13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Дмитриевский Алексей Афанасьевич
Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке
Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.
Оглавление размещено в начале.
БОГОСЛУЖЕНІЕ
ВЪ РУССКОЙ ЦЕРКВИ ВЪ XVI ВЕКЕ.
ЧАСТЬ I.
СЛУЖБЫ КРУГА СЕДМИЧНАГО И ГОДИЧНАГО И
ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ ТАИНСТВЪ.
ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗСЛѢДОВАНІЕ.
Алексѣя Дмитріевскаго.
КАЗАНЬ.
Типографія Императорскаго Университета.
1884.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Благоприятные политические и церковные обстоятельства, способствовавшие весьма заметному оживлению в деле устройства богослужебной практики в нашей церкви в XVI веке. Стоглавый собор и его значение для истории богослужения в нашей церкви. «Обиходники» или местно-русские уставы и их общая характеристика. Характеристические особенности истории богослужения в нашей церкви в XVI веке, сравнительно с предшествующим временем. Источники для истории богослужения в нашей церкви. Метод. Пособия русские и иностранные. Краткие замечания о записках Герберштейна в частности, как пособии при изучении религиозного быта русского народа в данный период времени. План исследования и точка отравления для чего. Причины, почему исследование начинается с половили XV века. |
I-XIV |
Глава первая. Службы суточные.
I. Чин вечерни, по октоиху, минеи, триодям постной и цветной, чин повечерия троякого рода. Отличие этих чинов от современных нам и их характеристика. Чин великой вечерни. |
1-7 |
Чин всенощною бдения: Замечание о пении священником стихов: «Приидите поклонимся» в начале бдения. Молитвы вечерние (светильничные); их распорядок в наших богослужебных памятниках и в памятниках церквей греческой и югославянских. Стихиры на «Господи воззвах». Пение: «Святые славы». Объяснение откуда произошло это название для песни священномученика Афиногена. Пение и чтение этой песни в различных церквах русского государства. Постановление относительно этого в Стоглаве. Произнесение великого прокимна канонархом и обращение последнего на запад по окончании его. Чтение молитвы «прилежного моления» во время сугубой ектеньи. Частое возглашение священником возгласа «Мир всем». Выход священнослужителей для совершения литии. Произнесение при этом диаконом ектений, их отличие от современных и чтение священником молитвы: «Владыко многомилостиве». Описание аналоя с хлебами, приготовленными для освящения. Освящение хлебов и время совершения крестного знамения одним из хлебов. Чтение 33 псалма и раздача благословенных хлебов и вина присутствующим за богослужением |
8-19 |
II. Число утренних молитв и их распорядок в наших памятниках и в памятниках церквей восточных. Прокимен пред евангелием. Чтение священником моли увы: «Возсияй в сердцах наших» пред евангелием. Вынос евангелия из алтаря для целования молящимся. Молитвы пред целованием и после целования евангелия. Произнесение священником молитвы «Спаси Господи люди твоя». Порядок чтения канона. Чтение великого славословия. Причины этого явления в богослужебной практике XVI века. Практика относительно великого славословия в церквах псковских и новгородских и причины этого явления здесь. Постановление по этому поводу на стоглавом соборе. Чтение молитвы «прилежного моления» на сугубой ектенье в конце утрени. Замечание об отпусте. Обряд освящения маслом в дни праздников господских, богородичных и великих святых. Совершение литии по окончании утрени в обычные воскресные дни и постановление об этом на стоглавом соборе. Чтение первого часа и междочасие его. |
19-29 |
Пение заутрени воскресной по Стоглаву и по уставу. Количество троичных стихов, положенных для чтения вместо «Достойно есть», после канона. Особенности в порядке пения троичного канона. Чин полунощницы вседневной и субботней. Место совершения полунощницы и некоторые обряды, совершавшиеся моющимися. Чин утрени вседневной и во время великого поста |
30-37 |
III. Часы. Совершение часов пред началом литургии. Отпуст часов священником в царских вратах. Последование часов в великий пост. Чтение из «Лествицы» и обязанность «учиненного монаха» ходить и будить спящую братию во время этого чтения. Особенность «почасий» XVI века от современных нам междочасий. Соединение часов третьего и шестого. Отсутствие молитвы шестого часа и отпуст последнего. Совершение девятого часа с обедницей и вечернею. Особенность практики относительно совершения часов по уставам разных обителей и в разные дни недели, Царские часы. Соединение первого часа с утренею. Порядок этих часов по уставу иерусалимскому XVI века и по «обиходникам». Особенности в порядке этих часов пред Рождеством Христовым, Богоявлением и в великую пятницу, состоящие из псалмов, тропарей, чтений апостольских и евангельских и молитв часов. Царские часы в практике церквей восточных. Порядок часов пасхальных и их почасий. Молитвы, читавшиеся на почасиях |
37-56 |
IV. Литургия. Молитвы входные. Число редакций для списков этих молитв. Распорядок входных молитв в наших памятниках. Входное по Стоглаву. Причина, почему соборный список входных молитв не уничтожил существовавшего разнообразия в данном моменте чина литургии. Заимствование этого списка входных молитв в Стоглав из обыкновенных ходячих богослужебных памятников. Входные молитвы при архиерейском служении. Трудность решения вопросов: как создалось наслоение входного и под влиянием чего. Облачение диакона и священника в священные одежды и чтение при этом особенных, несуществующих ныне, молитв. Объяснение источников, из которых заимствованы все эти молитвы и обрядовая действия, совершаемые при этом. Возложение на себя омофора святителем и чтение молитвы «Се есть образ». Омовение рук священнослужителями. Чтение молитв пред престолом священником. |
57-81 |
Проскомидия. Принесение воды пономарем для проскомидии и грение ее в укропнике на кирпиче. Священник к диакон, как совершители проскомидии. Обычай поминать живых и умерших за просфорами просфорницами. Запрещение этого обычая в Стоглаве. Количество просфор, потребных для проскомидии в нашей практике XVI в. и в практике церквей восточных. Возгласы, произносимые священником, и действия, совершаемые им над Агничною просфорою. Описание Агничной просфоры. Замечание на случай, если Агничная просфора еще тепла. Вливание вина и воды в сосуд диаконом и произнесение при этом священником слов: «Благословен Бог наш, трио суть свидетельствующие»... Вынутие частицы из Богородичной и «крестовой» или третьей просфор. Частицы из просфор: четвертой, пятой, шестой и седьмой и имена, поминаемые священником за каждою из этих частиц. Поставление звездицы на дискосе и покровение сосудов воздухами. Постановление стоглавого собора о третьем (большом) покрове. Отпуст проскомидии и часов. Постановление Стоглава относительно отпуста часов пред литургией. |
82-100 |
Молитвенные возгласы и священнодействия совершителей литургии пред началом ее, после отпуста проскомидии. Особенности в великой ектенье. Пение антифонов. Начало литургии при архиерейском служении. Малый выход в архиерейской и священнической литургиях. Пение Трисвятого и чтение молитв: «Боже святый» и «Христе свете истинный», во время архиерейского служения. Совершение проскомидии архиереем и каждение им всей церкви. Произнесение многолетии на амвоне протодиаконом. Чтение тропарей по малом входе. Пение Трисвятого в алтаре священниками. Осенение епископом св. евангелия тремя свечами с произнесением слов: «Господи, Господи, призри с небесе» и других молитв. Вхождение на горнее место епископа и священника. Обряды при архиерейском богослужения во время чтения апостола. Каждение храма диаконом во время пения «аллилуия» и чтение молитвы пред евангелием. Происхождение всех этих особенностей. Сугубая ектения и ее особенности. Благословение епископом народа двумя свечами и двумя перстами при произнесении диаконом прошения за царя. Ектенья заупокойная и ее особенности для различных дней. |
100-111 |
Пение «Иже Херувимы» и чтение молитв, несуществующих ныне. Происхождение последних. Великий выход. Особенности его в чине литургии архиерейской и священнической. Формула поминовений на великом выходе и ее особенность в сравнении с современной нам. Тропари и молитвенные возгласы, произносимые священником после великого выхода. Взаимное поминовение священнослужителей. Произнесение возгласа «Возлюбим друг друга» и обряд целования, совершаемый при этом священнослужителями в алтаре. Греческое происхождение всех этих особенностей богослужебной практики нашей церкви в XVI веке. Практика относительно слов: «Отца и Сына». Возложение воздуха на головы священнослужителей с чтением «Святый Боже», при пении символа веры. Замечание о символе веры. Лобызание священника с диаконом после возгласа последнего: «Станем добре». Действия диакона над звездою при возгласе «Победную песнь». Момент пресуществления святых даров, особенности возгласа: «В первых помяни Господи». Просительная ектенья и ее особенности. Чтение молитвы Господней. Молитвы пред возгласом «Святая святым». Раздробление Агнца и вложение его в потир Вливание в сосуд теплоты. Опоясывание диакона орарем и произнесение им многолетия священнику. Молитвы пред причащением. Причащение священнослужителей при архиерейском служении и когда литургию совершает собор священников. Взаимное приветствие священнослужителей по причащении в обыкновенные дни и в дни пасхальной седмицы. Вложение в потир частиц диаконом. Причащение мирян. Особенности в произнесении священником возгласов: «Спаси Боже люди твоя» и «Всегда ныне и присно». Произнесение диаконом «С миром изыдем». Отпуст литургии обычной. Чтение молитв и умовение рук архиереем после причащения. Вынос архиереем даров при первом явлении и раздача им антидора, после чего в алтарь он уже не возвращается. Разоблачение архиерейское на амвоне и произнесение им поучения в кресле.—Чтение молитв священником по отпусте литургии пред жертвенником. Заключительные молитвы священника после потребления св. даров и выходе из храма. |
112-132 |
Чин литургии Василия великого. Особенные молитвы, отличающие этот чин от чина св. Иоанна Златоуста. Момент пресуществления даров и его Интересные особенности. Обряд приготовления запасных Агнцев для преждеосвященной литургии. Произнесение ектеньи за готовящихся к просвещению на литургии Василия Великого. Замечание об этой ектенье вообще. Происхождение всех указанных особенностей. |
132-135 |
Чин литургии преждеосвященных даров. Время приготовления на дискосе св. Агнца для преждеосвященной литургии. Молитва, произносимая при этом действии. Начальный возглас литургии преждеосвященных даров. Молитвы вечерние, читавшиеся во время предначинательного псалма, и их количество. Возгласы священника, произносимые по малой ектенье на каждой славе 18 кафизмы. Произнесение возгласа· «Свет Христов» и особенности практики XVI в. в данный момент чина литургии. Пение стихов: «Да исправится молитва моя» священником. Чтение евангелия на престоле на этой литургии. Молитва: «Боже седяй на херувимех» во время пения «Ныне силы небесныя». Перенос даров и произнесение священником обычной формулы поминовения. Произнесение священником возгласа: «Преждеосвященная святая святым». Двукратное пение причастного стиха. Особенности богослужебной практики после причащения священнослужителей. Пение «Благодарим тя Христе Боже» вместо «Да исполнятся уста наша». Несколько замечаний о составителе этой литургии. |
136-144 |
I. Краткие замечания о плане этой главы. Отпуст в службе «началу индикта» 1 сентября. Особенности службы на этот день по уставу Кирилло-Белозерской обители. Имена святых под 4 сентябри Отпуст на 6 сентября. Особенности в службе Иоанну Новгородскому. Отпуст на праздник Рождества, Богородицы. Служба на этот день в обители св. Кирилла. Особенности в службе 13 сентября. Вынос креста на вечерни и утрени 14 числа. Особенности этого обряда по уставу иерусалимскому XVI в. и «обиходникам». Вечерняя служба в этот день. Служба на каменном, в сийской обители и по уставу иерусалимскому 19 сентября. Краткие замечания о службах 24 и 28 сентября и 1 и 6 октября. Отпуст в службе отцам, собравшимся в Никее. Служба св. Лазаря, друга Волна. Особенности в службе 26 октября по иерусалимскому уставу и обиходникам. Служба 5 ноября по обиходникам. Отпуст в службе 8 числа. Особенности в службе в Троицкой обители 11 ноября по уставу иерусалимскому и 14 по обиходникам. Служба Николаю Чудотворцу в иерусалимском уставе. 7 декабря в обители Антония Сийского Служба 20 и 21 декабря по иерусалимскому уставу и обиходникам. Служба св. Отец. Многолетие на царских часах пред Рождеством Христовым, произносимое в греческой византийской церкви и переделанное у нас на Руси. Служба в навечерии Рождества Христова в Кирилловской обители. Всенощное бдение на Рождество Христово по обиходникам. Особенности служб там же, на другой день праздника, в субботу и неделю по Рождестве и в отдание праздника. Служба 1 января. Отпуст 7 января. Несколько замечаний о службе на этот день и относительно службы в неделю по просвещении. Отпуста 16 января. Служба трем святителям по обиходникам. 2 и 24 февраля, 9 и 25 марта в уставе и обиходниках. Замечание о литургии на праздник Благовещения в неделю крестопоклонную. Собор в г. Казани по этому поводу в 1565 году. Современная нам практика на этот случай в церквах восточных. Отдание этого праздника и особенности в службе. 11 апреля. Служба великомученику Георгию по уставу и обиходникам. Служба св. Стефану Пермскому 23 апреля. Паремии в службе Борису и Глебу и их происхождение. Особенности в службе на этот день. Служба преподобному Феодосию по обиходникам. 7, 8, 9. 21, 23. 24 мая в уставе и обиходниках. Особенности в службах 15 и 24 поля. 1 августа по уставу и обиходникам. Служба на праздник Преображения. Отпуст на этот день. Надгробное пение 15 августа. Особенности в службе Нерукотворенному образу по уставу и обиходникам. Окропление стад и молебен в день памяти Фрола и Лавра. 24, 26, 30 и 31 августа по уставу и обиходникам. |
145-193 |
II. Краткие сведения о триоди постной и цветной. Содержание той и другой. Пение «Множество содеянных ми зол» вместо «Покаяния отверзи ми двери» во все пред уготовительные недели. Особенности служб в неделю блудного сына, в субботу сыропустную и в неделю сыропустную. Прокимен великий на вечерни в неделю сыропустную. Прощание священнослужителей, монахов и мирян в обителях. Служба храма в понедельник первой недели. Ектенья за умерших в среду и пятницу этой недели. Прощание в пятницу. Особенности в службе недели второй и в субботу третьей. Вынос креста из сосудохранительницы в субботу за вечернею. Поклонение кресту в среду и пятницу в обителях. Заупокойная служба в субботу четвертой недели. Служба в четвертую неделю поста по уставу и обиходникам. Пение заупокойного канона в гробнице в пятницу этой недели. Пение акафиста Богородице по уставу и в монастырях. Служба 5 недели поста Чтение четвероевангелия с понедельника шестой недели. Количество чтений дли этой недели и дня страстной седмицы. Лица, читавшие евангелие. Особенности в службе воскресения Лазаря праведного. Отпуст на этот день. Освящение ваий и раздача их. Молитва, читаемая при освящении ваий и ее происхождение. Пение величания в этот день по обиходникам. отсутствие евангельских чтений на утрени от понедельника до четверга страстной седмицы. Служба храму в первые четыре дня страстной седмицы. Отпуст на эти дни. Двенадцатикратное возношение Богородичной просфоры на литургии в великий четверток. Приготовление св. даров для больных на целый год. Особенности в службе великой пятницы Вынос плащаницы и евангелия на утрени в великую субботу после великого славословия. Обряды в этом случае по уставу и обиходникам. Обхождение с «воздухом» или «воздухами» около левого столба. Действие после обнесения плащаницы. Отпусты на этот день. Целование «поклонной иконы» в конце утрени. Служба храму в великую субботу. Освящение масла. Особенности в литургии великой субботы. |
194-223 |
III. Действия канонарха до начала утрени в первый день Пасхи. Облачение священнослужащих. Крестный ход в притвор церковный и его особенности по уставу и обиходникам. Тропарь Пасхи и его особенности. Великая ектенья, произносимая священником. Начало песней канона в алтаре священнослужащими и замечание по этому поводу в уставе. Каждение храма священнослужителями. Возгласы после малых ектений. Замечание о свечах в руках молящихся. Христосование. Чтение поучения св. Златоуста. Проскомидия на Пасху. Чтение евангелия на руках диаконов. Удары в «кандилию», в «великий камбан и великое било». Особенности в литургии. Служба храма на первый день Пасхи. Вечерня. Чтение евангелия на руках диаконов священником. Пасхальная полунощница. Отсутствие Богородичного канона в пасхальную седмицу, за исключением среды и пятницы. Отсутствие службы в честь Живоносного источника. Сретение артоса и хлебца в честь Божией Матери в субботу. Служба в неделю Фомину. Отпуст на этот день. Панихиды в понедельник и вторник Фоминой недели. Литургия в субботу этой недели и ее особенности. Замечание о стихирах на стиховне, во все воскресные дни до Вознесения. Чтение тропарей во все воскресные дни пятидесятницы по малом входе. Отпуст и паремии в службе. Преполовение. Отдание Пасхи. Литургия на Вознесение. Особенности литургий в субботы шестой недели и пред Пятидесятницей. Вечерня малая пред Пятидесятницей. Молитвы на вечерне в день Троицы. Троицкая ектенья. Служба Иоанну Богослову в день св. Духа. Отдание Пятидесятницы по уставу и обиходникам. |
224-240 |
Глава третья. Чинопоследование таинств.
I. Первые дни дитяти по Герберштейну. Сходство описаний его в этом случае с памятниками каноническими и литургическими. Разнообразие указаний в памятниках относительно молитв, читавшихся в первый день по рождении дитяти и расположение их в памятниках. Трудность восстановить порядок, с котором читались эти молитвы, и выход из этого затруднения. Молитвы «роженице и младенцу» в наших памятниках и в практике церквей восточных. Разграничение этих молитв на такие, которые читались священником на дому, в первый день рождения дитяти, и на такие, которые читались в восьмой день, при наречении имени дитяти. Определение приблизительное времени этого разделения и историко-канонические доказательства на это. Наречете имени младенцу в восьмой день. Число молитв и расположение их в наших памятниках. Деление молитв на этот случай на четыре группы. Замечание о молитвах: «над сосудом оскверньшыся» и «дети в колыбель класти». Древность обычая нарекать имя новорожденному младенцу именно в восьмой день в нашей практике, и его происхождение. Замечание о чтении молитв на этот случай, в первый день по рождения дитяти или в день совершения над ним таинства крещения. Происхождение молитв, читавшихся первые восемь дней по рождении дитяти. Наречение имени по воле родителей. Ношение русскими людьми двух имен, чисто языческого и христианского. Причина этого явления. Существование этого обычая после монгольского ига. с переменою чисто языческого имени на имя народное, имеющее качественное значение. Акты царя Ивана Васильевича, как подтверждение этому. Свидетельство Карамзина о том же. Грамоты Макария 1534 года и Феодосия 1548 года, новгородских архиепископов, против двуименностии. Время наречения другого имени и лица совершавшие это наречение. Два имени христианских у одного и того же лица и причины этого явления. Обычай двуименности у восточных христианских пародов. Наречение имени в честь знатных предков у нас и у греков. |
241-264 |
Время и место совершения таинства крещена. Количество восприемников в практике и в канонических постановлениях. Практика восточной церкви относительно восприемников в древнее время и последующее. Одежды, необходимые священнику для совершения таинства. Постановление стоглавого собора по этому поводу. Крещение в одной купели нескольких младенцев и при том разного пола. Практика относительно этого в греческой церкви. |
264-276 |
Оглашение. Число огласительных молитв на разные случаи у нас и в практике греческой церкви. Троекратное дуновение на чело, уста и грудь оглашаемого пред молитвами и при чтении слов: «Изгони от него всякого лукавого». Число вопросов крещаемому или бабке и восприемникам при отрицании от сатаны. Древность разделения нынешнего вопроса на пять вопросов самостоятельных и происхождение этого обычая. Плюновение и дуновение на сатану. Вопросы о сочетавании Христу. Чтение символа веры восприемником или диаконом. Окончание оглашения и вливание теплой воды и купель. |
277-284 |
Чин крещения. Каждение вокруг купели. Произнесете начального возгласа и благословение при этом зажженною свечою. Повторение в дальнейшем ходе чинопоследования этого действия. Время и причины его появления в нашей практике. Великая ектенья к ее особенности. Дуновение и благословение воды священником при словах. «Да сокрушатся под знаменем». Однократное чтение слов: «Ты убо человеколюбче Царю». Молитва над маслом, возливание его на воду и помазание им крещаемого священником и диаконом. Помазание маслом девочек и мальчиков. Возложение священником рукавов на себя и синдона на шею кума. Древность этого обычая и его происхождение. Троекратное погружение крещаемого в воде. Формула крещения в богослужебных памятниках и в Стоглаве. Канонические постановления, направленные против обливательного крещения. Присутствие этой формы крещения в богослужебных памятниках и происхождение ее. Разделение памятников по отношению к заключительному моменту чина крещения на три группы. Облачение крещаемого в одежды. Великая ектенья над миром и ее особенности. Молитва над миром. Части тела новокрещенного, помазываемые миром, и возгласы, произносимые священником при этом. Происхождение этих особенностей нашей практики. Молитвы при облачении новокрещенного в одежды и их происхождение. Обхождение вокруг купели. Несколько слов о соединении чина воцерковления с чином крещения и заключение их одним общим отпустом. Чтение апостола и евангелия. Пострижение новокрещенного и происхождение этого обычая. Судьба отрезанных волос. Возложение куколя на младенца. Заключение чина крещения. Происхождение всех особенностей в заключительной части чина крещения в нашей церкви XVI века. Присутствие новокрещенного за литургией. Выход его во время великого выхода. Причащение его св. даров. Торжественное шествие новокрещенного домой после литургии. Обязательство для новокрещенного посещать богослужение в течении первых семи дней, хотя бы даже это было дитя. Происхождение этих обрядов. |
285-306 |
Последование во еже омыти крестившегося в восьмой день. Снятие синдона с новокрещенного. Порядок последования и его состав. Происхождение составных его частей. Чтение псалма: «Господь пасет мя» при входе в церковь. Иной состав этого последования и его происхождение. Чин воцерковления. Состав его. Изложение порядка составных частей по двум спискам. Акт воцерковления мальчиков и девочек. Заключительный момент чина воцерковления. Очистительная молитва для матери, если дитя умерло раньше 40 дня. Сокращенный чин крещения детей. Первый постриг. Составные части и порядок этого молитвословия. Происхождение особенностей его. Время совершения «первого пострига» и древность этого обряда. Постриги княжеских детей и торжественность церемоний в этом случае. Уничтожение это обряда при Петре Великом. Присоединение к церкви православной еретиков и язычников. «Устав, како достоит творити оглашенника» и его порядок. Время совершении оглашения. Оглашение язычников. Оглашение христиан отпадших в язычество «страхом неведением и ненаучением» и добровольно. Присоединение к церкви ариан, македониан, савватиян, четыредесятников, апполинаристов, манихеев, афиган, хвалисян, богумилов, срацин, евреев и латинян. |
307-322 |
II. Чин исповеди. Обилие списков чина исповеди и разнообразие в них особенностей. Различные надписания этого чина в наших памятниках. Чин исповеди в практике церквей греческой и южнославянских. Время и место для совершения исповеди. Совершитель таинства покаяния и несколько не безынтересных замечаний с наших памятниках о нем. Положение священника при совершении исповеди. Замечание о лицах приходящих на исповедь. Разделение списков чина покаяния на три группы и порядок составных частей этих списков. Чин покаяния, надписываемый так: «чин Иоанна мниха» и его порядок. Чин скитского покаяния, чин покаяния с именем Кирилла Александрийского и покаяние попом. Составные части этих чинов. Молитвы в конце чина покаяния. Происхождение особенностей этого чина. Деление чина исповедью грехов на две части. Побуждение к чистосердечному покаянию. Понятие о духовнике. Статьи с перечислением грехов под названием: «вопросы князем и бояром» «вопросы иноком» «вопросы женам" и проч. Соединение этих вопросов с епитимьями за грехи, означенные в вопросе. Лица, пользовавшиеся этими «вопросами». Причины появления этих вопросов и исповедь при помощи их. Время появления в нашей практике подобных «вопросов». Недостатки исповеди чрез «вопрошания», сознаваемые кающимися и духовником. Замена «вопрошаний» «поновлениями». Понятие о «поновлениях». Причины этого явления в нашей древнерусской богослужебной практике. Исповедь по «поновлениям». Неудовлетворительность этой формы исповеди. Внесение в «подновления» характерных грехов, присущих известной индивидуальной личности. Вред для кающихся от «поновлений» и ограничении относительно «поновлений», сделанные в наших памятниках Мрачность картины нравственной жизни русского общества XVI века, изображенной в поновлениях. Сомнение в исторической действительности ее. Осторожность, какую следует иметь историку, пожелавшему воспользоваться «поновлениями», как материалом для оценки нравственной жизни русского общества на данный период времени. Характерные грехи в «поновлепиях» для мирских священников схимников к черноризцев, для мужчин, женщин и вельмож. Особенная формула отпущения грехов кающемуся и некоторые обряды, совершавшиеся к этом случае. Происхождение этих особенностей. Сущность епитимии по Герберштейну и извинительное для иностранца заблуждение. Существование в практике нашей церкви XVI в. правил строгой дисциплины относительно тяжких грешников. Разделение их по степеням. Канонические свидетельства относительно этого вопроса, Епитимия для обыкновенных грешников и ее снисходительность. Канон «за опитемию» и его порядок. Чин, како подобает в борзе причастие дати. Изложение его порядка по нескольким спискам. Место совершения этого чина. Принесение св. даров на дом. Чин егда случится с дары служебными ити к брату больному, и его порядок. |
322-353 |
Чин постановления в свещеносца и его особенности. Происхождение этого чина. Обязанности свещеносца. Чин поставления в чтеца и певца. Порядок этого чина и его особенности. Происхождение этих особенностей. Обязанности чтеца и певца. Посвящение в иподиакона. Порядок этого чина, его особенности и их происхождение. Рукоположение во диакона. Порядок этого чина и его особенности. Чин рукоположения во диакона в древнегреческой церкви, как прототип нашего чина, процедура избрания в иерархические степени священника и диакона. Первое и второе явление кандидатов в священника к епископу. Справки на месте родины кандидата о его личности. Ставленнический экзамен у «рядника» и у епископа. Поручальный лист духовника для ставленников. Прочтение этого листа в день рукоположения ставленника и троекратный вопрос святителя к предстоящему духовнику. Запись в «реистр» всего делопроизводства. Шестинедельная служба новопоставленного в соборном храме и его другие обязанности. Плата за практическое ознакомление с порядком службы для священника и диакона. Последнее явление к епископу новорукоположенного. Показания руководителя новопоставленнного и запись этих показаний в книгу. Наставление в нему епископа и вручение «свитка хиротонии». Справка о новопоставленном на первом святительском соборе и последствия для него и для духовника его от этих справок. Процедура избрания в эти иерархические степени в постановлениях Виленского собора 1509 года и собора стоглавого. Чин рукоположения во священника, его особенности и их происхождение. Поставление в духовника, в протодиакона, протопопа, игумена, архимандрита, иконома, келаря, пономаря, казначея, торговца, посельника и еклисиарха. Особенности этих чинов и их происхождение. Чин избрания и поставления во епископа. Избрание достойных кандидатов в епископа. Лица, участвовавшие в этом избрании. Богослужебные обряды и молитвословия, входящие в состав «устава, како достоит избирати епископа». Составление акта и поднесение его митрополиту на утверждение. Благовестие или объявление об избрании в епископа лицу избранному. Место и время совершения этого акта. Церковные обряды, совершавшиеся при этом. Представление избранного митрополиту. Место и обстоятельства, при которых совершалось это действие. Обряды, совершавшиеся при этом. Чин и устав малого знамения. Место его совершения. Приготовления к этой церемонии. Шествие в храм митрополита для совершения чина малого знамения и облачение его и остальных епископов, принимавших участие в этой церемонии. Чтение исповедания веры избранным в епископа. Благословение его митрополитом с произнесением формулы наречения. Целование новонареченным правого колена, правой руки и правой щеки у митрополита и целование его с остальными епископами. Устав бываемый на поставлении епископом, сто порядок и особенности. Обряд возведения и сажания новорукоположенного во епископа на стул и облачение его в «переманатку» и мантию. Представление новорукоположенного своим избирателям. Чин рукоположения в епископа греческой церкви и его особенности. Отсутствие в этом чипе акта избрания во епископа. Чин «благовестия» и его отличия от того же чина в нашей церкви. Избрание митрополита. Время, с которого это избрание стало совершаться в Москве. Наречение митрополитом избранного кандидата. Благовестие. Чин поставления в митрополита и его отличия от чина поставления в епископа. Возведение новорукоположенного на митрополичье место. Царская речь к новому митрополиту и вручение ему посоха царем. Ответная речь митрополита царю и приветствие митрополиту со стороны князей, епископов и бояр. Хождение на осляти нового митрополита около города и обряды, сопровождавшие эту церемонию. Получение русским митрополитом патриаршего престола. Чин возведения в патриарха. Разница этого чина от чина поставления в митрополита. Одежды патриаршие. Чтение патриархом пред воротами города молитвы. Происхождение всех этих особенностей. |
353-380 |
IV. Чинопоследование таинства брака. Обыск в древней русской церковной практике. Место и время совершения таинства брака. Одежды, необходимые для священника при совершении этого таинства. Чтение молитвы на дому у жениха в день брака. Поезд жениха за невестою. Церковные и народные обряды, совершавшиеся в доме невесты родителями последней. Свадебный поезд в церковь для венчания. Участие священника в этом поезде и постановление по этому поводу в Стоглаве. Происхождение названных молитв. Приезд в храм жениха и невесты. Чтение над ними молитвы «от скверны». Место брачущихся и их провожатых в храме. Обручальный кольца и их расположение на престоле. Обручение крестами. Чин обручения и его порядок. Происхождение этого чина. Пострижение жениха и невесты. Разделение чина обручения от чина венчания. Чин венчания. Отсутствие вопросов к брачущимся о добровольном их согласия на брак. Порядок этого чина и его особенности Кум и кума при браках и их обязанности. Причащение новобрачных. Сокрушение чаши. Хождение около аналоя посолонь. Осыпания новобрачных хмелем и житом. Происхождение всех этих особенностей. Состав и порядок чина венчания двоеженца и понужи триженца в богослужебных памятниках и в Стоглаве Возложение венца на правое плечо второбрачному. Происхождение этих особенностей. Третий брав и епитимия за него. Примеры четвертого и даже седьмого браков. «Литии за князя молодого». |
380-406 |
V. Чинопоследование таинства елеосвящения. Количество священников, необходимых для совершения этого таинства в нашей церкви и в практике древнегреческой церкви. Время совершения этого таинства. Приготовление к нему. Порядок чинопоследования и его особенности. Происхождение этих особенностей. Сокращенное последование таинства елеосвященья. Особенные евангелия, читавшиеся над больными женщинами, когда над ними совершалось это чинопоследование. |
407-415 |
Замечание о времени произнесения некоторых светильничных молитв. Происхождение обычая начинать пение «Свете тихий» от слов «Святые славы». Данные из греческой практики к вопросу о частом возглашении «Мир всем». Количество и распорядок утренних молитв в Ευχολογιον-е VIII в преосв. Порфирия. Постановление Стоглава относительно пения псалмов «Хвалите имя Господне» и «На реках вавилонских». Описание входного пред литургией в двух памятниках южнославянского происхождения. Молитвы, читаемые священником и диаконом при облачении в священные одежды в южнославянских памятниках. Умовение рук священником в практике древней сербской церкви. Указания в памятниках славянских церквей на две и на пять просфор Особенности в чине проскомидии южнославянских памятников. Замечание относительно вина и воды вливаемых в сосуд на проскомидии. Части, вынимаемые из просфор на проскомидии по памятникам сербской церкви. Великая ектенья или αἰτήσεις τοῦ τρισαγίου в εὐχολογιον-е преосв. Порфирия. Возгласы диакона и священника пред евангелием в сербском памятнике. Умовение рук и чтение молитвы «Умыю в неповинных» в εὐχολογιον-е преосв. Порфирия. Описание особенностей великого выхода в одном из памятников XVI в. нашей церкви. Тот же момент по памятникам сербской церкви. Момент пресуществления св. даров по εὐχολογιον-у преосв Порфирия и пи сербским памятникам. Особенности в просительной ектенье пред пением «Отче чаш» сербских памятников. Молитва после возгласа «Благодатию щедротами и человеколюбием» в εὐχολογιον-е преосв. Порфирия. Молитвы вред причащением там же и в памятниках южнославянских церквей. Возглас «Со страхом Божиим» по памятникам древнегреческой церкви. Время превращения обычая произносить ектенью за готовящихся ко просвещению на литургиях Иоанна Златоустого и Василия Великого. Чтение обыкновенных молитв при облачении на литургии преждеосвященных даров. Обычай читать во время предначинательного псалма молитвы: 5, 6 и 7 в сербской церкви. Малый выход и молитвы, положенные для чтения при этом в южнославянских памятниках. Возглас: «Свет Христов» в практике сербской церкви. Молитва: «Боже седей на херувиме и от серафима славляся» во время пения «Ныне силы небесныя». Надписание чина литургии преждеосвященных даров в сербском памятнике. Происхождение особенных отпустов, имевших место в нашей богослужебной практике XVI века Поправка в формуле многолетия, произносимого в навечерие Рождества Христова. Прекращение обычая совершать литургию Иоанна Златоуста в праздник Благовещения, если он приходился в один из воскресных дней великого поста. Возгласы на утрени в первый день Пасхи в южнославянских памятниках. Изложение порядка чина обручения и венчания по четырем сербским спискам. |
415-434 |
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Молитвы, читаемые в первый день порождений дитяти по ркпп. Ευχολογιον-ам 1) М. Румянц. Муз. XV —XVI в. № 473, и 2) М. Синод. библ. XV в. № 281, 3) Чин наречения имени новорожденному младенцу и чин воцерковления по ркп. М. Синод. библ. XIV № 279. |
1-8 |
I. Чин крещения по Ενχολογ. ркп. М. Синод. библ. XIV в. № 279 с вариантами, взятыми из ркп. Ευχολογ. М. Синод. библ. XV— XVI в. № 343 и М. Румянц. Муз. XV—XVI в. № 473. |
9-16 |
II. Чин крещения по Ευχολογ. ркп. М. Синод. библ. XV в. № 280 с вариантами из ркпп. Ευχολογ. М. Румянц. Муз XIV—XV в. № 472 и М. Синод. библ. XV в. № 281. |
17-25 |
III. Како достоит проклинати списанием ересь тех еже от манахеи приходящих святей Божией соборной апостольстей церкви. Славянский текст по ркп. М. Синод. библ. XVI в. № 310 (377) с вариантами по ркп. М. Синод. библ. XIV—XV в. № 675; Солов. библ. 1505 г. № 1085 и XVI в. № 1090, а греческий по ркп. сборнику М. Синод. библ. XII в. № 443 с вариантами по Coteler. Patres, apostol. t. 1. |
26-45 |
IV. Како достоит убо еже от афиган приходящих креститися, хотящим се глаголати. Славянский текста напечатан по ркп. М. Синод. библ. 1282 г. № 132 с вариантами по ркп. той же библ. XIV—XV в. № 675; XVI в. Л 310; ркп. Солов. библ. 1505 г. № 1085 и XVI в. № 1090, а греческий текст по ркп. М. Синод. библ. XII в. № 443 с вариантами по Котельеру. |
46-53 |
V. Чин аще кто в ереси быв крещен сый к Богу обратится любо хвалисин ли жид ли еретик кто. По ркп. М. Синод. библ. ХVІ в. № 310 (377) с вариантами по ркп. XVI в. той же библ. № 898 и ркп. Солов. библ. № 475, № 1056 и № 1090. |
54-60 |
VI. а) Како достоит приимати иже от жидов к христианьстей вере приходящих. Славянский текст напечатан по ркп. М. Синод. библ. XIV—XV в № 675 (371) с вариантами по ркп. Солов. библ. № 477, № 1085, № 1056 и 1090. а греческий текст по ркп. М. Синод. библ. XII в. № 443 с вариантами по Ευχολογ. Goar. |
62-68 |
b) Изложение и устав крепчайший о еже како достоит приемати еже от жидов к христианьстей вере приходящего. Славянский текст по ркп. М. Синод. библ. XIV—XV в. № 675 с вариантами по рукоп. той же библ. № 310, № 898; Солов. библ. № 1085, № 1090, №475, № 477 и № 1066, а греческий текст по ркп. М. С. библ. XII в. № 443 с вариантами по Котельеру. |
68-88 |
VII. Иже кто желает истинное святое крещение получити по началу якоже писано аще от немец или аще кто от прочих латынскых различных язык приходяй глаголет сие отрицание и проклятие латинских ересей и последи всего отрицания и проклятия глаголет пред всеми в услышание. По ркп. Солов. библ. XVI в. № 1105 с вариантами по требнику патриарха Иосифа 1651—52 г. |
89-100 |
VIII. Чин покаяния по ркп. греческ. сборн. М. Синод. библ. 1477 г. № 455. |
101-107 |
107-118 |
|
X. Чин елеосвящения по ркп. Моск. Синод. библ. XV в. № 280, с вариантами по ркп. Рум. Музея №№ 472, 473, 498. |
119-135 |
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.