства – Осло, в районе Маюштуа, находится русский храм во имя святителя Николая. Он невелик – 50м.2 Церковь устроена в подвале лютеранской кирхи.
Первая русская православная община появилась в Норвегии еще до революции, но лишь с 1939 года она обрела свой храм.
В Свято-Никольском храме богослужение совершается на церковно-славянском и норвежском языках. Приходской хор состоит из норвежцев и русских женщин, вышедших замуж за норвежцев. Он находится в юрисдикции Русского Экзархата Константинопольского Патриархата. Его причт официально получает зарплату от государства. В настоящее время община собирается строить собственный храм.
Православие в Норвегии не ограничивается только одной общиной. В Осло существует еще один русский православный приход – община во имя святой равноапостольной княгини Ольги. Она с 1997 года подчиняется Московской Патриархии.[234]
В южной части Норвегии, в городе Ставангер, создан еще один приход Русской Православной Церкви Московского Патриархата во имя святой мученицы Ирины. Согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви, в начале 1999 года он был принят в ее юрисдикцию. Настоятелем прихода стал по совместительству исполняющий обязанности настоятеля храма святой княгини Ольги в Осло иеромонах Климент (Хухтамяки).[235]
9 марта 1999 года в городе состоялось учредительное собрание прихода во имя святой мученицы Ирины. На нем было решено построить в «нефтяной столице Севера», как часто называют этот город, первый православный храм в Норвегии. К подобному плану городские власти отнеслись одобрительно.
Нужно сказать, что двери православных храмов Норвегии открыты не только для русских, но и для всех православных этой страны. Поэтому вокруг прихода нефтяной столицы объединяются православные различных национальностей, проживающих как в самом Ставангере, так и далеко за его пределами.[236]
Желание иметь своего православного священника изъявили и жители одного из самых северных городов Норвегии – Баренцбурга, расположенного на архипелаге Шпицберген.[237] Здесь проживает довольно много российских шахтеров. Для их окормления в городе решено построить православную часовню.[238]
Дания
Сооружение православного храма в Копенгагене было предпринято уже в 1878 году по инициативе будущего русского императора Александра III. Дело в том, что супруга императора Александра, императрица Мария Феодоровна, была из датского королевского рода, поэтому и было решено построить церковь в столице Датского Королевства. Храм был освящен в 1883 году во имя святого благоверного князя Александра Невского.
Сегодня он входит в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви и существует на собственные средства и пожертвования. Деятельность прихода включает в себя попечение о больных и престарелых, школу для детей. Издавна при храме действует библиотека русских книг и журналов.[239]
Венгрия
Большой импульс к поддержке Православия появился в XVIII веке, когда на территорию Австрийской Империи, куда раньше входила Венгрия, стали переселяться православные греки.[240] От них не отставали и русские, которые уже в 1749 году в Токае соорудили первую церковь на территории Венгрии.[241] Русины Закарпатья, перешедшие в XVII веке в унию, вернулись в лоно Православной Церкви после Второй Мировой войны.[242] Они существенно пополнили число православных жителей этой страны.
Современное венгерское Православие представлено несколькими юрисдикциями.
Десять приходов находится в лоне Московской Патриархии. Она приняла их под свой омофор 11 ноября 1949 года. Тогда же было создано и благочиние. Благочинным-администратором был назначен протоиерей Иоанн Копалович.[243] В 1959 году праздновалось 10-летие перехода прихода в юрисдикцию Русской Православной Церкви.[244] К этому времени Венгерское благочиние уже насчитывало десять приходов. Самым крупным и благоустроенным из них стал храм во имя Успения Пресвятой Богородицы в Будапеште. Вторым по количеству прихожан стал храм во имя преподобного Сергия Радонежского.[245] Церковь считается единственным русским храмом в составе благочиния, всего насчитывающего около 40 тысяч верующих.[246]
До Второй Мировой войны в Будапеште действовало два русских православных храма. Один из них подчинялся митрополиту Евлогию, а другой Синоду в Сремских Карловцах. Отъезд русского духовенства из Венгрии во время наступления советских войск привел к упадку русской церковной жизни в этой стране и к распаду русских общин в столице. Не имея своих церквей, русские стали посещать сербские, венгерские и греческие православные храмы. Лишь после образования Венгерского благочиния Московского Патриархата, уже в социалистической Венгрии, представилась возможность построить русскую церковь. В 1950 году появился первый священник новообразованного прихода. Им стал высланный из Югославии отец Михаил Толмачев.
Первоначально православные богослужения для русских прихожан совершались в самых разных местах, и только благодаря первому благочинному отцу Иоанну Кополовичу,[247] на улице Лендван, 26 было оформлено помещение для русского храма. Армянский коммерсант Паланджан, перед тем как уехать за границу, подарил общине дом. Храм стал занимать первый этаж этого дома. Здесь же, вместе с храмом, находилась и квартира священника. Новый русский храм был освящен во имя преподобного Сергия, игумена Радонежского.
До 1973 года настоятелем этого прихода был отец Михаил Толмачев. Вскоре он уехал в Австралию. Два года община оставалась без священника, и только в 1975 году в этот приход был назначен клирик Мукачевско-Ужгородской епархии Московского Патриархата, отец Иоаким Бабинец. Он отремонтировал церковь, закупил необходимую мебель и храмовую утварь.
Насильственная репатриация русского населения в СССР негативно сказалась на общине храма. Большой урон ей также нанесли смешанные браки русских с венграми. Дети от таких браков легко отходили от Православия. В середине 80-х годов количество присутствовавших за Божественной литургией в храме Преподобного Сергия Радонежского колебалось от 20 до 40 человек. Таинство Крещения совершалось в храме 204 раза в год, а повенчались только две пары за десять лет существования прихода.
В последнее время отмечается некоторое оживление церковной жизни на этом русском приходе города Будапешта, вследствие всевозрастающего потока новых эмигрантов из стран бывшего СССР.
Община храма во имя Преподобного Сергия Радонежского является свидетелем Православия и иным христианским конфессиям, находящимся в Венгерской стране. Так, в 1984 году в приходских помещениях была открыта выставка под названием «Религиозная жизнь Русской Православной Церкви и Ее служение миру». Выставку посетили многие государственные и общественные деятели, иностранные гости, жители не только Будапешта, но и приезжавшие из разных частей Венгрии.
В десяти километрах от столицы государства находится часовня во имя святой мученицы царицы Александры. Она расположена на кладбище в селении Ирэм. На нем похоронена дочь российского Императора Павла I, вышедшая замуж за короля Венгрии - Иосифа Нандора. Здесь также нашли упокоение многие русские священники и служители часовни.
После Второй Мировой войны большая часть земли, принадлежащая часовне, была конфискована в пользу государства. Сегодня на этом месте построены жилые дома. Остальная часть земельного участка, размером 2453м2, является собственностью Свято-Сергиевского храма, к которому приписана часовня.[248]
21 августа 1983 года русский приход в столице отмечал 200-летие со дня рождения Александры Павловны и 100-летие обновления Ирэмской часовни.[249]
В содружестве с православными венграми и православными других национальностей русская православная диаспора, сохраняя свои корни, стремится повысить роль Православия в Венгерской республике.
Румыния
В республике Румыния проживает 32 тысячи русских.[250] Большинство из них - русские старообрядцы, проживающие в устье Дуная, в Южной Буковине и некоторых других районах этого государства. В столице страны – Бухаресте – расположен русский храм, находившийся в юрисдикции Московского Патриархата. Он воздвигнут в начале XX века и является прекрасным образцом русской церковной архитектуры. Его первым настоятелем, после возвращения храма в лоно Русской Православной Церкви, стал протоиерей Павел Статов. Он прибыл в Бухарест 18 апреля 1948 года и сразу стал заниматься реконструкцией храма.
Последовавший в годы правления в Румынии коммунистического режима отток русского населения в СССР привел к романизации богослужения в этом храме. Сегодня он уже не значится в списках зарубежных приходов Русской Православной Церкви, так как полностью отошел к Румынской Православной Церкви.[251]
Продолжение...© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.