Поиск авторов по алфавиту

Том 2.9.

1565. Есть ли Ангелы хранители у каждого? Есть и должны быть. Природа духа необыкновенно деятельна и не может не действовать; мы видим это на душе своей. Природа доброго духа необходимо ищет деятельности и расширения круга этой деятельности, распространения царства истины и добра; как, напротив, природа злого духа ищет соответственной себе деятельности и расширения царства лжи и всякого зла. Что бесы всеми мерами стараются о распространении царства зла - это мы чувствуем в себе, и Св. Писание о том свидетельствует: диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити [1 Пет. 5, 8]. Как же не допустить и по требованию здравого разума той истины, что Ангелы действуют везде в мире, стараются о распространении царства добра и ищут Спасения человеческого! О, верно слово, что радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся [Лк. 15, 7], и как диавол есть при каждом человеке, так добрый Ангел есть также при каждом человеке; как присутствие того мы ясно чувствуем, так и присутствие этого, хотя, по самолюбию, мы привыкли все добрые мысли, чувства, расположения и намерения приписывать себе, а не Ангелу хранителю. - Достаточно ли будет Ангелов хранителей для каждого человека? - Достаточно, и с избытком. Когда Апостол Петр бросился с ножом на раба архиереева - защищать своего Учителя и Господа, то Господь сказал ему: или ты думаешь, что Я не могу ныне умолить Отца Моего, и Он пошлет Мне больше двенадцати легионов Ангелов [Мф. 26, 53]? - Это означает, что у Господа их всегда с избытком достаточно для защищения всякого человека (Елисей, Иаков), а для Сына Божия воплотившегося - по преимуществу. Еще известно, что Ангел хранитель явился Спасителю в Гефсиманском саду для укрепления Его; Ангели приступиша и служаху Ему [Мф. 4, 11], после сорокадневного поста и искушения в пустыне; Ангел хранитель Младенца Спасителя являлся Иосифу во сне и распоряжал его движениями.

1566. Душе Святый, живый, личный, господственный, живая связь Отца и Сына - помилуй мя!

1567. Душе Святый, животворящий и объединяющий все создание, паче же разумные создания, сила всего создания - помилуй мя!

1568. На молитве да отложит человек всякое житейское попечение и о спасении души своей токмо да печется.

1569. Надо надеяться на Господа при всех искушениях, при всех безотрадных состояниях души: избавит Господь.

1570. Какое единство существа в трех Лицах Божества! Сын ничего не делает без Духа, как Дух без Отца, и Отец без Духа и Сына, но все совокупно. - Не так с человеком бывает: он иногда работает умом без участия сердца, и дело его бывает часто бездушно; эта разладица - следствие греха. (Три странника, Авраам: двое исполняют волю третьего).

1571. Думаю я: как всесовершенно Божество, какая в Нем полнота жизни бесконечная! Бог Отец родил из Себя зиждительное Слово и изводит зиждительного Духа: и Они господственно исполняют волю Отца, как руки у человека исполняют делом то, о чем мыслит глава, чего желает сердце. Дивен Ты, Боже наш, вся сотворивый Словом Своим ипостасным и вся совершаяй Духом ипостасным! Какая полнота жизни! И Сын и Дух равны Отцу - Виновнику, и Сын и Дух равно всемогущи, как Отец и Сын суть едина благость и любовь, едина воля, едина сила, едино Божество и Царство! Какая полнота жизни! И Сын Творец, и Дух Творец. - Руце Твои (Сын и Дух) сотвористе мя и создасте мя [Пс. 118, 73]. Какое единение! Ни Сын без Духа, ни Дух без Сына ничего не делают, но вместе исполняют волю Отца, будучи Три - едино Существо. Потому где слышишь действующим Сына, там непременно действует с Сыном Дух, там непременно и Отец, из Которого и к Которому Они возводятся. - Славлю Отца и Сына силу и Святаго Духа пою власть, нераздельное, несозданное Божество, Троицу единосущную, царствующую в век века [стих. воскр. 3 гл. на "Госп. воззв."].

1572. В том-то и величие Твое божественное, Господи Спасе, что живот всякой твари в Тебе, как ипостасном Животе, да вси чтут Тебя, якоже чтут Отца; в том-то и величие Твое, Душе Святый, животворящий, что Ты всех освящаешь, укрепляешь и живешь вместе с Отцом и Сыном, да вси чтут Тебя, как чтут Отца и Сына; в том-то и величие Твое, Душе Святый, что и Сын Божий единородный, яко единосущный Тебе, Тобою же творил силы и чудеса и Тобою освящает, укрепляет и руководит нас к Отцу Своему. Тем имамы приведение во едином Дусе ко Отцу [Ефес. 2, 18].

1573. Яже на Духа хула не отпустится человеком [Мф. 12, 31]. Кто отвергает личное бытие Духа Святого, особенно же кто причастником был Духа Святого много раз, тот хулит Его и если не исправится от хулы, не будет прощен ни в сей век, ни в будущий. Душе Святый животворящий, Душе благодати, помилуй нас!

1574. У людей, мало молящихся, слабо сердце; и вот, когда они хотят молиться, сердце их расслабляется и расслабляет их руки, тело и мысли, и трудно им молиться. Надо преодолеть себя: постараться молиться всем сердцем, потому что хорошо, легко молиться всем сердцем.

1575. Упование на предстательство Божией Матери, Ангелов и святых есть вид христианской надежды; они сильны в предстательстве за нас благодатью того же Христа и своими добродетелями. - Не напрасно мы им молимся: мы уповаем чрез их ходатайство милость получить, оставление грехов и спасение, и временные блага, наприм.: здоровье, благорастворение воздуха, избавление от бедствий и скорбей. - Молись в Духе и Духом Святым Спасителю, Отцу, Ангелам и всем святым, и молитва твоя будет пламенна, и слезы заструятся из очей твоих, сладкие и легкие слезы. Слава Утешителю Духу! А какое Он утешение душе!

1576. Спаситель и Утешитель - два Божеских Лица: один всегда спасает от грехов, другой утешает спасаемого. Имена взяты от самого дела и оправдываются всегда на самом деле. - Утешает! Утешает, якоже Мати кого утешает, так Дух Святый душу верующую.

1577. Бог державно претворяет хлеб обыкновенный и вино обыкновенное в животворящую Плоть и Кровь Сына Своего Духом Святым. Из этого ясно видим, что Он и телесной жизни нашей Виновник и Питатель и что телесная жизнь наша далеко не так важна, как духовная, потому что обыкновенные хлеб и вино, питающие и укрепляющие нашу телесную природу, претворяются в лучший хлеб - в хлеб жизни духовной и вино - в питие духовное.

1578. Дух Божий везде: мысленно пронесись по всему свету, везде увидишь дела Его. Им оживляются люди высшею жизнью, животные, птицы, рыбы, растения. Везде Тело и Кровь Спасителя одинаково чудеса делают; везде таинства силу имеют, а сила их Дух Святый.

1579. О почитании и призывании святых в молитвах (на день св. Николая). Основание: они в Боге; они богаты духовными дарованиями; они на земле живых и на земле изобилия, - а мы на земле смерти и глада духовного. На жизнь нашу взял их Бог к Себе. - На жизнь послал мя Бог пред вами [Быт. 45, 5], говорит Иосиф братьям. - Авраам. Ной. Богач просил Авраама в аду, да пошлет Лазаря. Ной - избавитель от потопа. Блажен, иже имеет племя в Сионе и южики во Иерусалиме [Исаии. 31, 9].

1580. Веселюсь и восхищаюсь бесконечным совершенством Божества, веселюсь и восхищаюсь, что Божество в трех Лицах и каждое Лице самоипостасно и есть Бог всесовершенный - един в трех: что всемогущ Отец, всемогущ Сын, всемогущ и Дух Святый. Вездесущ Отец, также Сын, также Дух Святый; жизнь Отец, жизнь Сын, жизнь и Дух Святый; любовь Отец, любовь Сын, любовь и Дух Святый. Радуюсь о Боге Отце, радуюсь о Боге Сыне, радуюсь о Боге Духе Святом - едином Божестве, едином естестве и силе - едином, любящем нас Боге Спасителе. Радуюсь, что каждому из трех Лиц Божества, как Богу, усвояются и особенные господственные действия: Отцу измышление и благоволение, Сыну осуществление Отеческой мысли и благоволения, Духу Святому совершение, оживление и внедрение.

1581. Диавол иногда действует в голове как беспокойный совопросник о непостижимом, как дерзкий посягатель на неприступные тайны трех Лиц Божества, на их взаимные отношения. С благоговением и крайне осторожно нужно мыслить о троичности Божества.

1582. Молитва, как внешний воздух тело, освежает душу и оживляет ее: - в ней бодрее и веселее чувствуешь себя, подобно тому, как, прогулявшись на свежем воздухе, чувствуешь себя и физически и душевно бодрее и свежее.

1583. Вся, елика имать Отец, Моя суть [Иоан. 16, 15]. Вся, елика имать Дух, также Его суть, кроме исхождения; равно говори и о Сыне и об Отце, только отдели личные свойства. По причине Их единосущия - общение свойств.

1584. Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом чем более будете принуждать себя, тем легче будет; но сначала всегда нужно принуждать себя.

1585. Святителю Отче Николае, моли Бога о нас. На каком основании мы просим молитв за себя святых, и действительно ли они молят за нас, и действенна ли их молитва за нас? Сам Бог прямо изъявил Свою волю некоторым людям, не имевшим к Нему близости, людям грешным по преимуществу, чтобы они просили о себе помолиться людей Божиих; наприм., Авимелеху, взявшему жену Авраамову, было повелено просить Авраама, чтобы он помолился об нем; Иов молился, по явному откровению воли Божией, о друзьях своих; молились Моисей, Самуил, Илия, все пророки; Сам Господь, по человеческому естеству Своему, молился Отцу Небесному о Петре и всех учениках. Святые заслуживают быть ходатаями о нас к Богу по своим добродетелям, по своим заслугам, как угодники Его. Если на земле справедливость требует, чтобы известный человек, близкий к Богу, помолился о других (наприм., священник о людях), то отчего и не на небесах? Все святые живы у Бога и для нас: видя в Боге ваши нужды, сочувствуют нам и готовы, по нашим молитвам, помогать нам. Для чего по нашим молитвам, а не иначе? Для того, чтобы нас же утвердить в вере и подвиге молитвенном. Да еще: для чего и живые хотят, чтобы другие, нуждающиеся в их помощи, просили их?

1586. Как диавол во мгновение уязвляет душу приражением к сердцу какого-нибудь противозаконного пожелания или неправедного помысла, так Бог и Его Ангел хранитель оживляют мгновенным притоком святых желаний и помышлений. Надо быть внимательным и благодарным Господу за Его духовные дары света.

1587. Что значит ежедневное призывание святых - в каждый день различных - в продолжение всего года и всей жизни? Значит то, что святые Божии, как братия наши, только совершенные, живы и недалеки от нас, слышат нас и всегда готовы помогать нам, по благодати Божией. Мы живем с ними вместе - в одном дому Отца Небесного, - только на разных половинах: мы на земной, они на небесной, и для нас и для них есть средства проникать друга к другу; для нас молитва веры и любви, для них - духовная их природа, всегда готовая к деятельной помощи по любви, которою проникнуты их души.

1588. Вера подается человеку Духом Святым, - оттого никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым [1 Кор. 12, 3]. - Духа Святого открыл нам Иисус Христос, Духом Святым зачавшийся и родившийся, Духом возраставший и укреплявшийся, Духом изгонявший бесов, Духом Святым воскресший. - О Духе Святом проповедовали Апостолы, мученики, преподобные святители, и весьма многие запечатлели кровью учение о Святой Троице.

1589. Я - немощь, нищета, Бог - Сила моя. Это убеждение есть высокая мудрость моя, делающая меня блаженным.

1590. Един живот и истинная сладость моя, пища и питие мое - Христос. Так говори врагу, прельщающему тебя сладостью брашен и жалеющему их для других. По св. Макарию, нужно радоваться, что они истребляются другими: чрез это меньше бремени на душе и легче восходить ей на небо.

1591. Когда приходят христиане в церковь молиться Богу, то оказывается, что у них не один, а много богов и много кумиров (и таким образом грешат против первой и второй заповеди): иная или иной сам себе кумир самолюбия: где чье сокровище, там его и сердце [Мф. 6, 21; ср. Лк. 12, 34]).

1592. Как дыхание свое ты заимствуешь из воздуха и в воздух же опять его выпускаешь - так что ты всегда в воздухе и окружен им и он тебя проникает, - так и душа твоя - от Бога и в Бога опять возвращается, так что ты всегда в Боге и окружен Им со всех сторон и наполнен Им внутренне, как воздухом. Потому и сказано исполняйтеся Духом [Ефес. 5, 18].

1593. Как ежеминутно ты дышишь воздухом, так ежеминутно мысленно бываешь или с Богом или с диаволом, смотря по тому, каков ты по внутреннему расположению. Что воздух для тела, то Дух Божий для души: как из воздуха вдыхаешь нужные для питания тела твоего начала, так от Духа Божия вдыхаешь в себя благие расположения и мысли.

1594. Я читаю Евангелие: тут не я говорю, а Сам Господь; Он, Он Сам в этих словах. Ведь Он Дух, премудрость или бесконечная ипостасная мысль; Он-то, Он в этих чудных мыслях и словах Евангелия. Только слово - наше, человеческое, или лучше и слово - Его же: а мысль, сущность его, истина - Сам Господь. Так же точно я вижу, например, образ Спасителя или крест Его: опять тут Он Сам - вездесущий мой Господь, - в этом лике или на этом кресте, как в слове Евангелия; образ Его на иконе или на кресте только внешний вид, а сущность - Он Сам - везде и во всем и чрез все являющийся, особенно чрез образы и знамения, на которых наречено достопоклоняемое имя Его или самый образ Его. Так Он и в священническом крестном рукоблагословении является с силою Своею и как бы Сам благословляет. Очень важно священническое рукоблагословение. И обыкновенное крестное знамение наше имеет также силу Божию, только делай его с верою. - Так везде Господа можно обрести и осязать.

1595. Аще семь раз падет, и семь раз покается, глаголя: каюся, - остави ему [ср. Лк. 17, 4; Мф. 18, 21, 22]. Знает Владыка, как Сердцеведец, что люди склонны к весьма частым падениям, и падая, часто восстают, потому и дал заповедь - часто прощать грехопадения; и Сам первый исполняет Свое святое слово: - как только скажешь от всего сердца: каюся, - тотчас прощает.

1596. Все Евангелие есть Евангелие Царствия, к которому предназначаются христиане, и как бы единое обетование (все притчи, все пророчества, чудеса); послания апостольские подробнее раскрывают обетования христианской надежды.

1597. Да приидет Царствие Твое, т.е. Твое совершенное воцарение в наших сердцах.

1598. Я по телу земля и пепел, а душа моя живет и покоится только Богом. Он и светлость мысли моей, и крепость сердца моего, собственно я - ничто.

1599. Святые исполнили слово Господа; Господь исполняет их слово; они делали для Него, - Он для них. В нюже меру мерите, сказал Сам Господь, возмерится вам [Мф. 7, 2]. Вот почему Господь исполняет скоро молитвы за нас святых.

1600. На молитве нужно искреннее сожаление о своих грехах и искреннее раскаяние; - перечисляя грехи, в молитвах означенные, говорить их, чувствуя сердцем, как бы свои собственные. - Еще нужно пламенное желание не согрешать теми же грехами впредь.

1601. Намереваясь говорить о уповании христианском, я должен раскрыть пред вами обетования нам Божии и те козни, коими опутывает враг христиан, чтобы отвлечь их взоры и надежду от бесценного упования, - лесть богатства, земных удовольствий, почестей. - Говоря о уповании, я должен раскрыть пред вами сокровищницу благ, обещанных нам во Христе, показать вам неизъяснимую, бесконечную благость и неисчетные щедроты Отца и Сына и Святого Духа, Отца - упования, Сына - нашего прибежища, Духа Святого - нашего покрова. - Боже мой! моему взору представляется бесконечность благ, обещанных христианам, и в то же время - бесконечная невнимательность христиан к обещанным благам, маловерие и, наконец, неверие и холодность христиан, попирающих Кровь Завета, нерадящих о таинстве спасения. Но да дарует мне Господь уста и премудрость, да возглаголю я огненными языками, да возжгу огнь упования, Господу поспешествующу, в сердцах хладных... Книга непреложных Заветов! Вещай нам о Божиих обетованиях праведным и грешным.

1602. Надежда на Бога по содеянии грехов, какие бы они ни были, т.е. на примирение с Ним, после ссоры, в унынии, тоске, в страстях. Нигде, кажется, не выражается так ясно и сильно надежда грешника на прощение грехов и спасение, как в молитвах ко причащению и в канонах Иисусу сладчайшему, Божией Матери, Ангелу хранителю и в канонах дневных.

1603. Упование требует и жизни, сообразной с упованием. Уповающим не надо жить, якоже прочим не умущим упования [1 Сол. 4, 13]. - Сицева убо имуще обетования, очистим себе от всякая скверны плоти и духа [2 Кор. 7, 1]. Словесе о вашем уповании [1 Пет. 3, 15], - вот чего прошу у Бога.

1604. Идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет [Иоан. 12, 26] - со Мною на престоле Моем [Апок. 3, 21]; восхищени будем на облацех... с Господем будем [1 Сол. 4, 17] - вот наше упование!

1605. У каждого отнимите из вещей видимых - то, что он любит больше всего: попросите или отнимите у сребролюбивого деньги, у любящего пресыщение сладкую пищу, у честолюбивого и гордого некоторые его преимущества, назовите его недобрым именем, - и увидите, что составляет упование каждого, какое у кого сокровище, какая страсть! О, с какими постыдными страстями приходится иногда встречаться! Иногда человек привязывается нечистою любовью к человеку другого пола, дышит, питается им, так сказать. О, постыдная надежда! О, мерзкое сердце, отступившее от Господа! О, человек, утвердивший плотскую, слабую мышцу свою на подобном себе ничтожном человеке! Я покажу, кого тебе надо любить! - Отягчающие сердца ваши объедением и пиянством! покажу вам, кто должен наполнять сердца ваши! - Сребролюбивый! покажу, у кого купить сребро разжженное; страстный до развлечений, до почестей - ищи почести горнего звания, до нарядов - в одеяние бело (правды) да облечешися [Апок. 3, 18:, ср. Пс. 131, 9]. - Грехи, противные упованию: отчаяние, уныние, самомнение.

1606. Наказание за грех и мир совести после раскаяния в нем доказывают наглядно, что един есть Судия, Жизнодавец и Бог наш, могущий спасти и погубить нас, давший нам жизнь и законы жизни и карающий за нарушение их, - и что Он неизменяем.

1607. Душа называется у св. пророка Давида оком (смятеся око мое [Пс. 6, 8, 30, 10]), слухом, языком, рукою, ногою или стопами (не даждь во смятение ноги твоея [Пс. 120, 3]; возрадуется язык мой правде Твоей [Пс. 50, 16]). - Око души не смежается и ночью.

1608. Плени меня, Владыко, в сладкий плен Духа Твоего Святого, да, яко потоки югом [Пс. 125, 4] потекут слова мои в Славу Твою и во спасение людей Твоих. Даруй мне это сладкое и могущественное внутреннее побуждение излагать свободно на хартии полноту духовных видений и чувств. Да будет язык мой тростию книжника скорописца [Пс. 44, 2] - Духа Всесвятого.

1609. Прочувствованная нищета, плач о существовании зла, жажда спасения находятся во всякой душе прямой и смиренной.

1610. Колокольный звон -зов на беседу с Богом, детей с Отцом, зов на явку пред Него.

1611. Что мы любим больше всего на свете? Жизнь и здоровье. Кто наша жизнь и здоровье? Иисус Христос. Поэтому, если хочешь быть жив, и вечно жив и блажен, - веруй в Иисуса Христа и угождай Ему, живя по Евангелию Его.

1612. Любовь - Бог. Если Бога любишь, Бог в тебе пребывает, и ты в Боге [ср. 1 Иоан. 4, 16]. Злоба - диавол. На мгновение озлобишься на ближнего - и бес в тебе, зайдет иголкой и постарается сделаться в тебе горой, - так он расширяется и так он тяжел! Итак, люби постоянно Бога и ближнего. Не допускай до сердца своего злобы ни на мгновение, считая ее бесовскою мечтою. - Аминь.

1613. Любовь долготерпит и милосердствует [1 Кор. 13, 4], а злоба нетерпелива, скора ко гневу и взыскательна. Злоба тороплива ко взысканию, а любовь скора к снисхождению и прощению. Любовь смотрит на свои недостатки и неохотно их замечает в других, злоба зорка на малейшие недостатки ближнего и слепа для своих великих недостатков. В ближнем видим сучок, у себя не видим бревна, и это часто и пречасто, несмотря на внутренние вразумления от Бога.

1614. Злобы как огня бойся; ни из-за какого благовидного предлога, тем более из-за чего либо тебе неприятного, не допускай ее до сердца: злоба всегда злоба, всегда исчадие диавольское. Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних; не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму; поревнуй о том, чтобы в тебе не было злобы. Бог ничем так не прославляется, как любовию вся терпящею, и ничем так не бесчествуется и не оскорбляется, как злобою, какою бы она ни прикрывалась благовидностью. Под маскою попечения о нищих Иуда, скрывая злобу свою на Господа своего, предал Его за 30 сребреников. Помни, что враг неусыпно ищет твоей погибели и нападает на тебя тогда, когда ты менее всего ожидаешь его. Злоба его бесконечна. Не связывайся самолюбием и сластолюбием, да не удобно они пленят тебя.

1615. Бог неистощим для людей в дарах Своих. Вот уж 7370 лет [писано в 1863 году] Он с избытком питает всех тварей. Везде видно довольство, радость, только жадные богачи слишком много загребают в свои руки и удерживают в своих сокровищницах дары Божии, которые могли бы продовольствовать с избытком сотни и тысячи бедных. - Человек! веруй твердо в неистощимость Божию в дарах Своих и раздробляй охотно алчущим хлеб твой [Исаии 58, 7]; чем больше будешь подавать, тем больше будет Бог посылать тебе. Таков Божий закон: в нюже меру мерить - возмерится тебе [ср. Мф. 7, 2].

1616. Научись вспоминать и произносить имя Бог всегда с великою верою, благоговением, любовью и благодарным сердцем. Никогда не произноси его легкомысленно.

1617. Говори и делай всякую правду без сомнений, смело, твердо, решительно. Избегай сомнений, робости, вялости и нерешительности. Не даде бо нам Бог духа боязни, но силы и любве [2 Тим. 1, 7; ср. Рим. 8. 15]. Господь наш есть Господь сил.

1618. Дыши верою (несомненностью в Божией истине), упованием на Бога и любовью к Богу и ближнему. А как этому помочь? Неверием в прочность всего земного; неупованием на земные блага - пищу, питье, деньги, богатство, земные связи; нелюбовью, равнодушием ко всему земному, тленному. Ни к чему не прилепляться сердцем, ни к чему не иметь пристрастия. Горняя мудрствуете, а не земная [Кол. 3, 2].

1619. Бог есть любовь, а я образ Божий, значит и я должен быть весь - любовь. Бог есть простейшее благо, чуждое всякой тени зла. Я образ Божий: значит, я должен быть также совершенно благим, без всякой даже тени зла. Если враг будет смущать тебя пищею или питьем, скажи ему: вот моя пища и питье - Тело и Кровь Господа моего, они неотъемлемы от меня; доколе я священник, я каждую неделю могу причащаться их, и большею частью несколько раз в неделю. Кроме того, если я буду искать в себе Царствия Божия упованием на Него, Господа моего, то все земное, для меня нужное, приложится, по Писанию: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам [Мф. 6, 33]. Верен Бог мой. Все для меня Бог. Эти слова вкорени глубоко размышлением.

1620. Ничем не озлобляйся, побеждай все любовью: всякие обиды, капризы, всякие неприятности семейные. - Не знай ничего, кроме любви. Вини всегда искренно себя, признавая себя виновником неприятностей. Говори: я виноват, я грешен. Помни, что как ты немощен, так и ближний, а немощь за немощь уничтожается, и винить нечего немощных и грешных, если они признаются в своей немощи. Диавола, сильного во зле, надо винить.

1621. Столько заботится Отец Небесный обо мне, о моей жизни, о моем спасении, что Сына Своего единородного не пожалел для меня и послал Его в мир на страдания и смерть, и питает меня Его Плотью и Кровью; может ли же быть, чтобы Он не позаботился обо мне в менее важном или лишил меня с моими присными достаточного пропитания? - Этого доселе не было, да и не будет. Ищите прежде Царствия Божня и правды Его, и сия вся приложатся вам [Мф. 6, 33]... Вам же и власы главнии вси изочтены суть. Не убойтеся убо [Мф. 10, 30, 31].

1622. Жизнь моя - Господь бесконечный, Сый Вседержитель; я весь погружен в этой жизни. Иже над всеми, и во всех, и чрез всех нас [Ефес. 4, 6]. Я всегда пред лицом Божиим, я всегда в Боге и Он во мне. На пищу ли и питие, на деньги ли, на человека ли я надеяться буду? Не слепец ли я буду тогда? Воистину Бог моя надежда, Он все для меня!

1623. Помнить надо чаще слова Спасовы: аще не смиритеся и будете яко дети, не внидете в Царствие Небесное [Мф, 18, 3, 4] и Апостола: яко новорождени младенцы, словесное и нелестное млеко возлюбите, яко да о нем (им) возрастете во спасение [1 Пет. 2, 2], (нелестное - необманчивое, непритворное, истинное).

1624. Особенно будь кроток и терпелив в болезни и в разных неблагоприятных обстоятельствах: ибо тогда мы особенно порываемся к раздражительности, изнеженные довольством, здоровьем, счастьем и покоем. Счастливые из нас те, кои не имеют ни к чему пристрастия, потому что не связываются скупостью.

1625. Когда молишься, помни всегда, что ты беседуешь с Богом, Отцом щедрот и всякого утешения, неизменяемым, не утомляющимся нашими прошениями, и Который всегда бесконечно благ, премудр, всесилен, Коему по бесконечной благости, премудрости и всемогуществу так всегда удобно исполнять твои прошения, как тебе легко помыслить об них и искренно пожелать их, как легко выговаривать слова прошений, и даже бесконечно легче. Помни это и никогда не унывай на молитве.

1626. Авраам раб Мой помолится, - Иов раб Мой... Моисей... Самуил... Илия [Иов. 42, 8; ср. Быт. 20, 7, 17; Иерем. 15, 1; 3 Цар. 18, 36; Пс. 98, 6]. Молитвы святых о нас приятны Господу, как верных рабов Божиих.

1627. Диавол постоянно в сердцах наших лжет на Бога, особенно на Его вездеприсутствие: забы Бог, отврати лице Свое, на правосудие: не взыщет [Пс. 9, 25, 32, 34], на бытие: несть Бог [Пс. 13, 1].

1628. Бог для того хочет от нас всегдашнего обращения к Нему в молитве, чтобы нас, одичавших грехом и удаляющихся от Него чад Своих, привлечь к Себе, очистить и заключить в объятия Своей любви, чтобы показать нам, как у Него всегда благо нам. Так и добрые родители поступают с своими злонравными детьми.

1629. Когда слышишь, что говорит Бог, то представляй слово Его делом или совершившимся, или совершающимся, или имеющим совершиться.

1630. Пресыщение - лишение веры, сердечного умиления и молитвы, холодная бесчувственность, бессилие сердца для всякого духовного делания, обнажение от благодати, источник гордыни, потеря смирения, отвержение вышней помощи, источник хулы на Бога и святых, ненасытимая жажда большего, недовольство тем, что имеешь, - лживость сердца: да не насыщся, ложь буду. - Если бы вы спросили: отчего много людей неверующих, не молящихся, не живущих по-христиански, преданных всяким порокам? Ответ готов: от служения чреву-богу.

1631. Молитва - вода живая, которою душа утоляет свою жажду. Когда молишься, тогда представляй, что как бы един только и был пред тобою Бог, Троичный в Лицах, и кроме Его ничего не было. Представь, что Бог в мире, как душа в теле, хотя и бесконечно выше его и не ограничивается им; - твое тело мало, и все его проникает малая душа твоя: мир же велик, а Бог бесконечно велик, и по всему творению Бог все наполняет, - везде Сый и вся исполняяй [мол. Св. Духу].

1632. Что означает явление Аврааму трех странников? Означает, что Господь, Троичный в Лицах, постоянно как бы странствует по земле и надзирает за всем, что на ней делается, и к бдительным, внимательным к себе и своему спасению и ищущим Его рабам Своим приходит Сам, гостит у них и беседует с ними, как с друзьями: к нему приедема и обитель у него сотворима [Иоан. 14, 23]; - а нечестивых людей попаляет огнем, как Содом и Гоморру.

1633. Господь так милосерд, что не гнушается никогда нашею молитвою, но милостиво приемлет всякую и несовершенное в ней Сам исправляет, - только бы мы обращались к Нему искренно и не совсем забывали бы Его.

1634. Нам, проповедникам, надо только помогать действиям Божиим над сердцами человеческими, ловить их готовые расположения к покаянию и усиливать их.

1635. Слово Бога все равно, что Сам Бог. Потому несомненно веруй всякому слову Господа; слово Бога - дело: и твое слово должно быть делом; потому давши слово, непременно его исполни; потому и на молитве слова наши должны быть делом и истиною, а не ложью, не притворством, не лестью. Так и во всей жизни.

1636. Высокое достоинство человека как образа Божия. Почему человек, имеющий живую веру, может творить всякие чудеса и быть, некоторым образом, богом для природы? - Потому что он образ Божий, потому что чрез веру бывает один дух с Господом. Почему Бог послал Сына Своего Спасителем миру и отдал Его на смерть за грехи людей? - Потому что люди образ Божий. Почему такие неизреченные обетования людям, и таких благ, ихже око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдота [1 Кор. 2, 9]? - Потому что они образ Божий. Каково должно быть уважение наше к людям? Какова должна быть надежда христиан? - Друзья Бога моего! - Горняя мудрствуйте [Кол. 3, 2]!

1637. Иисус воззре на Петра, и изшед (Петр) плакася горько [Лк. 22, 61, 62]. И теперь Иисус, когда воззрит на нас, мы горько плачем о грехах своих. Да, слезы наши на молитве значат то, что Господь воззрел на нас всеоживляющим, испытующим сердца и утробы взором Своим. Ах! как иногда запутывается душа наша разными грехами, точно птичка сетями! Исхода не видишь иногда от грехов своих, и мучат они тебя: страшно тоскливо сердцу иногда от них бывает, но воззрит Иисус: и потекут ручьи слез, а со слезами и все сплетение зла в душе в ничто обратится: и плачешь и радуешься, что такая милость тебе вдруг неожиданно послана; а теплота-то какая на сердце, а легко-то как бывает: так бы и улетел тогда к Самому Господу Богу! Благодарю всем сердцем моим Господа, туне очищающего вся беззакония моя!

1638. Душа наша потому называется душою, что она дышит духом Божиим, т.е. она так называется от Духа животворящего.

1639. Иисус Христос, раздавая пищу, предварительно взирал на небо, благодарил, благословлял, потом преломлял и подавал. Апостол Павел на корабле делал так же. Так и мы должны благодарить Бога за пищу и питие и за все блага вещественные, но в особенности - духовные.

1640. Дух Святый - Сокровище всех благ или духовного богатства. Посмотрите, каким чудным богатством исполнены были души, в коих обитал Дух Божий, каким светом ведения, каким благоуханием добродетелей! Душа человека праведного бывает пребогатою духовною сокровищницею, наприм. Апостолов Павла, Петра, Иоанна, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова. Благий человек от благаго сокровища сердца своего износит благое [Лк. 6, 45]. Вот где истинное сокровище. Оно совсем не то, которым дорожит свет.

1641. Хочешь видеть надежду христианскую во всем ее величии - читай церковные молитвы, проследи Богослужение христианское, особенно воскресные и праздничные службы. Там ты увидишь бесконечное богатство благ, обещанных верующим.

1642. Духовный человек погружается умом и сердцем в Бога и в Нем находит сокровище знаний и премудрости, правды, мира и радости о Духе Святом, а плотской человек - в мир прелюбодейный и грешный, или в вещественную природу, не видя в ней Бога, и в ней ищет пищу своему земному близорукому уму, своему самолюбию и гордости. Но - Блажени чистии сердцем [Мф. 5, 8]. Очистись и надейся соединиться с Богом в бесконечные веки.

1643. На молитве надо всего более стараться о горячности духа, о горячности и искренности раскаяния во грехах. Анания, Азария и Мисаил, пророк Даниил (пред явлением Архангела). Благоразумный разбойник.

1644. Священник - слуга Божий, облеченный Его властью и силою (в покаянии); сила крестная - священническое благословение.

1645. У искренних христиан молитва всегдашняя, потому что всегда грешим; благодарение всегдашнее, потому что ежедневно, ежеминутно получаем новые милости Божии, а и старых без числа много; славословие всегдашнее, потому что всегда видим славу дел Бога нашего в нас и в мире, особенно славу Его бесконечной любви к нам.

1646. В самые скорбные, безотрадные минуты Господь с нами. С ним есмь в скорби [Пс. 90, 15]. А мы думаем, что нет, что Бог оставил нас. О, несказанная держава Бога нашего над сердцами нашими! Мать не может совершенно привлечь нашего сердца в любовь свою, а Господь привлекает Святыми Тайнами и молитвою.

1647. В добрых делах надежда на награду: мзда ваша многа на небесех [Мф. 5, 12]... Доброе творяще, да не стужаем си, во время бо свое пожнем [Гал. 6, 9]... уготовляется мне венец правды [2 Тим. 4, 8]. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя [Пс. 32, 22].

1648. Уважай себя как образ Божий; помни, что этот образ - духовный, и ревнуй об исполнении заповедей Божиих, восстановляющих в тебе подобие Божие. Крайне остерегайся нарушать малейшую заповедь Божию, это нарушение разрушает в нас подобие Божие и приближает нас к подобию диавола. Чем больше будешь нарушать заповеди Божии, тем больше будешь уподобляться диаволу.

1649. Научись подавлять свои страсти силою имени Господня и своей воли в то время, когда больше всего страдаешь порывом самолюбия, когда готов всех и все разить и ломать.

1650. Есть у меня Учитель, дарующий мне жизнь: каждое слово Его есть слово жизни и, значит, истина. Ему-то я во всем верю, а всему, что слышу противного Его слову - в моих мыслях и в сердце или от людей, - не верю и почитаю ложью, смертью для души.

1651. Всесвятый Дух, по благоволению Отца, оживотворяет все создание небесное и земное.

1652. Все вещественное, мы видим, тлеет, начиная с пищи и одежды; грехи также, все замечаем, растлевают души и тела. Это должно возродить в нас надежду нетленного, непреходящего. Вы, сладкопитающиеся, вы, тщеславящиеся одеждою, домами, богатством, - что вы делаете? Играете в мыльные пузыри.

1653. Все дышащее дышит воздухом и без воздуха не может жить; все разумно-свободные существа живут Духом Святым, как бы воздухом, и без Него не могут жить. Святым Духом всяка душа живится [антиф. 4 гл. на утрени]. Познайте, что Дух Святой в таком отношении находится к душе вашей, в каком воздух к телу.

1654. Ночью душа наша свободна от суеты мирской, и потому свободно может действовать на нее мир духовный и она свободно может принимать его впечатления, так что мысли и расположения сердечные у человека бывают мыслями и расположениями добрыми, если человек праведен; и мыслями и расположениями суетными, лукавыми, если он грешник нераскаянный.

1655. Чудотворный образ Спасителя - Сам Господь на нем. Горько и как бы невольно плачу я; по благодати, обильно от Него на меня изливающейся, лью я потоки слезные, очищающие от грехов душу мою и мир и радость на сердце у меня производящие.

1656. Диавол имеет обычай нападать на нас в тесных обстоятельствах.

1657. Если какая-нибудь мысль - жизнь для сердца, то она истина, если - томление, смерть сердца, то она - ложь. Господь наш есть мир и жизнь - и миром и жизнью почивает в наших сердцах.

1658. Христианин, который ждет вечного упокоения и радости на небесах, не должен ли в этой жизни переносить великодушно и с радостью все скорби, труды, болезни и неправды, все мучения, всякие неприятности? Воистину. Иначе что же будет значить будущее упокоение? Какое упокоение тому, кто здесь упокоивался, не терпя ничего? Где будет правда Божия? - Многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие [Деян. 14, 22].

1659. Характер нашей земной жизни - постоянное ожидание Божьего зова из этой жизни в другую. Мы не свои, мы рабы Божии, как прекрасно называет нас Церковь, а рабы с часу на час должны ожидать, что вот-вот позовет Господь. Толкнет: и ступай. Да абие толкнувшу отверзут ему [Лк. 12, 36]. А мы что! Да мы совсем забыли, что мы рабы Божии, мы думаем, что мы свои, и располагаем жизнь свою не по заповедям Божиим, а по своей волюшке: как нам хочется жить, так и живем. А оттого жизнь наша исполнена бесчисленных грехов. Посмотрите на жизнь человеческую, и увидите, что все в ней - суета сует, всяческая суета [Еккл. 1, 2]: моды, театры, карты, вечера, маскарады, альбомы, великолепная мебель и проч. и проч. - все на себя, а на ближнего нет как нет: ходи нагой, издыхай с холоду и голоду.

1660. Презорство к творению касается и Творца; поэтому не смей говорить эти и подобные им слова: мне не нравится лицо этого человека, хотя он, может быть, и хороший человек. Это диавольская ненависть к созданию Божию, диавольское гаждение. Помни, что всякий человек есть образ Божий и вся слава его внутри, в сердце. Человек зрит на лицо, Бог же на сердце.

1661. Чаще приводи себе на память, что в тебе зло, а не в людях. Таким убеждением, совершенно истинным, предохранишь себя от многих грехов и страстей. Беда наша часто в том, что мы свое зло приписываем другому.

1662. Святые Божии - великие купцы, обогатившиеся всеми душевными сокровищами, всеми добродетелями - кротостью, смирением, воздержанием, терпением, богатою верою, надеждою и любовью. Оттого мы и просим их святых молитв, как нищие богатых, чтобы они помогли нам в нашей духовной бедности, чтобы они научили нас молиться и преуспевать в христианских добродетелях, чтобы они, как имеющие дерзновение пред Богом, молились об отпущении наших грехов и предохранили нас от новых. Ходим к земным купцам в их лавки, покупать их товары: как не обращаться к небесным купцам с молитвою усердною, как бы сребром и златом, как не покупать у них их ходатайства о нас пред Богом, прощения грехов и различных христианских добродетелей! Кажется, это очень естественно.

1663. Для чего нужно за все благодарить Бога и добрых благотворительных людей? Больше для нашей же пользы: чтобы нежнее, тоньше были чувства нашей души, чувство зависимости нашей во всем от Бога и от добрых людей, признательной к ним любви и чувство нашего ничтожества без Бога, чувство нашей немощи обойтись без помощи добрых людей.

1664. При выговоре подчиненным за их неисправность тщательно воздерживайся от рвения, раздражительности и смущения и будь кроток, исполнен любви, степенен и покоен. Если подлежащий исправлению обижается, кротко заметь ему, что ты вовсе не имеешь намерения обижать и раздражать его, а искренно желаешь ему добра и порядка о его деле, что тебе противен не он, а беспорядок, который он производит. Не оскорбляй его самолюбия и человеческого достоинства, возвышая себя в глазах его и унижая его; если ты имеешь эту слабость (гордость), лучше брось исправлять другого и наперед исцелися сам: вынь прежде бревно из очесе твоего духовнаго, и тогда узриши изъять сучец из духовнаго ока брата твоего [Мф. 7, 5]. В противном случае ты только раздражишь ближнего, а пользы нравственной не принесешь ему. Будь кроток и снисходителен к другим при замечаниях о их недостатках, памятуя, что ты и сам с недостатками, и большими недостатками. Ты обличаешь другого, положим, в пьянстве, но если и ты сам пьешь или если и не пьешь, но лакомишься, чревоугодничаешь, пресыщаешься, ведь ты грешишь так же, как он. Исправься сам от чревоугодия, и тогда сильно будешь говорить против пьянства других. Обвиняешь другого в нерадении к службе, а сам, быть может, тоже нерадив. Врачу, исцелися сам [Лк. 4, 23].

1665. Ни на кого, ни из-за чего не имей в сердце злобы, никого не презирай ни из-за какого предлога. Любовь друг к другу прилежну имейте, зане любовь покрывает множество грехов [1 Пет. 4, 8].

1666. Если встретишь от кого-либо из посторонних невнимание и пренебрежение к себе, не оскорбляйся, не обижайся этим, но скажи себе: я достоин того; слава Тебе Господи, яко сподобил мя еси непотребного по делам моим бесчестие прияти от подобных мне сочеловеков. Сам же заявляй всегда любовь ко всем, особенно к своим, искренно, усердно, всесердечно, громогласно, а не холодно и вяло, лениво, притворно, неохотно, вполголоса.

1667. Не ешь досыта, не спи досыта, трудись с усердием, молись всем сердцем; будь от души послушен родителям и начальникам, доброжелательствуй всякому, будь доволен всеми, и ты будешь доволен собою, здоров и счастлив.

1668. Жизнь христианина должна быть постоянным вниманием к себе самому, т.е. к своему сердцу, потому что каждую минуту невидимые враги готовы поглотить нас, каждую минуту зло кипит в них на нас.

1669. Вы, которые так сильно избегаете в этой жизни страданий тела и скорбей души, которые так лелеете свою плоть и ублажаете душу, - что вы не заботитесь об избежании вечного огня, в тысячу раз лютейшего, чем земной стихийный огонь? Что вы не стараетесь избежать вечных скорбей? Бедные, обратитесь. Ей! невыносимо будет.

1670. Не для красоты ли твоего жилища, как прекрасную мебель, как украшение, вешаешь ты у себя в доме богатые и живописные иконы, не относясь к ним с сердечною верою, любовью и благоговением, как к святыне? Спроси свое сердце, не так ли это? Иконы в доме или в храме не для вида, а для молитвы, для почитания, для назидания. Лики святых должны быть нашими домашними церковными учителями. Читай житие их и печатлей их на сердце своем, да и сам старайся сообразоваться житию их.

1671. Возлюбиши ближняго твоего, яко сам себе [Мрк. 12, 31]. Все должно быть у нас обще, как солнце, воздух, огонь, вода, земля, общие всем нам; также должны быть общими - частью - и пища, деньги, книги и вообще все дары Господни, данные обще для всех и удоборазделяемые. Ибо мы ничего своего не имеем, а все Божие. И несправедливо держат в сокровищницах своих избытки свои люди богатые, тогда как есть много людей бедных, нуждающихся в необходимом пропитании и в необходимой одежде и жилище. Впрочем, трудолюбию справедливо принадлежат избытки, и праздные по справедливости терпят бедность и нищету. Потому, если мы знаем о некоторых, что они бедны от праздности и лености, таким мы не должны уделять от своих трудовых избытков. Аще кто не хощет делати, говорит св. Апостол Павел, ниже да яст [2 Сол. 3, 10]. Но к вопиющей бедности, происходящей от старости и изнурения сил, от болезни, от бесплодных или мало вознаграждаемых трудов, от действительно трудного положения, от многочисленного семейства, от неурожая хлеба, надо всегда спешить на помощь, особенно людям богатым. Надо руководствоваться историею времен апостольских, примером первенствующей Церкви.

1672. Со словами в сердце: все возможно верующему [Мрк. 9, 23] устремляйся ко всему доброму и достохвальному. Имей всегда веру, какое бы доброе дело ни намеревался ты делать.

1673. Храни всячески простоту сердечную, простоту веры, надежды и любви, кротости, смирения, незлобия.

1674. Всякое благо от Бога, и Бог есть для нас всякое благо: вот простота веры, надежды и любви!

1675. Мы должны положить жизнь свою за Господа и ближнего и не жалеть ее, а мы жалеем даже пищи, питья, одежды, жилища, денег, книг и других вещей, - этого земного праха. Лукавая и злая плоть наша ищет малейшего предлога к самолюбию, алчности, захвату.

1676. Какое прекрасное, спокойное, безопасное дело - оставлять грехи согрешающим против нас или обижающим нас! Простил: и спокоен. Тебя изобидели? Что же? Так и следует причинять огорчения твоему плотскому, ветхому человеку: самолюбивому, гордому, раздражительному, завистливому, ленивому, скупому, причиняющему столько оскорблений Богу. Хорошо, что ему возмеривается хотя несколько от людей тем же, чем он меряет Богу.

1677. Не солнце светит, Господь сияет Своей несравненной добротой, Своим неизреченным светом. Если солнцу дал столько света, то конечно Сам имеет его бесконечно больше; если солнцу дал столько света, то праведникам в будущем веке конечно даст света несравненно больше, и сие солнце ничтожно в сравнении с разумною душою человека. Итак, если ослепительно светит вещество, созданный свет, то как светит Сам первоначальный, истинный, несозданный Свет-Бог! Аналогия мира вещественного (начиная с солнца до былинки) с миром духовным.

1678. Когда брат в чем-либо погрешит против тебя, напр., позлословит тебя или передаст злонамеренно другому слова твои в превратном виде и оклевещет тебя, не озлобляйся на него, но отыщи в нем добрые стороны, которые несомненно есть в каждом человеке, и остановись на них с любовью, презирая зло, сплетенное им на тебя, как грязь, не стоящую внимания, как мечту бесовскую. Так золотопромышленники не обращают внимания на множество песку и грязи в золотом песке, но останавливаются на золотых песчинках, и хотя их очень мало, дорожат и немногим и промывают его из множества негодного песку. Так и Бог поступает с нами, долготерпеливо очищая нас.

1679. Неведевшаго греха (сказано о Христе) по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о Нем [2 Кор. 5, 21]. - Ты ли после этого будешь стыдиться признаться в каком бы то ни было грехе или принять на себя обвинение в не учиненном тобою грехе? Если Сам Сын Божий был по нас повинен греху, хотя был безгрешен, то ты должен также принять обвинение во всех грехах с кротостью и любовью, ибо ты грешен действительно всеми грехами. А какими не грешен, в тех обвинение принимай по смиренномудрию.

1680. Будь смел, решителен на всякое добро, особенно на слова ласки, нежности, участия, тем более на дела сострадания и взаимной помощи. Считай за мечту - уныние, отчаяние, в каком бы то ни было добром деле. Вся могу, говори, о укрепляющем мя Иисусе [Филип. 4, 13], хотя я и первый из грешников. Вся возможна верующему [Мрк. 9, 23].

1681. Надо, чтобы на сердце нашем начертаны были неизгладимо слова: возлюби ближняго, яко сам себе [Мрк. 12, 31], и чтобы они служили всегда руководством для сердца при встрече с ближним где бы то ни было и когда бы то ни было: он ли когда придет к нам, мы ли к нему, дело ли какое для него надо сделать, дать ли ему что надо, при беседе с ним. Итак носи в сердце слова: люби, яко сам себе и веди постоянно умную войну за соблюдение этих живых словес Господа нашего. Принуждай себя к любви взаимной, намеренно беспокой, тревожь, мучь скрывающегося внутри червя самолюбия и злобы, распинай его, побеждай его в державе крепости [ср. Ефес. 6, 10] Господа нашего Иисуса Христа.

1682. Когда будешь молиться об упокоении души усопшего, принудь себя помолиться о нем от всей души, памятуя, что это существенный долг твой, а не одного священника и клирика. Вообрази, как необходим усопшему покой и как он нуждается в молитве за него живых, будучи членом единого тела Церкви, - как бесы оспаривают у Ангелов душу его и как она трепещет, не зная, какая участь постигнет ее на веки. Много значит пред Владыкой молитва веры и любви за усопшего. Вообрази еще, как необходим для тебя покой, когда тебя свяжут пленицы грехопадений, и как ты тогда усердно, с какою искренностью, жаром, силою молишься Господу и Пречистой Богородице и как радуешься и торжествуешь, когда после усердной молитвы получишь избавление от грехов и покой душевный. Приложи это и к душе усопшего: и его душа также нуждается в молитве - теперь уже твоей, потому что сама не может молиться плодотворно; и его душа нуждается в покое, который ты можешь испросить для него теплою молитвою, с благотворением в пользу души его, и особенно приношением за него бескровной жертвы.

1683. Пьяницы, прелюбодеи, чревоугодники, тати, досадители, ленивые, праздные, картежники, театралы, танцоры, празднословы, насмешники, скажите мне: для чего Сын Божий сошел с небес, проповедал Евангелие Царствия, сотворил бесчисленные чудеса, пострадал, умер и воскрес, и послал во весь мир Апостолов с проповедью о Царствии? Скажите, для чего? Для того ли, чтобы вы объедались, пьянствовали, любодействовали, крали, лжесвидетельствовали, проводили время в праздности, празднословии, в картах, театрах, танцах, пересудах? О, сколь вы дорого поплатитесь за свою противо-евангельскую жизнь, если не покаетесь и не исправитесь!

1684. В побеждении зла добром должны быть особенно искусны священники Господни, как почивающие на законе Божием, как знающие бесчисленные примеры незлобия святых Божиих: Авраама, Исаака, Иакова, Ноя, Давида, Моисея, Самуила, в особенности же Богочеловека Иисуса Христа, Который есть чистейший образ наш; Апостолов Петра, Павла, Иакова, Иоанна и проч., первомученика и архидиакона Стефана и проч., как укрепляемые часто в таинстве причащения от Самого Источника благости Господа Иисуса Христа, как учащие других побеждать благим злое [Рим. 12, 21]. Со священника, если он не научился кротости, смирению и незлобию и не научился побеждать благим злое, взыщется строже, чем с мирянина: ибо священник вознесен до небес Божиими тайнами и получил великие силы к благочестию. Если же неблагочестно поступает, то он сам себя обрекает на вечный огонь своею нераскаянностью, неосмотрительностью и неисправимостью. Господи, прости мне согрешения мои и научи мя творити волю Твою. Священники не должны быть мягкими до потворства грехам и страстям там, где дело касается искоренения страстей и дурных привычек, - они должны действовать смело и настойчиво, не боясь злобы других и совершенно презирая ее, хотя и в этом случае действия их должны носить характер кротости и любви и искреннего желания исправить ближнего. Если же на него ничто не действует, тогда не обращать внимания на сердчание и капризы его и делать свое дело с твердостью, не возмущаясь выходками злобы. Плохой мир с грешниками, которые всякое доброе замечание, всякую просьбу обращают в худую сторону, хотят видеть во всем одни нападки злобы. Не видя сами света, они думают, что слепы и другие; будучи сами злы, они не хотят видеть добра и в других.

1685. Когда кто-нибудь по доброте своей похвалит тебя каким-либо людям и они передадут тебе похвалы от своего ближнего, не считай их должною, справедливою себе данью, но отнеси их единственно к доброте сердца этого человека и помолись об нем, чтобы Господь утвердил его в благом сердце и во всякой добродетели, а себя признай величайшим грешником, не по смиренномудрию только, а по самому существу дела, как хорошо знающий свои худые дела.

1686. Да торжествует бесконечная любовь и милосердие Владыки вследствие нашего искреннего признания и исповедания грехов и да посрамится в конец греховная лесть диавола, научающего нас таить свои грехи и не сознаваться в них; да расторгнутся чрез покаяние все сети и связи диавольские, как паутина. Диавол домогается, чтобы мы утаивались с своими грехами, и тем удобнее и больше во тьме предавались им; а мы будем и здесь разрушать его козни, будем исповедывать грехи, чтобы и нам и всем другим было видно, какой мерзости мы предаемся или предавались, и чтобы тем удобнее, по сознании мерзости, исправлялись в ней. Глаголи, сказано, беззакония твоя, а не молчи об них, да оправдишися.

1687. Говори: ничего своего не имею, все Божие. Свое - это мечта грешной нашей плоти. Все общее - вот слова обновленного человека! - Бяху им вся обща, и ни един же глаголаше что свое быти [Деян. 4, 32]. Господи! Твое есть дати ми сие.

1688. Братия! готовьтесь к соединению с Богом: бросьте суету земную. Займитесь великим делом самоочищения и самоусовершенствования. Возлюбите прогресс веры и добродетели, а не прогресс века сего. Мы приготовляемся на земле узреть Художника всякой твари, видимой и невидимой. Красоту всего - там в вечности.

1689. Воспитанникам. - Вы дети мои, ибо я родил и рождаю вас благовествованием о Христе Иисусе; духовная кровь моя - наставления мои текут в жилах ваших; я напоил и пою вас, как бы из сосцов мать, млеком словесным. Вы дети мои, потому что я имею вас всегда в сердце своем и молюсь за вас. Вы дети мои, потому что вы духовные чада мои. Вы дети мои, потому что я действительно как священник, отец, и вы называете меня батюшкою. Дети! это слово очень, очень не нравится диаволу, виновнику нелюбви, злобы и лицемерия, но я, Богу помогающу, ни на минуту, не повинусь ему и буду не иначе называть вас, как детьми, ибо вы действительно дети по вере, по Церкви Божией и по принимаемым от меня наставлениям и отеческому руководству. Сказать искренно чужим детям: дети можно только Духом Святым, Духом истины и любви.

1690. Там, где ожидаешь сильных искушений врага, вооружись крепко во вся оружия Божия, именно: верою, надеждою и любовью. Держи в сердце слова: вся возможна верующему [Мрк. 9, 23], и избыточествуй во уповании Духа Святаго [Рим. 15, 13]. Ни в чем благом не сомневаюсь и не отчаиваюсь, хотя ты, враже мой, усиливаешься посеять во мне сомнение и отчаяние касательно всякого доброго, особенно верховного блага - любви. Сам Бог любви со мною, - Бог, для Которого все мы чада. Образ этого-то Отца я недостойный ношу. Твои суть, и Мне их дал еси [Иоан. 17, 6, 9].

1691. Не читающим Евангелия. - Чисты ли вы, святы ли и совершенны, не читая Евангелия, и вам не надо смотреть в это зерцало? Или вы очень безобразны душевно и боитесь вашего безобразия? Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся [Пс. 33, 6].

1692. Не заботься о деньгах: если будет нужно, то Бог как манны насыплет тебе их или как перепелов нагонит их тебе. Господня бо земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней [Пс. 23, 1]. Ищи прежде Царствия Божия, спасения человеков, утверждения их в вере, исправления их нравов; утверждай свою веру, очищай свое сердце, проходи добросовестно свое звание, исправляй тщательно все свои обязанности и все - деньги, пища, одежда и пр. приложится тебе.

1693. О Троица, Боже наш! простое Существо, создавший и душу нашу по образу Твоему, да в Тебе жизнь и мир свой имеем! О Троица, Питательница и Надежда наша! Даждь нам в Тебе единой всегда надежду свою полагать, в Тебе единой жизнь и покой обретать. О Троица! Ты, как мать, носишь всех нас на руках Своих и всех нас питаешь из рук Своих, как нежнейшая мать! Ты никогда не забудешь нас: ибо Ты Сам сказал: аще и забудет кого жена (мать), Аз не забуду тебе [Исаии 49, 15], т.е. не перестану питать, охранять, защищать и спасать тебя. Еще Ты Сам сказал: не имам от тебе отступити, ниже имам тебе оставити [Евр. 13, 5]. Для чего же мы беспокоимся о пище, для чего жадничаем, пресыщаемся, лакомимся? Для чего жалеем уделить ближнему? О, окаянство! о, слепота! о, самолюбие грязное! о, нелюбовь к Богу и ближнему! Недь в лице ближнего Бог - а мы Богу Самому жалеем Его же даров! Вспомни, как щедро наградил духоносный Елисей пророк женщину Соманитянку, принимавшую его от всей души в дом свой и простосердечно его угощавшую! Он испросил ей у Бога сына и потом, когда сын умер, воскресил его.

1694. Суетна жизнь наша, т.е. всуе, напрасно, даром, ни за что пропадают дни жития нашего для вечности; все о земном, житейском хлопочем, о вечности мало помышляем. Будущего Страшного суда, будущего мучения и будущего блаженства, конца не имеющих, не воображаем себе. В каком-то духовном тумане все мы живем; плоть и плотские страсти одолели всех; дух угнетен, задавлен, задушен. Но се Жених душ наших грядет в полунощи, и блажен раб егоже обрящет бдяща, не достоин же паки, егоже обрящет унывающа от житейских попечении. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, до не смерти предана будешь и царствия вне затворишися, но воспряни, зовущи: свят, свят, свят еси Боже, Богородицею помилуй нас [троп. на утр. Страстн. седм.].

1695. Верь, что молитва и одного друга Божия, особенно свято живущего священника Божия, может творить чудеса в значительной части природы, как молитва пророков Моисея, Илии и др. Живи же особенно богоугодно ты, иерей Божий: будь свят, чист, кроток, смирен, милосерд, воздержен, трудолюбив, терпелив, и твоя молитва всегда проникнет в небеса и будет услышана и исполнена. Молись же всегда всем сердцем, а главное - чистым сердцем. Ангелу даны были фимиами мнози, да даст молитвам святых всех на алтарь златый сущий пред престолом. И изыде дым кадильный молитвами святых от руки Ангела пред Бога [Апок. 8, 3, 4]. И тебе даны эти фимиамы. Кадило с фимиамом постоянно должно тебе напоминать об этом, т.е. удобовосхождении и благоприемлемости Богом воссылаемых тобою молитв о себе и о людских невежествиих [Евр. 9, 7] и грехопадениях.

1696. Ты воссылаешь славу Богу словами, но не воссылаешь делами. Славь Бога паче делами: воздержанием, трудолюбием, любовью, милосердием, смирением и терпением. Не сомневайся ни в какой истине; маловере, почто усумнелся еси [Мф. 14, 31]? Беда от нашего сомнения и самомнения.

1697. Таинство елеосвящения - духовный мед, живоносное питие. Какое богатство упования! Какие молитвы! Экстракт всего Евангелия.

1698. Как немного нужно для человека, и как изобильно подает нам Господь дары Свои для ухлебения и напоения братий наших. Мы из реки ковш один подаем, - и то Божье - не наше. И при всем том скупимся, жмемся, трясемся, смущаемся, как бы нам угрожало лишение жизни. О, недостаток христиан! О, суетная, слепая надежда на пищу и питие! О, лукавство плоти! О, недостаток простоты христианской!

1699. Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем [Иоан. 6, 56]. Как младенец, носимый в утробе матери, живет весь ею, так и христианин, причащаясь Тела и Крови Христовой, пребывая во Христе, как младенец в утробе матери, живет весь Иисусом Христом. Якоже Аз живу Отца ради, и ядый Мя, и той жив будет Мене ради [Иоан. 6, 57]. Ясно. На что же ты еще кроме Христа твоего уповаешь, причастник Божиих Таин, и особенно ты, священник? К чему прилепляешься? В чем ищешь еще живота своего? В деньгах ли, которые довели Иуду до удавления? В пище ли и питии? Но вот твоя нетленная пища - тело Христово, столь часто тобою принимаемое. Что ми есть на небеси, и от Тебе что восхотех на земли, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век [Пс. 72, 25, 26].


Страница сгенерирована за 0.05 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.