Поиск авторов по алфавиту

Библиография

7. Символ и аллегория

А. Михайлова, О художественной условности, М., 1970 (здесь це­лая глава 7 под названием: «Символ. Аллегория. Притча», стр. 191—236). Ad. Lorenz, Die Allegorie in der Musik.— «Neue Berliner Musik-

zeitung», 1861, S. 313.

S. Bornemann, Die Allegorie in Kunst, Wissenschaft und Kirche,

Freiburg, 1899.

M. Gerlach, Allegories et emblemes, Wien, Deutsche Ausgabe, 1900.

E. Baes, Le symbole et l'allegorie,— «Memoires couronnees par l'Aca-demie royal de sciences de Beige 1902», Bruxelles, 1900.

M. Bukofzer, Allegory in baroque music.— «Journal of the Warburg Institute», HI/1939—1940, p. 1—21.

0. A. Erich, Die Tierallegorie,— «Volkswerk. Jahrbuch des staatli-
chen Museums fur deutsche Volfcskunde», 1943, S. 70—88.

1. PejAn, Mythe et allegorie. Les origines grecques et les contesta­
tions judee-chretiennes, Paris, 1958.

H. G. Gadamer, Symbol und Allegorie.— «Archivio di Filosofia», 1958,

p. 23—28.

M. Batumi, Allegoria у simbolo en Baltasar Gracian.— «Enrico Castelli, Umaneismo e simbolismo», Padova, 1958, p. 247—250.

M. de Candiliac, Mythe et allegorie.— «Revue philosophique de la France et de l'Etranger», 86/1961, p. 51—67.

L. Markus, Allegoria es szimbolizmus.— «Mflveszet» VI.

W. Benjamin, Allegorie und Emblem.— «Deutsche Barockforschung», R. Alewin, Koln, 1968, S. 395—413.

Musees royaux des Beaux-Arts de Belgique. Art moderne. De Г alle­gorie au symbole, Bruxelles, 1968.

L. Burkhardt, Satire und Allegorie in Jean Pauls Werk. Zur Konsti-tution des Allegorischen.— «Jahrbuch der Jean-Paul-Gesellschaft», 5, 1970,

S. 7—61.

R.-R. Wuthenow, Allegorie-Probleme bei Jean-PauL Eine Vor-Studie.—

Там же, S. 62—84.

M. Alpatov, Allegorie et symbole dans la peinture de la Renaissance italienne.—«Diogen», 1971, № 76, Oct.—Dec.

См. также работы А. Ф. Лосева о литературном символе в связи с близкими к нему понятиями (стр. 17).

8. Символ и метафора

И. Н. Волков, Что такое метафора? — Сб. «Художественная форма». Под ред. А. Г. Циреса, М., 1927, стр. 81—124.

Д. С. Лихачев, Поэтика древнерусской литературы, Л., 1967; 1971, стр. 175—183 (превосходная характеристика отличия символа от мета­форы на материалах древнехристианской и древнерусской письмен­ности) .

Я. Werner, Die Urspriinge der Metaphor, Leipzig, 1919.

F. Otivero, A study on the metaphor in Dante.— «Giornal dantesco», 1925.

292

H. Pongs, Versuch einer Morphologie des Metaphorischen, Marburg, 1927; 2. erweiterte Auflage, 1960.

A. Kahlert, Metaphor und Symbol in der englisch-schottischen Volksballade, Marburg, 1930.

P. J. Flesch, Metaphysik des Symbols und der Metaphor, Bonn, 1934, Dissert

H. Konrad, Etude sur la metaphore, Pan, 1939.

С F. Stutterhein, Het begrip Metaphor, Amsterdam, 1941.

M. Foss, Symbol and metaphor human experience, Princeton, 1949.

N. Edelmann, The mixed metaphor in Descartes.— «The Romanic review», 1950, October.

W. K. Wimsatt (Jun.) Symbol and metaphor.— «Review of Meta­physics», 4/1950, p. 279—290.

R. Boyle, The nature of metaphor.— «Modern Schoolman», 31/1954, p. 257—280.

H.-J. Newiger, Metaphor und Allegorie. Studien zu Aristophanes, Munchen, 1957.

H. Dempe, Die Metaphor als ambivalentes Symbol. Elementare Ge-danken iiber ihre Rolle in Dichtung und Philosophie.— «PSdagogische Provinz», 12/1958, S. 359—367.

F. Vonessen, Die ontologische Struktur der Metaphor.— «Zeit-schrift fur Philosophische Forschung», 13/1959, S. 397—418.

H. H. Schottmann, Metaphor und Vergleichen in der Sprache H51-derlins, Bonn, 1959, Dissert.

G. Sohngen, Analogie und Metaphor. Kleine Philosophie und Theo-logie der Sprache, Freiburg. 1962—63.

R. Berry, The frontier of metaphor and symbol.— «The Britisch journal of aesthetics», 7, 1967, p. 76—83.

R. T. Christiansen, Mith, Metaphor and Symbol.— «Myth, a Sym­posium», ed. by T. A. Sebeok, Bloomington, 1971, p. 64—80.

9. Символ и сравнение

E. Bloch, Vergleich, Gleichnis, SymboL— «Die Neue Rundschau», 71/1960, S. 138—148.

10. Символ и эмблема

А. Белый, Эмблематика смысла.— «Символизм», М., 1910, стр. 49—143.

А. Л. Козин, Гносеологическое обоснование символа Андреем Бе­лым.— «Вопросы философии и социологии», вып. Ill, M., 1971, стр. 71—76.

О. van Veen, Amoris divini emblemata, studio et aere Othonis Vaeni concinnata. Antverpiae, ex officina Plantiniana Balthasaris Moreti, 1660.

A. David-Neel, Mystique et magiciens du Tibet, Paris, 1929.

W. S. Heckscher, Karl August Wirth., Emblem, Emblembuch.— «Reallexicon zur deutschen Kunstgeschichte», V, S. 86—228.

G. Lesley, Barocke Emblemo in Vorbau und anderen Stiften Oster-reichs. Ein Vademecum fur Kunstwanderer, Graz, 1962.

293

W- S. Heckscher, Goethe im Banne der Bilder. Ein Beitrag zur Emblematik.— «Jahrbuch der Hamburger Kunstsammlungen», 7/1962, S. 35—54.

A. Schone, Emblemata. Versuch einer Einfflhrung.— «Deutsche Vier-teljahresschrift fur Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte», 57/1963, 2.

A. Schone, Emblematik und Drama im Zeitalter des Barock, Mfln-chen, 1964.

R. Freeman, English emblem books, London, 1967.

A, Henkel, A. Schone, Emblemata. .Handbuch zur Sinnbildkunst des

XVI und XVII. Jahrhunderts, Stuttgart 1967.

P. 1. Meertens, Emblematik en volkskunst.— «Volkskunde», 70/1969, S. 203—211.

W. S. Heckscher and C. F. Bunker, рецензия на книгу: A. Henkel and A. Schone, Emblemata, Handbuch zur Sinnbildkunst des XVI und

XVII Jahrhunderts.— «Renaissance Quartely», 23/1970, p. 59—80.

B. Tiemann, Sebastian Brant und das fruhe. Emblem in Frankreich.—
«Deutsche Vierteiljahrsschrift fur Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte»,
47/1973, S. 598—644.

11. Символ и знак

А. Шафф, Введение в семантику, пер. под ред. А. Якушева, М., 1963 (здесь на стр. 357—375 дана обширная библиография по учению о знаках, в которой содержится множество отдельных моментов, имею­щих прямое отношение к символу, но рассыпанных по огромному ко­личеству логических, языковедческих и общесемасиологических исследова­ний).

Л. В. Уваров, Образ, символ, знак. Анализ современного гносеоло-гическего символа, Минск, 1967 (особенно стр. 55—117).

Ср. работу С. Р. Вартазаряна о знаке и образе, выше, п. 4.

R. Gatschenberger, Zeichen, die Fundamente des Wissens, Stuttgart, 1932.

/. Maritain, Sign and Symbol.—«Journal of the Warburg Insti­tute», 1/1937, p. 1 — 10.

E. Lerch, Vom Wesen des sprachlichen Zeichens. Zeichen oder Symbol? — «Acta Linguistica», 1939, vol. I, fasc. 3, S. 145—161.

C. /. Ducasse, Symbols, sings and signals.— «The journal of sym­bolic logic», 1939, June, vol. 4, № 2, p. 41—52.

H. H. Price, Thinking and expenience, London, 1957 (различие символа и знака).

1. P. Faye, Langage, signes, symboles.— «Esprit», Paris, 1961, annee 29, № 9 (289), p. 330—335^

E. Albrecht, Die Erkenntnistheoretische Problematik des sprachlichen Zeichens.—«Deutsche Zeitschrift fur Philosophic», 1961, №3, S. 358— 367.

A. Grote, Zeichen, Bild und Abbild.— «Zeitschrift fur philosophische Forschungen», Meisenheim-Glan, 1963, Apr.— June, Bd 17, 2, S. 227— 244.

/. В. Шее, Н. G. Schrickel, Prolegomena to a psychology of sings,

294

I, The symbolistic revolution.— «Psychologia», Kyoto, 1963, Dec, vol. 6, № 4, p. 193—204.

Ch. Rietschel, Sinnzeichen des Glaubens, Berlin. 1965.

Sign, Image, Symbol, ed. G. Kepes. New York, 1966.

R. Metdau, Zeichen, Warenzeichen, Marken, Kulturgeschichte und Werbewert graphischer Zeichen, Bad Homburg, 1967.

M. Thalmann, Zeichensprache der Romantik.— «Poesie und Wissen-schaft», Bd 4, Heidelberg, 1967.

W. Lang, Zeichen — Symbol — Chiffre.—«Der Deutschunterricht», 20/1968, H. 4, S. 12—27.

M. R. Mayenowa, О przeksztaiceniu znakow w tekscie literackim.— «Roczniki Humanistyszne», 19,Lublin, 1971, 289—296.

Zeichen, Bild, Symbol, hrsg. v. G. Kepes, Brussel, 1972 (пер. с англ.).

/. Schwarz-Winklhofer und H. Biedermann, Das Buch der Zeichen
und Symbole, Graz, 1972. '

S. Trias, Mercant, Signo у Simbolo.— «Traza у Baza, Cuadernos Hispanos de Simbologia», 1972, №2, p. 133—147.

/. Weickowska-Lazar, Symboliczny jezyk plakatu.— «Studia este-tycne», IX, Warszawa, 1972, S. 127—135.

/. Pelz, 1973 (см. выше § 2, п. 4).

12. Символ и выражение

L. Klages, Ausdrucksbewegung und Gestaltungskraft, Leipzig, 1923.

F. Marker, Symbolik der Geschichtsformen. Physiognomische und
mimische Beobachtungen, Zurich, 1933.

J E. Heyde, Die philosophische Bedeutung der Ausdruckspsychologie.— «Zeitschrift fur Psychologie», 133/1934.

M. Krout, Autistic gestures. An experimental study in symbolic movement.— «Psyehol. Monographs», Princeton, 1935.

M. Krout, The social and sociological significance of gestures.— «Journal Gen. Psyehol.», 47/1935.

G. Kafka, Grundsatzliches zur Ausdruckspsychologie.— «Acta Psycho-
logica», 3 [Amsterdam], 1937.

H. W. Gruhle, Antlitz, Gestalt, Haltung, Gebarden des Verhre-chers.— «Monatsschrift fur Kriminologie und Strafrechtsreform», 30/1939.

Ch. Wolff, A psychology of gestures, London, 1948.

L. Klages, Grundlegung der Wissenschaft vom Ausdruck, 7. Auf-lage, Bonn, 1950.

H. Strehle, Mienen, Gesten und Gebarden. Analyse des Gebarens, MOnchen — Basel, 1954.

K. Holzkamp, Ausdrucksverstehen als Phanomen, Funktion und Leistung.— «Jahrbuch fur Psychologie und Psychotherapie», 1957, S. 297— 323.

/. Kiener, Hand, Gebarde und Charakter. Ein Beitrag zur Ausdrucks-kunde der Hand und ihrer Gebarden, Miinchen, 1962.

L. Klages, Samtliche Werke in zehn Banden. Herausgegeben von Ernst Fauchinger, G. Funke u. a. Bd VI: Ausdruckskunde, Bonn, 1964.

295

13. Символ и язык

A. А. Потебня, Мысль и язык, изд. 5, Харьков, 1926 (несмотря
на устаревший для настоящего времени психологизм, Потебня уже
в первом издании этой работы 1862 г. дал учение о слове как о «средстве
апперцепции», то есть о смысловой переработке внешних впечатлений
человеческой мыслью и сознанием, приводящей к «внутренней форме»
слова, то,есть к «образу образа», что, с-нашей теперешней точки зрения,
несомненно роднит эту теорию Потебни с развитым понятием символа;
ср. особенно гл. VIII и IX).

B. Харциев, Основы поэтики А. А. Потебни.— «Вопросы теории
и психологии творчества», т. И, вып. 2, Спб., 1910, стр. 1—98.

Б. Лезин, Психология поэтического и прозаического мышления.— Там же, стр. 99—137 (эта и предыдущая статьи представляют собой записи лекций Потебни, основанных на понимании слов как «образа образа», то есть как символа).

Андрей Белый, Мысль и язык (философия языка А. А. Потебни).— «Логос», кн. II, М., 1910, стр. 240—258 (здесь как раз и делаются выводы из учения Потебни для теории символизма с привлечением между прочим такого мнения Потебни Т5 символе на стр. 253: «Слово только потому есть орган мысли и непременное условие всй-о поздней­шего развития понимания мира и себя, что первоначально есть символ... и имеет все свойства художественного произведения»).

Г. Г. Шпет, Эстетические фрагменты, I, Пг., 1922 (стр. 35—37, 61 — отграничение символа от образа, аллегории, сходства; символ как специфическая суппозиция слова, как понимаемая действительность: символ и искусство).

Его же, То же, II, Пг., 1923, стр. 73—79 (символ не признак, не сравнение, не логическая сущность, не материальная действитель­ность или ее отражение, не отношение вообще, не смысл вообще, не фантазия, не гипотеза, не голое копирование, не нейтральное и неразли­чимое слияние смысла и действительности, отражаемой в языке).

Его же, То же, III, Пг., 1923 (дополнения к учению об эсте­тической структуре слова).

Его же, Внутренняя форма слова. Этюды и вариации на темы Гумбольдта. М., 1927 (старое учение В. Гумбольдта о внутренней форме слова приближено к феноменологии Гуссерля, то есть очищено от психо­логистической метафизики).

C. Д. Кацнельсон, Содержание слова, значение и обозначение,
М.—Л., 1965, стр. 87—104 (критика соссюрианского формализма и
неогумбольдтианского учения о внутренней форме слова).

П. А. Флоренский, Строение слова (вступительная заметка от ре­дакции, комментарии С. С. Аверинцева, подготовка текста А. А. Санчеса).— «Контекст. 1972. Литературно-теоретические исследования», М., 1973, стр. 348—375 (чисто символистское учение о феномене, морфеме и семеме слова с весьма насыщенным пониманием этих категорий; важны также и примечания С. С. Аверинцева, как, например, об истории учения о «внутренней форме» с привлечением Плотина и Бруно, стр. 369—370, или о природе этимологии Флоренского, стр. 371—372).

В. А. Звегинцев, Язык и лингвистическая теория, М., 1973 (кроме

296

исторического образа теорий знака важна глава «Человек и знак» на стр. 214—233).

Э. Бенвенист, Общая лингвистика, пер. под ред. со вступ. ст. и коммент. Ю. С. Степанова, М., 1974 (стр. 28—32 — в яснейшей и простейшей форме дается.- учение об отличии мыслящего, различаю­щего и выражающего смыслового символа вещи от внешнего и только пространственно-временным образом данного сигнала, символизация как основа мышления и как основа всякого понимания и обозначения и тем самым и всей языковой коммуникации и культуры; стр. 104—114 о языке как об орудии мысли, что видно на категориях Аристотеля, представленных у него как логические, а на самом деле языковых).

/. Poulus, La fonction symbolique et la langage, Paris. 1960 (на основании работ Жане, Пиаже и др. по символизму и лингвистических трудов де Соссюра, Бенвениста, Сэпира, Хомского).

R. W. Funk, Language, Hermeneutic and Word of God. The Problem of Language in the New Testament and Contemporary Theology, New York, 1966.

A. Quaequapelli, I luoghi di culto e il linguaggio simbolico nei primi due secoli cristiani.— «Revista di Archeologia cristiana», 42, 1966, p. 237—266.

F. Fransen, Symbolique et langage biblique.— «Bijdragen», 28,, 1967, S. 152—176.

J. Barr, Semantica de linguaggio biblico, Bologna, 1968.

J. Pohl, Symboles et langages, 2 vols., Paris, 1968—1969.

D. M. Rasmussen, Mythic-symbolic language and philosophical antropology. A constructive interpretation of the thought of Paul Ricoeur The Hague, 1971.

L. Apostel, Symbole et parole.— «Cahiers Internationaux de symbo-lisme», 1973, 22—23.

14. Символ и имя

В- Нечаев, О христианских именах.— «Душеполезное чтение», М., 1861, ч. 1, стр. 42—70.

Г. Саблуков, Сличение мохаммеданского учения об именах божиих с христианским о них учением, Казань, 1872 (обширное собрание и толкование текстов из Библии, Корана, Отцов церкви и богослужения с приведением греческих и арабских подлинников и с обзором старой литературы об именах).

Значение имен божиих «Иегова» и «Елогим» и их употребление в Книге Бытия.— «Чтение в общ-ве любителей духовного просвещения», М., 1878, ч. 1, Утр. 525—534.

М. Малщкий, Собственные имена у древних евреев и их рели­гиозно-историческое значение.— «Христианские чтения», 1882, I и II; 1883, I.

Феофан (архимандрит), Тетраграмма или ветхозаветное божест­венное имя, Спб., 1905 (о происхождении, произношении и значении тетраграммы и сопоставление ее с другими именами).

Николай, Еврейские имена и их религиозно-историческое значе­ние.— «Богословский вестник», 1912, апрель, стр. 804—819.

Материалы к спору о почитании Имени Божия, М., 1913.

297

Антоний (Булатович), Апология веры во Имя Божие и во имя Иисуса, М., 1913.

А. Ф. Лосев, Философия имени, М., 1927 (стр. 32—97 — допред-метная структура имени; стр. 98—162 — предметная структура имени; стр. 206—246 — имя и знание; стр. 247—254 — примечания).

С. Я. Булгаков, Философия имени, Париж, 1953 (стр. 7—44 — что такое слово; стр. 45—88 — речь и слово; стр. 89—117 — к фило­софии грамматики! стр. 118—153 —язык и мысль; стр. 154—177 — собственное имя; стр. 173—216 — имя Божие; стр. 217—228 — софиоло-гическое уразумение догмата об имени Иисусовом; стр. 229 — 273 — примечания и экскурсы).

G. В. Gray, Studies in Hebrew proper names, London, 1896. F. Giesebrecht, Die alttestamentliche Schatzung des Gottesnamens. Ko-nigsberg, 1901.

W. Heitmuller, Im Namen Jesu. Eine Sprache und Religionsge-schichliche Unterrichtungen zum Neuen Testament, Gottingen, 1903.

W. Schmidt, Die Bedeutung des Namens in Kult und Aberglauben, Darmstadt, 1912.

Th. Schermann, Das Aufkommen christlicher Taufnamen.— «Kath-olik» 95/1915, S 263—280.

R. Hirzel, Der Name. Ein Beitrag zu seiner Geschichte in Alter-tum und besonders bei den Griechen.— «Abhandlungen der Sachsischen Akademie der Wissenschaften», 36, 2/1916.

M. W. Obbink, De magische Beteekenis van den Naam inzonder-heid.en het oude Egypte, Amsterdam, 1925.

5. Selymossy, Nevmagia.— «Magyar Nyelv — Die Ungarische Sprache», 23/1927, S. 83—89.

H. Schumacher, Die Namen der Bibel und ihre Bedeutung im Deutschen, Stuttgart [o. J.].

Walter Schulze, Der Namenglaube bei den Babyloniern.— «Anthro-pos» 26/1931, S. 895—928.

J.I. Stamm, Die akkadische Namengebung, Leipzig, 1936.

E. Laroche, Recueil d'onomastique hittite, Paris, 1952.

5. Hurwiz;, Archetypische Motive in der chassidischen Mystik.— «Studien aus dem G. G. Jung-Institut. Ill, Zurich, 1952.

W. Repges, Die «Namen Chfisti» in der Literatur der Patristik und des Mittelalters.— «Tierer Theologische Zeitschrift», S. 161 —177.

O. Eissfeldt, Gottesnamen in Personennamen als Symbole mensch-licher Qualitaten, Weimar, 1966.

H. Reichstein, Praktisches Lehrbuch der Kabbala. Magie und Sym-bolik der Namen und Zahlen, Berlin, 1954.

Fr. Only, Vom geistigen Sinn des Wortes im Mittelalter, Darm­stadt, 1966.

L. Sebeffczyk, Von der Heilsnacht des Wortes. Grundzuge einer Theologie des Wortes, MUnchen, 1966.

L'Analisi del linguaggio teologico. II nome di Dio, a cura di E. Castelli, Roma, 1969 (есть французский перевод: Debats sur la langage theo-logique, Paris, 1969).

R. Gerbert, Namen als Symbol. Uber Sherlock Holmes und das Wesen des Kriminalromans.— «Neue Rundschau», 83, 1972, S. 499—513.

298

R. Krien. Namenphysiognomik. Untersuchungen zur sprachlichen ExpressivitSt am Beispiel von Personennamen, Appelativen und Phonemen des Deutschen* Tubingen, 1973.

15. Символ и миф

A. H. Афанасьев, Сказка и миф, Воронеж, 1864.

B. Г. Богораз (Тан), Эйнштейн и религия, М.— П., 1923 (дока­
зывается научно-математическая мыслимость сказочных форм простран­
ства и времени).

А. Ф. Лосев, Диалектика мифа, М., 1930.

C. А. Токарев, Что такое мифология? — «Вопросы истории религии
и атеизма», вып. 10, М., 1967.

А. А. Тахо-Годи, Миф и символ в сказке Горького «Девушка и смерть».— «Филологич. науки», 1968, №4, стр. 3—11.

А. Ф. Лосев, О понятии и социально-исторической природе симво­ла и мифа.— «1ноземна фшолопя», вып. 28, Питания класично!' фио-логи, № 10, Львш, 1972, стр. 67—72.

Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский, Миф — имя — культура.— «Ученые записки Тартуского ун-та. Труды по знаковым системам», VI, 1973, стр. 282—303 (стр. 294 — о мифологических и немифологи­ческих символах).

Ф. X. Кессиди, От мифа к логосу. Становление греческой фило­софии, М., 1972.

К. Abraham, Traum und Mythos.— «Schriften zur angewandten Seelenkunde», 4, Wien, 1909.

F. tanger, Intellektualmythologie. Betrachtungen iiber das Wesen
des Mythos und die mythologische Methode, Leipzig, 1917.

E. Cassirer, Sprache und Mythos.— «Studien der Bibliothek War­burg», 6/1925.

E. Cassirer, Philosophie der symbolischen Formen. Zweiter Teil. Das mythische Denken, Berlin, 1925.

# K. Schirmeisen, Mythos und PrShistorie. Untersuchungen fiber die Stufen der Mythenbilding, Landskren/Bohmen, 1931.

G. G. Jung, Karl Kerenyi, Einfuhrung in das Wesen der Mythologie,
Amsterdam, 1941.

Choisy M. Symboles et mythes.— «Psyche», 2/1947, № 8.

E. Dardel, Magie, mythe et histoire.— «Journal de psychologie», 43/1950.

E. Buess, Die Geschichte des mythischen Erkennens, Mflnchen, 1953.

R. F. Aidwinckle, Myth and symbol in contemporary philosophy arid theology. The limits of demythologizing.— «Journal of religion», 34/1954, p. 267—279.

M. Etiade, La vertu creatrice du mythe.— «Eranos», XXV/1956, p. 59—85.

/. V. L. Casserley, Event-Symbols and myth-symbols.— «Angli­can theological review», 1956, p. 24—248.

5. K. Langer, On Cassirer's theory of language and myth.— «The philosophy of E. Cassirer», New York, 1958, p. 379—400.

299

Л Evola, Das Symbol, der Mythos und der irrationalistische Irrweg.— «Antaios», 1/1959, p. 447—458.

A. J. Zabala, Myth and symbol. An analysis of myth and symbol in Paul Tillich (Dissertation, Maschinenschrift), Paris, 1959.

H. Baumann, Mythos in ethnologischer Sicht.— «Studium Generale», 12/1959, p. 1—17, 583—597.

F. Blum, Symbol und Mythos.— «Die Bruderschaft». Herausgegeben von den Vereinigten Grosslogen von Deutschland, 3/1961, p. 201—204.

W. Knevels, Wesen und Sinn des Mythos.— «Studium Generale», 15/1962.

K. Goldammer, Der Mythus von Ost und West. Eine kultur- und religionsgeschichtliche Betrachtung, MOnchen — Basel, 1962.

A. Anwander, Zum Problem des Mythos, Wurzburg, 1963.

M. Eliade, Aspects du mythe.— «Collection Idees», Paris, 1963.

L. Hen-tim, The deviation of mythical symbols.— «Bulletin of the Institute of Ethnology», Taipei, 1964.

H. Maurier, Mythes et symboles.— «Bulletin Saint Jean Baptiste», 5/1965.

H. Beyer, Mito у simbologia del Mexico antiguo.— «El Mexico Antiguo», 10/1965.

E. R. Emerson, Indian myths. Or legends, traditions and symbols of
the aborigines of America compared with those of other countries, Min­
neapolis, 1965 (Reprint).

K. Rosenthal, Myth and SymboL— «Scottisch Journal of Theo­logy», 18, 1965, p. 411—434.

S. Holm, Mythos und Symbol.— «Theologische Literaturzeitung», 93, 1968, S. 561—572.

M. A. Piettre, Au commencement etait le mythe. Genese et jeunesse' des myths, Paris, 1963 (символическая значимость мифологии).

Myths and Symbols. Studies in Honor of Mircea Eliade, eds. Kita-gawa J. M. and Long Ch. H., Chicago, 1969.

F. Paul, Symbol und Mythos. Studien zum Spatwerk Henrik Ibsens,
Mflnchen, 1969.

R. Scherer, Philosophische Gedanken zum Symbolverstandnis.— «Archiv fur Liturgiewissenschaft», 12, 1917, S. 34—53 (сопоставление символа с другими категориями и особенно с мифом).

P. Tillich, Offenbarung und Glaube — Gesammelte Werke, Bd VIII, Stuttgart, 1970 (символ как центральная структура для мифа).

Terror und Spiel, Probleme der Mythenrezeption, hrsg. von M. Fuhr-mann, Munchen, 1971.

R. Weimann, Literaturgeschichte und Mythologie. Methodologische und historische Studien, Berlin und Weimar, 1971 (на стр. 342—427 — проблемы соотношения мифологии и литературы, миф в соотношении с символом, ритуалом, архетипом и структурой; изложение поражает хвоим чересчур общим характером). Имеется русский перевод: Р. Вейман, История литературу и мифология, М., 1975.

300

16. Символ и архетип

Е. F. Edinger, Ego and Archetype. Individuation and the Religions Function of the Psyche, Baltimore, 1973.

17. Символ, мышление и познание

Э. Кассирер, Познание и действительность. Понятие о субстан­ции и понятие о функции, пер. Б. Столпнера и Б. Юшкевича, Спб., 1912 (на стр. 11—41 дается весьма четкий анализ понятия символа без употребления самого этого термина, а также функционирование этого понятия).

А. Кравченко, Кассирер об искусстве как символической форме.— «Буржуазная эстетика сегодня», М., 1970, стр. 41—55.

Л. В. Уваров, Символизация в познании, Минск, 1971.

Его же, Гносеологическая природа моделирования.— В кн.:«Мо­делирование и познание», Минск, 1974, стр. 8—73.

Т. Ribot, La pensee symbolique.— «Revue philosophique de la France et de l'Etranger, Paris, vol. 79, №5, p. 385—401.

R. Gdtschenberger, Symbola. Anfangsgrunde einer Erkenntnismeorie, Karlsruhe i. В., 1920.

E. Cassirer, Philosophie der symbolischen Formen. Dritter Teil. Phanomenologie der Erkenntnis, Berlin, 1929 (наилучший и логически наиболее ясный за последние полвека анализ всех категорий познания и учение о символе на их фоне).

К. Marc-Wogau, Der Symbolbegriff in der Philosophie Ernst Cassirers.— «Theoria», 2/1936, p. 279—332.

E. G. Granger, Le symbole et la connaissance di reel.— «Kriterion», 5/1952, p. 57—99.

R. von Kymmel, Der Begriff des «Symbols» in der Philosophie Ernst Cassirers, Bonn, 1955, Dissert., машинопись.

& Albrecht, Die Beziehungen von Erkenntnistheorie, Logic und Sprache, Halle, 1956.

E. Cassirer, Wesen und Wirkung des Symbolbegriffs, Darmstadt, 1956.

A. Berger, Le symbolisme comme methode de connaissance tradition-
nelle et la loi d'analogie.— «Atlantis», 33/1960, p. 160—172.

M. Jurgensen, Symbol als Idee. Studien zu Goethes Asthetik, Bern, 1968.

B. H. Dauenhauer, Thinking about the «world» as mythic thinkinkg.—
«Kant-Studien», 62, 1971, p. 172—184.

W. Ettelt, Der Mythos als symbolische Form. Zu Ernst Cassirers Mythosinterpretation.— «Philosophische Perspektiven», 4, 1972, S. 59—73.

B. Thum, Symbol und aufschliessendes Modell.— «Krise im heutigen Denken?», hrsg. von N, Lugten, Freiburg, 1972, S. 80—114.

18. Символ и художественная условность

Н. П. Охлопкову Об условности,— «Театр», 1959, № 12. П. Масленников, Социалистический реализм и условность.— «Искусство», 1961, № 1.

301

В. Зименко, Изображение, правда, условность.— «Октябрь», 1963, № 12.

Его же, Реализм и условность.— «Культура и жизнь», 1963, № 12.

Н. В. Видинеев, Об условности в искусстве.— «Вопросы филосо­фии», 1963, № 10.

Ю. Манн, Художественная условность и время.— «Новый мир», 1963, № 1.

19. Символ и отражение

А. М. Коршунов, Теория отражения и творчество, М., 1971 (необходимое для теории символа активно-творческое толкование отражения действительности).

А. М. Коршунов, В. В. Мантатов, Теория отражения и эвристи­ческая роль знаков, М., 1974 (стр. 174—210 специально об отраже­нии и «теории символов»).

Н. von Einem, Das Auge, der edelste Sinn.— «Wallraf — Richartz — Jahrbuch», 30, 1968, S. 275—286 (Гёте и предшествующая ему тради­ция: Эмпедокл, Платон, Плотин, Библия, Пико делла Мирандола, Агриппа Неттесгеймский, Марсилио Фичино, Николай Кузанский, Леон Батиста Альберти, Леонардо да Винчи, Лука Паччиоли, Дюрер, Рихард Гриффит).

D. Beres, Symbol und Objekt.— «Psyche», 24, 1970, S. 921—941.

A. Diem, Von Dingsymbol zur Verdinglichung.— «Symbol» und
Gesellschaft bei A. v. Droste-Hfflshoff, Th. Fontane und A. Robbe-Grillet.—
«Der Deutschunterricht», 23, 1971, H. 2, S. 120—133.

Der Mensch und seine Dinge, hrsg. von G. Kepes, Briissel, 1972 (пер. с англ.).

20. Символ и другие отдельные категории

(обобщение, жизнь, действительность, вымысел, число,

время, схема, структура, идея, логос, архетип)

П. Флоренский, Символическое описание.— «Феникс», М., 1922, № 1, стр. 80—94 (бесплодность символа вещи, оторванного от самой вещи, и необходимость символа как прозрения в духовное существо самой объективной вещи).

B. А. Разумный, О природе художественного обобщения.—
«Проблемы эстетики», М., 1958.

B. А. Разумный, О природе художественного обобщения, М., 1960
(материалистическая концепция).

Ф. В. Шеллинг, Философия искусства. Пер. П. С. Попова, М., 1966 (стр. 109—110, 159, 177, 184, 209, 337 и мн. др.—наиболее яркая концепция обобщенного характера всякого символа).

C. G. Jung, Wandlungen und Symbole der Libido, Leipzig, 1912.
Имеется второе издание' с другим названием: «Symbole der Wandlung»,
Zurich, 1951.

E. Dacque, Das Leben als Symbol. Metaphysik einer Entwicklungs-
lehre, 2. Auflage, Miinchen, 1929.

302

С G. Jung, Dber die Archetypen des kollektiven Unbewussten.— «Eranos-Jahrbuch», II/1934, S. 179—229.

C. G. Jung, Symbolik des Geistes, Studien Qber psychische Phano-menologie, Zurich, 1948.

H. Ording, Symbol und Wirklichkeit.— «Theologische Literatur-zeitung», 73/1948, S. 129—138.

R. M. Moeiver (Editor), Symbols and values an initial study.— «Thirteenth symposium of the conference on science, philosophy and re­ligion», New York, 1954.

W. Percy, Symbol as need.— «Thought», 29/1954, p. 381 — 390.

K. W. Bash, Begriff und Bedeutung des Archetypus in der Psycho-logie С G. Jungs.— «Psychologia-Jahrbuch», 1955, S. 84—95. Zurich, 1954.

Fr. Seifert, C. G. Jungs Lehre vom Unbewussten und von den Archetypen.— «Universitas», 1954.

A. Wegeler, Symbol und Zeit.— «Jahrbuch fur Psychologie und Psychotherapie», 3/1955.

H. Hommel, Mythes und Logos.— «Studium Generale», 8/1955, №5.

H. Levin, Symbolism and fiction, Charlottesville, 1956.

/. Pieper, Symbol und Offentlichkeit. Dber den sakramentalen Sinn.— «Hochland», 52/1960, S. 497—504.

W. Betz, Zur Zahlensymbolik im Aufbau des Annoliedes, London, 1965.

W. Benjamin, Allegorie und Embleme, Koln, 1965.

G. Kepes (Ed.), Sign, Image, Symbol, New York, 1966.

E. Ausberger, Elisabeth Langgasser. Assoziative Reihung, Leitmotiv
und Symbol, Niirnberg, 1962.

M. Thiel, Berflhrung und Symbol. Eine Studie zur Ethik, Asthetik und Politik.— «Studium Generale», 17/1964, S. 647—685. L. Dittman, Still — Symbol — Stuktur, Berlin, 1967.

F. Vonessen, Reim und Zahl bei Leibnitz.— «Antaios», VIII/1967,
S. 99—120.

W. Friedjung, Vom Symbolgehalt der Zahl, Wien, 1968.

R. Giorgi, Simbolo e Schema, Padova, 1968.

H. Fischer-Barnicol, Prasenz in der symbolischen Erfahrung. An-merkungen zu ontologischen Problemen der Symbolforschung.— «Sym-bolon», 1968, № 6, S. 107—136.

Cahieres internationaux de symbolisme, 1969, № 17—18 (символизм и структурализм).

W. Haubrichs, Ordo als Form. Struktur-Studien zur Zahlenkompo-sition bei Otfried von Weissenburg und in Karolingischer Literatur, Tubingen, 1969.

A. F. Lossev, Elemente des korperlichen VerstSndnisses der Wirk­lichkeit in der Ideenlehre Platons.— «Philologus», Bd 114, 1970, S. 9— 27 (о телесных элементах в платонических идеях-символах).

R. Eickelpasch, Struktur oder Inhalt. Wissenschaftstheoretische Uberlegungen zur strukturalen Anthropologie.— «Paideia», XVIII, 1972, S. 16—41.

303

21. Символ в окружении многих других отдельных понятий (природа, искусство, оформление, бессознательное, сон, сравнение, ценность, архетип, поведение, поэзия, философия, мистическая жизнь, человек, мир, божества)

А. Ф. Лосев, Диалектика художественной формы, М., 1927, стр. 17 ел., 25—27, 89, 107.

E. Г. Яковлев, Эстетическое сознание, искусство и религия, М.,
1969 (стр. 103—118 — синкретическое сознание первобытного общества).

G. Ferrere, I simboli in rapporto alia storia e filosofia del diritto, alia psicologia e alia sociologia, Torino, 1893.

R. Dehmel, Natur, Symbol und Kunst. Ein Beitrag zur reinlichen Scheidung der Begriffe — «Die, Neue Rundschau», 1908, S. 1435—1422.

F. Riktin, Wunscherfullung und Symbolik im Marchen, Wien, 1908.
С G. Jung, Wandlungen und Symbole der Libido, Leipzig, 1912;

Wien, 1925.

H. Silberer, Probleme der Mystik und ihrer Symbolik, Wien, 1914; Darmstadt, 1969.

C. G. Jung, Die Beziehungen zwischen dem Ich und der Unbewussten, Zurich, 1928, 5. AufL, 1950.

F. Weinhandl, TJber das aufschliessende Symbol.— «Sonderhefte der Deutschen Philosophischen Gesellschaft», 6/1929.

L. Klages, Der Geist als Widersacher der Seele, 4 Bande, Leipzig, 1929—1933.

С G. Jung, Uber den Archetypus.— «Zentralblatt fiir Psychothe-rapie», 9/1936.

A. Bertholet, Dynamismus und Personalismus in der Seelenauffassung, Tubingen, 1930.

R. Hinks, Myth and allegory in ancient art, London, 1939.

K. W. Bash, Gestalt, Symbol und Archetypus. Uber einige Beziehungen zwischen Gestalt- und Tiefenpsychologie.— «Schweizerische Zeit-schrift fiir Psychologie», V/1946.

L. Ziegler, Uberlieferung, Ritus, Mythos, Doffi, Miinchen, 1948.

C. G. Jung, „ Symbolik des Geistes. Studien fiber psychische PhSno-menologie, Zurich, 1948.

E. Lehner, Symbols, signs and sigents, Cleveland, 1950.

Hugo von Hofmannsthal, Gesammelte Werke in Einzelausgaben, Prosa I, Frankfurt, Ь950 (на стр. 191 говорится о моменте переживания символа как о некоем редкостном вибрирующем состоянии, в котором символ «приходит к нам, проходит через нас в ливне, молнии и буре», как о «внезапном молниеносном озарении, в котором мы на короткое мгновение угадываем великую взаимосвязь мира, с трепетом ощущаем присутствие идеи).

A. Helm, Symbole. Profane Sinnbilder, Embleme und Allegorien, Miinchen, 1952.

A. Pagliaro, И segno vivente. Saggio sulla lingua ed altri simboli, Napoli, 1952.

M. Bodkin, Studies of type-images in poetry, religion and philo­sophy, London, 1951.

304

H. M. Raphaelian, The hidden language of symbols, New York, 1953.

E. Fruhmann, Archetypus und auslosendes Schema als Determinanten des Verhaltens.— «Jahrbuch fur Psychologie und Psychotherapie», 2/1954.

E. H. Gombrich, Symbols and values.— «XIII. Symposium of the conference on science, philosophy and religion», 1954.

A. Godin, La fonction symbolique.— «Lumen vitae», 10/1955, p. 297— 310.

E. Masure, Le signe. Le passage du visible a l'invisible psychologie.
Histoire. Mystere. Le geste. L'outil. Le rite. Le miracle, Paris, 1954.

F. Seifert, Tiefenpsychologie. Die Entwicklung der Lehre vom Un­
bewussten, Dflsseldorf, 1955.

E. Przywara, Bild, Gleichnis, Symbol, Mythos, Mysterium, Logos.— «Archivio di filosofia», 1956.

E. Przywara, Mensch, Welt, Gott, Symbol.— «Archivio di filosofia», 1958.

A. Hauser, Philosophie der Kunstgeschichte, Miinchen, 1958 (стр. 49: «Символ есть в сущности сверхдетерминированный образ, действие которого покоится на разнообразии и на явно данной неисчерпаемости элементов его содержания. Символ есть форма непрямого изображения. Он никогда не называет вещь ее собственным именем, он стремится завуалировать известные стороны предмета, в то время как другие стороны его он раскрывает. Символизируемый мотив выступает постоянно в новой связи: прежде всего в мыслительной связи, то рациональной, то ирра­циональной; затем в частично осознанной, частично неосознанной ассоциации идей и, наконец, в разного рода личностно-переживаемых связях, которые одному и тому же личному опыту придают каждый раз различный смысл. Один и тот же символ может означать для автора нечто иное, чем для читателя, и для одного читателя нечто иное, чем для другого. Из всего этого следует, что символ не коренится в одной и той же прослойке духа и не может двигаться только в одной плоскости душевной жизни; он должен, скорее, быть сверхдетерминированным и иметь отчасти такое происхождение, которого не осознают ни художник, ни его публика»).

К. Burke, Myth, poetry and philosophy.— «Journal of American folklore», 73/1960, p. 283—306.

Fr. David Kan Bosch, Selected studies in Indonesian archaeology, The Hague, 1961.

N. Eliade, Mythen, TrSume und Mysterien, Salzburg, 1961.

.G. Dorfles, Simbolo, communicazione, consumo, Torino, 1962.

A. Koberle, Der magische Weltaspect.—«Symbolon. Jahrbuch fiir Symbolforschung», Bd. 3, Basel — Stuttgart, 1962, S. 39—45.

Ph. Wolf-Windegg, Symbol und Schweigen.— «Symbolon. Jahrbuch fur Symbolforschung», Bd 3, Basel — Stuttgart, 1962, S. 77—88.

E. Frenzel, Stoff-, Motiv- und Symbolforschung, Stuttgart, 1963. 1966.

M. Becker, Bild — Symbol — Glaube, Essen, 1965.

S. Kreitler, Symbolforschung und Symbolfassung. Eine experimental psychologische Untersuchung, Miinchen, 1965.

/. Arapura, Die Wiederentdeckung des Symbols.— «Indische Bei-

305

trage zur Theologie der Gegenwart», hrsg. von H. Biirkle, Stuttgart, 1966, S. 125—151.

A. Rigaud, L'Ere du Symbole.— «Vie et langage», 1966, p. 175 — 180.

C. G. Jung, L'homme et ses symboles. Concu et realise. Introduction
de J. Freemann, 1964.

P. Wyczynski, Poesie et symbole, Montreal, 1965.

D. Forstner, Die Welt der Symbole, 2. AufL, Innsbruck, 1967 (здесь
сопоставление самых разнообразных символов).

К. Kerenyi, Auf der Spuren des Mythos, Mflnchen, 1967.

G. Kranz, Die Legende als symbolische Form.— «Wirkendes Wort», 17, 1967, S. 385—392.

H. J. Helle, Symbolbegriff und Handlungstheorie.— «Kolner Zeit-schrift fur Soziologie und Sozialpsychologie», Jahrgang 20, 1968, H. 1., S. 17—37.

G. G. Jung, M.-Z. Franz, Der Mensch und seine Symbole, Olten, 1968.

O. Spenglert Urfragen (Essere umano e destino), Milano, 1972 (эти «первовопросы» параллельны первословам, первосимволам и перво-феноменам у Гёте).

G. Kranz, Ernst Jflngers symbolische Weltschau, Dflsseldorf, 1968 (символическое рассмотрение весьма многочисленных элементов миро­здания) .

Я. /. Helle, Soziologie und Symbol. Ein Beitrag zur Handlungs­theorie und zur Theorie der sozialen Wandel, Koln — Opladen, 1969.

S. Panunzio, Contemplazione e Simbolo.— «Dialoghi, Rivista Bi-mestrale di letteratura, arti, scienze»., XVII, 1969, p. 309—327. XVIII, 1970, p. 42—57.

Le Symbole, carrefour interdisciplinaire, Monreal, 1969 (функции символа в различных областях науки, литературы и жизни).

§ 3 ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ СИМВОЛА

А. Ф. Лосев, Античный космос и современная наука, М., 1927 (passim).

А. Ф. Лосев, Очерки античного символизма и мифологии, т. 1, М., 1930 (passim).

А. А. Тахо-Годи, Термин «символ» в древнегреческой литературе.— «Вопросы классической филологии», 7, М., 1980.

/. Boschius, Symbolographia sive de arte symbolica sermones septem, Augsburg und Dillingen, 1701, Graz, 1972.

F.. Portal, Les couleurs symboliques dans l'antiquite, le Moyen-age et les temps modernes, Paris, 1857.

/. Volkelt, Der Symbolbegriff in der neuesten Asthetik, Jena, 1876.

G. Ferrero, I simboli in repporto alia storm e filosofia del diritto, Torino, 1895.

M. Schksinger, Geschichte des Symbols, Berlin, 1912 (имеется перепечатка — Hildesheim, 1967)

L. Volkmann, Bilderschriften der - Renaissance. Hieroglyphik und

306

Emblematik in mren Beziehungen und Fortwirkungen, Leipzig, 1923; Nieuwkoop, 1969.

C. A. Bernouilli, Johann Jakob Bachofen und das Natursymbol,
Basel, 1924.

W. МЫ, Symbolon. Wort- und Sachgeschichtliche Studie, Bern, 1931.

R. Pernoud, Le symbole du Moyen-age a notre temps,— «Maison-Dieu», 22/1950, p. 7—18.

W. Baatz, Zur Wort- und Bedeutungsgeschichte von Symbol.— «Jahrbuch fflr Psychologie und Psychotherapie», 1955.

H. Corbin, Le symbolisme dans les recits visionnaires d'Avicenne.— «Syntfieses», 10/1955, p. 462—482.

H. Loof, Der Symbolbegriff in der neueren Religionsphilosophie und Theologie.— «Kant-Studien», Erghft, zu Bd 69, 1955.

Gyorgy Nador, Zur Entwicklungsgeschichte der rationalistischen Terminologie.— «Filologiai Kozlony», 1961, p. 132—139.

Jan de Vries, Forschungsgeschichte der Mythologie, Freiburg, 1961.

T. Burckhardt, Die Lehre vom Symbolon den grossen (Jberlieferungen des Ostens und des Westens.— «Symbolon», Jahrbuch fur Symbolfor-schung, Bd 3, Basel — Stuttgart, 1962, S. 9—17.

B. A. Sfrensen, Symbol und Symbolismus in den asthetischen Theorien des 18. Jahrhunderts und der deutschen Romantik, Kopenhagen, 1963.

D. Starr, Uber den Begriff des Symbols in der deutschen Klassik
und Romantik unter besonderer Beriicksichtigung von Friedrich Schlegel,
Reutlingen, 1964.

M. Vereno, Tradition und SymboL Die Bedeutung altQberlieferfer Weisheit fur den modernen Menschen.— «Symbolon», Jahrbuch fur Symbol-forschung, Bd 5, Basel — Stuttgart, 1966, S. 9—24.

K. Kerenyi, Die Eroffnung des Zugangs zum Mythos. Ein Lese-buch, Darmstadt, 1967.

H. Horhann, Prolegomena zu einer Geschichte der Emblematik.— «Colloquia Germanica», 1968, S. 244—257.

/. Christiansen, Die Technik der allegorischen Auslegungswissen-schaft bei Philon von Alexandrien, Tubingen, 1969.

L. von Eltz-Hoffmann, Das Symbol im Bewusstsein des modernen Menschen.— «Wege und Menschen. Monatschrift— fur Arzt und Seel-sorger, Erzieher, Psychologen und soziale Berufe», 22, 1970, S. 327 — 334.

P. Fingesten, The Eclipse of Symbolism, Columbia, 1970.

D. Sulzer, Zu einer Geschichte der Emblemtheorien.— «Euphorion», 64, 1970, S. 23—50.

F. Vonessen, Der Symbolbegriff im griechischen Denken.— «Biblio-graphie zur Symbolik, Ikonographie und Mythologie», 3. Jahrg., 1970, S. 5—10.

M. Grotjahn, The Voice of the Symbol, Los Angeles, 1971 (разное значение символа для отдельных исторических эпох и в жизни личности).

Н. Holger, Studien zur Emblematik des 16.—Jahrhunderts, Utrecht, 1971.

307

M. Vereno, Ostliche Metaphysik und die Erneuerung des Symbol-denkens im Abendland.— «Symbolon», 4 Jahrg., 1971, S. 5—12.

J. E. Doherty, Sein, Mensch und Symbol. Heidegger und die Aus-einandersetzung mit dem neukantianischen Symbolbegriff, Bonn, 1972.

E. Sauser, Die Bedeutung des Symbolbegriffs fiir die christliche Ikonographie.— «Bibliographic zur Symbolik, Ikonographie und Mytho­logies, 5 Jahrg., 1972, S. 5—10.

§ 4

СИМВОЛЫ В ИСКУССТВЕ (КРОМЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МУЗЫКИ) .

1. Теоретические вопросы

Стефаниил, Нимб и лучезарный венец в произведениях древнего
искусства, Спб., 1863. 1

Вяч. Иванов, Символика эстетических начал.— «По звездам», Спб., 1909, стр. 21—32.

Вяч. Иванов, О границах искусства.— «Труды и дни», 1914, тетр. 7, стр. 81—106; сб. «Борозды и межи. Опыты эстетические и крити­ческие», М., 1916, стр. 187—232.

A. П. Голубцов, Из чтений по церковной археологии и литургике,
Сергиев Посад, 1918, ч. I (Археология. Здесь см. стр. 100—123 об отноше­
нии христиан первых веков к искусству вообще и к живописи в частности).

B. Н. Лазарев, Освальд Шпенглер и его взгляды на искусство,
М., 1922.

П. А. Флоренский, Храмовое действо как синтез искусств.— «Ма-ковец», 1922, № 1, стр. 28—32.

О. Шпенглер, Закат Европы, т. I. Образ и действительность, М.—Пг., 1923 (стр. 258—268, символика красок, желтый и красный цвет фрески — краски переднего плана, голубой и зеленый — краски пространства в европейской живописи, передающие перспективу глубины, золотой фон арабской и византийской мозаики — символ потустороннего, коричневый тон у Рембрандта — самый «нереальный» цвет, отсутствующий даже в радуге).

А. Ф. Лосев, Диалектика художественной формы. М., 1927.

Г.-В.-Ф. Гегель, Эстетика, т. II, М., 1968, стр. 13—138.

Ю. Дмитриев, Теория искусства и взгляды на искусство в письмен­ности Древней Руси.—«ТОДРЛ», т. IX, М.—Л., 1953, стр. 97—116.

Э. Ильинский, О «специфике» искусства.— «Искусство и ком­мунистическое воспитание», М., 1960.

И. Ильин, О художественном чувстве.— «Искусство», 1964, № 7, стр. 25—29.

А. Ф. Лосев, Художественные каноны как проблема стиля.— «Вопросы эстетики», 1964, № 6, стр. 351—399.

Ф.-В.-И. Шеллинг, Философия искусства, М., 1966, стр. 106—111.

Ю. М. Лотман, Тезисы к проблеме «Искусство в ряду модели­рующих систем».— «Учен, записки Тартуск. гос. ун-та. Труды по знаковым системам», III, 1967, стр. 130—145.

308

П. А. Флоренский, Обратная перспектива.— «Учен, записки Тартуск. гос. ун-та. Труды по знаковым системам», III, 1967, стр. 381—400. (Исторические наблюдения. Теоретические посылки).

П. А. Флоренский, Органопроекция.— «Декоративное искусство», 1969, № 145, стр. 39—42.

Э. В. Леонтьева, Искусство и реальность. Л., 1972 (развивается, особенно на стр. 218—229, учение о «художественной правде», близкой к реалистическому символизму почти всеми своими основными катего­риями, понимаемыми марксистско-ленински).

О. С. Семенов, Категория времени в модернистской западной жи­вописи.— «О современной буржуазной эстетике». Сб. статей, вып. 3, М., 1972, стр/ 309—367.

Семиотика и искусствометрия, М., 1972 (стр. 25—81 — культура как система; стр. 82—249— искусство и моделирование; стр. 250— 325— исследование эстетического восприятия).

A. Ф. Лосев, О принятии художественного канона.— «Проблема
канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки», М.,
1973, стр. 6—15.

И. А. Чернов, Опыт типологической интерпретации барокко.— «Тартуск. гос. ун-т. Сборник статей по вторичным моделирующим системам», Тарту, 1973, стр. 90—1,04 (расширенное понимание ба­рокко).

Е. Я. Басин, Семантическая философия искусства (Критический анализ), М., 1973 (в разделе «Искусство и символ», стр. 34—94, дается критика символических учений неокантианства у Кассирера, неореализма у Уайтхеда и феноменологической концепции Лангер).

/. Volkelt, Der Symbolbegriff in der neusten Xsthetik, Iena, 1876.

H. Bahr, Die Dberwindung des Naturalismus, Dresden — Leipzig, 1891.

G. Rehlender, Allerlei Sinnbilder. Hundert Entwurfe, Symbole, Alle-gorien, Vignetten usw. Ein Formenschatz fiir Architekten, Bildhauer, Modellevire, Berlin, 1892.

V. Rott, Kunst und Mystik.— «Atelier», 1892 № 57;

B. Ruttenauer, Symbolische Kunst, Strassburg, 1900.
E. Tormo, El simbolismo en el arte, Madrid, 1902.

R. Wernaer, Das Ssthetische Symbol.— «Zeitschrift fur Philosophie und philosophische Kritik», 1906.

O. Kohnstamm, Kunst als Ausdruckstatigkeit, Miinchen, 1907.

R. Dehmel, Natur, Symbol und Kunst. Ein Beitrag zur reinliehen Scheidung der Begriffe.—«Die Neue Rundschau», 1908, S. 1435—1442.

E. E. Goldsmith, Sacred symbols in art, New York, 1912.

Kandirisky, Uber das Geistige in der Kunst, insbesondere in der Malerei, Mflnchen, 1912.

R. Muther, Symbolische Kunst.— «Aufsatze Uber bildende Kunst», Bd 3, Berlin, 1914.

K. Hildebrand, Wagner und Nietzsche im Kampf gegen das 19. Jahrhundert, Berlin. 1924.

E. Panofsky, Die Perspektive als symbolische Form.— «Vortrage der Bibliothek Warburg», 1924/1925.

309

E. Panofsky, Der gefesselte Eros.— «Oud Holland», 12, 1933,

5. 193—217.

A. Marinus, Les symboles dans les arts populaires et leur impor­tance sociologjque.— «Extrait du Folklor Brabancon», Bruxelles,1937.

R. Steiner, Kunstgeschichte als Abbild innerer geistiger Impulse, Dornach, 1938.

P. Valery, Existence du Symbolisme, Maastricht, 1939.

U. Christoffel, Malerei und Poesie. Die symbolistische Kunst des 19. Jahrhunderts, Zurich, 1948.

J. Emmnghaus, Die westfalischen Hungertucher aus nachmittelal-terlicher Zeit und ihre liturgische Herkunft, Munster, 1949 (Dissert.).

H. Sedlmayr, Verlust der Mitte. Die bildende Kunst des 19, und 20. Jahrhunderts als Symptom und Symbol der Zeit, Salzburg, 1949, 7. Aufl., 1955.

S. Wind, The Eloquence of SymboL— «Burlington Magazine», Dez. 1950.

K. Cornell, The Symboliste Movement.— «Yale Romanic Studies», II, New Haven, 1951.

D. Grey, Subjectivity and the * aesthetic use of symbols.— «Austral­
asian Journal of Philosophy», 29/1951,'p. 164—174.

H. Lutzeler, Sinn und Formen religioser Kunst.— «Saelculum», 3/1952, p. 277—318.

P. P. Regamey, L'art sacre au XXе siecle, Paris, 1952.

W. Kayser, Der europaische Symbolismus.— «Duitse Kronick», 1953.

W. Sas-Zaloziecky, Bild und Sinnbild in der Kunst, Salzburg, 1953.

R. N. Wilson, Aesthetic symbolism.—«American Image», 12/1955, p. 275—292.

A. M. Cocagnac, Le jugement dernier dans l'art, Paris, 1955.

M. Naumurg, L. Damm, Symbolik im Kunstschaffen einst und heute.— «Bauwelt» 47/1956, S. 795—797, 1012—1015 und 48/1957, S. 100—103, 344—346, 540.

E. Grassi, Kunst und Mythes, Hamburg, 1957.

H, Sedlmayr, Idee einer kritisehen Symbolik.— «Archivio di Filo-sofia», 1958, fasc. 2—3, p. 75—82.

H. Demisch, Vision und Mythos in der modernen Kunst, Stuttgart, 1959.

P. H. Feist, Vom Nutzen des Symbols in der realistischen Kunst.— «Bildende Kunst», 1959, S. 153—158.

С R. Hausmann, Art and symbol.— «Review of metaphysics», 15/1961, p. 256—270.

R. Guardini, L'immagine sacra e il Dio invisible.— «Revista di estetica»,

6, 1961, p. 5—20.

A. Chastel, Art et humanisme. Florence au temps de Laurent le Magnifique, Paris, 1961.

Ph. Minguet, L'oeuvre d'art comme forme symbolique.— «Revue philo-logique», 86/1961, p. 307—318.

H. Read, Formen des Unbekannten, Zurich, 1963.

310

продолжение


Страница сгенерирована за 0.03 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.