13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Ириней Лионский, святитель
Ириней Лионский, свт. Творения
Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.
Оглавление размещено в начале.
СОЧИНЕНІЯ
СВЯТАГО ИРИНЕЯ,
ЕПИСКОПА ЛІОНСКАГО.
ИЗДАНЫ ВЪ РУССКОМЪ ПЕРЕВОДѢ
ПРОТОІЕРЕЕМЪ
П. Преображенскимъ.
С.-ПЕТЕРБУРГЪ.
1900.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
протоиерей Петр Преображенский. О святом Иринее Лионском и его сочинениях. 3
ПЯТЬ КНИГ
ОБЛИЧЕНИЯ И ОПРОВЕРЖЕНИЯ ЛЖЕИМЕННОГО ЗНАНИЯ
[Против ересей]
Предисловие 19.
I. Учение валентиниан об эонах 21.
II. Неудача премудрости. Произведение Христа и Св. Духа. 23.
ІII. Места свящ. Писания, на которые ссылались еретики. 26.
IV. Ахамоф и происхождение видимого мира 29.
VI. Учение валентиниан о трех родах людей и о добрых делах 36.
VII. Учение о судьбе Ахамофы, Димиурга и проч. о воплощении Христа от Девы Марии 38.
VIII. Как валентиниане извращают Писание в подкрепление своих мнений 41.
IX. Опровержение еретических толкований 46.
X. Единство Веры церкви во всем мире. 49.
XI. Мнение Валентина и разногласие с ним учеников его 52.
XII. Учение последователей Птолемея и Колорваса. 55
XIII. Обманчивые и нечестивые действия Марка. 57.
XIV. Гипотезы Марка и других относительно букв и слогов 61.
XV. Сказание Молчания о происхождении двадцати четырех стихий 67.
XVI. Нелепые толкования маркосиан 72.
XVII. Теория маркосиан, что вещи сотворены по образу невидимых вещей 74.
XVIII. Места из Моисея, извращаемые еретиками в подтверждение их мнений 76.
XX. Указания еретиков на апокрифические книги 80.
XXI. Мнения маркосиан об искуплении. 82.
XXII. Уклонение еретиков от истины 85.
XXIII. Учение Симона Волхва и Менандра 86.
XXIV. Учения Сатурнина и Василида 88.
XXVI. Учение Керинфа, евионитов и николаитов 94.
XXVII. Учение Кердона и Маркиона 95.
XXVIII. Учение Татиана, энкратитов и других 97.
XXIX. Учения других гностических сект, в особенности варвелиотов 98.
XXX. Учение офитов 101.
Предисловие 111.
I. О том, что Един Бог, и что ни выше, ни ниже Его не может быть другого Бога, Начала, Полноты или Силы 112.
III. Глубина и полнота валентиниан, равно и Бог Маркиона, нелепы 117.
IV. Доказывается нелепость еретиков относительно пустоты и недостатка 118.
V. Мир не был создан кем-либо другим, вне области, принадлежащей Отцу 120.
VI. Ангелам или мироздателю не мот быть неведом Высочайший Бог 123.
VII. Твари не суть подобия эонов, находящихся в Плироме 124.
VIII. Твари не суть тень Плиромы 129.
IX. Творец мира Бог Отец, как постоянно веровала Церковь 130.
XI Еретики, не веруя истине, впали в бездну заблуждения 133.
XIII. Первый ряд принятых еретиками произведений никаким образом нельзя защитить 138.
XIV. Валентин и его последователи заимствовали начала своего учения, только с изменением названий, у язычников. 144.
XV. Доказательств их системы происхождения эонов нельзя указать никаких 149.
XVIII. Премудрость не была в неведении или страдании; ее помышление не может быть отделено от нее, а тем более иметь особенные свойства 159.
XIX. Нелепости еретиков относительно их семени, и несостоятельность их мнений о Димиурге 162.
XX. Доказательства страданий двенадцатого эона, приводимые из притчей, из отпадения Иуды и из страдания нашего Господа, не состоятельны 167.
XXI. Двенадцать апостолов не представляют собою эонов 170.
XXII. Тридцать эонов не знаменуются тем, что Христос на тридцатом году крестился; и Христос пострадал не через двенадцать месяцев после крещения. 171.
ХХΙΙΙ. Жена, страдавшая кровотечением, не есть образ падшего эона 176.
XXIV. Нелепость доказательств, заимствуемых еретиками из числ, букв и слов 178.
XXVI. Знание надмевает, а любовь назидает 186.
ХXVІІ. Надлежащий способ толкования притчей и темных мест Писания 188.
XXIX. Опровержение мнений еретиков о будущей судьбе души и тела 196.
XXX. Нелепость еретиков, которые себя называют духовными, и Димиурга душевным. 198.
XXXI. Краткое повторение предшествующего опровержения. 205.
XXXII. Дальнейшее обличение нечестивых учений еретиков 207.
ХХХIII. Нелепость учения о переселении душ. 211.
XXXIV. Души помнят о содеянном ими в теле и бессмертны 213.
XXXV. Опровержение Василида и того мнения, будто пророки предсказывали по внушению различных богов 215.
Предисловие 219.
II. Еретики не следуют ни Писанию, ни Преданию 221.
III. Опровержение еретиков на основании предания Апостолов, хранящегося в Церкви 222.
IV. Истина находится только в католической церкви, хранительнице апостольского предания. Ереси появились недавно и не могут вести своего начала от Апостолов 225.
V. Христос и Его Апостолы предлагали свое учение не ложно и не приспособляясь к мнениям слушателей и проповедывали Единого Бога Отца и Творца всего 226.
VI. Дух Святой в ветхозаветных Писаниях не говорил об ином Боге или Господе, кроме истинного Бога 229.
VIII. Ответ на возражение, заимствованное из слов Христа. Один Бог безначальный и бесконечный может истинно называться Богом и Господом 234.
X. Продолжение доказательств из евангелий Марка и Луки 239.
XI. Доказательства из евангелия св. Иоанна. Евангелий четыре—ни более, ни менее 244.
XII. Учение прочих Апостолов 251.
XIII. Опровержение мнения, будто Павел один только из Апостолов знал истину 267.
XV. Опровержение тех, которые унижают Апостола Павла 272.
XVI. Учение Апостолов о Господе нашем Иисусе Христе, единородном Сыне Божием 274.
XVІІ. Апостольское учение о Святом Духе, сошедшем на Иисуса Христа 283.
XVIII. О воплощении Сына Божия и что Он не мнимо, но истинно воплотился 286.
XIX. Христос был не просто человек, родившийся от Иосифа, но истинный Бог, рожденный от Отца, и истинный человек, родившийся от Девы 294.
XX. Как Бог явил Свою благость в непослушании человека 296.
XXI. Защищение пророчества Исаии (VII, 14) и история перевода семидесяти 298.
XXII. Христос принял действительную плоть, родившись от Девы 304.
XXIII. Доказывается вопреки Татиану, что Адаму надлежало первому участвовать в спасении Христовом. 306.
XXIV. Общий взгляд на учения еретиков; их противоположность с согласным и постоянным учением церкви 312
XXV. Мир управляется провидением Бога правосудного и вместе благого 314.
Предисловие 317.
I. Господь признавал Одного только Бога и Отца 319.
III. Ответ на возражение гностиков по поводу изменяемости неба и земли 323.
IV. Ответ на другое возражение, заимствованное от разрушения Иерусалима 324.
V. Один Бог, возвещенный Законом и пророками, Которого Христос исповедует Своим Отцом и Который открыл Себя в обоих заветах 326.
VI. Изъяснение слов Христа: никто не знает Отца кроме Сына 328.
VII. Авраам по откровению Слова знал Отца и пришествие Сына Божия 332.
VIII. Христос спас не только Авраама, но и его потомков, исполняя, а не разрушая закон 334.
IX. Один виновник и одна цель Ветхого и Нового Завета 336.
X. Ветхозаветные Писания возвещали о Сыне Божием, Его пришествии и страдании 339.
XI. Пророки и праведные люди знали о пришествии Господа 341.
XII. Христос, отвергая предания и обычаи, противные ветхозаветному Закону, утвердил главные заповеди его, и учил, что есть конец Моисеева Закона 343.
XIV. Бог подчинил человека Закону для блага самого человека 349.
XV. Бог дал Закон для обуздания людей и присоединил некоторые заповеди по жестокосердию их 352.
XVII. Бог установил левитское служение не для себя и не потому, чтобы нуждался в нем 357.
XVIII. О жертвах и приношениях и о тех, кто истинно их приносит 362.
XIX. Земные вещи могут, быть образами Небесных, но Небесные не могут быть образами других высших и неведомых 366.
XX. Единый Бог все в мире сотворил Словом и Святым Духом, и хотя Он в сей жизни невидим и непостижим, однако не неведом 368.
XXIII. Патриархи и пророки, предсказывая пришествие Христа, пролагали потомкам путь к вере во Христа, и потому труды Апостолов были меньше, так как они собирали плоды чужих-трудов 382.
XXV. Оба Завета были предзнаменованы в Аврааме и рождении Фомари, и Один Бог того и другого Завета 385.
XXVI. Сокровище, скрытое в Писании, есть Христос; и одна Церковь правильно разумеет Писание 386.
XXVII. О грехах людей древнего времени 390.
XXIX. Почему Бог ожесточил сердце Фараона и его служителей 397.
XXX. Почему Бог повелел евреям при исходе взять у египтян сосуды 398
XXXIII. Признающий Единого Бога виновником обоих Заветов и тщательно читающий Писания у пресвитеров церковных есть истинно духовный ученик и будет правильно разуметь все сказанное пророками о Христе и о свободе Нового Завета 405.
XXXIV. Доказательство против маркионитов, что все предсказания пророков относятся к Христу 414.
XXXV. Опровержение тех, которые одни пророчества производят от Всевышнего Бога, другие от Димиурга 417.
XXXVI. Пророки были посланы от Того же Отца, от Которого и Христос 420.
XXXVII. Человек свободен, и нет людей добрых и злых от природы 429.
XXXVIII Почему человек не был вначале сотворен совершенным? 433.
XXXIX. Человеку дана способность различать добро и зло для свободного исполнения заповедей Божиих 436.
XL. Один и Тот же Бог наказывает отверженных и награждает избранных 439.
Предисловие 445.
IV. Заблуждаются выдумывающие сверх Творца мира другого Бога Отца, Который необходимо слаб и бесполезен или зол и завистлив, если не может или не хочет дать телам нашим вечную жизнь. 453.
VI. Бог дарует спасение целому человеку, состоящему из тела и души. 455.
VII. Воскресение Христа доказывает и наше воскресение во плоти 458.
IX. Объяснение слов Апостола: плоть и кровь не наследуют Царства Божия 462.
X. Объяснение вышесказанного чрез сравнение с дикою маслиною 464.
XI. О делах плотских и духовных людей 466.
XII. О различии между смертию и жизнию, о дыхании жизни и животворящем духе 467.
ХΙΙΙ. Мертвые, воскрешенные Христом, служат сильнейшим доказательством воскресения 471.
XV. Доказательства воскресения из Исаии и Иезекииля. 477.
XVI. Из того, что тела наши возвращаются в землю, следует, что они из нее и произошли; чрез пришествие Слова образ Божий явился в нас яснее. 480.
XVII. Един Господь, Бог, Отец и Творец всего, возлюбивший нас во Христе, давший заповеди и отпустивший нам грехи: Его Сыном и Словом показал Себя Христос, когда прощал грехи 481.
XIX. Сравнение между непослушною Евою и святою Девою Мариею; упоминание о различных ересях 486.
XXI. Глава всего Христос; Ему надлежало быть посланным от Отца Творца всего, принять человеческое естество и быть искушенным сатаною для того, чтобы исполнить обетования и одержать совершенную победу 489.
XXII. Истинный Господь и единый Бог возвещает законом и открывается чрез Его Сына Христа в Евангелии; Ему одному должно поклониться и от Него ожидать всякого блага 492.
XXIII. Чрез ложь диавола Адам согрешил в шестой день творения, в который и восстановлен чрез Христа 494.
XXV. Обман, гордость и тираническое царство антихриста, как они описаны у Даниила и Павла 498
XXVII. О будущем суде Христовом, об обращении с Богом; о вечном мучении неверующих 504.
XXVIII. О различии праведных и нечестивых; о будущем отступничестве при антихристе и о конце мира 506.
XXIX. Все сотворено на пользу человека; о коварстве и злобе антихриста 508.
XXX. Хотя известно число имени антихриста, но мы. не должны ничего опрометчиво утверждать о самом имени, потому что число приложимо ко многим именам; о царстве и о смерти антихриста 509.
XXXII. Святые в той плоти, в которой много пострадали здесь, получат плоды своих подвигов 514.
XXXIV. Подтверждение мнения о земном царстве святых свидетельствами Исаии, Иезекииля, Иеремии и Даниила, а также и притчею о бодрствующих слугах 519.
XXXV. Продолжение о том же 523.
ОТРЫВКИ
из утраченных сочинений Св. Иринея, сохранившиеся:
а) на Греческом языке I—XLIV
[Из «Об оcмерице» к Флорину 529
Из «Об оcмерице» к Флорину 529
Из послания к епископу римскому Виктору по случаю спора о Пасхе 530
Из послания к папе Виктору 531
Из «О вере», к Димитрию диакону Вьенскому 531
Из «О вере», к Димитрию диакону Вьенскому 532
Из «День Господний» (Пасха) 532
Из «Об осмерице» к Флорину (?) 533
Из «О Воскресении» (Пасхе) 533
Из «О Воскресении» (Пасхе) 533
Из «Различные рассуждения» 533
Из «О Воскресении» (Пасхе) 533
Из толкования на 1 послание ап. Петра, гл. III 534
Из Размышления на шестоднев 535
Из «Различные рассуждения» 536
Из толкования на ев. Матфея 539
Из «О вселенной или о субстанции мира» (?) 541
Из толкование на книги Царств 542
Из неизвестного произведения 542
Из послание к Власту о расколе 543
Из толкования на книги Царств (?) 544
Из толкования на книги Царств (?) 544
Из толкование на книгу Судей (на 3 и 4 гл. Иезекииля?) (?) 545
Из толкования на книги Царств (об Осмерице?) (?) 545
Из толкования на книги Царств (?) 545
Из толкования на посл. к Коринфянам 545
Из рукописи Венской библиотеки] 545
б) на Сирском XLV—LI
[Из неизвестного произведения 546
Из толкования на Песнь Песней 546
Из послания к Власту о расколе 546
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.