13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Зеньковский Василий, протопресвитер
Зеньковский В., прот. К десятилетию со дня смерти С. Л. Франка
Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.
Прот. В. ЗЕНЬКОВСКИЙ
К ДЕСЯТИЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ С. Л. ФРАНКА
В декабре этого года исполняется десять лег со дня смерти замечательного русского философа и писателя — Семена Людвиговича Франка. Хочется напомнить всем об огромном значении его творчества, которое вошло в историю русской культуры, как богатейший вклад в нее.
С. Л. был прежде всего выдающимся философом, едва ли не самым замечательным среди русских мыслителей. Его мировоззрение, начиная с первой его большой книги («Предмет знания») и кончая вышедшей уже после смерти книгой «Человек и реальность», оставалось все время цельным, — одна основная идея (защита понятия интуиции) пронизывает собой и теорию познания и метафизику, и антропологию. В философской системе Франка над всем доминирует мысль о «Первореальности» — непостижимой, но всюду себя отражающей и это придает системе Франка по существу религиозный характер.
Франк писал чрезвычайно ясно и четко, в его мысли не было ни расплывчатости ни ненужной туманности -—в этом смысле Франк стоит среди русских философов на первом месте. Укажем на превосходную книгу С. Л. «Свет во тьме», посвященную проблемам морали — доступность и ясность изложения соперничает здесь с глубиной содержания.
С. Л. очень много писал по вопросам литературы, — его последней книгой по литературе была превосходная работа о Пушкине, как мыслителе (этюды о Пушкине). Не менее замечательны его другие литературные статьи, особенно ценна его статья о Тютчеве.
Хочется еще напомнить его этюд «Крушение кумиров», где дана суровая, но и правдивая и обоснованная критика былых русских «кумиров», — идеологических построений русской интеллигенции XIX века. Это лучшая книга по анализу всей дореволюционной русской идеологии. Но Франк не был пессимистом — в его публици-
79
стических статьях, особенно в книге «Свет во тьме» есть всегда призыв к творческому преображению жизни — к «реформе бытия», как он выражается. Это в сущности новая теория прогресса, свободная от недостатков прежней теории прогресса.
К творчеству Франка должно всегда возвращаться, чтобы искать в нем вдумчивого и глубокого анализа основных тем культуры и жизни.
80
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.