13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Слова 31-40.
Слово31
1) Что ни потерпим здесь, там будет воздаяние неописанное; будем же тещи не леностно трудным путем нашим, в след Святых, прошедших им, кои такие же были люди, как и мы.
2) Перечисляет подробно всех, несущих разные
службы по монастырю, и дает всем заповедь: делайте дела свои, как пред Богом,
как дела Божии, во славу Божию.
1) Так как вы так усердно и внимательно слушаете смиренное слово мое, то и я полон усердия к оглашению вас, и как бы ненасытен бываю, сея в священные души ваши словеса смиренных уст моих. В настоящее время труд подъемлем мы - оба, я - говоря, вы - слушая, и в дело производя и исполняя говоримое и слышимое; когда же придет время жатвы и собирания плодов; тогда в радости и веселии будем о том, из-за чего трудились, воздыхали, бедствовали, утомлялись, печальны бывали, покоя не знали, поникали главою, падали духом, не зная как быть, - прискажу еще, - алкали, жаждали, оставили родителей, друзей, братьев, родных, родину, и всякое земное благо мира сего, - будем в веселии, приемля воздаяние от праведного мздовоздаятеля - Бога, во веки веков. - И какие воздаяния? Слава и честь нувядаемые и вечные, радость и веселие и жизнь неизъяснимае и неугасимые, насыщение ненасытимое, и наслаждение на насдаждением оными благами, невиданными, неслышанными и неговоренными, царство небесное, сыноположение и наследие Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога и Царя веков. Взирая на сие, не будем разленивиться и малодушествовать, какие бы ни случились с нами (здесь) прискорбности в наших занятиях и трудах, когда заставляют нас делать то одно, то другое, и когда при послушании и подчинении приходится испытывать остны (остна, с ц-сл. зараза - А.Л.) в сердце; но, по Апостольскому слову, задняя забывая, в предняя простираться будем, по намеренному теча к почести вышняго звания (Фил. 3:13), и соревнуя в любви божественной тем святым, которые совершились или чрез мученичество, или чрез чистое житие. Что же? - Они разве не были люди такие же, как и мы и одинаковыми с нами причастные страстям? - Но поелику восхотели, и возлюбили преизбыточно: так что и нам можно, поколику восхощем, и приблизиться к Богу и жить жизньй высокой.
2) Молю вас, будьте внимательны к послужениям
вашим и придежно трудитесь в них: писец в доброписании стройном и одинаковом с
любовью и терпением; келларь в келларствовании, в неутомимом удовлетворении
телесных потреб, в давании и принимании неленостном, с подобающей мирностью,
благопристойностью и извинениями, когда требуется; землекоп, в раскопывании
виноградника; и что бы другое кто ни делал, по земледелию, переноске тяжестей и
под., без роптания, не забывая стихословия (повторения какого-либо стиха из Псалтири),
храня молчание и бегая празднословия. Садовник и огородник трудись в
возделывании сада и огорода, и доставлении братству вдоволь овощей и плодов;
повар в приготовлении яств, перенося жжение огня и хлопотливость всякую по
своему делу безропотно; больничник - во всеусильном попечении об упокоении
немощствующих братий, кому пищу более пригодную доставляя, а кому - слово
утешения и умиротворения, во уврачевании душевных и телесных болестей; канонарх
- в устроении и блюдении стройного и благочинного пения и внятного чтения.
Таким же образом лампадо-вжигатель, приготовитель пергамена, хлебопек,
ножевщик, трапезарь, золотарь, медник, кровельщик, портной, а также
привратники, будильщики, сторожа, попечители, учители, - наконец жконом и
помощник эконома, - и все - делайте дела свои, как пред Богом, как дела Божии
во славу Божию.
Слово32
1) Путь царский - все делать по уставу; отступающий уклоняется или в излишество, или в умаление; позволительно и отступление, но с ведома игумена, без чего оно не кончается добром.
2) Подвиг новоначального отвыкнуть от душевного и
плотского, и привыкнуть к духовному; но когда он вкусит духовной сладости,
подымаются иные трудности от бесов, тягчайшие; кто отдает себя руководству
игумена безопасен и здесь.
1) Как при каком-либо путешествии, сначала непривычность к такому труду делает шествование тяжелым и притрудным, с продолжением же его, когда мускулы поразомнутся и плод поразмякнет, оно бывает менее трудно и тяжело, и более споро: так бывает и когда мы шествуем путем Господним. Дал уже нам Бог, по испытании трудностей и искушений, познать и увидеть, какой путь прямой и какой заблудный и как мало по малу достигнуть конца его. Будем же шествовать путем царским, измеряя версты его, как сказали отцы и избегая обоюдосторонних стремнин, т. е. как недостаточества, так и излишества, что бывает, когда кто начинает действовать не по уставному правилу, или по положенной заповеди, в пище, питии, бдении, стихословии, в читании на память (псалмов и молитв), в молитве, в молчании и в сокровенном делании сердца. Позволительны и отступления от обычного во всем этом порядка, но надобно, чтоб это делалось с совета и ведома. И скажу вам, что хотя я грешник, но все с ведома моего делаемое и все мне открываемое свет есть; укрывающийся же от меня во тьме ходит и не видит, как несется в стремнины пагубы, и, думая угодить Богу, прогневляет Его, бывая и для других виновником преткновения. Итак, чада мои, идите тою дорогой, которой держаться призывает вас закон послушания, не беритесь понять неудобопонятное для вас и не пытайте не поддающихся пытливости дел послушания и моих разнообразных игуменских распоряжений.
2) Подвиг для новоначального - отбросить мирские
обычаи и нравы и оставить прежде образовавшиеся стремления сердца, и как от
бури и треволнения, от непостоянных забот и страстных дел вступить в пристань
безпопечительности и боголюбия. Но не меньший, лучше же сказать, гораздо
больший и труднейший подвиг есть, - по вкушении покоя чрез убежание от мирского
мятежа, соблюсти себя неуязвленным: ибо здесь иные в нас возстают помыслы, иные
на нас нападают пираты на море жития сего - демоны, покушающиеся потопить ладью
души нашей и со всяким несомым ею добром. Но если мы будем усердно пользоваться
благоприятными ветрами смиренномудрия и не уничижим достоинства нашего кормчего
чрез самовольное согласие (на иное направление ладьи своей), то несомненно
достигнем в пристань Царствия Небесного. Будем же, чада мои, мудры, как змии
и цели, как голуби (Мф. 10:16), делая дела добрые и преподобные и трудолюбно
прилежа каждый к рукоделию своему. Блаженны терпящие и смиряющие себя, а не
кружащиеся, как облака, и всуе иждивающие час за часом и день за днем, кои ни
нам, ни Господу не угодны.
Слово33
1) При ведении из слова Божия, как жить, надо воспоминать жития святых, кои делом то исполнили, - начиная страхом Божиим и кончая глубоким смирением.
2) Не следует величаться естественными дарами - голосом, пением и под., но всем украшаться смиренномудрием, из коего всякое добро, и ради коего все дары благодати.
3) Смиренномудрствуя преуспевайте во всех
добродетелях; паче же в борьбе с похотью, отражая первые прилоги, и ограждая
себя даже от них.
1) Слова к вам моего смирения не суть ни законодательские, ни властительские, ни пусторечивые, как думаю, но увещательные и утешительные, приводящие на память учение и жизнь божественных отцев наших. Уже открыла нам божественная благодать, что преподобно и праведно и благочестно; и вы точно знаете, куда и как должно направлять свое шествие, чтоб улучить Царствие Небесное. Воспоминайте же и помните изо дня в день, в чем спасение Божие, и каковы были божественные деяния преподобных отцев, и по их образцу живо расписуя души свои красками благоговеинства, представьте в себе подражание жизни их. Они началом и концом подвижничества своего имели страх Господень, глубокосердечный. От сего возсияло в них высокое пред Богом смиренномудрие, силой коего они не только ни во что вменяли все сатанинские сети, но связав самого сплетателя их, положили его в подножие ног своих, попираемое и посмеваемое, по слову Евангелия (Лк. 10:19). Из многих святых приведу вам в пример того, о ком было вчерашнее утреннее чтение. Читалось о преподобном Сильване, и уши ваши внимали слову сему. Знаете, каким прекрасным показал он себя, после вступительного изречения обетов, и как поразил диавола оружием смирения и потопил в море слез и, возшедши на высоту нашего добрейшего жительства, один показал в себе совершенный образ великого отца нашего Пахомия. Почему, не смотря на то, что жил не долго, явлен предпочтенным Феодору освященному, Петронию треблаженному, и Орисию всепетому, и всему оному священному братству, так как перенесен был от зде на небеса при Ангельских песнословиях.
2) Так велик божественный дар смиренномудрия! И нет никого из святых, который бы угодил Богу не этим достоинством. В него и вы облекитесь; и отвлекшись вниманием от доброгласия, мелодий, приятного чтения, и прочих естественных даров и способностей, все усилия устремим на достижение сей цели. Я не то хочу сказать, что следует совсем забросить сказанные добрые качества, но что их надо почитать второстепенными, и так их поставить, чтоб они шли позади госпожи добродетелей. Ибо если мы, по причине сказанных добрых качеств, или пред худогласными величаемся, или пред неучеными гордимся, или пред нехорошо и неучено превозносимся, или пред безголосыми и худо поющими поднимаем брови; то всуе весь труд наш, не в цель пускаем мы стрелы, а против себя самих и, по такой оплошности, делаем сами себя добычей зверя из бездны, диавола. Не так, чада мои, не так; но будем со смирением и беседовать, со смирением и работать, со смирением и читать, со смирением и петь, со смирением и ходить, со смирением и пищу вкушать, со смирением и ответы давать, - и все - со смирением; и увидим, коль сладок, коль достолюбезен, коль пресветл плод сей добродетели, делающей нас подражателями Богу, Который говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:29). Ибо в ней - во истину обитает покой, ради нее волны благодати в душах воздымаются, чрез нее чистота сердечная возсиявает, от нее бывает обильное излияние слез, из нее ключом бьет сокрушение, в ней - мудрость, разум, благоговение, воздержание, безмолвие, и всякое другое добро и есть, и видится, и славится.
3) Таково слово мое о преподобном смиренномудрии.
Вы же, чада Божии и чада моего смирения, прияв его, как семя, плодоприносите,
яко земля добрая, кто тридцать, кто шестьдесят, кто сто, в соответственных
дарам Божиим доброделаниях, и храните себя от всякого злого и лукавого дела,
бегая продерзости, ища братолюбия, отвращаясь от злоухищрений, любя
безпопечение; ибо говорится: незлобивии и правии прилепляхуся мне (Пс.
24:21). Да не любит кто одного кого паче других, да не держит смелого обращения
безбородый с безбородым, да не остаются они в местах скрытных и невидных. Но
стойте все против обходов диавола непобежденными, угашая пожар похотей
божественными молитвами и воззваниями. Что страсти приходят, - дело обычное; но
наш долг отталкивать их с первого их появления. Пришел враг, устрелил и убежал.
Смежи очи души своей, когда искуситель наведет какое воображение непотребное.
Отбрось подальше удицу сласти, когда горький ловец во грех введет в сердце
приманку к нему. Заткни уши свои, когда начнет простирать к тебе льстивую речь
нашептавший смерть в уши Евы. Не коснися, ниже вкуси, ни осяжи (Кол.
2:21), когда приготовитель и подноситель греховных сластей приступит к тебе,
сидишь ли ты или ходишь (дома ли ты, или в пути). Не принимай; затвори себя со
всех сторон; будь град огражден; будь стеной медной и камнем неподвижным, чтоб,
сколько бы ни устремлялись на тебя ветры, пребыл ты неколеблемым. Мужественно
отражай демонов, да явишься добрым воином Господним, носителем язв Христовых,
мучеником благодати, и возымеешь дерзновение сказать с Апостолом: подвигом
добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: прочее соблюдается мне венец
правды (2 Тим. 4:8).
Слово34
1) Для предупреждения возмущений против порядков, надо давать знать настоятелю, как только заметит кто замыслы и стачки.
2) Обычно же делай всяк свое дело, терпя и борясь
со страстьми и похотьми.
1) Будем пребывать в том, к чему приставлены, не будем замышлять ничего, что превышает меру нашу, и если случится что такое, не будем упорствовать в том. Чадо! если увидишь частные содружества и партии, отвратись от них; и если кто приступит к тебе с подобным предложением, отскочи от него, и даже выслушать его не соглашайся. Беги, как от огня, когда услышишь какие речи, могущие поколебать веру твою к настоятелю и ослабить любовь твою к нему. Ибо вред от сего, мало по малу входя в сердце, дойдет до самых основ спасения. Кроме меня не имейте таинника и тайноводителя, если хотите быть настоящими моими послушниками, и не презирайте злых речей, как ничтожных, говоря: велико ли то и то, чтоб заниматься тем. Не так, дети мои, не так; но когда кто уклонится в неверие к общему вреду, прибегите и все расскажите. Может быть, иной невежественно и неразумно возразит: но за это братия осудят меня и возненавидят! - И это не так: ибо если это будут не истинные мои чада, то что тебе похвала их? Истинные же всеконечно последуют тебе и похвалят тебя. Одним словом, умоляя вас, напоминаю, - всецело и во всем положитесь на меня; и никто ничего не имей утаенного и неоткрытого мне: иначе это превратится в жестокую язвину.
2) Продолжая прежние ваши добрые делания,
сподвизайтесь и единодушно доводите до конца ваше в Господе течение, и все
переносите доблесно и поношения, и труды, и утеснения, и разжжение плоти, и
омрачение помыслов, и прилив лености и уныния, и все другое, обыкновенно с нами
бывающее, единую во всем имея помощь от непостыжающего упования на Бога и
строгого исполнения заповедей Господних с пребыванием в памяти смертной и
отсечением своих хотений. Так удостоитесь вы венца мученического и
ликовствовать будете с Ангелами в Царствии Небесном.
Слово 35
Проявления действий в нас Духа Божия, и духа лесча, указываемые с тем, чтоб зная то, о первых ревновали, а от вторых отвращались.
Всегда с неистовством устремляется против нас
враг; но всегда обращается вспять божественными силами и молитвами отца моего и
отца вашего; и лишь тогда находит себе добычу, когда кто даст ему место,
отгоняя от себя Духа Божия и вселяя духа чуждого, который и научает его делать
и говорить, что сам любит. Чтоб научиться нам распознавать оба сии воздействия,
укажу вам отличительные черты того и другого. Имеющий Духа Святого являет
радость, мир, долготерпение, любовь, - и слова произносит, сладчайшие паче меда
и сота; ибо они, как сказал Господь, исходят от избытка сердца, в просвещение и
утешение приемлющих оные. Непрестанно слышится от них: "прости, или
благослови, отче, неразумен я, один грешник, недостоин сопричисляться к
братству, ниже я всякой твари". Говорить так и чувствовать есть признак,
что мы имеем Духа Святого. Желаете ли слышать, какие признаки духа противного?
Вот: кто имеет его, сердце того изрыгает ярость, гнев, осуждение, оклеветание,
неверие, отвращение, ненависть, дерзость, непослушание, противоречие, упорство.
От такой души отбежали свет, святость и преподобие, отступили смирение,
сокрушение и терпение, изсякли слезы, плач, и болезнование сердечное, отлетели
созерцание небесное, память о смерти и об имеющих сопровождать ее по смерти
Ангелах, скрылись во мраке забвения мысли о всемирном предстоянии пред страшным
судилищем Христовым, о грозном суде и своей безответности во всем, что думано,
говорено и делано, с самого рождения, а не со времени только поступления в
монашество. Все сие излагаю вам, чтоб вы видели, чего держаться и чего избегать
должно. Ибо у меня одно желание и одна молитва, чтоб все вы соделались сынами
света и дня, наследниками Божиими, сонаследниками же Христовыми, сосудами
избранными и освященными, единым Духом во едино сочетанными, да делом познаете,
и сердцем испытаете сказанное Св. Давидом: се что добро, или что красно, но
еже жити братии вкупе, мирно и единодушно (Пс. 132:1).
Слово36
1) Подвиги необходимы; но как за всякий есть свое воздаяние, то они не удерживают мудрых от преуспеяния.
2) К моему руководству, прилагайте и свое уразумение доброго и взаимно поощрение: ибо у нас дело общее.
3) Пребывайте в добром; храните ревность; держите
язык; берегите орудия и вещи, и молитесь.
1) Потребны нам труд, пот духовный, подвиг обоженный, ревность правая, течение душевное, чтоб, вступив в поприще состязания, добре достигнуть конца его, и по смерти преподобной, увенчаться венцами победы. Вы и сами по себе знаете, что труды отраждают упокоение, скорби вознаграждаются радованиями, стенания напаяют душевными утешениями, тесноты стяжевают простор, алкания и пощения возделывают безсмертные ликования, жаждания и гортани изсушение источают воду оную текущую в живот, о коей сказал Господь (Ин. 4:14), - и что вообще сеющие слезами, радостию пожнут (Пс. 125:5), как уверяет Псалмопевец Св. Давид. Сия весте, но блаженни есте, аще творите я, как написано (Ин. 13:17). Муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих (Пс. 91:7). Вы же умны, добросердечны, благоразумны, внимательны и разсудительны. Почему иные из добродетелей вы достигли, иные достигаете, - приложу же, что и еще достигать будете: ибо заповедь не имеет меры; но чем более кто познает Бога, тем более сознает себя далеким от заповеди.
2) Я даю вам законы, и руковожу вас, от одного удерживая, в другом утверждая, и указывая, куда направлять шествие свое. Вы верите мне во всем, и, как железо в руках ковача, повинуетесь, чего ни желаю я от вас по заповеди. - От сего безпопечительно плавание ваше и жизнь ваша безбедственна. Но вы и сами между собою, уразумевая, что добро и полезно, делайте то и напоминайте о том друг другу. Ибо все мы имеем в виду одно то, что обще всем полезно, как бы на корабле, по морю плывущем, находясь, где и кормчий и корабельник делом общим заняты бывают. В таком отношении состоим мы между собою, я и вы. Мое дело держать в руках кормило и бодренно вести корабль и очи имея обращенными на небо, присматриваться к звездам правды и по ним направлять плавание. Но и вам надлежить и бодрствовать, и делать всякому свое дело, и озираться кругом туда и сюда, чтоб не набежать на что-либо кораблекрушительное, на отмель или подводный камень, и снасти держать в порядке, где ослаблять, где подтягивать, и все потребное делать, чтобы корабль наш благополучно достиг пристанища спасения душ наших. Для сего оставили мы мир, обычаи его и все плотские удовольствия и утехи.
3) Пребудем братия в подвигах, терпеливо
упражняясь в должном; и я уверен, что получим венцы, сделаемся гражданами неба
и будем блаженствовать там, откуда отбеже всякая болезнь, печаль и
воздыхание (Ис. 35:10). Тверды будьте, восприимите силу, - и светильник
ревности вашей да горит в елее постоянного прилежания, чтоб не погас, и нам не
пострадать нежеланной участи юродивых дев. Стяжите, отцы честнейшие, безмолвие;
не говорю, чтоб вы совсем ничего не говорили, потому что это несовместно с
нашей жизнью, но чтоб не говорили о неподобающих вещах и не возбуждали (тем)
смеха: ибо от многословия не избежиши греха, уверяет премудрость: щадяй
же устне, разумен будеши (Притч. 10:19). Будьте внимательны в
исполнении послушаний ваших и небрежно действуя не портьте необходимых вещей,
телеги, например, или сохи, или топора, или чаши и блюда, или другого чего, -
от чего случится остановка и время, которое можно бы употребить на духовное
какое делание, истратится по пустякам. Молитесь также всегда, да послется вам
помощь свыше против невидимых и видимых врагов, во Христе Иисусе, Господе
нашем.
Слово37
1) При вере и любви ко мне будьте работящи; распорядители работ распоряжайтесь разумно и подчиненные исполняйте то верно.
2) Будьте чужды смехов и взаимно огорчений; друг
ко другу благи, и почтительны, и бегайте всего укорного и соблазнительного.
1) Молю Бога, да не оскудеет вера ваша и не охладеет духовная любовь ваша ко мне смиренному; но да будем все утвержденны в том же разумении (1 Кор. 1:10) и в одинаковой ревности к исполнению заповедей Господа нашего Иисуса Христа. Знаю, что вы злостраждете, испытываете лишения, подъемлете тяжелые труды, проливаете поты. Но не ослабевайте, умоляю вас, любви ради Господней, и продолжайте терпеливо подвигом добрым подвизаться, да в ликовании увенчаны будете на небесах. Желал бы и я трудится вместе с вами, если б не болезнь ног моих, желал бы и я вместе с вами исходить на дела и смирять работою тело свое. Ибо блаженно по силе трудиться вместе с братией, и преподобно участвовать в полевых работах их. Вы такими трудами освящаете тела свои и души свои делаете безстратнейшими, как поистине делатели Господни, если только в надлежащем разуме соблюдаете повеленное, - т. е. если преимущие и распорядители со страхом Божиим и с сотраданием к братии делают распоряжения, а подчиненные сохраняют к преимущим покорность и послушание. - Смотрите же вы, распорядители, не налагайте труд на труд, и распоряжайтесь не безсострадательно и не безпопечительно, но праведно, благосердно, братолюбно и разсудительно: ибо не все братия равны нравом, возрастом и силами. С этим только условием получили вы начальствование над братиями. И блаженны вы, если будете так действовать; ибо великие дары и блага будут вашим достоянием в вечности. Смотрите и вы, подчиненные, смиренно принимайте распоряжения первенствующих и действуйте благопокорливо от сердца.
2) Да не будет у вас смеха в преогорчение
Господа, да не будет празднословия в опечаление Духа Святого, да не будет между
вами и неприязненной друг к другу горечи. Ибо Апостол сказал: всяка горесть,
ярость и гнев да возмется от вас со всякою злобою (Еф. 4:31); и еще: всяко
слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию еже есть благо к созиданию, да
даст благодать слышащим (Еф. 4:29). Бывайте же друг к другу благи
(Еф. 4:32), тихи, братолюбны, терпяще друг друга любовию (Еф. 4:2),
друг друга тяготы носяще (Гал. 6:2), снисходяще, прощающе, почитающе
друг друга и уступкою преимущества, в благоговении и страхе Божием. Если вы так
ходите, и если такую ведете жизнь, то вы святые мои, паче же Божии, вы Ангелы
его на земле, поклонники державы и служители славы Его, наследники Царства
Небесного, сожители святых и жители рая, коим дано наслаждаться отложенными для
них недомыслимыми благами. Почему о том моюсь, прошу и умоляю, да направляются
стопы ваши всегда по Богу, да возмогаете в державе крепости Его, да не будет
среди вас соблазна, или преткновения, ни смертного преслушания, ни бедственного
роптания, ни мертвительной продерзости, ни укорного какого желания злого, или
другого чего запрещенного и преступного. Свет разума Божия да предшествует вам
во всяком движении и деле, мирное устроение да руководит вами, и тишина
братолюбия да господствует в вас. - Господь Бог да приставит к вам Ангела
мирна, верна наставника, хранителя душ и телес ваших, в денноночное отгоняние
от вас злых демонов, и в руковождение вас в благожизнии!
Слово38
1) Образ жизни в послушничестве выше всех: его и Господь избрал.
2) Теките же добрым сим путем, терпя и не зная
утомления: ибо вот-вот смерть, и всему конец; но при сем и других добродетелй
не забывайте, паче же любви.
1) Прошу и молю, стойте, терпите доблесно, благодушествуйте, мужайтесь, помышляя, какой славы сподобятся треблаженные и святые послушники. Всеконечно, каждый в каком чине жизни благоугодил Богу, сообразно с тем получит и благая своя в будущем веке. Но какой чин лучше? - Вонмите! Велики служащие Богу в горах, вертепах и пропастех земных (Евр. 11:38), отшельники, столпники, затворники, и другим каким образом жизни прославляющие Бога. Но, как вам известно, Господь наш Иисус Христос, раздаятель недомыслимых благ, сошедши на землю, не пустынный, не столпнический и не другой какой возлюбил образ жизни, но благоволил состоять в послушании. Ибо Сам сказал о Себе: снидох с небесе не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца (Ин. 6:38). И еще: яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю: но пославый Мя Отец, той Мне заповедь даде, что реку, и что возглаголю (Ин. 14:10; 12:49). Также лентием препоясался Он и, рабий зрак прияв, умыл ноги учеников, отирая их лентием, и сказал об этом негде в другом месте: Аз посреде вас есмь, яко служай (Лк. 22:27). Если же, как видите, Он, владыка сый всяческих, благоволил, паче всех других, восприять наш послушнический образ жизни; то как вам не радоваться, как не ликовать, как не восторгаться от того, что вы жительствуете подобно Господу? После сего, есть ли для вас что другое, более достойное ублажания? И можно ли вам большее иметь расположение к другим видам жительства? Итак, не ублажайте другого образа жизни паче вашего, если добре его проходите. Почему и в Герондике, или в сказаниях о св. старцах из трех тружеников чрез откровение явлен был более славным послушник, паче пустынника и больного, благодушно с благодарностью переносящего болезнь. Ей, говорю вам, велик наш образ жизни и всесвят; и вы, добре совершив течение ваше, прославлены будете с Авраамом, с мучениками возликовствуете и водворитесь с праведными.
2) Теките же добре, не останавливайтесь, и да не
обуморит вас завистливое око диавола. Помажьте ноги ваши елеем терпения, чтоб,
разогревшись душевными стремлениями, были вы довольны к совершению своего пути.
Облекитесь в одежду правды и радования, пейте воду чистоты и целомудрия, и не
говорите: доколе же? Это слово ленивых. Мы не тысячелетни: ныне-заврта смерть.
Каждодневно полагая сие пред очи ума, мы добре творим, шествуя законом
отеческим. С сим законом сообразовались отцы наши в немногие дни жизни сей. Да
будет же в вас, по святой молитве отца моего, милость, мир, любовь,
незавидование, независтность, степенность, добрая послушность, слово благо,
сотрудничество, взаимное сочувствие, смиренномудрие. Так живите, и так
действуйте!
Слово 39
Предзрите Господа пред собою, да не подвигнитесь ни на что худое; нудьте себя на добро, поминая об исходе, и паче о страшном суде и его решении.
Храните между собою любовь в союзе мира, и имейте
Господа, яко одесную вас сущего, да не подвигнитесь ни к похоти, ни к гневу, ни
к зависти, ни к смеху, ни к празднословию, ни к чему другому чему, чрез что
можете попасть в какую-либо петлю пленки адской, которая как бы ни была мала
удержать вас во власти ада. Помните, что говорит св. Дорофей?! Орел, говорит,
пусть весь свободен и только одним когтем зацепился, все же в сети есть, и
ловец без труда или берет его или подстреливает. Внимайте же себе, и нудьте
себя; ибо нудящих себя есть царствие небесное. - Какой страх и трепет имеем мы
сретить во исходе своем, если будем нерадиво проводить жизнь свою, особенно же
в тот страшный день, когда Архангелова труба возбудит всех людей, - всякий
народ, всяко колено и всяк язык?! Помыслите, что будет тогда? Судия всех
возсядеть на престол суда, и несметные тьмы св. Ангелов станут окрест Его,
потом пред всеми обличая дела, слова и помышления каждого, по роду их, по лицу,
по месту, по времени и по образу совершения, - и все сие в одно мгновение;
наконец отыдут, говорит Писание, сотворшие благая в жизнь вечную, а сотворшие
злая в муку вечную, где плач и скрежет зубов, огнь неугасающий и червь неусыпающий,
и сообщество страшных, безобразных демонов. - Куда же мы пойдем? - В жизнь
вечную, для вечного пребывания с Господом, если до конца жизни сохраним страх
Божий и любовь к Богу, - такую, чтоб из сердца взывалось: кто ны разлучит от
любве Божия? (Рим. 8:35).
Слово40
1) Страх Божий отвращает мечи врага нашего.
2) Переносите оскорбления.
3) Не хвастайте внешними преимуществами, но будьте смиренны и покорны.
4) За это будете с мучениками.
1) Из долговременного опыта вы вполне познали богоугодный образ жизни в иночестве. Не колеблитесь же отнюдь и не выступайте из доброго разумения вашего. Любите заповеданное вам и соблюдайте то во всем; пребывайте и в любви ко мне, как я люблю вас паче всего на свете. Но у врага много обходов, и он удобно сеет между нами и в нас зло. И те только, которые проникнуты страхом Божиим, далеко от себя отвращают мечи его ослабевшие в конец, по священноглаголивому Давиду (Пс. 75:4; 88:44), бодренно предаются подвигам благочестия и всеусердно прилежат небесным созерцаниям и деланиям.
2) Вот я, как бы вместе с вами суще, вижу и слышу, как исторглось жестокое слово против кого-либо из братий, - укор, поношение, или другое что. Но ты, брате мой, прияв такое оскорбление, не превращайся в зверя лютого, и не малодушествуй; будь тверд и непоколебим. Ибо поношение и посрамление падают на того, кто изрыгает их, а кто безстрастно принимает их, тому принадлежит победа; он является человеком Божиим, а тот - рабом неключимым, губящим себя в час оный.
3) Прошу вас настоятельно, - не бранитесь, не оскорбляйте друг друга, не поднимайте высоко бровей, не великоречьте, и не хвастайте, как лучше поющие, как более трудящиеся, как более благоговейные, или иной раз, как по мирски более благородные, и более благообразные лицем. Об этом не леть есть и глаголати. Но во всем облекайтесь в смиренномудрие, чрез подчинение и полушание повергая себя пред Господом и пред начальствующим по обители.
4) Шествуйте путем сим, - и не всуе будет труд ваш, и не безуспешны подвиги. Се благовествую вам пред лицем Господа Бога нашего, Святых Его Ангелов и всей твари, что вы, совершив добре течение свое, станете ликовать с мучениками, лоно Авраамово будет лелеять вас вечные веки и хор праведных приимет вас в среду свою.Страница сгенерирована за 0.05 секунд !
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.