Поиск авторов по алфавиту

Жаба С., Русские мыслители о России и человечестве. Н. В. Станкевич

НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ СТАНКЕВИЧ

(1813 — 24. VI. 1840).

У истоков русской общественной мысли 40-х годов мы находим светлый, трогательный образ Станкевича.

Еще не обозначились ясно будущие течения, еще не найдены от­четливые формулировки общественных 'идеалов, но начинают скла­дываться необходимые предпосылки: духовная взволнованность,, жертвенный идеализм возникают в небольших группах молодежи. Герцен вспоминает о начале 30-х годов: «Россия будущего сущест­вовала исключительно между несколькими мальчиками, только-что вышедшими из детства..., а в них было наследие 14 декабря, на­следие общечеловеческой науки и чисто народной Руси...».

Жизнь Станкевича можно 'изложить в двух строках: годы учения в Московском Университете, учение в Германии, безвременная смерть от чахотки в Италии..,

Он жил недолго, почти ничего не написал, но нельзя переоценить влияния его на молодую русскую общественность. Влияния нрав­ственного: он остался навсегда в памяти друзей подлинным вопло­щением духовной красоты. Влияния идейного: он подвигнул их к беззаветно-восторженному приобщению к идеалистической фило­софии (Фихте, Шеллинг, Гегель). А приобщение это дало решаю­щий толчок к созданию основных идеологических направлений ближайшего будущего.

Университетский кружок, за которым осталось имя Станкевича и душой которого он был, самыми именами участников предуказы­вает пути русской общественной мысли: Белинский, К. Аксаков, Бакунин, Грановский...

В' то время, как одновременно возникший кружок Герцена был поглощен социально-политическими проблемами, кружок Станке­вича жил вопросами умозрительными.

И через студенческие годы, и через всю краткую жизнь Станке­вича проходит одна мысль: долг перед миром, перед людьми. Под­

 

64

 

 

готовка себя к исполнению этого долга духовным самосовершен­ствованием, достижением духовного единства своей личности — вот внутренний путь Станкевича. Ранняя смерть помешала жизни активной. Но он подлинно остался жить в своих друзьях. Неизгла­димо влияние его на Белинского. Грановский признается: «Смерть его надломила что-то в душе моей. Полное счастие невозможно более для меня — в сердце моем навсегда останется пустота и пе­чаль... Все мы обязаны ему полнотой нашей жизни, я — более всех... Я во всем чувствую его присутствие; великое поэтическое произведение, теплый лунный вечер, чистая минута душевной жиз­ни — везде является он и объясняет мне смысл всего».

Тургенев, познакомившийся со Станкевичем перед смертью его, пишет: «Невозможно передать словами, какое он внушал к себе уважение, почти благоговение... Станкевич... сам о себе не думал, истинно интересовался каждым человеком и, как бы сам того не замечая, увлекал его за собой в область идеала... Фразы в нем и следа не было: даже Л. Толстой не нашел бы ее в нем... В нем была наивность, почти детская, еще более трогательная и удиви­тельная при его уме».

Вероятно, Станкевич был бы среди западников, но вероятно так­же, что его обаяние предотвратило бы разрыв между ними и славянофилами.

Н. В. Станкевич.

Я не молюсь о своем счастьи, с меня довольно быть человеком. Я говорю: Господи! Буди в сердце моем и дай мне совершить 'под­виг на земли.

(Я. М. Неверову, 16. VIII.. 1835 г. Переписка, стр. 329).

Философию я не считаю моим призванием; она может быть сту­пень... Я еще более хочу убедиться в достоинстве человека и, при­знаюсь, хотел бы убедить потом других...

(Из письма Я. М. Неверову, 2. XII. 1835 г. Стр. 341).

Кто бескорыстно ищет истины, тот уже очищает душу и приго­товляет ее к принятию божества...

(Из письма Я. М. Неверову, 21. IX. 1836 г. Стр. 316). Тяжкое повиновение долгу, наложенному извне — есть благород­ная ошибка... Ошибка, — ибо это отречение не сопровождается внутреним единством бытия, гармониею, которая запечатлевает всякое совершенство, всякое дело Божие. Самоотвержение любви, самоотвержение по внутреннему голосу души... вот жизнь религи­озная... Все наше достоинство — в приближении к этой жизни...

(Из письма М. А. Бакунину. 21. VI. 1836 г. Стр. 609).

 

65

 

 

Любовь!... Для меня с этим словом разгадана тайна жизни. Жизнь есть любовь. Вечные законы ее и вечное их исполнение — разум и воля. Жизнь беспредельна в пространстве и времени, ибо она есть любовь... Мир вечен, ибо любовь не кончится; не кончится, ибо она ест ь...

...Человек выше всего, ибо он вся жизнь... Он пал,... следова­тельно, опять должен возвышаться.

(«Моя метафизика», 1833 г. Сочинения, стр. 153-154).

Верное, сильное, неистребимое чувство любви — вот чудо! Вот что озаряет, очищает душу, что может наполнить жизнь и стать источником подвига. (Из письма 1836 г.).

Тот, кто проповедует любовь, — проповедует всё; ибо она заро­дыш всякого знания, всякой деятельности.

(М. А. Бакунину. 24. XI. 1835 г. Переписка. Стр. 592).

Чего хлопочут люди о народности? — Надобно стремиться к че­ловеческому, свое будет по неволе. Во всяком искренном не­произвольном акте духа невольно отличается свое, и чем ближе это свое к общему, тем лучше. — Геринг верно не хотел на­писать немку, но его Мария по неволе вышла с немецким лицом, хотя на нем и святое выражение, а это инд.*) не составляет кра­соты. — Это все равно, если бы я, заметивши, что у многих лю­дей, являющихся в обществе, есть свои особенные манеры, ста­рался бы непременно сделаться оригинальным в этом отношении и стал бы подражать отцовским и дедовским. Кто имеет свой харак­тер, тот отпечатывает его на всех своих действиях; создать харак­тер, воспитать себя — можно только человеческими началами; вы­думывать или сочинять характер народа из его старых обычаев, старых действий, значит хотеть продолжить для него время дет­ства; давайте ему общее, и смотрите, что он способнее при­нять, чего нет у него и недостает ему. Вот эту народность угадайте, а поддерживать старое натяжками, квасным патриотизмом — это никуда не годится.

(Из дневника. 13 сентября 1837 г. «Переписка». Стр. 754).

*) Так у Станкевича.

 

66


Страница сгенерирована за 0.1 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.