Поиск авторов по алфавиту

Введение.

-18-

Вслед за Божественной литургией и другие православные богослужения ведут нас в Царство Вечности и соединяют с его гражданами. Весь литургический опыт Церкви убеждает нас в том, что вместе с нами в богослужении предстоят Небесные Силы, святые и Божия Матерь.

Своими таинствами и священнодействиями Святая Православная Церковь освящает всю жизнь человека от дня рождения до кончины и после ухода его из сего земного удела не оставляет его, а помогает ему своими молитвами.

Существенной необходимостью православного благочестия является икона. Согласно определению Седьмого Вселенского Собора Православная Церковь смотрит на икону как на особую форму Откровения горнего мира, явления Вечности во времени. Почитание иконы и поклонение ей есть восхождение молящегося от образа к Первообразу, встреча со Христом Спасителем, со святыми. В своих иконах святые как бы продолжают свою земную жизнь и через них силой благодатного присутствия подают небесную помощь. Чтобы сосредоточить внимание молящегося на раскрытии образа вечности, явленной во времени, на первом месте в православной иконе стоит отгенение духовной сущности изображаемого. «Каждый святой на византийской иконе, — говорится в одном современном исследовании византийской живописи, — представлен в состоянии бесстрастного аскетического покоя, когда дремлют все его чувства и когда внутренний взор сосредоточен на созерцании Божества»[41].

Душой православного благочестия и его согревающим сердцем служит почитание Богоматери. Призывая сладчайшее имя Иисуса, Православная Церковь, можно сказать, одним дыханием призывает и святейшее имя Богородицы — честнейшей Херувимов и славнейшей Серафимов. Эта нераздельность любви к Спасителю и Богоматери нашла свое яркое выражение в православной традиции изображать на иконе Пресвятую Деву с Ее Предвечным Младенцем. Трудно найти православную семью, в доме которой не было бы этой святой иконы.

Участие в жизни Православной Церкви неразрывно связано с сораспятием Христу. Радость о Христе воскресшем зовет и к нравственному деланию: «Очистим чувствия и узрим неприступным светом воскресения Христа блистающася...»[42] «Ненавидящим нас простим вся воскресением...»[43] Что касается богослужения, то и здесь необходимо сказать, что церковные священнодействия в Православной Церкви не уподобляются каким-либо магическим действиям, влияние которых на человека носило бы механический характер. Напротив, от приемлющих их требуется особое благоговение, ревностное и внимательное приготовление себя к ним. «Людям, не приготовленным к сему, — учит архиепископ Фессалоникский Николай Кавасила, — Бог и не подал бы освящения... Под этим условием допускает Он и к Своей Вечери и преподает страшную пищу, как это Он выразил в притче о семени, когда говорил: изыде сеятель — не обрабатывать землю, но — сеяти, так, что обработка и все вообще приготовление должно уже сему предшествовать» [44]. Отсюда строгое отношение православного христианина к себе, непрестанный подвиг, смиренное сознание необходимости в этом подвиге помощи Божией. Началом пути к совершенству служит глубокое покаяние: «Откуду начну плаката окаяннаго моего жития деяний...»[45] Вершиной же нравственного очищения является смирение. «Что такое усовершение себя?» — спрашивает преподобный Исаак Сирин и отвечает: «Глубина смирения... Смиренномудрый несть от мира сего»[46].

«Исповедую, — говорит в своем «Начертании православной истины» Вышенский Затворник святитель Феофан, —что всякому ищущему спасения нужно первее всего покаяться с решимостью не грешить более, хотя бы это стоило жизни; затем приступить к

-19-

таинствам для получения благодати, в укрепление слабых на добро своих естественных сил, далее идти посильно путем заповедей Христовых, среди всех освятительных учреждений и молитво-ваний Церкви, существенно необходимых для возгревания в нас духа благодати, под влиянием подвигов самоотвержения к умерщвлению страстей, — пока, наконец, достигнем в светлую область бесстрастия и чистоты, в сию меру возраста исполнения Христова» [47].

Короче говоря, Православие есть жизнь — «ортодоксия жизни»[48], а как жизнь оно познается опытно, через причастность к нему, к его «духовному опыту»[49]. Поэтому желающим принять его должным образом можно сказать: «Прииди и виждь».

Эта благодатная жизнь находит свое высшее выражение в идее свободной соборности Православной Церкви, соборности любви, ибо «Православию чужд индивидуализм, ему свойственен своеобразный коллективизм»[50]. За каждым евхаристическим собранием та или иная община Поместной Православной Церкви возносит «словесную сию и бескровную службу» не просто о себе, но о Святой Соборной и Апостольской Церкви, «всей во Христе братии». Это литургийное сознание единства проявлялось и проявляется в истории Православной Церкви ощутимо и убедительно.

Таким образом, Вселенская Православная Церковь состоит из ряда Поместных Православных Церквей. Но, как подчеркнул в своем докладе на тему «Кафоличность Церкви и национализм» профессор Богословского факультета Афинского университета Иоанн Кармирис на Втором Конгрессе православных богословских школ (Афины, 1976), «несмотря на существование Поместных Церквей... Церковь Христова как Тело Его всегда остается неразделенной». И далее И. Кармирис сказал, что современные Автокефальные Православные Церкви «несмотря на свою административную автокефалию, подлежащую, тем не менее, Всепра-вославному Собору, живут в неразрывном единстве и любви посредством общей православной веры, богослужения и вообще предания, в таинственном единстве Единой Православной Соборной Церкви... в полноте благодати и жизни Божией».

Изложение истории и современного состояния ряда Поместных Православных Церквей в «таинственном единстве Единой Православной Соборной Церкви» и представляет собой предлагаемое учебное пособие.

Примечания

[1] Булгаков С, прот. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Париж: ИМКА-ПРЕСС. С. 201.

[2]Се. Игнатий Богоносец. К Филадельфийцам. М., 1862. Гл. IV. В кн.: Писания Мужей Апостольских. С. 412.

[3]Се. Ириней Лионский. Сочинения. Пять книг против ересей. СПб., 1900. Кн. III, гл. 4,§

1.С. 225.

[4]Се. Ириней Лионский. Там же, кн. V, гл. 20, § 1. Указ. изд. С. 477 - 478.

[5]Се. Александр. Послание. Цит. по: Сократ Схоластик. Церковная История. [6]Саратов,1911. Кн. 1, гл. 6. С. 13.

[7]Св. Афанасий Великий. Творения. Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1903. Ч. III. С. 166.


-20-

«Поместная Церковь Христова, — по определению проф. прот. И. Мейендорфа, —есть не только собрание тех, кто любит друг друга как ближних, но также являются согражданами Царства Христова, совместно признающими полноту любви, выраженной ихединым Главой, единым Господом, единым Учителем — Христом». Проф. прот. Мейендорф И. Кафоличность Церкви.//«Вестник Русского Запад.-Европ. Патриарш. Экзархата». 1972, № 80. С. 235).

[8]Гак справедливо называет св. Киприана канонист Сербской Православной Церкви еп.Никодим (Милаш). См. его же: Православное церковное право. СПб., 1897. С. 230.

[9]Се. Киприан. Творения. Киев, 1891. Ч. 2. С. 180.

[10]Се. Киприан. Там же, ч. 1. С. 235.

[\\]Никодим, еп. Указ. соч. С. 230.

[\2]Тертуллиан. Творения. Перевод Н. Н. Щеглова. Киев, 1912. Ч. 2. С. 32 33.

[13]«Архиереи, управляющие Церквами, — говорится в «Православном исповедании», — именуются главами оных: сие должно принимать в таком смысле, что они суть местоблюстители Христовы, каждый в своей области, и главы частный». Ч. 1. Отв. 85. М., 1900.С. 59.

[\4]Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. Ч. 1. М., 1877. С. 86.

[\5]Троицкий С, проф. О церковной автокефалии // ЖМП, 1948, Ne 7. С. 34.

[\6]Из послания Африканского Собора папе Римскому Целестину. Цит. по: Книга правил... М, 1901. С. 253.

[П]Проф. С. Троицкий считает, что «термин «автокефальная Церковь» стал употребляться лишь с начала V века». См. ЖМП. 1948. № 7. С. 36.

[1ЩВ отношении молитв и церковных песнопений каноны предписывают принимать те, которые одобрены просвещеннейшими (116 правило Карфагенского Собора и 59 правило Лаодикийского Собора). Те же молитвословия, которые «отринуты» отцами, не должны быть вводимы в богослужение (81 правило Шестого Вселенского Собора).

[\9]Сократ. Церковная история. Кн. 5, гл. 22. Указ. изд. С. 319 —320.

[20] 123-130 правила Карфагенского Поместного Собора имеют догматическое содержание.

[2\]Андрей Шагуна, митр. Краткое изложение канонического права Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. «Христианское Чтение», 1870. § 134, Ч. 1. С. 987.

[22] Архиеп. Василий. Кафоличность и структура Церкви.//«Вестник Русск. Запад.-Европ. Патриарш. Экзархата». 1972, № 80. С. 254 -256.

[23]См. «Решения» и «Коммюнике» Первого Предсоборного Всеправославного Совещания. ЖМП, 1977, № 2. С. 11, 13.


-21-

[24]Павлов А. Номоканон приБолыпом Требнике. М:, 1897. С. 211.

[25]Обычно Церковь характеризовалась с древних пор как «Кафолическая».

[26]Минь.Р. С. Т. 41, кол. 161 В.

[27]Палестинский патерик. СПб., 1899. С. 80.

[28]Булгаков С, прот. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Париж:ИМКА-ПРЕСС. С. 159.

[29]Бердяев Н, Истина Православия //«Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата». 1952. № 11. С. 10.

О Православии также см.:

Успенский Ф. Основной характер Греко-Восточного Православия. Казань, 1911.

Глубоковский Н. Православие в своей сущности. The Constructive Quarterly. 1913, июнь.

Православие в жизни. Сборник статей под редакцией С. Верховского. Нью-Йорк, 1953.

Иером. Василий (Кривошеий). Православное духовное предание//«Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата». 1952. № 9.

Роуз Серафим. Православие и «религии будущего». Рига, 1992.

[30]Георгий Флоровский[\, прот. Этос Православной Церкви//«Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата». 1963, № 42 — 43. С. 136.

[31 ]Верховской С. Православие и современность/«Православие в жизни». Сборник статей под редакцией С. Верховского. Нью-Йорк, 1953. С. 11.

[32]Феофан, en. О Православии с предостережениями от погрешностей против него. Слова. М, 1902. С. 22 и 5.

[33]Се. Афанасии Великий. Творения. Ч. III. Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1903.С. 480 -481.

[3А]« Православие, — свидетельствует Н. Бердяев, — обращено к тайне Воскресения, как к вершине и последней цели христианства... Тайна Воскресения есть предельная тайна Православия... В католичестве мы, прежде всего, встречаем Христа Распятого, в Православии же — Христа Воскресшего». (Н. Бердяев. Указ. соч. С. 9.)

[35]Булгаков С, прот. Указ. соч. С. 285.

[36]«Православие, прежде всего, литургично, — говорит Н. Бердяев, — оно научает народ и развивает его не столько проповедями и преподаванием норм и законов поведения, сколько самим литургическим действием, в котором дан прообраз преображения жизни».(Н. Бердяев. Указ. соч. С.7.)

[37]Летописъ по Лаврентьевскому списку. СПб., 1897. С. 59 —60.


-22-

[38]Се. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. М., 1898. С. 4.

[39]Се. Кирилл Иерусалимский. Творения. М., 1855. С. 368.

[40]Арсеньев Николай. О жизни преизбыточествующей. Брюссель, 1966. С. 148.Ср.: Б Бобринский. Молитва и богослужение в жизни Православной Церкви/ «Православие в жизни». Сб. статей под ред. С. Верховского. Нью-Йорк, 1953. С. 255 —256.

[4\]Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1947. Т. 1. С. 33.

[42]Наследование Пасхальной утрени. Песнь 1, тропарь 1.

[43]Стихиры Пасхи.

[44]Архиепископ Николай Кавасила. Изъяснение Божественной литургии. § 1//ЖМП.1971. № 1.С. 59.

[45]Се. Андрей Критский. Великий канон, Песнь 1, тропарь 1.

[46]Се. Исаак Сириянин. Творения. Слово 48. Сергиев Посад, 1911. С. 205, 213.

[47]Еп. Феофан. Указ. соч. С. 16.

[48]Бердяев Н Указ. соч. С. 4.

[49] Тамже. С. 6.

[50] Там же. С. 8.

стр. 1       стр. 2


Страница сгенерирована за 0.01 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.