13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Без автора
Житие Георгия Победоносца (греческий вариант)
Поучительное видение
Святого Великомученика Георгия,
бывшее первому Старцу братства
Иоасафеев монаху Иоасафу.
(перевод с греческаго из книги ΜΟNAXOY ANΔΡΕΟΥ ΑΓΙΟΡΕΤΟΥ. ΓΕΟΝΤΙΚΟ ΑΓΙΟΥ ΟΡOΥΣ. TOMOΣ Α,, ΑΘΗΝΑΙ 1994 Σ. 268-283)
Около 130 лет тому назад в Кесарии Каппадокийской жил благоговейный христианин по имени Георгий. Он питал великое благоговение к святому Великомученику Георгию - своему покровителю. Ему пришло желание посетить святую Афонскую Гору, поклониться её святыням и – если он найдёт святогорскую жизнь такой как он её себе представлял – стать там монахом.
И действительно: около 1849 года он пришёл на Святую Гору Афон. Обойдя все монастыри, он решил остаться в обители Святаго Великомученика Пантелеймона, потому что среди её наследников было много его земляков – каппадокийцев – монахов мудрых и добродетельных. Георгия приняли в число братии и возложили на него послушание смотрителя монастырскаго конака (то есть представительства обители в Кариесе).
В начале послушник Георгий отличался многим благоговением, усердно и неопустотительно совершал своё монашеское правило. Через два-три года, по решению Духовного Собора монастыря его постригли в Великую схиму с именем Иоасаф и вновь отправили в Кариес на прежнее служение.
Живя в Кариесе, он несколько лет придерживался прежнего порядка своей жизни: неопустительно совершал своё монашеское правило, причащался Святых Христовых Тайн и последовательно исполнял всё, что предписывают великосхимнические обеты. Однако через несколько лет он – и сам не понимая того – начал с нерадением относиться к своим монашеским обязанностям, и наконец дошёл до того, что не хранил не только монашеские обеты, но и даже и заповеди общие для всех христиан. Он утерял свою прежнюю духовную теплоту и почти полностью перестал молиться. Даже на литургии он почти перестал ходить.
Время от времени он приходил в себя и вспоминал своё прежнее благоговение и жизнь. Тогда к нему приходили печаль и огорчение, им овладевало отчаяние – которое настолько сильно его мучало, что он не знал что ему делать. Это происходило потому что он ни с кем не советовался, во всём – и в добром и в плохом – поступал по своей воле, а после этого сатана приводил его в отчаяние.
Однако видя его благое произволение и то благоговение, которое он с детства питал к Святому Великомученику Георгию Всеблагий Бог «не хотяй смерти грешника», но желающий чтобы он пришёл в познание истины, возратился и жил вечно, восхотел показать на монахе Иоасафе Своё многое благоутробие, чтобы утешить его и помочь ему вновь возжечь свою ревность к добродетели.
Итак по промыслу Божию, с монахом Иоасафом произошло следующее чудо:
В 1854 году монах Иоасаф жил в Кариесе, в конаке Свято-Пантелеймонова монастыря. Был канун памяти Святаго Великомученика Георгия и на конаке служили Всеношное Бдение. Монах Иоасаф, будучи порабощён нерадением и отчанием, не дождавшись даже конца вечерни, ушёл из храма в свою келию – отдыхать.
На Утрени, когда в храме начали читать Шестопсалмие «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение…», брат Иоасаф поднялся с кровати, пришёл в притвор церкви, сел в стасидию и начал размышлять о воплощенном Домостроительстве Владыки Христа. «Бог, будучи Творцом и создателем всего сущего, - думал он, - тот, кто своими руками сотворил человека, снизошёл до того, что воплотился, вочеловечился, претерпел хулы, задушения. Страшные мучения, был распят на Кресте и умер как человек, в третий день воскрес как Всесильный Бог. Своим Воскрешением Он освободил его в Рай, в Царство Небесное, возведя его труда, откуда он ниспал. О, сколь велики человеколюбие и милосердие Бога к человеку!»
Когда отец Иоасаф размышлял об этом, его сердце пришло в умиление. Его глаза исполнились слёз, его помыслы утишились, его душа наполнилась радостью и весельем, его ум пришёл в движение и начал непроизвольно творить молитву: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Брат Иоасаф без остановки произносил и другие умилительные слова и молитвы, и тогда его сердце почувствовало любовь и сострадание к ближнему и ко всему миру.
Когда он находился в этом состоянии, им овладела столь сильная божественная любовь, что ничто на земле не было ему мило. Ему захотелось взлететь и воспарить к Богу, потому что он чувствовал к Нему великую любовь и дерзновение. Он почувствовал, как его душа исполнилась божественным рачением, а его сердце палимо огнём любви.
Его душу наполнило смирение, он представил, что Бог всегда находится рядом с ним. Он восхищался многой и неизреченной любовью Бога к человеку и тем, как Он смутился ради нас.
После ему показалось, что он вышел из церкви. А потом, внезапно он почувствовал, что его душа вышла из тела и оказалась на прекрасной, бескрайней равнине. Идя по этой равнине, он заметил в её глубине огромное множество людей, которые были в движении. Эти люди носили светлые одежды, все они были одинаковы возрастом и прекрасны видом. Они сияли как солнце, а двигались в такт и очень медленно.
«В ДОМУ ОТЦА МОЕГО ОБИТЕЛИ МНОГИ СУТЬ»
Исполнившись радости, монах Иоасаф удивлялся тому, как они оказались в этом месте, спрашивая себя, кому принадлежит столь прекрасный сад с чудными деревьями и кто эти люди, что обитают в нём. Недоумевая об этом, он вспомнил евангельские слова: «В дому Отца Моего обители многи суть». (Ин. 14.2)
С этими мыслями он прошёл мимо этих людей, и чуть дальше на той же бескрайней равнине увидел другое собрание – многочисленнее прежнего. Эти люди были одеты в воинские одежды, а на вид были юны и мужественны. Они тоже сияли подобно солнцу.
Монах Иоасаф долго сидел, любовался их красотой и чувствовал великую радость и веселие. Вдруг он услышал голос: «Сей брат наш желает пойти к Царю. И как вы знаете, один из нас должен отвести его туда». Тут же из среды сих мужественных воинов выступил один – сияющий ярче других, выделявшийся среди них как луна среди звёзд, и выглядевший как их начальник. «Я один отведу брата к Царю, – сказал он, – потому что он питает ко мне особенную любовь, денно и нощно призывая моё имя. Но, кроме того, я много раз выступал перед Царём поручителем за него».
Итак, сей облаченный в сверкающие одежды юноша приблизился к монаху Иоасафу и произнёс: «Следуй за мной, и я представлю тебя Царю».
Слыша всё это, монах Иоасаф удивился и размышлял в себе: «Кто эти люди, которых я прежде никогда не видел, и отчего они говорят обо мне так, словно о своём знакомом? Откуда они меня знают и какому Царю собираются меня представить?» Размышляя об этом, он приблизившегося к нему юноши: «Брате, кто я такой, чтобы предстать перед Царём и что сделает со мной Царь? Кто Он и откуда Он меня знает?»
Ангелоподобный юноша ответил монаху Иоасафу: «Брате, ты делаешь вид, что не знаешь Кто Такой Царь или кто такой я? Делаешь вид, что со мной не знаком? Я – поскольку ты возлюбил меня и призываешь моё имя – пришёл, чтобы представить тебя Царю. Итак, следуй за мной, сейчас мы как можно скорее должны идти к Нему – нашему Царю».
Монах Иоасаф пошёл рядом с юношей думая о том, как лучше спросить о том кто же он такой – проявляющий к нему столь много любви и заботы. Но вновь не решившись спросить своего проводника он подумал, что возможно узнает об этом позже.
Тем временем, они подошли к краю обширной равнины и вступили на узкую и очень длинную дорогу, огороженную весьма высокими стенами. Это место казалось настолько диким, что монаху Иоасафу стало жутко. Он смутился и им стал овладевать страх.
МЫ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ ТВОРИТЬ МОЛИТВУ ИОАСАФ
Тогда взглянув на монаха Иоасафа с весёлым и радостным лицом, его проводник сказал ему: «От чего брате, тобой овладевает нерадение, от чего ты рассеиваешься умом в разные стороны и нерадишь о призывании божественнаго Имени Господа нашего Иисуса Христа? Разве ты не знаешь о том, какому ущербу подвергается тот, кто предается нерадению и забывает творить молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя?» С каждым вдохом надо произносить эту молитву полностью. И знаешь, какую пользу получает тот, кто всегда призывает мироспасительное имя Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа?
Человек, творящий эту молитву, освобождается от страстей и грехов, он становится обиталищем Святой Троицы, и тогда он может достигнуть совершенной любви, от которой и ты вкусил некую часть – по милосердию Божию познав сладость и её плоды. Итак, отчего же ты нерадеешь о сем делании? Доколе ты будешь погружён в сон нерадения? Когда ты пробудишься от этого недобраго забвения? Вспомни свой прежний образ жизни, вспомни то благоговение, которое у тебя было тогда, и измени свою жизнь. Разве Бог не дал тебе Свою Благодать, чтобы ты понял в чём состоит то доброе, что ты должен делать? Разве не сам ты – желая спастись – сделал своей Поручительницей в этом Всесвятую Деву и Богородицу Марию?»
Когда проводник монаха Иоасафа говорил ему всё это, отец Иоасаф пришёл в умиление и стал усиленно творить молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». И чем больше он творил молитву, тем сильнее согревалось его сердце в любви к Богу и уходили все помыслы, приносившие смущение в его ум. Он освободился от страха и тут же принял божественную силу.
Тогда его прекрасный спутник сказал: «Видишь - сейчас тебе стало лучше. Если хочешь спасти свою душу, то никогда не позволяй своим устам, уму и сердцу оставлять эту молитву. Тогда ты стяжешь себе чистый ум и чистое сердце, которое исполнится божественным рачением, и ты узришь Тайны Божии. Однако будь внимателен: ежедневно приходи к своему духовному отцу и руководителю на исповедь, точно и чисто рассказывая ему обо всём, что с тобой случается и происходит».
Всё время, пока ангелоподобный юноша говорил с монахом Иоасафом, они шли по узкой дороге, на стенах по обеим сторонам которой были изображены кресты, указывающие направление пути. Идя мимо них, прекрасный юноша осенял себя крестными знамениями и произносил: «Кресту Твоему покланяемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим», говоря монаху Иоасафу, чтобы он делал тоже самое.
ПО ВИСЯЧЕМУ МОСТИКУ НАД СТРАШНОЙ ПРОПАСТЬЮ
Они шли достаточно долго и, наконец, узкая дорога закончилась. За ней начинались глубокие пропасти и скалы. Страх и трепет овладели сердцем монаха Иоасафа, когда они подошли к краю необозримой пропасти – тёмной и мрачной. По длине и ширине эта пропасть была подобна безбрежному морю, а тьму над ней казалось, можно было пощупать рукой. За пропастью очень далеко виднелась высокая-превысокая гора, достигавшая неба.
По середине над пропастью был перекинут страшный мостик – круглое бревнышко шириной не больше, чем в человеческую ладонь. Один конец этого мостика был укреплён там, где заканчивалась узкая дорога, а другой – достигал подножия высокой горы. Когда дул ветер – мостик качался и дрожал, словно лист на дереву.
Страх и трепет овладел монахом Иоасафом, когда он понял, что для того, чтобы достичь горы на противоположной стороне пропасти, они должны перейти через неё по этому узкому мосту.
Тогда его дивный проводник вновь упрекнул его за то, что он нерадит о молитве Иисусовой и думает о вещах, приносящих ему страх и робость. «Брате, - сказал он монаху Иоасафу, - дай мне свою руку, и непрестанно твори молитву Иисусову, не думая ни о чём другом».
Так, держась за руки, они без страха пошли над пропастью по мосту, который, как мы сказали, качался и тресся, подобно, древесному листу.
Когда они дошли до середины этой тёмной пропасти, спутник монаха Иоасафа сказал ему: «Здесь осени себя знамением Честнаго Креста и призови в своей молитве радостное имя Обрадованной Всесвятой Богородицы и Приснодевы Марии, потому – что на месте сем Её Всесвятое имя имеет великую силу».
Отец Иоасаф осенил себя крестным знамением и произнёс в уме: «Пресвятая Богородице, помози ми грешному», и - о чудо! – к нему пришло столько силы и дерзновения, что весь трепет и страх исчезли – несмотря на то, что мостик продолжал раскачиваться и дрожать.
Пройдя по мостику довольно долгое время. Они перешли через пропасть и оказались у подножия горы. Спутник отца Иоасафа, побуждаемый любовью, продолжал держать его за руку, и они шли не разлучаясь.
Когда они начали подниматься на гору, оказалось, что подъём весьма труден и крут. Однако одновременно он был и приятен, потому что по обеим сторонам, ведущим наверх, дорога была украшена прекрасными деревьями – масличными и другими – и великим множеством цветов.
Дойдя до вершины, они оказались перед большими открытыми вратами, и трижды осенив себя крестом, вошли в них. Брат Иоасаф увидел, как за воротами открывается ещё одна светлая долина – много большая первой. Эта долина была подобна небесной тверди. Её красота и привлекательность не поддаётся описанию. Нет слов, чтобы дать образ красоты этой долины – потому что она не похожа ни на что земное. Виденное монахом Иоасафом невозможно описать пером, невозможно постичь умом – потому что, чем дальше шли они по долине, тем больше он пленялся её гармонией и красотой, и хотел остаться там навсегда.
Когда они прошли ещё дальше, брат Иоасаф увидел много людей, облаченных в монашеские одежды. Но цвет их одежд был не черным, а красноватым и они сияли, подобно солнцу. Одни из них были юны, другие – стары, но все они были подобны друг другу образом и красотой.
Когда они подошли к этим людям, те встретили их со многой радостью и любовью, и, воздавая целование спутнику брата Иоасафа, воскликнули: «Радуйтесь, Великомучениче Георгие, возлюбленный Христа!» В ответ, преисполненный света ангелоподобный спутник отца Иоасафа приветствовал их так: «Радуйтесь и вы, возлюбленные Христа, Преподобнии Отцы!»
ПОУЧЕНИЕ О СУЕТНОСТИ МИРА И ПАМЯТИ СМЕРТНОЙ
Тогда все обернулись к брату Иоасафу и стали говорить: «Брате, если человек приобретёт весь мир и нанесёт вред своей душе – то разве есть ему в этом польза? Если ты проживёшь в мире сто, двести или даже тысячу лет, если ты насладишься всеми лживыми благами жизни земной, если ты будешь обладать всем золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугами и вот – наступит страшный час встречи со смертью, время разлучения души от тела, то тогда – чем помогут тебе все накопленные тобой богатства? Дома, дворцы, стяжания, звания и чины – мирские, воинские, церковные? В тот час и мгновение, когда твоя душа будет выходить из тела, тебе не поможет и не принесёт пользы ничто из названнаго выше. Все это станет подобно тени, подобно образу, которые прошли и исчезли, как глаголет об этом и Дух Святой – Бог наш: «убо образом ходит человек, обаче всуе мятется, сокровищствует и невесть кому соберет я. И ныне кто терпение мое? Не Господь ли? И состав мой от Тебе есть». (Пс. 38, 7-8)
Поэтому брате, оставь нерадение и вернись к своей добродетельной прежней жизни, которая была исполнена благоговения, умиления и смирения, чтобы благоугодив Богу, удостоиться навсегда придти сюда в эту блаженную жизнь, которую ты уже удостоился увидеть по милости твоего небесного покровителя – Великомученика Георгия, который любит тебя столь сильно. Он привёл тебя сюда, чтобы ты увидел эти дивные и всевесёлые небесные и райские красоты, которые Владыка Христос дарует тем, кто ради любви к Нему лишает себя тех временных и ложных земных благ, которые все люди, желая или не желая того, рано или поздно оставят.
Чадо Христово и брат наш, не предпочти же временное вечному. Да не овладеет тобой нерадение или леность, не прекращай своей духовной борьбы, которая дарует тебе Христову любовь.
Ты предпочти любовь ко лживому миру, которая привезёт тебя ко греху, а грех низвергнет тебя в ад, в погибель и разрушение, где вместе с начальником злобы – Диаволом – ты будешь вечно гореть в неугасаемом пламени.
Ты не имеешь на это права, и не только ты, но и всякий христианин, потому что Владыка Христос искупил нас Своей Честной и Всесвятой Кровью, которую Он пролил за нас на Кресте. Не огорчай же Бога нашего Спасителя и Избавителя и не радуй пагубнаго разрушителя человеческих жизней и душегубителя сатану.
Если ты хочешь, чтобы и мы не перестали просить Триипостаснаго Бога о твоём спасении и о спасении всех людей, то исправь свою жизнь. Сделав это, ты доставишь радость Богу и нам, любящим всех людей и желающим, чтобы все вы пришли сюда в Рай, в Царство Небесное».
Потом они обернулись к спутнику монаха Иоасафа и сказали: «Мучениче Христов и любимый нами Георгие! Возьми на себя заботу об этой душе, чтобы представить её Царю всех, поскольку твоё дерзновение к Нему велико!»
Тогда брат Иоасаф и его спутник ушли с этого места, и пошли дальше. После всего услышаннаго брат Иоасаф узнал своего проводника – это был его святой покровитель Великомученик Георгий. Иоасаф вспомнил слова, сказанные ему Великомучеником на первой равнине: «Я отведу его к Царю, потому что он питает ко мне особенную любовь». Он вспомнил также о том, что, придя на Святую Афонскую Гору, просил Святаго Георгия быть поручителем его спасения перед Владыкой Христом. Кроме этого, он вспомнил, что призывая помощь Великомученика Георгия, он видел много чудес. Вспоминая обо всем этом, монах Иоасаф почувствовал, как его душу переполняет духовная любовь. Будучи уже не в силах сдерживать себя, он подошёл к своему спутнику Святому Великомученику Георгию и обнял его. И долго они воздавали друг другу лобзания.
ВЫСШИЙ ЧИН МОНАХОВ
Они ещё долго шли вместе по прекрасной равнине, потом монах Иоасаф увидел другое множество людей, тоже в монашеских одеждах, но они были более славны и более светлы, чем эти, которых встретили раньше. Однако, число их было меньше, чем предыдущих.
«Святче Божий, – спросил монах Иоасаф своего спутника, - кто эти люди и каковы их подвиги в земной жизни, что они более славны прежних монахов?» Святой ответил: «Брате, это современные монахи, последних времён, которые подвизались без особенных руководителей, от одного лишь своего произволения постарались подражать жизни прежних иноков. Они порадовали Бога, подобно своим предшественникам, и, поэтому, Господь на веки прославил их здесь».
На это брат Иоасаф спросил Святого: «Сегодня утерян даже и след добродетели, и как ещё в мире могут обретаться избранные люди подобные сим?» «Брате Иоасаф! – ответил Великомученик, – сегодня в мире находится очень немного таких избранников. Но разница нынешнего времени такова: кто возделает хотя бы малую добродетель, по силе будет терпеть своего брата и никого не осуждать, за все благодарить Господа, тот «велий наречется во Царствии Небеснем».
«Ведь сегодня брате, - продолжал Святой Георгий, - добрый пример утерян, нет назидания. Зло же, гордыня, житейское тщеславие, разврат и бесстыдство умножились. И куда ни пойди, куда ни повернись – везде видишь только соблазн».
Потерялась истина, господствует ложь, преумножилась несправедливость, разнаго рода бесчестие и злоумышление. Из уст и сердец людей перестало исходить слово Божие. Вместо славословия Богу, умножается сквернословие и растление нравов. Охладевает любовь и забота о ближнем, насаждается ненависть, злоба, насилие и другие подобные пороки.
И как говорит Священное Писание: «уклонищася, вкупе непотребни быша, несть творяй благостыню». Следовательно, тех, кто возделывают добродетель, сегодня осталось очень немного и эти люди делают добро по собственному благому и доброму произволению. Они получают вечное воздаяние и прославляются Всеблагим Богом больше, чем святые древние, которые не сталкивались лицом к лицу со злом, превзошедшем сегодня всякую меру.
Поэтому все те, кто желает своего душевнаго спасения – найпаче же те, кто оставив ради любви ко Христу мир и суетные мирские блага, следуют высокому идеалу настоящаго монашества, должны сродниться с молитвой и с памятью смертной. Молитва же Иисусова «Господи Иисус Христе Сыне Божий помилуй мя», не должна сходить с их уст. Она должна быть соединена с их дыханием. Денно и нощно они должны молить Госпожу Богородицу и всех Святых, чтобы они предстательствовали о их душевном спасении, ибо «много бо может молитва Матерня ко благосердию Владыки» и «много может молитва праведника поспешествуема».
Сказав это брату Иоасафу, Святой Георгий повёл его дальше к Царю.
Идя к востоку, они издалека увидели большое здание, подобное величественному дворцу. Стены этого дворца были очень высоки. Они сделаны из чистаго золота, и сияя, освещали всю долину вокруг.
Ослепленный этим сладким и прекрасным светом, брат Иоасаф спросил: «Святый Георгие, что это за дворец там вдали?» - «Это дворец Единаго Царя, – ответил Святой, - и вскоре мы придём туда».
Когда они подошли ко дворцу, у входа их встретили высокопоставленные, славные мужи, все светлые и подобные Ангелам. Приветствовав Святаго Георгия и брата Иоасаф лобзанием во Христе, они ввели их в палату, сиявшую драгоценными камнями и золотом. Жемчуга и алмазы сияли, излучая сладкий и прекрасный свет. Справа от входа был изображён образ Господа нашего Иисуса Христа, а слева – сидящая на престоле Госпожа Богородица и Приснодева Мария.
Эта палата была наполнена неисчисленным множеством людей в монашеских одеждах, сияющих ослепительным светом и не поддающейся описанию славой. В руках эти люди держали кресты и ветви, источающие пьянящее благоухание.
Все эти люди вместе со Святым Георгием подняли брата Иоасафа на руки и, встав перед иконой Божией Матери, начали петь «Достойно есть…», их пение было столь мелодичным и прекрасным, что брату Иоасафу хотелось, чтобы оно никогда не заканчивалось. Потом, осенив себя знамением честнаго Креста, все эти благословенные святые люди поклонились святым образам Христа и Пресвятой Богородицы, и сказали монаху Иоасафу: «Брате, всё то, что ты видишь, совершается для тебя. Постарайся же стать хорошим, достойным и усердным монахом, чтобы придти сюда как модно скорее». Потом все святые ушли, оставив Святаго Георгия и брата Иоасафа вдвоём. Внезапно отворилась большая дверь, и из-за неё послышался некий сладкий глас: «Велико есть благоутробие твое Господи на сыны человеческия». И тогда брат Иоасаф увидел то, что как пишет Апостол Павел «око не виде и ухо не слыша и на сердце человеку не вздыша, яже уготовал Бог любящим Его». Он увидел великую прекраснейшую церковь, описать которую человеческим языком невозможно.
Посреди церкви стоял высокий и очень величественный престол, вид котораго был подобен раскаленным углям. Сияние, исходившее от этого престола, превосходило сияние солнечное. На престоле восседал Царь Славы, а вокруг Него стояло неисчисленное множество людей в воинских одеждах, сиявших как молнии. Царь был таким, каким изображается на иконе Владыка Христос. На Его главе был венец, украшенный драгоценными камнями, каждый из которых был подобен сверкающей молнии.
Красоту лица Господня описать невозможно. «Красен добротой паче сынов человеческих», - да! Изъяснению эти слова не поддаются! Постигнуть смысл красоты Господней может только тот, кто сам удостоится её увидеть.
ОН НЕ ИМЕЕТ ОДЕЯНИЯ БРАЧНА, ЧТОБЫ ВОЙТИ СЮДА
Стоя за дверями, брат Иоасаф не мог насытиться тем, что он видел. А Святый Георгий вошёл в храм, осенил себя крестным знамением, сделал три поклона и поклонился Царю. После этого он вышел за дверь, чтобы взять монаха Иоасафа и ввести его внутрь, однако услышал глас, говоривший ему: «Оставь его, он недостоин войти сюда, у него нет одеяния брачна».
Услышав эти слова, монахом Иоасафом овладел страх. Он подумал, что сейчас Царь предаст его осуждению, и стал дрожать от страха. Однако тут-же опомнившись, он со многим жаром и готовностью стал творить Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя и сотвори милость Твою». Святой же Георгий вновь вошёл внутрь, пал в ноги Спасителя и стал умолять Его, говоря: «Господи, воспомяни Кровь, пролитую Тобой на Кресте ради людей. Ты вочеловечился ради того, чтобы исцелить и спасти грешников. Поэтому молю и прошу тебя Господи, прости и сию грешную душу и выведи её на путь спасения. Веем Господи, яко неисчерпаемо есть море благоутробия Твоего».
А Царь отвечал Святому Георгию: « Георгие, ты хорошо знаешь ту любовь, которую я проявил к нему, и ту милость, которую я ему оказал, дав ему познать сокровенные тайны Моей божественной любви, о которой просили многие великие подвижники, но не получили того, чего удостоился принять он. В его душе нет Моей любви, он презрел Меня и предпочёл нерадение. Ради временных благ мира сего, он пренебрёг Мной и Моей любовью. Поэтому он не достоин прощения».
Святой же Георгий, продолжая лобызать ноги Господа, вновь стал просить: «Да Господи, я очень хорошо знаю, что если Ты станешь судить Его по своей правде, то он не только не должен быть прощён, но ещё и окажется достоин наказания. Однако вновь прошу тебя Господи – пусть преизбыточествует на нём Твоё милосердие. Ты Господи знаешь - его произволение и сокровенные тайны сердца его пред Тобою всегда открыты. Исполни прошение сердца его, и спаси его силою Твоею, Владыко Многомилостиве.
Ты знаешь Господи, что мир лежит во зле. Сегодня умножился грех и нет добраго примера, увеличилось зло. Так пусть же преизбыточествует Благодать Твоя Господи, чтобы спасся раб Твой сей, потому что он имеет доброе произволение, однако побеждается злой привычкой. Прошу Тебя, помоги ему и спаси его».
ДОЛГОТЕРПЕНИЕ ВЛАДЫКИ ХРИСТА
На это владыка Христос ответил Святому: «Возлюбленный Георгие, Я вижу и знаю то в каком состоянии находится мир, то, как нарушаются Мои заповеди, то что оскудела добродетель и возобладала злоба. Мир осквернился мужеложством, прелюбодеянием, блудом, несправедливостью, разнообразным бесчестием и злоумышлением. Меня огорчают не только мирские мужи и жёны, но и православные христиане, монахи, священнослужители – все вместе они ежедневно уязвляют мою утробу и своими беззакониями вновь пригвождают Меня ко кресту. Всё это я невзлобиво терплю, Я долго терплю, ожидая покаяния и исправления, хотя бы одного из них. Я хочу и желаю того, чтобы все люди спаслись и никто из них не пошёл бы в вечную муку. Ради этого Я пролил на Кресте Свою Кровь, ради этого Я приношу Себя в жертву ежедневно. Но они – вместо того, чтобы исправиться, каждый день Меня поносят и хулят. И тот, за кого ты просишь – даже до нынешнего дня он не прекращал творить свою волю. Посредством многих духовников Я не прекращал указывать ему правильный путь спасения, однако он делает прямо противоположное – впадает в нерадение, презирает Мои заповеди, пренебрегает Моей любовью и жертвой, презирает их и не внимает им. Я люблю его – и каждого человека, Я каждый день приношу Себя в жертву ради них, но они Меня презирают».
Тогда Святой Георгий вновь пал в ноги Господу и лобызая их, произнёс: «Господи, вспомни кровь мою, которую я пролил ради любви к Тебе и даруй мне сию душу. Да Господи, молю Тебя простить его и удостоить его испить чашу любви, которая есть чаша очищения. Он и сам желает испить эту чашу и творить Твою святую волю».
ЧАША СПАСЕНИЯ
И Владыка Христос с радостным лицом ответил: «Георгий, пусть будет так, как ты хочешь». Протягивая из Своей десницы чашу, Он сказал Святому: «Возьми сию чашу, наполненную питием, и дай ему выпить её полностью, потому что чаша сия Моей любви. Все святые пили из сей чаши, питие которой в суетной земной жизни означает мучения, горесть и воздыхания, болезни, огорчения и многие испытания. А в конце эта чаша оканчивается мученичеством и смертью тела ради того, чтобы очистилась душа. Вечно будет радоваться со Отцем, со Мною и со Святым Духом тот, кто с терпением и выдержкой выпьет сию чашу до последней капли – «в жизнь вечную».
Святой Георгий, исполненный радости, дерзновения и веселия взял из рук Владыки Христа чашу, наполненную красным вином. Господь благословил чашу, и Святой передал её брату Иоасафу, который со многой готовностью осенил себя крестом и выпил её до последней капли. Вино показалось Иоасафу настолько вкусным и сладким, что в нем тут же воспламенилось пламя любви – настолько сильное, что будучи уже не в силах сдерживаться, он вбежал внутрь храма, подбежал к престолу и со многою любовью и трепетом обнял ноги Христа, лобызая их со многою радостью, не желая вставать и уходить от Царя.
Тогда он услышал глас, говорящий: «Георгие, возьми брата Иоасафа и пусть он идёт подвизаться, чтобы стяжать Мою прежнюю любовь, которую он потерял от нерадения. И тогда он будет достаточно подготовлен, Я в подходящее время удостою его испить ту Чашу, которую испил Я».
Спутник брата Иоасафа, Святой Георгий, поднял его на ноги. Они сделали по три земных поклона и поклонившись пречистым ногам Господа, горячо возблагодарили Его и вышли из блистающего храма, в прилегавшее к нему предворие, где с лобызанием попрощались со всеми, кто находился там - «во дворцех Господних».
«Святый Георгие, – спросил брат Иоасаф, - возлюбленный мой брат, нет ли возможности, чтобы я остался здесь, где мы сейчас находимся, и не возвращаться в мир?»
«Дорогой мой брате, – ответил Святой, - это невозможно, потому что, как ты слышал, воля Господа в том, чтобы я отвёл тебя назад, чтобы ты подъял подвиг, приготовил себя всевозможными добродетелями, сохранил все заповеди Господни, был испытан страданиями и был очищен подобно тому, как золото очищается огнём. Так будешь очищен и ты – под ударами жизненных лишений и огорчений, после того, по праву милости и воли Христа Спасителя ты придешь, чтобы поселиться здесь и вечно наслаждаться Его славой».
ПОСЛЕДНИЕ НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ
Итак, вновь пройдя через прекрасную долину и увидев то, о чём мы говорили раньше, Святой Георгий и брат Иоасаф, спустились к подножию горы. Святой Георгий взял отца Иоасафа за руку и они взошли на узенький мостик. Когда они дошли до его середины, Святой остановился и произнёс: «Царство Божие нудится и нуждницы восхищают его». Ты видел милосердие Божие, не окажись же неблагодарным и непризнательным нашему Благодетелю Богу. Подвизайся, чтобы вновь стяжать свою первую любовь, и тогда будь уверен, что Благодать Божия, покров и помощь Госпожи Богородицы всегда будут с тобой. Но и я не оставлю тебя без помощи». После этих слов Великомученик трижды запечатлел отца Иоасафа знамением Креста и стал невидим.
ВРАГ НЕ МОЖЕТ НАНЕСТИ ВРЕДА ИСТИННОМУ ХРИСТИАНИНУ
Тут же из глубин тёмной пропасти послышались раскаты грома, шум и голоса, говорившие: «Сейчас, когда этот монах остался один, давайте сбросим его вниз». Бесы скрипели зубами, кричали, поднимали великое смущение и беспокойство, но ни один из них не дерзнул приблизиться к монаху Иоасафу. Они только устрашали его, делая вид, что сейчас на него набросятся и жуткими голосами кричали: «Придите все, и сейчас пока не пришёл Георгий, давайте сбросим его вниз».
Оказавшись без помощи на середине страшнаго моста, брат Иоасаф не мог идти ни вперёд ни назад – и не знал, как ему избегнуть рук лукавых бесов. Находясь в столь затруднительном положении, он воздел глаза к небу и произнёс: «Господи помоги мне в это мгновение, когда преисподние бесы подвергают меня опасности пасть в глубины адовы». И тот час с небес послышался глас, говоривший ему: «Брате, не предавайся нерадению. Твори молитву: «Господе Иисусе Христе…» и предстательством Госпожи Богородицы, если ты будешь стараться совершать добрые дела и хранить веру, бесы не в силах будут тебе повредить. Не бойся, и будешь спасён».
Тут же брат Иоасаф с усилием стал творить Иисусову молитву и призывать предстательство и помощь Госпожи Богородицы и Великомученика Георгия. И не поняв как это произошло, он увидел себя молящимся в стасии храма конака Свято-Пантелеймонова монастыря в Кариес, во время Божественной Литургии.
Так закончилось видение, бывшее первому старцу и основателю иконописного братства Иоасафеев в Кавсокаливском Скиту монаху Иоасафу, родом из Кесарии Каппадокийской. Это видение было ему, когда ещё находясь в общежительном монастыре Св. Пантелеймона, в котором в то время вместе подвизались и русские и греческие монахи, он нёс послушание смотрителя конака в Кариесе. Вскоре, после этого видения, он вместе с другими отцами ушёл из этой обители и поселились в пустынной местности Афона, называемой «Керасья». Там он построил келью во имя Святаго Великомученика Георгия и вседушно отдал себя деланию умной молитвы. Денно и нощно устами, умом и сердцем он творил молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», и приводя себе на память божественные картины бывшего ему видения.
Он не переставал рассказывать о бывшем ему видении, о том, что он видел и слышал, братии своей кельи, и так этот душеполезный рассказ до старцев наших старцев. Иконописанию и он и члены его братства научились ещё будучи в монастыре Св. Пантелеймона.
Из «Керасьи» около 1880 года, их братство перешло ниже в Кавсокаливский Скит. В этом Скиту они тоже основали прекрасную келью Иоасафеев, с прекраснейшим храмом Св. Георгия. Там через несколько лет отец Иоасаф Благодатью Божией достиг преподобнической и блаженной кончины, отойдя ко Господу.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.