13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
4. О воздержании, и о том, что должно соблюдать его не только относительно пищи, но и относительно движений души.
1 (Лат. 1). Однажды братья из Скита пошли к авве Антонию. Взошедши на корабль, нашли они одного старца, отправляющегося в ту же сторону. Братья не знали его. Сидя на корабле, говорили они об изречениях отцов и из Писания; рассказывали также и о рукоделиях своих. Старец все молчал. Вошедши в пристань они увидели, что и старец отправлялся также к авве Антонию. Когда они пришли к Антонию, он сказал им: доброго спутника нашли вы в этом старце! Сказал и старцу: добрых братьев нашел и ты, авва. Они хороши, отвечал старец, но у них двор не имеет ворот; кто хочет подходит к стойлу и отвязывает осла. Это сказал он потому, что они говорили все, что ни приходило им на ум.
2 (2). Авва Даниил говорил об авве Арсении, что он проводил всю ночь во бдении; и когда к утру, по естественному закону, преодолевал его сон, то авва говорил ему: иди, злой раб,- и заснув несколько сидя, тотчас вставал.
3 (3). Авва Арсений говорил, что монаху, если он подвижник, довольно уснуть один час.
4 (4). Говорил о нем авва Даниил: столько лет жил он с нами, и мы давали ему на год одну небольшую меру пшеницы; и когда приходили мы к нему, из нее же ели.
5 (5). Говорил еще о нем, что он не более одного раза в год переменял воду, в которой размачивал ветви, но только подливал новой воды. Он плел из них корзины и шил до шестого часа. Старцы спрашивали его, говоря: почему ты не переменишь воды с ветвями,- она дурно пахнет? Он отвечал: за благовония и масти, коими наслаждался я в мире, надобно терпеть мне это зловоние.
6 (6). Сказал еще: когда авва Арсений слышал, что все плоды поспели, тогда говорил сам от себя: принесите мне,- и один только раз вкушал, съедая от всех понемногу и благодаря Господа.
7 (7). Сказывали об авве Агафоне, что он в течение трех лет влагал камень в уста свои, доколе не научился молчанию.
8 (8). Однажды авва Агафон шел с учениками своими. Один из них, нашедши на дороге небольшой зеленый стручок чечевицы, говорил старцу: отец, позволишь ли мне взять его? Старец с удивлением обратился к нему и сказал: ты ли положил его здесь? Нет, отвечал брат. Если не ты положил, как же хочешь взять его? - заметил старец.
9 (9). Один старец пришел к авве Ахиле и видит, что он выбрасывает кровь изо рта своего. Он спросил его: что это такое, отец? Ахила отвечал: - это слово оскорбившего меня брата; я старался не открывать его, и молил Бога, чтобы оно было взято от меня,- и слово сделалось кровью в устах моих. Я выплюнул его, успокоился и забыл оскорбление.
10 (10). Однажды авва Ахила пришел в келью аввы Исаий, в Скиту, и нашел его едящим. Он клал на блюдце соль, растворяя ее водой. Увидев старца, он спрятал блюдце. Старец, заметив, что он спрятал блюдце за корзину, говорит ему: скажи мне, что ты ел? Прости меня авва, отвечал Исаийя! Резал я ветви и почувствовал жар; взял я в рот кусок с солью, но кусок не прошел. Поэтому я был принужден был влить в соль немного воды, чтобы таким образом можно было мне вкусить. Но прости мне! - Тогда старец сказал: пойдите, посмотрите, как Исайя ест похлебку в Скиту? Если хочешь есть похлебку, то ступай в Египет.
11 (11). Сказывали об авве Аммоне: когда он был болен и лежал в постели несколько лет,- никогда не позволял в своем помысле, чтобы посмотреть во внутреннюю свою келью и видеть, что в ней находится. Ибо, по причине его болезни, ему много приносили. Когда ученик его Иоанн входил и выходил из нее, он закрывал глаза свои, дабы не видеть, что делал он, ибо знал, что Иоанн есть верный монах.
12 (12). Авва Вениамин, пресвитер Келий, сказал: пришли мы в Скит к одному старцу и хотели дать ему масла. Он сказал нам: вот здесь стоит малый сосуд, который вы принесли мне назад тому три года: как вы поставили его, так он и остался. Услышав это, подивились мы образу жизни старца.
13 (13). Рассказывали об авве Диоскоре Нахиастском: хлеб у него был ячменный и из чечевицы; каждый год он полагал начало одной какой-нибудь добродетели, говоря: в этот год я не встречусь ни с кем, или не стану говорить, или не буду есть вареного, или не буду есть яблок или овощей. Так приступал он к каждому делу: оканчивая одно, принимался за другое,- и это делал каждый год.
14 (14). Старец сказал: потому я отвергаю удовольствия, чтобы пресечь повод плотского духа. Я знаю, что он всегда борется со мною, ища удовольствий, возмущает мой ум и отгоняет разумение.
15 (15). Однажды Епифаний, епископ Кипрский, послал за аввой Илларионом и просил его так: прийди, повидаемся прежде разлучения нашего с телом! Когда пришел авва Илларион, они обрадовались друг другу. За трапезою принесена была птица и епископ, взяв ее, подавал авве Иллариону. Старец сказал ему: прости мне! с того времени, как принял монашеский образ, не ел я ничего заколотого. А я, сказал Епифаний, с того времени, как принял монашеский образ, не допускал, чтобы кто-либо заснул, имея нечто против меня, и сам не засыпал, имея что-либо против другого. Старец сказал: прости мне! твоя добродетель больше моей.
16 (16). Говорили об авве Елладии, что он двадцать лет провел в Кельях, и не поднимал глаз своих вверх, чтобы посмотреть даже на кровлю церковную.
17 (17). Говорили об авве Зеноне: странствуя по Палестине и утомившись он сел есть у огуречного огорода. Помысл говорил ему: возьми один огурец и съешь, ибо что в этом важного? Но он отвечал своему помыслу: разве не знаешь, что воров подвергают наказанию? Испытай сам, на этом самом месте, можешь ли перенести наказание? Вставши, он пять дней простоял на жару, и будучи изнурен жаром, сказал сам в себе: не могу снести наказания! потом говорит своему помыслу: если не можешь, то не воруй и не ешь.
18. Авва Исайя сказал: люби более молчать, нежели говорить, ибо молчание собирает сокровище, а говорливость расточает.
19 (18). Авва Феодот сказал: недостаток пищи сушит тело монаха. А другой из старцев сказал: бодрствование еще более иссушает тело.
20 (19). Авва Иоанн Колов говорил: если царь захочет взять неприятельский город, то прежде всего задерживает воду и съестные припасы; и таким образом неприятель, погибая от голода, покоряется ему. Так бывает и с плотскими страстями: если человек будет жить в посте и голоде, то враги, будучи обессилены, оставят душу его.
21 (20). Сказывал еще: однажды, идя по скитской дороге со своим плетением, встретил я погонщика верблюдов, который своими словами довел меня до гнева. Я убежал, оставив свои корзины.
22 (21). Авва Исаак, пресвитер Келий, говорил: я видел брата, жившего на поле. Ему хотелось съесть пшеничный колос, и он сказал владетелю поля: позволишь ли мне съесть колос? Услышав это, владетель удивился и сказал ему: твое поле, отец, и ты меня спрашиваешь! Так был осторожен брат.
23. Сказывали об авве Исидоре пресвитере: однажды пришел к нему брат звать его к обеду, но старец не хотел идти и говорил: Адам прельстился снедью и был изгнан из рая. Брат сказал ему: ты боишься даже выйти из кельи своей! Как же мне не бояться, сын, отвечал старец, когда диавол яко лев, рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Петр. 5, 8)? Часто также говаривал он: кто предается винопитию, тот не убежит навета помыслов. Лот, принужденный дочерьми, упился вином,- и дьявол, через опьянение, легко вовлек его в беззаконное дело.
24 (22). Один брат спросил авву Исидора, пресвитера скитского: почему демоны так сильно боятся тебя? Потому, сказал ему старец, что с тех пор, как я сделался монахом, так веду себя, чтобы гнев не доходил до гортани моей.
25 (23). Еще сказал: вот уже много лет прошло как я, хотя и ощущаю в себе грехи помышления, но никогда не предавался ни пожеланиям, ни гневу.
26 (24). Авва Кассиан рассказывал об авве Иоанне, бывшем игумене иноков: пришел он к авве Паисию, который сорок лет провел в самой уединенной пустыне. Так как Иоанн имел великую любовь к нему и по сей любви свободу говорить, то спросил его: что ты совершил во столько времени в таком уединении, нисколько не тревожимый никем из людей? Авва Паисий отвечал: с тех пор, как я уединился, солнце никогда не видало меня едящим. А меня не видало во гневе, сказал авва Иоанн.
27 (25). Еще сказал: авва Моисей рассказывал нам, что говорил ему о себе авва Серапион: когда я был молод, сидел вместе с аввою Феоною; встав однажды от трапезы, по действию дьявола похитил я одну долю хлеба и съел ее тайно от аввы моего. И как продолжал это делать несколько времени, то, преобладаемый страстью, не мог преодолеть себя; но только одна совесть меня осуждала, а сказать старцу я стыдился. Случилось же, по устроению человеколюбивого Бога, придти некоторым людям к старцу ради душевной пользы. Они спрашивали его о своих помышлениях. Старец сказал им: ничто столько не причиняет вреда монахам радости демонам, как утаение помыслов от отцов духовных. Он говорил им и о воздержании. Во время этой беседы,- продолжал авва Серапион,- я размыслил, что Бог открыл обо мне старцу, и сокрушаясь о грехе, начал плакать; потом выбросил хлеб из пазухи своей, который по злому обычаю похищал, и, повергшись сам на пол, просил прощения за прошедшее и молитвы об утверждении в будущем. Тогда сказал ему старец: чадо! когда еще молчал я, твоя исповедь освободила тебя от плена сего, и ты, произнося осуждение на самого себя, убил в укрывательстве уязвляющего тебя демона. Хотя доселе ты и допускал его управлять собою, не противясь ему и не обличая его; но теперь более не будет он иметь в тебе места, будучи изгнан из твоего сердца. Еще не кончил старец слов своих, как вдруг нечистая сила представилась как огненное пламя, выходящее из пазухи его, которое наполнило храмину смрадом, так что присутствующие думали, что сожжено множество серы. Тогда сказал старец: познай слово мое. Через бывшее знамение Господь явил свидетельство твоего освобождения.
28. Авва Лонгин, впавши однажды в болезнь, говорил самому себе: страдай и умирай; если будешь просить пищи безвременно, то не дам тебе и ежедневной пищи.
29 (26). Сказывали об авве Макарии: когда случалось ему быть с братией, он полагал себе за правило: если будет вино, выпей для братии; но за один стакан вина не пей целый день воды. Поэтому, когда братья для успокоения давали ему вина, старец с радостью принимал оное, чтобы мучить себя. Но ученик его, зная дело, говорил братии: ради Господа, не давайте ему; иначе он будет мучить себя в келье. Братья, узнав сие, больше не предлагали ему.
30 (27). Авва Макарий Великий говорил в Скиту братьям, когда распускал собрание: бегите, братья! Один из старцев сказал ему: куда мы побежим далее сей пустыни? Авва, положив перст на уста, сказал: сего бегите. Потом пошел в келью свою, запер дверь и сидел.
31 (28). Тот же авва Макарий сказал: если ты, делая кому-либо выговор, придешь в гнев, то удовлетворяешь своей страсти. Таким образом, чтобы спасти другого, ты не погуби себя самого.
32 (29). Авва Пимен сказал: если бы не пришел Навузардан-архимагр, храм Господень не был бы сожжен (4 Цар. 25, 8.9). Это значит, если бы похоть чревоугодия не входила в душу, то ум не падал бы в борьбе со врагом.
33 (30). Сказывали об авве Пимене: когда его звали к трапезе, он пошел со слезами, дабы не ослушаться братье и не опечалить их.
34 (31). Некоторые сказали авве Пимену об одном монахе, что он не пьет вина. Вино есть питие совсем не монашеское, отвечал он.
35. Сказал еще авва Пимен: душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержным в пище.
36. Сказал еще: если человек будет помнить изречение Писания: от словес своих оправдишися, и от словес своих осудишися (Матф. 12, 37), то решится лучше молчать.
37. Еще сказывал старец: брат спросил авву Памво: хорошо ли хвалить ближнего? Памво отвечал: хорошо, но лучше молчать.
38. Брат спросил авву Пимена: как нужно жить в киновии? Старец отвечал: живущий в киновии должен всех братьев считать за одного и хранить уста и очи. И таким образом он может быть спокойным.
39 (32). Авва Пимен сказал: как дым выгоняет пчел, и тогда вынимается сладость их делания; так и плотское наслаждение изгоняет из души страх Божий и разрушает всякое доброе ее делание.
40 (33). Один из отцов рассказывал об авве Пимене и брате его: когда жили они в Египте, мать их желала увидеться с ними, но не могла. В один день, заметив, когда они пошли в церковь, она вышла навстречу к ним. Но они, увидев ее, воротились назад и заперли дверь на газах у нее. Мать, стоя за дверью, жалобно кричала им: увижу ли я вас, дети мои любезные! Слыша это, авва Анувий взошел к авве Пимену и сказал: что нам делать с этою старицею, так горько плачущею у дверей? Пимен пошел к двери, не выходя из кельи, приблизился к матери, и услышав, что она плачет с великим воплем, сказал ей: что ты так вопиешь, старица? Она, услышав голос его, начала со слезами вопиять еще громче: хочу вас видеть, дети мои! Что будет из того, если я увижу вас? Не мать ли я ваша? Не я ли воздоила вас? Я уже вся седа! Но услышав голос твой, я пришла в смятение. Старец говорит ей: здесь ли хочешь видеть нас, или в том мире? Она отвечала: если не увижу здесь, дети, увижу ли там? Старец отвечает ей: если решишься не видеть нас здесь, то там увидишь. Тогда она с радостью ушла и сказала: если подлинно увижу вас там, то не хочу видеть здесь.
41. Сказывали об авве Павле, что он провел всю четыредесятницу с малою мерою чечевицы и кружкою воды.
42 (34). Сказывали об авве Пиоре, что он ел ходя. Когда спросил его кто-то: для чего ты так ешь? Не хочу я, отвечал он, заниматься пищею, как делом,- но как подельем. Сказал еще другому, спросившему его о том же: хочу, чтобы и в то время, когда ем я, душа моя не чувствовала никакого телесного удовольствия.
43 (35). Сказывали об авве Петре Пионитском в Кельях, что он не пил вина. Когда он состарился, братья смешали немного вина с водою, и просили его выпить. Он сказал: поверьте мне,- это примешение я почитаю приправой. Таким образом он осуждал себя и за смешанное вино.
44 (36). В гору св. Антония сделано было приношение, в котором найден небольшой бочонок с вином. Один из старцев, взяв малый сосуд и стакан, поднес авве Сисою и отдал ему. Авва выпил; принял потом и другой стакан и выпил. Старец предложил ему и третий,- авва не принял и сказал: перестань, брат! Или ты не знаешь, что есть сатана?
45 (37). Брат спросил авву Сисоя: что мне делать? Когда прихожу я церковь, там часто бывает вечеря любви, и меня удерживают на ней. Старец говорит ему: дело трудное! Говорил же ему Авраам, ученик его: если случится быть вечери в субботу или в воскресенье, и брат выпьет три стакана (вина), не много ли будет? Старец отвечал: если бы не было сатаны,- то не много.
46 (38). Ученик аввы Сисоя часто говаривал ему: авва, встань, потрапезуем! Старец отвечал: ужели мы не ели, сын мой? Нет, отец. Если не ели, принеси,- поедим.
47 (39). Авва Сисой сказал однажды с дерзновением: поверь, вот уже тридцать лет, как я не молюсь Богу о (прочих) грехах своих, но, молясь, говорю Ему: Господи, Иисусе Христе, покрый мя от языка моего! Ибо даже доселе я падаю, согрешая через него.
48 (40). Некогда авва Силуан и ученик его Захария пришли в монастырь; там их упросили вкусить немного пищи на дорогу. Когда они вышли, ученик нашел воду на дороге, и хотел напиться. Силуан говорит ему: Захария, ныне пост! Разве мы, отец, не ели? - говорил ученик. Что мы ели там,- это было дело любви, отвечал старец; но мы должны соблюсти свой пост, сын мой!
49 (41). Блаженная Синклитикия сказала: мы, принявшие такой обет, должны сохранять совершеннейшее целомудрие. И у мирян, по-видимому, есть целомудрие, но с ним соединяется и нецеломудрие; потому что они согрешают всеми прочими чувствами,- они и смотрят нескромно, и смеются бесчинно.
50 (42). Еще сказала: как острые лекарства отгоняют бешеных животных, так молитва с постом прогоняет нечистые помыслы.
51 (43). Не обольщайся пищею мирских богачей, как будто бы она могла принести пользу. Для удовольствия они употребляют поварское искусство, но ты, с твоим постом и простою пищею, превзойдешь их в роскошной пище. Ибо Писание говорит: душа в сытости сущи сотами ругается (Притч. 27, 7). Не пресыщайся хлебом и не желай вина.
52 (44). Авва Тифой сказал: странничество наше состоит в том, чтобы человек обуздывал язык свой.
53 (45). Авва Иперехий сказал: как лев страшен для диких ослов, так испытанный монах - для похотливых помыслов.
54 (46). Еще сказал: пост для монаха есть узда греха. Кто сбрасывает узду, тот делается конем женонеистовым.
55 (47). Еще сказал: иссушенное постом тело монаха извлекает душу его из глубины (страстей), и пост монаха иссушает потоки удовольствий.
56 (48). Еще сказал: целомудренный монах почтен будет не земле, и на небесах будет увенчан пред Высочайшим.
57 (49). Еще сказал: монах, не удерживающий языка своего во время гнева, никогда не удержит своих страстей.
58 (50). Еще сказал: слово лукавое да не произносят уста твои; виноград не производит терния.
59 (51). Еще сказал хорошо есть мясо и пить вино, и не снедать в оклеветании плоти брата.
60 (52). Еще сказал: нашептывающий змий изгнал Еву из рая; подобен сему бывает и наговаривающий на ближнего: он погубляет душу слушающего,- не спасает и своей.
61. Старец сказал: лев силен; но когда чрево вовлекает его в сеть, то вся сила его смиряется.
62. Старец говорил: демона чревоугодия проведи обещанием, говоря: подожди, не будешь алкать;- и тем с большей осторожностью ешь. И чем более он будет побуждать тебя, тем большую правильность наблюдай в пище. Ибо он так побуждает человека, что сей желает как бы все поесть.
63 (53). Однажды в Скиту был праздник, одному старцу поднесли стакан вина; отказавшись от него, он сказал: возьмите от меня эту смерть. Увидев это, и прочие едящие с ним также не приняли вина.
64 (54). В другой раз принесен был туда же сосуд с вином во время начатков с тем, чтобы раздать братьям по стакану. Когда один брат хотел убежать от сего в толос, толос развалился. Собравшиеся на шум, увидали брата поверженным и начали порицать его, говоря: хорошо случилось с тобою, тщеславный! Но авва защищал его и сказал: оставьте сына моего, он сделал доброе дело,- и жив Господь, не восстановится толос сей во времена мои, дабы понял мир, что через стакан вина разрушился толос в Скиту.
65. Один брат, разгневавшись на другого, стал на молитву, прося, чтобы Бог дал ему долготерпение в отношении к брату, и чтобы искушение это прошло без вреда. И в то же время видит дым, исходящий из уст своих,- вместе с тем прошел его гнев.
66 (55). Однажды пресвитер скитский ходил к Александрийскому архиепископу. Когда он возвратился в Скит, братья спросили его: в каком положении город? Он отвечал им: поистине, братья, я не видал другого лица человеческого, кроме архиепископа. Услышав это, они подивились и были убеждены поступком его, что нужно хранить очи свои от рассеянности.
67. Старец сказал: дьявол старается усиливать худую наклонность монаха, чтобы она, укореняясь долгим временем, получила силу природы,- особенно это бывает с беспечнейшими. Итак воздерживайся от всякой пищи, которой ты желаешь по ее запаху, особенно будучи здоров, и не ешь того, к чему влечет тебя аппетит. Но вкушая то, что пошлет тебе Бог, благодари его каждый час. Мы, снедая малые хлебцы монахов, (вместе с тем) вкушаем всякий покой, а на деле не исполняем обязанностей монашеских,- и думаем, что сделались монахами! Не мечтай, принимая на себя чужой вид; говори самому себе: брат, имей свою печать, т.е. смирение.
68 (56). Один старец пришел к другому старцу; сей сказал ученику своему: свари нам немного чечевицы. Он сварил и размочил хлеб. Они пробыли в беседе о духовных делах до шестого часа следующего дня. Старец говорит опять ученику своему: чадо, свари нам немного чечевицы. Я вчера еще сварил, отвечал ученик. И вставши они начали есть.
69 (57). Другой старец пришел к одному старцу: сей, сварив несколько чечевицы, сказал: совершим малое молитвословие,- и один из них прочел всю Псалтырь, а другой наизусть прочел двух больших Пророков. Когда настало утро, пришедший старец удалился; они забыли и о пище.
70 (58). Взалкал однажды утром один брат и боролся со своим помыслом, чтобы не вкушать пищи до третьего часа. Когда настал третий час, он решился терпеть до шестого часа. Когда же наступил шестой час, он размочил хлеб, и севши вкусить, опять встал и сказал: потерплю до девятого часа. Настал и девятый час, и старец, сотворив молитву видит силу дьявола, как дым выходящую из недра его. Таким образом миновалась его алчба.
71 (59). Один старец был болен. Так как он в продолжении многих дней не мог принимать пищи, то ученик его просил позволения ему немного сладкой похлебки. Он ушел, приготовил и принес ему вкусить. Там стояло два сосуда: в одном из них было немного меда, а в другом масло из льняного семени: оно имело дурной запах и употреблялось только на светильники. Брат ошибся,- из сего сосуда налил в пищу старцу. Старец вкусил и не сказал ничего, но ел молча. Брат упрашивал его вкусить еще немного,- и он вкусил с принуждением. Брат предлагал ему в третий раз, но он не мог вкусить и говорил: поистине не могу, чадо! Ученик, желая убедить его, говорил: добрая пища, авва! Вот и я вкушу с тобою. Как скоро вкусил, то узнал, что сделал; пал на лицо свое и сказал: горе мне, авва! Я погубил тебя, и ты возложил на меня грех мой, потому что не сказал мне. Не скорби, чадо! говорил старец. Если бы Бог хотел, чтобы мы ели, то влил бы меда.
72 (60). Рассказывали об одном старце: захотелось ему съесть огурец; взяв его, он держал перед своими глазами. И, не будучи побежден похотью, он раскаялся, укрощая самого себя, что при всем этом имел пожелание.
73 (61). Однажды брат пошел в монастырь посетить свою больную сестру. Она была исполнена веры, и, не позволяя себе видеть мужчину, не согласилась, чтобы и родной брат, по причине болезни ее, вошел в среду жен. О чем и дала ему знать, сказав: ступай, брат мой, помолись о мне,- и, по благодати Христа, я увижу тебя в царстве небесном.
74 (62). Однажды инок, встретясь на пути с монахинями, уклонился с дороги. Игуменья сказала ему: если бы ты был совершенный монах, не смотрел бы на нас, как на женщин.
75 (63). Однажды отцы пошли в Александрию, будучи приглашены архиепископом Феофилом, сотворить молитву и совершить священнодействие. Когда они вкушали с ним пищу, то было предложено телячье мясо. Они ели, нисколько не рассуждая. Архиепископ, взяв один кусок мяса, предлагал его сидящему близ него старцу, говоря: вот хороший кусок,- съешь авва. Старцы сказали на это: до сего времени мы ели овощи; если это - мясо, то не станем есть. И ни один из них не стал более есть (Слич. 1 Кор. 8, 7 и далее 10, 27 и далее).
76 (64). Брат принес в келью свою свежих ломтей хлеба и созвал один стол старцев подвижников. Когда каждый из них съел по два ломтя, перестали есть. Брат, видя подвиг пощения их, поклонился до земли и сказал: Господа ради, ешьте ныне, доколе не насытитесь. И они съели еще по десяти ломтиков. И так вот сколько сверх надобности, Господа ради, съели истинные подвижники.
77 (65). Один старец страдал некогда в сильной болезни, так что у него изнутри извергалось много крови. В это время у одного брата случилась сухая древесная почка; сварив кашицу, он опустил в нее почку, принес старцу и просил его вкусить, говоря, окажи любовь, вкуси;- это может быть поможет тебе. Старец, посмотрев на него внимательно и долго, сказал: поистине желал бы, чтобы Бог оставил меня в болезни сей еще на тридцать лет. И при такой болезни старец не хотел принять даже малую часть кашицы. Брат взял кашицу и ушел в свою келью.
78 (66). Другой старец жил в дальней пустыне; однажды пришел к нему брат, который нашел его в болезни. Он взяв умыл его, сделал из своего приношения немного варева и давал ему поесть. Старец говорил ему: поистине, брат , я забыл, что люди имеют такое утешение. Брат принес ему потом стакан вина. Увидав его, старец заплакал и сказал: я не намерен пить вина до самой смерти.
79. Старец сказал: чревоугодие есть мать любодеяния.
80. Еще сказал: воздерживающий чрево может воздержаться и от любодеяния и языка.
81 (67). Старец положил себе не пить в продолжение сорока дней. Когда наставал жар, он мыл сосуд, наполнял его водой и привешивал пред собою. Когда братья его спрашивали,- для чего ты это делаешь? Он отвечал: для того, чтобы при такой жажде более потрудиться и большую получить награду от Бога.
82 (68). Один брат находился в пути; с ним была мать, уже старуха. Когда они подошли к реке, старуха не могла перейти. Сын взявши мафорий, обернул свои руки, дабы не коснуться тела матери, и таким образом подняв ее, перенес на себе на другую сторону. Мать спросила его: для чего ты обернул свои руки, сын мой? Для того, сказал он, что тело женщины - огонь. Из того самого, что я прикоснусь к тебе придет мне на мысль другая женщина.
83 (69). Один из старцев говорил: видел я в Кельях брата, постившегося всю страстную седмицу. Когда наступал вечер (субботний) он уходил в церковь, чтобы не вкушать. Вообще он ел только немного свеклы с солью и без масла.
84 (70). Братья созваны были в Скит очистить плетение. Один из них был болен от подвижничества,- кашлял, имел мокроту и плевал. Слюна его, против воли, упала на одного брата. Последний возмутился в своем помысле и думал сказать болящему: перестань плевать на брата твоего,- но (чтобы победить помысл) он взял тотчас слюну и хотел ее съесть; но потом сказал самому себе: и не ешь, и не говори.
85. Сказывали об аввах Памво, Виссарионе, Исайе, Паисии и Атре, беседовавших между собою: пресвитер Горы спросил их - как должны жить братья? Старцы отвечали: в великом подвижничестве и хранении своей совести от ближнего.
86. Старец сказал: богатство души - воздержание. Стяжем его с смиренномудрием; убежим тщеславия - матери зла.
87. Еще сказал: хорошо питаться как нищий и поститься.
88. Еще сказал: будем питаться словесами Божественными, услаждаться сказаниями святых Отцов,- не питая чрева, но веселясь духовно.
Страница сгенерирована за 0.05 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.