13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Наставления преподобного Марка Подвижника
1. Забота Бога о людях, вера в Бога, молитва
1.1 Если будешь согласно Писанию помнить всегда, что "по всей земли [совершаются] судьбы Господни" (Псал. 104:7), то всякий случай будет для тебя учителем богопознания .
2.1 К каким делам благоволит Бог, тем и вся тварь содействует, а от которых Он отвращается, тем и вся тварь противится .
2.2 Всякое благо промыслительно приходит от Господа. Но оно отходит тайно от неблагодарных, бесчувственных и недеятельных .
2.3 Всякий крещеный в Православной церкви таинственно получает всю благодать. Ощутительно же он удостоверяется в ней [ощущает ее действие] по мере исполнения заповедей .
3.1 Не знающий истины и веровать не может истинно, ибо ведение по естеству предваряет веру .
3.2 Не отрекайся учиться, хотя бы ты был очень мудр. Ибо Божие устроение полезнее нашей мудрости .
3.3 Кто добровольно не принимает трудов за истину [в защиту ее], тот невольными гораздо тяжелее наказан будет.
6.1 Пока помнишь о Боге, умножай молитву, чтобы Господь помянул тебя, когда ты забудешь о Нем .
6.2 Молись, чтобы не пришло к тебе искушение, а когда найдет, прими его как свое, а не как чужое.
6.3 Молящийся телесно и не имеющий еще духовного разума подобен слепцу, который взывал [Христу]: "Сын Давидов, помилуй меня!" .
2-а. Стремление к праведности, необходимость подвига, терпение и мужество
11.1 Будучи любознателен, будь и трудолюбив, ибо голое знание делает человека надменным .
11.2 Часто от нерадения о деле омрачается и знание. Ибо какие делания совсем оставлены в небрежении, о тех и памятования мало-помалу исчезнут .
11.3 Сделай добро, которое помнишь: тогда откроется тебе и то, о котором не помнишь; и не предавай безрассудно мысли своей забвению .
12.1 Зло одно от другого получает силу, равным образом и добро возрастает [крепнет] одно от другого .
12.2 Когда из желания угодить себе твое сердце сдвинется с места подвига, тогда подобно очень тяжелому камню, сдвинувшемуся с места по скользкому склону, катится неудержимо .
13.1 Кто за истину принимает поругание и бесчестие, тот шествует апостольским путем, взяв крест и узами обложен будучи. Кто же без сего покушается внимать сердцу, тот прельщается умом и впадает в искушения и сети дьявольские .
13.2 Если Христос за нас умер и мы "уже не для себя живем, но для Умершего за нас и Воскресшего" (2 Кор. 5:15), — то явно, что мы обязались служить Ему до смерти. Как же можем усыновление [Богу] считать должной наградой? .
13.3 Делающий добро и ищущий награды не Богу работает, а своему желанию .
13.3 Человек, хотящий почувствовать в себе действие Святого Духа прежде исполнения заповедей, подобен купленному рабу, который — как только его купили — хочет, чтобы вместе с уплатой денег подписали ему свободу .
14.1 Не говори, как может бедный предаваться сластям, не имея средств, ибо можно в помыслах предаваться сладострастию еще горше, чем делом .
14.2 Сластолюбивое сердце [ищущее всего приятного] во время исхода бывает темницей и узами для души, а трудолюбивое [утруждающее себя ради Господа] есть открытая дверь в другую жизнь .
2-б. Греховные навыки, скорби, искушения, смирение
21.1 Малые грехи дьявол представляет в наших глазах ничтожными, потому что иначе он не может ввести нас в большие грехи .
21.2 Допустив в себе начало греха [приняв помысел], не говори: он не победит меня, ибо насколько ты допустил его, настолько уже побежден им .
21.3 Не говори: "Что же мне делать? Я и не хочу, а оно [забвение] приходит". — Это за то, что ты пренебрегал должным, когда помнил о нем .
21.4 Когда ум, укрепившись в Господе, отвлекает душу от долговременного худого навыка, тогда сердце как палачами бывает казнимо умом и страстью, влекущими его туда и сюда .
21.5 Кто сверх должного насладился телесными удовольствиями, тот сторично отплатит за этот излишек различными страданиями .
21.6 Грешащему не по нужде, трудно бывает каяться, ибо невозможно утаиться от Божией правды.
21.7 Если кто, явно согрешая и не каясь, не подвергался никаким скорбям до самого исхода [из этой жизни], то знай, что суд над ним будет без милости .
21.8 Истинно кающийся подвергается поруганию от неразумных. Но это есть для него признак угодности Богу его покаяния .
21.9 Если кто впадет в какой-либо грех, и не будет скорбеть о том в меру преступления, то легко опять впадет в ту же сеть врага .
28.1 Не думай, что ты стяжал добродетель без скорби: такая добродетель ненадежна [не опытна] по причине покоя [твоего при стяжании ее] .
28.2 Исполнив заповедь, ожидай искушения; ибо любовь ко Христу испытывается трудностями .
28.3 Желающий избавиться от будущих горестей должен охотно переносить теперешние. Ибо таким образом, мысленно изменяя одно на другое, он чрез малые скорби избежит великих мучений .
28.4 Не ищи совершенства его [Закона] в добродетелях человеческих, ибо совершенного в них нет: совершенство его сокрыто в кресте Христовом .
28.5 Поношение от людей причиняет боль сердцу, но бывает причиной чистоты для того, кто его переносит .
28.6 Заповедь Христова, добросовестно исполняемая, по множеству скорбей сердечных дарует и утешение, впрочем то и другое приходит в свое время .
28.7 Желающий избавиться от будущих горестей должен охотно переносить настоящее. Ибо таким образом, мысленно изменяя одно на другое, он чрез малые скорби, избежит великих мучений .
28.8 Когда вследствие обиды раздражается твоя утроба и сердце, не печалься, что промыслительно пришло в движение скрывавшееся внутри тебя зло. Но с радостью низлагай возникшие помыслы, зная, что вместе с тем, как они истребляются при своем появлении, истребляется вместе с ними и зло, лежащее под ними и приводящее их в движение. Если же помыслам позволяют коснеть и часто появляться, то и зло обычно усиливается .
30.1 Если увидишь, что кто-либо лицемерно хвалит тебя, то в другое время ожидай от него порицания .
30.2 Имеющий какое-либо дарование духовное и сострадающий тому, кто не имеет его, этим сочувствием хранит свой дар. Кичливый же потеряет свой дар, будучи поражаем горделивыми помыслами .
30.3 Уста смиренного говорят истину, и противоречащий ей подобен слуге, ударившему Господа по щеке .
30.4 Не возносись познаниями [заимствованными] из Писания, чтобы не впасть умом в дух хулы .
30.5 Не покушайся разрешить дело темное и запутанное посредством спора, но молитвою и непоколебимой надеждой .
30.6 Когда заметишь, что помысел обещает тебе человеческую славу, знай наверняка, что он готовит тебе посрамление .
30.7 Если хочешь, чтобы Господом были покрыты грехи твои, то не высказывай перед людьми, если имеешь какую добродетель. Ибо, как мы поступаем с нашими добродетелями, так Бог делает с нашими грехами .
30.8 Если увидишь, что кто-либо по поводу бесчестия крайне болезнует сердцем, то знай, что он тщеславен, и теперь с неудовольствием пожинает плоды семян, которые сам посеял в сердце своем .
2-в. Мир душевный и рассудительность.
35.1 Мир [душевный] есть избавление от страстей, которое нельзя обрести без воздействия Святого Духа .
36.1 Кроткий по Богу из мудрецов мудрец, и смиренный сердцем из силачей силач, поскольку они несут иго Христово разумно.
36.2 Ничего не думай и не делай без цели ведущей к Богу, ибо бесцельно путешествующий напрасно трудится .
3. Любовь к ближним
44.1 Есть обличение [ближних] по злобе и чувству мести, и есть другое: по страху Божию и [любви к] истине .
44.2 Переставшего грешить и уже кающегося больше не обличай. Если же по Богу, как говоришь, хочешь обличить его, то прежде открой перед ним свои грехи .
44.3 Лучше благожелательно молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении .
44.4 Не желай слышать о чужих лукавствах, потому что при этом черты тех лукавств запечатлеваются и в нас .
44.5 Слушатель худого бывает и худым вестником .
4. Приложение.
Дар учительства.
53.1 Если ты получил от Господа жребий учить других, а тебя не слушают, то мысленно скорби об этом, явно же не возмущайся. Так ради твоей скорби ты не будешь осужден наряду с тем, кто не внимает тебе, а за свое возмущение не будешь искушен [чувством вражды] .
53.2 Что говорится вообще многим, то бывает всем полезно; каждому же свое указывает при этом совесть.
53.3 Кто с первого слова не послушает тебя, не принуждай того спором; но лучше привлеки на свою сторону ту прибыль, которую тот отвергнул. Ибо твое незлобие выгоднее тебе его исправности .
53.4 Говорящий правильно должен и сам благодарить Бога, как от Бога принявший то, что следует говорить. Ибо истина есть дело не говорящего, но действующего Бога .
53.5 Не берись обличением врачевать того, кто хвалится добродетелями, ибо один и тот же не может быть и любителем показности, и любителем истины .
53.6 Мужа сильного не обличай в тщеславии, но лучше укажи ему на тяжесть будущего бесчестия, ибо этим способом разумный удобнее принимает обличение .
Страница сгенерирована за 0.06 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.