Поиск авторов по алфавиту

Слова 221-230.

Слово221
 

1) Как после зимы расцветает и плоды дает царство растительное: так душа, после лишений, скорбей и притрудностей духовно расцветает и приносит плоды духовные, коими услаждается и питается Господь.

2) Будем же переносить все прискорбности и тяготы жизни нашей подвижнической, чтоб принести плоды, Господа усладить ими и напитать Его: ибо сего ничто не может быть блаженнее.

3) А что это так бывает, Сам Господь удостоверил: как же не переносить всякую прискорбность жительства нашего со всею радостью.
 

1) Зима прошла; наступила весна, и видим тварь Божию оживающею: растения расцветают, земля покрывается зеленью, пернатые распевают, все прочее обновляется, - и мы тем наслаждаемся и славим премудрого Художника всяческих - Бога, каждое лето как бы пересозидающего и преобразующего тварь свою, осязательно удостоверяясь чрез сие как невидимая Его от создания мира творенми помышляема видима суть и присносущная сила Его и Божество (Рим. 1:20). Нам впрочем не следует на этом одном останавливаться, но далее простирать мысленный взор свой, и в самих себе увидеть отображение происходящего в тварях. - Как? Чрез следующее сравнение: как этой видимой твари обновление причиною имеет зиму, в которую земля и все, что на ней, подвергается неприятному влиянию снегов, дождей и бурь; так бывает и с душою; что если она, прежде не перетерпит зимы скорбей, лишений и бедствий, то не даст цветов, не даст и плодов, а если претерпит все такое, то приносит ожидаемые плоды и получает за то благословение от Бога, как написано: земля пившая сходящий на ню множицею дождь, и раждающая былия добрая оным, имиже и делаема бывает, приемлет благословение от Бога (Евр. 6:7).

2) Будем же и мы переносить всякую скорбь, всякое лишение и всякое искушение, видимо и невидимо нападающее на нас в этот проходимый нами пост, в алчбе и жажде, и во всех прочих злостраданиях, чтоб явиться плодоносными и получить благословение от Бога; и не это только, но и чтоб напитать и странноприять Господа Иисуса: ибо как мы услаждаемся видением твари зеленеющей, цветущей и плодоносящей, так Он - видением души нашей, духовно цветущей и плодоносной. - Какие же это плоды? Любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22,23). Вот чем Он питается, чем услаждается. И блажен так питающий Его, потому он и Им за то будет питаем вечными благами. Блажен так странноприемлющий Его, потому что он и Им странноприят будет в царствии небесном. Земного Царя если кто примет в дом свой, как много радуется и веселится? - Не тем ли паче, приемлющий к себе Царя царствующих и Господа господствующих?

3) А что Он действительно приемлется, сие видно из Им Самим сказанных слов: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к Нему приидем и обитель у Него сотворим (Ин. 14:23). И опять: имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим: и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам (Ин. 14:21). - Если таковы обетования, то будем не переносить только все, но и с радостью сие делать, слыша, что говорит Апостол: ныне радуюся во страданиях моих о вас, яко исполняю лишение скорбей Христовых во плоти моей за тело Его, еже есть церковь (Кол. 1:24); и что говорит Св. Иаков: всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна, ведяще, яко искушение вашея веры соделывает терпение; терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершени и всецели, ни в чем же лишени (Иак. 1:2-4). Видите ли что в искушениях - радость и в скорбях - веселье? - Так жили святые; так понудим себя жить и мы, чтоб, понудясь по следам их шествовать, за то вместе с ними царствие небесное наследовать.
 

Слово 222

Перечислив подвижнические добродетели, в коих кто особенно преуспевал в пост, - прилагает: пребудьте таковыми навсегда не изменяясь с переменою времени.

Се уже на самых последних пределах поста находимся: ибо, как видите, кончается он. Из древних времен дошедшие до нас письменные свидетельства удостоверяют нас, что в это время возвращались обратно в свои обители блаженные отцы, в пределах св. града Иерусалима, в пустынях проводившие св. четыредесятницу, и как начатки теперь приносившие в дар великодаровитому Владыке и Богу высокие добродетели, в каких кто преуспел, наипаче в сих пустыннических подвигах. Немалое что и не недостойное приносите и вы, каждый по силе своей: один приносит госпожу всех добродетелей - любовь, другой Богосветлое смиренномудрие, тот христоподражательное послушание, этот неусыпное трезвение в молитве и псалмопении на бдениях, иной особенное усердие в исполнении рукодельных трудов; не недостойны похвалы и - пресечение рассеянности, удержание неблаговременных взираний, скромность в походке, благоразумие в ответах и взаимнообращении; не стану говорить об обуздании дерзости, об отложении многословия, о воздержании в пище, об отгнании многоспания, о внимании к стихословиям, и, наконец, что следовало бы поставить на первом месте, о блаженном и мученическом отсечении своей воли, которое, как единую истинную жертву, паче всего требует от нас Господь. Каждое из исчисленных качеств есть доброе и преподобное приношение; и дерзаю сказать, что из вас никто не явится тощь пред лице Бога, но всякий свое добро принесет. Наздали вы, таким образом, на основании своего подвижничества, злато, сребро и камение честное, - дела несгораемые на огне будущего испытания, а не такие, которые Апостол уподобляет сену, дровам и тростию (1 Кор. 3:12), каковы - грехолюбие, рабство страстям, срамословие, срамомыслие, тайноядение, лжесловесие, враждолюбие и другое все, подобное сему. Так как вы, в немногие постнические дни, соделались обладателями таких духовных сокровищ, то не попустим себе сгубить их, с переменою, или по причине перемены времени, не поддадимся супостату и противоборцу нашему. Но пусть изменяется время и дни настанут ины; но вы в своей покорности воле Божией и в своей к Нему любви пребудьте неизменны. Или, пожалуй, будьте изменчивы, только изменением благим, меньшее совершенство заменяя большим, из искры делаясь светильником горящим, из звезды изменяясь в луну, из луны преобразуясь в солнце. Только не стойте и назад не обращайтесь к утехам мира, преходящим как сон, но подвергающим вечному горению в огне. Итак прошу, как доселе пребывали вы в богоугодном благонастроении, так спразднуем и праздник Ваий, и совершим отверстие врат монастырских, приимем имеющих войти к нам, и свидание, и беседу с ними устроим так, чтобы все послужило во славу Божию, и чтобы видящие вас сказали, что Бог есть в вас, как в Храме Своем, по божественному Апостолу (1 Кор. 3:16). - Так действуя, мы и Святую великую Пасху спразднуем Богоугодно, сообразуясь страстям Христовым и светом воскресения осияваемы бывая.
 

Слово223
 

1) Напоминает о каком-то событии, яко искушении для всех, добре всеми пережитом.

2) Указывает как идет искушение на грех, и как сообразно с тем надо противодействовать греху: прилог отгоняя и прочее.

3) Чтобы и прилога не было не надо возвращаться на прежнее даже и мыслью, а внешне строго держаться порядка доброго поведения.

4) Паче всего берегитесь оставлять обитель.

5) Обще же, все у вас благообразно и по чину да бывает, - делайте все, как пред Господом.

6) Кончился пост; возблагодарим Господа; но не перестанем улучшаться.
 

1) Сказал Господь в Евангелии: Симоне, Симоне, се сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу: Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя (Лк. 22:31,32). Таковое нечто и над нами смиренными случилось. Но всеблагий Бог не оставил нас опечаленными быти паче нежели можем, но сотворил с искушением и избытие, яко возмощи нам понести (1 Кор. 10:13). Вы знаете, о чем я говорю. Принял я ваше братолюбное спострадание, как богоугодное, спасительное и похвальное, по сказанному от Апостола: Се сие самое, еже по Бозе оскорбитися вас, колико содела в вас тщание? Но ответ, но негодование, но страх, но вожделение, но ревность, но отмщение; во всем представисте себе чисты быти в вещи (2 Кор. 7:1). Такое ваше расположение есть истинно братское, какого требует и слово истины; ибо говорит: аще страждет един уд, с ними страждут вси уди; аще ли славится един уд, с ним радуются вси уди (1 Кор. 12:26).

2) Ты же посмотри мне, каково тщание и рачение у диавола; как он, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити (1 Петр. 5:8), кого схватить, как ловитву, отчасти, или всецело. Ибо он, когда ухватит кого отчасти, не довольствуется тем, но все простирается на худшее, пока не причинит смерти греховной, - именно: во первых покушается он сделать, чтобы мы приняли прилог, потом чтоб в сердце замыслили что-либо худое; осквернив же и заразив таким образом душу, он соблазняет ее выступить из пределов естества, и делает ее безумною, бессловесною и слепою, стремящеюся к недолжному: вместо света ко тьме, вместо сладости к горести, вместо жизни к смерти. Такова беда от искусителя. - Мы же, братие, всяким хранением будем блюсти свои души, не давая места диаволу, но тотчас отгоняя самый прилог; если будем побеждены в этом, по крайней мере, не оскверним сочувствием; если и тут потерпим неудачу, то не дадим себе долго пробыть в этом настроении, чтоб не склониться на грех.

3) Случается же сие с нами от прежних пристрастий и от воспоминаний. Но будем бегать пристрастий, будем бегать юношеских воспоминаний: ибо заходить туда и там бывать воображением, что другое есть, как не возвращение сердцем в Египет, чего беречься нам надлежит по внутреннему человеку; относительно же внешнего делать то, чему учит Апостол: всяко слово гнило да неисходит из уст ваших, но точию еже есть благо к созданию веры, да даст благодать слышащим. И неоскорбляйте Духа Святаго Божия, имже знаменастеся в день избавления. Всяка горечь и гнев, и ярость, и клич, и хула, да возмется от вас со всякою злобою. Бывайте же друг ко другу блази, милосерди, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам (Еф. 4:29-32).

4) При этом будем избегать оставления обители, как причины падения. Увы! Братья твои внутри двора, а ты вне? Братья твои в безмолвии, а ты в суесловии? Братья твои покоятся, а ты переходишь с места на место, туда и сюда? Отсюда соблазны; отсюда падения. Овца оторвавшаяся от стада, чему подвергается? Не добычею ли зверей бывает она? Так и бегающий от братства. Но да не будет сего, братия, отнюдь да не будет.

5) Все же благообразно и по чину да бывает у вас; все со вниманием и осторожностью; все как пред лицем Господа, видящего и сокровенное наше и явное, и что днем и что ночью, и все что бывает по всякому движению нашему телесному и мысленному; да будем таким образом не преткновенны и Иудеям, и Еллинам, и церкви Божией. - И об этом довольно.

6) Поелику же четыредесятница кончается, то дадим славу Богу, сподобившему нас совершить ее и давшему нам силу подъять обычные в продолжении ее подвиги. Се труд прешел, а награда пребывает; тело утончилось, но потучнел дух. Тучнейте и освещайтесь паче и паче, и всесовершен ваш дух, душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится (1 Сол. 5:23).
 

Слово224
 

1) Не престанем воспоминать о страстях и воскресении Господа, чтоб не быть уловленными от страстей.

2) Теперь весна, оживляющая все плотское: будем же осторожны и строги к телу.

3) Постом потрудились; но когда прошел пост, - не конец трудам: надо всю жизнь трудиться над собою.

4) Будем же так делать.
 

1) Сподобившись благодатью Христовою совершить Св. Пасху, возьмемся опять за дела свои, так однако ж, чтоб и работать, и вместе воспоминать о животворящих страстях Спасителя нашего Иисуса Христа и славном воскресении Его: ибо никак не следует допускать, чтобы, с минованием Пасхи, миновала вместе и память о сем. Но всегда будем приводить пред очи ума спасительные страсти Господа, Его распятие, погребение и воскресение, дабы, непрестанно занимая ум такими предметами, были мы неуловимы для страстей. Если же когда, по невниманию, и уловлены будем, то поскорее воззрим на распятого Иисуса, Господа славы, и тотчас воссияет исцеление душам нашим. Так и Израиль древле, когда ужаляем был змиями, воззревал на медного змия, и тотчас исцелялся (Числ. 21:11-19). Известно же вас, что злые помыслы ужаливают подобно змиям, вливая в душу яд, который со всем тщанием надлежит поскорее изъять, как только это случится, чтобы промедлением не сделать раны трудно излечимою.

2) Видите, теперь весна. Она есть родительница крови (а кровь - плоти). Плоть же похотствует на духа, как и дух на плоть (Гал. 5:17); так что усиление плоти ослабляет дух, а усиление духа ослабляет плоть. - Будем же осмотрительны и, в употреблении пищи, пития, сна и всего другого, станем держать строгую меру, чтоб иначе тело не взяло верха над душою, а напротив, чтоб душа одерживала победу над телом.

3) Бегущий на ристалище, не когда одну или две стадии пробежит, провозглашается победителем, а когда пробежит все (и первым прибежит к назначенной черте). Так и мы, не когда четыредесятницу, или пятидесятницу (проведем, как должно, уже победители есмы); но, говорю вам, что, если всю жизнь свою не пробудем в бдительном подвиге, то не избежим сетей диавола и победной награды не получим.

4) Почему еще и еще добрым подвигом подвизаться будем, еще и еще будем проливать пот для стяжания добродетелей, еще и еще утесним плоть, еще и еще поработим тело, еще и еще будем прогонять страсти, всегда мертвость Господа Иисуса на теле своем носяще (2 Кор. 4:10), всегда осуждение смерти сами в себе имея (2 Кор. 3:7). Ибо, конечно, и мы умрем так же, как отцы наши и братия, и преставимся отселе, - и отыдем в места странные, и увидим виды, которых не видали. Страшно слово о сем и в исступление приводит имеющего ум. - Почему в страхе и трепете пребывая, будем в строгом порядке держать свои чувства, и всячески оберегать себя от суетного слышания, от вредного видения, от изнеживающего запаха, и от всякого опасного шага, всех себя всецело посвящая Богу Святому, да благоугодив Ему, наследниками соделаемся вечных благ.
 

Слово225
 

1) Пасха прошла, и страстная прошла; но радование пасхальное и память о страстях Господа должны быть живы в нас; чтоб, живя, мы не себе жили, но умершему за нас и воскресшему Господу.

2) Посему и после Пасхи надо пребывать в подвигах духовных и телесных, не придумывая никаких к уклонению от того оправданий.

3) Укоряет, что говорил им, чтоб не сходились особно в тайных местах, а некоторые все же делали это; и указывает, как себя вести; когда сходятся вместе открыто для беседы; и как держать себя во всякое другое время.

4) Внушает поминать добрых братий отшедших, и подражать им, приводя в пример брата Дометиана.
 

1) Пасха прошла, и праздник кончился; но радование или празднование, если хотите, не прошло: ибо духовно нам должно всегда радоваться и праздновать, по слову Апостола: (Фил. 4:4). И страстная седмица прошла, но память о страданиях Христа Спасителя нашего да будет у нас всегда нова и жива, т. е. память о том, что Господь славы за нас распялся и погребен и воскрес в третий день, совоскресив и сооживотворив и нас с Собою, да мы живущи, не ктому себе живем, но умершему за нас и воскресшему (2 Кор. 5:15), так, чтоб с дерзновением могли говорить словами Апостола: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос: а еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене и предавшаго Себе по мне (Гал. 2:20,21). И вот какой вывод из сего Таинства: надлежит нам быть мертвыми для мира и жить для Единого Бога.

2) Посему и после Пасхи должны мы трезвиться и бодрствовать, молиться и сокрушаться, слезы источать и просвещаться, всегда мертвость Господа Иисуса на теле носить, каждодневно умирать произволением, всегда разлучаться мысленно с телом и отходить ко Господу, чрез удаление от мудровании плоти. - Не говори: теперь не четыредесятницы: для трезвенствующего всегда четыредесятница. Не говори: уж я давно подвизаюсь, и имею нужду в упокоении: здесь на земле нет покоя. Не говори: я устарел в добродетели, и не боюсь: страх изменения и падения никогда не должен отходить, ибо многих устаревших в добродетели низвергал сатана в ров греха в одно мгновение времени; так что мняйся стояти, да блюдется, да не падет (1 Кор. 10:12), и мняйся добре охраненным быть, да блюдется, не оставлен ли без всякой охраны. Да будет же у нас всегда охранение, и внимание, строгая мера и во сне, и в пище, и в питии, и во всяком другом, чтоб тело всегда было под гнетом и в порабощении, дабы иначе оно, как юное жребя, взыграв, не низвергло нас в стремнину греха.

3) Я наказывал вам в недавнем поучении не обособляться и не оставаться наедине в скрытных местах, а некоторые из вас все же были в них опять. Что хощете? с палицею ли прииду к вам, или с любовию и духом кротости? (1 Кор. 4:21). Всяко я говорил, и вы не послушались; всяко видели вы, что брат ваш понес за это епитимию, и вы не удержали себя. Внимайте, чтоб кто не впал в тот же род греха. Не напрасно и не всуе говорятся поучения. Несть бо нестроения Бог, но мира (1 Кор. 14:33). Вся убо благообразно и по чину да бывают (1 Кор. 14:40), да о всем славится в нас Господь. Оттуда и отсюда сходящиеся братия, внимайте себе, где и как сесть, и как сообращаться, не как получившие разрешение на все, но как связанные Духом, не как никем не назидаемые, но как назираемые Господом, видящим всякое движение и всякое действие ваше; не кружитесь туда и сюда, как влекомые, но будьте как отдыхающие в странствиях своих; внимайте рукоделию, молитвам и псалмопениям вашим; ничего не сокровиществуйте себе здесь сребролюбно, но довольствуйтесь тем, что есть. Ибо Господь Сам сказал: неоставлю тебе ниже презрю тя (Нав. 1:5); так что у нас всякий с дерзновением может говорить: Господь мне помощник и не убоюся что сотворит мне человек (Пс. 117:6).

4) Поминайте о братиях ваших, ихже взирающе на скончание жительства подражайте вере их (Евр. 13:7). Таков блаженный Дометиан, которого мы воспели, и память которого со святыми. Какую куплю совершил он? какую жизнь провел? - Не многими трудами и подвигами какое стяжал он вечное наследие? Был он человек бедный и незначительный по плоти; но поелику избрал он себе добродетель и возлюбил Бога; то Бог и возвысил его, по слову Писания: токмо прославляющия Мя прославлю; и уничижаяй Мя безчестен будет (1 Цар. 2:30). Радоваться и веселиться надлежит о таких братиях. Но какая от этого польза, если мы не привнесем к сему нечто и с своей стороны? Привнесши же по силе своей, будем иметь часть со святыми, во Христе Иисусе, Господе нашем.
 

Слово226
 

1) Будем держать себя, в мире бывая, так, чтоб заграждать уста тех, кои охочи хулить наш образ жизни.

2) Воодушевлением к сему да будет любовь к Господу, воодушевлявшая всех святых.

3) Если мы поддаемся иногда увлечениям, то это бывает по хладности любви нашей к Господу, которую потому и следует нам подносить и усилить.
 

1) Радостью радуемся, смиренные мы, видя вас каждогодно приходящими сюда и, как бы вторую Пасху, празднуем пришествие ваше. Но как вы приносите нам плотское, каждый - что рука его обрела у себя; так и мы, как бы в некое уравнение, предложим вам духовное. - Итак прошу вас именем Господа нашего Иисуса Христа, ходите достойно звания монашеского, достойно исповедания, исповеданного нами, и гонения, претерпенного за Господа, житие ваше имуще добро в мире, да о немже клевещут вас, аки злодеев, усрамятся видя на деле ваше доброе поведение (1 Петр. 2:12). Постараемся как для себя самих, так и для противящихся истине, твердо благоустроенною представить жизнь нашу, благое во взаимнообращениях соблюдая поведение и в добрых начинаниях руководясь добрыми правилами. В церковь ли собрались, будем соблюдать правило Апостольское. Кийждо вас, говорит Апостол, псалом имать, учение имать, язык имать... вся же к созиданию да бывают (1 Кор. 14:26); или проходим куда по нужде, - будем проходить благоговейно, чтобы на лице нашем как бы благодать некая просиявала в назидание видящих; или с женщиною случится вести беседу, будем говорить с нею с полным вниманием, скромно сдерживая очи от воззрений, чтоб не приять остна и стрелы в сердце.

2) Одним словом, все должно делать во славу Бога, возлюбившаго нас и предавшаго Себе по нас (Гал. 2:20). Коего любовь в исступление приводит любителя, не попуская ему принадлежать себе, но одному тому, кого любит он: что можно видеть и на любящих себя душевно, или плотски. - Когда муж любит жену, то всего себя предает любимой, ею одною как бы дыша, о ней непрестанно мечтая. Хоть на солнце ему укажи, не захочет смотреть на него, а только на свою вожделенную, хоть трапезу предложи, не захочет принять в ней участия, от желания быть с одною любимицею. - Но что краше Владыки Христа? Что сладостнее блаженной любви Его? Не есть ли Он красен добротою, паче сынов человеческих? (Пс. 44:3). Не есть ли Он сладость, и весь желание? (Песн. 5:16). Показывая сие, т. е. теплоту любви своей к Нему, святые взывают - кто: имже образом желает елень на источники водные: сице желает душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41:2); кто опять: любы Божия обдержит нас суждших сие: яко аще един за всех умре, то убо вси умроша: Христос же за всех умре, да живущии не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему (2 Кор. 5:14,15). Вот какою любовью возлюбил Бог мир! И вот как сильно и неудержимо Сам возлюблен был святыми!

3) Мы же, поелику любим Его не горячо, то бываем пленяемы помыслами злыми и пожеланиями плотскими, встречая потом скорбь вместо удовольствия, горечь вместо сладости, тревоги вместо мира. - Но пробудиться и отрезвиться надо нам, братие, и очистить душу от таковых пагубных пожеланий, чтоб возыметь обитателем своим Христа: ибо где чистота, там Христос. Такова блаженная и вожделенная жизнь; и так жительствуя, наследуем мы Царствие Небесное о Христе Иисусе, Господе нашем.
 

Слово227
 

1) Постом собрали вы духовных благ; теперь постарайтесь хранить их.

2) Для сего не надо предаваться беспечности, а строго внимать себе, и действовать с бодренною осторожностью.

3) Бегать греховозбудительных случаев, хранить чувства и особенно укрощать помыслы.

4) Если не будете так делать, впадете в грех; грех же сколько наделал и сколько делает нам зла?
 

1) Время призывает нас после Праздника опять к собеседованиям и обычным поучениям; и я приступаю к сему с усердием, ведая, что на сие учинен есмь, и что горе мне, если не буду возвещать вам слова истины, сколько сил есть. - Что же сказать мне вам в настоящее время? - Скажу, что как, пред сим, во св. Четыредесятницу, каждый из вас, собрав духовное богатство, как в некую пристань, вступил во Св. Пасху, неся с собою многие и добрые приобретения добродетелей, как то: пост, бдение, молитву, трудолюбие и другие подобные рачения преподобные: так теперь предметом заботы и попечения вашего, - не кое-какого, - должно быть, сохранение всего того.

2) Ибо не следует предполагать, что как бывает в видимой чувственной пристани, так и в духовной. Там, как только вступил кто в пристань и установился, предается бездействию и беззаботности на счет морских волнений и других бедственных случайностей: здесь же напротив, от покоя плоти сильнее рассвирепают страсти и духи злобы нападают неукротимее, как бури какие: дух блуда, дух чревоугодия, дух любостяжания, дух лености, дух печали, дух гордости. А при этом очень уместен страх, как бы и в пристани не пойти ко дну. Взглянул некогда Св. Давид неосторожно на жену Урии, и что пострадал, знают читающие (2 Цар. 11:1,4); яде Иаков и насытися, и отвержеся возлюбленный, говорит Писание (Втор. 32:15); осязал некто бессовестно, возгорелся похотью, и родил беззаконие.

3) Слыша сие, внимай; бегай мест и видов опасных по греховозбуждению; свяжи строгими правилами и глаза, и слух, и обоняние, и вкус, и осязание, ястие и питие, и сон, чтоб не потопили тебя волны страстей. Ведать также надлежит, что плывущий по чувственному морю, невольно подвергается бурям и треволнениям; переплывающий же мысленное море есть господин и бури, и тишины. Ибо если он мужественно отгоняет неуместные помыслы, то исполняется тишины, соплавателем имея Святаго Духа, как повествуется о св. Арсении. Но у кого чувства распущены, и кто не мешает подниматься в себе похотям наподобие волн, - тот сам для себя возбуждает злейшую бурю; и если он скоро не укротит взволновавшихся помыслов, то дойдет до того, чтоб жалобным гласом взывать: приидох во глубины морския, и буря потопи мя (Пс. 64:3). Я хочу сим сказать, - да господствует добрый помысл и лучшее да не препобеждается худшим; да властвует дух и да ведется он к лучшему.

4) Или не знаете, что наделал грех? Не ввел ли он в мир смерти? Не растлил ли землю? Не наполнил ли вселенную гробами, от начала мира доселе? - Ибо человек был нетленен до преступления заповеди? и ничего из сказанного еще не было на деле, пока первозданный пребывал неуклонно верным данной ему заповеди. Он и вечных мук есть виновник; он и неугасимого огня геенского есть поджожка; он и червя нескончаемого есть пища; он человека в чести сущего сделал подобным скотам несмысленным. Поелику он так многобедственен и смертоносен, то надо бегать его, сколько сил есть; и избрать добродетель, которая людей являет Ангелами, сопротивляется демонам, прогоняет все страсти, и наконец царствие небесное получает в награду, которое достигнуть буди всем нам благодатью и человеколюбием Господа нашего.
 

Слово228
 

1) Не предавайтесь беспечности: ибо смерть всегда близка; а по смерти суд и воздаяние.

2) Если земному царю служащие со страхом усиливаются исполнять все, и большое, и малое: не тем ли паче так поступать должны служащие Царю Небесному?

3) Будем же усердно исполнять все, и по богослужениям, и по послушаниям; особенно же мирны будьте между собою, и притом искренно.
 

1) Длительность настоящей жизни не скуку, или разленение и нерадение должно порождать в нас, но паче рвение, и ревностнейшее тщание о благоугождении Богу, так как мы всегда близки к смерти. Никакой раб, приближаясь к господину своему, или посланник к пославшему его дать отчет не предается беспечности, но столько бывает озабочен, что кажется вышедшим из себя. - Что другое и мы? И мы приближаемся к Господу нашему, лучше сказать, Господь приближается к нам, и страшное судилище Его, на которое все предстанем нагими и открытыми, чтобы дать отчет о пережитом нами, и получить за то или царство вечное, или муку вечную. Помышляя о сем, кто может предаваться беспечности? и не паче ли сильнее огня возгорится всяк рвением творить волю Господа своего, чтоб не оказаться таким же, как оный раб, что связанный по рукам и ногам извержен был из брачного чертога? (Мф. 22:13).

2) Если эти примеры не страшат нас, то постараемся живее представить себе будущее чрез сравнение его с тем, что бывает в настоящем. Не видим ли, как враги Царя, одни в темницах мучатся, другие бичами истязуются, те в ссылку ссылаются, эти очей лишаются, иные бывают в опасности лишиться самой жизни? - Но и те, которые ничем не провинились, с каким страхом и трепетом предстоят и служат, когда туда и сюда посылаются на войну и на другие тяжелые дела? И нет противоречащего, нет не повинующегося. Если так бывает у Царя смертного, не тем ли паче у бессмертного и единого Царя царствующих и Господа господствующих со страхом и трепетом должно сие совершаться и ничего кроме повеленного не делаться? Слышите, что говорит Слово Божие? - Или о богатстве благости Его, и кротости и долготерпения нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго Суда Божия: иже воздаст коемуждо по делом его (Рим. 2:4-6).

3) Да устрашает нас сие; и всякий день станем проводить со всем вниманием и бдительным самоохранением, рано утром, по знаку, тотчас живо вставая и сон прогоняя, и по трезвенной молитве в келлии и в общем собрании, принимаясь всякий за свое дело, - келларь в келларне, повар в поварне, и прочие все всякий на своем месте: нигде ропот, нигде преслушание, нигде крик, нигде противоречие, - ниже злость, скрытно держимая, чтоб по наружности только казаться мирным, внутри же питать злобу и, как только, случай, ужалить подобно змию, или отмстить подобно мстительному верблюду. - Случилось оскорбление и прошло. Но искренно ли совершилось раскаяние или прощение? Не распалитесь опять помыслами, и не покуситесь воздать злом за зло, или досаждением за досаждение, напротив благословите, ведяще, яко на се звани бысте, да благословение наследите. Хотяй бо живот любити и видети дни блага, да удержит язык свой от зла, и устне свои, еже не глаголити лести. Да уклонится от зла и сотворит благо, да взыщет мира и да держится его. Зане очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их: лице же Господне на творящыя злая (1 Петр. 3:9-12).
 

Слово229
 

1) Вся тварь празднует Воскресение Христово, покрываясь цветами и распространяя благоухание: и нам надлежит праздновать сей праздников праздник, распространяя от себя духовное благоухание, уготовав его в себе сочетанием всяких добродетелей.

2) Но в дни сии нам предлежит благоухать паче православием, по случаю иконоборчества, посрамляемого Самим Господом.

3) Будем же и веру правую держать и жизнью добродетельною благоухать.
 

1) К празднику Воскресения Христова и вся тварь, как бы мертвость некую, зимний печальный покров отложив, расцветает опять и как бы оживает: земля покрывается зеленью, дерева листьями, животные скачут играя, море успокоилось, и все преобразилось в лучшее состояние. - Но чего ради это сказалось у меня? - Вот чего ради, - что если бездушные и бессловесные твари так срадуются пресветлому Воскресению, и такой праздничный принимают вид; не тем ли паче мы, разумом и образом Божиим почтенные, должны благоукрашать себя доброю жизнью и благоухать духом? - Ибо воистину благоухание Христово есть тот, кто украшен добродетелью, как свидетельствует Апостол, говоря: яко Христово благоухание есмы Богови в спасаемых и в погибающих: овем убо воня смертная в смерть; овем же воня животная в живот (2 Кор. 2:15,16). При сем и то еще пригодно сказать, что и Адам, прежде преступления заповеди, был благоуханием Богови, украшен будучи бессмертием и нетлением и объят небесными созерцаниями. Почему, как древо некое цветистое и благоуханное по достоинству, водворен был в раю, ухая добродетелями. Можно здесь помянуть и то, как Исаак Патриарх, ощутив приятное ухание в сыне своем Иакове, сказал именно: се воня сына моего, яко воня нивы исполнены, юже благослови Господь (Быт. 27:24), конечно понимая сию воню духовно. - Будем же, братие, и мы благоухать благоуханием духовным, которое и уготовим в себе сочетанием всяких добродетелей, как некий искусный мироварец. Таковое миро благословенно; таковое миро Богу приятно; таковое миро привлекает Ангелов и отгоняет бесов; сим миром привлеченные чистые души текли в след Христа Господа, как поется в песнях песней (1:2,3). Так всегда должно быть.

2) Но в нынешнее время предлежит нам благоухать преимущественно православием, по случаю иконоборческого нечестия. Иконоборцы кричат: Бог бестелесен; Его изображать невозможно. - И думают, что изрекают, не знать, какую мудрость. - О несмысленные! Исповедуете ли вы Богом Господа Иисуса? Полагаю, что скажете: да. - Слушайте же что Сам Он говорит, являясь по воскресении Апостолам святым и посвящая их в сокровеннейшие и изумительнейшие таинства спасительной веры по неизреченному Своему снисхождению, касался Он пищи, для удостоверения в истине Своего воскресения, хотя плоть Его святая по воскресении не имела в том нужды, - вкушал и пил, и был осязаем, и думавшим, что Он дух есть, сказал: видите руце мои и нозе мои, яко Сам аз есмь: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща (Лк. 24:39). - Что скажет на это иконоборческий Христоборец? Имеет ли Господь плоть и кости? И может ли потому быть изображаем на иконе? - Если сего последнего нельзя, то и первого не было. Но, говоря, что имеет плоть, Он, - молча или подразумевательно, - свидетельствует Сам, что изображаем на иконе может быть: ибо сии две черты одна другую предполичают. Почему эти иконоборцы одинаковую с Манихеями муку приимут, погибель вечную, как написано (2 Сол. 1:9).

3) Мы же, братие, в православном мудровании, веруя, что и видеть можно Господа нашего Иисуса Христа на иконе и поклоняться Ему на ней, и упокоеваясь на сем, всю ревность обратим на то, чтоб достойную веры нашей и жизнь показывать чистую, безукоризненную, непорочную, чтоб ни на ту, ни на другую плесну не храмля, но и тою и другою благоискусно ступая, достигнуть нам царствия небесного.
 

Слово 230

Помышляя, до чего возвышенно естество наше вознесшимся Господом не допустим и помрачить его недостойною жизнью.

Праздников праздник для нас и при дверех сущее Вознесение Спасителя нашего, Иисуса Христа, - таинство великое и преестественное: ибо естество наше вземлется за пределы видимого неба, как написано: Бог, богатый в милости... нас мертвых прегрешеньми соживи Христом... и с Ним воскреси, и спосади на небесных во Христе Иисусе (Еф. 2:4-6), одесную Себе на небесных, превыше всякаго начальства и власти и силы, и всякаго имени именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем: и вся покори под нозе Его: и Того даде главу выше всех церкви, яже есть тело Его, исполнение исполняющаго всяческая во всех (Еф. 1:20-23). Видите, на какую высоту славы подъято человеческое естество? Не от земли ли на небо? Не от тления ли к нетлению? Сколько иной трудится, чтоб сделаться другом царю земному и смертному? Мы же, и притом суще отчуждени и враги помышленми в делах лукавых (Кол. 1:21), даром не только примирены Богу и Отцу Господом нашим Иисусом Христом, но и до всыновления возвышены. И ныне естество наше на небесах, от всякой видимой и невидимой твари покланяемое. Таково величие неизреченного человеколюбия благого Бога нашего! Помыслив о нем, и зная недомыслимость его для нашего ума, блаженный Павел, молится, да Бог Господа нашего Иисуса Христа даст верующим духа премудрости в познание Его... Яко уведети нам, кое есть упование звания Его, и кое богатство славы достояния его во святых, и кое преспеющее величество силы Его в нас, верующих по действу державы крепости Его, юже содея о Христе (Еф. 1:17-21). - Но что ведь и было! - Пришел Он к нам всеблагий чрез девственное рождение, поработился подобающим законам естества, взошел на крест, пригвоздив на нем еже на нас рукописание (Кол. 2:14), низшел в преисподняя земли, разрешив болезни смертные, воскрес, совозставив в Себе человеческое естество, наконец, вознесся во славе, явив Себя Ходатаем за нас Богу и Отцу. - Таково, вкратце сказать, значение сего св. Праздника! - Созерцая его и уразумев, что мы тело Христово есмы, благоговейно почтим дар, будем хранить свое благородство, не предадим благодати, не сотворим удов Христовых удами блудничими (1 Кор. 6:15), но еще паче очистим себя и в помыслах и в действиях, еще паче отрешимся от плотских похотей, воюющих на душу, житие наше имуще добро в себе самих (1 Петр. 2:12), мирное, благопокорное, послушливое, смиренное, благоустроенное, - каковое житие и есть житие блаженное. Утехи же и забавы, смехи и невоздержание предоставить надо плотолюбцам и животолюбцам, кои видяще не видят и слышаще не слышат, окамененное имея сердце, и отягченные ушеса, чтоб не различать добро от зла, свет от тьмы, жизнь от смерти. Мы же, братие, будем держаться исповедания, в коем стоим, и хвалимся упованием славы Божия (Рим. 5:2), емлемся за труды подвижнические, в коих подвизались святые, - в числе их и ныне песнословимый Пахомий блаженный, - здраво смотреть будем, здраво слушать, здраво осязать, всеми членами здраво будем пользоваться, да наследницы будем по обетованию жизни вечной.
 


Страница сгенерирована за 0.06 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.