Поиск авторов по алфавиту

Жаба С., Русские мыслители о России и человечестве. B. Г. Белинский

ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ БЕЛИНСКИЙ

(30. V. 1811 -- 28. V. 1848).

Пламенная совесть, мощный темперамент бойца в хилом теле, исступленное, до конца, увлечение овладевшей им идее» ч детски искреннее, всецелое признание своей ошибки; борьба за правду всю жизнь; борьба, сжигавшая и сжегшая его (Михайловский звал его «великомучеником правды») — вот некоторые черты «Не истового Виссариона». Громадный талант публициста, редчайший дар литературного критика, вечная встревоженность совести и разума — сделали

 

Его дед-священник был непреклонным аскетом и подвижником

   и сам Белинский стал «подвижником» русской общественно­сти. Он принес в нее — «разночинец» среди дворян, друзей и противников — личный опыт из иного мира, опыт юности, прошед­шей в жестокой, мучительной бедности.

 

Сын скромного морского лекаря, с трудом принятый в Москов­ский Университет, исключенный из него «за неспособностью» (на самом деле, за пьесу, враждебную крепостному праву), Белин­ский рано, 22-х лет, нашел свой путь «литератора».

 

Но Университет решил его судьбу — встречей со Станкевичем. В кружке Станкевича развернулись его духовные силы. И его пер­вые статьи в московских журналах отразили первый этап кружка

   шеллингианетво.

 

Народность     индивидуальность   человечества  и  долг   ее

в самобытном творчестве, в участии в борьбе добра и зла, выражающей великую идею вселенной. И так как русские писатели отображали не народ, а общество, то русской литературы еще нет (за немногими блестящими исключениями), но она будет

достойная великого народа — когда станет отображать его.

В- 1836 году, кружок Станкевича начал переходить от Шеллинга к Фихте. Белинский усвоил идею о призрачности внешнего мира,

 

67

 

 

о действительности «жизни в духе» малого круга лучших людей. Он сочетал эти мысли с непримиримостью к существующему соци­ально-политическому укладу.

Временное примирение наступило в 1837 году, когда Бакунин познакомил Белинского с гегельянством. (Сам Белинский не вла­дел немецким языком). Объективная действительность внешнего мира и в особенности формула «всё существующее разумно» при­няты были с особенным восторгом. Плохо понятый Гегель (или может быть, Гегель «Введения в философию истории») привел Белинского к бесстрашному оправданию всей действительности, самодержавия, крепостного права...

Белинский ссорится с Герценом и пишет свою знаменитую «Бо­родинскую годовщину», резко критикует «Горе от ума», уже в Петербурге, приглашенный, в 1839 году, сотрудничать в «Отечест­венных Записках» Краевского.

Отрезвление, в конце 40-го года, было не менее бурным и все­целым, с горьким стыдом и негодованием. Действительность стала «гнусной», «личность — выше общества, выше человечества». Через верховную ценность личности, Белинский пришел к соци­ализму, увлекся Сен-Симоном, Кабе, Жорж Санд. По своей «не­истовости» он готов даже силой, по «маратовски», осчастливить человечество.

Теперь он провозглашает значение русской литературы в ее на­стоящем. В бесчисленных статьях он дает художественные харак­теристики русских писателей, тонко анализирует их произведе­ния, открывает молодые дарования — и редко ошибается. Его статьи о Пушкине — непревзойденный шедевр.

Один из главных западников, «Неистовый Виссарион» несрав­ненно резче всех своих единомышленников обрушивается на сла­вянофилов: «Я — жид и не сажусь за один стол с филистимля­нами», с негодующей укоризной пишет он в Москву. Между тем, с «филистимлянами» роднит его многое: вера в глубокое своеобра­зие русского народа, в его миссию, его великое будущее... За гра­ницей он томится, как потерянный, думает только о России. Прав­да, у него нет того чувства интимной близости с народом, которое было у славянофилов, а позднее — у народников. Чувство это — надежнее всего предохраняет от «маратовских» методов...

Две заграничные поездки (в 1846 и 1847 г.г.) — попытки дру­зей исцелить его от злой чахотки, — не могли остановить недуга.

Вторая поездка дала прославленное «Письмо Гоголю» — вопль гнева и негодования против Гоголевских «Избранных мест из пере­писки с друзьями». Белинский и Гоголь не поняли друг друга. Го­голь верил, что при общем религиозном преображении — внешние

 

68

 

реформы будут не нужны. При этом, квиетический оттенок его по учений создавал впечатление примирения со злами русской жизни.

Письмо Белинского, читавшееся тайно по всей России, стало «кредо» русской радикальной интеллигенции.

Последние два года, Белинский писал в «Современнике» Некрасова.

Перед смертью, он пережил еще один перелом: разочарование в социализме, в способности народа освободить себя. Надеждой Бе-линского стали: просвещенная личность, прогрессивная буржуазия реформы сверху (свидетелем которых он бы стал через несколько лет). Можно лишь гадать, как оформились бы его новые взгляды каким путем он боролся бы за правду и свободу. Ранняя смерть унесла его, в расцвете духовных сил, и спасла от Петропавловске] крепости (за «Письмо Гоголю»).

Влиял на ряд поколений русской интеллигенции — Белинский 3-го периода.

Бердяев пишет: «Белинский — одна из центральных фигур истории русского сознания XIX века... Тема столкновения личности и истории, личности и мировой гармонии есть очень русская тема... И первое место тут принадлежит бунту Белинского... Выраженные Белинским мысли поражают сходством с мыслями Иван Карамазова, с его диалектикой о слезинке ребенка и о мировой гармонии. Это... то же возвращение билета Богу».

Памятны строки Некрасова:

Белинский был особенно любим. Молясь твоей многострадальной тени, Учитель, перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени.-

 

В. Г. Белинский.

Назначение человека.

Гордись, гордись, человек, своим высоким назначением, но н забывай, что божественная идея, тебя родившая, справедлива правосудна, что она дала тебе ум и волю, которые ставят тебя выше всего творения, что она в тебе живет, а жизнь есть действование; а действование есть борьба; не забывай, что твое бесконечное, высочайшее блаженство состоит в уничтожении твоего я чувстве любви. Итак, вот эти две дороги, два неизбежных пуп отрекись от себя, подави свой эгоизм, попри ногами твое свое корыстное я, дыши для счастья других, жертвуй всем для блага ближнего, родины, для пользы человечества, люби истину и благо

69

 

не для награды, но для истины и блага и тяжким крестом выстрадай твое соединение с Богом, твое бессмертие, которое должно со­стоять в уничтожении твоего я в чувстве любви.

(Соч., том I, стр. 319).

Назначение народов.

Каждый народ... играет в великом семействе человеческого рода свою особую, назначенную ему Провидением, роль и вносит в об­щую сокровищницу... свою долю, свой вклад; каждый народ выра­жает собою одну какую-либо сторону жизни человечества...

Только идя по разным дорогам, человечество может достигнуть своей единой цели; только живя своей самобытной жизнью, может каждый народ принести свою долю... (Соч., т. I, стр. 323-324).

(«Литературные мечтания». 1834 г.).

Толпа и народ.

Я... никогда и не думал уважать мнение толпы, которая толпа в салонах, и на площадях, и в кабаках, и которая убивает бессмыс­ленным злословием честь женщины, счастье мужчины, благососто­яние семейства. Нет, но я всегда глубоко уважал и буду уважать тот народ, о котором сказано «глас Божий — глас народа», и ко­торый есть живая олицетворенная субстанция, которой образован­ные люди суть определения, есть резервуар идей, осуществляемых и сознаваемых индивидами. Есть разница между толпою, обществом — и народом.

(К М. А. Бакунину. 12/24. X. 1838 г. Письма. Т. I, стр. 280).

Все действительное разумно.

Приезжаю в Москву с Кавказа (1837 г.), приезжает Бакунин — мы живем вместе. Летом просмотрел он философию религии и права Гегеля. Новый мир нам открылся: сила есть право, и право есть сила... Нет, не могу описать тебе, с каким чувством услышал я эти слова — это было освобождение. Я понял идею падения царств, законность завоевателей, я понял, что нет дикой матери­альной силы, нет владычества штыка и меча, нет произвола, нет случайности, — и кончилась моя тяжкая опека над родом челове­ческим, и значение моего отечества предстало мне в новом виде... Слово «действительность» сделалось для меня равнозначительно слову «Бог».

(К Н. В. Станкевичу. 1839 г. «Письма», Т. I, стр. 348-349).

Непрошенные исправители.

Есть особый род сердобольных людей... Им кажется, что... в мире все идет худо, что и отечество их вот сейчас готово пасть

70

 

жертвою превратного хода дел, им кажется, что они призваны и мир исправить, и отечество спасти. Для этих маленьких - великих людей государство не есть живой организм... Государство есть ис­кусственная машина, которою по произволу может вертеть всякий маленький - великий человек.

(«Менцель, критик Гете». 1840 г. Соч. т. IV, стр. 455).

 

Значение царской власти.

В царе наша свобода, потому что от него наша новая цивилиза­ция, наше просвещение, так же, как от него наша жизнь. ...Всякий шаг вперед русского народа, каждый момент развития его жизни, всегда был актом царской власти; но эта власть никогда не была абстрактною и произвольно-случайною, потому что она всегда та­инственно сливалась с волею Провидения — с разумною действи­тельностью... Мы имеем разумное право быть горды нашей любовию к царю... как горды англичане своими государственными по­становлениями, своими гражданскими правами, как горды Северо-Американские Штаты своею свободою... Таинственное зерно, ко­рень, сущность и жизненный пульс нашей народной жизни выра­жается словом «царь».

(«Бородинская годовщина» В. Жуковского. 1839 г. Соч. Том ! стр. 345-346).

 

Перелом. Правда и ложь.

Самая убивающая правда лучше радостной лжи: я глубоко со­знаю, что неспособен быть счастливым через ложь, какую бы ни было, и лучше хочу, чтобы сердце мое разорвалось в куски от истины, нежели блаженствовало ложью...

(К В. П. Боткину. 3—10 февраля 1840 г. «Письма», т. II, стр. 27).

 

Ужасная действительность и долг литератора.

...Пока в душе останется хоть искорка, а в руках держится перо, — я действую. Мочи нет, куда ни взглянешь — душа возмущается, чувства оскорбляются... Мы живем в страшное время, судьба на­лагает на нас схиму, мы должны страдать, чтобы нашим внукам было легче жить. Делай всякий не что хочет и что бы должно, а что можно... Умру на журнале и в гроб велю положить под го­лову книжку «Отечественных Записок». Я литератор — говорю это с болезненным и вместе радостным и гордым убеждением: литера­туре расейской моя жизнь и моя кровь.

(К В. П. Боткину. 14 марта 1840 г. «Письма», т. II, стр. 91).

71

Обличение русской действительности.

Мы люди вне общества, потому что Россия не есть общество! У нас нет ни политической, ни религиозной, ни ученой, ни литера­турной жизни. Скука, апатия, томление в бесплодных порывах — вот наша жизнь... Гадкое государство Китай, но еще гаже госу­дарство, в котором есть богатые элементы для жизни, но которое спеленано в тисках железных и представляет собою образ мла­денца в английской болезни. Гадко, гнусно, ужасно! Нет больше сил, нет терпения.

(К К. Аксакову. 23 августа 1840 г. «Письма», т. II, стр. 154).

 

Отречение от «разумной действительности». Прославление личности.

Проклинаю мое гнусное стремление к примирению с гнусною действительностью!... Для меня теперь человеческая личность вы­ше истории, выше человечества. Это мысль и дума века! Боже мой, страшно подумать, что со мною было — горячка или вмеша­тельство ума — я словно выздоравливающий.

(К В. П. Боткину. 4 октября 1840 г. «Письма», т. II, стр. 163).

Я ужасно изменяюсь; но это не страшит меня, ибо с пошлой действительностью я все более и более расхожусь, в душе чув­ствую больше жара и энергии, больше готовности умереть и по­страдать за свои убеждения... Боже мой, сколько отвратительных мерзостей сказал я печатно, со всею искренностью, со всем фана­тизмом дикого убеждения!

Идея либерализма в высшей степени разумная и христианская, ибо его задача — возвращение прав личного человека, восстанов­ление человеческого достоинства, и сам Спаситель сходил на землю и страдал на кресте за личного человека... Чорт знает, как поду­маешь, какими зигзагами совершалось мое развитие, ценою каких ужасных заблуждений купил я истину, и какую горькую метину, — что все на свете гнусно, а в особенности вокруг нас... Мои пер­вые письма из Питера... в них слышался скрежет зубов и вопли нестерпимого страдания: от чего же я так ужасно страдал? — От действительности, которую называл разумною и за которую рато­вал... Странное противоречие!

(К В. П. Боткину. 10/11 декабря 1840 г. «Письма», т. II, стр. 186-187).

 

Отповедь Гегелю. «Возвращение билета».

Я имею особенно важные причины злиться на Гегеля, ибо чув­ствую, что был верен ему (в ощущении), мирясь с расейскою дей­ствительностью и ненавидя Шиллера... Все толки Гегеля о нрав-­

 

72

 

 

ственности — вздор сущий, ибо в объективном царстве мысли нет нравственности... Судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира...

Мне говорят: развивай все сокровища своего духа для свобод­ного самонаслаждения духом, плачь, дабы утешиться, скорби, дабы возрадоваться, стремись к совершенству, лезь на верхнюю ступень­ку лествицы развития, а споткнешься — падай — чорт с тобою — таковский !И был с. с... Благодарю покорно, Егор Федорович, — кланяюсь вашему философскому колпаку; но со всем подобающим вашему философскому филистерству уважением, честь имею до­нести вам; что если бы мне и удалось влезть на верхнюю ступень лествицы развития, — я и там попросил бы вас отдать мне отчет во всех жертвах жизни и истории, во всех жертвах случайностей, суеверия, инквизиции, Филиппа II и проч. и проч.: иначе я с верх­ней ступени бросаюсь вниз головой. Я не хочу счастия и даром, если не буду спокоен на счет каждого из моих братий по крови, — костей от костей моих и плоти от плоти моея. Говорят, что дис­гармония есть условие гармонии; может быть, это очень выгодно и усладительно для меломанов, но уж конечно не для тех, которым суждено выразить своею участью идею дисгармонии...

(К В. П. Боткину. 1-го марта 1841 г. «Письма», т. II, стр. 213).

Любовь «по маратовски».

Личность человеческая сделалась пунктом, на котором я боюсь сойти с ума. Я начинаю любить человечество по маратовски: чтобы сделать счастливою малейшую часть его, я, кажется, огнем и ме­чом истребил бы остальную...

(К В. П. Боткину. 27-28 июня 1841 г.. «Письма», т. II, стр. 247).

Социализм. Невыносимость страдания ближних.

Ты не знаешь мою натуру: она вечно в крайностях и никогда не попадает в центр идеи. Я с трудом и болью расстаюсь с старою идеею, отрицаю ее до нельзя, а в новую перехожу со всем фана­тизмом прозелита. Итак, я теперь в новой крайности, — это идея социализма, которая стала для меня идеей идей, бытием бытия, вопросом вопросов, альфою и омегою веры и знания...

Социальность, социальность — или смерть! Вот девиз мой. Что мне в том, что гений на земле живет в небе, когда толпа валяется в грязи? Что мне в том, что я понимаю идею, что мне открыт мир идей в искусстве, в религии, в истории, когда я не могу делиться всем этим со всеми, кто должен быть моими братьями по человече­ству, моими ближними во Христе, но кто — мне чужие и враги по своему невежеству?... Подавши грош отставному солдату, я чуть

73

не плачу, подавши грош нищей, я бегу от нее, как будто сделавши худое дело... И это жизнь: сидеть на улице в лохмотьях,... наби­рать днем несколько грошей, а вечером пропить их в кабаке — и люди это видят, и никому до этого нет дела!... И это общество, на разумных началах существующее, явление действительности!... И после этого имеет ли право человек забываться в искусстве, в зна­нии! Я ожесточен против всех субстанциальных начал, связываю­щих, в качестве верования, волю человека!... Отрицание — мой Бог!

(К В. П. Боткину. 8 сент. 1841 г. «Письма», т. II, стр. 262-267).

 

О Славянофильстве. Отрицательная важность его.

Так называемое славянофильство, без всякого сомнения, каса­ется самых жизненных, самых важных вопросов нашей обществен­ности... Рассматривая его ближе, нельзя не увидеть, что существо­вание и важность этой литературной котерии чисто-отрицательные, что она вызвана и живет не для себя, а для оправдания и утвержде­ния именно той идеи, на борьбу с которою обрекла себя... Отрица­тельная сторона их учения гораздо более заслуживает внимания... в том, что они говорят против русского европеизма, а об этом они говорят много дельного, с чем нельзя не согласиться хотя на поло­вину, как например, что в русской жизни есть какая-то двойствен­ность, следовательно, отсутствие нравственного единства; что это лишает нас резко выразившегося национального характера, делает нас какими-то межеумками, которые хорошо умеют мыслить по французски, по немецки и по английски, но никак не умеют мыс­лить по русски; и что причина всего этого в реформе Петра Вели­кого. Всё это справедливо до известной степени.

 

Заслуга славянофилов: побуждение к исследованию нашей исторической судьбы.

Но нельзя остановиться на признании справедливости какого бы то ни было факта, а должно исследовать его причины, в надежде в самом зле найти и средства к выходу из него. Этого славянофилы не делали и не сделали; но зато они заставили если не сделать, то делать это своих противников... И вот где их истинная заслуга... Мы как будто испугались за нашу жизнь, за наше значение, за наше прошедшее и будущее, и скорее хотим решить великий во­прос: Быть или не быть?... Проходит ли через нашу историю какая-нибудь живая органическая мысль, и если проходит, какая именно; какие наши отношения к нашему прошедшему, от которого мы как будто оторваны, и к Западу, с которым мы как будто связаны.

 

74

Результаты исследований.

И результатом этих хлопотливых и тревожных исследований на­чинает оказываться, что, во первых, мы не так резко оторваны от нашего прошедшего, как думали, и не так тесно связаны с Западом, как воображали.

 

Не возвращение к прошлому, а самобытное развитие в будущем.

...Неужели славянофилы правы, и реформа Петра Великого толь­ко лишила нас народности и сделала межеумками? И неужели они правы, говоря, что нам надо воротиться к общественному устрой­ству и нравам времен... царя Алексея Михайловича?...

Нет, это означает совсем другое, а именно то, что Россия вполне исчерпала, изжила эпоху преобразования, что реформа совершила в ней свое дело,... и что настало для России время развиваться самобытно, из самой себя.

 

Явление Петра — не случайно.

Но миновать, перескочить, перепрыгнуть, так сказать, эпоху ре­формы и воротиться к предшествовавшим ей временам: неужели это значит развиваться самобытно?... Это значило бы признать яв­ление Петра Великого, его реформу и последующие события в России (может быть до самого 1812 года — эпохи, с которой на­чалась новая жизнь для России), признать их случайными, каким-то тяжелым сном... Но... подобные события в жизни народа слиш­ком велики, чтоб быть случайными, и жизнь народа не есть утлая лодочка, которой каждый может дать произвольное направление легким движением весла.

Стремиться не к европейскому, а к человеческому.

Вместо того, чтоб думать о невозможном,... гораздо лучше, при­знавши неотразимую и неизменимую действительность существую­щего, действовать на его основании, руководясь разумом,... а не фантазиями... Дело в том, что пора нам перестать казаться и начать быть, пора оставить, как дурную привычку, довольство­ваться словами и европейские формы и внешности принимать за европеизм. Скажем более: пора нам перестать восхищаться евро­пейским потому только, что оно не азиатское, но любить, уважать его, стремиться к нему потому только, что оно человеческое, и на этом основании все европейское, в чем нет человеческого, отвер­гать с такою же энергией, как и все азиатское, в чем нет человече­ского. Европейских элементов так много вошло в русскую жизнь, в русские нравы, что нам вовсе не нужно беспрестанно обращаться к

75

 

Европе, чтоб сознавать наши потребности; и на основании того, что уже усвоено нами от Европы, мы достаточно можем судить, что нам нужно.

Ошибка славянофилов: Петровская культура не бесплодна; плоды ее созревают в свое время.

Повторяем: славянофилы правы во многих отношениях; но тем не менее их роль чисто отрицательная, хотя и полезная на время. Главная причина их странных выводов заключается в том, что они произвольно упреждают время, процесс развития принимают за его результаты, хотят видеть плод прежде цвета, и, находя листья без­вкусными, объявляют плод гнилым, и предлагают огромный лес, разросшийся на необозримом пространстве, пересадить на другое место и приложить к нему другого рода уход. По их мнению, это не легко, но возможно!

Непоколебимость России.

Нам, русским, нечего сомневаться в нашем политическом и госу­дарственном значении: из всех славянских племен, только мы сло­жились в крепкое и могучее государство, и, как до Петра Великого, так и после него, до настоящей минуты, выдержали с честию не одно суровое испытание судьбы, не раз были на краю гибели, и всегда успевали спасаться от нее и потом являться в новой и боль­шей силе и крепости.

Слово России миру — дело наших внуков.

В народе, чуждом внутреннего развития, не может быть этой силы. Да, в нас есть национальная жизнь, мы призваны сказать миру свое слово, свою мысль, но какое это слово, какая мысль — об этом пока еще рано нам хлопотать. Наши внуки или правнуки узнают это без всяких усилий напряженного разглядывания, по­тому что это слово, эта мысль будет сказана ими...

Слабая и сильная сторона русской многосторонности.

Что же касается до многосторонности, с какою русский человек понимает чуждые ему национальности, — в этом заключается рав­но и его слабая, и его сильная сторона. Слабая потому, что этой многосторонности действительно много помогает его настоящая независимость от односторонности собственных национальных ин­тересов. Но можно сказать с достоверностью, что эта независи­мость только помогает этой многосторонности; а едва можно сказать с какою-нибудь достоверностью чтобы она производила ее. По крайней мере, нам кажется, что было бы слишком

76

 

смешно приписывать положению то, что всего более должно приписывать природной даровитости.

Возможная миссия русского народа.

Не любя гаданий и мечтаний и пуще всего боясь произвольных, имеющих только субъективное значение, выводов, мы не утверж­даем за непреложное, что русскому народу предназначено выра­зить в своей национальности наиболее богатое и многостороннее содержание, и что в этом заключается причина его удивительной способности воспринимать и усваивать себе всё чуждое ему; но смеем думать, что подобная мысль, как предположение, высказы­ваемое без самохвальства и фанатизма не лишена основания...

(«Взгляд на русскую литературу 1846 г.». Соч., т. X, стр. 397-408).

 

Уверенность в русской многосторонности.

Уважаю практические натуры,... но если вкушение сладости их роли непременно должно быть основано на условии безвыходной ограниченности, душной узости — слуга покорный, я лучше хочу быть созерцающей натурой, человеком просто, но лишь бы все чувствовать и понимать широко, привольно и глубоко. Я — натура русская... Русская личность пока эмбрион, но сколько широты и силы в натуре этого эмбриона, как душна и страшна ей всякая ограниченность и узость! Она боится их, не терпит их больше все­го —• и хорошо, по моему мнению, делает, довольствуясь пока ни­чем, вместо того, чтобы закабалиться в какую-нибудь дрянную определенность. А что мы всеобъемлющи потому, что нам нечего делать, чем больше об этом думаю, тем больше сознаю и убежда­юсь, что это ложь... Мало ли других народов, ничего не делающих, и все-таки бедных замечательными личностями... Не думай, чтобы я в этом вопросе был энтузиастом. Нет, я дошел до его решения (для себя) тяжким путем сомнения и отрицания. Не думай, чтобы я со всеми об этом говорил так: нет, в глазах наших квасных пат­риотов, славян,... — витязей прошлого и обожателей настоящего, я всегда останусь тем, чем они до сих пор считали меня.

(К В. П. Боткину. 8-го марта 1847 г. «Письма», т. III, стр. 196-197)

 

ОБЛИЧЕНИЕ «ИЗБРАННЫХ МЕСТ ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ»  Н. В. ГОГОЛЯ: «ПИСЬМО К ГОГОЛЮ» 1847 г.

Любовь и негодование.

...Нельзя перенести оскорбленного чувства истины, человече­ского достоинства: нельзя молчать, когда под покровом религии

 

77

 

 

и защитою кнута проповедуют ложь и безнравственность, как истину и добродетель.

Да, я любил вас со всею страстью, с какою человек, кровно свя­занный с своей страною, может любить ее надежду, честь, славу, одного из великих вождей ее на пути сознания, развития, про­гресса.

Я не в состоянии дать вам ни малейшего понятия о том негодо­вании, которое возбудила ваша книга во всех благородных сердцах, ни о тех воплях дикой радости, которые издали при появлении ее все враги наши...

Спасение России не в мистицизме, а в гуманности и законе.

...Вы не заметили, что Россия видит свое спасение не в мистициз­ме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, про­свещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слы­шала их), «е молитвы (довольно она твердила их), а пробуждение в народе чувств человеческого' достоинства, столько веков поте­рянного в грязи и в соре, — права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и стро­гое по возможности их исполнение.

Страна крепостного права и произвола.

А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище стра­ны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантаторы, утверждая, что негр не человек; страны, где люди сами называют себя не именами, а кличками;... страны где, наконец, нет не только никаких гаран­тий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицей­ского порядка, а есть только огромные корпорации служебных воров и грабителей!

 

Неотложные меры.

Самые живые, современные национальные вопросы в России те­перь: уничтожение крепостного права, отмена телесного наказания, введение по возможности строгого выполнения хотя тех законов, которые уже есть...

Терпимость Гоголя к крепостному праву. Подлинная истина Христова.

Вот вопросы, которыми тревожно занята вся Россия в ее апа­тическом сне! И в это-то время великий писатель, который своими дивно-художественными, глубоко-истинными творениями так мо­гущественно содействовал самосознанию России, давши ей возмож

78

 

ность взглянуть на самое себя, как будто в зеркале — является с книгою, в которой, во имя Христа и церкви, учит варвара-поме­щика наживать с крестьян деньги, учит их ругать побольше... И это не должно было привести меня в негодование?... Да если бы вы обнаружили покушение на мою жизнь, и тогда бы я не более возненавидел вас, как за эти позорные строки... Нет! если бы вы действительно преисполнились истиною Христовою, а не дьяволова учения,... вы сказали бы помещику, что, так как его крестьяне — его братья во Христе, а как брат не может быть рабом своего брата, то он и должен или дать им свободу, или хотя, по крайней мере, пользоваться их трудами, как можно выгоднее для них, сознавая себя, в глубине своей совести, в ложном положении по отноше­нию к ним.

Призыв к Гоголю.

...И такая-то книга могла быть результатом трудного внутрен­него процесса, высокого духовного просветления! Не может быть! Или вы больны — и вам надо лечиться, или... не смею досказать моей мысли!... Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов — что вы делаете! Взгляните себе под ноги, — ведь вы стоите над бездною...

Атеистичность русского народа.

...По вашему, русский народ самый религиозный в мире: ложь! ...Приглядитесь попристальнее, и вы увидите, что это по натуре глубоко-атеистический народ. В нем еще много суеверий, но нет и следа религиозности. Суеверие проходит с успехами цивилиза­ции, но религиозность часто уживается с ними... Русский народ не таков; мистическая экзальтация не в его натуре; у него слиш­ком много для этого здравого смысла, ясности и положительно­сти в уме, и вот в этом-то, может быть, огромность историче­ских судеб в его будущем.

Русские писатели — единственные вожди общества.

...Вы, насколько я вижу, не совсем хорошо понимаете русскую публику. Ее характер определяется положением русского обще­ства, в котором кипят и рвутся наружу свежие силы, но, сдавленные тяжелым гнетом, не находя исхода, производят только уныние, тоску, апатию. Только в одной литературе, несмотря на татарскую цензуру, есть еще жизнь и движение вперед. Вот почему звание писателя у нас так почтенно. Титло поэта, звание литератора у нас давно уже затмило мишуру эполет и разноцветных мундиров.И вот

 

 

79

почему у нас в особенности награждается общим вниманием всякое, так называемое, либеральное направление, даже при бедности та­ланта, и почему так скоро падает популярность великих талантов, искренно или неискренно отдающих себя в услужение правосла­вию, самодержавию и народности... И публика тут права: она видит в русских писателях своих единственных вождей, защитников и спасителей,... и потому, всегда готовая простить писателю плохую книгу, никогда не простит ему зловредной книги. Это показывает, сколько лежит в нашем обществе, хотя еще в зародыше, свежего здорового чутья, и это же показывает, что у нас есть будущность. Если вы любите Россию, порадуйтесь вместе со мною падению вашей книги!...

 

Рад был бы ошибиться. Писал —ради истины и России.

Я не умею говорить вполовину, не умею хитрить; это не в моей натуре. Пусть вы или самое время докажет, что я заблуждался в моих о вас заключениях. Я первый порадуюсь этому, но не раска­юсь в том, что сказал вам. Тут дело идет не о моей или вашей лич­ности, но о предмете, который гораздо выше не только меня, но даже и вас; тут дело идет об истине, о русском обществе, о России.

 

Призыв вернуться к прежнему творчеству.

И вот мое последнее заключительное слово: если вы имели не­счастье с гордым смирением отречься от ваших истинно великих произведений, то теперь вам должно с искренним смирением от­речься от последней вашей книги и тяжкий грех ее издания иску­пить новыми творениями, которые бы напомнили ваши прежние.

(«Письмо к Гоголю», Зальцбург. 15 июля 1847 г. «Письма», Том III, стр. 230-239).

 

Свобода творчества.

В отношении к выбору предметов сочинения, писатель не может
руководствоваться ни чуждою ему волею, ни даже собственным
произволом; ибо искусство имеет свои законы, без уважения ко-
торых нельзя хорошо писать. Оно прежде всего требует, чтобы пи-
сатель был верен собственной натуре, своему таланту, своей фан-
тазии...                                     (Соч., Том II, стр. 95).

 

Право общественного служения.

Отнимать у искусства право служить общественным интересам, значит не возвышать, а унижать его, потому что это значит — лишать его самой живой силы, т. е. мысли, делать его предметом

 

80

 

 

какого-то сибаритского наслаждения... Как будто не замечая кипя­щей вокруг него жизни, с закрытыми глазами на всё живое, это искусство ищет вдохновения в отжившем прошлом, берет оттуда готовые идеалы, к которым люди давно уже охладели.

(«Взгляд на русскую лит. 1847-го г.». Соч., Т. XI, стр. 104).

О гибельности власти капиталистов.

...Я понимаю, что буржуази явление не случайное, а вызван­ное историей, что... она имела великое прошлое, свою блестящую историю, оказала человечеству величайшие услуги... Я даже согла­сился,... что слово буржуази не совсем определенно... Не на бур­жуази вообще, а на больших капиталистов надо нападать... Я ска­зал, что не годится государству быть в руках капиталистов, а те­перь прибавлю: горе государству, которое в руках капиталистов, это люди без патриотизма, без всякой возвышенности в чувствах. Для них война или мир значат только возвышение или упадок фон­дов — далее этого они ничего не видят... Торгаш есть существо, цель жизни которого нажива; поставить пределы этой наживе не­возможно...

(«Письма», Том III, стр. 327-329).

 

Полезность среднего класса, но не возглавления государства капиталистами.

Я не принадлежу к числу тех людей, которые утверждают за аксиому, что буржуази — зло, что ее надо уничтожить, что только без нее всё пойдет хорошо... Я с этим соглашусь только тогда, когда на опыте увижу государство, благоденствующее без сред­него класса, а как пока я видел только, что государства без сред­него класса осуждены на вечное ничтожество, то и не хочу зани­маться решением а приори такого вопроса, который может быть решен только опытом... Я знаю, что промышленность — источник великих зол, но знаю, что она же — источник и великих благ для общества. Собственно, она-то только последнее зло в владычестве капитала, в его тирании над трудом. Я согласен, что даже отвер­женная порода капиталистов должна иметь свою долю влияния на общественные дела; но горе государству, когда она одна стоит во главе его!   («Письма», Том III, стр. 332).

(К В. П. Боткину. Декабрь. 1847 г.).

Перелом во взглядах: не народ, а просвещенные личности и буржуазия.

Наши славянофилы сильно помогли мне сбросить с себя мистиче­ское верование в народ. Где и когда народ освободил себя? Всегда

81

 

и всё делалось через личности. Когда я, в спорах с вами о буржу­азии называл вас консерватором, я был осел в квадрате, а вы были умный человек. Вся будущность Франции в руках буржуази, вся­кий прогресс зависит от нее одной и народ может по временам играть пассивно-вспомогательную роль... Когда я при моем... друге сказал, что для России нужен новый Петр Великий, он напал на мою мысль, как на ересь, говоря, что сам народ должен всё для себя сделать. Что за наивная аркадская мысль!... После этого, от­чего же не предположить, что живущие в русских лесах волки со­единятся в благоустроенное государство... Теперь ясно видно, что внутренний процесс гражданского развития в России начнется не прежде, как с той минуты, когда русское дворянство обратится в буржуази. Польша лучше всего доказала, как крепко государство, лишенное буржуази с правами. («Письма» Том III, стр. 338-339).

Как произошел перелом во взглядах.

Страшный я человек, когда в мою голову забьется какая-нибудь мистическая нелепость; здравомыслящим' людям редко удается вы­колотить ее из меня доказательствами: Для этого мне непременно нужно сойтись с мистиками, пиетистами и фантазерами, помешан­ными на той же мысли — тут я и назад. ...Друг и славянофилы наши оказали мне большую услугу. Не удивляйтесь сближению: лучшие из славянофилов смотрят на народ совершенно так, как мой... друг; они высосали эти понятия из социалистов, и в статьях своих цитируют Жорж Занда и Луи Блана. («Письма», Т. III, стр. 339).

(К П. В. Анненкову. 15 февр. 1848 г.).

 

82


Страница сгенерирована за 0.12 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.