13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Жаба С., Русские мыслители о России и человечестве. П. Н. Ткачев
ПЕТР НИКИТИЧ ТКАЧЕВ
(1844 — 1883).
Как и С. Г. Нечаев, П. Н. Ткачев не имел сколько-нибудь значительного влияния на современную ему революционную общественность. Идея революционной диктатуры, а тем более диктатуры партийной, а также теория «экономического материализма» шли в разрез и с идеологией, и с настроениями русской молодежи, русских революционных кругов. Его резкая критика взглядов и Лаврова, и Бакунина ставила его в положение одиночки.
Но он был довольно влиятельным литературным критиком, сотрудничая в петербургских журналах и продолжая Писаревскую традицию крайнего утилитаризма.
П. Н. Ткачев родился в небогатой помещичьей семье. Он попал два раза в Петропавловскую крепость за участие в петербургских студенческих беспорядках. А за принадлежность к Нечаевской организации он был арестован в 1869 году и приговорен к тюремному заключению два года спустя.
Эмигрировав, Ткачев издавал за-границей журнал «Набат».
Он умер в Париже, страдая душевной болезнью.
Бердяев пишет о нем: «Наибольший идеологический интерес, как теоретик революции, представлял Ткачев, которого нужно признать предшественником Ленина... Он государственник, сторонник диктатуры власти, враг демократии и анархизма. Революция для него есть насилие меньшинства над большинством... Нельзя допустить превращения государства в конституционное и буржуазное... Ткачев, подобно большевикам, проповедует захват власти революционным меньшинством и использование государственного аппарата для своих целей. Он сторонник сильной организации. Ткачев один из первых говорил в России о Марксе. Он пишет в 1875 г. письмо к Энгельсу, в котором говорит, что пути русской революции особые, и что к России неприменимы принципы марксизма... Ткачев более предшественник большевизма, чем Маркс и Энгельс.
145
Он интересен, как теоретик русской революции и предшественник большевизма. Мысли его острые. Но культурный уровень его очень не высок. Он... признал «Войну и Мир» бездарным и вредным произведением...».
П. Н. Ткачев.
Тревожные экономические перемены.Пришло время ударить в набат. Смотрите! Огонь «экономического прогресса» уже коснулся коренных основ нашей народной жизни. Под его влиянием уже разрушаются старые формы нашей общинной жизни, уничтожается самый «принцип общины»... На развалинах перегорающих форм нарождаются новые формы — формы буржуазной жизни, развивается кулачество, мироедство, воцаряется принцип индивидуализма, экономической анархии, бессердечного, алчного эгоизма.
...Огонь подбирается и к нашим государственным формам.
Революция — пока не поздно.
Сегодня мы сила... Сегодня наши враги слабы, разъединены. Напротив нас одно правительство с своими чиновниками и солдатами... Но что будет завтра?...
Кто подготовляет революцию.
Подготовлять революцию — это совсем не дело революционера. Ее подготовляют: эксплуататоры, капиталисты, помещики, попы, полиция, чиновники, консерваторы, либералы, прогрессисты и т. п. Революционер же должен только пользоваться и известным образом комбинировать те, уже готовые, данные революционные элементы, которые выработала история, которые выростила экономическая жизнь народа...
Революционер не подготовляет, а делает революцию.
О Бакунине.
В то время, как наиболее деятельная, наиболее искренняя энергическая часть молодежи инстинктивно ищет непосредственно возможного, практически осуществимого, ей рекомендуют анархию, как ближайшую цель революции.
О Лаврове.
-.В то время, как она, — полная сил и веры, — рвется на дело и хочет как можно скорее сорвать с народа давящие его цепи, — ей говорят: «Подожди, не торопись, сперва пропагандируй, внушай, просвещай, а уж потом срывай».
146
Об обоих.
Анархия — как ближайшая, непосредственная цель революции, пропаганда — как практическая цель ее осуществления и, наконец, организация без дисциплины, иерархии и подчиненности, — разве всё это не фантастические утопии, не ребяческие мечты?...
Диктатура меньшинства.
Меньшинство, в силу своего более высокого умственного и нравственного развития, всегда имеет и должно иметь умственную и нравственную власть над большинством.
Следовательно, революционеры — люди этого меньшинства, революционеры, воплощающие в себе лучшие умственные и нравственные силы общества, необходимо обладают и, оставаясь революционерами, не могут не обладать властью...
Захват государственной власти.
Истинная революция — действительная метаморфоза силы нравственной в силу материальную — может совершиться только при одном условии: при захвате революционерами государственной власти в свои руки; иными словами, — ближайшая, непосредственная цель революции должна заключаться ни в чем ином, как только в том, чтобы овладеть правительственной властью и превратить данное консервативное государство в государство революционное.
Мероприятия диктатуры.
Но захват власти... не есть еще революция. ...Революция осуществляется революционным государством, которое, с одной стороны, борется и уничтожает консервативные и реакционные элементы общества, упраздняет все те учреждения, которые препятствуют установлению равенства и братства; с другой — вводит в жизнь учреждения, благоприятствующие их развитию...
Государственная пропаганда.
И тут открывается широкое поприще для пропаганды, о которой мечтают наши буржуазные псевдо-революционеры. Мы признаем вместе с ними, что без пропаганды социальная революция не может войти в жизнь. Но мы утверждаем, в противоположность им, что пропаганда только тогда и будет действительна, целесообразна, только тогда и принесет ожидаемые от нее результаты, когда ма-терьяльная сила, когда политическая власть будет находиться в руках революционной партии.
Для захвата власти — заговор. Для заговора — организация и дисциплина.
Если ближайшая, практически-достижимая задача революционе-
147
ров сводится к насильственному нападению на существующую политическую власть с целью захвата этой власти в свои руки, то отсюда само собою следует, что к осуществлению именно этой-то задачи и должны быть направлены все усилия истинно-революционной партии. Осуществить ее всего легче и удобнее посредством государственного заговора... Но всякий, признающий необходимость государственного заговора, тем самым должен признать и необходимость дисциплинированной организации революционных сил...
Организация, как средство дезорганизации и уничтожения существующей правительственной власти, как ближайшая, насущнейшая цель — такова должна быть в настоящее время единственная программа деятельности всех революционеров.
(«Набат». 1875 г. Глинский, Том I, стр. 506-510).
«ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО» Ф. ЭНГЕЛЬСУ.
Запад и Россия.
Да будет Вам известно, что мы в России не располагаем ни одним из тех средств революционной борьбы, которые находятся к Вашим услугам на Западе вообще и в Германии в частности... Победа социальной революции более проблематична, менее обеспечена в России, чем на Западе? Ни к коем случае. Если у нас нет некоторых из тех шансов, которые есть у Вас, то мы можем указать много таких, которых не хватает у Вас.
Шансы социальной революции в России. Отсутствие буржуазии.
У нас нет городского пролетариата, это, конечно, верно, но зато у нас совсем нет буржуазии. Между страдающим народом и угнетающим его деспотизмом государства у нас нет никакого среднего сословия; наши рабочие должны будут бороться лишь с политической силой — сила капитала у нас еще в зародыше...
Недовольство народа.
Народ наш привык к рабству и повиновению. Но Вы не должны заключать отсюда, что он доволен своим положением... Он протестует, и по временам очень энергично...
Правда, эти протесты узки и разрозненны. Но несмотря на это, они в достаточной мере показывают, что народу невыносимо его положение, что он пользуется каждым случаем, чтобы дать волю накопившемуся в его груди чувству озлобления и ненависти. И поэтому русский народ можно назвать инстинктивным революционером.
148
Относительная сила революционной партии.
Наша интеллигентная революционная партия немногочисленна... Но зато она не преследует никаких других идеалов, кроме социалистических, а враги ее почти еще бессильнее ее, и это их бессилие идет ей на пользу.
Слабость высших сословий.
Нашие высшие сословия не представляют собою никакой силы, — ни экономической (они для этого слишком бедны), ни политической (они слишком тупы и слишком привыкли во всем полагаться на мудрость полиции). Наше духовенство не имеет никакого значения...
Слабость государства.
Наше государство только издали представляется силой. В действительности его сила—кажущаяся, воображаемая. Оно не имеет корней в экономической жизни народа. Оно не воплощает в себе интересов какого-либо сословия. Оно равномерно давит все классы общества и пользуется равномерною ненавистью со стороны их всех. Они терпят государство, переносят его варварский деспотизм с полным равнодушием. Но это терпение, это равнодушие... является продуктом ошибки: общество создало себе иллюзию о силе русского государства.
Возможность мгновенного крушения режима.
Два — три военных поражения, одновременное восстание крестьян во многих губерниях, открытое восстание в резиденции в мирное время — и ее влияние мгновенно рассеется, и правительство увидит себя одиноким и всеми покинутым.
Укорененность государства на Западе и беспочвенность его в России.
Таким образом мы и в этом отношении имеем более шансов, чем вы... У вас государство отнюдь не мнимая сила. Оно опирается обеими ногами на капитал; оно воплощает в себе известные экономические интересы. ...Его укрепляет весь строй буржуазных отношений.. У нас... наоборот — наша общественная форма обязана своим существованием государству, так сказать, висящему в воздухе, государству, которое не имеет ничего общего с существующим социальным порядком, корни которого кроются в прошедшем, но не в настоящем.
(«Открытое Письмо» Ф. Энгельсу. 1875 г. В. Плеханов: «Наши разногласия». Соч. Том II, стр. 143-145).
149
Исповедание экономического материализма.
Все явления юридические и политические представляют не более, как прямые... последствия явлений жизни экономической; эта жизнь юридическая и политическая есть, так сказать, зеркало, в котором отражается экономический быт народа... Известный немецкий изгнанник Карл Маркс формулировал этот взгляд самым точным и определенным образом. (Из статьи 1865 г.).
150
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.