Поиск авторов по алфавиту

Автор:Зандер Лев Александрович

Зандер Л.А. Бог и Мир (Миросозерцание отца Сергия Булгакова). Том 1.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ I

ГЛАВА 1.

Характеристика о. Сергия, как мыслителя и писателя.

Его “почвенность” — стр. 12. Его “эсхатологичность” — стр. 15. Широта синтеза — стр. 18. Стремление во всем итги до конца — стр. 20. Связь о. Сергия с его эпохой — стр. 22. Влияние германской культуры — стр. 24.

ГЛАВА 2.

Творчество о. Сергия и его периодизация.

Марксизм — стр. 29. Его преодоление — стр. 32. Христианский идеализм — стр. 34. Наука и проповедь — стр. 37.

ГЛАВА 3.

Религиозно-философская система.

Философия хозяйства — стр. 31. Свет Невечерний — стр. 40. Тихие думы — 44. Современные диалоги — стр. 46. Священство — 48. Трагедия философии — 49. Философия имени — стр. 55.

Эмиграция.

Прага — стр. 57. Париж — стр. 58.

ГЛАВА 4.

Общее обозрение богословских трудов.

а) Догматическая трилогия. Первая догматическая трилогия — стр. 62. Купина Неопалимая — стр. 63. Друг Жениха — стр. 65. Лествица Иаковля — стр. 67. София в мире и София в Боге стр. 71. Вторая догматическая трилогия: Агнец Божий — стр. 71. Утешитель — стр. 78. Невеста Агнца — стр. 87. Апокалипсис Иоанна — стр. 96.

Богословские статьи: Перечень — стр. 100.

б) Статьи обще-догматического содержания.

Ипостась и Ипостасность — стр. 102. Главы о троичности — стр. 108. The Wisdom of God. — стр. 105. “Записки” о Софии Премудрости Божией — стр. 105. Revelation — стр. 113. Статьи о догмате и догматике — стр. 116. Живое Предание и Парижское богословие — стр. 119.

в) Статьи на темы новозаветного богословия.

Значение Св. Писания — стр. 120. Богословие Евангелиста Богослова — стр. 122. О чудесах Евангельских — стр. 124. Крест Богоматери — стр. 125. Св. Петр и Иоанн — стр. 127. Иуда Искариот — стр. 128.

г) Статьи эсхатологические и экклезиологические.

Софиология смерти — стр. 136. Проблема условного бессмертия — стр. 138. Экклезиологические статьи — стр. 140. Очерки учения о Церкви стр. 141. The Ministry and Sacrament — стр. 145. Св. Грааль — стр. 146. Евхаристический догмат — стр. 149. Христос в мире — стр. 152.

д) Разные богословские статьи. О св. мощах — стр. 154. Икона и иконопочитание — стр. 155.

ж) Экуменические писания.

Общая характеристика — стр. 159. Перечень — стр. 160. Участие о. Сергия в экуменическом движении — стр. 163. Содружество св. Албания и преп. Сергия — стр. 169. L’Orthodoxie — стр. 172. Christliche Anthropologie — стр. 173.

з) Пастырские писания.

Общая характеристика — стр. 174. Перечень — стр. 174. О. Сергий проповедник — стр. 175.

ЧАСТЬ II

ГЛАВА 1.

София. (Основания мировоззрения).

Предмет философии о. Сергия. Мировое “и” — стр. 181. Понятие Софии. Два мира. Tertium datur — стр. 182. Смысл имени София. Связь философии с Откровением — стр. 183. Софиологическая установка — стр. 185. Ее содержание и генезис — стр. 187. Софиологическая доктрина — стр. 190. А-софийные установки: монизм и дуализм — стр. 191. Антиномичность софиологии — стр. 193. Определения Софии: Премудрость — стр. 195; Любовь — стр. 198; Вечная Женственность — стр. 200; Красота — стр. 200; Мировая душа — стр. 200. Проблема ипостасности — стр. 202.

Второй вариант софиологической доктрины; его возникновение и характеристика — стр. 203. Ипостась и природа — стр. 203. София-Усия — стр. 205. София Божественная и тварная — стр. 206. Божественная София, как: Премудрость — стр. 207; как Слава — стр. 208; как Любовь — стр. 208; как Богочеловечество — стр. 210. Ипостась и ипостасность — стр. 212. Творение — стр. 214. Бог и мир — стр. 215. “Омоусианская” философия — стр. 216. Отличие ее от пантеизма — стр. 219. Тварная София, как душа мира — стр. 222. Ее ипостасирование — стр. 223. Человек — стр. 224. Проблема терминологии — стр. 226. Взаимная независимость установки, доктрины и терминологии — стр. 227. Заключение — стр. 229.

ГЛАВА 2.

Начала. (Онтология).

Связь онтологии с софиологией и космологией — стр. 231. Трансцендентное и имманентное — стр. 232. Бытие — стр. 235. Божественное Ничто — стр. 236. Тварное ничто: укон — стр. 236; мэон — стр. 237. Временность — стр. 230. Вечность — стр. 240. Причинность — стр. 243. Свобода — стр. 245. Пространство —стр. 248. Дух — стр. 249. Ипостась — стр. 250. Сверхвременностъ ипостаси — стр. 252. Постулат многоипостасности — стр. 253. Природа или мир — стр. 256. Отношение ипостаси к природе. Различие Божеского тварного духа — стр. 257. Индивидуальность — стр. 258. Душа — стр. 260. Материя — стр. 263. Телесность и тело — стр. 264. Заключение — стр. 267.

ГЛАВА 3.

Мир. (Космология).

Космологическая антиномия — стр. 270. Сотворенность мира. Творение и причинность — стр. 271. Творение, как любовь — стр. 272. Вечность и временность творения — стр. 274. Творение из ничего — стр. 275. Кенозис в творении — стр. 277. Отец, Сын и Св. Дух в акте творения — стр. 278. Небо — стр. 280. Земля — стр. 282. Жизнь — стр. 290. Смерть — стр. 293. Иерархичность мира — стр. 293. Становление и ограниченность твари — стр. 294. Возможность зла и грехопадение — стр. 296. Космические последствия греха — стр. 301. Природа зла — стр. 302. Промысел Божий — стр. 304. Синергизм — стр. 306. Предопределение — стр. 309. Чудо — стр. 311. Заключение — стр. 313.

ГЛАВА 4.

Человек (Антрпология).

Образ Божий — стр. 315. Подобие — стр. 317. Образ Божий в ипостаси человека — стр. 319. Самоположение ипостаси — стр. 321. Извечность и временность человека — стр. 322. “Интеллигибельный характер” — стр. 325. Мноединство человеческой ипостаси — стр. 327. Любовь — стр. 328. Образы двуединой любви — стр. 331. Образы многоединой любви — стр. 337. Человеческий род—стр. 339. Начало Триединства—стр. 342. Образ Божий в природе человека — стр. 344. Ипостасирование природы — стр. 346. Человеческое творчество и его пределы — стр. 347. Первородный грех — стр. 351. Условия его возможности — стр. 354. Его сущность — стр. 356. Его последствия — стр. 358. Его всеобщность — стр. 360. Сотериология и этика — стр. 362. Смирение и дерзновение — стр. 368. Смерть и воскресение — стр. 365. Умирание — стр. 366. Жизнь за гробом — стр. 369.

ГЛАВА 5.

Культура. История.

Проблема культуры — стр. 376. Церковное творчество — стр. 380. Хозяйство — стр. 383. Искусство — стр. 388. Социальная жизнь — стр. 395: Социализм — стр. 403. Власть — стр. 409. Нация — стр. 411. Россия — стр. 413.

Проблема философии истории — стр. 415. Хилиазм и эсхагологизм — стр. 418. Смысл истории — стр. 422. Язычество — стр. 424. Христианство — стр. 427. Судьба Израиля — стр. 428.

ГЛАВА 6.

Познание. (Гносеология).

Гносеология, как критика познания — стр. 435. Борьба против имманентизма — стр. 437. Примат онтологии — стр. 440. Слово, как первоэлемент познания — стр. 422. Слово и мысль — стр. 444. Слово и слово — стр. 445. Язык и смысл — стр. 447. Проблема ошибки — стр. 451. Речь и ее элементы — стр. 454. Местоимение — стр. 456. Подлежащее и сказуемое — стр. 458. Связка — стр. 461. Части речи — стр. 463. Проблема мысли и науки — стр. 465. Наукословие — стр. 468. Проблема Богопознания — стр. 471. Имя— стр. 473.

 

 

о. Сергий Булгаков

 

         (в 1936 г.)

Есть Бог, есть мир — они живут во-век,

А жизнь людей мгновенна, и убога,

Но все в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

(Н.  Гумилев).

 

8

 

 

ОТ АВТОРА

Эта книга была задумана, а в значительной своей части и составлена еще при жизни о. Сергия. Когда была написана “Невеста Агнца”, философское и богословское творчество о. Сергия казалось законченным, и стало возможным рассматривать его как целостную систему. И когда осенью 1942 года я обратился к нему с просьбой благословить труд, посвященный анализу его мировоззрения, он не только дал свое согласие и одобрение, но и отнесся к моей книге с большим вниманием. Главу за главой прочитывал он мою рукопись, делая свои пометки, исправляя неточности, дополняя недостатки. Таким образом, были прочитаны части I и II и первая глава части III. Остальное было написано после его смерти...

Относительно избранного мною метода — излагать его мысли по возможности его собственными словами — о. Сергий сказал мне как то, что метод этот — самый сложный и медленный, но самый верный. Все это дает мне уверенность в том, что, излагая о. Сергия, я действительно излагал его, а не свои мысли о нем.

Система о. Сергия безусловно станет со временем объектом критического изучения и церковной рецепции. До сих пор эта работа еще не начата. Данный труд только подготовляет для этого почву, систематизируя мысли о. Сергия, излагая в сокращенной форме то, что содержится в необозримом богатстве его писаний. Но ни генезиса его мыслей, ни критики их, ни анализа влияний на о. Сергия других мыслителей читатель здесь не найдет; целью данной книги является только изложить систему о. Сергия, помочь понять ее, побудить к более глубокому проникновению в его мысль.

В течение двадцати лет мне было дано жить и работать в свете его мудрости и вдохновений. Это лучшее время моей жизни было увенчано единственным и редким счастьем: возможностью писать о любимом учителе еще при его жизни, беседовать с ним по поводу написанного, слушать его собственные слова о моем труде, полные смирения и любви...

1 марта 1948 г.

9


Страница сгенерирована за 0.15 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.