13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Слова 251-260.
Слово251
1) От болезни своей - переходит к мысли о смерти и от страданий в болезни - к мукам вечным.
2) Сказывает, как в тогдашнем гонении одни прославились, а другие посрамились и совсем потерялись.
3) К последним - слово сожаления, обличения и
устрашения последствиями.
1) Болел я, и молитвами вашими оздоровел опять. Но доколе будем мы опять таким образом возвращаться к здравию? - Придет всеконечно смертный час, когда не будет иметь места это возвращение; придет и отдалит меня от вас и перешлет отсюда во иную сторону. Однако поэтому вам не следует помышлять о сиротстве: ибо не ложен сказавший: не оставлю вас сирых (Ин. 14:8), - и: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28:20). Кроме того, - увидим друг друга в день оный; но - когда бы можно было сказать: в радости неизреченной и в жизни нескончаемой! - А что перестрадал я во время болезни, знаете; как, будучи схвачен ознобом, подвергся я нестерпимому трясению, как скоро потом был объят палящим жаром целый день. - Страдая так, я подумал тогда в себе самом, - не так ли и в будущем веке от мук в тартаре будут переводить в геенну огненную, так что двум, или и больше того, мукам будет повинен бедный человек? Но одной или двум подвергнется кто там мукам; из здешних страданий можно заключать, сколь нестерпим гнев Божий на грешников, и от сего объявшись страхом и трепетом, принять решение всячески попещись не впасть в нестерпимые оные муки.
2) Вот и настоящее гонение для одних послужило поводом к проявлению добродетели, и они просияли яко же светила в мире, слово животное придержаще, в похвалу мне, если можно так сказать, в день Христов (Флп. 2:15,16). Сколько добра они сделали? И какого усовершения достигли? Что и себя самих спасли и спасают, став опытными чрез подъятие искушений и очистившись, как злато в горниле, чрез перегорение в огне скорбей и страданий, - и других привлекают к тому же, явясь таким образом спасителями многих и своих, и чужих. Для других же, впрочем очень немногих, гонение было поводом к делам злым, по причине их самопроизвольной жизни, не стесняемой законом послушания и оставляющей им свободу совершать свои стыдения. Почему очень уместно сказать, о них словами Писания: потемне паче сажи вид их (Иер. 4:8).
3) К таковым и я возопию: сыны беззаконные, вы
оставили Господа, изменили законы монашеского жития, право ступать не умеете,
но как хромые шатаетесь туда и сюда; отстали вы от спутников своих и стали
женолюбивы; иные из вас живут одни; другие же рабов нанимают, и даже в торги
пускаются, побуждаемые сребролюбием. Не страшит вас ни кара пророческая, ни
угроза Апостольская, ни увещания моего смирения. Один же из таковых, пленившись
красотою, поползнулся на хищение, и даже на отречение от Бога. - Что делаешь
ты, несчастный сын погибели? - Сколько раз пел ты: камо пойду от Духа
Твоего, и от лица Твоего камо бегу? (Пс. 138:7), или увлекшись совсем
хочешь ты сдружиться со змием, прельстившим Еву и вместе с нею изгнавшим из рая
праотца нашего Адама? Не думаешь ли еще отрещись от Христа, с коим сочетался
чрез обет девства и сочетаться с грехом, чрез который смерть вошла в мир? Не
слышишь разве, что вопиет Евангелие о действующих сим образом: червь их не
умирает и огнь не угасает (Мк. 9:44)? Не внемлешь тому, что говорит
Апостол: блудником и прелюбодеем судить Бог (Евр. 13:4)? Что
приобретаешь ты чрез совершение греха? Не мрак ли и пронзение сердца, как
мечем? Не низвержение ли в глубину отчаяния? Не самого ли, прельстившего тебя
сатану, который теперь понуждает тебя ухватиться за петлю, как некогда Иуду?
Отрезвись, омраченне; беги от сети смертной, погибельне; не давай себе
запутаться в пленке адской, чтоб потом здесь жить жизнью Каина, стеня, трясясь
и бегая всякого знакомого лица, и в будущем веке быть осуждену в геенну
огненную; когда приидет Господь прославитися во святых своих, и дивен
быти во всех (2 Сол. 1:10), верно ходивших по заповедям Его, - им
воздавая достойные награды, а противоположных им отсылая в уготованные им
нескончаемые муки.
Слово252
1) Богоявление приводит на ум величие благ от пришествия Господня на землю во плоти.
2) Что воздадим? - мы воздаем свою крестоносную в
подвигах жизнь, и настоящее исповедничество пред иконоборцами: только постоим
твердо в том и другом.
1) Се приближается праздник Богоявления, - и день радости при дверех, радости воистину великой, какой не было от века. Ибо Сын Божий грядет к нам, не в гаданиях и символах, как видим бывал Он ветхозаветными отцами: чрез рождение от Девы нисходя и самолично являясь нам, чего ничего не было блаженнее в родах родов, и ничего предивнее во всех чудесах, какие сотворил Бог от века. Посему Ангелы благовествуют о совершившемся таинстве; звезда указывает, что на земле родился пренебесный; пастыри спешат увидеть благовещенное им спасение; маги несут царственные дары, и поется необычайно новая песнь о необычайно новом деле Божием, коим в вышних Бог прославляется, на земле же мир водворяется, как свидетельствует и Апостол говоря: Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый: вражду плотию Своею, закон заповедей ученми упразднив: да оба созиждет во единаго новаго человека, творя мир: и примирит обоих во едином теле Богови крестом, убив вражду на нем (Еф. 2:14-16). Сие желали видеть от века пророки и праведники, но не видели, как только верою. Мы же и видели и руками своими осязали Его, как написано, - видели и возвещаем о сем Слове животном: живот явился, и мы прияли сыноположение (1 Ин. 1:1,2).
2) Но что воздадим Господу о всех, яже воздаде
нам? В ответ на это возгласил предварительно уже св. Давид: чашу
спасения прииму и имя Господне призову (Пс. 115:3). Но будем, братие,
радоваться, что и мы сподобились воздать воздаяние Господу о всех, яже воздаде
нам. - Какое же это воздаяние? Крестоносная жизнь, воспринятая нами, и исповедание,
в коем стоим и хвалимся упованием Славы Божией (Рим. 5:2). - И это надлежит
нам праздновать не один день, но чрез всю жизнь. Те, которые управляются плотью
и в плену находятся у страстей, ни праздновать не могут, хотя кажутся
празднующими, ни свободными быть, будучи рабами страстей, проданными под грех,
о чем и написано: всяк творяй грех, раб есть греха. Раб же не пребывает в
дому во век: Сын пребывает во век (Ин. 8:34). Так как и мы сподобились
названными быть сынами по благодати, то и в доме пребудем во век, аще точию
начаток состава даже до конца известен удержим (Евр. 3:14). Почему Духом
Святым будучи укрепляемы, будем стоять в монашеском нашем устроении и да
разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых дел (Евр. 10:24), - в
послушании, смирении, кротости, и во всех других прекрасных рачениях, не
ослабевая в своей доброй решимости, но усилия к усилиям прилагая, и это тем
паче, чем более приближающимся видим день Господень. Ибо приближается день сей
великий и славный, в который Судия всех открыто явится, и узрен будет во славе,
в коей виден был Апостолами в божественном Преображении, - и воздаст каждому по
делам его. - Буди и нам со всеми святыми узреть Его благоволителыим лицом
воззревающим на нас и приемлющим в царство Свое небесное.
Слово253
1) Странствующему в пустыне Израилю был обещан покой; но не все вошли в него. И нам обещан покой; и мы можем не все войти в него.
2) Как сделать, чтоб войти? - Не надо поступать
так, как те поступали.
1) Се переходим из года в год, из одного времени года в другой, от праздника к празднику, и остановки нет никакой в течении жизни сей. - Всяко однако должны же мы дойти до конца ее и войти в покой свой. Вшедый бо в покой Его, и той почи от дел своих, якоже от своих Бог, как написано (Евр. 4:10). Какой же это покой? - Царствие небесное, в которое подвигая нас, Апостол говорит: Потщимся убо внити в покой оный, да не кто в туже притчу противления впадет (Евр. 4:11). - Что он хочет сказать? То, что как Израильтянам обещал Бог, что введет их в землю обетования; - за тоже, что они потом оказались непокоривыми и преогорчали Его, не пришлось им войти: - так и мы, если будем непокорны заповедям Его, никак не войдем в царство небесное. Четыредесять лет, говорит Господь, негодовах рода того, и рех: присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путей моих: яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой (Пс. 94:10,11). Так было у них; у нас же не четыредесять лет, но в продолжение всей жизни каждого ожидается покорность. Почему если не постараемся исполнить все заповеди Божии, то Он и о нас скажет: не внидут в покой Мой. Но тех не вошедших кости пали в пустыни; если же мы не войдем, то и тела, и души наши ввержены будут в геенну огненную; а это наказание несравненно тяжелее того, ибо написано: отвергся кто закона Моисеева; без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает; колико горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, ею же освятися, и Духа благодати укоривый (Евр. 10:28,29).
2) Какая же причина преградила тем вход? Неверие,
ропот, хула, противоречие, ожесточение, гордость, блуд. Вот что погубило тех. -
Бежим же от сих страстей, как от лица огня, не неверуя обетованиям Божиим, но
веруя, что Он силен и исполнить, что обетовал; и роптать не будем (1 Кор.
10:10), ни хулить, ни ожесточаться, ни противоречить; будем же друг другу
блази, милосерди, прощающе друг другу, яко же и Бог во Христе простил есть нам
(Еф. 4:32), всегда мертвость Господа Иисуса на теле носяще (2 Кор.
4:10), всегда готовы будучи на смерть за Христа, всегда обновляясь молитвами,
молениями, слезами, созерцаниями небесных видений. Так жительствуя, внидем мы
не в землю, текущую медом и млеком, как древние, но в землю кротких, туда, где
источник жизни и бессмертия, где красота небесного Иерусалима, где радость и
веселье, где блистание блаженныя и живоначальныя Троицы!..
Слово254
1) Девство выше брачной жизни.
2) Благодаря Бога за удостоение нас сего звания, будем внимать, чтоб не пасть.
3) Какое к тому средство? Борьба и преодоление низшего высшим, к чему направлены все наши подвиги.
4) Приложу еще одно слово: брат Мемнон
возвратился: примите его с братскою любовью, как в притче отец принял сына,
отходившего от него.
1) В беге состязающееся на ристалищах однажды в год делают это, - и то на короткое очень время; за тем состязание прекращается: и победители, и побежденные, и зрители расходятся. Но совершающие поприще девства текут не один день, а всю жизнь; и путь их, и течение по нему невидимы, как невидима и брань, какую имеют они с невидимыми врагами. Девство есть величайшая добродетель, досязающая самого верха небес. - Люди по образу жизни на двое делятся: одни живут брачно, а другие безбрачно. Брачно живущие составляют низший мир, и безбрачные наполняют мир высший. Те подлежат работе тлению, а эти сподобляются блистать нетлением. И как если бы кто увидел человека окрыленным, справедливо удивился бы, как он имеет вид то человека, то Ангела: так и хранящий подвижнически девство странное некое зрелище представляет и для Ангелов, и для людей: во плоти он и выше плоти; в мире и выше мира; почему когда кто отрекается от мира, говорят, что он избрал образ жизни премирный: и Господь в Евангелии сказав: суть скопцы, иже из чрева матерня родишася тако: и суть скопцы, иже скопишася от человек: и суть скопцы, иже исказиша сами себе, Царствия ради небеснаго, приложил: могий вместити, да вместит (Мф. 19:12). Видите, что для многих дар сей невместим, и отложен только для тех, кои распинают себя образом жизни своей.
2) Будем же радоваться и срадоваться друг другу, - будем благодарить, безмерно благодарить, что, по человеколюбию Божию, призваны мы в такое достойное звание, коим Бог прославляется и коему люди удивляются. И не только это, но и жизнь будем вести, сколько можно, внимательнейшую, потому что многие падали с такой высоты, как в давние времена, так и ныне, одни надмившись превозношением, другие поражены быв беспечностью и нерадением, из коих то и другое пагубу душе причиняет.
3) Какое же средство избавления от сего? - Птица в полете своем имеет средство избавления от беды; ибо когда почует близость ловца, расправляет крылья, перелетает в другое место, - и избегает уловления. Так и мы, когда ловец душ наших диавол приступит, тогда, как окрыленные духом, воспарив созерцанием горе, взыщем вышних и горняя возмудрствуем (Кол. 3:1,2). Подлагает ли он сласть похотную? Мы восставим чувство благородства души. Выдвигает ли действо греха? Мы всею мыслью обымем строгость суда. Так противопоставляя одно другому, и помыслы помыслами отражая, спасемся от всегубителя. Какой же потом конец подвигов? Для плотских борцов - венец тленный, а для нас нетленный; для тех - радость временная, а для нас веселье вечное. И блаженны мы, аще дерзновение и похвалу упования даже до конца известно удержим (Евр. 3:6). Почему, прошу, пребудем в молитвах и молениях, в сокрушении и слезах, в смиренномудрии, послушании, исповедании, и в других подвижнических деланиях, и с Божиею помощью одержим победу над врагом. Но об этом довольно.
4) Теперь о брате Мемноне. Так как он, хоть
как-нибудь, опомнился и возвратился; то нам надо приять его, да не како
многою скорбию пожрет будешь таковый (2 Кор. 2:7). - Имею однако ж
сказать вам при сем - что всяк творяй грех не только раб есть греха (Ин.
8:34), по слову Господа, но и мерзок для любителей добродетели и, может быть,
иной устыдился бы облобызать его, чтоб не запятнаться грехом его. Но поелику
Господь наш Иисус Христос, расточившего все свое с блудницами, блудного сына не
отверг, когда он возвратился, - то и мы не оттолкнем от себя, но приимем брата
сего дружелюбно, и возвеселимся о возвращении его с благодарностью и помолимся
о спасении его. - Так исполняя заповедь, как ученики Господа Спаса нашего,
достойны будем наследовать царствие небесное.
Слово255
1) Сколько у нас скончалось братий в изгнании за иконопочитание и от мук? Это свидетели истины православия. Еретики ничего такого не представляют: ибо чувствуют, как нетверды основы их. Мы же назданы на основании Апостолов и Пророков.
2) Для спасения нам остается только наздавать на
сем основании злато и сребро и камение честное, т. е. святую и непорочную
жизнь, очищая ее покаянием, коль скоро случится согрешить в чем.
1) Почил брат наш Феодор, - один из лучших, и по послушанию искусный, и по исповеданию надежный, раны приявший за Христа, в темнице и в изгнании окончивший жизнь. Что может быть радостнее сего? Столько братий наших (до сотни и с прибавком простирается число их) в какие места заброшены были, там, возсияв подобно звездам, оставили и священные тела свои во свидетельство православия ныне живущим и последующим родам. Я говорю не о нашем только братстве, но о братиях и из других монастырей, в изгнании окончивших жизнь свою. Вот величайшее утверждение церкви Божией! Такой облак имеет она свидетелей о поклонении иконе Господа нашего Иисуса Христа, Пречистыя Богородицы и всех святых Его: так что, если б ничего другого не имели мы в руках, этого одного достаточно б было в доказательство истины для тех, кои имеют здравый ум. Да постыдятся же противники православия! Ибо кто из них, борясь за свою веру, подъял когда-либо такие страдания? Никто и никогда; но они, подобно ночным животным, в ночи своей ереси парят и смелы бывают; когда же появится свет дня и православие воссияет, как денница, они укрываются в норы своего лукавого мудрования. - И пусть их плутают при свете своего огня, ими самими зажженного. Мы же, Господом назданные на основании Апостолов и Пророков и Богоносных отцов наших, пребудем твердо укорененными и на последующее время, ни мало не колеблясь от человеческих устрашений.
2) К получению спасения нам предлежит еще только,
по Апостольской заповеди, наздавать, на основании веры своей правой, злато,
сребро и камение честное, а не дрова, сено и хврастие (1 Кор. 3:12) - сию
пищу огня. Кто так утвержден, того ничто не может поколебать в его вере в
Господа. Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва,
как написано (Гал. 3:13). Не попустим же себе опять попасть под клятву. Христос
омыл нас в крови Своей, банею пакибытия и обновлением Духа Святаго; не дадим же
себе отнюдь опять возвратиться к срамным делам, от которых отказались. Если же
не сделаем так, то, в день откровения своего, Он может сказать нам: Я сделал
вас Своими стелесниками, вы же уды Мои сотворили удами блудничими; Я омыл вас
от грехов ваших, так что вы не имели скверны, или порока, или нечто от
таковых (Еф. 5:27), - вы же опять обложили себя зловонием страстей и очернили
себя скверною грехов; Я исполнил вас обильно умным светом чрез Духа Святаго, а
вы ум свой сделали жилищем неистовых страстей; Я сделал вас сонаследниками
вечных благ, вы же избрали быть лучше сонаследпиками противника Моего: отыдите
же от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф.
25:41). Но да не будет нам никогда услышать такой страшный глас и испытать
такой нестерпимый гнев. - Почему со всяким рвением возревнуем стяжать чистоту,
слезы, сокрушение сердечное, исполняя свои послушания безропотно, бодрствуя в
деле Божием день и ночь, чтоб враг, прокравшись, не поглотил невнимательной
души. Когда бы нам и при бдении избежать козней змия! При дремании же как
достигнуть сего! Но скажет кто; немощно и поползновенно естество наше. Согласен
с этим и я, - в том же естестве состоя. Но прошу вот о чем: как только случится
что такое, тотчас да будут - раскаяние, исповедание, сокрушение сердца, и живое
стремление к восстановлению прежнего доброго состояния. Так действуя
каждодневно, достигнем искомого; достигши искомого, и желанный глас: приидите -
услышать сподобимся, и царствия небесного наследниками соделаемся.
Слово256
1) Праздновать праздники в духовных утешениях должно.
2) Праздники проходят и жизнь вся пройдет: не будем забывать о сем, и всегда быть готовыми к исходу.
3) Благоустрояя для сего жизнь свою, по внешнему и паче еще по внутреннему человеку.
4) И ни от чего не отступая, что для сего
потребно.
1) Праздники прошли, как Рождества, так и Крещения Господня, которые мы сподобились спраздновать в честь Господа Бога нашего, и в такой крайности нашей. Не печалимся однако ж об этом, но радуемся очень, что за Того, Кто нас ради себе умалил, зрак раба приим (Фил. 2:7), мы изгнание терпим и живем в чужой стороне. И что другое значит праздновать, как не прилепляться к Богу, чрез удаление от вещественного и беспристрастие к миру и всему мирскому. Ибо что скажем о тех, кои живут в пустынях, горах и пропастях земных? - Не празднуют они? - Да они еще лучше других празднуют в безмолвии своем, - возвышеннее и Боголепнее, чем те, которые имеют возможность проводить праздники в утехах, пирах, ястьях и питиях, забывая, что сами себя прельщают, - которых потому и Писание окаявает, говоря: возвеселистеся на земли, и насладистеся: упитасте сердца ваша аки в день заколения (Иак. 5:5): ибо таковые уподобились свиньям, готовым на заклание; имже бог чрево и слава в студе их (Фил. 3:19); так что у нас лучше праздники празднуются, если внимаем себе, и достойную нашего звания и исповедания Христа проводим жизнь.
2) Не будем однако ж выпускать из виду, что дни наши бегут, как на конях, и время, как некое кружащееся колесо, одних вводит в жизнь чрез рождение, а других выводит отсюда чрез смерть, не в одном однако ж возрасте и не в одинаковом благовремении, но и старцев прежде юнейших, и юнейших прежде старцев, отца прежде чад, и чад прежде отцов, иной раз многих вместе всякого возраста людей. Так благоволил установить Бог, чтобы мы, по причине безвестности часа смертного, каждочасно уготовляли себя к исходу. Будем же трезвиться и бодрствовать, чтобы смерть, нечаянно настав, не застала нас неготовыми; раскаемся тогда, но без пользы и плода. Не знаете разве, как в предыдущие дни нечаянно впал я в болезнь? и вмале не вселилась во ад душа моя? И хотя в настоящее время я поправился, но это конечно не навсегда. Должно же будет мне, уже состаревшемуся, наконец, оставить вас и переселиться к отцам и братиям моим: только молитесь, чтоб это случилось в полном моем во Христе сознании, и с совершенным очищением совести за всю мою жизнь. Тогда объятый мучениями от болезни, я помышлял, и говорил сам себе: если эта мука такова, то какова же будет в будущем веке? Если в эти три или четыре дня невыносим мы страданий, как стерпеть вечные муки?
3) О сем и вам советую размыслить, и всегда о сем помышляя жить внимательно, - по внешнему человеку, - со всяким благоговеинством и смиренномудрием, трудолюбием и терпением, - а по внутреннему, - со всяким хранением сердца, не попуская нашептывать нам и нападать на нас змию великому, лукавому и злому, и не делая храма Божия обиталищем страстей, но всячески стараясь чистыми себя представить Господу, и еще здесь, прежде будущего века, начать жить блаженною жизнью.
4) Ибо что блаженнее, как жить в мире с Богом
чистым сердцем. Чему однако ж невозможно быть, если не предшествуют труды,
молитва, слезы, сокрушение, рвение, горение духа; хотя и при них враг не
перестает нападать и возжигать в нас брань, без предъявления, нечаянную и
невидимую. Делает же он сие, поелику видит, что мы стремимся взыти на небеса и
сподобиться там радости неизглаголанной. - Но как во истину недостойны
страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8:18); то
всеусильно, всею крепостью веры и надежды будем подвизаться так вести брань,
чтоб расстраивать все козни демонские, подражая состязающимся на ристалищах,
которые так усиливаются бежать, что в конце бега задыхаются и близки бывают к
обмороку. Но у них бег часовой и венец тленный; а у нас брань на всю жизнь,
почему и венец нетленный, и все другие награды вечные, кои получить и буди нам
благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа.
Слово257
1) Подражать надо св. отцам; но подражай тем, кои одного с тобою рода жизни: иначе вред выйдет.
2) Вот примеры... кои и приводятся.
3) Не берись не за свое: киновит ты? - Киновитам и подражай... указываются лица.
4) Пустыня пустынникам; а ты терпи общежительские
тяготы, как и я.
1) Читая жития отцов наших и обозревая их, изумляемся им. И справедливо. Ибо воистину дивны отцы наши, потому что, во плоти сей Ангелоподобно жительствуя со всем бесстрастием, угодили Господу. Но должно не дивиться только им, но и подражать, сколько возможно; и подражать с рассуждением, т. е. киновит подражай киновиту, безмолвник безмолвнику, пустынник пустыннику, игумен игумену. Ибо какая польза подражать тому, кто не одинакового с нами чина жизнь проходит, а другого. От этого не только никакой пользы не получим, но встретим и явный вред. Многие, по Боголюбию, оставив свой чин жизни, и устремясь к другому, свой потеряли, а того желаемого не достигли.
2) В доказательство чего, оставя древние о сем сказания, воспомянем то, что в нашем роде случалось. Какую пользу принес так называемому псаломщику восход на столп? Не снесли ли его оттуда в исступлении? - И ныне он ни киновит, ни столпник. Какую пользу принес тот же столп и некоему Саприту? Не сошел ли он с него ради православия, но потом не впал ли в ересь, сделавшись предателем, и теперь не самый ли он жестокий в ряду гонителей? - Но взглянем и на наше братство: наш Петр, устаревший в послушничестве и добре в нем преуспевший, не ушел ли в пустынь, благочестием влекомый? Но как оттуда воротился, и какой имел конец, знаете, видев то своими глазами. Также Амфилохий, еще и теперь живущий, не стал ли сначала столпником, потом затворником, а теперь срамничает, шатаясь туда и сюда.
3) Все сие было и бывает, по искушению от диавола, который внушает браться за не свое, чтоб довести до потери и своего. Чего ради Апостол вопиет: кийждо в немже призван бысть, братие, в том да пребываете пред Богом (1 Кор. 7:24). Безмолвником ли призван? - нечего тебе думать об общежитии; киновитом ли призван? Нечего тебе гадать о безмолвничестве. Каждый в своем чине угождай Господу. Каждый в своем чине имеет примеры, по которым и должен благоустроять свою жизнь. Ты подражай просиявшим в общежитии. Каким же это? Не древним только святым, но и тем, кои в нашем братстве и были и есть. Поревнуй блаженному Домитиану, коего вера огненна. Поревнуй блаженному Зосиме, коего послушание нелицемерно. Поревнуй блаженному Марку, который, принимая оскорбления и обезчещение, как добрый почет, умел хранить свое устроение непоколебимым. Поревнуй Терентию, который, многие годы служа больным в кухне, никогда не поддавался малодушию и не уклонялся от труда, но даже, когда предлагали ему перейти на другое послушание, не соглашался, желая лучше злострадать в обычном своем послушании. Поревнуй и другим братиям, многим, отличавшимся в своих послушаниях, коих имена в книге живых. Вот кому подражай, а не пустынникам.
4) Пусть пустыня и горы останутся для Аввы
Иоанникия и подобных ему; ты же возлюби послушание и своей воли отсечение. Тот
в настоящее время не терпит гонения, а ты гоним за правду. Тот не заключен в
темницу, ты же в темнице пребываешь Господа ради. Тот не бит, а ты потерпел
побои за Христа. Все такое, тобою претерпенное несравненно выше покойного
пустынного пребывания. - Скажу нечто и о себе самом я смиренный. - Поелику я
недостойно поставлен во главу вас; то оставить ли мне настоятельство и
удалиться в пустынь, или начать другой, какой представится, род жизни? Но так
поступать несвойственно ни главе, ни пастырю, который душу свою должен положить
за овец своих. Да и вам не подобает ни замышлять, ни делать что-либо, иное от
того, что вы теперь есте. Ибо от сего бесплодие и нестроение предлежащей жизни,
а от терпеливого пребывания в порядках заведенной послушнической жизни всякое
благоплодие духовное. Почему всякий, как Бог ущедрил его и как Господь позвал,
- так пусть ходит, так жительствует, так благоугождает Господу, да сподобится
услышать: Добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя
поставлю: вниди в радость Господа твоего (Мф. 25:21).
Слово258
1) Указав, что есть монах,
2) изображает, в чем нынешние монахи отстали от прежних,
3) напоминает, что это противно слову Божию, и
4) как удобно оказаться в сем исправными, - с
побуждениями к тому.
1) Ничего нет блаженнее нашей жизни, ничего нет возвышеннее нашего жительства; если только как называемся, так и живем, а непротивное имени имеем жительство. Монах есть тот, кто на единого взирает Бога, Бога единого желает, Богу единому прилежит, Богу единому угодить старается, мир имеет к Богу, и мира между другими виновником бывает. У кого же этого нет, а напротив есть рвение, зависть, разделение, тот слеп есть, мжай, забвение прием очищения древних своих грехов, как написано (2 Петр. 1:9).
2) По какой же причине я это сказал, знаете вы, виновные. И говорю, что не для того сделал это, чтоб опять огорчить вас, но чтоб утвердить вас на будущее время не впадать в те же погрешности. При отцах наших не принималось оглаголание, но услышавший оглаголание или уши затыкал, или оглаголанное обращал в добрую сторону. Ныне же мы легко открываем слух оклеветающему и слушаем его с таким желанием, с каким никогда не слушали возглашаемых в церкви чтений. При отцах наших ничто не говорилось не преподобно, но всегда тихо и чинно; ныне же говорят с гневом, криком и искажением лица: чего что может быть безобразнее? При отцах наших не было ропота, но каждый принимал с благодарением, что давалось, и от этого горькое было сладко и неприятное приятно; ныне же мы ропщем, осуждая то и это, не только сами в себе, но и при всех, чтоб побольше наделать ропотников, и побольше Бога преогорчить.
3) Не подобает сему так быть, братия мои, не подобает. Не монашеское это дело, и не мал грех, грех осуждения и досаждения: ибо сказано, что досадители царствия наследити не могут (1 Кор. 6:9). Но и роптать не малый грех, - как написано: ни ропщите, якоже нецыи от них (Израильтян в пустыне) ропташа, и погибоша от всегубителя (1 Кор. 10:10). И буесловие немалый порок; ибо написано: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию еже есть благо к созиданию веры, да даст благодать слышащим: и не оскорбляйте Духа Святаго Божия, имже знаменастеся в день избавления (Еф. 4:29,30). Не видите, чем угрожает Апостол? - тем, что, буесловя, мы Духа Святаго прогневляем. Или не боимся, что в день суда должны будем дать отчет во всяком слове праздном, как Сам Господь сказал?
4) Почему же после сего не внимаем себе? Почему
не готовимся быть в добром порядке пред тем, что имеет постигнуть нас? Тебя
разбранили? перенеси великодушно досаждение, подавив в себе огорчение, - как
делал св. Давид: смятохся, говорит, и не глаголах (Пс. 76:5).
Оскорбление таким образом пройдет, а добродетель твоя пребудет во веки. Пища
предложена не такая, какой тебе хочется? - Благодари и за ту, какая есть; ибо
что ты осуждаешь, почитая нехорошим, того другие желали бы хоть отведать. При
том, если не будет встречаться с нами что подобное, то чем же докажем мы свою
послушливость? Что и хвалиться ею? Ибо ни воздержанием, ни бдением, ни спанием
на голой земле, ни другим каким подвигом не можем мы оказаться так
благоискусными в житии, как отсечением своей воли, этим мученичеством,
неразлучными с киновийною жизнью. Отложите убо всяку злобу и всяку лесть и
лицемерие и зависть и вся клеветы, как заповедал св. Петр Апостол, яко
новорождени младенцы, словесное и не лестное млеко возлюбим, яко да о нем
возрастем во спасение (1 Петр. 2:1-3), если вкусили, что благ Христос
Господь, если желаем жизни вечной, если не отказываемся следовать добрым
внушениям, если не утомляемся и не падаем в духе, всегда возвращая себя от
погрешений и падений. Ибо таким образом бывая благоискусными, сподобимся
несомненно жизни вечной во Христе Иисусе.
Слово259
1) Помня, что даровано нам воплощенным домостроительством,
2) будем жить в обновлении жизни, по духу его,
3) бегая ветхости, именно - сласти похотной и зависти, от коих все зло, - и
4) ревнуя о всяком добре, любя и скорби из-за
него.
1) Как жаждущие хотят пить и алчущие есть, так должны мы вожделевать слышания слова Божия. Ибо от слышания его, мы приобретаем весьма многое: из беспечных становимся ревностными, из ревностных ревностнейшими. Какое же ныне слышится к нам слово? - так, говорит, возлюбил Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:16). И не просто - дал, но даже до смерти, смерти же крестныя (Фил. 2:8). Как? мы были порабощены диаволу преслушанием Адамлим, обладаемы смертью, проданы под грех, повинны тлению. Пришел Единородный Сын Божий, давший Себя в искупление всех, и не только избавил нас от власти смерти, но, омыв нас от грехов наших кровью Своею (Апок. 1:5), соделал наследниками царствия Своего, как написано. Видишь крепкую и сильную любовь Его? Видишь безмерную милость человеколюбия Его? Как непостижимы милости Его, и как неисследованны щедроты Его, которые богато излил Он на нас чрез Иисуса Христа Спасителя нашего!
2) Что же скажем на это мы бедные, и что подумаем? Возвратимся ли опять на грех? Возжелаем ли рабства? Изберем ли бесчестие, тление и осуждение? - Да не будет. - Иже бо умрохом греху, как еще будем жити в нем? Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся? Спогребохомся убо Ему крещением в смерть: да якоже воста Христос от мертвых славою отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем (Рим. 6:2-4). - Будем же, братие, ходить во обновлении жизни, как и обещались снова и при приятии схимы, будем жить в правде и преподобии, как подобает святым (Еф. 5:3), в мире и единомыслии, в честности, в благородстве и благоговении, во святыне и бесстрастии, не увлекаясь прежними в неведении нашем похотениями (1 Петр. 1:14), но как от огня убегая от прежних пристрастий, утверждены быв на камне веры нашей.
3) Вот что есть обновление! Что же ветхость? - Сласть греховная, коею быв уловлен праотец наш Адам, сделался изгнанником из Рая, и подпал под иго настоящей многоплачевной жизни нашей, - зависть, коею возгордевшись, Каин убил брата своего Авеля, за предпочтение даров его, после чего стенящим и трясущимся был он всю жизнь свою. От сих двух страстей неисчетное число зол вошло в мир: отсюда потоп, истребивший все живое на земле; отсюда горькая участь Содома и Гоморры, огнем и жупелом (серою) в пепел обращенных, в показание нечестия их. Видите, что наделал грех, и похоть очес с гордостью житейскою?
4) Но как сказано уже, милостью Божиею мы
воззваны, улучили свободу, востекли к всыновлению. Будем же стоять в свободе, к
коей освободил нас Христос, и в славе, коею Он прославил нас, сохраним себя, от
всего суетного отвращаясь, и все ради Христа ни во что вменяя, - бесчестие
почитая честью, скорбь радостью, раны наслаждением, гонение блаженством, смерть
жизнью, как почитали и ныне поминаемые святые отцы наши и братия, коих имена в
книге живых. Так жительствуя, и мы здесь явимся, яко светила в мире слово
животное придержаще (Фил. 2:15), в будущем же веке царствия Божия
наследниками быть сподобимся.
Слово260
1) Указав, как обозрение житий святых отцов оживляет в нас все доброе, и отрывает от всего недоброго,
2) приглашает подражать им всякого, по роду послушания своего,
3) да не будет у нас непослушания, лености и
ропотливости.
1) В дни сии, когда прочитываются жития святых отцов наших, какую великую почерпаем мы от того пользу, и какого радования причастны бываем, и сказать нельзя. Ибо что, скажи мне, сладчае, как обозревать бессмертные их деяния, чудеса и победы над бесами! Мне кажется, что даже камни чувствуют эту пользу, а не только разумный человек. От этого просвещается ум человека, отлагая омрачительное мудрование плоти; от этого душа умиляется, воспаряя к божественной любви. Истиннейше можно сказать, что это (т. е. собор святых) Божий рай Едемский, не вещественными растениями, а духовными разнообразными плодами наполненный и красящийся, где благоухает дыхание жизни, где змий не уязвляет, а язвы получает, не изгоняет, а изгнан бывает, как и подобает. И если царствие Божие внутрь нас есть, то не погрешит, думаю, кто назовет царством небесным святых, на коих почив, всеблагий Бог, как какой царь щедролюбивый, раздает дары рабам своим. Что мне после сего царства земные? Что суетная славишка и чрево, обреченное на упразднение? Что злато и сребро, и светлые одеяния, и всякая другая суетность? - И сравнения никакого не стоит все сие, как сопоставление света со тьмою, жизни со смертью, истины со сном.
2) Если же все сие так есть, будем радоваться радостию неизглаголанною и прославленною (1 Петр. 1:8), что улучили лучшую часть и что стали принадлежать к роду избранному, сияющему небесным благородством; и не только радоваться будем сему, но и поревнуем подражать их добродетелям, на сколько сил достанет, чтоб явно было, что не пустое имя носим, образ только благочестия имея, силы же его отвергаяся (2 Тим. 3:5). Как в аптеку приходя, всякий по своей болезни избирает врачевство; таким же образом и мы, желая добре подражать святым, будем избирать примеры, какие каждому сродны по его жизни и таким образом почерпать из их жития пользу себе. Я недостойный буду смотреть на достойно пастырствовавших; эконом - на верно и разумно экономствовавших; келларь - на рассудительно и добросовестно келларствовавших. Тоже самое пусть думает канонарх, гостинник, повар, трапезарь и все прочие, к какому бы послушанию кто ни был приставлен. Примеры добрые на всех найдутся, если захотим видеть их и подражать им.
3) Да не будет же ни у кого никакого
непослушания. Как только позван, тотчас являйся. А говорить: немного подожди -
и явлюсь, особенно эконому, небезгрешное и не недостойное осуждения дело. Никто
также не отказывайся от своего послушания, но благопокорно исполняй его, хоть
бы смерть: это будет настоящее монашеское совершенство. И ропотлив никто не будь,
осуждая наше место, яко не имеющее того и этого. Таковой повинен суду
возроптавших в пустыне, коих пагуба изумительна (Чис. гл. 16). - Но кто это
такие? - Невежды, нетерпеливые, младенцы умом, - недостойные даже того, чтоб
дышать воздухом, а не только получить столько утешений. - Впрочем всеблагий Бог
наш неразумных да вразумит, разумных да умудрит паче, и всех да спасет в
царствии Своем, во Христе Иисусе, Господе нашем.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.