Поиск авторов по алфавиту

Вышеславцев Б. П., Кризис индустриальной культуры. Примечания

КРИЗИС ИНДУСТРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Первое издание: New-York, изд-во имени Чехова, 1953; второе издание (репринтное): New-York, Chalidz Publications, 1982.

К с. 181. * ...как бы она не превратилась в горячую войну, маленький очаг которой уже существует. - Имеется в виду война в Корее (19501953).

К с. 183.* Изумительный контраст этих цифр... X. Ортега-и-Гассет писал об этом «контрасте» в своем исследовании «Восстание масс». Для него «головокружительный рост « народонаселения « означает все новые и новые толпы, которые с таким ускорением извергаются на поверхность истории, что не успевают пропитаться традиционной культурой. И в результате современный средний европеец душевно здоровее и крепче своих предшественников, но и душевно беднее. Оттого он порой смахивает на дикаря, внезапно забредшего в мир вековой цивилизации» (Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.. 1991. С. 314. Пер. Л. М. Гелескула; Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М., 1991. С. 78. Пер. С. Васильевой).

451

 

 

Об этих же цифрах писал К. Ясперс в «Духовной ситуации времени»; он так же, как и его испанский коллега, пришел к выводу о «господстве масс» (см.: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 306-315).

** Standart of life уровень жизни (англ.). *** Слоганы - от англ. slogan - лозунг.

К с. 185. * ....Левиафан Гоббса... - «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» - название социально-политического трактата Т. Гоббса, который писал: «Я обрисовал до сих пор природу человека (чья гордость и другие страсти вынудили его подчиниться государственной власти) и одновременно и огромную власть его властителя, которого я сравнивал с Левиафаном, взяв это сравнение из последних двух стихов сорок первой главы книги Иова, где Бог, рисуя великую силу Левиафана, называет его царем над всеми сынами гордости. Нет на земле, говорит Бог, подобного ему, он сотворен бесстрашным. На все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» (Гоббс Т. Левиафан. М., 1936. С. 245).

К с. 186. * ...panern et circeneses... - «Хлеба и зрелищ!» (лат.) -Требование римской черни времен упадка империи.

** ...двух установок сознания: экстравертированной и интровертированной. - Классификация, введенная в научный оборот К. Г. Юнгом. «...Помимо многих индивидуальных различий человеческой психики, писал Юнг в своем исследовании «Психологические типы», - существует также типическое различие и проще всего два резко различных типа, названные мной типом интроверсии и типом экстраверсии. Каждый человек обладает общими механизмами, экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес того или другого определяет тип... Интровертированную точку зрения можно было бы обозначить как такую, которая при всех обстоятельствах старается личность и субъективное психологическое явление поставить выше объекта и объективного явления или по крайней мере утвердить их по отношению к объекту... Экстравертированная точка зрения, наоборот, ставит субъект ниже объекта, причем объекту принадлежит преобладающая ценность. Субъект пользуется всегда второстепенным значением, субъективное явление кажется иногда только мешающим и ненужным придатком к объективно происходящему» (Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1924. С. 5-21: цит. по: Психология эмоций. Тексты. М., 1984. С. 236-239).

Б. П. Вышеславцев был не только последователем, но и близким другом К. Г. Юнга. В 30-х годах он вместе с Э. К. Литнером участвовал в подготовке «Избранных трудов по аналитической психологии» на рус. языке К. Г. Юнга (Т. 1- 4. Цюрих. 1929-1939).

К с. 188. * Höchstes Glück-Persönlichkeit! См. наст. изд.

К с. 190. * «Лев» и «лисица»...такой психологии. «...Государь, писал Н. Макиавелли в XVIII главе своего трактата, - должен

452

 

 

усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя... Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса - волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков» (Макиавелли Н. Государь. М.. 1990. С. 52).

К с. 191. * «Логика сердца»... «логика разума»... Это противопоставление восходит к Б. Паскалю, который писал: «У сердца свои законы, которых разум не знает» (цит. по: Стрельцова Г. Я. Влез Паскаль. М., 1979. С. 166). Б. П. Вышеславцев подробно исследует «логику сердца» в своей статье «Сердце в христианской и индийской мистике». (Вопросы философии. 1990. №4. С. 62 - 87).

К с. 195. * ... «в мире не существует ничего, кроме материи»... Неточная цитата из «Материализма и эмпириокритицизма» В. И. Ленина: «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени» (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 1. С. 181).

Кс. 196. * ... «боженьки захотел, негодяй!» - Подобного рода запись имеется у В. И. Ленина в конспекте «Лекций по истории философии» Гегеля: «У Эпикура, -- пишет здесь Гегель, - нет... конечной цели, мудрости творца. Нет ничего, кроме происшествий, которые определяются случайным внешним столкновением сочетаний атомов». Напротив этого листа Ленин написал: «бога жалко!! Сволочь идеалистическая!!» (Там же. Т. 29. С. 267).

Нелишним будет заметить, что пренебрежительное (если не сказать резче) отношение к Гегелю в XIX в. в России, по инерции сохраняющееся и поныне, является своего рода дурной традицией русской мысли, тем самым отрицающей свое право на само название «мысли». Ср., напр., высказывание о Гегеле другого, диаметрально противоположного Ленину мыслителя: «...Гегель, немецкий клоп, хотел все примирить на философии...» (Литературное наследие. Т. 83: Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетради 1860-1881 гг. М., 1971. С. 404).

Редкостное и отрадное исключение из этой традиции составляет И. А. Ильин («Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека». Т. 1-2. М., 1918).

** ... «лишь кокетничал диалектикой Гегеля»... См. выше.

К с. 197. * «где дух Господень... вы, братья»... - Цитата из посланий св. ап. Павла (2 Кор. 3, 17 и Гал. 5, 13).

** Erziehung вместо Entselfstung... - В основе системы воспитания, разработанной И. Г. Песталоцци, лежит так наз. «природосообразный метод».

«Поскольку все, чему дети способны научиться с помощью лектора, исторгается из глубин их же существ, - писал Песталоцци, - то этот метод с необходимостью и достаточной живостью возбуждает в детях

453

 

 

сознание их внутренней силы и предчувствие высот, до которых их силы могут подняться. Вместе с тем у детей возникает стремление достигнуть самостоятельности через собственную деятельность, основанное на осознании своих сил и из этого осознания рождающееся, и, совершенствуя то отдельное, что оживляет из самодеятельность, приблизиться к совершенству целого, к пели их самостоятельной деятельности самосовершенствованию» (Песталоппи И. Г. Избранные педагогические сочинения. М" 1981. Т. 2. С. 78).

Образование, получаемое ребенком по «природосообразному методу», «осуществляется без вталкивания в него извне знаний, не находящихся во внутреннем соответствии с достигнутым ребенком уровнем развития» (там же. С. 77).

Значение, которое придавал Песталоцци правильной системе народного образования, видно из следующего его суждения о причине французской революции: «Всю революцию с самых истоков я рассматривал как простое следствие запущенности человеческой природы и считал эту норму человеческой природы неизбежной необходимостью, чтобы одичавших людей вновь навести на мысль о существеннейших их делах» (там же. С. 49).

К с. 199.* ... «на теории трудовой ценности...» - В советской марксистской литературе немецкое Wert переводится как «стоимость»: «трудовая теория стоимости», «прибавочная стоимость», «меновая стоимость» и т.д. Б. П. Вышеславцев считает такой перевод неверным и «философски безграмотным». См. ниже.

К с. 200. * Marx. Kapital. I Bd. 4 Aufl., 8.- Маркс К. .Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 49.

К с. 201. * Потребительная ценность... почва и т.д. Там же. С. 49: «Вещь может быть потребительной стоимостью и не быть стоимостью. Так бывает, когда ее полезность для человека не опосредована трудом. Таковы: воздух, девственные земли, естественные луга, дикорастущий лес и т. д.».

** «То общее... их меновая ценность». Там же. С. 47: «...То общее, что выражаеся в меновом отношении, или меновой стоимости товаров, и есть их стоимость».

*** Конечно, говорит Маркс... фактор труда. - Там же. С. 46-47; слова У. Петти К. Маркс цитирует на с. 52.

**** Ibid. 13. 10. Там же. С. 52, 55: «Как портняжество, так и ткачество... представляет собой производительное расходование человеческого мозга, мускулов, нервов, рук и т. д. и в этом смысле - один и тот же человеческий труд». «Всякий труд есть... расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле...»

К с. 202. * ... «помноженная простая работа»... Там же. С. 53.

К с. 204. * ... «конкуренция определяет... труда». - Там же. Т. 4. С. 89.

К с. 206. * «прыжок из царства необходимости в царство свобо-

454

 

 

ды»... - Цитата из «Анти-Дюринга» Ф. Энгельса (там же. Т. 20. С. 295).

К с. 207. * Тард впервые высказал этот социальный закон... - См.: Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892; он же: «Личность и толпа». СПб., 1903.

К с. 208. * «Es gibt keinen freischwebenden Geist». - Не допускает никакого свободно парящего духа (нем.).

К с. 209. * Аристотель в своей диалектике... - См. примеч. к с. 28.

К с. 211. * «Мильтон продуцировал Потерянный Рай... за пять фунтов».- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26. Ч. 1. С. 410.

К с. 227. * Экономисты называют такое соответствие... «предельной полезностью». - Понятие «предельной полезности» впервые ввел в науку Э. Бем-Боверк; см. его исследование «Основы теории ценности хозяйственных благ».

К с. 228. * Каутский и Бухарин признали эту теорию «буржуазно-капиталистической». - См.: Бухарин Н. Политическая экономия рантье. Теория ценности и прибыли австрийской школы. М. Л., 1925 (репринт. М., 1982). «Мы рассматриваем «австрийскую» теорию, крупнейшим представителем которой является Бем-Боверк, - писал Бухарин, - как идеологию буржуа, уже выброшенного из производственного процесса, деградирующего буржуа... Именно тип рантье является предельным типом буржуа, а теория предельной полезности - идеологией этого предельного типа» (указ. соч. С. 24-25).

К с. 230. * «Удлинение рабочего дня... релятивной прибавочной ценности». - Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 518. В современном переводе вместо термина «релятивная прибавочная ценность» употребляется термин «относительная прибавочная стоимость».

К с. 231. * «Прибавочную ценность... я называю релятивной прибавочной ценностью». Там же. С. 325.

*** «Рабочий день ... в более короткое время». Там же. С. 518.

К с. 233. * Profit als Teil... Прибыль как часть прибавочной стоимости образуется путем присвоения доли труда, затраченного рабочим на обработку сырого материала (нем.).

К с. 235. * «Та специфическая экономическая форма... производителям». Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. II. С. 354.

К с. 239. * ... «сумма доходов... прибавочных ценностей»... Там же. Т. 25. Ч. 1. С. 123.: «Масса прибыли... в действительности тождественна с массой прибавочной стоимости».

К с. 240. * ... «пролетариату нечего терять...» - Цитата из «Манифеста Коммунистической партии».

К с. 242. * ... «устранение капиталистического производства... необходимым трудом». - Там же. Т. 23. С. 599 (страница указана Б. П. Вышеславцевым неправильно).

** «С другой стороны... фонда накопления». - Там же.

455

 

 

К с. 243. * «Коммунистическое общество... потребности и т. д.»". Там же. Т. 19.

К с. 248. * Для Аристотеля существуют «рабы по природе». См. примеч. к с. 1 15.

К с. 264. * Это был тот ранний классический «капитализм», который сейчас почти не существует. Б. П. Вышеславцев почти дословно воспроизводит мысль В. Зомберта: «В то время в 40-гг. XIX в. капитализм был еще хаосом, дикой сумятицей взаимно переплетенных явлений и еще нельзя было сказать с уверенностью, что именно из него выйдет. Тот, кто подходил к нему, руководствуясь идеей развития, а эту идею, как святоч, и принес с собой Маркс, - мог определить дальнейший ход капитализма на основании, так сказать, личного усмотрения. Такой человек мог прозревать великолепнейшие вещи, которые выйдут из лона капитализма, мог говорить о чудесном мире, зреющем в недрах хаоса, мог рассматривать капитализм как предварительную ступень к созданию лучшего, идеального общества. Это именно и сделал Маркс. Капитализм был для него благодатным материалом, из которого он строил мир будущего. В теориях развития он подмечал лишь те линии, по которым, как он желал, должно было направляться развитие, реальные отношения еще не определились, возможностей было еще много, и потому легко могла возникнуть уверенность, что линии намечены правильно... Неопределившаяся еще сущность капитализма позволяла приписывать ему роль выполнителя тех желаний, которыми был преисполнен сам Маркс. И именно потому, что Маркс ставил капитализму высокую задачу - породить то, к чему стремился Маркс, он в глубине души любил капитализм... Разве мог он, выражаясь его собственным сравнением, презирать и ненавидеть мать, носившую в своем чреве страстно ожидаемое дитя, - новый, лучший мир?» (3 о м берт В. Современный капитализм. Т. III. Полутом первый. М.--Л. 1929. С. XXVI).

К с. 278. * «Весь капитал... пролетарскою государства». Точнее: «Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 446).

К с. 281. * Адам Смит... на системе «разделения труда»... - «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смита начинается со слов: «Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда» (Смит А. Указ. соч. М.-Л., 1935. Т. 1. С. 10).

К с. 304. * ... «господин с ретроградной физиономией... по своей глупой

456

 

 

воле пожить»... цитата из «Записок из подполья» Ф. М. Достоевского (Полн. собр. соч. Л., 1973. T.V. С. 113).

К с. 31 1. * ...определение Хераскова: «Социализм есть общество благородных». См.: Херасков И. М. Общество благородных // Новый журнал. Нью-Йорк. 1946. № XIV.

К с. 312. * ...цель, которую Кант сформулировал... - Вторая формулировка категорического императива И. Канта гласит: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» (Кант И. Сочинения в 6-ти тт. М., 1965. Т. 4. ч. 1. С. 270).

К с. 317. * ... «чем больше государство планирует... частное лицо». Хайек Ф. А. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № II. С. 125.

** «Burro о canoni» - Масло или пушки (ит.).

К с. 318. * «Команда над производством благ»... - Точнее: «Контроль над производством материальных благ - это контроль над самой человеческой жизнью» (Хилари Бэллок) (Вопросы философии. 1990. № II. С. 132).

К с. 324. * Économie dirigée плановое хозяйство (фр.)

К с. 325. * «Не продается вдохновенье...» Цитата из стихотворения А. С. Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824); ниже цитируется сонет А. С. Пушкина «Поэту» (1830).

К с. 328. * «laisser faire, laisser aller...» предоставьте идти «событиям, делам» своим ходом (фр.).

К с. 333. * Ленину, даровавшему перед смертью «свободу торговли» - Имеется в виду новая экономическая политика, введенная по инициативе В. И. Ленина. Общую оценку нэпа дал П. А. Сорокин в своей статье «Россия после нэпа» (Вестник РИН. 1992. № 2-3).

К с. 335. * Платон попал в рабство... - Имеется в виду эпизод из жизни Платона, связанный с его пребыванием при дворе тирана Сиракуз Дионисия. Вызвав неудовольствие последнего, Платон был вынужден покинуть Сиракузы, но по пути в Афины был высажен в Эгине, находившейся тогда в острой вражде с Афинами. Платону грозило обращение в рабство, но его выкупил один из его учеников и друзей. Подробнее см.: Асмус В. Платон. М., 1969. С. 19.

К с. 343. * «homo sui juris» букв.: человек в своем праве. В римском праве «свободный гражданин, лицо, наделенное полнотою всех прав».

К с. 344. * «Do ut des, facio ut facias» - даю, чтоб ты дал, делаю, чтобы ты сделал (лат.).

К с. 346. * ...существует и вина рабского сознания (как указал Гегель)... - В «Феноменологии духа» в разделе «Господин и раб» Гегель пишет, что в основе отношений господина и раба лежит «момент,

457

 

 

состоящий в том, что другое сознание « сознание раба « снимает себя как для-себе-бытие и этим само делает то, что первое сознание делает по отношению к нему... То, что делает раб, есть, собственно, делание господина...» (Гегель. Сочинения. М., 1959. Т. IV. С. 104).

К с. 348. * ...эта антиномия была отчетливо сформулирована в философии Фихте... - Об антиномии свободы у Фихте см: Гайденко П. П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М., 1990., С. 64-75. Фихте посвящена первая крупная философская работа Б. П. Вышеславцева: «Этика Фихте». Основы нрава и нравственности в системе трансцендентальной философии... М., 1914.

К с. 350. * ... «исходя из абсолютной свободы... рабству». - Неточная цитата из романа Ф. М. Достоевского «Бесы» (Поли. собр. соч. 1974. Т. X. С. 311).

** ...идея автономии Канта. Автономия нравственной воли, согласно учению И. Канта, означает, что она является законом для самой себя. Практический разум - единственный источник морали. См.: Кант И. Соч. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 283.

К с. 353. * «Какая польза человеку...» Неточная цитата из Евангелия от Матфея (16, 26).

К с. 354. * ...ученик у Платона впервые сам усматривает истинность теоремы Пифагора... - В диалоге «Менон». См.: Платон. Соч. М., 1990. Т. 1.

К с. 359. * ... «свободу в ничто» в духе Сартра... - Имеется в виду диалектика Ж. П. Сартра, разработанная им в трактате «L'être et le néant» (1943., «Бытие и ничто»).

** ... «libertas minor et libertas maior»... - Свобода малая и свобода большая (лат.).

К с. 360. * «Один стоит десяти тысяч, если он наилучший»... -Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1. С. 245.

К с. 364. * На это... указал в своей статье М. В. Вишняк. Вероятно, имеется в виду статья «Идейные корни русского большевизма» (Новый журнал. 1951. № 27).

** Достаточно ознакомиться с Хартией Сан-Франциско... Подписанный 26 июня 1945 г. представителями 50-ти государств Устав ООН.

К с. 366. * «Лицемерие есть дань... добродетели». Афоризм, принадлежащий Ф. де Ларошфуко («Максимы», 218).

К с. 381. * «Science sans conscience, ruine de l'âme» наука без совести гибель души (фр.).

К с. 389. * New deal Рузвельта - «Новый курс», провозглашенный президентом Ф. Д. Рузвельтом в 1993 г. с целью выхода из экономического кризиса 1929 1933 гг.

** Движение «Human Relations» - теория «человеческих отношений», разработанная Э. Мэйо в 20-х гг. в качестве оппозиции тейлоризму. См. статью В. Н. Фоминой «Теория человеческих отношений» (Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С. 395).

458

 

 

К с. 410. * Salariés en faux-cols - рабочие с пристегивающимися воротничками (фр.).

К с. 41 1. * «qualités créatrices...quclque chose» творческие качества, творческие способности творить что-нибудь (фр.).

К с. 416.* Достоевский сказал однажды... Эту мысль Ф. М. Достоевский высказал в «Записках из мертвого дома»: «Мне пришло раз на мысль, что если бы захотели вполне раздавить, уничтожить человека, наказать его самым ужасным наказанием, так что самый страшный убийца содрогнулся бы от этого наказания и пугался его заранее, то стоило бы, только придать работе характер совершенной, полнейшей бесполезности и бессмыслицы... Если бы заставить. например, переливать воду из одного ушата в другой и из другого в первый, толочь песок, перетаскивать кучу земли с одного места на другое и обратно, - я думаю, арестант удавился бы через несколько дней или наделал бы тысячу преступлений, чтоб хоть умереть, да выйти из такого унижения, стыда  и муки» (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. СПб., 1894. Т. III. С. 23).

** Для Ап. Павла... основа Церкви. В Послании к Римлянам св. ап. Павла читаем: «Как в одном теле у нас много членов, то и у всех членов одно и то же дело, так мы многим составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, - в учении; увещатель ли, - увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, - начальствуй с усердием, благотворитель ли, - благотвори с радушием» (12, 4-8).

К с. 417. * .......ина слава Солнцу...» - Цитата из Первого Послания к Коринфянам св. ап. Павла (15, 41).

К с. 418. * Cum clamant, tacent - шумя, безмолвствуй (лат.).

К с. 421. * Esse oportet ut vivas... ut edas - нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть (лат.).

К с. 430. * «Ratlacher la vie... du socialisme» -- подчинение экономической жизни одному центральному регулирующему органу - вот какова точная дефиниция социализма (фр.).

** Государство, по определению Маркса... - Это определение принадлежит В. И. Ленину: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Полн. собр. соч. Т. 39. С. 75).

К с. 434. * «Страдает ли один... радуются все». - Цитата из Первого Послания к Коринфянам св. ап. Павла (12, 26).

** «Все за все ответственны... виноваты». Мысль, которая неоднократно встречается в произведениях Ф. М. Достоевского. В самом конце романа «Бесы» эту мысль высказывает Степан Трофимович Верховенский: «...Все и каждый один перед другим виноваты. Все виноваты» (Поли. собр. соч. Л.. 1974. Т. X. С. 491).

459

 

 

Эту же мысль передает старец Зосима в романс «Братья Карамазовы»: «Всякий пред всеми и во всем виноват» (Полн. собр. соч. СПб.. 1895. Т. XII. С. 343). Старец Зосима дает и обоснование этой мысли: «...Ибо все как океан, все течет и соприкасается, в одном месте тронешь, в другом конце мира отдается» (там же. С. 380).

*** ... «к свободе призваны вы, братья». Цитаты из Послания Галатам св. ап. Павла (5, 13).

459


Страница сгенерирована за 0.92 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.