13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Жаба С., Русские мыслители о России и человечестве. Н. Я. Данилевский
НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ ДАНИЛЕВСКИЙ
(28. XI. 1822 — 7. XI. 1885)
Н. Я. Данилевский дышал и жил идеей всеславянства, но было бы ошибкой причислить его к славянофилам: «Не всяк глаголяй ми: Господи, Господи! —внидет в Царствие Небесное». Или же пришлось бы говорить о глубоком перерождении учения славянофилов, о замене его высокого универсализма — ограниченным партикуляризмом, его строгого критерия совести и справедливости в национальной политике —1 эгоистической моралью. По словам Данилевского, «Око за око, зуб за зуб, строгое право, Бентамовский принцип утилитаризма, т. е. здравые понятия пользы, — вот законы внешней политики, законы отношений государства к государству. Тут нет места закону любви и самопожертвования». Естественно, что он упрекает славянофилов в «гуманитарности», в «обще-человеческой задаче».
Данилевский, в некоторых своих аспектах, — представитель реакционной русской мысли. Он далек, однако, от шаблона оффициальной доктрины Николаевской эпохи. Его мысль запечатлена незаурядным своеобразием. Он был оригинальным предшественником Шпенглера, создателем теории «культурно-исторических типов», теории исторического плюрализма. Он отрицал единство всемирно-исторического процесса, считая, что каждый исторический тип, созданный народом или группой родственных народов, порождает свою неповторимую культуру и проходит все фазы биологического развития, от рождения до смерти. Обще-человеческой истории и прогресса — не существует.
Теория и терминология Данилевского имеют естественно-научные истоки и сложились под влиянием Кювье. Не гуманитарные науки, а естествознание лежало в основе идейной жизни 60-х годов. В этом отношение и Данилевский не был исключением.
Доказывая, что Европейский культурно-исторический тип близится к своему концу, Данилевский верил, что наступает час Славянства, создающего новую культуру. Он исключал Славянство из
194
Европы и видел исторический долг России и Славянства — в борьбе с Европой за свое объединение во Всеславянский Союз, — во имя славянской культуры. У каждого племени — своя задача, общечеловеческой культуры не существует, а все-человеческая — выражается в отдельных культурно-исторических типах. Поэтому, для достижения своей цели — Всеславянского Союза со столицей Константинополем — можно и должно перешагнуть через любые высокие идеи: свободы, справедливости, цивилизации. Любопытно, что, рекомендуя пользоваться европейскими разногласиями, Данилевский настойчиво советовал тесный союз с Пруссией...
Указанные идеи изложены Данилевским в его труде «Россия и Славянство», вышедшим в 1869 году.
В университетские годы он увлекался фурьеризмом и поплатился, по делу Петрашевского, тюрьмой и ссылкой. Он провел жизнь на государственной службе, по традиции своего дворянского рода. Его перу принадлежали законы, регулировавшие рыболовство в России. Помимо множества статей, он написал капитальную критику теории Дарвина, «Дарвинизм». Но он остался в истории русской общественности автором «России и Славянства», имевшим немалое влияние на консервативные круги. Несмотря на свой общественный аморализм, он был, в своей жизни, добрым, справедливым и даже обаятельным человеком. Аморализм этот умерялся отчасти верой в освободительную миссию России.
Н. Я. Данилевский.
Вражда Европы и России. Глубина ее.
Европа не признает нас своими. Она видит в России и в Славянстве вообще нечто ей чуждое, а вместе с тем такое, что не может служить для нее простым материалом... Европа видит поэтому в Руси и в Славянстве не чуждое только, но и враждебное начало... Тут... нет ничего сознательного, в чем бы Европа могла дать себе самой беспристрастный отчет. Причина явления лежит глубже... Во всех... разнообразных сферах господствует один и тот же дух неприязни, принимающий, смотря по обстоятельствам, форму недоверчивости, злорадства, ненависти или презрения. Явление, касающееся всех сфер жизни, от политических до обыкновенных житейских отношений, распространенное во всех слоях общества, притом не имеющее никакого фактического основания, может недриться только в общем инстинктивном сознании той коренной розни, которая лежит в исторических задачах племен.
(«Россия и Европа». Глава 2-я: «Почему Европа враждебна России?», стр. 52-53).
195
Цивилизация Европы — не общечеловеческая, а германо-романская.
Европа есть поприще германо-романской цивилизации, ни более, ни менее... Несправедливо было бы... думать, что Европа составляет поприще человеческой цивилизации вообще, или, по крайней мере, всей лучшей части ее; она есть только поприще великой германо-романской цивилизации, ее синоним...
Россия не принадлежит к Европе.
Принадлежит ли в этом смысле Россия к Европе? К сожалению, или к удовольствию', к счастию или к несчастию — нет, не принадлежит. Она не питалась ни одним из тех корней, которыми всасывала Европа как благотворные, так и вредоносные соки непосредственно из почвы ею же разрушенного древнего мира, —• не питалась и теми корнями, которые почерпали пищу из глубины германского духа... Она не причастна ни европейскому добру, ни европейскому злу... Ни истинная скромность, ни истинная гордость не позволяют России считаться Европой...
(Глава 3-я: «Европа ли Россия?», стр. 59-61).
Культурно-исторические типы.
Формы исторической жизни человечества... не только изменяются и совершенствуются повозрастно, но еще и разнообразятся по культурно-историческим типам. Поэтому, собственно говоря, только внутри одного и того же типа или, как говорится, цивилизации—и можно отличать те формы исторического движения, которые обозначаются словами: древняя, средняя и новая история. Это деление есть только подчиненное, главное же должно состоять в отличании культурно-исторических типов, так сказать самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом — исторического развития. В самом деле, при всем великом влиянии Рима,... разве история Европы есть дальнейшее развитие начал исчезнувшего римского мира? К какой отрасли только что перечисленных категорий исторических явлений ни обратитесь, везде встретите другие начала... Так всегда было, так и будет.
(Глава 4-я: «Цивилизация европейская тождественна ли с общечеловеческою?», стр. &8-90).
В чем состоит прогресс.
...Прогресс состоит не в том, чтобы всё итти в одном направлении, а в том, чтобы всё поле, составляющее поприще историче
196
ской деятельности человечества, исходить во всех направлениях, ибо доселе он таким именно образом проявлялся.
Историческая роль народа.
Положительная деятельность самобытного культурно-исторического типа, или разрушительная деятельность так называемых бичей Божиих, предающих смерти дряхлые... цивилизации, или служение чужим целям в качестве этнографического материала, — вот три роли, которые могут выпасть на долю народа.
(Глава 4-я, стр. 90, 93-94).
Непередаваемость культуры.
Начала, лежащие в народе одного культурно-исторического типа, (которые, при самобытном развитии, должны принести самые богатые плоды), могут быть искажены, уничтожены, но не могут быть заменены другими началами, составляющими принадлежность другого культурно-исторического типа, — иначе, как с уничтожением самого народа, т. е. с обращением его из самостоятельного исторического деятеля в этнографический материал, имеющий войти в состав новой образующейся народности.
(Глава 5-я: «Культурно-исторические типы и некоторые законы их развития», стр.102).
Что можно заимствовать.
...Народы иного культурного типа могут и должны знакомиться с результатами чужого опыта, принимая и прикладывая к себе из него то, что так сказать стоит вне сферы народности, т. е. выводы и методы положительной науки, технические приемы и усовершенствования искусств и промышленности. Всё же остальное, в особенности всё, относящееся до познания человека и общества, а тем более практического применения этого познавания, вовсе не может быть предметом заимствования... (Глава 5-я, стр. 105).
Длительность подготовки и краткость периода цивилизации.
Если период цивилизации бывает относительно... краток, то за то, предшествующее ему время, — и особливо древний или этнографический период, начинающийся с самого момента выделения культурно-исторического племени из родственных с ним племен, — бывает чрезвычайно длинным. В этот-то длинный подготовительный период... собирается запас сил для будущей сознательной деятельности, закладываются те особенности в складе ума, чувства и воли, которые составляют всю оригинальность племени...
(Глава 5-я, стр. 112).
197
Растрата и застой.
Период цивилизации есть время растраты — растраты полезной, благотворной, составляющей цель самого собирания, но все-таки растраты; и как бы ни был богат запас сил, он не может наконец не оскудеть и не истощиться... Тогда происходит застой в жизни, прогресс останавливается, ибо бесконечное развитие, бесконечный прогресс в одном и том же направлении (а еще более — во всех направлениях разом), есть очевидная невозможность.
(Глава 5-я, стр. 112, 113).
Неодновременность максимума развития сил и максимум результатов.
Момент высшего развития тех сил или причин, которые производят известный ряд явлений, не совпадает с моментом наибольшего обилия результатов, проистекающих из постепенного развития этих сил: последний всегда наступает значительно позже первого.
Приложение этого закона к истории Европы.
Какое же время цивилизации Европы соответствует этим эпохам
апогея творческих сил, и какое этим эпохам наибольшего накопления их результатов?... Трудно не ответить, что первым соответствует ХУ1-ый и ХУП-ый век, когда возводился храм Петра, писали Рафаэль, Микель Анжело и Корреджио, Шекспир сочинял свои драмы, Кеплер, Галилей, Бекон и Декарт закладывали основы нового мышления и новых методов научного исследования; а вторым столь обильный результатами теоретическими и практическими XIX век. В первую эпоху заложено вое самобытное в европейском искусстве и в европейской науке, так что в последующее время оно только продолжало развиваться по тому же пути. Плод есть по преимуществу дар начала осени, а цвет по преимуществу дар конца весны.
То солнце, которое возращало эти плоды... перешло уже за меридиан и склоняется уже к западу...
(Глава 7-я: «Гниет ли Запад?», стр. 178, 181-183).
Национальное и общечеловеческое. Ошибка западников.
Отношение национального к общечеловеческому обыкновенно предста-вляют себе, как противоположность случайного — существенному, тес-ного и ограниченного — просторному и свободному, как ограду, пеленки, оболочку куколки, которые надо прорвать, чтобы выйти на свет Божий... Так и заслуга Петра Великого состояла именно в том, что он вывел нас из плена национальной ограниченности и ввел в свободу чад человечества, по крайней
198
мере указал путь к ней. Такое учение развилось у нас в тридцатых и сороковых годах, главными представителями и поборниками были Белинский и Грановский; последователями — так называемые западники, к числу которых принадлежали, впрочем, почти все мыслившие и даже просто образованные люди того времени;... источниками — германская философия и французский социализм; единственными противниками — малочисленные славянофилы...
Ошибка славянофилов.
Самое учение славянофилов было не лишено оттенка гуманитарности, впрочем, иначе и не могло быть, потому что оно также имело двоякий источник: германскую философию... и изучение начал русской и вообще славянской жизни... Если оно напирало на необходимость самобытного национального развития, то отчасти потому, что, сознавая высокое достоинство славянских начал, а также видя... односторонность и непримиримое противоречие начал европейских, считало, будто бы славянам суждено разрешить общечеловеческую задачу, чего не могли сделать их предшественники. Такой задачи, однако, вовсе и не существует...
Задача человечества.
Задача человечества состоит ни в чем другом, как в проявлении, в разные времена и разными племенами, всех тех сторон,... которые лежат виртуально... в идее человечества.
Ботаническое уподобление.
Какая форма растительного царства осуществляет наиполнейшим во всех отношениях образом — идею или, пожалуй, задачу растения: пальма или кипарис? Дуб, лавр или розан? Очевидно, что такой формы вовсе нет...
(Глава 6-я: «Отношение народного к общечеловеческому», стр. 119, 121).
Реальность европейского интереса.
Слово «европейский интерес» не есть простое слово для француза, немца или англичанина, а имеет смысл каждому из них понятный, независимо от интересов Англии, Германии или Франции...
Непостигаемость интереса человечества.
Но что же такое интерес человечества? Кем сознаваем он, кроме одного Бога, Которому, следовательно, только и принадлежит ведение его дел?...
199
Верховность интересов культурно-исторического типа.
Если та группа, которой мы придаем название культурно-исторического типа, и не есть абсолютно высшая, то она во всяком случае высшая из всех тех, интересы которых могут быть сознательными для человека, и составляет следовательно последний предел, до которого может и должно простираться подчинение низших интересов высшим, пожертвование частных целей общим.
(Глава 5-я, стр. 109-110).
Черед Славянства. Самобытная цивилизация — или этнографический материал.
Вся историческая аналогия говорит, ...что и славяне, подобно своим старшим, на пути развития, арийским братьям, могут и должны образовать свою самобытную цивилизацию, — что Славянство есть термин одного порядка с Эллинством, Латинством, Европеизмом... Далее, всемирно-исторический опыт говорит нам, что ежели Славянство не будет иметь этого высокого смысла, то оно не будет иметь никакого... Ибо цивилизация не передается (в едином истинном, плодотворном значении этого слова) от народов одного культурного типа народам другого. Ежели они, по внешним или внутренним причинам, не в состоянии выработать самостоятельной цивилизации,... то им ничего другого не остается, как распуститься, раствориться и обратиться в этнографический материал,... и чем скорее это будет, тем лучше.
(Глава 6-я, стр. 130-131).
Идея славянства — высшая идея.
Для всякого славянина,... после Бога и Его святой Церкви, — идея Славянства должна быть высшей идеей, выше свободы, выше науки, выше просвещения, выше всякого земного блага, ибо ни одно из них для него не осуществимо без ее осуществления — без духовно, народно и политически самобытного, независимого Славянства; а, напротив того, все эти блага будут необходимыми последствиями этой независимости и самобытности.
(Глава 6-я, стр. 135).
Священный эгоизм.
Лицам и событиям,... которые могут приблизить нас к нашей цели, мы должны всемерно содействовать; и всемерно противиться тем, которые могут служить... препятствием, не обращая при этом ни малейшего внимания на их безотносительное значение, — на то, каковы будут их последствия для самой Европы, для человечества,
200
для свободы, для цивилизации. У нас должно быть свое собственное, особое понятие о всех этих предметах и твердая вера в то, что только действуя в своих видах, можем мы соспешествовать им, посколько от нас зависит; что цель наша свята и высока... (Глава 16-я: «Борьба», стр. 481).
Восточная Империя против наследников Западной.
Возобновленная Карлом Западная Римская Империя Германской национальности, которой в наши дни соответствует политическая система европейских государств, из нее родившаяся —1 получила себе противовес в возобновленной Иоаннами, Петром и Екатериной Восточной Римской Империи Славянской национальности, хотя еще и не достигшей полного роста, еще не показавшей Европе suum quique...
Древняя борьба Романо-Германского и Славянского мира возобновилась и перешла из области слов и теорий в область фактов и исторических событий... борьба, которая решится, конечно, не в один год, не в одну кампанию, а займет собою целый исторический период.
(Глава 12: «Восточный вопрос», стр. 348).
Приговор Турции и Австрии.
Короны Солейманов и Габсбургов,... хоть и не легли еще в свои могилы..., но давно уже смердят и заражают политическую атмосферу... О, как взыграет славянское сердце, когда Россия, поняв свое историческое призвание, с честию погребет и этих- мертвецов, чтобы на месте пусте заиграла широкая, самобытная славянская жизнь!
(Глава 14-я: «Царь-Град», стр. 404).
Роль Константинополя.
Константинополь... должен принадлежать тому, кто продолжает воплощать в себе ту идею, которой служила некогда Восточная Римская Империя. Как противовес Западу, как зародыш и центр особой культурно-исторической сферы, Константинополь должен принадлежать тем, которые призваны продолжать дело... Константина... Освобожденный Константинополь, преображенный в настоящий Царьград, должен быть сам по себе чем-то больше, нежели столицею Русского царства, в отношении же к России быть меньше этого.
...Одним словом, Царь-град должен быть столицею не России, — а всего Всеславянского Союза. (Глава 14-я, стр. 406-419).
201
Совпадение нравственности с выгодой.
...Удел России – удел счастливый: для увеличения своего могущества ей приходится не покорять и не угнетать, как воем представителям силы, жившим доселе на нашей планете,... а освобождать и восстановлять; и в этом дивном, едва ли не единственном совпадении нравственных побуждений и обязанностей с политическою выгодою и необходимостью — нельзя не видеть залога исполнения ее великих судеб, если только мир наш не жалкое сцепление случайностей, а отражение высшего разума, правды и благости.
(Глава 15-я, стр. 435).
Грядущее нападение Европы на Россию.
При доказанной долговременным опытом непримиримой враждебности Европы к России, можно смело ручаться, что, как только Европа устроит свои последние домашние дела,... первого предлога... будет достаточно для нападения на Россию.
Всеславянский Союз — гарантия всемирного равновесия.
Но бороться с соединенной Европой может только соединенное Славянство. Итак, не всемирным владычеством угрожает Всеславянский Союз, а совершенно напротив, он представляет необходимое и вместе единственно-возможное ручательство за сохранение всемирного равновесия...
Любое всемирное владычество — гибельно. Мировой тупик.
Всемирная ли монархия, всемирная ли республика, всемирное ли господство одной системы государств, одного культурно-исторического типа — одинаково вредны и опасны для прогрессивного хода истории, в 'единственно справедливом смысле этого слова; ибо опасность заключается не в политическом господстве одного государства, а в культурном господстве одного культурно-исторического типа... Это было бы равнозначительно прекращению самой возможности всякого дальнейшего преуспеяния или прогресса в истории — внесением нового миросозерцания, новых целей, новых стремлений, всегда коренящихся в особом психическом строе, выступающих на деятельное поприще новых этнографических элементов...
...Большей клятвы не могло бы быть наложено на человечество, как осуществление единой обще-человеческой цивилизации. (Глава 15-я, стр. 462-465).
Русский государственный строй. Царская власть и «дисциплинированный энтузиазм».
Нравственная особенность русского государственного строя за
202
глубоко вкоренному народному пониманию сосредоточенный в его Государе, который, вследствие этого, есть живое осуществление политического самосознания и воли народной... Вот смысл и значение русского самодержавия... Русский народ может быть приведен в состояние напряжения всех его нравственных и материальных сил, в состояние, которое мы называем «дисциплинированным энтузиазмом», — волею его Государя... А 80-ти миллионный народ, способный, по искреннему слову главы своего и представителя, составляющего живой центр его сознания, чувства, мысли и воли, прийти в состояние дисциплинированного энтузиазма, — есть сила, которой мир давно уже, или даже вовсе еще не видал. Счастье и сила России в том и заключается, что, сверх ненарушимо сохранившихся еще цельности и живого единства ее организма, само дело ее таково, что оно может и непосредственно возбудить ее до самоотвержения...; тогда как ее противники не могут выставить на своем знамени ничего, кроме пустых, бессодержательных слов, будто бы попираемого политического равновесия, якобы угрожаемой цивилизации, которыми не расшевелить народного сердца.
(Глава 16-я, стр. 501-504).
Освободительная миссия России — со дня освобождения крестьян.
Только с великого дня 19-го февраля, и только повторительно ознаменованная святым действием освобождения, получила Россия в свои руки вое средства и орудия для решения возложенной на нее великой задачи Восточного вопроса, т. е. полного народного всеславянского освобождения. С этого великого дня исполняется над Россией слово Писания: «Последние становятся первыми». Роли меняются; проповедники свободы на словах — становятся защитниками рабства на деле; а бывшие так долго поборниками рабства и угнетения — могут с чистой совестью предносить знамя свободы.
(Глава 12-я, стр. 353).
Социальный характер славянского девиза.
Россия... приобрела внезапно такое нравственное оружие, сила которого не вполне еще ясна и для нас самих... Нравственная сила эта называется — крестьянским наделом. Знамя, на котором будет написано: Православие, Славянство и крестьянский надел, — т. е. нравственный, политический и экономический идеал Славянского культурного типа—не может не сделаться символом победы,—на-
203
шим: «Сим победиши», которое внесет в ряды наши и наших союзников — уверенность торжества, и ужас и смятение — в ряды наших противников.
(Глава 16-я. стр. 511-512).
Славянский культурно-исторический тип.
Можем мы питать основательную надежду, что Славянский культурно-исторический тип в первый раз представит синтезис всех сторон культурной деятельности, в обширном значении этого слова, — сторон, которые разрабатывались его предшественниками на историческом поприще в отдельности или в весьма неполном соединении...
Особенно оригинальною чертою его должно быть в первый раз имеющее осуществиться удовлетворительное разрешение общественной экономической задачи... Осуществится ли эта задача—зависит вполне от воспитательного влияния готовящихся событий...
Поток всемирной истории.
Главный поток всемирной истории начинается двумя источниками на берегах древнего Нила. Один, небесный, божественный, через Иерусалим и Царь-град, достигает в невозмущенной чистоте до Киева и Москвы; другой, земной, человеческий, в свою очередь дробящийся на два русла: культуры и политики, — течет мимо Афин, Александрии, Рима, — в страны Европы, временно иссякая, но опять обогащаясь все более обильными водами. На Русской земле пробивается новый ключ: справедливо обеспечивающего народные массы общественно-экономического устройства. На обширных равнинах Славянства должны слиться все эти потоки в один обширный водоем.
(Глава 17: «Славянский культ.-исторический тип», стр. 556-557).
204
Страница сгенерирована за 0.08 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.