13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Лосев Алексей Фёдорович
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классик
ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА
История античной эстетики, том IV
М.: "Искусство", 1975
Часть Первая
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИКИ АРИСТОТЕЛЯ,
ИЛИ ЭСТЕТИКА ОБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ
НА СТУПЕНИ ДИСТИНКТИВНО-ДЕСКРИПТИВНОЙ ВВЕДЕНИЕ
§1. Внешняя характеристика эстетики Аристотеля
1. Стилистическое отличие от Платона. – 2. Сочинения Аристотеля, имеющие отношение к эстетике. – 3. Незначительная ценность хронологических исследований текста Аристотеля, особенно для его эстетики.
§2. Обзор творческой деятельности Аристотеля в целом
1. Жизненно-творческий характер философии Аристотеля. – 2. Годы Академии. – 3. Годы странствий. – 4. Годы расцвета. – 5. Значение хронологических исследований творчества Аристотеля.
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА АРИСТОТЕЛЯ
1. Необходимость сопоставления Аристотеля с Платоном. – 2. Метод сопоставления Аристотеля с Платоном.
§2.Единое
1. Мнение самого Аристотеля о своем отношении к Платону. – 2. Типы единства по Аристотелю. – 3. Сущность отличия Аристотеля от Платона в проблеме единства с выводами для эстетики. – 4. Некоторые детали. – 5. Итог.
§3. Ум
1. Изменчивые вещи предполагают неизменное бытие. Колебания Аристотеля в этом вопросе. – 2. Более детальная разработка этого вопроса. – 3. Неизменное бытие, или Ум, и его нематериальность. – 4. Вечный Ум есть "идея идей", безусловно отделенная от всего материального и ему предшествующая. – 5. Учение о самомышлении ума. – 6. Центральный пункт онтологической эстетики в "Метафизике". – 7. Центральный пункт онтологической эстетики в других произведениях Аристотеля. – 8. Умопостигаемая материя. – 9. Первая в античной эстетике теория самодовлеющей актуально-созерцательной ценности нематериального удовольствия от внутренней жизни чистого ума.
1. Элементы учения о космической Душе в учении об Уме. – 2. Основная трансцендентальная аргументация относительно перводвигателя. – 3. Разные оттенки основной аргументации и особенно физико-телеологический аргумент. – 4. Общий вывод самого Аристотеля.
§5. Итоги
1. Аристотель кается перед Платоном. – 2. Прогресс и регресс в сравнении с Платоном.. – 3. Семиступенная диалектика Аристотеля, прикрытая формальнологической методологией.
АРИСТОТЕЛЕВСКАЯ ЭСТЕТИКА ВЫРАЖЕНИЯ
§1. Эстетика выражения в самой общей форме
1. Внутреннее и внешнее. – 2. Потенция и энергия. – 3. Энтелехия (entelecheia). – 4. Чтойность (to ti ёn einai).
1. Potentia и possibilitas. – 2. Потенция движения и потенция сущности. – 3. Энергия и движение. – 4. Энергия и потенция. – 5. Потенция и ложное. – 6. Потенция и материя. – 7. Резюме. – 8. Энергия предваряет потенцию. – 9. Энергия и выражение сущности. – 10. Общее - принцип энергийного выражения сущности. – 11. Эстетическая сущность аристотелевского учения о потенции и энергии.
§3. Энтелехия
1. Потенция, энергия и энтелехия. – 2. Энтелехия и движение. – 3. Энтелехия и четыре причины. – 4. Малая популярность термина.
§4. Чтойность
1. Чтойность и определение смысла. – 2. Чтойность и единичность. – 3. Чтойность и "наличное что". – 4. Чтойность и сущность. – 5. Чтойность и становление. – 6. Чтойность и цельность. – 7. Чтойность и пункт тождества эйдоса с материей. – 8. Чтойность и идеальная причина. – 9. Чтойность и проблема общего. Резюме. – 10. Необходимость эстетической оценки чтойности.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
1. Наиболее общая эстетическая категория. – 2. Моральная и космическая красота. – 3. "Неподвижность" прекрасного. – 4. Прекрасное и благое. – 5. Окончательное размежевание красоты и добра. – 6. Несколько необходимых дистинкций. – 7. Окончательная формула прекрасного. – 8. К литературе.
§2. Калокагатия
1. Существенная необходимость термина "калокагатия" для Аристотеля. – 2. Концепция в "Большой этике". – 3. Концепция в "Этике Евдемовой". – 4. Еще три текста. – 5. Переход к другим категориям.
§3. Доструктурные категории (простота, прямота, чистота)
1. Простота. – 2. Прямота. – 3. Чистота (во внеэстетическом смысле).
§4. Доструктурные категории (очищение в эстетическом смысле)
1. Вступительные замечания. – 2. Материалы "Поэтики". – 3. "Страх" и "сострадание". – 4. Материалы "Политики". – 5. Некоторые догадки о сущности катарсиса на основании современных данных. – 6. Односторонность предложенных точек зрения. – 7. Ноологическое понимание катарсиса. – 8. Новейшее толкование катарсиса.
§5. Структурные категории элементарные (единое, или мера, и целое) и развитые (совершенство)
1. Единое, или мера. – 2. Целое. – 3. Совершенство.
§6. Структурно-числовые, или конструктивные категории
1. Начало, или принцип (arche). – 2. Середина. – 3. Конец, или цель (telos). – 4. Общие выводы относительно аристотелевского использования категорий начала, середины и конца. – 5. Порядок (taxis). – 6. Симметрия, или соразмерность (symmetria).
§7. Общие замечания об эстетических категориях у Аристотеля
Часть Вторая
ЭСТЕТИКА ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ У АРИСТОТЕЛЯ
§1. Введение
1. Обычное понимание метафизики Аристотеля. – 2. Моменты относительности у Аристотеля. – 3. Совмещение относительной и абсолютной эстетики у Аристотеля.
§2. Вероятностный характер художественной реальности и диалектическая логика
1. Диалектика искусства. – 2. Диалектическая и софистическая эстетика. – 3. Самостоятельная задача вероятностного знания. – 4. Значение "Топики". – 5. Окончательная оценка диалектики у Аристотеля. – 6. Топика, логика и диалектика. – 7. Практические правила диалектики. – 8. Итог. – 9. Три примера эстетики относительности у Аристотеля.
ЭСТЕТИКА НЕБА
§1. Общая картина космоса и эстетика относительности
1. Космос. – 2. Пределы космоса. – 3. Иерархия космоса. – 4. Итог предыдущего.
§2. Специально о пространстве и времени
1. Эстетика пространства в связи с учением Аристотеля о космосе. – 2. Сущность эстетики относительности у Аристотеля. – 3. Эстетика времени в связи с учением Аристотеля о космосе.
ЭСТЕТИКА ЦВЕТА
§2. Сущность цвета
1. Трактат "О цветах". – 2. Трактаты "О душе" и "О чувственном восприятии". – 3. Дополнения к учению о сущности света.
§3. Отдельные цвета и их значение
1. Происхождение простых цветов. – 2. Их значение. – 3. Критические замечания по вопросу о простых цветах.
§4. Сущность смешения цветов и его результаты
1. Сущность смешения. – 2. Результаты смешения цветов.
§5. Оттенки и направления цвета
1. "О цветах". – 2. "Метеорологика".
§6. Окрашивание
1. Что такое окрашивание. – 2. Окраска растений. – 3. Окраска животных.
§7. Заключение
1. Принцип эстетической значимости цветов. – 2. Критика у Аристотеля его предшественников. – 3. Общий вывод.
ФИЗИОГНОМИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
1. Общий символический характер эстетики Аристотеля. – 2. Трактат "Физиогномика" и особенности его терминологии.
§2. Возможность и различные теории физиогномики
1. Вступление Аристотеля в его "Физиогномику". – 2. Определение физиогномики.
§3. Общие (родовые) физиогномические признаки
1. От психического к физическому. – 2. Еще раз о соответствии психического и физического с некоторыми деталями. – 3. Общие и частные состояния души.
§4. Тонкость оттенков в отдельных состояниях и способы истолкования физиогномических признаков
1. Тонкость оттенков. – 2. Способ непосредственного истолкования физиогномических признаков и способ их вывода.
§5. Мужественный и женственный физиогномические типы
1. Различие двух типов. – 2. Наиболее яркие представители двух типов.
§6. Физиогномика отдельных частей и особенностей человеческого тела
1. Отдельные члены и органы тела. – 2. Цвет человеческого тела. – 3. Волосатость. – 4. Голос.
1. Походка, телодвижения и движение глаз. – 2. Рост.
1. Общая физическая соразмерность. – 2. Примат разделения на мужское и женское и сравнительная оценка частей тела по их важности для физиогномиста.
§9. Итог о "Физиогномике" Аристотеля
1. Физиогномическое единство души и тела. – 2. Основные черты физиогномической эстетики Аристотеля.
Часть Третья
УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ ОБ ИСКУССТВЕ
1. Наука, искусство и ремесло. – 2. Отграничение науки и искусства от ремесла. – 3. Классовый характер учения Аристотеля о различии искусства и науки, с одной стороны, и ремесла – с другой. – 4. Терминологическая путаница.
§2. Отграничение искусства от науки
1. Досуг. – 2. Многозначность понятия науки и необходимость ее учета для сопоставления с искусством. – 3. Искусство как область возможного или как область бытия динамического.
§3. Искусство как сфера выражения
1. Проблемно-вероятная динамика, или возможность. – 2. Обобщенный характер этой возможности. – 3. Образный характер искусства. – 4. Выражение как эстетическая заостренность художественного предмета. – 5. Философское обоснование структурного самодовления искусства. – 6. Содержательный характер аристотелевского структурализма. – 7. Опасность модернизации учения Аристотеля об искусстве.
1. Искусство и субъективная идея. – 2. Искусство и область случайного.
§5. Искусство и принцип самодовления
1. Вводное замечание. – 2. Искусство не относится к области практического разума. – 3. Целесообразность без цели. – 4. Искусство и утилитаризм.
1. Красота и мораль поддерживают в искусстве друг друга, но они суть разное. – 2. Детали в вопросе о различии обеих этих областей в искусстве. – 3. Созерцание и блаженство в их отношении к искусству.
1. Общее отношение Аристотеля к мифологии. – 2. Искусство и космология (учение об Уме). – 3. Субъективная идея космоса.
§8. Дополнительная терминология
§9. Общие итоги теории искусства
1. Общая терминология для науки, искусства и ремесла. – 2. Искусство и наука в их противоположности к ремеслу. – 3. Искусство в отличие от науки. – 4. Нейтрально-бытийная основа искусства. – 5. Искусство и природа. – 6. Искусство и мораль. – 7. Искусство и блаженная созерцательность, или созерцательное блаженство. – 8. Художественная иерархия. – 9. Аристотелевский метод изложения специфики искусства и окончательная сводная формула искусства.
§10. Мимесис
1. Терминологические замечания. – 2. Предмет подражания. – 3. Материалы "Поэтики" в систематическом виде. – 4. Существенная новизна аристотелевского учения о подражании. – 5. Детали концепции подражания у Аристотеля. – 6. Универсальность подражания. – 7. Аристотелевский мимесис на фоне общеантичного мимесиса.
§11. Происхождение и разделение искусств
1. Общий подход Аристотеля к этой проблематике. – 2. Происхождение искусств. – 3. Разделение художественного творчества поэзия.
ПОЭЗИЯ
§1. Терминологические замечания §2. Трактат "Поэтика" §3. Композиция "Поэтики" §4. Состав "Поэтики"
1. Излишнее и постороннее в трактате. – 2. Отдельные мысли и изречения. – 3. Определение трагедии. – 4. "Миф" в "Поэтике" Аристотеля. – 5. (Мифы и характеры. – 6. Неясность в учении Аристотеля о трагической ошибке. – 7. Противоречия в понимании других моментов трагедии. – 8. Трагедия и эпос. – 9. Некоторые соображения о восприятии времени в V в. до н.э.
§5.Общая характеристика "Поэтики"
1. Эстетические сведения. – 2. Специально литературоведческие наблюдения. – 3. Формалистические особенности трактата. – 4. Общая бессвязность изложения. – 5. Небрежность цитирования. – 6. Мнение Чернышевского.
§6. Дополнительные сведения, особенно о комедии
1. Другие возможные источники для теоретико-литературных взглядов Аристотеля. – 2. Сведения о комедии в "Поэтике" и в других сочинениях Аристотеля. – 3. Коаленовский трактат (Tractatus coislinianus). – 4. Общее заключение об аристотелевской теории комедии.
§7. Аристотель как литературный критик
1. Аристотель и Гомер. – 2. Итог отношения Аристотеля к Гомеру. – 3. Аристотель и другие эпические произведения. – 4. Элегия и ямб. – 5. Аристотель и мелос. – 6. Аристотель и Эсхил. – 7. Аристотель и Софокл. – 8. Аристотель и Еврипид. – 9. Аристотель и Агафон. – 10. Аристотель и Теодект. – 11. Аристотель и прочие трагики. – 12. Аристотель и греческая комедия. – 13. Общая характеристика Аристотеля как литературного критика. – 14. Одно современное суждение об Аристотеле как литературном критике.
РИТОРИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
§1. Композиция "Риторики" Аристотеля
§2. Сущность риторической эстетики
1. Обычное преувеличение. – 2. Логика иррациональности. – 3. Диалектика, топика, риторика.
§3. Прекрасное как предмет риторической эстетики
1. Прекрасное - желательное само по себе и достойное похвалы. – 2. Прекрасное и самодовление. – 3. Прекрасное вовсе не обязательно есть моральное, но часто даже противоположно морали. – 4. Прекрасное и вообще может далеко заходить за пределы красоты в точном смысле слова. – 5. Условность риторически прекрасного.
§4. Стиль как предмет риторической эстетики
1. Стиль как искусство. – 2. Теория классического стиля. – 3. Заключение о стиле. – 4. Общий вывод.
МУЗЫКА И ДРУГИЕ ИСКУССТВА
§1. Общие суждения Аристотеля о музыке 1. Отсутствие у Аристотеля цельной музыкальной теории. – 2. Музыка в системе наук и искусств.
§2. Специфика музыкального восприятия
1. Предварительные вопросы. – 2. Учение о чистой музыкальности. – 3. Другие проблемы.
§3. Общая характеристика музыкальной эстетики у Аристотеля
1. Чистая процессуальность. – 2. Предметы немузыкальных искусств. – 3. Психическая процессуальность. – 4. Математическая природа музыки. – 5. Музыка и наслаждение. – 6. Моральный (или, вообще говоря, ценностный) характер музыки. – 7. Творчество и профессионализм.
1. Термин "архитектоника". – 2. Скульптура. – 3. Живопись. – 4. Наиболее вероятная причина равнодушного отношения Аристотеля ко всей области изобразительных искусств.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
§1. Общие замечания
1. Вступление. – 2. Государственная точка зрения. – 3. Рабовладельческая государственность.
§2. Гимнастика и музыкальное воспитание
1. Гимнастика. – 2. Музыкальное воспитание.
§3. Общий итог
1. Общее обозрение воспитательной системы. – 2. Заключение.
Часть Четвертая
ЗАКЛЮЧИТЕЛbНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭСТЕТИКИ АРИСТОТЕЛЯ
§1. Социально-историческое основание
1. Аристотель и Платон. – 2. Общественно-политическая обстановка во времена Аристотеля. – 3. Учение Аристотеля о рабстве по природе. – 4. Умеренный идеализм Платона и непримиримый идеализм Аристотеля. – 5. "Средняя" социально-политическая линия Аристотеля и ее смысл.
1. Подлинный смысл борьбы Аристотеля с Платоном. – 2. Упрощенная концепция и более заостренная критика принципов. – 3. Ноологическая основа эстетики Аристотеля. – 4. Идеалистически более развитая концепция эстетики. – 5. Четыре аристотелевских принципа обосновывают эстетику и мифологию бытия более ясно, чем у Платона.
§3. Более детальные выводы для эстетики
1. Нарочито структурный характер эстетики. – 2. Чтойность (to ti ёn einai) и энтелехия. – 3. Специфическая автономия красоты и искусства. – 4. Основная философско-художественная интуиция Аристотеля.
§4. Основная художественная модель мировоззрения и эстетики Аристотеля
1. Творчество природы и творчество человека. – 2. Четыре аристотелевских принципа. – 3. Эйдетическая целесообразность. – 4. Аристотель и его предшественники. – 5. Мировой Ум и мир. – 6. Еще примеры всеобщего художественного конструирования бытия у Аристотеля.
§5.Другие формы основной художественной модели
1. Произведение искусства как орудие души (организм). – 2. Эстетическая середина как всеобщий принцип. – 3. Середина как основание сущности в логике. – 4. Среднее в физике. – 5. Познание и середина. – 6. Душа как середина. – 7. Высшая добродетель. – 8. Космический Ум как предельная срединная красота. – 9. Формула аристотелевской середины.
§6. Социально-политическое заострение эстетики Аристотеля
1. Мировой Ум Аристотеля. – 2. Все, что вне Ума, есть его собственность. – 3. Ум, душа и тело. – 4. Вся человеческая жизнь подчиняется принципу отношения господина и раба. – 5. Социально-историческое и философско-эстетическое противоречие аристотелизма. – 6. "Заплутался человек".
§7. Суждение Ленина
Часть Пятая
ШКОЛА АРИСТОТЕЛЯ,
ИЛИ ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА
§1. Феофраст
1. Биографические сведения. – 2. Феофраст и Аристотель. – 3. Литература и музыка. – 4. Плутарх о музыкальной теории Феофраста. – 5. "Характеры".
§2.Аристоксен
. – I. Общие сведения. – 2. Общая теория музыки. – 3. Отдельные теории музыки. – 4. Итог.
§3. Прочие последователи Аристотеля
1. Евдем Родосский. – 2. Дикеарх из Мессины. – 3. Клеарх. – 4. Другие аристотелики ранней поры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВСЕЙ ЭСТЕТИКИ ПЕРИОДА КЛАССИКИ
И ПЕРЕХОД К ЭЛЛИНИЗМУ
Приложение I
Эстетика Аристотеля и современность
§1.Онтологизм эстетики Аристотеля
1. Исходный и безусловный пункт. – 2. Невозможность абсолютной полярности идеального и материального. – 3. Ноологическая эстетика. – 4. Космологическая эстетика.
1. Онтология и эстетика в собственном смысле слова. – 2. "Потенция". – 3. "Энергия". – 4. "Энтелехия". – 5. Число, или числовая структура. – 6. "Чтойность", или символ. – 7. "Миф".
1. Один из вековых предрассудков. – 2. Абсолютная достоверность и вероятностное правдоподобие. – 3. Топологическая логика вовсе не есть отсутствие всякой логики вообще.
§4. Кратчайшая формула эстетики Аристотеля
1. Результат предыдущей характеристики. – 2. Эйдос и его эмпирически-чувственная основа. – 3. Числовая структура. – 4. Борьба за эмпирическую чувственность у Аристотеля, несмотря на общую у него эволюцию платонизма. – 5. Преобразующая экспрессия. – 6. Общее и единичное. – 7. Вероятность, или вообще иррелевантность. – 8. Конечная формула.
§5. Социально-историческое место эстетики Аристотеля
1. Самодовлеющая созерцательность. – 2. Практически-жизненный и утилитарно-прикладной характер. – 3. Свобода по природе и рабство по природе. – 4. Канун эллинизма.
Приложение II
П.Броммер об eidos и idea у Платона
Библиография (опущена)
Примечания
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.