13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Болотов Василий Васильевич, профессор
Болотов В.В., проф. История Древней Церкви т. III
Нумерация страниц в данной электронной книге соответствует оригиналу.
Проф. В. В. Болотов
ЛЕКЦИИ
ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ.
III
История церкви в период вселенских соборов.
I. Церковь и государство. II. Церковный строй.
Посмертное издание под редакцией
проф. А. Бриллиантова
С.-Петербург
Типография М. Меркушева. Невский, 8
1913
Приложение к «Христианскому Чтению» за 1908, 1909 и 1910 гг.
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ.
I. Церковь и государство.
II. Церковный строй.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
стр.
Предисловие XI—XIII
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ.
Общий характер этого периода 1—4
ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ.
Церковь и государство.
Значение союза церкви с государством в этом 5—7
I.Обращение в христианство Константина В. 7—35
Вопрос о мотивах обращения Константина (7—8).—Рассказы Лактанция, Евсевия и Созомена (9—14) и вопрос о значении для Константина «богознамения» (14—16).—Недостаточность для объяснения обращения Константина одних политических расчетов; вопрос о числе христиан в римской империи (16—29).—Идеальные мотивы обращения Константина; характер его религиозности (29—31), отношение его к христианству и язычеству (31—32) и последняя цель его религиозной политики (32—34); замечание о фактах, указываемых против его христианского настроения (34—35).
II. Значение национальных особенностей греков и римлян и традиций римского государства и христианской церкви при установлении отношений между церковью и государством. 36—43
Национальные особенности греков и римлян и значение их для решения теми и другими вопроса об отношении между церковью и государством (36— 39).—Абсолютизм римского государства (40—41) и дух религиозной свободы в христианской церкви (41-43).
III. История отношений между церковью и государством со времени Константина В. 44—90
1. Религиозная политика Константина В. и его сыновей.—Вопрос о способе покровительства государства церкви (44).—Первые шаги Константина В., как покровителя церкви (45).—Вынужденное вмешательство его в дела церкви по случаю раскола донатистов (45-47).—Роль Константина в арианском споре и начало преследования еретиков государственною властью (47—50).— Общий характер отношений между церковью и государством при Константине и их оценка (50—52).—Константий, его агрессивные действия против язычества и применение внешней силы в деле св. Афанасия В. (52—53).—Признание авторитета соборов в теории и отсутствие свободы па них в действительности (53 —54).—Заявления Афанасия, Илария, Осия, о свободе религиозного убеждения (54—56); недостаточная убедительность для Константия их протестов, как исходивших от гонимой партии, и распространенность в среде христиан воззрений другого рода (56—58).
2. Языческая реакция при Юлиане Отступнике. — Юлиан, его воспитание и отношение к христианству до вступления на престол (58—62).—Попытка Юлиана восстановить язычество и ее неуспешность (61 — 68).—Меры его против христиан (68—72).
3. Религиозная политика императоров после Юлиана.—Религиозная политика Иовиана, Валентиниана I, Валента, Гратияна (72).—Феодосий В. и его отношение к церкви (72—74); непризнание Амвросием медиоланским компетенции императора в делах веры (74—77) и требование им от императора покровительства церкви (77—80).—Времена Аркадия и Гонория; отношение св. Иоанна Златоуста и бл. Августина к вопросу о принуждении в делах веры (80-73).— Феодосий Младший, его принцип невмешательства во внутренние дела церкви и бессилие провести его на деле (83— 84).—Более строгое проведение этого принципа при Маркиане и Льве (85) и нарушение его при Василиске и Зиноне (84—86); вынужденная необходимость вмешательства императоров в дела церкви (86).—Юстиниан, его церковная политика и теория двух властей (86—87).— Общее заключение (87—90).
IV. Борьба христианства с язычеством в жизни и мысли. 90-103
Отношение к язычеству ближайших преемников Юлиана Отступника и ограничительные меры против язычества в дальнейшее время; положение язычников в империи (90 — 93).—Литературная борьба между христианством и язычеством (93—95).— Вопрос о свободе религиозных убеждений в рассматриваемую эпоху (95—101).—Следствия массового обращения в христианство (101—103).
V. Права и привилегии церкви в христианском государстве. 103—138
1. Имущественные права. — Право приобретения церковью имущества покупкой, дарением и по завещанию (104—106); дары из государственной казны (106—107).—Материальное положение церквей (107—108).—Нежелательные последствия этих прав и необходимость материальных средств для благотворительных целей церкви (108—111).
2. Свобода от податей и повинностей (иммунитет).—Гражданский строй в римской империи; определение обязанностей гражданина чрез оrigо и domicilium (111 — 114); различение обязанностей, как honores, и как munera а) personalia и b) patrimonialia (114—115).—Развитие системы освобождения от munerapersonalia (115—118); curiales, possessores, negotiatores (118—119); освобождение христианского клира от munerapersonalia(119—120).—munera patrimonialia α) sordida и β) extraordinaria; освобождение клира от munera sordida (120—121).—Ограничение привилегий клира в интересах курий (121—124) и следствия этих привилегий (124— 125).—Налог на недвижимые церковные имущества (125).—Льготы клириков при занятии торговлею (125—126).
3. Судебные привилегии.—Льготы духовных лиц, как подсудимых или ответчиков (126-128).—Права епископов, как судей в суде третейском и суде формальном (128—130); суд над клириками (130); обременительность для епископов привилегии суда и целесообразность ее (130—131).
4. Право ходатайства и право убежища.—Право ходатайства епископов и его применение (131—132).—Право убежища, его отмена и восстановление (132—134). — Неблагоприятная сторона этих привилегий и их целесообразность (134—135).
5. Прочие менее важные законы в пользу церкви.—Закон о воскресном дне, право церкви отпускать рабов, законодательство о браке (135—137).—Общее значение усвоенных церкви привилегий (137—138).
ОТДЕЛ ВТОРОЙ.
Церковный строй.
I. Клир и иерархия 138—200
Различие между клиром и мирянами (138—139).
1. Условия вступления в клир.—Требование известной степени богословской образованности и средства для церковного образования (139—142).—Нравственные требования (142).—Требование безбрачия для духовенства в западной церкви и утверждение безбрачия епископов на востоке (142—148).—Запрещение поставлять на священные должности двубрачных и женатых на вдовах (148—151).—Запрещение брака по принятии священного сана (151—152).—Общие нравственные требования (152—153).
2. Увеличение клира и новые церковные должности.—Ordines minores; чтецы и эксоркисты, аколуфы и иподиаконы, могильщики, lecticarii и decani, параваланы (153—156); диаконисы (156— 158).—Служебные должности; нотарии, хартофилаксы, экономы, заведующие делами благотворительности, экдики, скевофилаксы (158-160).
3. Диаконы и пресвитеры.—Вторые диаконы и вторые пресвитеры; архипресвитеры и архидиаконы (169—161).—Значение диаконов в древней церкви (101—165) и положение архидиакона (165— 167).—Возвышение пресвитеров в виду образования поручаемых им приходов (168); избрание пресвитеров в древнее время (169-171).
4. Епископы. — Возвышение епископского сана с внешней стороны в настоящем периоде и общественное значение епископа (172—174).—Избрание епископа клиром и мирянами (φῆφος) и проверка избрания епископами (δοκιμασία) (174—177).—Применение выборного начала до IV века и возможность злоупотреблений (177—180).— Усиление злоупотреблений с IV века и ограничение прав народа, влияние на замещение кафедр гражданской власти и злоупотребления с ее стороны (180—186).—Несоответствие действительности высоким принципам и попытки регулировать выборы (186—189); проникновение аристократического начала в церковное управление и окончательное устранение Юстинианом простого народа от избрания епископов (189); следствия этого (189— 190).—Приложение.— Избрание патриарха у сиро-персидских христиан и у коптов (190—194).—Избрание папы в римско-католической церкви (194—200).
II. Формы церковного союза 201—340
1. Парикия, управляемая епископом, и образование приходов в позднейшем смысле.—Древняя парикия с епископом во главе и появление приходов, управляемых пресвитерами (201—204).—Вопрос о территории древних епископий и количестве христианского населения их (204—206).—Приходы в Риме, в Константинополе (206—209).—Права приходских церквей (209— 210).
2. Митрополии. — Права митрополитов (210—211).—Развитие митрополитанской системы в связи с гражданским делением римской империи на провинции (211—214) и неполное соответствие ее этому делению (214—216).
3. Экзархаты.—Экзархат, как церковная единица, соответствующая гражданскому диоцезу (216—217).—Отсутствие указаний на экзархаты (respective патриархаты) в постановлениях Никейского и Антиохийского (333 г.) соборов (217—220).—Постановление Константинопольского собора 381 г. и начатки экзархатов в IV веке (221—222).
4. Патриархаты.—а) Константинопольский патриархат. — Возвышение константинопольской кафедры, как столичной, и недовольство этим Александрии и Рима (223—225). — 3-е правило Константинопольского собора 381 г. и дальнейшая история константинопольской кафедры (225—228). — Утверждение власти константинопольского патриарха Халкидонским собором и фактическая основа ее (228—232); устранение власти трех экзархов и возвышение над другими патриархами (232—234). — Общая причина возвышения константинопольского патриарха (234—236). — б) Александрийский патриархат.—Особенности строя церковной жизни в Египте: отсутствие митрополитов и непосредственная власть александрийского папы над всеми епископами (236— 237). — Разбор возражений (237—238) и данные, доказывающие существование такого порядка в Египте (238—241). — Значение этого факта (241—242). — в) Антиохийский и иерусалимский патриархаты. — Выделение иерусалимского патриархата из антиохийского; значение Иерусалима и положение иерусалимского епископа (242—244); действия Ювеналия и создание особого патриархата (244—246). — г) Патриархат Justinianae Primae.—Устройство его Юстинианом I и его недолговечность (246—248).—д) Римский патриархат и развитие папства,—Причины развития папства; национальный инстинкт римских епископов (248—249) и особый авторитет церкви Рима, как столицы всего мира (249—253).—Обнаружения папских притязаний в эпоху до Константина В. (253—255). — Римский епископ, как патриарх запада.—Власть римских епископов ко времени Никейского собора, как митрополитов над ecclesiae suburbicariae (в области «сотого камня») (255—259).—Стремление римских епископов к подчинению себе всей западной церкви, или к патриаршей власти на западе (259—260); противодействие в церквах северной Италии — медиоланской, аквилейской, равеннской (260—261), и успех в в Иллирике и Испании (261—263); борьба с галльской церковью (263—267) и африканской (267—273).
5. Притязания римского епископа на главенство в церкви вселенской: римский епископ, как папа. — Параллельное развитие притязаний римских епископов на права патриаршие и папские (273—274) и значение для развития папства изменения политического положения Рима в IV в. (274—275).—Основы римско-католического догмата о папстве: 1) признание особых полномочий ап. Петра (275—278), 2) мнение о передаче им этих полномочий преемникам (278), и 3) именно римским епископам (278—280).— Теория Льва В. о первенстве римского епископа и практические выводы из нее (280—285); значение речей Льва и неясности в его учении (285—286). — Признание особых прав папы на западе (286—288).—Отношение к папским притязаниям со стороны востока.—Отсутствие на востоке интереса к жизни западной церкви (288—290).—Случаи вмешательства паи в дела востока до Льва В. (290—294).—Осторожность Льва В. в заявлении папистических притязаний по отношению к востоку (294—295); Халкидонский собор и отношение восточных к протесту против 28 правила его римских легатов и самого Льва В. (295— 300)—Притязания и успех Рима во время акакианской схизмы (300—305).—Отношения между Римом и Константинополем в VI в. (305—307).—Протест Рима против наименования константинопольского патриарха «вселенским» и раскрытие смысла этого протеста папою Адрианом I (307—312).—Разрыв церкви при Фотии и Николае I, как завершение истории предшествовавшего времени (312—314):—Общее заключение об успехах папистической идеи на западе и о недостаточном сопротивлении и даже содействии ее утверждению со стороны востока (314—319).
6. Соборы.—Высшее представительство церковного строя в соборах и виды соборов: соборы епархиальные, диоцезальные, вселенские (319—320).—Деятельность вселенских соборов с исторической точки зрения (321) и значение участия в соборах представителей гражданской власти (321 —323).—Оценка значения соборов; светлая и темная стороны соборной деятельности (323— 324).
7. Перемены в форме церковного союза.—Развитие церковного строя в эпоху вселенских соборов на основе исторических данных (324—325).—Перемены в форме церковного союза, представляемой епархией или митрополией (325—326).—1) Упадок соборного института в жизни епархий и причины этого явления (326—329).—2) Разрушение митрополитанского строя.—Неудобство полного соответствия гражданскому делению империи церковного деления и отступления от этого соответствия (329—330); введение в дальнейшее время нового гражданского деления на темы и отражение его на церковной организации (330—331); необходимость применения к новым гражданским порядкам и желание удержать прежние порядки в церковной жизни (332—333); стремление епископов к замене зависимости от митрополитов зависимостью от патриарха (333—335); результаты исторического движения, в частности, появление автокефальных архиепископий (335—340).
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 587-599
(помещен в 4-м томе, поэтому указаны страницы 4-ого тома)
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.