13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Голубинский Евгений Евсигнеевич
Голубинский Е. История Русской Церкви. Том 1. Часть 1
Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.
Оглавление книги перенесено в начало.
Е. ГОЛУБИНСКИЙ
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
ТОМ I.
ПЕРИОД ПЕРВЫЙ,
КИЕВСКИЙ ИЛИ ДОМОНГОЛЬСКИЙ.
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ТОМА
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Предисловие. Введение.
Глава I.
Христианство на Руси до св. Владимира.
I. Времена доисторические: Некоторая вероятность предположения, что во времена отдаленно доисторические христианство водворялось между двумя племенами Славян русских, именно — между дунайско-днестровскими Тиверце — Угличами и между киевскими Полянами. 1
Приложение: Сказание о посещении Руси апостолом Андреем 19
II. Вопрос о крещении Аскольда и Дира 35
Приложение: Сказание о крещении новгородского князя в Тавриде или Крыму, в городе Суроже 53
III. Христианство в России от начала государства до св. Владимира 63-104
При Игоре 64
Приложения: 1. Русская легенда о крещении Ольги в Константинополе, записанная в нашей летописи под 955-м годом 97
2. Константин Порфирогенит о приемах Ольги в Константинополев дворце императорском 99
3. Западные летописцы о посольстве Ольги к импер. Оттону 103
Глава II.
Крещение св. Владимиром всей Руси и совершенное утверждение христианства на Руси при его преемниках.
I. Владимир, — его собственное крещение и крещение им страны 105-187
От кого, когда и где на самом деле крестился Владимир 127 fin
Что расположило Владимира к принятию христианства — 144 (мнения, с которыми мы не согласны — 144 нач.; наше собственное мнение — 151).
Поход Владимира на Греков, взятие им у Греков Корсуни и женитьба его на греческой царевне 158
Крещение Владимиром народа: жителей Киева — 163, жителей Новгорода и вообще всей собственной (неинородческой) Руси — 170. Несостоятельность мнения о мирном распространении христианства на Руси — 175 fin. О причинах, которые заставили Владимира воздержаться от крещения инородцев — 177.
Резюме всего сказанного о собственном крещении Владимира и о крещении им народа 179
Построение Владимиром матери церквей русских Киевской Десятинной церкви Богородицы 181
II. Ярослав, довершитель и дела Владимирова со стороны духовной. 188—197
Водворение Ярославом книжности или грамотности в России 188
Заботы его о поддержании введенного Владимиром просвещения в высшем классе общества 194
III. Окончательное распространение христианства на Руси после Владимира 198—214
Крещение: Ростовцев — 199, Муромцев — 206 нач., Вятичей с Радимичами — 208, инородцев области Новгородской — 209.
Борцы за язычество против христианства — волхвы 211
Уверения некоторых римско-католических писателей, будто мы — Русские обращены в христианство латинскими миссионерами — 215, и действительные попытки пап обратить нас в христианство и восхитит нас у Греков — 222.
Приложения: 1. Житие Владимира, принадлежащее неизвестному автору, по всей вероятности, Греку, и соответствующая ему часть повести о крещении Владимира, помещенной в летописи 224
2. Память и похвала Владимиру монаха Иакова 238
3. Проложное сказание о Владимире 248
4. Бандуриево греческое сказание о крещении Владимира 247
5. Греческие и арабские Писатели о женитьбе Владимира на царевне Анне 252
Глава III.
I. Введение управления, — Митрополия и митрополиты 257—332
Вопрос о праве Греческой церкви подчинить себе Русскую церковь 257
Русская церковь — митрополия Константинопольского патриархата — 269; права патриарха по отношению к Русской церкви — 270; митрополит как высший местный начальник Русской церкви — 274.
Кто был первым нашим митрополитом — Михаил или Леон 276
Ряд митрополитов периода домонгольского 282
Национальность митрополитов и их избирание 289
Читаемые в летописях отзывы о некоторых митрополитах 291
Известия, крайне скудные, о правительственной деятельности митрополитов 292 fin.
Два известные случая избрания и поставления митрополитов в самой России — 296: Илариона при Ярославе в 1051-м году — 297; Климента при Изяславе Мстиславиче в 1147-м году—300.
Третий случай (поставления митр. Кирилла 2-го в 1224-м году) сомнительный 317
Первоначальное нахождение кафедры митрополичьей в Переяславле и перенесение ее из Переяславля в Киев 328
Попытка Андрея Боголюбского учредить другую митрополию во Владимире 330
II. Епископские кафедры, епископы и епархиальное управление. 332—394
Учреждение епископских кафедр и первоначальное их количество. 332
Епархии, открытые после Владимира до нашествия Монголов 337 fin.
Слишком малое количество открытых у нас епархий. 340
Области епархии. 341
Вопрос о степенях епископских кафедр. 343
Из каких разрядов людей были выбираемы у нас кандидаты в епископы. 344
О самом избрании кандидатов в епископы. 360
Влияние огромного пространства наших епархий на дух и характер наших архиереев. 363
Непереведение архиереев с кафедры на кафедру. 371
Чиновники епархиального управления: у Греков соборы пресвитеров и потом коллегии сановников — 372; у нас: епископские клиросы или крылосы — 376; наместники, находившиеся при самих епископах и уездные — 383; тиуны—388 нач., десятинники—390.
III. Пространство епархиального суда. Церковные законы. Дополнение об епископах (архиепископы). 394—444
Расширение суда церковного на счет суда гражданского. 394
Расширение суда церковного на счет суда гражданского самим св. Владимиром. 409
Расширение суда церковного после половины XII века. 415
Миряне, предоставленные в полную подсудность епископам. 422 нач.
О наказаниях, употреблявшихся у нас церковною властью. 425
Номоканоны или Кормчие книги, употреблявшиеся у нас в период домонгольский. 428
Частные законы Русской церкви. 431 fin.
Частные (не официального характера) сочинения канонического содержания. 436
Дополнение об епископах: Попытка Андрея Боголюбского доставить своему Ростовскому епископу автокефалию, с освобождением его от власти митрополита и с подчинением непосредственно патриарху (дело Ростовского епископа Феодора или Фёдорца). 439
Дарование митрополитом титула (именования) архиепископа епископу Новгородскому. 443
IV. Приходское духовенство и приходы. 444—502
Первые принудительные наборы священников из самих Русских. 446
Появление добровольных кандидатов во священники. 447
Из каких сословий общества были люди, искавшие священства. 448
Наследственность духовного звания. 449
Не недостаток, а изобилие людей, искавших священства, или кандидатов во священники. 451 fin.
Изобилие и самых священников. 452 fin.
Ha ком лежала забота о замещении приходов священниками и как происходило это замещение. 454
Право перехода священников с прихода на приход. 456
Священники неженатые — 458; двоеженцы — 459; священники, вступавшие в законный церковный брак с своими гражданскими сожительницами только перед посвящением. 459 fin.
Правила, читаемые в канонических сочинениях периода домонгольского относительно поставления во священники — 460, диаконы — 461 и иподиаконы — 462.
Дьяки (дьячки). 462
Пономари. 465
Просфоропеки. 467
Домовые священники: вместе со множеством домовых церквей множество и этих священников — 470; весьма не редко они у вотчинников или душевладельцев из их дворовых людей или холопов. 472
Невысокая степень образованности большинства нашего духовенства периода домонгольского. 474 нач.
Подсудность священников как граждан государства. 483
Привилегированность духовенства в отношении к государственным податям и повинностям. 484
Податность или тяглость приходского духовенства по отношению к епископам. 486
Приходские церкви или приходы. 487 — 502
Учреждение первых приходов и последующее их умножение, достигавшее большого количества 487
Построение приходских церквей общинами („миром“) и право собственности на них со стороны общин. 488
V. Средства содержания духовенства высшего и низшего. 502—547
Средства содержания высшего духовенства у нас — 505, именно: десятина — 506, 514; недвижимые имения или вотчины — 511, 519; доходы с приходов кафедральных епископских церквей и вообще доходы от треб — 524; подати с низшего духовенства (и с монастырей) — 525; временные пошлины с низшего духовенства и с мирян — 527. Лишние доходы митрополитов против епископов — 530.
Законы относительно тех имуществ епископов, которые приобретаются ими после поставления в епископы 531
Резиденции епископов и их домовые холопы 533 нач.
Средства содержания низшего духовенства: первоначально руга от правительства — 532 и от вотчинников — 533 sub fin.; затем — праздничные и поминовенные приношения прихожан в церкви и подачи их в церквах «на проскомидию» — 534; сборы священников с прихожан или так называемые «славы»—536; плата за треб»—537; недвижимые имения и собственное обработывание земли — 539 fin.
Заключительное суждение о средствах содержания нашего духовенства 543 fin.
VI. Отношение власти церковной к государству и наоборот власти государственной и церкви. 547—557
Иное чем в Греции отношение у нас епископов к гражданскому управлению по различию условий. 550
Отсутствие деятельности нашего духовенства в области общественной благотворительности. 551
Не совсем надлежащее отношение у нас князей к епископам как к чинам церкви. 552 sub fin.
VII. Быт и общественное положение духовенства. Его мирское (небогослужебное) одеяние. 557—588
Видное положение священников удельных городов, принятых в княжеско-боярское общество. 560
Средственное положение прочих городских священников. 563
Жалкое положение большинства священников сельских. 563
Одежда архиереев не из монахов. 571
Одежда архиереев из монахов. 571
Качество одежд у священников и архиереев. 575
Форма головной стрижки священников и головной их покров. 577—584
Головной покров архиереев. 583
Белый архиерейский клобук. 585
Отношения Русской церкви к Римской — 588, попытки пап подчинить нас своей власти — 591 fin. и наши собственные обращения к папам — 600 fin.
Приложения: l. Примечание об отношениях епископов к священникам. 604
Так-называемый Церковный устав Владимиров 617
Так-называемый Церковный устав Ярославов 628
Устав Ярославов южной или Киевской редакции 639
О славянском Номоканоне или славянской Кормчей книге домонгольского периода 642
О поучении Новгородского епископа или священникам епархии в сборное воскресение 1166-го года 660
Глава IV.
Доказательства того, что Владимир делал попытку. 702
Что должно быть считаемо причиной, по которой не удалась попытка. 709
Какой ответ на вопрос: почему мы вообще остались без просвещения. 712 fin.
Образ св. Владимира как вводителя у нас (не введшегося) просвещения 719
Оговорка относительно просвещения за период домонгольский. 720
II. Переводная и вообще заимствованная письменность. 728—741
Кому мы обязаны переводами и насколько был богат состав переводных четиих книг. 728
Наличность переводной и вообще заимствованной литературы. 731
О степени и качестве начитанности домонгольских наших предков. 735
Краткий общий вывод из всего сказанного о нашем просвещении в период домонгольский. 739 fin.
Как просвещалась в христианстве безграмотная и бескнижная толпа. 740
III. Наша собственная (оригинальная) письменность. 741—870
1) Отдел исторический: монах Иаков — 742 fin.; преп. Нестор Печерский — 748; неизвестный составитель сказания о св. Леонтии Ростовском — 757; Симон и Поликарп, авторы Патерика Печерского — 758; неизвестный автор жития преп. Евфросинии Полоцкой — 771; монах Ефрем, автор жития преп. Аврамия Смоленского — 772; неизвестные составители сказания о перенесении мощей Николая Чудотворца и записей о его чудесах — 773; первоначальный общерусский летописец — 777 нач., и его продолжатели — 787 нач.; местные летописцы Новгородские — 789; темный вопрос относительно летописей домонгольского периода, как они читаются в летописных сборниках XV—XVI вв. — 791; Кирик Новгородский, автор статьи по хронологии — 792.
2) Отдел нравоучительный: Кирилл Туровский — 793; Лука Жидята — 811; преп. Феодосий Печерский — 813; Илия, архиепископ Новгородский — 819; Иларион неизвестный, принимаемый за митрополита Киевского — 821; преп. Аврамий Смоленский (вероятный) — ibid. и выше стр. 807 прим., Кирилл некий, принимаемый за Кирилла Туровского — 822, слова и поучения неизвестных по именам составителей — 823 (между которыми предполагают: митр. Климента — 823 прим. 1 и 826 прим.; мниха Иакова — 825 прим.; митр. Кирилла 1-го — ibidd.) и неизвестного точным образом времени (Георгий Зарубский — 826, прим. fin.); Поучение Владимира Мономаха — 828.
3) Путешествия, ко святым местам: Иерусалимский Паломник игумена Даниила — 831 fin.; Константинопольский Паломник Антония Новгородского — 836.
4) Отдел богослужебный: митрополит Иоанн 1-й—839; монах Печерского монастыря Григорий — ibid.; Иоанн, епископ Ростовский — ibid.; преп. Феодосий Печерский — ibid.; Кирилл Туровский — 840.
5) Отдел догматический: митрополит Иларион — 841.
О недавно найденном послании митрополита Климента Смолятича и вообще о нем — Клименте как о писателе — 846.
Наши писатели из Греков: митр. Леон или Лев — 853; митр. Георгий — 854; митр. Иоанн 2-й — 856; митр. Никифор 1-й — 857; монах Феодосий — 859.
Светская литература: Слово о полку Игоревом неизвестного автора — 860; Слово Даниила Заточеника — 867.
Оговорка относительно грамотности домонгольского периода — 869 нач.
Приложения: Татищев об училищах и просвещении у нас в период домонгольский — 871; Библиографический обзор существовавшей у нас в период домонгольский переводной и вообще заимствованной письменности — 880.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.