Поиск авторов по алфавиту

Жаба С., Русские мыслители о России и человечестве. И. В. Киреевский

ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ КИРЕЕВСКИЙ

(22. III. 1806 — 11. VI. 1856)

Если Хомяков был призванным вождем Славянофилов, то Ки­реевский, благодаря основным чертам своего миросозерцания, мо­жет считаться их главным идеологом. Для Славянофилов не столь характерно отрицательное отношение к Западу: гораздо решитель­нее отрицали его обскуранты, сторонники «официальной народ­ности». Существенны не отрицания, а утверждения Славянофилов. Духовная цельность, победа нравственной личности над разрознен­ными элементами человеческой души — вот основная мысль Ки­реевского. В подлинном христианстве, в православии дается эта внутренняя цельность человека. Она дана была православием рус­скому народу, а западное человечество увлечено было католициз­мом к поверхностному рационализму, к душевной раздвоенности, ставшими уделом и русского культурного общества со времени Петровского переворота. Но русский народ не потерял своего ко­ренного духовного начала, исходя из которого Россия должна пре­одолеть этот гибельный раскол, возродиться духовно и культурно, гармонически претворить и начало западно-европейское, для себя и всего человечества, и осуществить таким образом свое призвание.

С рождением этих мыслей родилось и подлинное Славянофиль­ство, хотя Хомяков и брат И. Киреевского, Петр, усматривали правду древне-русских начал задолго до И. Киреевского, бывшего сперва атеистом и поклонником Запада.

И. Киреевский учреждал Славянофильство философски, начав с Шеллинга и придя к философии православной; Хомяков раскрывал идею соборности в церкви и народе; К. Аксаков обосновывал идею безвластной, свободной творческой общественности; Ю. Самарин — идею плодотворного сотрудничества, «земли» с государством. Он же, со всей незаурядной силой своей диалектики, защищал ос­новные идеи Киреевского и Хомякова после их смерти. Были зна­чительные оттенки в отношении к 3. Европе, к Петру Великому, к

 

25

 

 

русскому прошлому, к русскому простому народу. Но в основном Славянофилы были универсалистами, верившими в общечеловече­скую миссию русского народа — и были противниками националь­ного эгоизма. Это ш .решительно отличало от сторонников официальной формулы: «Православие, самодержавие и народность», в которую Славянофилы вкладывали совершенно иной смысл, отли­чало также от эпигонов, зараженных национализмом — и невольно роднило с их друго-врагам,и, Западниками. Водораздел между эти­ми двумя течениями четко определился к 40-м годам, при чем роль реактива сыграло в большой степени появление в печати Чаадаев-ского «Философического Письма».

Трудно переоценить роль Славянофилов в русской общественной мысли. От них идут нити к Достоевскому, к Толстому. Народниче­ство можно определить, как «лаицизированное» Славянофильство.

Правительство Николая I было враждебно Славянофилам, чув­ствуя в них, несмотря на их традиционализм, людей «иного духа». Вся судьба И. Киреевского об этом свидетельствует: ему замыка­лись уста и в ранние годы его западничества, и всю почти его жизнь. В 1832 году закрыт был «Европеец» за статью И. Киреев­ского «XIX век». После 11-летнего молчания, в 1845 году, снова удар: запрещен был, на 3-м номере, редактируемый им «Москвитя­нин». После новых 7-ми лет немоты, в 1852 году, новые репрессии за статью в «Московском Сборнике». На просьбу о кафедре фило­софии в Московском Университете — отказ.

Задушен был громадный талант, разбита жизнь. Герцен пишет о лице его: «Печальный покой морской зыби над потонувшим кораб­лем».

И. Киреевский был нежным мечтателем, романтиком, воспитан­ным под крылом Жуковского, друга и родственника его матери. По словам одного из старцев Оптиной пустыни, он был «весь ду­ша и любовь». Беззаветно-нежный сын и брат, как и все его со­ратники: так брат Петр умер от тоски, потеряв его, К. Аксаков — от тоски по скончавшемся отце...

Для И. Киреевского характерна была горячая симпатия, даже лю­бовь, к 3. Европе и равнодушное отношение к быту, к уцелевшим формам старо-русской культуры. Он ценил дух, а не оболочку его.

Славянофилы были лучшими представителями дворянской элиты, семей высоко-культурных, но сохранивших тесную связь со своим народом. Им дано было не предчувствие будущих катастроф, а вера в будущее русского народа, которое обретется светлым твор­ческим усилием.

Между ними, И. Киреевский был самым патетическим явлением

 

26

 

 

и безвременная смерть его, когда, с новым царствованием, он впер­вые мог начать писать свободно, завершает его горестную, но ду­ховно просветленную жизнь.

И. В. Киреевский.

Обретение цельности личности.

Внутреннее сознание, что есть в глубине души живое общее сосредоточие для всех отдельных сил разума и одно достойное постигать высшую истину —• такое сознание постоянно возвышает самый образ мышления человека: смиряя его рассудочное самомне­ние, оно не стесняет свободы естественных законов его мышления; напротив, укрепляет его самобытность и вместе с тем добровольно подчиняет его вере.

(«О необходимости и возможности новых начал для философии». 1856 г., стр. 250).

Для цельной истины нужна цельность разума.

Главный характер верующего мышления заключается в стрем­лении собрать все отдельные части души в одну аилу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум и воля, и чувство, и совесть, и прекрасное, и истинное, и удивительное, и желанное, и справедливое, и милосердное, и весь объем ума сливается в одно живое единство, и таким образом восстанавливается существенная личность человека в ее первоначальной неделимости.

(«Отрывки», стр. 275).

Первое условие для... возвышения разума заключается в том, чтобы он стремился собрать в одну неделимую цельность все свои отдельные силы, которые в обыкновенном положении человека на­ходятся в состоянии разрозненности и противоречия;...—чтобы по­стоянно искал в глубине души того внутреннего корня разумения, где все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума.

(«О необходимости и возможности новых начал для философии», стр. 249).

Священное начало жизни.

Справедливость, нравственность, дух народа, достоинство че­ловека, святость законности могут сознаваться только в совокуп­ности с сознанием вечных религиозных отношений человека.

(«Отрывки», стр. 281).

 

Отношение к Западу.

Если говорить откровенно, я и теперь люблю Запад, я связан с

 

27

 

 

ним многими неразрывными сочувствиями. Я принадлежу к нему моим воспитанием, моими привычками жизни, моими вкусами, моим спорным складом ума, даже сердечными моими привычками; но в сердце человека есть такие движения, есть такие требования в уме, такой смысл в жизни, которые сильнее всех привычек и вку­сов, сильнее всех приятностей жизни .и выгод внешней разумности, без которых ни человек, ни народ не могут жить своею настоящею жизнию...

(«Ответ А. С. Хомякову». 1835 г., стр. 112).

 

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ РОССИЕЙ И 3. ЕВРОПОЙ.

 («О ХАРАКТЕРЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ ЕВРОПЫ И О ЕГО ОТНОШЕНИИ К

ПРОСВЕЩЕНИЮ РОССИИ»).

Христианство проникало в умы западных народов через учение одной Римской Церкви, — в России оно зажигалось на светильниках всей Церкви Православной; богословие на Западе приняло ха­рактер рассудочной отвлеченности, — в православном мире оно со­хранило внутреннюю цельность духа; там раздвоение сил разума, — здесь стремление к их живой совокупности; там движение ума к истине посредством логического сцепления понятий, — здесь стремление к ней посредством внутреннего возвышения самосозна­ния к сердечной цельности и средоточию разума; там искание на­ружного, мертвого единства, — здесь стремление к внутреннему, живому; там Церковь смешалась с государством, соединив духов­ную власть с светскою и сливая церковное и мирское значение в одно устройство, смешанного характера, — в России она остава­лась не смешанною с мирскими целями и устройством; там схола­стические и юридические университеты, — в древней России мо­литвенные монастыри, сосредоточившие в себе высшее знание; там рассудочное и школьное изучение высших истин, — здесь стрем­ление к их живому и цельному познаванию; там взаимное проро-стание образованности языческой и христианской, — здесь посто­янное стремление к очищению истины; там государственность из насилия завоевания, — здесь из естественного развития народного быта, проникнутого единством основного убеждения; там враж­дебная разграниченность сословий, — в древней России их едино­душная совокупность, при естественной разновидности; там искус­ственная связь рыцарских замков с их принадлежностями состав­ляет отдельные государства, — здесь совокупное согласие всей земли духовно выражает неразделимое единство; там поземельная собственность—первое основание гражданских отношений,—здесь собственность только случайное выражение отношений личных;

 

28

 

 

там законность формально-логическая, — здесь —выходящая из быта; там наклонность права к справедливости внешней, — здесь предпочтение внутренней; там юриспруденция стремится к логиче­скому кодексу, — здесь, вместо наружной связанности формы с формой, ищет она внутренней связи правомерного убеждения с убеждениями веры и быта; там законы исходят искусственно из господствующего мнения, — здесь они рождались естественно из быта; там улучшение всегда совершалось насильственными переме­нами, — здесь стройным естественным возрастанием; там волнение духа партий, — здесь твердость быта; там шаткость личной само­законности, — здесь крепость семейных и общественных связей; там щеголеватость роскоши и искусственность жизни, — здесь про­стота жизненных потребностей и бодрость нравственного муже­ства; там изнеженность мечтательности, — здесь здоровая цель­ность разумных сил; там внутренняя тревожность духа, при рассу­дочной уверенности в своем нравственном совершенстве: —• у русского — глубокая тишина и спокойствие внутреннего самосо­знания, при постоянной недоверчивости к себе и при неограничен­ной требовательности нравственного совершения; одним словом, там раздвоение духа, раздвоение мыслей, раздвоение наук, раз­двоение государства, раздвоение сословий, раздвоение общества, раздвоение семейных прав и обязанностей; раздвоение нравствен­ного и сердечного состояния, раздвоение всей совокупности и всех отдельных видов бытия человеческого, общественного и частного; — в России напротив того, преимущественное стремление к цель­ности бытия внутреннего и внешнего, общественного и частного, умозрительного и житейского, искусственного и нравственного. Потому, если справедливо сказанное нами прежде, то раздво­ение и цельность, рассудочность и разумность будут последним выражением Западно-Европейской и древне-Рус­ской образованности.   (Стр. 217-218).

Отчего древняя Россия не опередила Европу.

Но здесь естественно приходит вопрос, отчего же образованность русская не развилась полнее образованности европейской прежде введения в Россию просвещения западного?...

В чем... заключалась особенность России, сравнительно с дру -гими народами мира православного и где таилась для нее опас­ность?

...Я думаю, что особенность России заключалась в самой пол­ноте и чистоте того выражения, которое христианское учение по­лучила в ней... В этом состояла главная сила ее образованности; но в этом же таилась главная опасность для ее развития. Чистота

 

29

 

 

выражения так сливалась с выражаемым духом, что человеку легко было смешать их значительность, и наружную оболочку уважать наравне с ее внутренним смыслом...

Уважение к преданию, которым стояла Россия, нечувствительно для нее самой, перешло в уважение более наружных форм его, чем его оживляющего духа. Оттуда произошла та односторон­ность в русской образованности, которой резким .последствием был Иоанн Грозный, и которая, через век после, была причиною расколов и потом, своею ограниченностью, должна была в неко­торой части мыслящих людей произвести противоположную себе, другую односторонность: стремление к формам чужим и чужому духу.   (Стр. 218-220).

Путь возрождения России.

Но корень образованности России живет еще в ее народе и, что всего важнее, он живет в ее святой православной Церкви. Потому на этом только основании, и ни на каком другом, должно быть воздвигнуто прочное здание просвещения России... Построение же этого здания может совершиться тогда, когда тот класс народа нашего,... которому преимущественно предоставлено значение: вы­рабатывать мысленно общественное самосознание... наконец пол­нее убедится в односторонности европейского просвещения; когда он живее почувствует потребность новых умственных начал; когда, с разумною жаждою полной правды, он обратится к чистым источ­никам древней православной веры своего народа и с чутким серд­цем будет прислушиваться к ясным еще отголоскам этой святой ве­ры отечества в прежней, родимой жизни России. Тогда, вырвавшись из под гнета рассудочных систем европейского любомудрия, рус­ский образованный человек... найдет самые полные ответы на те вопросы ума и сердца, которые всего более тревожат душу, обма­нутую последними результатами западного самосознания.

(Стр. 220-221).

Невозможность механической реставрации. Необходимость синтеза с Западом.

Однакоже... если когда-нибудь случилось бы мне увидеть во сне, что какая-либо из внешних особенностей нашей прежней жиз­ни, давно погибшая, вдруг воскресла среди нас и в прежнем виде своем вмешалась в жизнь нашу, то это видение... испугало бы меня. Ибо такое перемещение прошлого в новое, отжившего в живущее, было бы то же, что перестановка колеса из одной машины в дру­гую, другого устройства и размера: в таком случае или колесо должно сломаться, или машина. Одного только желаю я, чтобы те

 

30

 

 

начала жизни, которые хранятся в учении святой Православной Церкви, проникли убеждения всех степеней и сословий наших; чтобы эти высшие начала, господствуя над просвещением европей­ским и не вытесняя его, но напротив, обнимая его своею полнотою, дали ему высший смысл и последнее развитие, и чтобы та цел ь-н о с т ь бытия, которую мы замечаем в древней, была навсегда уде­лом настоящей и будущей нашей православной России.

(Стр. 221-222).

 

(«О характере просвещения Европы и его отношении к просве­щению России». 1852 г.).

 

Рождение великого через страдания.

...Европа не догадывается, сколько добра извлечет Россия из того зла, которое она думает ей нанесть... Да,... эти страдания очистительные; эта болезнь к здоровью. Мы бы загнили и задох-лись без этого потрясения до самых костей. Россия мучается, но это муки рождения. Тот не знает России и не думает о ней в глу­бине сердца, кто не видит и не чувствует, что из нее рождается что-то великое, <не бывалое в мире. Общественный дух начинает пробуждаться. Ложь и неправда, главные наши язвы, начинают об­наруживаться. Ужасно, невыразимо тяжело это время; но какою ценою нельзя купить того блаженства, чтобы русский православ­ный дух, — дух истинной христианской веры, — воплотился в рус­скую общественную и семейную жизнь! А возможность этого по­тому только невероятна, что слишком прекрасна.

 

Опасность подмены универсализма — враждой к Западу и народного — простонародным. 

Впрочем, в стремлении к русскому народному духу есть воз­можность недоразумения... Под русским духом разумеют не оду­шевление общечеловеческого ума духом православного, истинного христианства, — но только отрицание ума Западного. Под народ­ным разумеют не целостный состав государства, но одно просто­народное, — смешанный отпечаток полуизглаженных прежних об­щественных форм, давно изломанных и следовательно уже не вос­становимых. Дух живит, — но улетает, когда им хотят наполнить разбитые формы.

(Письмо М. П. Погодину: «Последний день 1855 г.», стр. 81).

31


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.